Зачало евангельские столпы их практическое употребление в течение года. Великопостное чтение евангелия

Евангелие второе, от Луки, зачало 94

В то время вошёл Иисус в Иерихон. И вот, был человек, по имени Закхей, и он был старший мытарь, и был он богат. И старался он увидеть Иисуса, кто Он, и не мог из-за толпы, потому что был ростом мал. И забежав вперёд, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, так как Он должен был проходить той дорогой. И придя на это место, Иисус посмотрел наверх и сказал ему: Закхей, поспеши слезть; ибо сегодня надо Мне быть у тебя в доме. И он слез поспешно, и принял Его с радостью. И увидев, все начали роптать и говорили: Он остановился у человека-грешника. А Закхей встал и сказал Господу: вот, половину того, что имею, Господи, я даю нищим, и если у кого что неправедно вынудил, возмещу вчетверо. И сказал ему Иисус: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраамов. Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее.

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Ектения

Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Хор: Господи, помилуй. (Трижды )

Ещё молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении и отпущении грехов раба Божия [или : рабы Божией] (имя ).

Хор: Господи, помилуй. (Трижды )

О прощении ему [или : ей] всякого согрешения вольного и невольного, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй. (Трижды )

Возглас священника : Ибо Ты – милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

И второй Священник произносит молитву

Боже великий и вышний, от всего творения принимающий поклонение, премудрости источник, благости поистине непостижимая бездна и милосердия беспредельная пучина! Сам человеколюбивый Владыка, дел предвечных и дивных Боже, Кого никто из людей мыслью не может постигнуть, воззри, услышь нас, недостойных рабов Твоих, и когда мы во имя Твоё великое, этот елей приносим: ниспошли исцеления и отпущение грехов по дару Твоему и исцели его [или : её] по множеству милости Твоей. Так, Господи, скорый к примирению, один милостивый и человеколюбивый, сожалеющий о злых делах наших; знающий, что мысль человека привержена к пороку от юности его; не желающий смерти грешника, но чтобы он обратился и жил; ради спасения грешных вочеловечившийся, будучи Богом, и создавшийся во чреве ради создания Твоего. Ты сказал: «Я пришёл призвать не праведных, но грешных к покаянию»; Ты взыскал овцу пропавшую; Ты потерянную драхму усердно взыскал и обрёл; Ты сказал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон»; Ты блудницей, священные Твои ноги слезами оросившей, не возгнушался; Ты сказал: «Сколько бы ты раз ни пал, восстань, и будешь спасён»; Ты сказал, что радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся. Сам взгляни, милосердный Владыка, с высоты святой Своей, осенив всех нас, грешных и недостойных рабов Твоих, благодатью Святого Духа в час сей, и вселись в раба Твоего [или : рабу Твою] (имя ), познавшего [или : познавшую] свои согрешения и приступившего [или : приступившую] к Тебе с верою. И, приняв его [или : её] со свойственным Тебе человеколюбием, если он [или : она] в чём согрешил словом, или делом, или помышлением, согласись изгладить всё и очисти его [или : её] от всякого греха. И, всегда пребывая с ним [или : ней], сохрани его [или : её], чтобы он [или : она] в оставшееся время жизни своей поступал [или : поступала] по заповедям Твоим и больше не делался [или : делалась] радостью диаволу, но да будет и в нём [или : ней] прославлено всесвятое имя Твоё.

Возглас : Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Христе Боже, и Тебе славу воссылаем с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

После же молитвы второй Священник берёт второй стручец и, омочив его в святом елее, помазывает болящего, произнося молитву : «Отче святой, врач душ и телес».

Диакон: Будем внимать.

Священник третий : Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Диакон: Премудрость!

Прокимен, Глас 3

Господь – просвещение моё и Спаситель мой: кого убоюсь?

Стих: Господь – защитник жизни моей: от кого устрашусь?

Пс 26:1А, 1Б

Диакон: Премудрость.

Чтец: К Коринфянам послания святого Апостола Павла чтение.

Диакон: Будем внимать.

Из книги Переложения автора Пробатов Василий

Евангелие от Луки 1 глава Многие стали сказанья о том составлять,Что с достоверностью нам довелось несомненнойОт очевидцев самих в свое время узнать,Бывших слугами Христа во все дни неизменно.А потому досточтимый Феофил и я,Все разсмотрев от начала со строгостью

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Евангелие от Луки Ангел Гавриил предсказывает Захарии рождение Иоанна. Евангелие от Луки 1:5-14, 16-22 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем

Из книги Том 4. Аскетическая проповедь автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Поучение на 54 зачало Евангелия от Луки, читаемое во все праздники Божией Матери О телесном и душевном подвигах Спаситель мира во время странствования Своего по земле в юдоли нашего изгнания и страданий посетил двух благочестивых жен, родных сестер, Марфу и Марию, живших в

Из книги Книга о Библии автора Крывелев Иосиф Аронович

Евангелие от Луки Автор евангелия от Луки начинает изложение с обращения к некоему Феофилу и сообщает о том, что именно ему он адресует все написанное. При этом свое намерение написать евангелие автор мотивирует тем, что «уже многие начали составлять повествования о

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Второе пришествие Христово (Луки 17:20-37). На вопрос фарисеев: когда придет Царство Божие, Господь отвечает: «Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот оно здесь, или вот там. Ибо вот Царство Божие - внутри вас». Для Царствия Божия не назначено определенного

Из книги Догматы Христианства автора Кадри Абдулу Хамиду

Евангелие от Луки Третье Евангелие - от Луки. Преподобный Сомервиль считает, что написано оно, по-видимому, примерно в 80 г. н. э., хотя может быть на несколько лет раньше или позже . Лука, составитель этого Евангелия был, согласно посланию Павла, врачом . Среди

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Евангелие первое, от Луки, зачало 53 В то время законник некий подошёл к Иисусу, искушая Его, и сказал: Учитель, что я должен сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в Законе что написано? Как читаешь? Он же сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем

Из книги Что такое Библия? История создания, краткое содержание и толкование Священного Писания автора Милеант Александр

Евангелие третье, от Матфея, зачало 34Б В то время, призвав двенадцать учеников Своих, Иисус дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и исцелять всякую болезнь и всякую немощь. Этих двенадцать послал Иисус и дал им такие повеления: на путь к язычникам не идите и

Из книги автора

Второе послание к Коринфянам, зачало 182Б Братья, мы храм Бога Живого, как сказал Бог: «Вселюсь в них и буду ходить среди них, и буду их Богом, и они будут Моим народом. Поэтому выйдите из среды их и отделитесь, – говорит Господь, – и к нечистому не прикасайтесь, и Я приму вас, и

Из книги автора

Евангелие четвёртое, от Матфея, зачало 26 В то время, придя в дом Петра, Иисус увидел, что тёща его лежит в горячке. И Он коснулся руки её, и оставила её горячка; и она встала и служила Ему. С наступлением же вечера привели к Нему многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и

Из книги автора

Второе послание к Коринфянам, зачало 168 Братья, мы не хотим, чтобы вы пребывали в неведении о скорби нашей, происшедшей в Асии, что мы были удручены чрезмерно, сверх силы, так что мы потеряли надежду и остаться в живых; но сами в себе мы получили осуждение на смерть, чтобы

Из книги автора

Евангелие пятое, от Матфея, зачало 104 Сказал Господь притчу сию: подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Пять из них было неразумных, и пять разумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой елея;

Из книги автора

Евангелие шестое, от Матфея, зачало 62 В то время удалился Иисус в пределы Тирские и Сидонские. И вот, женщина-Хананеянка, из той области, вышла и начала кричать: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь мою жестоко мучит бес. Он же не ответил ей ни слова. И подойдя, ученики Его

Из книги автора

Евангелие седьмое, от Матфея, зачало 30 В то время, проходя, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И было: когда Он возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и с

Из книги автора

Евангелие от Луки Древний историк Евсевий Кесарийский говорит, что Лука происходил из Антиохии, и потому принято считать, что Лука был, по своему происхождению, язычник или так называемый «прозелит», то есть язычник, принявший иудейство. По роду своих занятий он был

У каждого, кто читает Евангелие и Апостол на каждый день из церковного календаря, вероятно, возникает вопрос, что обозначают слова «зачало...» и «от полу», которые, как правило, стоят рядом с указанием глав Священного Писания, которые надо прочитать сегодня.

Оказывается, зачалом называется пронумерованный отрывок из Евангелия или Апостола, предназначенные для чтения во время богослужения в тот или иной день. Деление это можно увидеть только в специальном служебном Новом Завете, оно имеет огромный смысл: каждое зачало образует из себя небольшой завершенный сюжет из жизни Иисуса Христа, из Его бесед и поучений; а также какое-либо богословствование о Сыне Божием, Его искупительной Жертве, а также о духовном возрастании в вере чад Церкви.

Эти сюжеты - зачала - привязаны к определенному событию. Бывают «рядовые зачала» или праздничные: Двунадесятые праздники, Богородичные, память святых, для богослужений во время Великого поста, для «общих служб» святым, зачала «на всяку потребу» (для таинств и треб) и т.д. Евангелие и Апостол делятся на зачала таким образом, что в течение года прочитывается весь Новый Завет. В служебном Новом Завете перед зачалом помещается звездочка, а под строкой указывается дата чтения зачала. Там же, под строкой, называются и слова, какими нужно начинать чтение зачала: «Во время оно», «Рече Господь...» Конец евангельского чтения указывается в самом тексте киноварью (красным цветом - прим.ред.), например: «конец недели», «конец пятку». Когда же Евангельское чтение состоит из нескольких мест: или различных глав, или даже различных евангелистов, то такой переход в самом тексте обозначается так: «преступи Кресту», и «чти Кресту».

Как уже было сказано выше, Священное Писание разделено на зачала таким образом, чтобы все отрывки уложились в годовой богослужебный круг, который начинается с Пасхи. Евангелие и Апостол были разделены много-много лет назад преподобным Иоанном Дамаскиным и преподобным Феодором Студитом. Первое евангельское зачало – «В начале было Слово...» (Ин. 1:1-17); первое апостольское – «Первую книгу написал я к тебе...» (Деяния. 1:1-8). Год в церковном исчислении времени, относительно чтения Евангелия и Апостола, разделяется на три следующих периода:

Первый период заключает в себе восемь седмиц (недель), начиная от Пасхи до Пятидесятницы, или недели Троичной (включительно);

Второй период заключает в себе тридцать шесть седмиц, начинается первым воскресением по Пятидесятнице и продолжается до Великого поста;

Третий период заключает в себе седмицы Великого поста.

Что такое «зачало», уже более или менее понятно... Но что за странное словосочетание «от полу», порой сопровождающее его?

Давайте разберемся и в этом.

На вечерне, утрене и часах, во всех случаях, когда положено чтение Евангелия на этих службах, читается только одно евангельское зачало. Даже если по Уставу на утрене полагается несколько Евангелий (чтение 12-ти Евангелий на утрене Великой Пятницы или чтение двух Евангелий на утрене в случае Благовещения в Великую Субботу), каждое их них читается отдельно в определенном месте последования утрени, а не вместе с каким-то другим зачалом. В то же время на литургии не только возможно чтение нескольких зачал, но даже гораздо чаще по Уставу положено читать два зачала, тогда как чтение одного зачала бывает относительно редко. Главным образом, это связано с существованием подвижного и неподвижного круга богослужения, так что на литургии в большинство дней года употребляются чтения двух кругов: рядовые (1-е приложение богослужебного Евангелия) и неподвижным праздникам (месяцеслов, 2-е приложение). Также в некоторые дни года совершается сразу два праздника, каждый из которых имеет свое Евангелие. Далее рассмотрим, в каких конкретных случаях полагается читать одно, два или три зачала.

Одно евангельское чтение на литургии читается в следующих случаях:

1. На Господские двунадесятые праздники в любой день недели читается только Евангелие праздника. В воскресные дни рядовое чтение или отменяется вовсе, или же переносится на следующее воскресенье (это возможно тогда, когда количество воскресных дней между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее больше 32 и когда действует правило «отступки»). Рядовое чтение в седмичные дни переносится на предыдущий день (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу) или на следующий день (если праздник случится в понедельник).

2. На Богородичные, великие и бденные праздники в седмичный день (кроме воскресенья) читается только Евангелие праздника. В этом случае рядовое чтение переносится на предыдущий день (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу) или на следующий день (если праздник случится в понедельник).

3. В некоторые воскресные и седмичные дни периода пения Постной и Цветной Триоди отменяются службы Минеи, в этих случаях читается только рядовое (дневное) Евангелие.

4. В дни памяти святых без знака, которым не положено в Уставе евангельское чтение, читается только рядовое Евангелие (например, 10, 27 сентября, 10, 30, 31 октября и др.).

5. В отдания Господских двунадесятых праздников читается только рядовое чтение (см. 21 сентября), исключая вариант, если в этот день случится память великого святого.



Два евангельских чтения положены на литургии гораздо чаще, чем одно, а конкретно в следующих случаях:

1. В воскресные дни, если случится Богородичный праздник или святой, которому в Типиконе назначается евангельское чтение (почти все святые в месяцеслове, кроме некоторых святых без знака, имеют особое евангельское чтение на литургии), читаются воскресное Евангелие и праздника (святого).

2. В седмичные дни в случае памяти святых с полиелеем, славословием и шестеричных, а также вообще всех тех святых, которым в Типиконе назначается Евангелие, читаются рядовое зачало и зачало святому. Причем рядовое читается первым во все дни седмицы, кроме субботы. Лишь в субботние дни периода от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее предваряет чтение святого и только затем читается рядовое (см. Типикон, глава 12-я), исключая периоды предпразднства и попразднства двунадесятых праздников. Однако от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых и по субботним дням первым читается рядовое чтение (см. Типикон, глава 49-я, последование Недели о мытаре и фарисее, 5-е «зри»).

3. Если в седмичный день случится недвунадесятый праздник Господский или Богородичный, соединяемый со службой святому, которому Устав назначает отдельные Апостол и Евангелие (например, 1 сентября, 1 и 26 октября, 27 ноября, 1 августа и др.), то читаются два зачала, причем прежде идет Евангелие праздника, затем святого. В этом случае рядовое чтение дня седмицы переносится на предыдущий день (см. Типикон, 1 сентября).

4. В отдания Богородичных двунадесятых праздников всегда читается два Евангелия. При этом если не совершается служба святому, то читаются рядовое зачало и праздника (см. 12 сентября). Если же Устав назначает в отдание еще и службу святому (на отдание Введения во храм Пресвятой Богородицы - 25 ноября, а также в случае полиелейного или бденного святого), то читаются Евангелия праздника и святого.



Три Евангелия читаются достаточно редко, причем в этом случае всегда одно из чтений присоединяется к какому-то из двух других (чаще всего к первому) и читается «под зачало». Последнее выражение означает, что присоединяемое зачало не имеет вводной фразы и переход к нему не выделяется голосом или интонацией, то есть чтение двух зачал происходит как в случае одного зачала с «преступкой». Так что внешне чтение трех Евангелий ничем не отличается от чтения двух зачал. Укажем три основных случая, когда может иметь место чтение трех Евангелий на литургии:

1. В предпразднства двунадесятых праздников, накануне праздников великим и бденным святым, а также накануне недвунадесятых праздников Господских и Богородичных, соединяемых со службой рядовому святому, почти всегда читается три Евангелия. Это объясняется тем, что рядовые чтения, положенные в день самого праздника, в указанных случаях переносятся на предыдущий день (если праздник случится в понедельник, то на следующий, на вторник). Если же и рядовой святой в этот день имеет отдельное Евангелие, то получаем, что необходимо прочитать три чтения: рядовое чтение настоящего дня, рядовое чтение грядущего дня и чтение святого. Легко понять, что два рядовых чтения в этом случае объединяются «под зачало», то есть читаются как одно чтение, а затем отдельно читается Евангелие святого (см. Типикон, 20 ноября). Кстати, в этом случае часто не возникает никаких проблем с объединением двух рядовых чтений, так как нередко они идут последовательно, друг за другом, или же находятся довольно близко.

В качестве иллюстрации обратимся к двум конкретным случаям. Так, 25 июня 2008 года, день памяти преподобномученицы Февронии, приходится на вторник 3-й седмицы по Пятидесятнице. Накануне, в понедельник, празднуется Рождество Иоанна Предтечи, великий праздник, так что рядовое Евангелие понедельника переносится на вторник. Следовательно, во вторник читаются зачало 40-е от Матфея (рядовое чтение понедельника), 41-е зачало от Матфея (за вторник) и от Луки зачало 33-е (святой). Первые два зачала читаются подряд как одно чтение: началом является вводная фраза зачала 40-го, а заканчивается это составное чтение там, где обозначен конец зачала 41-го. Таким образом, получается единый отрывок Мф. 11, 2–20. Затем в качестве отдельного, второго Евангелия читается зачало святой.

Другой пример: 20 ноября 2008 года, предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы и память преподобного Григория и святителя Прокла, приходятся на среду 24-й седмицы по Пятидесятнице. Следующий день, четверг,- двунадесятый праздник, потому рядовое чтение четверга переносится на среду. Таким образом, 20 ноября читаются три Евангелия: рядовое чтение среды (с учетом Воздвиженской преступки получается Лк. зач. 90), рядовое чтение за четверг (Лк. зач. 92) и чтение святым (Ин. зач. 36). Первые два рядовых Евангелия читаются под зачало как одно чтение, причем интересно, что зачало среды, само имеющее «преступку», заканчивается там, где начинается чтение четверга, так что не произойдет даже никакого смыслового разрыва между рядовыми чтениями. Затем отдельно читается Евангелие святым.

2. Если в неделю случится Господский недвунадесятый праздник, соединяемый со службой святому (1 сентября, 26 октября, 1 августа), то читаются три Евангелия: праздника, рядовое воскресное «под зачало» и святого. Очевидно, что объединяются в одно зачало именно чтения Господского праздника и воскресное, так как воскресная служба также посвящается Господу Иисусу Христу. Причем всегда это первое составное Евангелие будет чтением с преступкой, так как чтения праздника и воскресное могут находиться даже в различных Евангелиях.

3. В Недели пред Воздвижением и по Воздвижении, имеющие особые чтения, зачастую также читается три Евангелия, так как в эти воскресные дни не отменяется служба Минеи. Таким образом, в Неделю пред Воздвижением, например, будут читаться следующие чтения: Недели пред Воздвижением (зачало 9-е от Иоанна), рядовое воскресное «под зачало» и святого Минеи (см. Марковы главы 7 сентября и 8 сентября, «аще в неделю»).

Евангелие — нет более ценимой книги для христианина. Четыре книги, написанные апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом, описывают жизнь, учение, смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа. И в богослужении Православной церкви чтение Евангелия занимает особенное место. Богослужебное Евангелие, обычно богато украшенное, всегда лежит на Престоле, и только иногда выносится для поклонения верующим. Чтение Евангелия всегда приходится на смысловые вершины богослужения. Главное место чтения Евангелия — это Литургия. Для удобства понимания, обычно Литургию делят на три части, вторая часть, начинающаяся с возгласа священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» и до отпуста оглашенных: «Елицы оглашенные изыдите», называется Литургией оглашенных, или Литургией слова. В древней церкви на этой части Литургии разрешалось присутствовать кающимся и не крещенным, но готовящимся принять крещение (оглашенным). Вершиной этой части Литургии является чтение Священного Писания Нового Завета (Апостол и Евангелие). Данные чтения и следующая за ними проповедь назидала как церковную общину, так и людей, готовящихся в нее войти. Евангелие читается и на воскресной утрени, и на праздничной утрени, когда совершается полиелей. Чтение Евангелия на утрени может быть необычным: вспомним последование 12 Страстных Евангелий, которое у нас обычно совершается в Великий Четверг вечером. Но бывают и другие случаи, когда Евангелие читается на менее важных службах, и тогда его чтение ставит эти службы в совершенно особое положение. Например, Евангелие может читаться и на вечерне, но это редчайший случай: вечерня первого дня Пасхи, вечерня в Великий Пяток. Конечно, это дни совершенно особые, имеющие исключительный богослужебный устав.

Есть еще более удивительный случай — чтение Евангелия на часах. Часы — это самая скромная служба, но три раза в год совершается особое последование, которое в Русской церкви получило название Царские Часы. Эти необычные часы совершаются в Навечерие Рождества и Крещения, а также в Великий Пяток. Но, называя эти часы Царскими, церковный устав полагает их совершение накануне самых великих праздников. Читают Евангелие на часах и в первые три дня .

Не всегда современный верующий человек может посещать великопостное богослужение. Если ходить в храм Великим Постом только по воскресным дням, то сложно почувствовать великопостные особенности богослужения, посредством которых сообщается нам дух Великого Поста. Служба в выходные, по крайней мере, ничем не отличается от обычной. Но, если побывать на службах в будние дни, то возникает некое недоумение — на службах не читается Евангелие. Да, на вечерне и на шестом часе читаются паремии — особые Ветхозаветные чтения из книг Бытия, Премудрости Соломоновых и пророка Исайи. Но привычного чтения Евангелия, по крайней мере в первые недели Великого поста, нет. В этом есть особый духовный смысл. Великий пост — время не для обычной человеческой радости о земном. Постом мы отказываемся от скоромной пищи и увеселений и покаянием и постом готовим себя к празднику праздников — Святой Пасхе. А это имеет прямое отношение к чтению Евангелия. Евангелие — это непременная радость, благая весть, так переводится название этих книг на русский язык. И Церковь мудро рассудила, что Евангелие, как и совершение полной Литургии, возможно только в субботу и воскресенье Великого поста. Но все же, мы начинаем слышать Евангелие на часах в будние дни поста. В разных храмах это происходит по-разному. Где-то только с шестой седмицы Поста, где-то по средам и пятницам, начиная со второй седмицы, а где-то мы слышим Евангелие на часах почти весь Великий пост.

Типикон, предписывает вычитывать всех четырех Евангелистов (Евангелие от Иоанна вычитывается не до конца) на часах понедельника, вторника и среды Страстной седмицы. Данная традиция, появилась в XI веке и постепенно распространилась по всему православному миру. Страстная седмица имеет ярко выраженный изобразительный характер, и этим сильно отличается от богослужения других дней церковного года. Каждая служба обозначает какое-то событие в истории Страстей Господних. К примеру, Литургия Великого Четверга изображает Тайную вечерю, утреня 12 Евангелий и часы Великой Пятницы — события ночи и утра Страстей и Распятие Господа, а евангельские чтения вечерен Великих Понедельника и Вторника повествуют о поучениях Христа, произнесенных Им на Елеонской горе, то дневное время первых трех дней Страстной седмицы оставалось лишенной какой-либо конкретной символики. Поскольку из Евангелия известно, что в эти три дня Господь днем учил в Иерусалимском храме, то в качестве воспоминания этих событий и было избрано чтение священником (изображающим, таким образом, Самого Христа) Евангелия (как Слова Христова) в храме (указывающем на Иерусалимский храм) в течение всего долгого дневного времени понедельника, вторника и среды (для этого Евангелие и читается целиком).

Наполнение чтений часов не имеет значения, в отличие от Евангелий Утрень и Вечерен, где конкретные зачала говорят о конкретных событиях Страстной. Традиция чтения Евангелия на часах первых трех дней Страстной седмицы исторически — сравнительно поздняя; но в сознании людей она превратилась в обязательный элемент, причем произошла и некоторая трансформация: многие теперь уже думают, что нужно не просто изобразить проповедь Христа в храме, а обязательно вычитать все Евангелия от начала и до конца. Поскольку сделать это за первые три дня Страстной — трудновато, так как придется провести в храме очень много времени (хотя в этом именно и состояла мысль тех, кто ввел эту практику: изобразить проповедь Христа в храме от утра и до вечера, изобразить предельно буквально), то Евангелия многие начинают вычитывать заранее, до Страстной седмицы, в течение рядовых великопостных седмиц. Такая практика широко распространена сегодня в России. Но, конечно, вычитывание Евангелия вне Страстной седмицы придает будним великопостным службах несвойственную им по Уставу торжественность. Лучшим вариантом сокращения, но с сохранением исключительного места в часах лишь Страстной седмицы, является практика вычитывания лишь одного Евангелия от Иоанна Богослова. Так делают в некоторых духовных школах Русской Православной Церкви.

Протодиакон Дмитрий ПОЛОВНИКОВ



Проповедь Протоиерея Александра Шаргунова


Ин., 52 зач., 15, 17-16, 2, зач. 52











Проповедь Протоиерея Александра Шаргунова

Ин., 52 зач., 15, 17-16, 2, зач. 52

Господь сказал: сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, пот...

Проповедь Протоиерея Александра Шаргунова

Ин., 52 зач., 15, 17-16, 2, зач. 52

Господь сказал: сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Христос - воплощенная любовь. Возлюбив Своих учеников до конца, Он дает им заповедь о любви. «Сие заповедаю вам, да любите друг друга». Он говорит так, будто хочет многое возложить на них в их служении, но называет только это одно: «Да любите друг друга».

Но в мире существует ненависть, которая есть печать антихриста, царства диавола, как любовь - печать Христова. Те, в ком эта ненависть, и есть мир, они - дети мира сего в отличие от детей Божиих. Мир - человеческое общество, организованное без Христа и против Христа. Его составляют иудеи и язычники, которые находят согласие в противостоянии Христу и Его служителям. Христос окружает Своих великой заботой, но им дается «жало в плоть» - гонение за Христа. Христос дает верующим в Него служение, исполненное многих трудов и скорбей, и утешение, все превосходящее, - заповедь о любви друг ко другу. Чем больше ненавидит нас мир, тем больше мы должны любить друг друга. Когда мы окружены со всех сторон врагами, мы должны держаться вместе.

Велика вражда мира по отношению к тем, кто Христовы. Мир ненавидит их. Те, кого Христос благословляет, мир проклинает их. Мир никогда не глядит благосклонно на наследников небес. «Они будут гнать вас», - говорит Христос. Все, желающие жить благочестно о Христе Иисусе, будут гонимы. Господь посылает их как овец среди волков. Мир будет отвергать их, потому что они не принадлежат Ему. «Если бы вы были от мира, от его духа, мир любил бы вас как своих». Но они не принадлежат миру, потому что Христос избрал их от мира. По этой причине мир ненавидит их. Мир ненавидит их, потому что их жизнь - осуждение миру. Поистине небезопасно быть подлинно благочестивым, небезопасно открыто утверждать несравненно более высокие нормы жизни, чем те, которых придерживаются все. Мы помним слово преподобного Антония Великого, сказанное в IV веке: «Придет время, когда скажут: ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участие в общем безумии. Но мы заставим тебя быть как все». Слово «агиос» - святой - переводится как «отличающийся от других». Христианин - это тот, кто имеет мужество не быть как все, когда это «все» означает практический атеизм и даже сатанизм.

Мир будет ненавидеть христиан также потому, что они принадлежат Христу. «За имя Мое», - говорит Господь. Под каким бы предлогом ни совершалось гонение на Церковь, в основании его - ненависть ко Христу, к тем, кто носит имя Его в этом мире. «Но если вы страдаете за имя Его, - говорит апостол Петр, - то вы блаженны» (1Петр. 4, 14). И апостол Павел: «Если страдаем с Ним, то с Ним и прославимся». Если мир так возненавидел Христа, можем ли мы ожидать, что какие-либо наши добрые дела или заслуги перед миром упасут нас от его злобы? «Помните слово, которое Я сказал вам, - говорит Господь, - раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». Как в начале Христова служения немного было тех, кто принял Его проповедь, так в конце пути Церкви немного будет тех, кто примет ее.

В Священном Писании «мир» - это всегда то, чего христианин должен отвергнуться. И не может быть у него больших оснований для этого, чем то, что мир возненавидел Христа. И Господь говорит, что усугубляет вину тех, кто возненавидел Его. «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха». Но теперь они не имеют извинения в своем грехе. Чем больше знает человек, чем больше ему дано, тем большая ответственность ложится на него. Христос обнажил грех. Он показал, что это путь смерти. И Своей Крестной любовью Он явил, что есть прощение греха и жизнь вечная. Но они возненавидели Его напрасно. Разве может что сравниться с таким грехом?

Мир ненавидит учеников Христовых, потому что, говорит Христос, «они не знают Пославшего Меня». Мир не узнает Бога, даже объединив все существующие духовности в одно, если он не узнает Бога во Христе.

Во Христе Иисусе мир ненавидит Бога. «Ненавидящий Меня ненавидит Отца». Неужели могут быть такие люди, которые ненавидят Бога? Неужели не сожжет их огонь стыда или ужас перед тем, что неминуемо последует за таким отступничеством? Говоря о великом противостоянии мира Его благовестию, Христос показывает, какая сила свидетельства Духа Святого и апостольской Церкви будет присутствовать в мире. Нам открывается здесь тайна Пресвятой Троицы. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». Дух Святой - не только Утешитель, но Свидетель о Христе. Он - Дух истины, в Нем - полнота истины о Христе, и невозможно никакое человеческое свидетельство о Кресте и Воскресении без внутреннего Божественного просвещения, которое и будет дано Церкви в день Пятидесятницы. «Дух Святой будет свидетельствовать и вы будете свидетельствовать», - говорит Христос апостолам. Может ли быть большее утешение и большая слава для них, может ли быть большая сила, чем присутствие Самого Бога в их противостоянии ненависти и презрению мира?

Потому да не будет ни для кого из учеников Христовых Крест Его камнем преткновения и камнем соблазна - искушением повернуть назад. Мы не должны никогда ничего ожидать от мира. Среди неизбежных гонений, ожидающих нас в мире, лежащем во зле, самое великое испытание придет, когда «всякий убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу». Не так ли было с самими христоубийцами? Дело диавола может, как показывает история, совершаться во имя Божие. Это не уменьшает греха гонителей, но безмерно усиливает страдания гонимых верных, умирающих в глазах мира врагами Божиими. Так было, когда иудеи распинали Христа, так будет во времена «человека беззакония», которого Христос, явившись во славе убьет дыханием уст Своих. Христос предложил Своим ученикам и доныне предлагает всем слушающим Его не путь облегчения их жизни, но путь славы.


при этом Господь говорит "любите врагов ваших"... в практике современной церкви эта заповедь распространяется даже на врагов Христа Господа. Значит "мiр" - это духи злобы поднебесной, миродержатели тьмы века сего... а люди не "ведают, что т...

"мир никогда не глядит благосклонно на наследников небес"
при этом Господь говорит "любите врагов ваших"... в практике современной церкви эта заповедь распространяется даже на врагов Христа Господа. Значит "мiр" - это духи злобы поднебесной, миродержатели тьмы века сего... а люди не "ведают, что творят"...