Уведомление о контролируемых сделках. Уведомление о контролируемых сделках Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами в

Участники контролируемых сделок ежегодно обязаны отчитываться об их заключении в ФНС до 20 мая года, следующего за отчетным. Данные оформляются в установленной . Уведомление о контролируемых сделках подается в территориальное отделение налоговой инспекции электронно или на бумажном носителе.

О том, как заполнить уведомление о контролируемых сделках, какую информацию следует включать в документ и что грозит за нарушение порядка подачи отчета в ФНС, читайте в статье.

Уведомление о контролируемых сделках в 2017 году: кто отчитывается?

Заполненный документ предоставляют все налогоплательщики, совершившие в отчетном году сделки, попадающие под определение контролируемых. Фактически, подобные сделки делятся на две условные группы: сделки между взаимозависимыми участниками и сделки, которые приравниваются к взаимозависимым.

К первой группе относят сделки между резидентами, если выполняется хотя бы один из критериев:

  • за отчетный год объем сделок между взаимозависимыми резидентами в совокупности составил более 1 млрд. рублей;
  • ценовой объем сделок составил более 100 млн. рублей, но одна из сторон ведет экономико-хозяйственную деятельность, применяя упрощенный режим налогообложения (ЕНВД или ЕСХН), а при этом второй участник экономических взаимоотношений работает без применения специальных режимов;
  • ценовой объем сделок составил более 60 млн. рублей, но один из участников обязан выплачивать НДПИ, а предмет сделки при этом – полезное ископаемое, которое добывается резидентом и облагается налогом по процентной ставке;
  • стоимостной объем сделок составил более 60 млн. рублей, но одна из сторон экономических взаимоотношений освобождена от налоговых обязательств на полученную прибыль в связи с тем, что участвует в проекте «Сколково» или подобном инвестиционном проекте субъектов РФ;
  • объем доходов по сделкам составляет более 60 млн. рублей, но один из участников находится в экономической зоне, которая подразумевает льготную систему обложения налоговым бременем получаемой прибыли (в сравнении с общепринятых условий налогообложения в конкретном субъекте России);
  • объем дохода по сделкам превышает 60 млн. рублей, но в связи с тем, что один из участников – обладатель лицензии на использование недр морского месторождения или оператор на нем, а налоговая база у этой стороны определяется исходя из ст. 275.2 Налогового Кодекса, в том числе и прибыль от этих сделок, их следует включить в отчет.

Экономические отношения, приравненные к взаимозависимым, учитываются при заполнении уведомления о контролируемых сделках, если привлекается дополнительная сторона-посредник, которая является невзаимозависимой. Этот участник сделки выполняет только организационные функции – предоставляет возможность производства работ или оказания услуг между взаимозависимыми лицами. Он ничем не рискует. Подобные сделки не зависят от объема доходной части.

Дополнительно, контролируемыми сделками являются экономические взаимоотношения касательно внешней торговли. В ФНС необходимо подавать информацию о внешнеторговых сделках, когда их предметом являются минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни, нефть и товары, переработанные из нее, а также металлы, а объем дохода по ним с одним контрагентом составил более 60 млн. рублей за год.

Также контролируются сделки, когда партнеры невзаимозависимые, но один из участников отношений является резидентом одного из государств, утвержденных списком Приказа Минфина № 108н от 13 ноября 2007 года (контролируются также сделки с представителями таких контрагентов на территории России). Объем дохода, попадающего под контроль, в этом случае, должен превысить 60 млн. рублей.

Инструкция по заполнению уведомления о контролируемых сделках: подготовка

Прежде чем заполнить форму уведомления о контролируемых сделках, необходимо подготовить документацию. ФНС имеет право затребовать бумаги, подтверждающие или уточняющие условия сделки, начиная с 1 июня года, следующего за отчетным.

Алгоритм подготовки документации для ФНС по контролируемым сделкам:

  1. Идентификация сделок, попадающих под контроль. Этап подразумевает необходимость выявить, какие из совершенных сделок признаются контролируемыми (ст. 105.14 Налогового Кодекса).
  2. Планирование сбора документов. На этом шаге следует оценить объем налоговых выплат, а также расходы на подготовку бумаг.
  3. Определение характерных особенностей сделок. Здесь происходит уточнение свойств работ, услуг или товаров (предметов сделок), по которым сотрудничество признается контролируемым, а также сопоставление между собой для признания однородности.
  4. Сопоставление финансовых или коммерческих показателей экономических отношений по договорам. На этом этапе следует проанализировать взаимозависимые стороны сделок и их описание.
  5. Учитывая результаты предыдущих пунктов, следует определить объем доходной части по сделкам для целей налогообложения.
  6. Проведение экономического анализа и документирования. Необходимо сопоставить доходы по сделкам с рыночными ценами и определить рентабельность экономических отношений.

Документы могут потребоваться по любой контролируемой сделке, поэтому следует подготовить их заблаговременно. Обязательно необходимо отслеживать актуальность и достоверность данных.

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Форма уведомления состоит из титульного листа и четырех разделов. Каждый блок должен быть заполнен верными и актуальными сведениями. Исправления и зачеркивания в уведомлении не допускаются. Если налогоплательщик допустил ошибку или внес недостоверные данные, он может направить в ФНС по месту регистрации уточненный отчет.

Также необходимо следить за тем, чтобы носитель, на котором предоставляется уведомление, не был испорчен. Например, если документ сдается на бумаге, не допускается его скрепление.

Для каждого символа в форме уведомления соответствует одна ячейка. Исключением будет только дата. Пустые поля не оставляются. Если данных нет, проставляется прочерк в каждой ячейке.

Текстовые поля заполняются заглавными буквами. Цифровые значения менее 50 копеек не прописываются, а при наличии в показателе более 50 копеек – он округляется до рубля.

Начинать прописывать знаки следует слева. Если их меньше, чем количество ячеек – справа проставляются прочерки.

Заполнение титульного листа

В титульном листе уведомления указываются данные налогоплательщика и отделения ФНС, такие как:

  • ОКАТО;
  • номер отделения ФНС;
  • полное наименование организации;
  • ФИО уполномоченного лица компании или физического лица-налогоплательщика;
  • код экономической деятельности;
  • контактный номер телефона и адрес электронной почты.

Кроме того, следует указать год, за который предоставляется отчет. В указанном месте следует проставить подпись, подтверждающую достоверность сведений, представленных в отчете, и печать (при ее наличии).

Заполнение раздела 1А

Блок заполняется данными отдельно по каждой контролируемой сделке или группе сделок, которые признаются однородными. Здесь указывается обобщенная информация о предмете экономических взаимоотношений, а также объем дохода, полученного от финансово-хозяйственных действий. Показатели прибыли и расходной части определяются исходя из данных бухгалтерской отчетности.

Количество таких блоков должно соответствовать количеству проведенных контролируемых сделок. Если сделки были признаны однородными и объединены в группу, то заполняется один обобщенный раздел 1А.

Заполнение раздела 1Б

Количество этих блоков зависит от количества разделов 1А, так как они являются дополнением. В этом разделе указываются данные о поставках, отгрузках, произведенных работах или оказанных услугах.

В разделе отражаются наименования договоров, даты их заключения, территориального места оформления сделки. Здесь же указывается количество товаров и цена за единицу, а также стоимость всей сделки. Дату совершения указывают в соответствии с данными бухгалтерской отчетности.

Суммирование товаров (услуг, работ) в рамках одной контролируемой сделки запрещено. Следует прописать данные по каждой единице предмета экономических взаимоотношений. Количество листов такого раздела должно быть таким же, как и количество операций в группе сделок.

Заполнение разделов 2 и 3

В этих блоках указываются данные о сделках в отношении организаций, при этом информация раздела 1Б не учитывается. Если у субъекта финансово-хозяйственной деятельности не было сделок с контрагентами, которые указываются в разделах, эти листы включать в уведомление не нужно.

Ответственность за непредставление данных в ФНС о контролируемых сделках

Организации обязаны предоставлять информацию о контролируемых сделках в ФНС в указанные сроки. Сведения должны быть актуальными и достоверными. В противном случае компания будет привлечена к административной ответственности.

Если организация не сообщила сведений о таких сделках своевременно, ей грозит наложение штрафа в размере 5 000 рублей. То же самое касается предоставления некорректных данных о контролируемых операциях с контрагентами.

Если компания скрыла прибыль по контролируемым сделкам, штраф будет значительно больше – 20% от суммы налога, который не был уплачен, но не менее 100 000 рублей.

Чтобы не допустить наложения штрафных санкций, изучите образец заполнения уведомления о контролируемых сделках.

С примером заполнения уведомления о контролируемых сделках (2017) можно ознакомиться ниже.

Плательщик будет обязан направить налоговикам уведомление о контролируемых сделках за 2017 год в случае, если в указанном году осуществит сделки, подпадающие под соответствующие критерии, предусмотренные законодательством. Критерии контролируемых сделок, порядок составления и направления уведомления рассмотрим в настоящей статье.

Контролируемые сделки

Контролируемыми признаются:

  • сделки взаимозависимых субъектов;
  • приравненные к ним сделки.

В качестве контролируемых НК РФ, в частности, предусматривает сделки с участием лиц, не подпадающих под критерии взаимозависимости, если эти лица:

  • несут лишь функцию организации перепродажи между взаимозависимыми субъектами;
  • не рискуют в смысле, придаваемом понятию предпринимательской деятельности.

Контроль распространяется и на сделки с компаниями - резидентами стран специально установленного перечня и некоторые другие.

Взаимозависимые субъекты могут стать объектом специального контроля, заключив сделку, если:

  • доходы по сделкам взаимозависимых лиц составляют свыше 1 млрд. руб.;
  • одна сторона (или несколько сторон) сделки является спецрежимником, а другая сторона (стороны) не является;
  • одна сторона исчисляет налог с прибыли согласно гл. 25 НК РФ , а другая — нет;
  • сторона сделки участвует в инвестпроекте, вследствие чего имеет льготы по налогу на прибыль.

Для конкретных видов сделок из числа указанных в ст. 105.14 НК РФ предусмотрены лимиты в десятки миллионов рублей. Лишь превышая эти лимиты, стороны рискуют стать объектом рассматриваемого контроля.

Важно знать и перечень оснований, исключающих возможность рассматриваемого контроля за сделками (п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

Вот некоторые из них:

  • если стороны сделки входят в состав консолидированной группы;
  • если стороны одновременно зарегистрированы в одном регионе, не имеют филиалов и представительств в других регионах, не платят налог на прибыль организаций в других регионах, не показывают убытков, отсутствуют обстоятельства, предусмотренные пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ ;
  • стороны сделок зарегистрированы на территории нашей страны и др.

Совершив рассматриваемую сделку, субъекты контроля обязаны направить уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения уведомления можно найти в интернете.

Уведомление о контролируемых сделках

Формат направления уведомления зависит от выбора конкретного плательщика и может быть:

  • бумажным;
  • электронным.

Плательщикам необходимо использовать форму, предусмотренную налоговой службой. Она установлена Приказом от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ . Ее можно скачать с официального сайта ведомства.

Уведомление, в частности, содержит:

  • информацию о сделке (в том числе о предмете) и ее участниках;
  • указание на сумму доходов или расходов (отдельно указывается сумма по контролируемым сделкам).

В приложении № 3 к указанному Приказу содержится подробно изложенный порядок заполнения строк уведомления.

К вышеуказанному Порядку прилагаются перечни отдельных показателей, вносимых в уведомление, в т.ч.:

  • коды способа представления уведомления;
  • коды видов сделок;
  • коды сторон;
  • коды субъектов РФ;
  • коды видов документов, удостоверяющих личность, и т.д.

Если уведомление в надлежащий срок не будет представлено в соответствующий налоговый орган, плательщик рискует быть привлеченным к ответственности по ст. 129.4 НК РФ . В равной степени санкция может быть применена и при искажении соответствующей информации в уведомлении.

Какие суммы сделок в 2017 г являются контролируемыми по данным сделкам?

Какие критерии признания сделок контролируемыми для целей налогообложения.ИП является единственным учредителем ООО данного,как физ лицо, применяет УСНО-читайте в статье.

Вопрос: ООО (общий режим) продает ИП товары. ИП является единственным учредителем ООО данного (как физ лицо), применяет УСНО.

Ответ: Сделки с предпринимателем не признаются контролируемыми, если годовая сумма доходов по сделкам не превышает 1 млрд руб. Годовая сумма доходов определяется путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год.

Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)

Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)

Не позже 20 мая уведомите ИФНС о контролируемых сделках прошлого года. Какие сделки считать контролируемыми, смотрите в таблице.

Вид сделки Совокупность критериев, при наличии которых сделка признается контролируемой
Условия сделки Годовая сумма доходов по сделке
Одна из сторон сделки (а также выгодоприобретатель) зарегистрирован (имеет местожительство) в России либо является ее налоговым резидентом
Сделки между взаимозависимыми лицами (
п. 1 ст. 105.14 НК РФ)
Любые Любая

подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)
  • не несут никаких рисков;
Любая

подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)
  • черные металлы;
  • цветные металлы ;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы ;
  • драгоценные камни
    п. 5 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 60 млн руб.
п. 7 ст. 105.14 НК РФ)
Сделки с участием иностранного лица, которое зарегистрировано (проживает) или является резидентом страны, поименованной в
перечне , утвержденном
приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н
подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)
Любые Свыше 60 млн руб.
п. 7 ст. 105.14 НК РФ)
Стороны сделки (а также выгодоприобретатели) зарегистрированы (имеют местожительство) в России либо являются ее налоговыми резидентами
Сделки между взаимозависимыми лицами
п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Один из участников сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах
подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 60 млн руб.
п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Хотя бы одна из сторон сделки платит ЕСХН или ЕНВД, а другая сторона (хотя бы один из других участников) сделки не применяет такие режимы
подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 100 млн руб.
п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или является участником проекта «Сколково» , который применяет ставку 0 процентов, а другая сторона (стороны) не относится к таким категориям организаций
подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 60 млн руб.
п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком – участником регионального инвестиционного проекта (соответствует условиям, перечисленным в
п. 1 ст. 25.9 НК РФ)
Свыше 60 млн руб.
п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Одна из сторон сделки является организацией, которая занимается добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении и рассчитывает налог на прибыль по правилам
Налогового кодекса РФ, а другая сторона (стороны) не относится к такой категории организаций
Свыше 60 млн руб.
п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Одна из сторон сделки – исследовательский корпоративный центр, который указан в
Законе «Об инновационном центре "Сколково"» и освобожден от НДС в соответствии со
Налогового кодекса РФ
Свыше 60 млн руб.
п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны (
подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 60 млн руб.
п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Все остальные сделки без дополнительных условий Свыше 1 млрд руб.
подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ и
п. 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ)
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами
подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:

  • не выполняют никаких функций, кроме организации исполнения сделки;
  • не несут никаких рисков;
  • не используют никакие активы для организации исполнения сделки
Любая
Сделки в области внешней торговли (импорт, экспорт) товарами мировой биржевой торговли
подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:

  • нефть (товары, выработанные из нефти) ;
  • черные металлы;
  • цветные металлы ;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы ;
  • драгоценные камни
    п. 5 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 60 млн руб.
п. 7 ст. 105.14 НК РФ)

Письмо Минфина России от 01.06.2015 № 03-01-18/31603 «О признании сделок контролируемыми»

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо Федеральной налоговой службы от 25.12.2014 № 13-3-03/0029 и по вопросу применения
подпункта 4 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает следующее.
Согласно
статье 105.14 Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной
статьей).

В 2019 году компании должны сдать уведомление о контролируемых сделках за 2018 год. С этого года действует новая форма. Посмотрите образец уведомления о контролируемых сделках. Специальная схема подскажет, какие сделки включить в уведомление.

В статье мы рассказали:

  • Как заполнить уведомление о контролируемых сделках за 2018 год
  • Какие сделки включить (специальная схема в конце статьи)
  • Подробный образец и сроки сдачи

Как заполнить новую форму уведомления в 2019 году

Новая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2018 года № ММВ-7-13/249@. Именно ее необходимо использовать, чтобы отчитаться в 2019 году. Скачайте новый бланк, а также примеры заполнения для разных ситуаций.

В уведомлении четыре раздела, но не все компании заполняют каждый лист. Для вашего удобства мы составили таблицу, в которой видно, какие разделы необходимо заполнить вашей компании при подаче уведомления о контролируемых сделках в 2019 году. А дальше привели пошаговый алгоритм и схему, которые поможет определить - какие именно сделки включать в отчет, а какие нет.

Таблица. Какие разделы заполнять и когда

Раздел

Кто заполняет

Титульный лист

Все фирмы

Сведения о налогоплательщике - физическом лице

Физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП

Раздел 1А "Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)"

Все фирмы

Раздел 1Б "Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)"

Все фирмы

Раздел 2 "Сведения об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)"

Компании, у которых есть контролируемые сделки с организациями

Раздел 3 "Сведения о физическом лице - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)"

Компании, у которых есть контролируемые сделки с физическими лицами

Посмотрите образец заполнения титульного листа уведомления о контролируемых сделках 2019. Весь пример вы можете скачать вначале статьи.

Раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»

Суммировать число выполненных работ в рамках одной контролируемой сделки нельзя

Его заполняют отдельно по каждой сделке или группе однородных сделок. В нем указывают общие сведения о сделке, а также сумму доходов и стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) по контролируемой сделке (группе однородных сделок). При этом показатели доходов и расходов организация определяет по правилам бухгалтерского учета (п. 2 письма ФНС России от 02.07.13 № ОА-4-13/11860@ ).

Количество заполненных разделов 1А должно соответствовать количеству контролируемых сделок. Если в 2014 году компания осуществила несколько таких сделок, раздел 1А нужно заполнить по каждой такой сделке по конкретному товару (работам, услугам).

Кроме того, раздел 1А можно заполнять по группе сделок, признаваемых однородными (п. 5 ст. 105.7 НК РФ ). Если сделки с идентичным (однородным) товаром объединены в группу, необходимо заполнить один лист раздела 1А с соответствующим кодом в поле 200 «Группа однородных сделок».

Раздел 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)»

Этот раздел заполняют в дополнение к каждому разделу 1А . В нем раскрывают информацию об отгрузках товаров, выполненных работах, оказанных услугах. Для каждой операции отражают наименование предмета сделки, номер договора, его дату, место совершения сделки (для товара - место его отправки), количество, цену за единицу (без учета НДС, пошлин и сборов), общую сумму сделки и дату ее совершения. Такую дату определяют по дате признания доходов в бухгалтерском учете (письмо ФНС России от 16.05.14 № ОА-4-13/9463 ).

Количество листов раздела 1Б должно соответствовать количеству операций с каждым товаром (работой, услугой) или числу операций с товаром, включенным в группу. Суммировать количество выполненных работ и оказанных услуг в рамках одной контролируемой сделки в разделе 1Б нельзя.

Раздел 2 и Раздел 3

Эти разделы заполняют отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями и независимо от количества разделов 1Б , относящихся к этой сделке или группе однородных сделок. Если компания не совершала контролируемых сделок с указанными в разделах контрагентами, она не включает такие разделы в уведомление.

ФНС России в письме от 16.05.14 № ОА-4-13/9463 разъяснила, как заполнить строку 2.7 раздела 1Б по сделкам, связанным с оказанием услуг или выполнением работ. Так, если предметом сделки является реализация услуги, то в качестве места совершения сделки компания указывает место потребления результатов данных услуг. Когда предметом совершения сделки являются работы, то местом ее совершения будет местонахождение результатов данных работ, имеющих материальное выражение.

Например, место оказания услуг по отдельным договорам будет следующее:

По договорам страхования - местонахождение потребителя услуг, то есть страхователя;
- по договорам перестрахования - местонахождение страховщика;
- по договорам аренды - местонахождение арендуемого имущества;
- по договорам перевозки и транспортной экспедиции - адрес места выгрузки или пункт назначения.

Цену товара в поле 2.11 и поле 2.14 компания указывает с учетом предоставленных скидок. Раз в уведомлении в поле 2.11 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлин» раздела 1Б необходимо указывать фактическую цену товара, значит, это значение равно финальной цене - с учетом предоставленных скидок (премий, бонусов). Соответственно и в поле 2.14 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин» стоимость товара компания отражает с учетом предоставленной скидки. Такие выводы сделали Президиум ВАС РФ в постановлении от 07.02.12 № 11637/11 и ФНС России в письме от 26.10.12 № ОА-4-13/18182 .

Причем важно учитывать два нюанса:

Если продавец предоставил скидку после окончания отчетного периода, но до подачи уведомления, в уведомлении он показывает уже скорректированные на сумму скидки данные о цене и стоимости товара;
- если скидка предоставлена после направления уведомления, компании необходимо сформировать и направить уточненное уведомление.

При заключении договора займа в уведомление попадает только процент. По такой сделке компания отражает в налоговых расходах только начисленные проценты. Поскольку сама сумма займа не образует ни налоговый доход заемщика, ни налоговый расход заимодавца (подп. 10 п. 1 ст. 251 и п. 12 ст. 270 НК РФ). Значит, сумму займа в уведомлении показывать не нужно (о том, какие еще доходы и расходы не нужно отражать в уведомлении, читайте ниже).

Важно! Фирма при выборе контрагента обязана проявлять должную осмотрительность и осторожность. Если никаких действий по проверки контрагента на благонадежность компания не предприняла, то доказать в суде свою правоту будет проблематично.Сделать полную проверку любого партнера вы можете в Это бесплатно и занимает всего 1 минуту. Просто найдите фирму по ИНН, названию или ОГРН и составьте досье на контрагента.

Что будет, если нарушить срок сдачи уведомления

Уведомление о контролируемых сделках за 2018 год необходимо подать не позднее 20 мая 2019 года. За нарушение срока организации грозит штраф в размере 5 000 руб. Кроме того, на организацию может быть наложен штраф в размере 5 000 руб. за предоставление недостоверных сведений в этом отчете. Формат уведомления в электронном виде можно скачать на официальном сайте ФНС России.

Если налоговики установят, что организация в результате применения нерыночных цен в контролируемых сделках неуплатила или неполностью уплатила налог, то они взыщут штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

Важно! По мнению ВС РФ (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) штраф за недостоверные сведения может быть наложен только, если организация в уведомлении указала неверно:

  • год, за которые предоставляются сведения,
  • предмет сделок,
  • сведения об участниках сделок и суммы доходов (расходов) по контролируемым сделкам.

Ошибки в остальных данных позволяют налоговым органам провести первичный анализ уведомления и принять решение по вопросу о необходимости углубленного контроля.

Какие сделки включать в уведомление - схема и пошаговый алгоритм

Полный перечень контролируемых сделок дан в статье 105.14 НК РФ. Упрощенная схема ниже поможет квалифицировать сделку.

*В схеме не учтен ряд специфических операций, к примеру, с полезными ископаемыми.

Шаг 1. Найдите всех контрагентов, обороты с которыми за 2018 год составили более 60 млн. руб.

Большинство сделок признаются контролируемыми лишь при превышении определенного порога. Минимальный из них равен 60 млн. руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Считать его нужно без НДС и акцизов, эти суммы не входят в доход компании. Проверьте, есть ли у вас контрагенты, общий объем сделок с которыми превысил этот лимит.

В расчет нужно брать доходы по всем сделкам, по которым хотя бы одна сторона признала доходы или расходы (письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239). Далее нужно суммировать доходы обеих сторон. Если ваша компания не знает доходов другой стороны, то их нужно вычислить расчетным методом (письмо Минфина России от 11.12.15 № 03-01-18/72842). Далее нужно оценить доходы сторон исходя из рыночного уровня цен. Из контрагентов, по которым общие доходы превышают 60 млн. руб., сформируйте список, который дальше будете анализировать и дополнять.

Формальной проверки по бухгалтерской базе недостаточно. Налоговики могут признать сделки контролируемыми, если компания провела ее со взаимозависимым лицом, но через посредников (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). То есть сделки вашей компании с дружественным контрагентом А и формально независимым контрагентом Б нужно считать вместе, если Б является простым посредником между вами и А.

Если информации о связях между контрагентами у главбуха нет, стоит запросить ее у юристов и финансовой службы, а также у директора. Иначе компанию впоследствии могут оштрафовать за неподачу уведомления.

Шаг 2. Уберите из списка только тех контрагентов, с которыми компания никоим образом не может быть признана взаимозависимой

Если сделки из вашего списка не связаны с мировой биржей или резидентами офшоров, есть одна причина считать их контролируемыми. Стороны сделки взаимозависимы (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Два лица признаются взаимозависимыми, если одно из них может влиять на решения другого (ст. 105.1 НК РФ). К примеру, дочерняя компания и учредитель, который владеет долей более 25% ее уставного капитала. Или директор и компания, в которой он работает. Или супруги. Полный перечень взаимозависимых лиц дан во врезке ниже.

Какие лица признаются взаимозависимыми в силу НК РФ

В пункте 2 статьи 105.1 НК РФ приведен перечень лиц, которые являются взаимозависимыми в силу Налогового кодекса:

  • дочерняя компания и ее учредитель, который прямо или косвенно владеет долей более 25%;
  • две компании, если у них общий учредитель с долями более 25%. Учитывается и прямое, и косвенное владение;
  • две организации или компания и физлицо, если в цепочке владения каждый учредитель прямо владеет долей свыше 50% в каждой последующей компании из цепочки;
  • компания и физлицо, которое вместе со своими близкими родственниками вправе выбирать не менее 50% совета директоров такой компании;
  • две компании, у которых совет директоров не менее чем на 50% назначен по решению одного физлица вместе с его близкими родственниками;
  • две компании, у которых советы директоров наполовину состоят из одних и тех же физлиц с учетом их близких родственников;
  • компания и ее директор;
  • две компании с одним и тем же директором;
  • руководитель и его подчиненный;
  • близкие родственники: супруги, дети-родители, братья-сестры и т. д.

Но лица могут быть взаимозависимыми не только в силу НК РФ. Суд вправе признать их таковыми на свое усмотрение (п. 7 ст. 105.1 НК РФ), или сама компания может так их квалифицировать (п. 6 ст. 105.1 НК РФ). В форме уведомления есть даже специальная ячейка в разделе 1А: взаимозависимы по Кодексу, по решению суда или по решению компании.

Таким образом, из сформированного списка безопасно убрать лишь тех контрагентов, которые явно не подходят под понятие взаимозависимых. В случае сомнений проще оставить их в перечне для дальнейшего анализа.

Шаг 3. Проверьте условия налогообложения контрагентов, которые остались в списке

Если сумма сделок с потенциально взаимозависимыми лицами не превышает 1 млрд. руб., то другим основанием может быть применение налоговых послаблений одной из сторон сделки. Помимо заведомо специфических оснований, к таким можно отнести (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  • освобождение от уплаты налога на прибыль, в том числе из-за применения упрощенки, ЕСХН или вмененки (письмо Минфина России от 01.06.15 № 03-01-18/31603);
  • уплату налога на прибыль по нулевой или пониженной ставке;
  • участие в особой или свободной экономической зоне или региональном проекте, которые предусматривают пониженную ставку налога на прибыль.

Если ваша компания отвечает этим условиям, то при превышении лимитов придется подать уведомление по большинству сделок с контрагентами, оставшимися в списке. Если ваша компания платит налог на прибыль по общей ставке, то проверять нужно контрагентов. Безопаснее сделать это в письменной форме, чтобы у главбуха остались письменные ответы. Они докажут, что компания не должна была подавать уведомление по сделкам с тем или иным контрагентом.

Копию запроса и доказательства его отправки контрагенту сохраните. Даже если он вам не ответит, а потом сделка будет признана контролируемой, эти письма будут аргументом в пользу компании.

Шаг 4. Дополните список контрагентами по безлимитным сделкам

Некоторые сделки признаются контролируемыми независимо от применения лимитов. Это относится к внешней торговле нефтью, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгкамнями (п. 5 ст. 105.14 НК РФ). Если у вас были такие сделки в 2018 году, то независимо от суммы сделки она признается контролируемой.

Кроме того, Минфин России настаивает, что внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми вне зависимости от суммы доходов по ним (письма от 10.12.15 № 03-01-18/72408, от 14.10.15 № 03-01-18/58760 и от 16.09.15 № 03-01-18/53086). Это спорно. Ведь для сделок с резидентами офшоров установлен лимит в 60 млн. руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Шаг 5. Подайте уведомление о контролируемых сделках

Если в списке остались контрагенты, их нужно еще раз тщательно проанализировать на предмет специфических условий в статье 105.14 НК РФ. Они касаются малого количества компаний, но безопаснее подстраховаться (см. схему выше). Если в результате анализа вы получили перечень контролируемых сделок, то подать уведомление нужно до 20 мая 2019 года.

Приближается срок сдачи в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках за 2016 год - 20 мая (в 2017 году срок переносится на понедельник 22 мая). Чтобы избежать штрафов, советуем вам проверить, нет ли среди сделок, заключенных вами в 2016 году, контролируемых. Предлагаем «вводный курс» в порядок определения контролируемых сделок и рыночных цен для целей налогообложения.

Штрафы

Штраф за непредставление уведомления о контролируемых сделках составляет 5000 руб.

Штраф за недоплату налога в связи с применением в налоговом учете нерыночных цен по контролируемым сделкам - 40% от суммы недоимки, но не менее 30 000 руб. (с 2017 года).

Контролируемые сделки

Среди сделок с какими контрагентами искать контролируемые сделки? Во-первых, среди взаимозависимых лиц. Критерии отнесения лиц к взаимозависимым утверждены в ст. 105.1 НК РФ. Во-вторых, среди контрагентов, зарегистрированных в странах, входящих в утвержденный перечень офшоров.

Перечень офшоров утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.

Кроме того, к сделкам с взаимозависимыми лицами приравниваются сделки, осуществленные с взаимозависимыми лицами через посредников, если посредники не выполняют никакой дополнительной функции, а также сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефть, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни).

Сделки, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами: 1) сделки, осуществленные с взаимозависимыми лицами через посредников, если посредники не выполняют никакой дополнительной функции; 2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефть, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни); 3) сделки с компаниями, зарегистрированными в оффшорах.

Сделки с взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами, признаются контролируемыми при превышении определенных суммовых критериев. Расчет суммового критерия осуществляется путем суммирования сумм всех доходов / расходов, полученных / понесенных в результате сделок с одним контрагентом в течение года. Суммовые критерии зависят от статуса взаимозависимых лиц (резидент / нерезидент), применяемых ими систем налогообложения, предмета сделок.

Виды сделок

Объем сделок с контрагентом за год, руб.

Сделки с взаимозависимым лицом - резидентом РФ
Сделки с взаимозависимым лицом - нерезидентом РФ
Сделки с взаимозависимым лицом, уплачивающим ЕСХН или ЕНВД
Сделки с взаимозависимым лицом - резидентом особой экономической зоны
Сделки с взаимозависимым лицом, освобожденным от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль или применяющим налоговую ставку 0 % в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ.
Сделки с взаимозависимым лицом, которое учитывает доходы (расходы) в соответствии со ст. 275.2 НК РФ
Сделки с взаимозависимым лицом - участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 % и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 284.3 и 284.3-1 НК РФ
Сделки с взаимозависимым лицом - исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли
Сделки с компаниями, зарегистрированными в стране из списка офшоров

Несмотря на то, что сделки удовлетворяют указанным критериям, они могут не являться контролируемыми. Например, не являются контролируемыми сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют обособленных подразделений за пределами субъекта РФ;
  • не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков, принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • не являются плательщиками ЕСХН, ЕНВД, НДПИ, не освобождены от уплаты налога на прибыль и не применяют налоговую ставку 0% по налогу на прибыль.
С 1 января 2017 г. не являются контролируемыми: 1) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися; 2) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации (жительства) всех сторон по которым является РФ.

Доходы и расходы для расчета суммового критерия определяются по правилам главы 25 НК РФ. Например, в отношении сделки купли-продажи имущества в суммовой порог нужно включить выручку от реализации имущества, в отношении займа - суммы начисленных процентов по займу.

При этом, в уведомлении о контролируемых сделках доходы и расходы отражаются по правилам бухгалтерского учета.

Форма уведомления

В уведомлении указывается следующая информация:
  • предметы сделок;
  • сведения об участниках сделок;
  • сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов;
  • применяемые методы ценообразования.
Форма, электронный формат и порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

Определение рыночных цен

Цены, применяемые в сделках между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, признаются рыночными.

Если цена сделки между взаимозависимыми лицами отличается от рыночных, то налоги должны быть рассчитаны исходя из доходов (расходов), которые бы сложились, если бы сделка была осуществлена на рыночных условиях.

Например, если организацией реализован товар взаимозависимому лицу по цене 5000 руб., а другим контрагентам реализуется в среднем по цене 10 000 руб., то для целей налога на прибыль и НДС выручку от реализации следует рассчитать исходя из цены 10 000 руб.

Налоги, подлежащие пересчету в связи с применением рыночных цен: налог на прибыль, НДС, НДФЛ, НДПИ.

Налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения рыночную цену, если применение фактических цен ведет к занижению сумм налогов.

Для отражения самостоятельных корректировок предназначен лист 08 декларации по налогу на прибыль (приказ ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@).

Цены сделок признаются рыночными в следующих случаях:

  • цены применены в соответствии с предписаниями антимонопольного органа,
  • сделка заключена по результатам биржевых торгов,
  • цена сделки, при совершении которой оценка объект сделки является обязательной, соответствует оценке независимого оценщика,
  • цена разовой сделки соответствует оценке независимого оценщика (примером такой сделки может быть сделка купли-продажи недвижимости, если такая сделка не относится к основному виду деятельности организации).
Основной способ определения рыночной цены - это сравнение цены сделки с сопоставимыми сделками, заключенными с лицами, не являющимися взаимозависимыми. В ст. 105.5 НК РФ приведены условия, в зависимости от которых сделки признаются сопоставимыми (например, объемы сделок, условия поставки и платежа, кредитная история и платежеспособность контрагента и т.д.).

Информация, используемая при сопоставлении условий сделок:

1) сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;

2) таможенная статистика внешней торговли РФ;

3) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

4) данные информационно-ценовых агентств;

5) информация о сделках, совершенных налогоплательщиком.

При наличии информации о сопоставимых сделках, совершенных налогоплательщиком с лицами, не признаваемыми с ним взаимозависимыми, то ФНС РФ не вправе использовать иную информацию для определения интервала рыночных цен.

Для определения рыночного уровня цен используются следующие методы ценообразования:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли.

Подробно методы описаны в главе 14.3 НК РФ.

Приоритетным методом является метод сопоставимых рыночных цен.

Указанные методы определения рыночных цен используются только для целей расчета налогов. При заключении сделок налогоплательщики вольны применять любые цены.

В вопросе обоснования «рыночности» цены сделки важно то, кто первый составил обоснование рыночного уровня цены: вы или контролирующий орган. Опровергнуть существующий оформленный расчет сложнее. Поэтому при составлении уведомления о контролируемых сделках стоит сразу же («по горячим следам») подготовить документацию с подтверждением того, что фактическая цена сделки соответствует рыночным ценам с учетом всех особенностей сделки. Документацию нужно будет предоставить контролирующему органу по соответствующему требованию (ст. 105.15 НК РФ).