Современные проблемы науки и образования. Безопасность как одна из основных потребностей человека Безопасность как одна из основных потребностей человека

1

Проведен анализ проблемы безопасности человека в окружающей среде: техногенной, социальной, информационной. Показана решающая роль удовлетворения потребности личности в безопасности как фактора развития и повышения качества жизни. Теоретико-методологическую основу составили психологические теории А. Маслоу, К. Юнга, А.Н. Леонтьева и положения теории потребностей Н.А. Коноплевой и Л.П. Шиповской. В качестве условия удовлетворения потребности в безопасности обозначена психологическая безопасность среды, обеспечивающая личности состояние защищенности в различных жизненных ситуациях. Представлен анализ исследования представлений студентов о безопасности жизнедеятельности и удовлетворенности у них потребности в безопасности. Актуализирована задача создания безопасной образовательной среды, удовлетворяющей у обучающихся потребность в безопасности, а также задача формирования у обучающихся потребности в анализе психологического, информационного пространства.

потребность

безопасность

психологическая безопасность

образовательная среда

1. Кисляков П.А. Психолого-акмеологические основания развития социальной безопасности субъектов образования // Акмеология. – 2012. – № 3 (43). – С. 72–77.

2. Кисляков П.А. Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи. – М.: Логос, 2011. – 236 с.

3. Кисляков П.А. Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 5. – С. 23.

4. Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб. пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 248 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 247 с.

6. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

7. Михайлов А.А., Петров С.В., Кисляков П.А. Опасности социального характера и защита от них: Учебное пособие. – М.: Русский журнал, 2009. – 252 с.

8. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006. – 288 с.

9. Петров С.В., Кисляков П.А. Информационная безопасность: Учебное пособие. – М.: Русский журнал, 2011. – 328 с.

10. Писарь О.В., Ребрик Э.Ю. Исследования информационно-психологической безопасности личности в зарубежной и отечественной психологии // Альманах современной науки и образования. – 2012. – № 2 (57). – C. 104–109.

11. Рощин С.К., Соснин В.А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства // Российский монитор. – 1995. - № 6.

12. Шиповская Л.П. Человек и его потребности. – М.: Альфа; ИНФРА, 2009. – 432 с.

13. Юнг К. Собрание сочинений. Конфликты детской души. – М.: Канон, 1997.

Стратегия национальной безопасности РФ, Доктрина информационной безопасности, Концепция общественной безопасности в РФ, Федеральный закон «О безопасности» и другие нормативные и доктринальные документы ставят задачу обеспечения безопасности каждого человека посредством защиты жизненно важных интересов и удовлетворения базовых потребностей. В последнее время актуализируется положение о том, что только при удовлетворении потребности в безопасности возникает тенденция к существованию и развитию личности и общества.

Создавая техносферу и социосферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных и антропогенных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на качестве жизни. Вместе с тем гомосфера, включающая в себя производственную (образовательную), бытовую, городскую среду, небезопасна. К новым техносферным условиям относятся условия обитания человека в городах, промышленных центрах, производственные, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов. Техносфера - область, преобразованная человеком с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств для удовлетворения своих потребностей. Говоря о человеке в социосфере, необходимо помнить, что человек - это не только физиологическое, но и социальное, психическое существо. Социальная среда характеризуется культурно-психологическим климатом, создаваемым самими людьми из их связей и влияния друг на друга, осуществляемого непосредственно, а также с помощью материального, энергетического и информационного воздействия различных факторов . Созданный человечеством в природной среде «искусственный мир» образуют уже не только техносфера (мир техники, технологий, сооружений и т.п.), но и информационная сфера, значимость которой непрерывно возрастает. В проекте Конвенции ООН «Об обеспечении международной информационной безопасности» «информационное пространство» определяется как «сфера деятельности, связанная с формированием, созданием, преобразованием, передачей, использованием, хранением информации, оказывающая воздействие в том числе на индивидуальное и общественное сознание, информационную инфраструктуру и собственно информацию». Особое значение для человека имеет социальная информация как наиболее массовое средство общения и воздействия. Содержание именно этой информации определяет функционирование общественных образований, профессиональных, возрастных и этнических групп людей, государственных и общественных институтов, а также конкретных людей, их помыслы и поступки .

Таким образом, сегодня жизненно важные интересы и потребности личности, обеспечивающие ее безопасность, определяются не только и не столько техносферными и физиологическими показателями, но и психологическими и информационными.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее определение потребности: «Потребность - надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения». «Нужда - это еще не связанное с конкретным предметом состояние и ощущение нехватки чего-либо или, напротив, желание сохранить состояние удовлетворенности, комфорта. Когда нужда осознается, "опредмечивается", когда становится ясным, что именно необходимо, то говорят о состоянии потребности». «Потребность - это нужда, принявшая специфическую, конкретную, предметную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Предмет потребности становится мотивом деятельности, направляющим субъекта на удовлетворение потребности в соответствии с нуждой и регулирующим его деятельность» . «Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды» .

Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями (такими как питание, движение, познание окружающего мира и т.п.). Базовые потребности, во-первых, определяют пусковой механизм развития человека (формирование его соматического здоровья), во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

А. Маслоу расположил потребности человека в определенной иерархической последовательности: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви, потребность в привязанности, потребность в принадлежности; потребность в уважении, потребность в познании, эстетические потребности, потребность в самоактуализации (самовыражении).

Личность как социальное по своей природе, относительно устойчивое образование представляет собой социальное качество индивида; систему мотивационных отношений; индивидуальную форму существования и развития социальных связей и отношений. Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека, без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации. А. Маслоу отмечает, что после удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; стабильности; зависимости; защите, свободе от страха, тревоге и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях). Подобно физиологическим потребностям, считал А. Маслоу, эти желания могут доминировать в организме. Они могут узурпировать право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма, нацелив их на достижение безопасности. Так же, как и в случае с голодным человеком, главная цель не только детерминирует восприятие индивидуума, но и предполагает его философию будущего, философию ценностей. Если это состояние набирает экстремальную силу или приобретает хронический характер, то говорят, что человек думает только о безопасности.

Потребность в безопасности проявляется в «защищенности; стабильности; зависимости; защите; отсутствии страха, тревоги и хаоса; структуре, порядке, законе и ограничениях; силе покровителя» . Потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизирующий ресурс организма фактор в чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества, невроз, повреждение мозга, крушение власти или устойчивые неблагоприятные ситуации. «Потребность в безопасности и защищенности отражает заинтересованность в долговременном выживании, то есть это потребность в организации, стабильности, в предсказуемости событий и свободе от угрожающих сил» .

Для лучшего понимания потребности в безопасности А. Маслоу понаблюдал за детьми, у которых потребности этого уровня проявляются проще и нагляднее. Младенец реагирует на угрозу гораздо более непосредственно, чем взрослый человек, воспитание и культурные влияния еще не научили его подавлять и сдерживать свои реакции. Взрослый человек, даже ощущая угрозу, может скрыть свои чувства, смягчить их проявления настолько, что они останутся незамеченными для стороннего наблюдателя. Реакция же младенца целостна, он всем существом реагирует на внезапную угрозу - на шум, яркий свет, грубое прикосновение, потерю матери и прочую резкую сенсорную стимуляцию. Потребность в безопасности у детей проявляется в их тяге к постоянству, упорядочению повседневной жизни .

В нормальном обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например в виде желания устроиться на хорошо оплачиваемую работу с социальными гарантиями, желания иметь жилище, отвечающее всем современным требованиям безопасности, и пр. .

Как утверждают психологи, современный человек в течение года имеет столько же контактов с другими людьми, а возможно, и такое же количество стрессов, как человек в начале века имел за всю жизнь. В условиях нарастающего темпа жизни актуальной является потребность личности в психологической безопасности. Психоаналитик и выдающийся мыслитель К.Г. Юнг уже к середине прошлого столетия, т. е. до начала научно-технической и информационной революций, бил тревогу, полагая, что под влиянием цивилизации и особенно непрерывно следующих друг за другом природных, социальных и хозяйственных катаклизмов психическая конструкция человека становится более хрупкой и уже работает на пределе. Она все больше страдает от прогрессирующего ощущения опасности, неуверенности, подспудного чувства страха за свое «Я». По убеждению Юнга, допустимую меру переходит расщепленность внутреннего мира человека. В условиях постоянного ускорения темпа жизни, частого и резкого обновления ее требований к человеку психика не успевает перестраиваться и хотя бы временно обретать состояние устойчивой адаптированности .

Человек, находящийся в состоянии психологической безопасности, имеет адекватные действия на сложившуюся ситуацию, он спокоен, рассудителен, может разрабатывать стратегию и тактику своей деятельности, дает адекватную самооценку, реализует заложенный потенциал не только в профессиональной деятельности, но и во всех проявлениях жизнедеятельности.

«Психологическая безопасность есть свойство личности, характеризующее ее защищенность от деструктивных воздействий и внутренний ресурс противостояния (сопротивляемости) деструктивным воздействиям» . Психологическая безопасность на уровне общества - фактическое обеспечение качества жизни и здоровья людей. Психологическая безопасность личности - отражение в переживании ею своей защищенности в конкретной жизненной ситуации. «Для обеспечения психологической безопасности необходимо установление чувства общности, доверия, защищенности, поддержки» . Принадлежность к определенным социальным группам и общественным структурам дает ощущение защиты от возможных угроз, формирует потребность в постоянных связях с окружающим миром и потребность идентификации себя с определенной группой, социальной системой.

Психологическую безопасность можно определить как «состояние общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем» .

В результате повышающейся потребности в безопасности (физиологической, психологической, информационной) актуализируется поиск социальных институтов, которые позволили бы человеку удовлетворять потребность, вернуть ему чувство связанности с другими, избавиться от ощущения ничтожности и незащищенности перед окружающим миром. В первую очередь это институты семьи, образовательного пространства (школы, вуза), пространство трудовых отношений .

Вопросам безопасности уделяется внимание и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В частности, в нем отмечается, что «образовательная организация обязана: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся... в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, работников образовательной организации».

В образовательном учреждении обучающийся проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, поэтому степень влияния данного микросоциума на развитие, здоровье и поведение ребенка или юноши трудно переоценить. Однако ситуация в сфере комплексной работы по обеспечению безопасности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся далека от благополучия. Правомерно поставить вопросы: какую среду создает образовательная организация для обучающихся и что она в состоянии сделать для формирования у подрастающего поколения потребности в безопасности? Вышеизложенное обусловливает необходимость поиска новых подходов к решению задач обеспечения безопасности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, удовлетворения их потребности в безопасности .

С целью определения представлений студентов о безопасности жизнедеятельности и удовлетворенности у них потребности в безопасности нами было проведено анкетирование студентов Шуйского филиала Ивановского государственного университета. В анкетировании приняли участие 67 человек. Анализ результатов исследования показал, что из опрошенных 59 человек (88%) под понятием «безопасность жизнедеятельности» понимают физическую и психологическую безопасность вместе. Оценивают поведение человека при наличии психологической безопасности как спокойное, уверенное в себе и в будущем, имеющее высокую самооценку, 67 человек (100%). Выполняя определенные действия при недостатке информации, не уверены в себе 55 человек (82%), обеспокоены 51 человек (76%). Находясь в состоянии психологической опасности, могут осуществлять деятельность 54 человека (81%), при этом спокойно - 16 человек (24%). Находясь в ситуации, не соответствующей представлениям о ней, спокойствие сохраняют 34 человека (51%). При наличии психологической опасности 38 человек (57%) буду действовать точно по алгоритму, не допуская ошибок; замкнутся в себе 12 человек (18%), будут агрессивны 25 человек (37%), будут испытывать беспокойство 35 человек (52%), впадут в депрессию 8 человек (12%), будут иметь адекватное поведение 64 человека (96%). Попадая в новый коллектив, 34 человека (51%) ощущают психологическую безопасность, при этом 64 человека (96%) отмечают, что ощущение психологической безопасности будет способствовать их адаптации в нем. 62 человека (93%) считают, что психологическая безопасность важна при адаптации к новым условиям жизнедеятельности, при этом 58 человек (87%) испытывают спокойствие и 67 человек (100%) имеют адекватное поведение. При неопределенности будущего испытывают беспокойство 45 человек (67%), тревогу - 18 человек (27%), нервозность - 22 человека (33%), растерянность - 7 человек (10%), страх - 14 человек (21%), панику - 6 человек (9%), депрессию - 8 человек (12%), неуверенность в себе - 20 человек (30%).

Следует отметить, что проведенный опрос в большей степени был направлен не на оценку готовности студентов к действиям в экстремальных и нестандартных ситуациях, а на актуализацию у них потребности в безопасности.

Таким образом, видим, насколько важно для качественной реализации жизнедеятельности человека удовлетворение его потребности в безопасности. «При прочих равных условиях человек, который находится в безопасности, принадлежит к группе, любим, завоевывает уважение и восхищение и вследствие этого обретает самоуважение, то он будет здоровым» не только физически, но и психически, «самоактуализирующимся человеком в полном смысле слова» . Поэтому необходимо уделять большое внимание созданию безопасной среды, удовлетворяющей у обучающихся потребность в безопасности, обучать детей и молодежь вопросам безопасности жизнедеятельности, воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности. Необходимо формировать потребность в анализе внутренней среды обитания человека, его личностного, психологического, информационного пространства. Иными словами, необходимо учитывать социальный аспект безопасности жизнедеятельности. У молодого человека должна быть сформирована потребность в обеспечении безопасности в повседневной жизни, проявляющаяся в виде желания избегать конфликтных ситуаций в быту и профессиональной сфере, избегать потенциально опасных мест, строить гармоничные отношения с окружающими.

Рецензенты:

Кисляков П.А., д.псх.н., доцент, декан технологического факультета, Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя;

Карасева Т.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой здоровьесберегающих технологи и адаптивной физической культуры, Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя.

Библиографическая ссылка

Кислякова Л.П. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20310 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Обдумайте и обсудите ситуацию. Лена пришла домой из школы и увидела, что родители чем-то взволнованы. Мама объяснила ей, что отца уволили с работы, поэтому в ближайшее время возможны материальные трудности. Чем опасна для семьи такая ситуация?

Безопасность как потребность человека

Потребность в безопасности — это одна из базовых, фундаментальных потребностей человека, в иерархии потребностей человека она занимает высокое место. Каждый из нас хочет жить в таких условиях, когда опасность нашего физического, психического, социального, экономического существования сведена к минимуму. И отдельные люди, и группы людей стараются обезопасить себя от факторов, которые могут им навредить. Они защищают свои жизнь, семью, собственность, честь и достоинство. Но в отличие от многих других потребность в безопасности невозможно полностью удовлетворить, поскольку угрозы всегда присутствуют в нашей жизни. Не случайно известный датский философ Серен Кьеркегор еще в XIX веке писал: «Безопасных времен не бывает». Поэтому в любом обществе всегда высоко ценят возможность жить без рисков и опасностей. Безопасность является абсолютной ценностью, она носит универсальный характер и признается фундаментальной всем человечеством. Особенно это ощущается в периоды социальных потрясений, эпидемий, войн, террористических актов.

Найдите необходимую информацию и решите проблему. Сегодня все чаще появляются сообщения о том, что подростки гибнут, делая экстремальные селфи на крышах, железнодорожных мостах или других сооружениях.

Почему это происходит, ведь потребность в безопасности — одна из базовых потребностей человека?

В предупреждении опасности важной является роль самого человека, особенностей его мировоззрения, морали. Чем глубже человек понимает окружающий мир, людей, законы, которые действуют в социуме, тем безопаснее его позиция. Опыт помогает человеку предусматривать последствия развития различных ситуаций и связанные с этим опасности. Следует учитывать то, что состояние личной безопасности ослабевает, если человек не оценивает и не предугадывает последствий своих действий.

Важным средством обеспечения личной безопасности являются знания психологических закономерностей, которые предопределяют поведение людей. Эти знания позволяют принимать правильные решения и избегать опасности.

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Старинная мудрость утверждает: «Ничто не может затронуть человека, причиной чего не был бы он сам». Как вы понимаете это выражение?

Виды и уровни угроз

Угрозы могут касаться конкретного человека (гражданина), общества и государства. В связи с этим выделяют три уровня угроз:

Различают виды угроз по таким критериям:

По месту нахождения источника опасности: внешние или внутренние угрозы;

По происхождению: природные, антропогенные, социальные;

По сферам жизнедеятельности: военные, политические, экономические, продовольственные, информационные, экологические;

По вероятности реализации: потенциальные, реальные, непосредственные.


Под источниками угроз понимают условия и факторы, которые потенциально содержат деструктивные, вредные качества и которые при определенных условиях реально оказываются враждебными национальным интересам. Реагирование на угрозы должно быть адекватным их виду и масштабам, быть своевременным (опережающим).

Меры безопасности

Для обеспечения защиты от угроз по сферам жизнедеятельности общество предусматривает создание систем, которые помогают выжить в критических ситуациях и обеспечивают достойную жизнь людей.

Меры экономической безопасности направлены на обеспечение граждан доходом, достаточным для удовлетворения необходимых потребностей. Меры продовольственной безопасности должны сделать доступными основные продукты питания для всех слоев общества. Меры экологической безопасности предусматривают защиту населения от экологических катастроф и экологического загрязнения, наличие чистого воздуха и воды. Цель мер безопасности для здоровья — сделать медицинское обслуживание максимально доступным и эффективным. Меры личной безопасности направлены на сохранение свободы и защиту человека от угроз насилия. Меры политической безопасности нацелены на соблюдение основных прав человека. Меры общественной и культурной безопасности предусматривают защиту культурного многообразия и общественного развития от разрушительных тенденций.


Опорные точки. Потребность в безопасности признается фундаментальной всем человечеством.

Для обеспечения защиты от угроз общество предусматривает создание политических, социальных, природоохранных, экономических и культурных систем, основанных на принципах безопасности.

Вопросы для повторения и обсуждения

I уровень

1. Какие меры безопасности существуют в нашей стране?

2. Какие меры предусматривает экологическая безопасность?

II уровень

3. Какие средства психологической защиты от опасных ситуаций вы знаете?

4. Какие существуют уровни и виды угроз? Приведите примеры.

III уровень

5. Как отдельные люди и группы людей стараются обезопасить себя от факторов, которые могут им навредить?

6. Почему потребность в безопасности невозможно полностью удовлетворить?

IV уровень

7. Докажите, что потребность в безопасности является одной из базовых потребностей человека.

8. Почему состояние личной безопасности ослабевает, если человек не оценивает и не предусматривает последствий своих действий?

Это материал учебника

Теория потребностей человека - Пирамида потребностей человека по Маслоу

Выделяют 5 основных потребностей человека (по теории А. Маслоу):

    • Физиологические потребности (пища, вода, тепло, кров, секс, сон, здоровье, чистота).
    • Потребность в безопасности и защите (в том числе стабильность).
    • Потребность в принадлежности к социальной группе, причастности и поддержке. В данном случае речь идет о партнере, семье, друзьях, интимности и привязанности.
    • Потребность в уважении и признании (самоуважении, самооценке, уверенности, престиже, славе, признании достоинств).
    • Потребность в самовыражении (реализации своих способностей и талантов).


Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации - теорию иерархии потребностей.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании - физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней - потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень - потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,- стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью.

В основании этой пирамиды лежат так называемые базовые потребности. Это физиологические потребности, и потребность в безопасности.

Физиологические: потребность в пище, воде, сексуальном удовлетворении, и т.д. Если по каким-либо причинам невозможно удовлетворить их, человек не может больше ни о чем думать, не может переходить к удовлетворению других, более высших в иерархии потребностей. Наверное, все сталкивались с ощущением сильного голода, которое мешает делать или даже думать о чем-либо другом. Очень красноречиво это описывал В. Франкл в книге «Сказать жизни «Да». Психолог в концлагере». О том, как люди, живущие в постоянном страхе, тревоге за себя и своих близких, ни о чем другом, кроме еды, не могли говорить. Они говорили о пище в любой момент отдыха, а работа была очень тяжелой, описывали блюда, которые когда-то готовили, рассказывали про рестораны, которые посещали. Одна из самых главных потребностей, гарантирующая жизнь, потребность в пище, у них не была удовлетворена, и поэтому заявляла о себе постоянно.

Когда же физиологические потребности удовлетворены, человек перестает о них думать, забывает на какое-то время, пока организм не подаст очередной знак. Тогда можно переключить свое внимание на удовлетворение других потребностей. Конечно, мы научились воздерживаться, терпеть какое-то время. Но лишь какое-то время, пока дискомфорт не станет очень сильным.

Следующая ступень потребностей – потребность в безопасности . Очень трудно реализовывать любые свои планы, мечты, работать, развиваться, не чувствуя себя в безопасности. Если эта потребность не удовлетворена, человек организовывает всю свою деятельность (иногда на какое-то время пренебрегая даже физиологическими потребностями) на то, чтобы сделать свою жизнь более безопасной. Угрозой для безопасности могут служить глобальные катаклизмы, война, болезни, потеря имущества, жилья, а также угроза увольнения с работы. Можно отследить, как в период социальной нестабильности в стране, повышается уровень общей тревожности.

Для сохранения чувства безопасности, мы ищем какие-либо гарантии: страховку, работу с гарантированным социальным пакетом, автомобиль с современными технологиями, обеспечивающими защиту пассажира, изучаем законодательство, надеясь получить защиту от государства и т.д.

Третья и четвертая ступень относятся к зоне психологических потребностей. Если нас не беспокоят неудовлетворенные базовые потребности, а проще говоря, если мы не голодны, не мучаемся жаждой, болезнями, не находимся в зоне военных действий и у нас есть крыша над головой, мы стремимся к удовлетворению психологических потребностей. К ним относятся: чувство значимости, принадлежности к той или иной социальной системе (семья, сообщество, коллектив, социальные связи, общение, привязанность и др.), потребность в уважении, в любви. Мы создаем для этого системы, сообщества, без которых не можем выжить. Мы добиваемся любви, уважения, дружбы, стремимся быть членами группы, коллектива.

Когда эти потребности не удовлетворены, мы остро переживаем отсутствие друзей, семьи, партнера, детей. Нам больше всего на хочется быть принятыми, услышанными, понятыми. Мы ищем, как реализовать такую потребность, пренебрегая, порой, базовыми потребностями, настолько велика мука переживания одиночества.

На этой потребности часто спекулируют секты, преступные группировки. Особенно велико стремление быть в группе у подростков. И поэтому, подросток, часто не задумываясь, подчиняется правилам и законам группы, в которую стремится только для того, чтобы не быть ею отвергнутым.

Следующая ступень – это потребность в признании, самов ыражении , уважении окружающих, признании собственной ценности, стабильной высокой самооценке. Нам важно занимать какое-то значимое социальное положение. Нам хочется, чтобы признавали наши достоинства, наша компетентность была оценена по-достоинству, замечено наше мастерство. Сюда можно отнести желание иметь хорошую репутацию, статус, известность и славу, превосходство и т.д.

Да и нам самим иногда стоит задуматься: на сколько в нашей жизни удовлетворены эти потребности, например в процентном отношении. И, если эти цифры меньше среднестатистических, которые приводит А. Маслоу (85% физиологические, 70% - в безопасности, 50% - в любви, 40% – в уважении и 10% - в самоактуализации), тогда стоит, наверное, задуматься о том, что мы можем в своей жизни изменить.

Нам, как специалистам по продажам удобнее использовать другую классификацию, с помощью которой мы выясним, какие потребности испытывают потенциальные клиенты.

Существует несколько основных потребностей , которые каждый человек стремится удовлетворить в течение жизни. Если одно из желаний удовлетворено, человек стремится к удовлетворению следующей потребности.

Потребность в выживании. Инстинкт выживания – самый мощный инстинкт человеческого существа. Каждый человек хочет сохранить свою жизнь, защитить от опасности семью, друзей, соотечественников. Только получив гарантию выживания, человек начинает думать об удовлетворении других желаний.

Потребность в безопасности. Как только человек получает гарантии выживания, он начинает думать о безопасности каждого аспекта своей жизни.

Финансовая безопасность – каждый человек боится бедности и материальных потерь и стремится к их преодолению. Выражается в желании сэкономить и приумножить достаток.

Эмоциональная безопасность необходима для того, чтобы человек мог чувствовать себя комфортно.

Физическая безопасность – каждый человек до определенного уровня нуждается в еде, тепле, жилище и одежде.

Потребность в безопасности не означает, что человек нуждается в бронированной двери. Он вполне может хотеть приобрести качественные обои, которые долго будут ему служить.

Потребность в комфорте. Как только человек достигает минимального уровня обеспеченности и безопасности, он начинает стремиться к комфорту. Он вкладывает огромное количество времени и денег для создания уютной домашней обстановки, стремится создать комфортные условия на работе. Человек стремится к комфорту в любой ситуации и выбирает товары, удобные и простые в использовании.

Потребность в имидже. Клиент ориентируется на привлекательность и престижность товара.

Потребность в свободном времени. Люди хотят отдыхать как можно больше времени и ищут любую возможность прекратить работу и отдохнуть. Центром внимания основной массы людей являются вечера, уик-энды и отпуска. Деятельность в свободное время играет центральную роль в человеческом поведении и принятии решений.

Потребность в любви. Люди имеют насущную потребность в построении и поддержании любовных отношений. Все что человек делает, направлено или на достижение любви, или на компенсацию недостатка любви. Взрослая личность формируется в условиях полученной или недополученной в детстве любви. Желание создать надежные условия для любви являются основной причиной человеческого поведения.

Потребность в уважении. Человек стремится заслужить уважение к себе других людей. На это направлена основная часть человеческой деятельности. Потеря уважения может стать существенной причиной неудовлетворенности, а получение высокопоставленной должности может служить большим стимулом, чем деньги.

Потребность в самореализации. Высшее желание человека – реализация творческого потенциала личности, своих талантов и способностей. Мотивация человека направлена на достижение всего, чего они способны достичь. На протяжении всей жизни он стремится использовать большинство талантов и способностей. Потребность в самореализации может быть сильнее всех других мотиваций.

Американский психолог Абрахам Маслоу создал свою знаменитую пирамиду человеческих потребностей, то есть иерархию потребностей по степени важности для человека. (см. рис.1). По представленной шкале мы видим, что потребность в безопасности у нас стоит на втором месте после физиологической, то есть является также одной их базовых.

Эта потребность заложена в человека природой, она проявляется и активизируется на рефлекторном уровне.

Те люди, у которых все в жизни есть стабильность, семья, теплый дом, хорошая машина, надежная охрана, достаточно денег плюс - чувствуют себя в безопасности в том смысле, что им не нужно каждый день сражаться за жизнь. Соответственно, их внимание концентрируется на достижении более высоких целей: на познавательных, эстетических потребностях, самореализации. А, например, бездомному некогда стремиться к гармонии и реализовывать таланты, он постоянно голоден и хочет пить, его безопасность все время под угрозой.

Стремление быть в безопасности может проявляться и в желании завести надежного спутника жизни, найти хорошую работу с социальными гарантиями, оформить брак, купить надежный дом и т.д. То есть человек в таком случае как бы получает гарантии, что его жизнь и дальше будет благополучной.

Таким образом, потребность чувствовать себя в безопасности – одна из важнейших для человека, если она удовлетворяется, то дальше есть пути для развития личности и стремления к прекрасному.

3.1 Принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности

Принципы безопасности жизнедеятельности – это основные направления деятельности, элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности. Теоретическое и познавательное значение принципов состоит в том, что с их помощью определяется уровень знаний об опасностях окружающего мира и, следовательно, формируются требования по проведению защитных мероприятий и методы их расчета. Они отражают многообразие путей и методов обеспечения безопасности в системе «Человек-среда обитания», включающее как чисто организационные мероприятия, конкретные технические решения, так и обеспечение адекватного управления, гарантирующего устойчивость системы, а также некоторые методологические положения, обозначающие направление поиска решений. Принципы БЖД могут быть применены в различных сферах: технике, медицине, организации труда и отдыха. По сфере реализации, т.е. в зависимости от того где они применяются принципы БЖД могут быть подразделены на инженерно-технические, методические, медико-биологические.

По признаку реализации, подразделяются на следующие группы:

    ориентирующие, т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности; к ориентирующим принципам относятся, в частности, принцип системного подхода, профессионального отбора, принцип нормирования негативных воздействий и т.п.

    управленческие; к ним относятся принцип контроля, принцип стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, принципы ответственности, обратных связей и др.

    организационные; среди этих принципов можно назвать так называемую защиту временем, когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, принцип рациональной организации труда и др.

    технические; эта группа принципов подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности.

На последней группе принципов следует остановиться как на особенно многочисленной и разнообразной. К техническим принципам относятся такие как: защита количеством (снижение количественных характеристик негативных воздействий, например, интенсивности шума), или так называемое снижение негативного фактора в источнике за счет проектирования более совершенных, экологичных технических устройств (автомобильные двигатели с низким содержанием вредных веществ в выхлопных газах, мониторы компьютеров, обладающие незначительными уровнями электромагнитного излучения в окружающую среду и т.п.);

защита расстоянием, использующая тот факт, что интенсивность ряда негативных воздействий убывает с расстоянием; защита с помощью ограждений; экранирование; блокировка; герметизация; принцип слабого звена. Принципы обеспечения безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи, т. е. как элементы, дополняющие друг друга.

Методы обеспечения БЖД. Как известно, метод - это способ достижения цели. Здесь целью является обеспечение безопасности. Методы БЖД основаны на применении вышеперечисленных принципов. Пользуясь методами обеспечения БЖД мы можем согласовать взаимодействие характеристик человека с окружающей средой т.е. достичь определенного уровня безопасности.

В безопасности жизнедеятельности существуют 2 понятия:

1. ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);

2. гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).

Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер. (см. Рис.2)

Принято выделить четыре метода БЖД:

    А-метод: пространственное или временнóе разделение гомосферы и ноксосферы.

    Б-метод: нормализация ноксосферы, т.е. совершенствование среды, чаще производственной, приведение характеристик ноксосферы в соответствие с характеристиками человека. Б-метод реализуется в создании безопасной техники.

    В-метод: используется тогда, когда А- и Б-методы не дают желаемого результат и требуемого уровня безопасности. Он подразумевает адаптацию человека к ноксосфере (обучение, тренировка, профессиональный отбор).

    Г- метод: сочетает в себе вышеупомянутые методы и используется чаще всего.

Средства БЖД. Средства БЖД - это конкретные средства защиты человека от различных опасностей. Средства защиты подразделяются по характеру их применения на средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ). СКЗ классифицируется в зависимости опасных и вредных факторов (СКЗ от шума, вибрации и т.п.), СИЗ классифицируется в основном в зависимости от защищаемых видов органов (СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, глаз, слуха и т.д.)

К СИЗ относятся скафандры, противогазы, респираторы, шлемы и т.д. Средства безопасности должны обеспечивать нормальные условия для деятельности человека. Это требование должно быть в первую очередь учтено при создании СИЗ, поскольку многие СИЗ создают существенные неудобства и зачастую резко снижают работоспособность человека. Именно из-за этого от СИЗ часто отказываются в ущерб безопасности.

К средствам безопасности жизнедеятельности следует также отнести так называемые приспособления для организации безопасности (например: лестницы, трапы, леса, подмостки, люльки и т.п.).