Жизнь детей во время великой отечественной войны. Как работала связь во время великой отечественной войны Работала в тылу на заводе

Сегодня вся страна отдаёт дань уважения участникам Второй Мировой войны. Отовсюду показывают тематические фильмы, в городах проводят демонстрации и открывают полевые кухни. Нынешнее поколение должно знать , через что пришлось пройти нашим родственникам, чтобы увидеть мирное небо над головой.

Свою лепту внесём и мы. Но что особенного о годах Второй Мировой рассказать на техноресурсе? Правильно, о способах связи того времени .

А в чём проблема?

Связь - важнейшая вещь во время боевых действий. Без связи с руководством не будет никаких скоординированных действий и актуальных решений.

В арсенале современных военных есть огромное множество способов связи. Спутниковая связь, закрытые мессенджеры, выделенные радиочастоты и даже отдельные телефонные линии.

Но больше семидесяти лет назад доброй половины современных способов связи попросту не существовало .

Надеюсь, все понимают, что сотовых телефонов в то время тоже не было. Но военным всё равно приходилось держать связь. Вот, как они это делали:

Самым действенным способом была курьерская почта

Это чуть ли не самый первый действенный способ отправить сообщение - через человека, который передаст текст лично. Конечно же, не было никакой курьерской службы. Необходимые послания передавались с помощью солдат: связистов и разведчиков.

Передача информации таким способом могла растянуться на несколько недель. Поэтому к нему прибегали только в крайних случаях : если надо было передать экстренное или зашифрованное послание.

На войне все средства хороши. Поэтому информацию отправляли и с помощью сигнальных огней, и с помощью голубей. Но, пожалуй, быстрее всех развивалась проводная и радиосвязь.

Проводная связь тоже была, но ненадолго и редко

В то время проводная связь уже шагнула от телеграфа к телефону, совершенствовалась и коммуникация с помощью радиочастот. Несмотря на это, в первые годы Второй Мировой, советское командование отдавало предпочтение именно проводам .

Не стоит недооценивать этот способ связи, такие телефоны позволяли наладить коммуникацию прямо в поле, в отсутствии всякой инфраструктуры. При этом, чтобы прослушать разговор, нужно сначала найти кабель и подключиться к нему напрямую. Такой сигнал не пеленгуется и не отслеживается со стороны.

Системы телефонной связи были недорогими, функциональными и простыми, к тому же совместимыми между собой. Ими мог пользоваться практически любой солдат, после краткого инструктажа.

В то же время, телефонные линии очень уязвимы . В Вермахте прекрасно понимали, каким способом связи пользовались в Советском Союзе, поэтому телеграфные столбы были одной из приоритетных целей для бомбардировки, а немецкие диверсанты активно работали над поиском и уничтожением полевых линий связи.

Из этого вытекает ещё одна проблема: недостаток кабеля. Часть инфраструктуры осталась в захваченных районах, часть попросту уничтожалась, а новые провода не успевали производить.

Последняя причина отказа от проводов - это изменившийся характер войны. Залогом победы становились танки и самолёты, в которых никак не развернуть проводную связь. Все манёвры требовали чётких, скоординированных действий, поэтому армию СССР старались как можно скорее обеспечить надёжной радиосвязью.

Вот так, кстати, выглядело телефонное оборудование

Телефонный аппарат ТАБИП-1

ТАБИП-1 – телефонный аппарат образца 1941 года, который работал без источников питания. Передача речи происходила за счет электродвижущей силы , создаваемой в линии обратимым электромагнитным капсюлем телефонной трубки. Дальность сигнала 5 км по земле и 15 км по воздушным линиям.

ТАИ-43 и УНА-ФИ-43

Телефоны ТАИ-43 и УНА-ФИ-43 Применялись для связи между крупными штабами по телеграфным линиям (телеграф при этом работал). Первый весил 4.6 кг, работал на сухих ЗС элементах. Второй мог работать ещё и на водоналивных элементах, весил 7.6 кг и передавал сигнал почти на 200 км .

Полевой коммутатор ПК-10

Таким коммутатором могли соединить четыре пары абонентов. Обслуживался телефонной станций УНА-ФИ. Два коммутатора можно было соединить и скоординировать до 20 пользователей .

Естественно, была и радиосвязь. Но не сразу

К 1941 году в СССР было всего три завода , производящих то или иное оборудование для радиосвязи: «Красная заря» (телефоны) завод им. Кулакова (телеграфы), завод им. Коминтерна (радиоаппаратура). Этих производственных мощностей не хватало, чтобы обеспечить армию необходимой техникой. Плюс, эти заводы были эвакуированы и заново развёрнуты в тылу, что отняло необходимое время.

В те же годы, немецкие истребители взаимодействовали в группе с помощью бортовых приёмников FuG 7. При этом, ударное звено могли наводить даже с земли .

А германские бомбардировщики умели сбрасывать бомбы вовсе не наблюдая цели. Для наводки использовался аналог стереозвучания: радиолокационная система генерировала лучи, которые сходились в городе-цели. Один передатчик транслировал сигнал «тире» кода Морзе в правый наушник пилота, другой передатчик посылал сигналы типа «точка». Пилот буквально слышал , что он отклоняется от курса.

Такие станции радиосвязи устанавливали в танки

Советские самолёты не были оснащены радиоприёмниками. Когда станции воздушного наблюдения фиксировали вторжение, информацию о направлении и высоте полёта противника выкладывали на земле с помощью белых полотен. Пилоты общались друг с другом в воздухе с помощью покачиваний крыльями . Поэтому группы летали в пределах видимости визуальных сигналов.

В танковых войсках ситуация была немногим лучше: радиостанции были, правда громоздкие и ненадёжные. Установленная станция урезала боекомплект патронов на треть, при этом она часто выходила из строя . Как правило, танки не имели ни внешней, ни внутренней связи, действуя как самостоятельные единицы.

Пехота также не была обеспечена оборудованием для радиосвязи в полном объёме. Часто под военные нужды переделывали гражданскую технику .

А вот так выглядела сама радиотехника

Радиостанция РБ (3-Р)

Такая переносная радиостанция применялась среди пехоты и артиллерии. «Питалась» сухими батареями БАС-60 (четыре штуки) и одного аккумулятора 2НКН-22, которые размещались в выносном батарейном ящике. Выпускалась с 1938 г. и оказалась такой успешной, что США просили лицензию на производство.

Радиостанция «Север»

Эта легендарная радиостанция обеспечивала связь на расстоянии до 500 км, в отдельных случаях умельцы разгоняли её до 600-700 км . Часто использовалась в партизанских отрядах и разведгруппах. За время войны количество таких станций возросло в пять раз.

Танковый приемник «Малютка-Т»

Танковые рации обычно состояли из приемника и передатчика, которые были подключены к бортсети танка. Командиры подразделений транслировали свои приказы одновременно всем находящимся на частоте приёмникам. Их устанавливали и на бронемашинах.

В целях мобилизации всех ресурсов государства в первые дни войны началась коренная перестройка всей жизни страны на военный лад. Определяющей программой деятельности стал лозунг: «Все для фронта, все для победы !».

Экономическая ситуация в значительной степени осложнялась тем, что противником в начале войны было захвачено более 1,5 млн кв. км, где раньше проживали 74,5 млй человек и выпускалось до 50% про­мышленной и сельскохозяйственной продукции. Продолжать войну пришлось при промышленном потенциале чуть ли не начала 1930-х гг.

24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации под председа­тельством Н.М. Шверника. Основные направления перестройки экономики:

1) эвакуация из прифронтовой полосы на восток промышленных предприятий, материальных ценностей и людей.

В течение июля - ноября 1941 г. в восточные районы страны было перебазировано 1523 промышленных предприятия, в том числе 1360 крупных воен­ных. Они разместились в Поволжье, на Урале, в Западной и в Вос­точной Сибири, Казахстане и Средней Азии. В рекордные сроки эти предприятия вводились в строй. Так, на Магнитогорском комбинате за несколько месяцев была сооружена крупнейшая в Европе домен­ная печь № 5 мощностью 1400 т чугуна в сутки (в мирное время на строительство домны требовалось 2,5 года).

С этой позиции война стала апогеем в реализации возможностей советской тоталитарной системы . Несмотря на огромные трудности, ус­ловия данного режима позволили использовать такие преимущества, каксверхцентрализацию управления, огромные природные и людские ресурсы, отсутствие личной свободы , а также вызванное патриотиче­скими чувствами напряжение всех сил народа.

Исход войны определялся не только на фронте, но и в тылу . Прежде чем одержать военную победу над Германией, нужно было победить ее в военно-экономическом отношении. Становление военной экономики в первые ме­сяцы войны происходило очень трудно:

    проведение эвакуации в условиях беспорядочного отхода войск;

    быстрая утрата важнейших в экономическом отношении районов, раз­рушение хозяйственных связей;

    потеря квалифицированных кадров и оборудования;

Кризис на железных дорогах.

В первые месяцы войны спад производства составлял до 30%. Тяжелое положение сложилось в сельском хозяйстве. СССР потерял территории, производившие 38% зерна и 84% сахара. Осенью 1941 г. была введена кар­точная система обеспечения населения продуктами питания (охватывала до 70 млн человек).

Для организации производства предпринимались чрезвычайные меры - с 26 июня 1941 г. для рабочих и служащих вводились обязательные сверхурочные работы, рабочий день для взрослых увеличивался до 11ч при шес­тидневной рабочей неделе, отпуска отменялись. В декабре 1941 г. все работники военных производств объявлялись мобилизованными и закреплялись для работы на данных предприятиях.

К концу 1941 г. удалось остановить падение промышленного производ­ства, а в конце 1942 г. СССР значительно опередил Германию в выпуске бое­вой техники не только по количеству (2100 самолетов, 2000 танков ежемесяч­но)^ но и в качественном отношений: с июня 1941 г. начинается серийное производство минометных установок типа «Катюша», был модернизирован танк Т-34/85 и т. д. Разработаны методы автоматической сварки брони (Е. О. Патон), сконструированы станки-автоматы по выпуску патронов. |

В кратчайшие сроки вводились в действие предприятия-дублеры на Урале и в Сибири. Уже в марте 1942 г. начался прирост в военной области. Для производства вооружения и техники на новом месте требовалось время. Только во второй половине 1942 г. ценой неимоверных усилий тружеников тыла при жесткой организационной работе партийных комитетов удалось создать слаженно работающий военно-промышленный комплекс , которой выпуская больше вооружений и техники, чем Германия й ее союзники. Для обеспечен ния предприятий рабочей силой была ужесточена отвётствённость рабочих за трудовую дисциплину. В феврале 1942 г. был принят указ, в соответствия с которым рабочие и служащие были объявлены мобилизованными на время войны. Основную часть рабочих тыла и тружеников села составляли женщий ны и подростки. В городах была введена карточная система распределениям К1943 г. армия была оснащена новыми образцами военной техники: самоле* тами Ил-10, Як-7, танками Т-34(м).

Значительный вклад в укрепление Вооруженных Сил внесла наука. Оя крыты новые месторождения нефти и газа, освоено производство высокока~| чественных сталей, созданы новые радиолокаторы, начаты работы по pacщеплению ядерного ядра. В Новосибирске открылся Западносибирский фи| лиал АН СССР.

Благодаря самоотверженному труду тыла к концу 1943 г. была одержана экономическая победа над Германией , а производство вооружения достигаем своего максимального уровня в 1944 г.

Ушедших на фронт мужчин на предприятиях и в колхозах заменя­ли женщины, пенсионеры и подростки (40% численности рабочих в промышленности составляли женщины, 360 тыс. учащихся 8-10 клас­сов пришли на производство во второй половине 1941 г.). В 1944 г. среди рабочего класса насчитывались 2,5 млн человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков.

Население возводило оборонительные сооружения, организовывало дежурство в госпиталях, в качестве дойоров сдавало кровь. Большой вклад в дело победы внесли заключенные ГУЛАГа (к началу войны их количество достигло чудовищных размеров - 2 млн 300 тыс. человек; в 1943 г. оно составляло 983 974 человека). Они вели добычу полез­ных ископаемых, производили снаряды, шили обмундирование. За осо­бые отличия в тылу 198 человек были удостоены звания Героя Социа­листического Труда; 16 млн человек награждены медалью «За доблес­тный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Однако, говоря о трудовых свершениях и массовом героизме в тылу, не следу­ет забывать, что война подорвала здоровье народа. Плохо устроенный быт, недоедание, отсутствие медицинского обслуживания стали нормой жизни миллионов людей»

Тыл направлял на фронт оружие, боеприпасы, военную технику, про­довольствие и обмундирование. Достижения промышленности сдела­ли возможным уже к ноябрю 1942 г. изменить соотношение сил в пользу советских войск. Количественное увеличение производства боевой техники и вооружения сопровождалось быстрым улучшением их качественных характеристик, созданием новых типов машин, артиллерийских систем, стрелкового оружия.

Так, средний танк Т-34 оставался лучшим во Второй мировой вой­не ; он превосходил однотипный фашистский танк T-V («Пантера»). В том же 1943 г. началось серийное производство самоходно-артиллерий- ских установок (САУ).

В деятельности советского тыла 1943 г. стал переломным. В ходе войны улучшались тактико-технические данные самолетов. Появились более совершенные истребители Ла-5, Як-9, Як-7; было ос­воено серийное производство штурмовика Ил-2, прозванного «истреби­телем танков», аналог которого германской промышленности так и не удалось создать.

Большой вклад в изгнание оккупантов внесли партизаны .

Согласно плану «Ост» гитлеровцы установили в оккупированных районах режим кровавого террора, создавая так называемый «новый порядок». Действовала специальная программа вывоза продовольствия, материальных и культурных ценностей. На принудительную работу в Германию было вывезено около 5 млн человек . Во многих районах сохранены колхозы с назначаемыми старостами для изъятия продовольствия. Созданы лагеря смерти, тюрьмы и гетто. Символом уничтожения еврейского населения стал Бабий Яр в Киеве, где в сентябре 1941 г. было расстреляно свыше 100 тыс. человек. В лагерях уничтожения на территории СССР и других стран Европы (Майданек, Освенцим и т. д.) погибли миллионы людей (военнопленных, подпольщиков и партизан, евреев).

Первый призыв к развертыванию движения сопротивления в тылу врага прозвучал в директиве СНКи ЦИКВКП(б) от 29 июня 1941 г. Были поставлены задачи дезорганизовывать связь на оккупированных территориях, унич­тожать транспорт, срывать военные мероприятия, уничтожать фашистов и их пособников, помогать созданию диверсионных истребительных групп . Партизанское движение на первом этапе носило стихийный характер.

Зимой 1941-1942 гг. в Тульской и Калининской областях сформировались первые партизанские отряды , которые включали в себя коммунистов, ушедших в подполье, солдат из разгромленных частей и местное насёлёниё. Одновременно действовали подпольные организации, занимавшиеся разведкой, диверсиями информированием населения о положении на фронтах. Символом мужества стало имя 17-летней московской комсомолки, разведчицы Зои Космодемьянской , дочери репрессированного, заброшенной в тыл вра­га и повешенной гитлеровцами.

30 мая 1942 г. в Москве был создан Центральный штаб партизанских дви­жении во г паве с П. К. Пономаренко , а при штабах армий - спецотделы по связи с партизанскими отрядами. С этого момента партизанское движение приобретает более организованный характер и координирует свои действия с армией (Белоруссия, северная часть Украины, Брянская, Смоленская и Ор­ловская области). К весне 1943 г. диверсионная подпольная работа велась практически во всех городах на оккупированной территорйи. Стали возни­кать крупные партизанские соединения (полки, бригады), возглавляемые опытными командирами: С. А. Ковпаком, А. Н. Сабуровым, А. Ф. Федоровым, Hi 3. Колядой, С. В. Гришиным и др. Почти все партизанские соединения име^ ли радиосвязь с Центром.

С лета 1943 г. крупные соединения партизан осуществляли боевые действия в рамках общевойсковых операций. Особенно масштабными были партизанские действия во время Курской битвы , операций «Рельсовая война и «Концерт ». По мере наступления советских войск партизанские соединенния переформировывались и вливались в подразделения регулярной армии.

Всего за годы войны партизаны вывели из строя 1,5 млн солдат и офицеров противника, взорвали 20 тыс. вражеских поездов и 12 тыс. мостов; унич-^ тожили 65 тыс. автомашин, 2,3 тыс. танков, 1,1 тыс. самолетов, 17 тыс. км линий связи.

Партизанское движение и подполье стали одним из существенных фактор ров Победы .

Антигитлеровская коалиция.

В первые дни войны премьер-министр Великобритании У. Черчилль, который был сторонником бескомпро­миссной борьбы с Германией, заявил о готовности поддержать Совет­ский Союз. Свою готовность оказать помощь высказали и США. Официальное вступление США во Вторую мировую войну 8 декабря 1941 г. существенно повлияло на соотношение сил в мировом кон­фликте и способствовало завершению создания антигитлеровской коа­лиции.

1 октября 1941 г. в Москве СССР, Англия и США договорились о поставках в нашу страну вооружения и продовольствия в обмен на стратегическое! сырье. Поставки в СССР вооружения, продовольствия и других военных мате риалов из США и Англии начались в 1941 г. и продолжались до 1945 г. Основ-? ная часть их шла тремя путями: через Ближний Восток и Иран (в Иран в ав*| густе 1941 г. вошли английские и советские войска), через Мурманск и1 Архангельск, через Владивосток. В США был принят закон о ленд-лизе - пе редаче необходимых материалов и вооружений союзникам взаймы или в аренду). Общая стоимость этой помощи составила около 11 млрд долларов, или 4,5% от всех материальных ресурсов, использованных СССР во Второй миро­вой войне. По самолетам, танкам, грузовикам уровень этой помощи был выше. В целом эти поставки помогли советской экономике уменьшить нега­тивные последствия в военном производстве, а также преодолеть нарушен­ные экономические связи.

Юридически антигитлеровская коалиция сложилась 1 января 1942 г. 26 государств подписали в Вашингтоне Декларацию Объединенных Наций . Правительства стран-союзниц брали на себя обязательство направить все свои ресурсы против членов Тройственного пакта, а также не заключать сепаратного перемирия или мира с врагами.

С первых же дней войны между союзниками наметились разногласия по вопросу об открытии Второго фронта : С просьбой открыть Второй фронт Ста­лин обратился к союзникам уже в сентябре 1941 г. Однако действия союзников ограничились в 1941-1943 гг. сражениями в Северной Африке, а в 1943 г. - высадкой на Сицилии и в Южной Италии.

Одна из причин разногласий - разное понимание Второго фронта. Союз­ники понимали под Вторым фронтом военные действия против фашистской коалиции во Французской Северо-Западной Африке, а затем по «балканско­му варианту»; для советского руководства Вторым фронтом была высадка войск союзников на территории Северной Франции.

Вопрос открытия Второго фронта обсуждался в мае-июне 1942 г. во время визитов Молотова в Лондон и Вашингтон, а затем на Тегеранской конферен­ции в 1943 г.

Второй фронт был открыт в июне 1944 г. 6 июня в Нормандии началась высадка англо-американских войск (операция «Оверлорд», командующий Д. Эйзенхауэр ).

До 1944 г. союзники осуществляли локальные военные действия. В 1942 г. американцы вели военные действия против Японии в бассейне Тихого океа­на. После захвата Японией к лету 1942 г. Юго-Восточной Азии (Таиланда, Бирмы, Индонезии, Филиппин, Гонконга и т. д.) флоту США летом 1942 г. удалось выиграть сражение у о. Мидуэй. Начался переход японцев от наступ­ления к обороне. Английские войска под командованием Монтгомери одер­жали победу в Северной Африке в ноябре 1942 г. под Эль-Алайменом.

В 1943 г. англо-амёриканцы полностью освободили Северную Африку. Летом 1943 г. они высадились на о. Сицилия, а затем в Италии. В сентябре 1943 г. Италия перешла на сторону антигитлеровской коалиции. В ответ на это немецкие войска захватили большую часть Италии.

Тегеранская конференция.

С 28 ноября по 1 декабря 1943 г. в Тегеране состо­ялась встреча Й. Сталина, Ф. Рузвельта, У. Черчилля .

Основные вопросы:

    решено, что открытие Второго фронта произойдет в мае 1944 г.;

    Сталин заявил о готовности СССР вступить в войну с Японией посл$ капитуляции Германии;

    принята Декларация о совместных действиях в войне и послевоенном; сотрудничестве;

    не было принято решение о судьбе Германии и границах Польши.

На Ялтинской конференции (в феврале 1945г .) подняты вопросы:

      о послевоенных границах Германии и Польши;

      о сохранении Германии в качестве единого государства; сама Германия и Берлин временно разделялись на зоны оккупации: американскую, английскую, французскую и советскую;

      о сроках вступления СССР в войну с Японией (через три месяца после окончания войны в Европе);

      о демилитаризации и денацификации Германии и проведении в ней демократических выборов. Была принята Декларация об освобожденной Европе, в которой союзные державы заявили о своей готовности помочь европейским народам «создать демократические учреждения по их собственному выбору».

      Серьезные разногласия вызвали вопросы о судьбе Польши и репарациях. Согласно решениям конференции СССР должен был получить 50% всех репарационных платежей (кроме того, в качестве «компенсации» за Западную Украину и Западную Белоруссию Польша получала территории на западе и на севере.

Союзники договорились о создании ООН, и 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско состоялась ее учредительная ассамблея. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, экономический и социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Штаб- квартира - в Нью-Йорке.

С 17 июля по 2 августа в Потсдаме (под Берлином) состоялась последняя за время войны встреча на высшем уровне. В ней участвовали И. Сталин, Г. Трумэн (Ф. Рузвельт умер в апреле 1945 г.), У. Черчилль 28 июля его заменил К. Эттли, лидер лейбористов, одержавших победу на парламентских выборах). На конференции приняты следующие решения:

      по германскому вопросу - предусматривались разоружение Германии ликвидация ее военной промышленности, запрет нацистских организаций демократизация общественного строя. Германия рассматривалась как единое А экономическое целое;

      решен вопрос о репарациях, о разделе германского военного и торгового флотов;

      в Германии было решено создать четыре зоны оккупации. Восточная Германия вошла в советскую зону;

      для управления Германией был создан Контрольный совет из представителей союзных держав;

      территориальные вопросы. СССР получил Восточную Пруссию с г. Кенигсбергом. Западная граница Польши была определена по р. Одеру и Западной Нейсе. Были признаны советско-финская (установлена в марте 1940 г.) и советско-польская (установлена в сентябре 1939 г.) границы;

      создан постоянно действующий Совет министров иностранных дел великих держав (СССР, США, Великобритании, Франции и Китая). Ему было поручено подготовить мирные договоры с Германией и ее бывшими союзниками - Болгарией, Румынией, Финляндией и Италией;

      нацистская партия объявлялась вне закона;

      принято решение о созыве международного трибунала для суда над главными военными преступниками.

Ялта и Потсдам подвели итоги Второй мировой войны, зафиксировав но­вую расстановку сил на международной арене. Они явились доказательством того, что только сотрудничество и переговоры могут привести к принятию конструктивных решений.

Международные конференции глав держав СССР, Великобритании и США

Конференция

Основные решения

Участники:

И. Сталин,

У. Черчилль,

Ф. Рузвельт

1. Принята декларация о совместных действиях в войне против Германии.

2. Решен вопрос об открытии второго фронта в Европе в течение мая 1944 г.

3. Обсужден вопрос о послевоенных границах Польши.

4. Высказана готовность СССР вступить в войну с Японией после разгрома Германии

И. Сталин,

У. Черчилль,

Ф. Рузвельт

    Согласованы планы разгрома и условий безоговорочной капитуляции Германии.

    Намечены основные принципы общей, прлити^ц, . в отношении послевоенной организадии-ми.

    Приняты решения о создании в Германии зон оккупации, общегерманского контрольной органа

и о взыскании репараций.

    Решено созвать Учредительную конференцию по выработке Устава ООН.

    Решен вопрос о восточных границах Польши. 6.. СССР подтверждено согласие вступить в войну

с Японией через три месяца после капитуляции Германии

Берлинская (Потсдамская ) {17 июля - 2 августа 1945 г.). Участники: И. Сталин,

Г. Трумэн,

У. Черчилль - К. Эттли

    Обсуждены основные проблемы послевоенного устройства мира.

    Принято решение о системе четырехсторонней окку­пации Германии и об управлении Берлином.

    Создан Международный военный трибунал для суда над главными нацистскими военными преступниками.

    Решен вопрос о западных границах Польши.

    СССР передана бывшая Восточная Пруссия с г. Ке­нигсбергом.

    Решен вопрос о репарациях и уничтожении германских монополий.

Ленд-лиз.

В октябре 1941 г. США предоставили СССР кредит на сумму 1 млрд долларов на основе закона о передаче взаймы или в аренду вооружения. Обязательства организовать поставки самолетов и танков взяла на себя Англия.

Всего по распространенному на нашу страну американскому закону о ленд-лизе (он был принят Конгрессом США еще в марте 1941 г. и предусматривал помощь другим странам сырьем и вооружением в инте­ресах обороны США) за годы войны Советский Союз получил от США 14,7 тыс. самолетов, 7 тыс. танков, 427 тыс. машин, продовольственные и другие материалы. В СССР поступило 2 млн 599 тыс. тонн нефтепро­дуктов, 422 тыс. полевых телефонов, свыше 15 млн пар обуви, 4,3 тонны продовольствия. В ответ на оказанную помощь Советский Союз за годы войны поставил в США 300 тыс. тонн хромовой руды, 32 тыс. тонн мар­ганцевой руды, большое количество платины, золота, пушнины. Из Анг­лии с начала войны по 30 апреля 1944 г. были получены 3384 самолета, 4292 танка, 1188 танков поступило из Канады. В исторической литера­туре бытует точка зрения, что поставки товаров союзниками за всю вой­ну составили 4% объема советской промышленности. Незначитель­ность поставок военных материалов признавали в годы войны многие политические руководители США и Англии. Однако бесспорным яв­ляется факт, что они стали не только материальной, но и прежде все­го политической и нравственной поддержкой для нашей страны в самые трагические месяцы войны, когда Советский Союз стягивал на советско-германском фронте решающие силы, а советская промыш­ленность не имела возможности обеспечить Красную Армию всем не­обходимым.

В Советском Союзе всегда существовала тенденция к недооцен­ке союзнических поставок по ленд-лизу. Американские же источни­ки оценивают помощь союзников в 11 -12 млрд долларов. Пробле­ма поставок вызвала обильную переписку на самом высоком уров­не, тон которой часто был довольно колким. Союзники обвиняли СССР в «неблагодарности», поскольку в его пропаганде полностью умалчивалось об иностранной помощи. Со своей стороны, Советский Союз подозревал союзников в намерении подменить материальным взносом открытие второго фронта. Так, «вторым фронтом» советские солдаты в шутку прозвали понравившуюся им американскую тушенку.

В действительности же поставки по ленд-лизу готовых изделий, по­луфабрикатов и продовольствия оказали существенную экономиче­скую поддержку.

Долги за эти поставки сохраняются за нашей страной до сих пор.

После подписания Германией капитуляции страны антигитлеров­ской коалиции отказались от ялтинских планов ее раздела. Регулиро­вать жизнь в четырех зонах Берлина должен был контрольный совет, состоящий из главнокомандующих вооруженными силами союзников. Новое соглашение по германскому вопросу, подписанное в Потсдаме в июле 1945 г., предусматривало полное разоружение и демилитариза­цию Германии, роспуск НСДАП и осуждение военных преступников, де­мократизацию административного управления Германии. Еще объ­единенные борьбой с нацизмом страны антигитлеровской коалиции уже встали на путь раскола Германии.

Новая расстановка сил в послевоенном мире объективно делала Германию союзником Запада в борьбе против коммунизма, распростра­ненного в Восточной и Юго-Восточной Европе, поэтому западные дер­жавы начали форсировать оздоровление немецкой экономики, что при­вело к объединению американской и английской зон оккупации. Так противоречия и амбиции бывших союзников привели к трагедии цело­го народа. Преодолеть разделение Германии удалось лишь более чем через 40 лет.

Поражение и капитуляция Японии

Безоговорочная капитуляция Германии не означала окончания Вто­рой мировой войны. Союзникам предстояло ликвидировать еще одно­го серьезного противника на Дальнем Востоке.

Впервые вопрос об участии Красной Армии в войне против Японии был поставлен на Тегеранской конференции. В феврале 1945 г. на второй встрече И. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля в Крыму советская сторона подтвердила согласие участвовать в войне с Японией через два-три месяца после капитуляции Германии, одновременно выдвинув на рассмотрение союзников ряд условий, которые были приняты ими. Подписанное руководителями трех стран соглашение предусмат­ривало следующее.

    Сохранение статус-кво Монгольской Народной Республики.

    Восстановление принадлежащих России прав, нарушенных в ре­зультате ее поражения в Русско-японской войне 1904-1905 гг.:

а) на возвращение Советскому Союзу южной части о. Сахалин и всех прилегающих к нему островов;

б) интернационализацию торгового порта Дайрен (Дальний) и вос­становление аренды Порт-Артура как военно-морской базы СССР;

в) совместную эксплуатацию Китайско-Восточной и Южно-Маньч- журской железных дорог на началах организации смешанного Совет­ско-Китайского общества с обеспечением преимущественных интере­сов Советского Союза.

    Передачу Советскому Союзу Курильских островов.

Подписав Ялтинское соглашение, США получили возможность из­бежать больших потерь американских солдат в войне против армии Японии, а СССР - возвратить все перечисленные в документе объек­ты, которые были утрачены и находились в руках Японии.

Заинтересованность США в войне против Японии была настолько велика, что в июле 1945 г. во время работы Потсдамской конференции И.В. Сталину пришлось подтвердить готовность СССР вступить в вой­ну к середине августа.

К августу 1945 г. американским и английским войскам удалось ов­ладеть рядом захваченных Японией островов на Тихом океане и зна­чительно ослабить ее военно-морской флот. Однако по мере прибли­жения войны к берегам Японии сопротивление ее войск возрастало. Сухопутные армии по-прежнему оставались для союзников грозной си­лой. Америка и Англия планировали нанести по Японии комбиниро­ванный удар, соединив мощь американской стратегической авиации с действиями Красной Армии, перед которой стояла задача разгромить крупное соединение японских сухопутных войск - Квантунскую армию.

На основании неоднократных нарушений японской стороной дого­вора о нейтралитете от 13 апреля 1941 г. Советское правительство 5 ап­реля 1945 г. денонсировало его.

Согласно союзническим обязательствам, а также для обеспечения безопасности своих дальневосточных границ Советский Союз в ночь с 8 на 9 августа 1945 г. вступил в войну с Японие й и тем самым поста­вил ее перед неминуемым поражением. Сходящимися ударами войск Забайкальского (командующий маршал Р.Я. Малиновский), 1-го Даль­невосточного (командующий маршал К.А. Мерецков) и 2-го Дальнево­сточного (командующий генерал армии М.А. Пуркаев) фронтов Квантунская армия была расчленена и по частям уничтожена. В боевых действиях активно взаимодействовали с фронтами Тихоокеанский флот и Амурская флотилия. Общее командование войсками осуществ­лял маршал A . M . Василевский . Вместе с советскими войсками против Японии боролись монгольская и китайская народные армии.

Еще 6 и 9 августа 1945 г., скорее преследуя цель установить диктат в послевоенном мире, нежели в соответствии со стратегической не­обходимостью, США впервые применили новое смертоносное оружие – атомные бомбы. В результате проведенных американской авиацией ядерных бомбарди­ровок японских городов Хиросимы и Нагасаки погибли и стали калеками более 200 тыс. мирных жителей. Это стало одним из факторов, приведшим Японию к капитуляции перед союзниками. Применение ядерного оружия против японских городов было вызвано не столько военными, сколько политическими причинами и прежде всего стремлением продемонстрировать (и испытать в реальных уловиях) козырную карту для давления на СССР.

Советский Союз внес большой вклад в победу над Японией, разгромив в течение трех недель, с 9 августа по 2 сентября 1945 г, Квантунскую группировку

28 августа 1945 г. на территории Японии началась высадка американских войск, а 2 сентября в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Вторая ми­ровая война завершилась .

Русские заняли южную часть Сахалина (которая была передана Японии в 1905 г.) и Курильские острова (которые России уступила Японии в 1875 г.). По соглашению с Китаем получили обратно половину прав собственности на Китайско-Восточную железную дорогу (проданную в 1935 г. Маньчжоу-Го), включая ветку до Порт-Артура, которую» потеряли в 1905 г. Сам Порт-Артур , как и Дайрен, до момента заключения формального мира с Японией должен был оставаться под совместным китайско-российским управлением . Однако мирный договор с Японией подписан не был (разногласия по вопросу владения островами Уруп, Кунашир, Хабо- маи и Итуруп. Вторая мировая война была завершена .

Нюрнбергский процесс.

С декабрй 1945 г. по октябрь 1946 г. в Нюрнберге состоялся суд над руководи­телями Третьего рейха. Он осуществлялся специально созданным Междуна­родным военным трибуналом стран-победительниц . Суду были преданы высшие военные и государственные деятели нацистской Германии, обвиняемые в заговоре против мира, человечества и в тягчайших военных преступлениях.

Важнейшее значение имеет тот факт, что Нюрнбергский процесс впервые в истории посадил на скамью подсудимых не просто личности, но и преступ­ные организации, созданные ими, а также сами идеи, толкнувшие их к чело­веконенавистнической практике для их реализации. Были разоблачены сущ­ность фашизма, планы уничтожения государств и целых народов.

Нюрнбергский процесс - первый в мировой истории суд, признавший агрессию тягчайшим уголовным преступлением, наказавший как уголовных преступников государственных деятелей, виновных в подготовке, развязыва­нии и ведении агрессивных войн. Принципы, закрепленные Международ­ным трибуналом и выраженные в приговоре, были подтверждены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 г.

Итоги и последствия войны

Вторая мировая война стала самым кровопролитным и крупным конфликтом в истории человечества, в который было втянуто 80% на­селения земного шара .

    Самым главным итогом войны стало уничтожение фашизма как одной из форм тоталитаризма .

    Это стало возможным благодаря совместным усилиям стран антигитлеровской коалиции .

    Одержанная победа способствовала росту авторитета СССР и США, превращению их в сверхдержавы .

    Впервые нацизм был судим на международном уровне . Были созданы условия для демократического развития стран.

    Начался распад колониальной системы .

    С оздани е Организации Объединенных Наций в 1945 г., что открыва­ло возможности для образования системы коллективной безопасности , возникновения кардинально новой организации международных от­ношений.

Факторы победы:

    Массовый героизм всего народа.

    Эффективность действий государственного аппарата.

    Мобилизация экономики.

    Одержана экономическая победа. Эффективная работа тыла.

    Создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта.

    Поставки по ленд-лизу.

    Военное искусство военачальников.

    Партизанское движение.

    Серийный выпуск новой военной техники.

Советско-германский фронт был главным во второй мировой войне: на этом фронте было разгромлено 2/3 сухопутных сил Германии, уничтожено 73% личного состава немецкой армии; 75% танков, артиллерии, минометов, свыше 75% авиации.

Цена одержанной над фашистским блоком победы очень велика. Война принесла большие разрушения. Общая стоимость уничтожен­ных материальных ценностей (в том числе боевой техники и вооруже­ния) всех воевавших стран составила более 316 млрд долларов, а ущерб СССР - почти 41% этой суммы. Однако прежде всего цену победы определяют людские утраты. Принято считать, что Вторая ми­ровая война унесла более 55 млн человеческих жизней. Из них около 40 млн погибших приходится на долю государств Европы. Германия потеряла свыше 13 млн человек (в том числе 6,7 млн военных); Япо­ния - 2,5 млн человек (в основном военнослужащих), свыше 270 тыс. человек - жертвы атомных бомбардировок. Потери Великобритании составили 370 тыс., Франции - 600 тыс., США - 300 тыс. человек по­гибшими. Прямые людские потери СССР за все годы войны огромны и составляют более 27 млн человек.

Столь высокая цифра наших утрат объясняется прежде всего тем, что длительный период времени Советский Союз фактически один про­тивостоял фашисткой Германии, изначально взявшей курс на массовое истребление советских людей. Наши потери исчислялись убитыми в боях, без вести пропавшими, умершими от болезней и голода и погиб­шими во время бомбежек, расстрелянными и замученными в концент­рационных лагерях.

Огромные людские потери и материальные разрушения изменили демографическую ситуацию и породили послевоенные экономические трудности: выбыли из производительных сил самые дееспособные по возрасту люди; была нарушена сложившаяся структура производства.

Условия войны вызвали необходимость развития военного искусст­ва и различных видов вооружения (в том числе ставших основой со­временных). Так, в годы войны в Германии, был начат серийный выпуск ракет «А-4» («Фау-2»), которые невозможно было перехватить и унич­тожить в воздухе. С их появлением началась эпоха ускоренного раз­вития ракетной, а затем и ракетно-космической техники.

Уже в самом конце Второй мировой войны американцы создали и впервые применили ядерное оружие, которое лучше всего подходило для установки на боевых ракетах. Объединение ракеты с ядерным оружи­ем привело к резкому изменению общей ситуации в мире. С помощью ракетно-ядерного оружия появилась возможность нанесения неожи­данного удара немыслимой разрушительной силы независимо от рас­стояния до территории противника. С превращением в конце 1940-х гг. СССР во вторую ядерную державу усилилась гонка вооружений.

Решающий вклад в разгром фашизма внес советский народ . Живший сам в условиях деспотического сталинского режйма, народ сделал выбор в защиту независимости Родины и идеалов революции. Массовым явлением стали ге­роизм и самопожертвование. Подвиги И. Иванова, Н. Гастелло, А. Матросо- ва, А. Мересьева повторили многие советские воины. В ходе войны выдвину­лись такие полководцы, как А. М. Василевский, Г К. Жуков, К К. Рокоссов­ский, Л. А. Говоров, И С. Конев, В. И. Чуйков и др. Выдержало испытание единство народов СССР. Концентрировать людские и материальные ресурсы на важнейших направлениях для разгрома врага позволяла, по мнению ряда ученых, административно-командная система. Однако сущность этой системы вела к «трагедии победы», ибо системе требовалась победа любой ценой. Этом ценой были человеческйё Усизни и страдания населения в тылу.

Таким образом, понеся огромные потери, Советский Союз победил в тяжелой войне:

      за время войны была создана мощная военная промышленность, сфор мирована индустриальная база;

      СССР по итогам войны включил дополнительные территории на Западе и Востоке;

      заложена основа для создания «блока социалистических государстве Европы и Азии;

      открылись возможности демократического обновления мира и осво-# бождения колоний;

По сей день помнят солдат, защищавших нашу Родину от врагов. Заставшими эти жестокие времена были дети, родившиеся в 1927 году по 1941 год и в последующие годы войны. Это — дети войны. Они пережили всё: голод, смерти близких, непосильный труд, разруху, дети не знали что такое душистое мыло, сахар, удобная новая одежда, обувь. Все они уже давно старики и учат молодое поколение дорожить всем, что у них есть. Но зачастую им не уделяют должного внимания, а для них это так важно передать свой опыт другим.

Обучение во время войны

Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу, в чем придется. «Школы работали, но мало кто учился, все работали, обучение было до 4 класса. Были учебники, а тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях на любом клочке бумаги, какой нашли. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку — это были чернила. Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу. Брата Петю забрала папина сестра в Жигалово, он один из семьи закончил 8 классов» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

« У нас была неполная средняя школа (7 классов), я уже выпустилась в 1941 году. Помню то, что учебников было мало. Если человек пять жили рядом, то им давался один учебник, и они все вместе собирались у кого-то одного и читали, готовили домашнее задание. Давали одну тетрадь на человека делать домашнюю работу. У нас был строгий учитель по русскому и литературе, он вызывал к доске и просил рассказать наизусть стихотворение. Если ты не расскажешь, то на следующий урок тебя обязательно спросят. Поэтому я до сих пор знаю стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и многих других» (Вороткова Тамара Александровна).

« В школу пошла я очень поздно, не чего было одевать. Беднота и нехватка учебников и была и после войны» (Кадникова Александра Егоровна)

«В 1941 году я закончила 7 класс в Коноваловской школе с наградой – отрезом ситца. Мне дали путёвку в Артек. Мама попросила меня показать на карте, где тот Артек и отказалась от путёвки, сказав: «Далеко сильно. А вдруг война?» И не ошиблась. В 1944 году я поехала учиться в Малышевскую среднюю школу. До Балаганска добирались на ходках, а затем на пароме в Малышевку. В деревне не было родственников, но был знакомый отца – Собиграй Станислав, которого я видела однажды. По памяти нашла дом и попросилась на квартиру на время обучения. Я убирала дом, стирала, тем самым отрабатывала за приют. Из продуктов до нового года был мешок картошки и бутылка растительного масла. Это надо было растянуть до каникул. Училась старательно, хорошо, так хотела стать учительницей. В школе большое внимание уделяли идейно-патриотическому воспитанию детей. На первом уроке первые 5 минут учитель рассказывал о событиях на фронте. Каждый день проводилась линейка, где подводились итоги успеваемости в 6-7 классах. Рапортовали старосты. Красное переходящее знамя получал тот класс, было больше хорошистов и отличников. Учителя и ученики жили одной семьёй, уважая друг друга».(Фонарева Екатерина Адамовна)

Питание, повседневная жизнь

Большинство людей во время войны столкнулось с острой проблемой нехватки продуктов питания. Питались плохо, в основном с огорода, из тайги. Ловили рыб из ближайших водоемов.

«В основном нас кормила тайга. Мы собирали ягоды и грибы, заготавливали на зиму. Самым вкусным и радостным было когда мама пекла пироги с капустой, черемухой, картошкой. Мама садила огород, на котором работала вся семья. Ни одного сорняка не было. А воду на полив носили с речки, поднимались высоко в гору. Держали скот, если были коровы, то 10 кг масла за год отдавали на фронт. Копали замершую картошку и собирали оставшиеся на поле колоски. Когда папу забрали, то Ваня заменил нам его. Он, как и отец был охотником и рыбаком. В нашей деревне текла река Илга, в ней водилась хорошая рыба: хариус, беляк, налим. Поднимет нас Ваня рано утром, и пойдем мы ягоды разные собирать: смородину, боярку, шиповник, бруснику, черёмуху, голубицу. Соберем, высушим и сдаем за деньги и на заготовку в фонд обороны. Собирали, пока роса не сойдёт. Как сойдёт, бегом домой – надо на колхозный сенокос, грести сено. Еды выдавали очень мало по маленькому кусочку только бы всем хватило. Брат Ваня шил на всю семью обувь ”Чирки”. Папа был охотником добывал много пушнины и сдавал ее. Поэтому когда он уехал осталось большое количество запасов. Выращивали дикую коноплю и из неё шили штаны. Старшая сестра была рукодельницей она вязала носки, чулки и варежки» (Фартунатова Капиталина Андреевна).

« Нас кормил Байкал. Мы жили в деревне Баргузин, у нас был консервный завод. Были бригады рыбаков, они ловили как из Байкала, так и из реки Баргузин, разную рыбу. Из Байкала ловили осетра, сига, омуля. В реке водилась рыба такая как окунь, сорога, карась, налим. Сделанные консервы отправляли в Тюмень, а затем на фронт. Старики немощные, те, которые не пошли на фронт, имели своего бригадира. Бригадир был всю жизнь рыбак, имел свою лодку и невод. Они созывали всех жителей и спрашивали: «Кому нужна рыба?» Рыба нужна была всем, так как в год выдавали всего 400 г, а на работника 800г. Все, кому нужна была рыба, тянули невод на берегу, старики заплывали в реку на лодке, ставили невод, затем второй конец выводили на берег. С обеих сторон равномерно выбирали верёвку, подтягивали невод к берегу. Важно было не выпустить косяк из «мотни». Потом бригадир делил рыбу на всех. Так сами и кормились. На заводе после того, как сделают консервы, продавали головы от рыб, 1килограмм стоил 5 копеек. Картошки у нас не было, да и огородов тоже. Потому что вокруг был только лес. Родители ездили в соседнюю деревню и меняли рыбу на картошку. Сильного голода мы не чувствовали» (Вороткова Томара Александровна).

« Кушать было нечего, ходили по полю собирали колоски и замершую картошку. Держали скот и садили огороды» (Кадникова Александра Егоровна).

« Всю весну, лето и осень ходила босиком – от снега до снега. Особенно плохо было, когда работали на поле. По стерне ноги кололи в кровь. Одежда была как у всех – холщёвая юбка, кофта с чужого плеча. Еда – капустный лист, свекольный лист, крапива, болтушка из овсяной муки и даже кости сдохших от голода лошадей. Кости парили, а потом хлебали подсоленную воду. Картошку, морковь сушили и в посылках отправляли на фронт» (Фонарева Екатерина Адамовна)

В архиве я изучала Книгу приказов по Балаганскому Райздраву. (Фонд № 23 опись № 1 лист №6 — Приложение 2) Обнаружила, что эпидемий инфекционных болезней за годы войны среди детей не было допущено хотя по приказу Райздрава от 27 сентября 1941 года медицинские сельские акушерские пункты были закрыты. (Фонд № 23 опись № 1 лист №29-Приложение 3) Лишь в 1943 году в селе Молька упоминается эпидемия (болезнь не указана)., вопросы здоров К месту вспышки были направлены на 7 дней санитарный врач Волкова, участковый врач Бобылёва, фельдшер Яковлева. Делаю вывод, что недопущение распространения инфекции было очень важным делом.

В отчётном докладе на 2-й районной партийной конференции о работе районного комитета партии 31 марта 1945 года подводятся итоги работы Балаганского района за годы войны. Из доклада видно, что 1941,1942,1943 годы были для района очень тяжёлыми. Урожайность катастрофически снижалась. Урожайность картофеля в 1941 – 50, в 1942 – 32, в 1943 – 18 ц. (Приложение 4)

Валовой сбор зерна – 161627, 112717, 29077 ц; получено на трудодни зерна: 1,3 ; 0,82; 0,276 кг. По этим цифрам можно сделать вывод, что люди действительно жили впроголодь.(Приложение 5)

Трудная работа

Работали все и стар и млад, работа была разной, но по-своему трудной. Трудились изо дня в день с утра до поздней ночи.

«Работали все. И взрослые, и дети с 5 лет. Мальчики возили сено, управляли лошадьми. Пока сено не уберут с поля никто не уходил. Женщины брали скот молодняк и растили его, дети же им помогали. Они водили скот на водопой, задавали корм. Осенью во время учебы, дети все также продолжают работать, находясь утром в школе, а по первому призыву уходили работать. В основном, дети работали на полях: копали картошку, собирали колоски ржи и т.д. Большинство людей работали в колхозе. Работали на телятнике, растили скотину, работали на колхозных огородах. Старались быстрее убрать хлеб, не жалея себя. Как хлеб уберут, снег выпадет, отправляют на лесозаготовки. Пилы были обычные с двумя ручками. Ими валили в лесу огромные лесины, обрубали сучья, распиливали на чурки и кололи дрова. Приходил обходчик и замерял кубатуру. Надо было заготовить не меньше пяти кубов. Помню, как с братьями и сёстрами везли из лесу дрова домой. Везли на быке. Он был большой, с норовом. С горки стали съезжать, а он понёс, задурил. Воз раскатился, и дрова вывались в обочину. Бык упряжь порвал и убежал на конюшню. Скотники поняли, что это наша семья и отправили в помощь деда на коне. Так и довезли до дому дрова уже затемно. А зимой волки подходили близко к деревне, выли. Часто задирали скот, но людей не трогали.

Расчет велся в конце года по трудодням, некоторых хвалили, а некоторые оставались в долгах, так как семьи были большие, работников мало и надо было кормить семью в течение года. В долг брали муку, крупы. После войны я пошла работать в колхоз дояркой, мне дали 15 коров, а вообще дают 20, я попросила, чтобы дали как всем. Коров добавили, и я перевыполнила план, надоила много молока. Мне за это дали 3 м сатина голубого цвета. Это была моя премия. Из сатина пошили платье, которое было мне очень дорого. В колхозе были как трудяги, так и лентяи. Наш колхоз всегда перевыполнял план. Мы собирали посылки на фронт. Вязали носки, варежки.

Не хватало спичек, соли. Вместо спичек в начале деревни старики поджигали большую колоду, она потихоньку горела, дымина. От неё брали уголёк, приносили домой и раздували огонь в печи». (Фартунатова Капитолина Андреевна).

«Дети работали в основном на заготовке дров. Работали ученики 6-7 классов. Все взрослые ловили рыбу и работали на заводе. Работали без выходных.» (Вороткова Тамара Александровна).

«Началась война, братья ушли на фронт, Степан погиб. Три года я работала в колхозе. Сначала нянечкой в яслях, потом на постоялом дворе, где чистила с младшим братом двор., возила и пилила дрова. Работала учётчиком в тракторной бригаде, затем в полеводческой и вообще, шла туда, куда посылали. Заготавливала сено, убирали урожай, опалывала поля от сорняков, сажала овощи в колхозном огороде». (Фонарева Екатерина Адамовна)

В повести Валентина Распутина «Живи и помни» описывается подобная работа во время войны. Одинаковые условия (Усть-Уда и Балаганск расположены рядом, рассказы об общем военном прошлом как будто списаны с одного источника:

« — И нам досталось, подхватила Лиза. — Верно, бабы, досталось? Тошно вспоминать. В колхозе работа- это ладно, это свое. А только хлебушек уберем- уж снег, лесозаготовки. По гроб жизни буду помнить я эти лесозаготовки. Дорог нету, кони надорванные, не тянут. А отказываться нельзя: трудовой фронт, подмога нашим мужикам. От маленьких ребят в первые годы уезжали…А кто без ребят или у кого постарше- с тех не слазили, пошел и пошел. Настена она не одной зимушки, однако, непропустила. Я и то два раза ездила, на тятю тут ребятишек бросала. Навалишь эти лесины, кубометры эти, и стяг с собой в сани. Без стяга ни шагу. То в сугроб занесёт, то еще что - выворачивай, бабоньки, тужься. Где вывернешь, а где нет. Настена он не даст сорвать: в позапрошлую зиму раскатилась моля кобыленка под горку и на завороте не справилась- сани в нег, набок, кобыленку чуть не сшибло. Я билась, билась- не могу. Из сил выбилась. Села на дорогу и плачу. Настена сзади подъехала - я ручьем заливаюсь реву. — На глаза у Лизы навернулись слезы. — Она пособила мне. Пособила, поехали вместе, а я никак не успокоюсь, реву и реву. — Еще больше поддаваясь воспоминаниям, Лиза всхлипнула. — Реву и реву, ниче не могу с собой поделать. Не могу.

Я работала в архиве и просматривала Книгу учёта трудодней колхозников колхоза «Памяти Ленина» за 1943 год. В ней записывали колхозников и работу, которую они выполняли. В книге записи ведутся посемейно. Подростки записаны только по фамилии и имени — Медвецкая Нюта, Лозовая Шура, Филистович Наташа, Страшинский Володя, в общем я насчитала 24 подростка. Перечислялись следующие виды работ: лесозагоговки, заготовки зерна, заготовка сена, дорожные работы, уход за лошадьми и другие. В основном у детей указаны следующие месяцы работы: август, сентябрь, октябрь и ноябрь. Я связываю это время работы с заготовкой сена, уборкой урожая и обмолотом зерновых. В это время надо было провести уборочную до снега, поэтому привлекали всех. Количество полных трудодне у Шуры – 347, у Наташи – 185, у Нюты – 190, у Володи – 247. К сожалению, больше сведений об детях в архиве нет. [Фонд №19, опись №1-л, листы №1-3, 7,8, 10,22,23,35,50, 64,65]

В постановлении ЦК ВКП (б) от 05.09.1941 года «О начале сбора тёплых вещей и белья для Красной Армии» указывался перечень вещей для сбора. Школы Балаганского района также собирали вещи. По перечню заведующей школой (Фамилия и школа не установлены) в посылку вошли: папиросы, мыло, платки носовые, одеколон, перчатки, шапка, наволочки, полотенца, помазки для бритья, мыльница, кальсоны.

Проведение праздников

Несмотря на голод и холод, а так же на такую тяжелую жизнь люди в разных селах пытались отмечать праздники.

« Праздники были, например: когда весь хлеб убран, и молотьба закончена, то проводился праздник “Отмолотки”. На праздниках пели песни, танцевали, играли в разные игры например: городки, прыгали на доске, готовили кочулю (качели) и мячи катали, делали мяч из засохшего навоза.Брали круглый камень и слоями насушивали навоз до нужных размеров. Тем и играли. Старшая сестра шила и вязала красивые наряды и наряжала нас на праздник. На празднике веселились все и дети и старики. Пьяных не было, все были трезвыми. Чаще всего в праздники приглашали домой. Ходили из дома в дом, так как много угощения ни у кого не было.» (Фартунатова Капиталина Андреевна).

« Праздновали Новый год, День конституции и 1 мая. Так как окружал нас лес, выбирали самую красивую елку, и ставили её в клубе. Жители нашей деревни несли игрушки на елку, какие только могут, большинство было самодельных, но были и богатые семьи они уже могли принести красивые игрушки. На эту елку ходили все по очереди. Сначала первоклассники и ученики 4-х классов, потом с 4-5 классы и затем два выпускных класса. После всех школьников вечером туда приходили рабочие с завода, из магазинов, с почты и с других организаций. На праздниках танцевали: вальс, краковяк. Подарки дарили друг другу. После праздничного концерта, женщины устраивали посиделки с алкоголем и разными разговорами. 1 мая проходят демонстрации, на нее собираются все организации» (Вороткова Тамара Александровна).

Начало и конец войны

Детство-это самый лучшей период в жизни, от которого остаются самые лучшие и яркие воспоминания. А какие воспоминания у детей, которые пережили эти четыре страшных, жестоких и суровых года?

Раннее утро 21июня 1941 года. Люди нашей страны тихо и мирно спят в своих постелях, и некто не знает, что их ожидает впереди. Какие муки им придется одолеть и с чем придется смириться?

« Мы всем колхозом убирали камни с пашни. Работник Сельсовета ехал в роли посыльного верхом на коне и кричал “Началась Война”. Сразу же начали собирать всех мужчин и юношей. Тех, кто работал прямо с полей собирали и увозили на фронт. Забрали всех лошадей. Папа был бригадиром и у него был конь Комсомолец и его тоже забрали. В 1942 году пришла похоронка на папу.

9 мая 1945 года мы работали в поле и опять ехал работник Сельсовета с флагом в руках и объявил, что война кончилась. Кто плакал, кто радовался!» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

« Я работала почтальоном и тут меня вызывают и объявляют, что началась война. Все плакали в обнимку друг с другом. Мы жили в устье реки Баргузин от нас дальше по течению было еще очень много деревень. Из Иркутска к нам ходило судно Ангара на него помещалось 200 человек и когда началась война, он собирал всех будущих военных. Он был глубоководный и поэтому останавливался в 10-ти метрах от берега, мужики плыли туда на рыбацких лодках. Много было слез пролито!!! В 1941 году на фронт в армию забирали всех, главное, что бы ноги и руки были целы, и голова на плечах была».

«9 мая 1945 г. Вызвали и сказали сидеть и ждать пока все свяжутся. Вызывают “Всем, Всем, Всем” когда все связались, я всех поздравила “Ребята война кончилась”. Все радовались, обнимались, некоторые плакали!» (Вороткова Тамара Александровна)

Чипигина Варвара

Работа про тружеников тыла села Новониколаевка, Яйского района.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Взрастило вас время войны»

Работа на III районную научно-исследовательскую конференцию

«Первые шаги в науке

Чипигина Варвара

Ученица 3 класса

МБОУ «Новониколаевская школа»

Научный руководитель:

Мирошникова Надежда

Александровна,

Учитель начальных классов

МБОУ «Новониколаевская

Школа» »

с. Новониколаевка, 2015 г.

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Глава1 . Д ети-войны - труженики тыла …………………………………………..4

Глава 2 . Нелёгкие годы военного детства … .…………………………………...5

Заключение ………………………………………………………………………8

Литература ………………………………………………………………………..9

Приложения ……………………………………………………………………...10

Введение

Наша страна готовится к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это было самое жестокое и ужасное испытание, выпавшие на долю русского народа в 1941 – 1945 годах. Война не щадит ни взрослых ни детей. Она унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов.

Мы, дети сегодняшнего времени, мало знаем о событиях Великой Отечественной войны. Нет семьи которой не коснулась бы война.

Я никогда не спрашивала у своего деда о его детстве и ничего не знаю о прабабушке и прадедушке. И не знаю о том как жили люди в это время. Я думала, что дети и война – два слова не должны стоять рядом. И была потрясена, услышав рассказ экскурсовода нашего музея о детях, которым во время войны было по 7 - 10 лет, а они наравне с взрослыми трудились на заводах, полях, фермах. Они были ещё слишком малы, чтоб держать оружие в руках, и их, конечно, не брали на фронт, но они оказывали большую помощь взрослым в тылу. Своим посильным трудом старались приблизить победу. Мы говорим – это «дети войны».

У каждого из них своя война, свои подвиги, своя история. Хочется больше узнать и рассказать об этих людях, которые внесли неоценимый вклад в Победу над фашизмом, работая в тылу.

Тема моей работы « Взрастило вас время войны».

Цель работы: Узнать о жизни детей во время Великой Отечественной

Войны.

Задачи:

Изучить исторические источники, посвященные жизни детей в годы

Великой Отечественной войны.

Выявить, кого называют «Труженик тыла».

Собрать и записать воспоминания моих односельчан, которые имеют статус «Труженик тыла»

Пополнить экспозиции в школьном музее;

Объект проекта: Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны.

Предмет проекта : Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны проживающих в селе Новониколаевка.

В качестве гипотезы можно высказать предположение, что судьба моих земляков неотрывно связана с судьбой страны.

При выборе методов исследования использовала встречи и беседы с тружениками тыла, изучала архивные материалы.

С каждым годом становится все меньше и меньше тружеников тыла, и если сейчас не записать их воспоминания, то они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив заслуженного следа в истории.

Поэтому я захотела узнать от живых свидетелей о жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Практическая значимость: Весь собранный материал может быть использован на классных часах. Он будет передан в школьный музей.

Учебно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1 Дети-войны - труженики тыла

И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

Тот далекий 1941 год самый трагический, но и самый героический в многовековой истории нашего Отечества.

Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный труд в тылу. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.

У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70 – 80- летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. С самого начала войны наравне с взрослыми работали и дети. Дети встали к станкам на фабриках и заводах, заменив ушедших на фронт мужчин. Школьники собирали варежки, носки, теплые вещи для солдат, помогали раненным в госпиталях, собирали лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, писали письма солдатам, чтоб поддержать их боевой дух. Таких мальчишек и девчонок, которые помогали взрослым в годы войны, было много.

В сёлах надо было обрабатывать поля, чтоб был хлеб. А лошадей не было и тогда женщины, и дети впрягались в плуг и пахали землю, чтоб посадить и вырастить хлеб для фронта. Они знали, что голодный солдат не победит.

Холодной зимой детям приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам. Кто помогал на фермах, кто в поле. Огромными были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

Дети, понимали, что могущество нашей армии состояло из связи фронта с тылом. Не будет у солдата одежды, продовольствия не сможет он воевать.

Я не могу себе представить, что дети, такого же возраста как я, работали наравне со взрослыми.

Родина высоко оценила подвиги детей, которые во время войны трудились в тылу. Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Им присуждено звание «Труженик тыла». (Приложение 1)

Именно они дети-войны - труженики тыла, получили свою первую награду за помощь в восстановление разрушенного хозяйства, за восстановление дорог, городов, сёл. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

Вывод: Героический труд всех, включая детей, способствовал победе над врагом.

Глава 2 Нелёгкие годы военного детства.

Тем, кто родился после войны, сложно понять то, что пережило военное поколение. Можно только прочитать или послушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили. Воспоминания о Великой Отечественной войне будут волновать нас и через 100 и через 200 лет. Эта тема актуальна, потому что чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, о которых могут рассказать их непосредственные участники

В нашем селе есть люди, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и те кто работал в тылу. Самым младшим труженикам тыла было 7 - 10 лет.

В селе Новониколаевка в данное время живых тружеников тыла осталось 10 человек. Вот некоторые из тех, с кем я встречалась и беседовала о жизни во время войны. (Приложение 2)

Вот что мне поведала в своем коротком интервью Лаптева Татьяна Яковлевна «В марте 1941 года мы переехали в село Новониколаевка на постоянное место жительства. Мне в то время было 15 лет. Когда началась война отца сразу призвали в армию. Без папы очень трудно было жить.

Мама все время была на работе, все работы выполняли женщины. В колхозе землю пахали на лошадях и их очень берегли. А дома свой участок люди пахали сами: собирались женщины и впрягались в плуг и тащили его. Так пахали по очереди: сначала у одного, потом у другого, и так далее. Жили дружно.

Потом получали зерно, мололи его сами на мельницах и пекли хлеб в печах своих. Зерна было мало, поэтому хлеб пекли с травой». Детьми ходили на луга и собирали головки от клевера, лебеду, дикий лук, щавель, копали луковицы саранок. Маленькие дети в основном пасли скот, иногда боронили, возили навоз.

Во время войны работала в колхозе «Путь Сталина», на ферме по 1943 год. В 1944 году на лесозаготовках на Чёрном озере. В 1945 году работала уже бригадиром 1-ой полеводческой бригады вплоть до 1946 года. Сейчас на заслуженном отдыхе. (Приложение 3)

Родился 10 августа 1931 года. В семье колхозника. Мать и отец были простые люди. В семье было трое детей - старший брат, Иван и сестра, младше его на 8 лет. Брат, Ивана Григорьевича, до войны был в армии, там заболел, вернулся больной - инвалидом и в 1946 году умер. Отец, Ивана Григорьевича, работал в колхозе на заготовке сена. Вот что вспоминает Иван Григорьевич: «Косить ездили в с. Тёплую речку Ижморского района и меня отец брал с собой на целое лето. Вот там и узнали, что началась война. Осенью 1941 года отца забрали на войну. Когда война началась мне тогда было всего10 лет все работы приходилось делать. Учиться было некогда. Надо работать. Начиная с весны боронили верхом на лошадях, летом трудились на покосе сено косили, гребли, складывали, волокуши возили.

На покос ездили далеко за Ижморку и жили там неделями, после жатки связывали снопы и возили в скирды, а после уборки пахали зябь. Зимой молотили эти снопы, а ещё ездили на заготовку леса на озеро Чёрное. Там была проложена железнодорожная узкоколейка, по ней проходил маленький паровозик, который работал на дровах, с вагонами мы нагружали его лесом и он отвозил на берег реки Золотого Китата. Весной нас посылали на сброс леса в реку. Все работы делали в основном на лошадях, а их надо было ещё накормить и напоить. Потом и дома матери помочь - воды с речки наносить, дров раздобыть и много ещё чего. Было очень тяжело и трудно. Были ещё детьми хотелось и поиграть, но сил уже не было. Осенью 1944 года пришла похоронка на отца. Нелегкими были наши детские годы во время войны». (Приложение 4)

С большим желанием ждал победы. В день Победы,9 мая 1945 года, был на работе, боронил. В поле пришёл бригадир и сказал, что война закончилась. Победа! Им дали один день выходной, а до этого выходных не было. В 1951 году Ивана Григорьевича забрали в армию, вернулся и до сих пор живёт в нашем селе.

Ромашова Наталья Васильевна родилась в 1921 году. Во время войны жила в селе Ломовица Мальцевского с/с. Она вспоминает: «В войну почти всех мужиков из деревни забрали на фронт. Остались старики, женщины и дети». Наталья Васильевна, как и все женщины в годы войны, трудилась в тылу. Ей было тогда 20 лет. Днём все женщины, старики и дети работали на полях. В ручную жали серпами рожь, вязали снопы, скирдовали, «сложкой» молотили снопы, сеяли лён, пололи на полях сорняки, а ночью работала пасечником. Как и во всей России в годы войны в Ломовице люди голодали. Всё, что убирали с полей, отдавали государству. Работающим выдавали в день по 200 грамм хлеба. Оставшуюся на полях картошку собирали тайком и пекли из неё лепёшки. Работала до самой пенсии в колхозе «Победа». За свой труд во время войны и после войны получила орден «Знак почёта» и медаль «Ветеран труда». Сейчас проживает в селе Новониколаевка. (Приложение 5)

Дубинин Михаил Яковлевич учился в Новониколаевской начальной школе, закончил всего 3 класса, учебе помешала война. Он говорит, что дети работали много. После работы ели хлеб, мороженную картошку, пили чай из морковки. Даже очистки от картошки не выбрасывали, а использовали для приготовления оладий. В 10 лет уже ходил в помощниках тракториста, а в 14 лет сам сел на трактор. Пахали день и ночь, без выходных, пока не закончилась страда. Спали по четыре часа в сутки.

После уборки урожая, Михаил Яковлевич первый раз получил на трудодни зерна. Мама плакала от радости, все гладила его по голове и приговаривала: «Совсем ты взрослый стал». Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод». Служил в армии, участвовал в Параде Победы на Красной площади.

Награждён медалями и знаком «Труженик тыла». (Приложение 6)

Гунько Матрёна Яковлевна вспоминает, когда н ачалась Великая Отечественная война стали забирать мужчин на фронт. Остались в деревне старые и малые. Жизнь стала тяжелой. Собирать урожай было некому. Дети работали наравне с взрослыми. Все таскали снопы, молотили цепами, хлеб собирали и почти весь сдавали государству. Работали доярками. Коров доили вручную.
Было голодно, хлеба не было, собирали в полях мерзлую картошку, варили щи из лебеды.

Мой дедушка , Чипигин Михаил Яковлевич, в о время войны был маленьким и воевать ему не пришлось. Но воспоминания о том, как плохо им жилось тогда, как приходилось работать для фронта и для победы, как ждали весточки с фронта от родных, а после и возвращения фронтовиков домой, - это он запомнил на всю жизнь. В семилетнем возрасте мне пришлось уже работать, ходил помощником пастуха. После войны деду было 10 лет, а он уже работал на лошади. Приходилось заниматься боронованием почвы, вывозом навоза, развозом сена.

Мою бабушку зовут Чипигина Майя Дмитриевна. Она на фронте не была. Когда началась война, ей было всего лишь 4 года. Но она уже трудилась в колхозе: собирала колоски в полях, картошку. Она говорит, что всем было очень трудно. Всегда хотелось, есть, а кушать было почти нечего, потому что все отправляли на фронт для победы.

Теперь по рассказам своих односельчан я знаю, как приходилось трудно людям не только на фронте, но и в тылу во время Великой Отечественной войны.

Я слушаю и понимаю – такое не забудется никогда. Эта память священна и вечна. Мужество и героизм людей, которые приближали Победу, не имеют срока давности. Рассказы тружеников тыла, как далёкое эхо войны, напоминают нам: война была, но не дайте ей повториться!

Вывод: Всех тружеников тыла объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, недосыпание, непосильный детский труд и вера в победу.

Заключение

Все дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, все меньше и меньше остается в живых свидетелей тех страшных событий. И тем дороже для нас воспоминания детей войны. Их имена мы не найдём ни в одной книге. Но запомнить мы их должны.

Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за семьдесят. Это они самоотверженно трудились в тылу, помогая фронту всем, чем только было можно. За годы войны отгружены тысячи центнеров хлеба, мяса, молока, шерсти и других продуктов сельскохозяйственного производства.

Труженики тыла внесли весомый вклад в общее дело победы над фашизмом. Не только героизм и отвага солдат, но и тяжелый, порой изнуряющий труд в тылу во имя победы помогли выстоять нашим дедам и прадедам в этой страшной и жестокой войне, унесшей миллионы жизней. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее, они верили в светлое, счастливое будущее.

В ходе работы я познакомилась с тружениками тыла нашего села. Встречаясь с ними, я поняла, что многим из них очень тяжело вспоминать о тех страшных годах. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей.

В результате своей работы я пришла к следующим выводам:

1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.

2. Их большая часть - женщины, старики и дети с 7-летнего возраста.

3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта и т д.

Проделанная работа помогла понять, что военное детство наших прабабушек и дедушек было очень трудным, Они отдали своё детство, за то, что мы с вами сегодня имеем.

Жива еще в потомках память
Тех героических времен –
Всем труженикам тыла
Низкий наш земной поклон!

Литература

1. Алексеев, С.П. Книга для чтения по истории нашей родины [Текст].- М.: Прсвещение,1996.-214с

2. Лаврина, В.Л. Великая война [Текст]/ В.Л Лаврина // История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до наших дней.- Кемерово: Кузбасс, 2004- С. 68 - 74

3. Шуранов, И.П. Трудный хлеб деревни [ Текст]/И. П. Шуранов// Кузбасс: всё

Для фронта.- Кемерово: «Скиф», 2005 -. С195 - 211

4. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Википедия

Труженики тыла в годы великой отечественной войны

Https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC 11.2013 г.

Воспоминания и фотографии и документы из личных архивов:

1.Красношлыкова И.Г

2. Лаптевой Т.Я

3. Дик И.Я

4.Гунько М.Я

5. Чипигина М.Я

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Лаптева Татьяна Яковлевна

Приложение 4

Красношлыков Иван Григорьевич

Приложение 5

Ромашова Наталья Васильевна

Приложение 6

Дубинин Михаил Яковлевич

Приложение 7

Накануне юбилея Победы мы продолжаем рассказывать о подвигах новосибирцев в годы войны. И главный лозунг в тылу тогда призывал работать всех - и женщин, и детей. О том, как школьники помогали фронту, расскажет корреспондент «Новосибирских новостей».

«Детства уже не было , многие дети пытались становиться быстрее взрослыми, чтобы оказать реальную помощь тем, кто был на фронте. Почему была проблема с организацией учебного процесса на 100 %? Потому что дети просто бежали на фронт - реально стрелять фашистов. Кого не возвращали через органы НКВД, на место, сбегали со школы куда? На производство», - Юлия Мартынова .

В заводских цехах дети во время войны буквально жили. Спали на рабочих местах, на полу. Работали и днем , и ночью. Перевыполняли план на 1000%.

Большой прожектор и те детки, которые этот прожектор изготавливали во время войны, вот по росту они вполне совпадают с этим прожектором .

Причем не подростки 16 - 17 лет, а 12- 13-летние дети работали на этом самом производстве, на токарных станках, для того, чтобы они видели резец и могли работать им ставили специальные коробки, размеры станков не были рассчитаны на детей.

Анна Лутковская девочкой приехала на Чкаловский завод собирать самолеты , вспоминает, как вместе с подружками питались крапивой, жмыхом, лебедой и при этом выполняли мужскую работу. Ходили в старой одежде. Детям выдавали резиновые чуни, которые примерзали к ногам. Единственная радость тогда - баня - и то раз в месяц.

Вот в эту баню возили их мыться на подводах. Сгружали всех детей, подростков и кто на заводе работал. Одежду не стирали, а в жаровнях прожаривали. И вот помоешься в бане, оденешь эту чистую одежду - и так хорошо становится .

Даже у тех, кто до станков в се-таки недотягивался , была своя работа.

«В газете не зря такая статейка: на болотах, на обочинах дорог оказывали помощь - собирали то, до чего у взрослых просто руки не доходили. Ребятишки собирали ягоду: клюква брусника. Понимаете, она не только в пищу, но и лекарство . Грибы собирали, занимались рыбной ловлей, чтобы сдавать это государству - это все шло на фронт», - рассказывает заместитель директора государственного архива Новосибирской области Юлия Мартынова .

Школьники успевали и письма на фронт писать. Разные: кто-то просил мстить за пропавшего без вести отца, кто-то громить фашистов, но строки «Победа будет за нами!» были в каждом письме.

Жить под лавкой, спать на теплотрассе, работать по 12 часов в сутки, выполнять норму на 1000% - как эти люди выжили? Вот какая была сильная воля и невероятное желание победить, вот этим силен наш народ. Мы этим победили - тем, что так тыл поддерживал фронт, до самозабвения.

Смотрите программу «Новосибирские новости» на телеканалах «Регион ТВ» (пн-пт в 20.30), «Домашний» (пн-пт в 00.00) и «ТВ3» (вт-сб в 8.00)