Проект на тему солнце. Проектная работа на тему: " Солнце - источник света и тепла". Солнце - источник жизни на Земле

Алёна Никитина

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Какое оно - Солнце?» на базе экспериментальной площадки по программе этно-экологического воспитания дошкольников "Загадки родной природы" под руководством Мурашкиной Т. В.

Никитина А. В.

Альмешкина Г. М.

Паспорт проекта:

Место реализации проекта - МБДОУ «Детский сад №112» г. Чебоксары Чувашской Республики.

Продолжительность проекта - 1 неделя.

Участники проекта - воспитанники старшей группы "Колокольчик", воспитатели группы, а также родители воспитанников.

Цель проекта – Дать детям преставление о Солнце, как об источнике жизни на нашей планете, о значимости солнечного света и тепла для роста и жизни растений.

Задачи проекта:

Познакомить детей со различными методами добычи информации об изучаемом объекте на примере Солнца.

Развивать навыки наблюдения за Солнцем.

Развивать познавательно-исследовательские навыки, умение находить причинно-следственные связи и делать выводы.

Формировать у детей первичных представлений о Народном календаре, о народных приметах о погоде по Солнцу.

Учить зарисовывать карты-схемы народных примет по Солнцу.

Развивать у детей устойчивого познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации к родной природе.

Планируемые результаты проекта:

развитие интереса к явлениям и объектам неживой природы и их влияние на объекты живой природы;

развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности, экспериментированию;

развитие умений устанавливать причинно-следственные связи и проводить целенаправленный анализ явлений.

У педагогов:

приобретение нового опыта работы по проектной деятельности, повышение профессионального мастерства;

пополнение развивающей среды в группе;

повышения мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей;

разработка конспектов занятий;

практический материал по всем видам детской деятельности.

Продукты проекта:

Календарь Народного природоведения в группе;

Выставка творческих работ "Орнамент Солнца";

Сборник стихов, потешек и загадок про Солнце;

Схемы народных примет о погоде по Солнцу.

Методы, используемые в процессе реализации проекта:

Словесные (познавательные беседы, опрос взрослых, чтение сказок и стихов);

Наглядные (просмотр фотографий и иллюстраций, презентаций);

Практические (наблюдение, экспериментирование, зарисовка схем, творческая продуктивная деятельность).

Реализация проекта.

1. Познавательные беседы по темам: "Солнце - звезда", "Восход солнца", "Закат солнца".

2. Чтение сказок «Краденное солнце», «Подарок для солнышка», «В гостях у солнышка», «Четыре лебедя», «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили».

3. Дидактические игры "Горячо-холодно", "Прочитай примету по схеме", "Если--- то. ".

Подвижные игры "День-ночь", "Солнце и планеты".

4. Наблюдения:

Наблюдали солнце в пасмурную погоду – наблюдение не удалось, так как солнце не было видно.

Наблюдали солнце в ясную погоду – смотреть на солнце нельзя в ясную погоду, потому что светит очень сильно.

Утром солнце немного светит в окно группы, оно находится над первым корпусом детского сада, днем солнце совсем не светит в окна группы, оно находится над нашим корпусом, а вечером солнце находится за соседним домом.

Вывод: солнце можно наблюдать только днем и в ясную погоду, Солнце «путешествует» по небосводу в течение дня.

Наблюдение за движением солнца по небосводу в течение дня.

В начале прогулки дети положили формочку на тень от столба.

Через 15 минут увидели, что тень сместилась. Снова положили на нее формочку. Через некоторое время тень снова «убежала».

И так в течение всей прогулки дети с удовольствием следили за движением тени.

5. Рассматривание детских энциклопедий.



6. Просматривали презентации о Солнце, о Солнце в Чувашских узорах.


7. Аппликация «Солнце в чувашском орнаменте».



8. Экспериментирование:

Дети обратили свои лица к Солнцу и рассказали о своих ощущениях: стало тепло, приятно.

Потом они отвернулись от солнца: холодно лицу.


9. Экспериментирование:

В начале прогулки положили кусочек снега и одну формочку на солнце, другие кусочек снега и формочку спрятали в ящик.

В конце прогулки на солнце кусочек снега почти полностью растаял, а формочка немного стала теплее. В тени (ящике) с кусочком снега и формочкой ничего не произошло.




10. Опыты: Опыт «День - ночь».

Опыт «Солнечное затмение».


11. Опыт «Значение солнечного света и тепла для роста растений на примере лука».

Поместили луковицы в разные условия:

1 – вода, свет, тепло;

2 – вода и тепло, но отсутствие солнечного света (в темноте).

3 – вода и свет, но отсутствие тепла (на холоде).


Дети вели дневник наблюдения по-недельно за ростом лука в различных условиях.


12. Знакомились с народными приметами о погоде по солнцу и зарисовывали схемы народных примет о погоде по восходу и закату солнца.


Если при восходе солнца небо окрашено во все цвета, нужно ждать в этот день дождя.

Если солнце после восхода тотчас зайдет за тучу, будет дождь.

Если восход солнца красный, будет дождь.


Если закат солнца красный, то на другой день или дождь, или ветер.

Если солнце садится в толстую тучу, то на другой день с утра дождь.


Если вокруг солнца круг, летом будет дождь, зимой – вьюга.

Если круг этот будет близко к солнцу – ненастья не будет.


13. Обновили уголок природы в группе. Календарь авторский, идея и материалы взяты у Евгении Леоновой в блоге мамаделки. ру.




Спасибо за внимание!

Колонова Алина Батыровна

Папка содержит детский проект по окружающему миру на тему:" Звезда по имени Солнце"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 14

города Пугачёва Саратовской области имени П.А. Столыпина»

Проект «Звезда по имени Солнце»

Проект подготовила

обучающаяся 4 «А» класса

Колонова Алина

Руководитель проекта – Кочергина О.В.

г. Пугачёв, 2014 год

Меня привлекает давно тема звезд, их мелкое мерцание на ночном небе. Мне очень нравится любоваться звездами и смотреть на них. Солнце – это тоже звезда, причем самая близкая к нашей планете и самое важное из всех светил для жителей Земли. Я заинтересовалась таким вопросом: что такое Солнце, его удивительность и значение для нашей планеты?

Перед началом своей работы, я поставила перед собой задачи: узнать, что такое Солнце, его удивительность и значение для всего живого на Земле?

Объект моего исследования: космическое тело.

Предмет исследования: звезда Солнце .

Цель проекта: изучить звезду Солнце – как космическое тело, выяснить его удивительность и узнать, почему Солнце источник жизни на Земле?

Гипотеза моего проекта заключается в том, что без Солнца невозможна жизнь на нашей планете.

Для себя я определила этапы проектной деятельности:

Изучение литературы о Солнце.

  • Проведение наблюдений за Солнцем.
  • Обобщение наблюдений, выводы.
  • Составление презентации.
  • Выступление с проектом в классе, на конференции в школе.

Солнце – самое значительное из тел Солнечной системы. По своей природе это звезда, такая же, как те многочисленные звезды, которые мы видим на ночном небе. Просто она близко к нам, поэтому такая большая и яркая.

Представляю вам интересные факты о Солнце, полученные мною в результате наблюдений. Некоторые, вы наверняка уже знаете, а другие будут совершенно неожиданными для вас.

  • Солнце очень большое, оно огромно. В нем сосредоточено 99,87% массы солнечной системы.
  • Солнце на 74% состоит из водорода, и на 24% гелия. Оставшиеся 2% включает в себя небольшое количество железа, никеля, кислорода. Иными словами, Солнечная система в основном состоит из водорода.
  • Диаметр Солнца в 109 раз больше Земного, внутри него могли бы поместиться 1300 тысяч Земель.
  • Астрономы считают, что наша звезда образовалось около 4590 миллионов лет назад. Примерно через 5 миллиардов лет оно войдет в стадию красного гиганта, и раздуется, затем, сбросив внешние слои, превратится в белый карлик.
  • Все мы думаем, что Солнце жёлтого или оранжевого цвета, но на самом деле, оно белое.
  • Согласно исследованиям, пасмурная погода в течение трех дней снижает активность мозга, а в течение недели – общую активность нервной системы. Количество заболевших депрессией в пасмурную погоду увеличивается в четыре раза.

Как человек использует солнечную энергию?

- Световой колодец - оборудование для освещения помещений при помощи естественного солнечного света.

А что уж и говорить про солнечные ванны. Благодаря солнечным лучам можно и улучшить свое здоровье, и продлить свою жизнь.

Солнечные лучи сами по себе, без всяких дополнительных средств, уничтожают многие болезнетворные микроорганизмы.

Выводы:

  1. Еще в далекой древности поняли люди, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Древние греки называли Солнце богом Гелиосом, римляне - лучезарным Аполлоном или Фебом, а наши предки славяне называли богом Ярилой.
  2. Солнце - могучий источник жизни на Земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо - ни человек, ни животное, не могли бы жить.
  3. Холодная или теплая погода, снег или оттепель, засуха или дождь - все это вызывается увеличением летом или уменьшением зимой солнечного тепла.
  4. Ученые подсчитали, что Земля получает одну двухмиллиардную часть тепла, испускаемого Солнцем. Часть этого тепла отражается ото льда обратно в космос.
  5. Солнечное тепло идет на нагревание земной поверхности. Без этого наша планета замерзла бы, на ней установился бы холод.
    А представьте себе, что какая-то могучая сила сковала воздух, сделала его неспособным двигаться. На всей Земле не стало бы ветра, ни бешеных порывов урагана, ни даже легкого дыхания воздуха. Что же тогда получилось бы? Прекратился бы великий круговорот воды в природе, иссякли реки и ручьи, засохли травы на лугах, хлеба в полях, пожелтели бы и высохли леса. Вся суша превратилась бы в великую пустыню.
  6. Если бы внезапно угасло Солнце, люди смогли бы просуществовать несколько десятилетий за счет солнечного тепла, накопленного растениями. Потом жизнь прекратилась бы. Но Солнце существует давно и будет существовать еще миллиарды лет. Солнце - самая мощная и долговечная машина, которая посылает тепло, необходимое для жизни на Земле.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась полностью.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект по окружающему миру «Звезда по имени Солнце» Проект подготовила о бучающаяся 4 «А» класса Колонова Алина Руководитель проекта – Кочергина О.В.

Задачи: у знать, что такое солнце; р аспознать его удивительность и значение для всего живого на Земле.

Объект моего исследования: космическое тело. Предмет исследования: звезда Солнце.

Цель проекта: - изучить звезду Солнце – как космическое тело, - выяснить его удивительность, - узнать, почему Солнце источник жизни на Земле?

Гипотеза моего проекта заключается в том, что без Солнца невозможна жизнь на нашей планете.

Этапы проектной деятельности: - Изучение литературы о Солнце. - Проведение наблюдений за Солнцем. - Обобщение наблюдений, выводы. - Составление презентации. - Выступление с проектом в классе, на конференции в школе.

Интересные факты

Диаметр Солнца в 109 раз больше Земного, внутри него могли бы поместиться 1миллион 300 тысяч Земель.

Наша звезда образовалась около 4миллиардов 590 миллионов лет назад.

Как человек использует солнечную энергию? - световой колодец; - солнечные ванны; - уничтожают болезнетворные микробы.

Выводы: - без Солнца не было бы жизни на Земле; - Солнце - могучий источник жизни на Земле; - Земля получает одну двухмиллиардную часть тепла, испускаемого Солнцем; - Солнечное тепло идет на нагревание земной поверхности.

Выводы: Солнце существует давно и будет существовать еще миллиарды лет. Солнце - самая мощная и долговечная машина, которая посылает тепло, необходимое для жизни на Земле.

Спасибо за внимание!

МОУ «СОШ № 1 р. п. Татищево»

Ход проекта

Урок - путешествие на тему: «Свет – наш, солнышко»

Приложение 1 (презентация)

1. Организационно-подготовительный этап.

Цель этапа: приветствие, организация внимания и раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в космическое путешествие на летающем корабле, а вы будете его пилотами.

Внимание! Всем пилотам занять свои места! Слайд 0

Игра «Старт»

Учитель: Пристегнуть ремни!

Ученики: Есть пристегнуть ремни!

Учитель: Включить зажигание! Включить мотор!

Ученики: Есть включить мотор!

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,0, СТАРТ!

2. Постановка учебных целей.

Цель этапа: обеспечить мотивацию учения.

Учитель: Командир корабля, доложите, как идёт полёт?

Командир: Две минуты, полёт нормальный. Но мы получили сообщение на головной компьютер с планеты Земля. (чтение текста)

Слайд 1

Учитель: Пилоты, вам понятна наша задача?

Ученики: Да!

Учитель: Тогда я предлагаю собрать совет и действовать по плану. Ваши предложения.

3. Усвоение новых знаний.

Цель этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание существенных признаков и понятий о Солнце.

1) Учитель: Я, как главный научный консультант, предлагаю сначала выяснить, к каким объектам природы относится Солнце?


Ученики: Неживая природа. Оно находится на небе и видно только днём.

Учитель: Какие ещё объекты относятся к неживой природе? А какие объекты мы относим к живой природе? (дети дают варианты ответов)

Слайд 2

Подводится вывод: Солнце – объект неживой природы.

Специалист по словарям: Я, как специалист по словарям нашла в словаре значение слова «Солнце»,

Слайд 3 (читает с компьютера)

«СОЛНЦЕ» - центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар, типичная звезда – карлик спектрального класса G 2, масса около М ¤ ~ 2.103 кг, радиус R ¤ = 696т. Км, средняя плотность 1, 416.103 кг/м3, эффективная температура поверхности (фотосферы) около 6000К. Период вращения (сидонический) изменяется от 27 суток на экваторе до 32 суток у полюсов. Химический состав, определённый из анализа солнечного спектра: водород – около 90 %, гелий – 10%, остальные элементы – менее 0,1% (по числу атомов). Источник солнечной энергии – ядерные превращения водорода в гелий в центральной области солнца. Температура 15 млн.0С.»

Учитель: Пилоты, всё ли вам понятно в этом тексте? (нет) В каком стиле написан текст?

Ученики: В научном. Чтобы его понять, надо знать научные термины.

Учитель: Но можно выделить главное и понятное. (на слайде выделяется понятная для детей информация).

2) Работа по учебнику

Учитель: Ещё можно найти информацию и в странице учебника (чтение текста и ответы на вопросы по содержанию)

Учитель: Давайте сделаем вывод по прочитанному. Почему Солнце имеет важное значение для Земли?

Слайд 4

Солнце согревает и освещает Землю уже миллиарды лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь.

Специалист по истории: Слайд 5

Древние славяне почитали Солнце за божество. ЯРИЛО (Яр). Первый раз Ярилов день праздновали в апреле – как праздник возрождения к жизни. Второй раз ближе к середине лета. Молодёжь собиралась за селом, выбирали девушку, это была невеста Ярилы, одевали её во всё белое, голову украшали венком . Ставили её около берёзы, водили вокруг неё хоровод, пели песни, чествовали Ярилу и Ярилиху. С наступление темноты зажигали многочисленные свечи – это знак возвращения Солнца.

3) Задание для пилотов: рассмотреть и раскрасить солнечные узоры.

Специалист литературовед: Для людей и всего живого на Земле Солнце – источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда почитали Солнце и это можно увидеть в устном народном творчестве.

Слайд 6 (дети делают физ. минутку)

Учитель: А ещё много поэтов посвящали свои стихи Солнцу. Кто ещё знает и расскажет?

4) Работа по учебнику: Давайте прочитаем стихотворение Якова Акима «Свет наш, солнышко!»

4. Формирование навыков научной организации труда.

Цель этапа: максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладение способами действий через практическую опытную деятельность.


Учитель: Пилоты, но мы должны научно обосновать значение Солнца для жизни на Земле. Для этого нам кроме теоретических знаний, нужны и практические.

1специалист исследователь: Я провёл наблюдение за появлением Солнца на Земле. Оно всходит с Востока и несёт свет и тепло, а когда заходит на Запад, становится темно и прохладно, наступает смена дня и ночи. А в зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времён года. Слайд 7

2 специалист исследователь: Я провела такой опыт. Посадила два отростка. Первый поставила в хорошо освещённом помещении, а второй поставила в тёмной комнате. Вывод был таким: только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают. Значит, всё живое на Земле зависит от Солнца.

3 специалист исследователь: Я взял для своего опыта зеркало и навёл его на солнечный луч. На потолке я увидел яркое пятно «солнечный зайчик». Это говорит о том, что солнечный свет отражается в предметах. Слайд 8

Учитель: А я знаю, что солнечный луч может преломляться. В 1666 году Исаак Ньютон пропустил солнечный луч через кусок стекла, называемый призмой. Свет, который прошёл через призму, распался на все цвета радуги. Так Ньютон открыл, что обычный белый цвет состоит из многих цветов, смешанных друг с другом. Слайд 9-10

5. Обобщение знаний.

Цели этапа: Обеспечить у учеников обобщённых понятий и умений выделять главное из потока информации.

Учитель: Пилоты, мы достаточно собрали информации о Солнце? Тогда давайте подведём итог по плану:

Слайд 11

v Солнце это – плазменная звезда

v Солнце предмет неживой природы

v Оно даёт тепло и свет для роста и жизни всего живого на Земле

v Почитается людьми и находит отражение в творчестве

v Лучи солнца отражаются и преломляются через предметы

Учитель: Пилоты, вы согласны с этим выводом? Есть дополнения? Тогда нам необходимо вернуться домой на Землю.

Игра «Пуск»

6. Рефлексия.

Цель этапа: осмысление своих действий и самооценка.

Учитель: Ребята, вот и подошёл к концу наш полёт. Понравился он вам? Мы смогли выполнить поставленную нам задачу. Оцените своё участие в данном проекте (карточки самооценки учащихся)

7. Итог урока:

Оценивание детей учителем.

8. Домашнее задание:

Слайд 12

Итог реализации проекта

На уроке изобразительного искусства нарисовали стенгазету на тему: «Солнце источник света и тепла»

Солнце - центральная и единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеороиды, кометы и космическая пыль. Масса Солнца составляет 99, 866 % от суммарной массы всей Солнечной системы. Солнечное излучение поддерживает жизнь на Земле, определяет климат. Солнце состоит из водорода, гелия и следующих, входящих в его состав в малых концентрациях, элементов: железа, никеля, кислорода, азота, кремния, серы, магния, углерода, неона, кальция и хрома. По спектральной классификации Солнце относится к типу G 2 V («жёлтый карлик»). Температура поверхности Солнца достигает 6000 K, поэтому Солнце светит почти белым светом, но из-за более сильного рассеяния и поглощения коротковолновой части спектра атмосферой Земли прямой свет Солнца у поверхности нашей планеты приобретает некоторый жёлтый оттенок

Солнечная энергетика - направление нетрадиционной энергетики, основанное на непосредственном использовании солнечного излучения для получения энергии в каком-либо виде. Солнечная энергетика использует возобновляемый источник энергии и является экологически чистой, то есть не производящей вредных отходов. Производство энергии с помощью солнечных электростанций хорошо согласовывается с концепцией распределённого производства энергии. Солнечная батарея - бытовой термин, использующий в разговорной речи или не научной прессе. Обычно под термином «солнечная батарея» подразумевается несколько объединённых фотоэлектрических преобразователей (фотоэлементов) - полупроводниковых устройств, прямо преобразующих солнечную энергию в постоянный электрический ток.

Фотоэлемент, электронный прибор, в котором в результате поглощения энергии падающего на него оптического излучения генерируется эдс(электродвижущая сила) (фотоэдс) или электрический ток (фототок). фотоэлемент

2 этап После этого выключаем горелку и ждем пока медь охладиться. В это время медь начнет окисляться, поэтому черный слой разрушиться.

3 этап Вырезаем еще один лист меди равный по размерам с предыдущим.

Исследовательский проект «Здравствуй, солнышко!»

МБДОУ детский сад №17, г. Орел


  • Образовательная область:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

  • Вид проекта: информационный, исследовательский, групповой.
  • Продолжительность проекта: краткосрочный (июнь 2015г.), в рамках ДОУ.
  • Участники проекта: дети и родители старшей группы «Б»

Актуальность проблемы:

Солнце не является планетой, это огромная звездочка, находящаяся на расстоянии многих миллионов световых лет от Земли. Солнце - центр нашей галактики. Вокруг него расположены орбиты семи планет. Сама Земля расположена на третьей орбите. Будь Земля ближе к солнцу, оно бы сожгло ее, а находясь дальше, то не было бы жизни на нашей планете.

С приходом лета солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми выяснила, что некоторые из них не знают, что земля вращается вокруг солнца. Также возникли вопросы: «Почему летом на земле жарко, а зимой холодно?», «Почему происходит смена дня и ночи?». Мы решили найти ответы на эти вопросы.


Цель проекта: Познакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни (солнце - источник света и тепла).

Задачи проекта:

Обобщить имеющиеся у детей знания о солнце, о его значении для человека и природы;

Учить видеть характерные особенности летнего солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым);

Познакомить с пословицами, поговорками и народными приметами, связанными с солнцем;

Закреплять представления о солнце через экспериментальную деятельность;

Познакомить с разными способами изображения солнца;

Воспитывать любовь и доброе отношение к живой природе.

Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от участия в коллективной деятельности.


Ожидаемый результат:

Дети знают об особенностях летнего солнца и его роли для окружающего мира.

Дети знают, почему летом на земле жарко, а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи.

Дети умеют изображать один предмет (солнце) разными способами.

У детей пополнен словарный запас по теме.

Продукт проектной деятельности:

  • Оформление тематического альбома «Солнце – красное, прекрасное».
  • Выставка творческих работ «Мое солнышко».
  • Презентация проекта «Здравствуй, солнышко».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
  • Подбор методической литературы для реализации проекта, разработка бесед, прогулок.
  • Подбор литературы со сказками, стихотворениями, пословицами, загадками, приметами о солнце.
  • Подбор материала и оборудования для бесед, экспериментов, подвижных и сюжетно – ролевых игр с детьми.

Основной этап:

  • Наблюдение за солнцем в природе.
  • Беседа о значении солнца для человека и природы.
  • Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Краденное солнце», С.Маршак «Солнышко», А.Бродский «Солнечные зайчики», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».
  • Знакомство с пословицами, поговорками, загадками и народными приметами о солнце.
  • Выяснение правильности народных примет на основе наблюдений в природе.
  • Опыты и эксперименты с солнцем.
  • Просмотр мультфильмов: «Где спит солнышко?», «Астрономия для самых маленьких», «Почему светит солнце?» «Почемучка – 5 студии «Бибигон», «Подушка для солнышка», «Как помирились Солнце и Луна».
  • Художественно-эстетическая деятельность: «Солнышко лучистое» (лепка), «Рассвет солнца» (рисование), «Солнышко из ладошек» (аппликация).
  • Дидактическая игра: «Живая и неживая природа.
  • Подвижные игры: «Поймай солнечного зайчика», «Солнышко и дождик».
  • Подбор материала о солнце: стихи, пословицы, загадки.
  • Подбор художественной литературы и мультфильмов.
  • Рекомендации для родителей «Солнечная лаборатория: 15 интересных опытов и игр с солнцем».

  • Выводы.
  • Составление презентации проекта.

Теоретическая часть проекта

Пословицы и поговорки о солнце

Солнце сияет, а месяц только светит.

На солнышко не гляди: ослепнешь.

Мешком солнышка не поймаешь.

Что мне золото - светило бы солнышко.

Солнце низенько, так и вечер близенько.

Солнце встанет, так и утро настанет.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Худо лето, коли солнца нету.

На солнышко во все глаза не взглянешь.

За ушко да на солнышко.

Как месяц ни свети, а все не солнышко.

При солнышке тепло, при матери добро.

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

Солнышко садится - лентяй веселится; солнышко всходит - лентяй с ума сходит.

Солнце пригреет - все поспеет.

Солнце, воздух и вода - лучшие доктора.


Загадки про солнце

Алый шар с утра над крышей

Без него плачемся,

Погулять по небу вышел.

А как появится,

От него прячемся.

Он гулял, гулял, гулял.

Встретил вечер - и пропал.

Что выше леса,

Где же шар теперь искать?

Краше света,

Подскажи мне, ветер!

Без огня горит?

- Завтра снова он гулять

Выйдет на рассвете!

Ты весь мир обогреваешь

Я всегда со светом дружен,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

Если солнышко в окне,

А зовут тебя все...

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.


  • Во время восхода солнца стоит духота - к ненастью.
  • Если дождевые черви выползают на поверхность, ящерицы греются на солнце, воробьи громко чирикают, купаются в пыли или в лужах, на закате красное солнце садится в тучу - жди дождя и ветра.
  • Если солнце всходит в тумане, днем будет тихо и душно.
  • Красного цвета солнце на восходе - к большому ветру.
  • Красные облака - к дождю. При полуденном ветре - к порывистому ветру и непогоде. Если же при этом лучи солнца темнеют, то ожидай грозы.
  • Пение петухов после захода солнца и до глубокого вечера обещает на следующий день хорошую устойчивую погоду.
  • Погода будет жаркой и солнечной, если на закате небо голубое, золотистое или ярко-розовое; перед восходом солнца выпадает роса; при восходе солнце белого цвета.


Наблюдение за солнцем в природе.

Цель: учить видеть характерные особенности летнего солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым).

Вопросы: 1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака).

2. Какое солнце? (Круглое, яркое, жёлтое, большое).

3. На что солнце похоже? (На шар).

4. Какая сегодня погода? (Тёплая).

5. Почему на улице тепло? (Светит и греет солнышко).

  • Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице тепло.

У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки.

Что почувствовали ваши ладошки? Какие солнечные лучи? Как вы думаете, кому нужно солнышко, его свет?


Опыты и эксперименты с солнцем.

Цель: Стремиться к исследованию неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

  • Предложить детям с закрытыми глазами постоять в тени, потом на солнце, почувствовать разницу, рассказать о своих ощущениях.
  • Предложить увеличительное стекло, с его помощью нагреть палочку, бумагу.
  • Изготовление солнечных часов. Наблюдение за высотой стояния солнца (по солнечным часам). Вырежьте из плотного картона круг. В центре круга проделайте отверстие и вставьте в него карандаш заточенным концом вниз. Положите «циферблат» на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять. Как только взойдет солнце, карандаш будет отбрасывать тень.
  • Чем отличается солнечная сторона от теневой? Положите на солнце мяч. Пусть ребенок внимательно осмотрит освещенную солнцем сторону, затем - противоположную. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая? Более теплая? Пусть ребенок сделает вывод о том, чем отличается сторона мяча, освещенная солнцем, от той, которая скрыта от солнца.

Прогулка на тему:

«Здравствуй солнечный зайчик!»


Художественно-эстетическая деятельность.

«Рассвет солнца» (рисование),

«Солнышко лучистое» (лепка)

«Солнышко из ладошек» (аппликация).


  • Дети знают об особенностях летнего солнца и его роли для окружающего мира.
  • Дети знают, почему летом на земле жарко, а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи.
  • Дети умеют изображать один предмет (солнце) разными способами.
  • У детей пополнен словарный запас по теме.