Конспект занятия "Дикие животные" план-конспект занятия (старшая группа) на тему. Тема «Дикие животные наших лесов». Старшая группа Открытый урок в старшей группе дикие животные

Занятие "Дикие животные" способствует формированию представления у детей о жизни диких животных зимой: внешний вид, повадки, образ жизни. Формирует умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей, развивает логическое мышление, интерес к знаниям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ»

Воспитатель высшей категории Вараксина Валентина Александровна

Задачи:

1.Способствовать освоению детьми представлений о жизни диких животных

Зимой: внешний вид, повадки, образ жизни.

2.Формировать умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.

3.Развивать логическое мышление, интерес к знаниям, умение высказывать свое мнение, выслушивать ответы сверстников, отвечать на вопросы воспитателя.

4. Закрепить знания детей детям о том, как живут дикие животные зимой. 5. 5. Воспитывать любовь и бережное отношение к ним.

Предварительная работа:

Фильмы о диких животных
- беседы о диких животных;

Чтение художественной литературы о животных;

Д/и «Четвертый лишний».

Отгадывание загадок о животных.


Материалы:

1. Иллюстрации « Зимний лес».

2. Иллюстрации «Дикие животные».

3. Стихи о зиме.

4. П.И.Чайковский «Зима»

5.Фотографии «Следы зверей».

6. Загадки о диких животных

7. Репродукция картины И.И.Шишкина «Зима».

Ход занятия:

Воспитатель . « Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело...»

Мы говорили о том, как меняется природа зимой, но и животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними происходят перемены.

А вот какие – это мы сейчас узнаем. Я вам предлагаю совершить небольшое путешествие в зимний лес.

(звучит П.И.Чайковский «Зима»)

(Рассматривание картины И.И.Шишкина «Зима»).

Воспитатель. Много историй записывают на снегу своими лапками и хвостами звери и птицы. Каждый зверек имеет свой почерк.

(показ картинок, фотографий « Следы на снегу»)

Воспитатель. Давайте попробуем разобраться, где, чьи следы.

(дети находят следы зайца)

Ответы детей. Это следы зайца. У него спереди удлиненные отпечатки задних лап, сзади круглые ямочки от передних лап. Заяц прыгает, выставляя вперед задние ноги, а спереди передние.

(дети определяют, в какую, сторону бежал заяц).

Воспитатель. А вот еще чьи-то следы. Давайте все пройдем по следу и посмотрим, куда он приведет.

(Дети с воспитателем идут по следам, выложенным на полу. Подходят к дереву с дуплом. Из дупла видна записка)

«Ребята, отгадайте загадку». «Зверька узнаешь быстро ты по двум таким приметам: он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке летом». «Кто я?»

Ответы детей. Белочка.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему белочка зимой меняет цвет шубки?

Ответы детей. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов: ястреба, куницы. Зимой деревья стоят без листьев и на фоне темно-серых веток и стволов серая шубка менее заметна, чем, если бы была рыжей.

Воспитатель. А что еще вы можете рассказать о белке.

Ответы детей. Шубка белки становится более теплой, а в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Ее дупло подготовлено для зимы: еще осенью белка натаскала в дупло опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Ответы детей. Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, а еще и припасы, которыми она будет питаться зимой. Летом и осенью она собирает орешки и желуди. Сушит грибы. И все это она хранит в специальных кладовочках: в пустых дуплах, подо мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так, что голодать белочке зимой не приходиться.

Воспитатель. А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

Ответы детей. Заяц. Летом он был серым, а зимой становится белым. Причем белеет его шубка постепенно: сначала белеет хвост, потом лапки, спинка и бока.

Воспитатель. Шубка, у зайца какая?

Ответы детей. Белая, пушистая, мягкая.

Воспитатель. Повторяем все со мной.

(дети вместе с воспитателем проговаривают скороговорку).

«Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была».

Воспитатель. А зачем зайцу белая шубка?

Ответы детей. Спасаться от врагов.

Воспитатель. А что еще помогает зайцу спасаться от врагов?

Ответы детей. Его быстрые ноги. Задние лапы у зайца сильные, он ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от врагов.

Воспитатель. А какой заяц?

Ответы детей. Трусливый, пугливый.

Воспитатель. А у зайца есть дом?

Ответы детей. У него нет отдельной норки. Зимним днем он спит в снежной ямке, или зарывается в сугроб, а ночью выходит еду добывать, обгладывая кору упавших деревьев.

Воспитатель. Назовите зайца ласково.

(Игра «Назови ласково»)

Ответы детей (Зайка, заинька, зайчишка, зайчонок, зайчик)

Физкультминутка «Зайки»

(Дети выполняют движения по тексту).

Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка .

Воспитатель. У зайца много врагов. Вот один из них.

(Воспитатель загадывает загадку).

«Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней».

Ответы детей. Лиса.

Воспитатель. Лиса, какая?

Ответы детей. Лиса рыжая, хитрая, ловкая, пушистая…

Воспитатель. Лиса тоже к зиме готовится: на ее лапках отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Как в валенках ходит лиса.

Воспитатель. « Кто зимой холодной,

Бродит злой, голодный?»

Ответы детей. Волк.

Воспитатель. Расскажите, что вы знаете о волке?

Ответы детей. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят волки днем, а ночью охотятся.

Воспитатель. Как вы думаете, а почему лисе и волку не нужно менять зимой цвет шубки? (Высказывание детей.)

Воспитатель. Следов, каких животных мы не встретим в зимнем лесу?

Ответы детей. Следов ежа, медведя мы не найдем.

Воспитатель. А почему?

Ответы детей. Они впадают в спячку.

Пальчиковая игра

Спят зимой барсук и ёжик,

Медведь зимой спит тоже,

Спят пчела и муравей,

Ждут весенних, теплых дней.

(Дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих в спячку).

Воспитатель. А делают они запасы на зиму?

Ответы детей . Поэтому и припасов на зиму не делают, заботятся только о теплом домике для себя: ёж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой, Медведь спит в берлоге. Осенью они стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму проспать спокойно.

« Он в берлоге спит зимой.

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Пробуждается от сна».

Воспитатель. А сейчас мы поиграем.

(проводится игра с картинками «Четвертый лишний»)

Медведь, волк, лиса, заяц.

Волк, лиса, еж, заяц

Волк, лиса, лось, олененок.

Кошка, медведь, заяц, белка..

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес.

Я предлагаю вам дать цветную оценку нашему занятию. Выберите фишку.

Красная фишка – занятие понравилось, и было интересно.

Желтая фишка - не все понравилось.

Синяя фишка - занятие не понравилось вовсе.


Ольга Хромова
Конспект НОД в старшей группе «Дикие животные»

Программное содержание :

1. Образовательные :

Формировать и обогащать представления детей о жизни диких (лесных) животных зимой .

Уточнять и систематизировать знания детей о жилищах, местах зимовки диких животных их пище ;

Расширять представления детей об особенностях приспособления некоторых животных к окружающей среде (белка, заяц) .

2. Развивающие :

Развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.

3. Воспитывающие :

Воспитывать бережное ответственное отношение детей к живой природе .

4. Оздоровительные :

Снять мышечный тонус и нервное напряжение у детей с помощью двигательных и пальчиковых упражнений.

Предварительная работа :

Рассматривание картин с изображением диких животных , их следов, жилища;

Чтение произведений о животных ;

Беседы о зиме;

Настольно – печатная игра «Дикие – домашние » .

Оборудование : плакат с изображением диких животных , мяч, карточки с заданиями «Кто что ест?» , «Чей след?» , «Кто где живёт?»

Ход НОД:

Дети входят в зал и садятся на подушечки.

В : - Дети, какое сейчас время года? (Зима) Почему вы так думаете? Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь? (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замёрзшая, замёрзли лужи, выпал снег). Как греет солнышко зимой? (Греет слабо)

Какое сегодня небо? Постоянно серое.

Как изменились зимние краски по сравнению с осенними? (осенью были красные, оранжевые листья; серые деревья, крыши домов. Зимой все покрыто снегом.)

В : По календарю у нас наступил 1-й месяц зимы. Как он называется?

В : Расскажите, как люди готовятся к зиме? (делаем заготовки : маринуем грибы, варим варенье, убираем с огорода овощи, покупаем тёплую одежду)

В : Интересно, что же происходит сейчас в лесу? Хотите узнать? Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие в лес. (Дети встают)

В : Для этого нужно закрыть глаза и выполнить со мной следующие движения :

Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись, руку правую вперед, ногу левую назад, а теперь остановись и немножко покружись! (Дети открывают глаза.)

В : С помощью ее чудес мы попали в дивный лес!

В : Скажите, кто мы в лесу? (гости) Как себя нужно вести в гостях?

В : Ребята, кого мы можем встретить в лесу? (Зверей фото) Как мы их всех называем? (дикие животные ) Почему мы их называем дикими ? (сами о себе заботятся)

В : Я предлагаю вам поиграть в игру «Один – много» . Давайте встанем в круг, я буду бросать вам мяч и называть диких животных , а вы будете называть, как говорят, если их много.

Медведь – медведей, заяц – зайцев, волк – волков, лиса – лис, белка – белкок, ёж – ежей, барсук – барсуков, олень – оленей, лось – лосей.

В : Молодцы, ребята. Скажите, а каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (ёж, медведь, барсук, суслик, енот, сурок) . Почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир и с наступлением холодов засыпают в своём жилище) фото

В : Для вас звери приготовили задания. Но прежде, чем их выполнить, давайте присядем за столы и разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика

На лесной лужайке

Разыгрались зайки :

Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями.

Лапками хлопали,

Ножками топали,

Хлопаем в ладоши, притопываем ногами.

Ушками махали,

Прикладываем раскрытые ладони к ушам, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы обеих рук.

Выше всех скакали,

Поочередно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку.

Глазками глядели,

Песенку пропели :

«Ля – ля - ля! Ля – ля - ля!

«Ля – ля – ляйки!»

Ах, какие зайки!

Машем руками.

В : Задания звери дали сложное, и чтобы его выполнить, разделимся на группы .

1-я группа соединить следы с дикими животными ; 2-я группа подбирает кто , что ест; 3-я группа найти жилище животных . Д : Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком.) (Воспитатель проверяет, правильно ли дети выполнили задание)

В : Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания. (раздаю карточки, дети проверяют) .Становимся все в круг и выполняем движения под музыку.

Физкультминутка

В : Присаживаемся на подушки. Скажите, а есть ли такие животные , которые меняют цвет шубки зимой. Назовите (заяц, белка) . А для чего они это делают? (так они защищают себя от хищников и людей)

В : - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

В : - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных , называется линькой.

В : Я предлагаю вам поиграть в игру : «Закончи предложение»

Заяц летом серый, а зимой.

Медведь летом гуляет, а зимой.

Белка живет в дупле, а лиса б.

Заяц добрый, а волк.

У белки хвост длинный, а у зайца.

Лиса пушистая, а ежик.

В : Молодцы. А теперь подумайте и скажите, хорошо ли живётся животным в лесу зимой . (Ответы детей.)

В :Зимой в лесу животным холодно и голодно . В нашей стране есть такая профессия – лесник. Он помогает животным выживать зимой . Для зайцев, например, он заготавливают осиновые ветки, для лосей – кормушки с сеном и солью, для белочек приносят семечки, орешки. (Изображение) .

В : Ребята, мы с вами уже очень долго в лесу, нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем :

«Сказка двери закрывай!

В детский сад нас отпускай!»

В : Скажите, где мы сегодня побывали? Кого мы там встретили? Как их назвать одним словом? Почему их так называют? Какие задания нам приготовили животные ? Кто такой лесник? Как люди помогают животным зимой ?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные Камчатского края» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦРР - детский сад №39 комбинированного вида» 683024 Камчатский край г. Петропавловск.

Конспект итогового занятия в старшей группе на тему:Дикие и домашние животные. Подготовила воспитатель-Цыряпкина Наталья Александровна.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Дикие животные нашего края зимой» с использованием НРК Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Задачи: Образовательные: - Формирование представлений о диких.

«Дикие животные». Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Задачи: вызывать интерес к окружающему миру; расширять знания детей о повадках диких животных, об особенностях их внешнего вида, приспособлении.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дикие животные весной» Шарипова Гузяль Раисовна Конспект по развитию речи в старшей группе

Презентация

1 слайд

По деревьям скок-скок,

Да орешки щелк-щелк.

(После каждого ответа воспитатель показывает изображение животного).

А как вы догадались?

Белка какая?

2 слайд

- Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.

А как вы понимаете слово косолапо?

Воспитатель поясняет: «Ходить косолапо - ступать пятками врозь, неуклюже, неловко».

Медведь какой?

3 слайд

Рыжая, хитрая, кур крадет.

А что значит хитрая?

Лиса еще какая?

4 слайд

- Ползун ползет,

Иголки на себе везет.

А что вы еще можете сказать о еже?

5 слайд

- Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

А что еще можно сказать о зайце?

6 слайд

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

А как назвать этих животных одним словом?

Почему вы так считаете? Где они живут?

Почему этих животных называют дикими?

Проведение игры «Один-много»

Одна лиса – много …

Один Заяц - много…

Один Медведь - много…

Один Волк - много …

Один Еж – много…

Одна белка – много…

«Назови детеныша»

У волка –

У медведя –

« Четвертый лишний»

Назовите лишнее животное и объясните почему.

1. Корова – волк – лиса – медведь.

2. Лиса – верблюд – волк – медведь.

3. Волк – лиса- петух – еж.

4. Лиса – медведь – волк – морж.

Физминутка.

Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Нужно лапочки погреть

Лапки вверх – лапки вниз

На носочки поднимись

Лапки ставим на бочок

На носочках скок-скок-скок

Топай правою ногой

Топай левою ногой

Снова правою ногой

Снова левою ногой

А теперь вприсядку, чтобы не мерзли лапки.

«Скажи наоборот»

Медведь большой, а заяц… У волка хвост длинный, а у ежа… Белка слабая, а волк… Лиса ловкая, а медведь…

Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, их жилищах. Как вы понимаете слово «жилище»?

«Жилище - место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете.

Как называется белкин дом?

Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. - А кто знает стихотворение про белку?

А как называется жилище медведя?

Медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает.

А кто еще спит зимой?

А какое жилище у ежа?

Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев.

А кто знает стихотворение про ежа?

Как вы думаете, где живет заяц?

Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные.

Жилище какого зверя мы с вами не назвали?

Жилище волка называется логово - небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Как называется жилище волка?

Кто знает стихотворение про волка?

Игра «Поле чудес»

- Теперь нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.

Какое животное?

Жилище животного.

Чем питается?

Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

А как люди должны вести себя в лесу?