Как проводить агитацию за кандидатов в предвыборный период. Основные правила предвыборной агитации. Использование Интернета, радио, телевидения и печати

Текст статьи 5.10 КоАП РФ в новой редакции.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 5.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовой объект данного правонарушения - отношения по поводу проведения агитации в ходе избирательной или референдумной кампании. Непосредственный объект - установленные законом правила, касающиеся времени и места агитации, в частности, запрещающие проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) вне агитационного периода и в местах, где ее проведение законодательно запрещено.

Гражданам и общественным объединениям (в том числе, политическим партиям) избирательное законодательство гарантирует право свободного проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) в допускаемых законом формах и законными методами. В порядок предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума), установленный Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (гл. VII, ст. ст. 48 - 56), включены нормативные требования и ограничения, касающиеся времени и места агитации.

В частности, законом установлены сроки проведения агитации при проведении выборов и референдумов (в том числе сокращенные для агитации в средствах массовой информации). Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов (регистрации инициативной группы по проведению референдума) и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических платных изданиях начинается за 28 дней до голосования и прекращается также в ноль часов за сутки до дня голосования. В день голосования и в предшествующий ему день проведение агитации запрещается (п. п. 1 - 3 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Законодательство о выборах и референдумах не содержит перечня мест (имеется в виду - зданий, помещений, площадок), где запрещено проведение агитации, проводимой посредством публичных мероприятий (собраний и встреч с гражданами). Однако логично предположить, что такими местами являются здания и помещения, занимаемые на правовых основаниях органами, учреждениями и организациями, которым закон запрещает проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума). В соответствии с п. 7 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ к таким отнесены:

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления;

Воинские части, военные учреждения и организации;

Благотворительные и религиозные организации, учрежденные ими организации;

Избирательные комиссии (комиссии референдума);

Иностранные юридические лица;

Международные организации и международные общественные движения.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ запрещает вывешивание (расклеивание, размещение) печатных агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (п. 10 ст. 54). Но нарушение данных запретов не влечет ответственность по комментируемой статье. Состав подобного административного правонарушения предусмотрен ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ.

Что касается порядка, условий, времени и мест проведения публичных мероприятий вне зданий и помещений - на улицах и площадях (митингов, демонстраций, шествий и пикетирований), то это регламентируется не избирательным (п. 2 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), а иным специальным законодательством (см. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, нарушения при проведении публичных мероприятий влекут административную ответственность по ст. 20.2 КоАП РФ, под действие комментируемой статьи они не подпадают (даже если эти мероприятия проводятся в период избирательной кампании (кампании референдума).

2. Объективная сторона правонарушения заключается в агитационных мероприятиях и действиях, осуществляемых с нарушением вышеуказанных запретов и ограничений относительно времени или мест их проведения (но в рамках общего периода избирательной кампании - см. п. п. 19, 34 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Если агитация проводится после окончания выборов (референдума), то такая деятельность не охватывается объективной стороной состава данного правонарушения.

3. Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане (например, кандидаты, доверенные лица кандидатов, осуществляющие незаконную агитационную деятельность), так и должностные лица (например, разрешившие проведение предвыборного агитационного собрания в помещении, где его проведение по закону недопустимо). Ответственность по комментируемой статье могут нести и юридические лица (см. ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.10 КоАП РФ), например благотворительные или религиозные организации, осуществившие или допустившие незаконную агитацию в своем помещении).

4. Субъективная сторона правонарушения выражается в умышленной форме вины, так как агитация совершается осознанно и целенаправленно. Невозможно представить агитацию, проводимую по неосторожности (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Следующий комментарий к статье 5.10 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 5.10 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования, а в случае проведения повторного голосования - со дня опубликования решения ЦИК Российской Федерации о проведении повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня повторного голосования.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Запрещается предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений.

Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, о регистрации инициативной группы по проведению референдума, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата.

Государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается проводить предвыборную агитацию.

Предвыборная агитация может проводиться:

через средства массовой информации;

путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий);

путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов.

Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе передавать избирателям денежные средства, вручать подарки и иные материальные ценности, за исключением вознаграждения за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. Со дня регистрации до подведения общих итогов голосования не допускается проведение кандидатами, избирательными объединениями благотворительной деятельности, а также лотерей на территории соответствующего избирательного округа.

Со дня регистрации и до окончания выборов кандидаты не имеют права принимать участие в программах государственных и муниципальных телевизионных и радиовещательных компаний в ином порядке, чем определенном настоящим Положением.

Избирательные комиссии, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими избирательными комиссиями, органами государственной власти и органами местного самоуправления в трехдневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом избирательной комиссией муниципального образования.

Предвыборные митинги организуются и проводятся в установленном порядке .

Агитация в помещениях избирательных комиссий запрещается.

Государственные органы, органы местного самоуправления, а также администрация предприятий, учреждений и организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять находящиеся в их собственности или распоряжении необходимые помещения для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. Администрация предприятий и организаций, находящихся в государственной, муниципальной, акционерной, долевой или частной собственности, обязана обеспечивать условия для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями, работающими на этих предприятиях, по заявлениям кандидатов, их доверенных лиц или избирательных комиссий. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборной агитации всем кандидатам и избирательным объединениям.

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Избирательные комиссии, поставленные в известность об агитационной деятельности, нарушающей права кандидатов и граждан, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с заявлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В эти сведения не входит информация о кандидатах политических партиях об избирательных блоках выдвинувших списки кандидатов так как данные о кандидатах предоставляются самими кандидатами в рамках предвыборной агитации. Предвыборная агитация включает в себя: 1 призывы голосовать за кандидата федеральный список кандидатов или против кандидата федерального списка кандидатов; 2 описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата федерального списка кандидатов; 3 распространение информации о деятельности кандидата не...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


61. Основные правила предвыборной агитации.

Информирование избирателей и предвыборная агитация в совокупности составляют информационное обеспечение выборов.

Информационное обеспечение выборов способствует осознанному волеизъявлению избирателей и принципу гласности выборов.

Информирование избирателей включает в себя сведения о месте, времени, дне голосования, предварительных итогах голосования и т. п. В эти сведения не входит информация о кандидатах, политических партиях, об избирательных блоках, выдвинувших списки кандидатов, так как данные о кандидатах предоставляются самими кандидатами в рамках предвыборной агитации.

Информирование граждан о подготовке выборов в Государственную Думу или на должность Президента РФ может включать в себя информацию о результатах опросов общественного мнения.

В период проведения избирательной кампании кандидаты, политические партии и избирательные блоки вправе проводить предвыборную агитацию.

Предвыборная агитация включает в себя: 1) призывы голосовать за кандидата, федеральный список кандидатов или против кандидата, федерального списка кандидатов; 2) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата, федерального списка кандидатов; 3) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; 4) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него либо против всех кандидатов.

Кандидаты, политические партии и избирательные блоки, участвующие в выборах, вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации.

Агитация проводится: 1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; 2) посредством проведения массовых мероприятий; 3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; 4) иными не запрещенными законом методами.

Предвыборную агитацию могут проводить сами кандидаты, члены политической партии или избирательного блока, а также лица, привлекаемые ими, за исключением лиц, привлечение которых запрещено. Например, не допускается использование в предвыборной агитации несовершеннолетних, должностных лиц, Вооруженных Сил и др.

Предвыборная агитация проводится со дня выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов и прекращается в 0 ч по местному времени за сутки до дня голосования. В день голосования и в предшествующий ему день предвыборная агитация запрещается.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

2711. Исследование социальных сетей как площадки социальной коммуникации рунета, используемой в целях предвыборной агитации 14.64 KB
На сегодняшний день огромное число научных исследований связанных с различными типами сообщения между людьми сосредотачиваются на социальных сетях и особенностях коммуникации порожденных их возрастающей популярностью среди самых разных слоев как российского так и мирового сообщества...
3131. Описать основные правила технической эксплуатации судовых паровых и газовых турбин 102.26 KB
При эксплуатации судовых турбоприводов необходимо руководствоваться Правилами технической эксплуатации судовых технических средств, другими нормативными документами и инструкциями по обслуживанию завода-изготовителя.
1977. ЭТАПЫ И ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГИС 3.79 KB
Анализ системы принятия решений. Важнейший этап – это создание и воплощение системы. Оценивается работоспособность системы с разных позиций при необходимости осуществляется корректировка. Следующий шаг – определение приоритетов очерёдности создания и основных параметров территориального охвата функционального охвата и объёма данных создаваемой системы.
19618. Условие и правила договора страхования 42.18 KB
Объектом страхования является имущественный интерес физического или юридического лица связанный с повреждением гибелью или утратой грузов произошедших в процессе транспортировки промежуточного хранения перегрузки перевалки на маршруте перевозки. Транспортное страхование грузов – общий термин используемый для обозначения полиса морского страхования который обеспечивает защиту от убытков по грузам находящимся в процессе перевозки водным воздушным автомобильным или железнодорожным транспортом. Вековая международная практика...
7811. Правила инвестирования в ценные бумаги 19.75 KB
Правила эффективного инвестирования на рынке акций Акции выгодное и надежное вложение денег. Вы может зарабатывать даже тогда когда акции падают т. Зарабатывать когда акции падают также просто как и когда акции растут. Никогда не вкладывайте в акции деньги которые могут вам вскоре понадобиться.
10539. Особливості і правила ділового спілкування 99.9 KB
Переломні запитання використовують для виявлення нових проблем уразливих пунктів у позиції співрозмовника а також для утримання ходу бесіди у жорстких рамках уже досягнутих результатів переговорів “Як Ви вважаєте чи не знаходимося ми з Вами на помилковому шляху Може нам більш ретельно обміркувати варіант використання. Тому важливим елементом підготовки до ділових переговорів є збір інформації про партнера. У ході переговорів можливі самі різні ситуації у тому числі і такі котрі підпадають під визначення “конфліктâ€. Особли...
984. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом 44.69 KB
Впоследствии в России малыми сериями выпускался целый ряд легковых и грузовых автомобилей, большинство из которых представляли собой лицензионные варианты заграничных конструкций, собиравшихся частично или полностью из иностранных запчастей
17952. Общие правила производства следственных действий 29.14 KB
Изучить судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия; рассмотреть процессуальное оформление хода и результатов следственных действий; сформулировать участие в следственных действиях специалиста, переводчика, понятых и иных участников уголовного судопроизводства.
4828. Этические правила и принципы адвокатской деятельности 54.46 KB
Кодекс профессиональной этики адвоката Российской Федерации: понятие и юридическое значение. Этические правила поведения адвоката в различных сферах деятельности. Этические правила поведения адвоката с коллегами. Этические правила поведения адвоката с клиентом.
16705. Сопоставление правила порогового агрегирования и ранговых процедур 190.73 KB
Каждый избиратель каждой альтернативе дает некоторую оценку из множества оценок такую функцию оценивания мы обозначим за. Множество всех возможных векторов оценок может быть упорядочено лексикографически следующим образом. Такое отношение задает на множестве всех возможных векторов оценок линейный порядок т. В то же время если две альтернативы имеют одинаковые позиции в предпочтениях с точностью до перестановки избирателей то они будут иметь и одинаковые векторы оценок.

Статья 25. Общие принципы ведения предвыборной агитации.

Граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата. Государственным органам , органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается проводить предвыборную агитацию.

Предвыборная агитация может проводиться : через средства массовой информации; путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий);путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов.

Кандидат или его кампания не имеют право агитировать, применяя деньги (или иные матер.Средства, используемые в таких целях) как подкуп или обещания их выдачи опять же с целью подкупа.

Со дня регистрации и до окончания выборов кандидаты не имеют права принимать участие в программах государственных и муниципальных телевизионных и радиовещательных компаний в ином порядке, чем определенном настоящим Положением.

Избирательные комиссии, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Предвыборные митинги организуются и проводятся в установленном порядке.

Агитация в помещениях избирательных комиссий запрещается.

Государственные органы, органы местного самоуправления, а также администрация предприятий, учреждений и организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять находящиеся в их собственности или распоряжении необходимые помещения для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. Администрация предприятий и организаций, находящихся в государственной, муниципальной, акционерной, долевой или частной собственности, обязана обеспечивать условия для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями, работающими на этих предприятиях, по заявлениям кандидатов, их доверенных лиц или избирательных комиссий. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборной агитации всем кандидатам и избирательным объединениям.

Статья 26. Сроки проведения предвыборной агитации (со дня регистрации кандидата и прекращается за один день до дня выборов

В день выборов любая публичная предвыборная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.)

Статья 27. Предвыборная агитация через средства массовой информации

СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются какие-либо гос.органы или гос.предприятия или орг.муниц.управления или находятся на финансировании вышеназванных обязаны обеспечивать равные возможности предвыборных выступлений всем кандидатам в депутаты.В течение двух дней до дня выборов и в день выборов запрещается обнародование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с предстоящими выборами.

Статья 28. Использование печатных и иных агитационных материалов

Избирательные объединения и кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их содержание и выпуск. Распространение анонимных (не содержащих указанной информации) агитационных материалов запрещается.

Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и другом объекте, за исключением зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков, с согласия собственника или владельца этих объектов. Запрещается расклеивать и вывешивать агитационные печатные материалы на зданиях, памятниках и обелисках, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Избирательные комиссии при поступлении сведений о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов принимают меры по пресечению этой деятельности. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. Запрещается агитация и пропаганда социального, расового, национального или религиозного превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду. Не позднее чем за 30 дней до дня выборов глава муниципального образования или орган (должностное лицо) местного самоуправления, уполномоченный уставом муниципального образования, решением представительного органа местного самоуправления либо решением суда, обязаны на территории каждого избирательного участка в местах, удобных для посещения избирателями, выделить и обустроить не менее одного специального стенда для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Каждому зарегистрированному по соответствующему округу кандидату предоставляется равная площадь для размещения агитационных печатных материалов.В помещениях избирательных комиссий каждый зарегистрированный кандидат вправе вывесить информационный (не содержащий призывов к голосованию за или против кандидатов) материал со сведениями о своей биографии, трудовой и общественной деятельности, предвыборной программе или платформе. Каждый кандидат имеет право представить для размещения информационные материалы в объеме не более двух листов формата А4. Отказ избирательной комиссии разместить материал может быть обусловлен только невыполнением кандидатом требований настоящей статьи и может быть обжалован в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Статья 29. Использование в предвыборной агитации телевидения и радио

Кандидаты на равных основаниях имеют право на бесплатное пользование эфирным временем на каналах телевизионных компаний и радиовещательных компаний, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации, муниципальные предприятия, учреждения и организации, а равно телевизионные компании и радиовещательные компании, полностью или частично финансируемые за счет средств бюджета муниципального образования и осуществляющие телевизионное вещание и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа. Порядок предоставления эфирного времени устанавливается избирательной комиссией муниципального образования. Вышеуказанные предвыборные агитационные мероприятия должны проводиться путем прямых трансляций телевизионных программ и радиопрограмм. Дополнительное предоставление кандидатам эфирного времени указанными средствами массовой информации не допускается.

Билет 33

Понятие «предвыборная агитация» и ее характеристика в ФЗ

«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Статья 55. Предвыборная агитация

1. В период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются :

2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 53 настоящего Федерального закона);

3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам).

2 . Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата (кандидатов) или против него (них), либо против всех федеральных списков кандидатов, а действия, указанные в пунктах 2-6 части 1 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

3 . Предвыборная агитация может проводиться:

1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) другими не запрещенными настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами методами.

4 . Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о политических партиях, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, зарегистрированном кандидате (зарегистрированных кандидатах), в других не запрещенных федеральным законом формах.

Билет 36

Требования, предъявляемые к политической партии, ее права и обязанности; дополнения и изменения в ФЗ «О политических партиях».

Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. (Статья 4)

1) Требования - Статья 3

п 2. Политическая партия (ПП) должна отвечать следующим требованиям:

а) ПП должна иметь регион.отделения (РО) НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ В ПОЛОВИНЕ СУБЪЕКТОВ РФ, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно РО данной ПП;

б) в ПП должно состоять не менее 500 членов . Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее РО;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Наименование политической партии, символика должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав.

2) Права - Статья 26. Права политической партии

п.1. ПП в порядке, установленном законодательством РФ вправе:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления

в) участвовать в выборах и референдумах

г) создавать региональные, местные и первичные отделения , в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

д) организовывать и проводить собрания, митинги , и иные публичные мероприятия;

е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

ж) пользоваться на равных условиях гос. и муниципальными СМИ;

з) создавать объединения и союзы с другими ПП и иными общественными объединениями без образования юридического лица;

и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

к) устанавливать и поддерживать международные связи с ПП и иными общественными объединениями иностранных государств , вступать в международные союзы и ассоциации;

л) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом ПП.

п.1.1. Политическая партия и зарегистрированное в соответствии с законом иное общественное объединение , не являющееся политической партией, создавшие объединение или союз, целью (одной из целей) деятельности которых является совместное формирование списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, заключают соглашение в письменной форме :

-включать в эти списки кандидатуры , предложенные данным общественным объединением

- также основания , по которым ПП вправе не включать в список кандидатов ту или иную предложенную кандидатуру .

Порядок, в соответствии с которым общественное предлагают кандидатуры для включения в список кандидатов, и указывается срок действия соглашения.

п.2. Политическая партия правомочна осуществлять иную деятельность , установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 26.2

ПП, не представленные в ГосДуме, вправе не менее 1 раза в год участвовать в пленарном заседании ГосДумы Федерального Собрания РФ

В настоящее время избирательное законодательство стремиться строго, регламентировать агитационную деятельность. Запреты и ограничения при проведении предвыборной агитации указаны в ст. 48, 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Предвыборная агитация осуществляется через средства массовой информации - на каналах организации телерадиовещаний и в периодических печатных изданиях; посредством проведения агитационных публичных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий и иных публичных акций); посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных мероприятий; иными не запрещенными законном методами. Н.И. Воробьев Избирательное право Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К". - 2010. - С. 160

В соответствии со ст. 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" запрещается: Ст. 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12 июня 2002 №67-ФЗ с изм. от 16.12.2014// СПС "КонсультантПлюс"

  • 1. Привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах (за исключением использования кандидатами изображений своих детей)
  • 2. Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
    • - федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
    • - лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного п. 8.1 ст. 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;
    • - воинским частям, военным учреждениям и организациям;
    • - благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
    • - комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;
    • - иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного п. 10 ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
    • - международным организациям и международным общественным движениям;
    • - представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
    • - лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
  • 3. Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.
  • 4. Использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с п. 3 ст. 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется:
    • - на использование избирательным объединением высказываний выдвинутых им кандидатов о данном избирательном объединении, а также о кандидатах, выдвинутых данным избирательным объединением на тех же выборах;
    • - на использование обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы. Ссылка в агитационных материалах на такое высказывание физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это высказывание было обнародовано до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. При этом в ссылке должны указываться дата (период времени) обнародования этого высказывания и наименование средства массовой информации, в котором оно было обнародовано;
    • - на цитирование высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных иными избирательными объединениями, а также кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом;
    • - на использование кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений выдвинутых им кандидатов, в том числе со своими супругом, детьми (включая детей, не достигших возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничивается: Ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12 июня 2002 №67-ФЗ с изм. от 16.12.2014// СПС "КонсультантПлюс"

1. Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

При проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

  • 2. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
  • 3. В период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.
  • 4. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами, референдумом деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании, кампании референдума осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, не допускается.
  • 5. Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании, кампании референдума организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям, участникам референдума.

Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.

Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:

  • - распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов;
  • - описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
  • - распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;
  • - распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
  • 6. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения, обязаны предоставить соответствующему кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации. Для обнародования указанного опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, избирательному объединению в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут. При опубликовании указанного опровержения или иного разъяснения его текст должен быть набран тем же шрифтом, помещен на том же месте полосы и по объему должен быть не меньше, чем опровергаемый текст. Непредоставление кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения таких организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установленные настоящим пунктом требования не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади.
  • 7. Комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума и принимают меры по устранению допущенных нарушений.
  • 8. В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 2 - 6, 8 и 10 статьи 54 настоящего Федерального закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленного настоящим Федеральным законом порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 9. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах.