Статья 46 часть 1 п4. Что делать, если пристав не взыскал средства с должника, ссылаясь на ст.46 ч.4? г. по ст.46 п.1 п. п.4 отзыв ИП банком, может ли банк возобновить ИП, если я приватизирую квартиру…

Ст 46 ч 1 п 4 — интересная аббревиатура, не правда ли? А теперь о деле.

Знать и соблюдать Закон обязан каждый гражданин РФ. Но не все же юристы, не каждый должен знать полностью весь перечень законов и что они подразумевают. Сегодня поговорим о 46 статье Закона «Об исполнительном производстве». Что это за статья, где применяется и что регулирует.

Закон об исполнительном производстве

Данный закон регламентирует полномочия . Приставы, они же исполнители, следят за тем как выполняются решения суда, занимаются сбором информации по сложным искам и взысканием задолженностей.

Пристав может:

  • получить полную информацию о лице, фигурирующем в деле, вплоть до состояния банковского счета;
  • накладывать арест на банковские карты или имущество должника;
  • принимать меры для полной и своевременной реализации по исполнительному листу;
  • объявить должника или ребенка в розыск;
  • беспрепятственно проникать в помещения, владельцем которых является должник и пр.

Обратите внимание: судебный исполнитель не может быть заинтересованным в деле лицом. То есть не знаком лично с фигурантами дела, не является их родственником. В противном случае, пристав обязан взять самоотвод. Правосудие не может быть пристрастным.

Статья 46, пункт 1, подпункт 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» завершает процесс исполнения решения по исполнительному листу, а сам исполнительный лист возвращается взыскателю. Причиной служит тот факт, что судебный пристав не отыскал у должника имущество, которое могло бы быть взыскано.

В результате все ограничительные меры должны быть сняты с должника. А как вообще выносится решение судом? Как происходит этот процесс делопроизводства?

Как происходит судебное делопроизводство


После того, как все нужные бумаги подготовлены истцом и переданы в суд, начинается процесс заведения дела. Судья, после ознакомления с материалами иска, дает распоряжение приставам собрать информацию.

Как только максимально точная и подробная информация обо всех фигурантах и деталях дела получена, суд назначает дату слушанья. В процессе судебного заседания:

  1. Выслушивается мнение обеих сторон в отношении материалов дела.
  2. Если имеются свидетели - их показания также важны для вынесения решения.
  3. После чего суд выносит решение, удовлетворить или отклонить иск.
  4. Подать апелляцию можно после любого дела, в течение 30 дней с даты оформления исполнительного листа.

После чего решение суда передается в бухгалтерию по месту трудоустройства, в паспортный стол по месту проживания лица, чья вина доказана судьей.

Имейте ввиду: нередки случаи, когда исполнительный лист, будучи направленным по почте, теряется.

А судебный пристав не считает должным затруднить себя и проверить как выполняется решение. Если истец заметил отсутствие изменений в деле, нужно смело направляться к судебному приставу и спрашивать в чем причина заминки.

Если нет возможности нанести личный визит - ограничьтесь звонком или направьте в адрес пристава. Если времени уже прошло много, а дело так и не сдвинулось, обращайтесь к начальству вашего исполнителя.

В чем суть


В случае, когда исполнение решения суда оказалось невозможным или выполнено частично, например, по причине смерти ответчика, все документы возвращаются истцу.

Статья 46. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

1.1. В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества), обязанность по уплате этого налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах инвестиционного товарищества.

При отсутствии или недостаточности средств на счетах инвестиционного товарищества взыскание производится за счет средств на счетах управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на денежные средства на счетах управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье — решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

Форма и порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных поручений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

3.1. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) — организации.

Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).

При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) — организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме.

Форма, формат и порядок направления уведомления о неисполнении решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, налоговым органам утверждаются Федеральным казначейством по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

4.1. Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации приостанавливается:

по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) — организаций или индивидуальных предпринимателей или поручений на перевод электронных денежных средств налогоплательщиков (налоговых агентов) — организаций или индивидуальных предпринимателей в бюджетную систему Российской Федерации в случаях:

изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с главой 9 настоящего Кодекса;

исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренных настоящим Кодексом процентов, ;

списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, предусмотренных , а также , признанных безнадежными к взысканию в соответствии со ;

уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации, представленной в соответствии со ;

поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в соответствии с и в целях взыскания по принятому в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи решению о взыскании.

Формы и порядок направления в банк указанных в настоящем пункте решений налогового органа на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных решений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Порядок направления в банк указанных в настоящем пункте решений налогового органа в электронной форме утверждается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

6. Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

6.1. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет электронных денежных средств.

Взыскание налога может производиться за счет остатков электронных денежных средств в рублях, а при их недостаточности за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте. При взыскании налога за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте и указании в поручении налогового органа на перевод электронных денежных средств валютного счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя банк осуществляет перевод электронных денежных средств на этот счет.

7. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со .

В отношении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества одного или нескольких участников этой группы при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках всех участников указанной консолидированной группы налогоплательщиков или при отсутствии информации об их счетах.

Положения абзаца первого настоящего пункта применяются в отношении налогоплательщика (налогового агента) — организации при поступлении в налоговый орган уведомления органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, о невозможности исполнения решения налогового органа о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) -организации.

7.1. Обращение взыскания на имущество участников договора инвестиционного товарищества в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса допускается только в случае отсутствия или недостаточности денежных средств на счетах инвестиционного товарищества, управляющих товарищей и товарищей.

8. При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках либо приостановление переводов электронных денежных средств.

8.1. Со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций взыскание налога за счет денежных средств на счетах в такой кредитной организации производится с учетом положений Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов.

10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора, страховых взносов и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

11. Положения настоящей статьи применяются при взыскании налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, соответствующих пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах в банках участников этой группы с учетом следующих особенностей:

1) взыскание налога за счет денежных средств на счетах в банках в первую очередь производится за счет денежных средств ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков;

2) при недостаточности (отсутствии) денежных средств на счетах в банках у ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков для взыскания всей суммы налога взыскание оставшейся невзысканной суммы налога производится за счет денежных средств в банках последовательно у всех остальных участников этой группы, при этом налоговый орган самостоятельно определяет последовательность такого взыскания на основании имеющейся у него информации о налогоплательщиках. Основанием для взыскания налога в данном случае является требование, направленное ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств на счетах в банках участника консолидированной группы налогоплательщиков при взыскании налога в порядке, предусмотренном настоящим подпунктом, взыскание оставшейся невзысканной суммы производится за счет денежных средств в банках у любого иного участника этой группы;

3) при уплате налога, в том числе частично, одним из участников консолидированной группы налогоплательщиков процедура взыскания в уплаченной части прекращается;

4) на участника консолидированной группы налогоплательщиков, в отношении которого вынесено решение о взыскании налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, распространяются права и гарантии, предусмотренные настоящей статьей для налогоплательщиков;

5) решение о взыскании принимается в порядке, установленном настоящей статьей, после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, направленного ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, но не позднее шести месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд по месту постановки ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков на учет в налоговом органе с заявлением о взыскании налога одновременно со всех участников консолидированной группы налогоплательщиков. Такое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока на взыскание налога, установленного настоящей статьей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом;

6) решение о взыскании, принятое в отношении ответственного участника или иного участника консолидированной группы налогоплательщиков, действия или бездействие налоговых органов и их должностных лиц при осуществлении процедуры взыскания могут быть оспорены такими участниками по основаниям, связанным с нарушением порядка осуществления процедуры взыскания.

Комментарий к Ст. 46 НК РФ

Статья 46 НК РФ устанавливает порядок взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках (далее — порядок взыскания), а также его электронные денежные средства.

Кроме этого, в соответствии с новой редакцией НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового, в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества), обязанность по уплате этого налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах инвестиционного товарищества (п. 1.1 ст. 46 НК РФ). При отсутствии или недостаточности средств на счетах инвестиционного товарищества взыскание производится за счет средств на счетах управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на денежные средства на счетах управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счетах управляющих товарищей взыскание обращается на денежные средства на счетах товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.

Срок, в течение которого до налогоплательщика (налогового агента) доводится решение о взыскании, составляет 6 дней (абз. 2 п. 3 ст. 46 НК РФ).

Налог взыскивается по решению налоговой инспекции. Форма этого документа утверждена Приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/662@. Решение направляют в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя как на бумажном носителе, так и в электронной форме. К решению прикладывают поручение инспекции на списание и перечисление в бюджет необходимой суммы денежных средств.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока.

Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (п. 3 ст. 46 Налогового кодекса РФ).

Также в п. 3 ст. 46 закреплен срок уведомления налогоплательщика о принятом решении о взыскании. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

В соответствии с п. 4 ст. 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Очередность списания денежных средств закреплена в ст. 855 Гражданского кодекса РФ . В соответствии с п. 1 ст. 855 Гражданского кодекса РФ при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь — по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь — по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

При этом согласно п. п. 9 и 10 ст. 46 НК РФ положения данной статьи НК РФ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, установленных Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, поручения налогового органа на перечисление пеней и штрафов исполняются в той же очередности, что и поручение на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно ст. 855 Гражданского кодекса РФ данное поручение налогового органа исполняется в 3-ю очередь (Письмо Минфина России от 8 мая 2014 г. N 02-08-12/22232).

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон N 248-ФЗ) в ст. 46 НК РФ ввел новый п. 4.1.

В соответствии с абз. 1 п. 4.1 ст. 46 НК РФ действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации приостанавливается:

по решению налогового органа о приостановлении действия соответствующего поручения при принятии налоговым органом решения в соответствии с ;

при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках;

по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Отметим, что Приказом ФНС России от 23 июня 2014 г. N ММВ-7-8/330@ «Об утверждении форм поручений налоговых органов на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), продажу иностранной валюты и перевод электронных денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, а также форм решений налоговых органов о приостановлении действия, об отмене приостановления действия и отзыве поручений налоговых органов на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)» утверждены:

а) форма решения о приостановлении действия поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;

б) форма решения об отмене приостановления действия поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;

в) форма решения об отзыве неисполненных поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации.

Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации возобновляется по решению налогового органа об отмене приостановления действия соответствующего поручения.

Налоговые органы принимают решение об отзыве неисполненных (полностью или частично) поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) — организаций или индивидуальных предпринимателей или поручений на перевод электронных денежных средств налогоплательщиков (налоговых агентов) — организаций или индивидуальных предпринимателей в бюджетную систему Российской Федерации в случаях:

1) изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с гл. 9 «Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа» НК РФ;

2) исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ процентов, в том числе в связи с произведенным зачетом в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам в соответствии со ;

4) уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации, представленной в соответствии со ;

5) поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в соответствии с и в целях взыскания по принятому в соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решению о взыскании.

В соответствии с п. 5 ст. 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах — с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

Банки открывают в валюте Российской Федерации и иностранных валютах:

текущие счета;

расчетные счета;

бюджетные счета;

корреспондентские счета;

корреспондентские субсчета;

счета доверительного управления;

специальные банковские счета;

депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов;

счета по вкладам (депозитам).

Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения операций, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы (п. п. 2.1, 2.3 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»).

Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ в ст. 46 НК РФ введен п. 6.1, согласно которому при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет электронных денежных средств.

Взыскание налога за счет электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится путем направления в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банке.

Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств должно содержать указание реквизитов корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, с использованием которого должен быть осуществлен перевод электронных денежных средств, указание подлежащей переводу суммы, а также реквизитов счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

Взыскание налога может производиться за счет остатков электронных денежных средств в рублях, а при их недостаточности — за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте. При взыскании налога за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте и указании в поручении налогового органа на перевод электронных денежных средств валютного счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя банк осуществляет перевод электронных денежных средств на этот счет.

При взыскании налога за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте и указании в поручении налогового органа на перевод электронных денежных средств рублевого счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перевод электронных денежных средств направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента). Банк осуществляет перевод электронных денежных средств на рублевый счет налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату перевода электронных денежных средств.

При недостаточности или отсутствии электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств такое поручение исполняется по мере получения электронных денежных средств.

Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится за счет остатков электронных денежных средств в рублях, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте.

Стоит также отметить, что в соответствии с п. 7 ст. 46 НК РФ в отношении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества одного или нескольких участников этой группы при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках всех участников указанной консолидированной группы налогоплательщиков или при отсутствии информации об их счетах.

При взыскании налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, соответствующих пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах в банках участников этой группы следует учитывать следующие особенности (п. 11 ст. 46 НК РФ):

— взыскание налога за счет денежных средств на счетах в банках в первую очередь производится за счет денежных средств ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков;

— при недостаточности (отсутствии) денежных средств на счетах в банках у ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков для взыскания всей суммы налога взыскание оставшейся невзысканной суммы налога производится за счет денежных средств в банках последовательно у всех остальных участников этой группы, при этом налоговый орган самостоятельно определяет последовательность такого взыскания на основании имеющейся у него информации о налогоплательщиках. Основанием для взыскания налога в данном случае является требование, направленное ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств на счетах в банках участника консолидированной группы налогоплательщиков при взыскании налога в порядке, предусмотренном настоящим подпунктом, взыскание оставшейся невзысканной суммы производится за счет денежных средств в банках у любого иного участника этой группы;

— при уплате налога, в том числе частично, одним из участников консолидированной группы налогоплательщиков процедура взыскания в уплаченной части прекращается;

— на участника консолидированной группы налогоплательщиков, в отношении которого вынесено решение о взыскании налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, распространяются права и гарантии, предусмотренные настоящей статьей для налогоплательщиков;

— решение о взыскании принимается в порядке, установленном настоящей статьей, после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, направленного ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, но не позднее 6 месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд по месту постановки ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков на учет в налоговом органе с заявлением о взыскании налога одновременно со всех участников консолидированной группы налогоплательщиков. Такое заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока на взыскание налога, установленного настоящей статьей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом;

решение о взыскании, принятое в отношении ответственного участника или иного участника консолидированной группы налогоплательщиков, действия или бездействие налоговых органов и их должностных лиц при осуществлении процедуры взыскания могут быть оспорены такими участниками по основаниям, связанным с нарушением порядка осуществления процедуры взыскания.

Отметим, что с 1 января 2015 г. положения ст. 46 НК РФ дополняются новым п. 3.1, которым предусматривается, что:

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) — организации.

Для взыскания налога в соответствии с абз. 1 настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).

При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) — организацией решения налогового органа о взыскании в течение 3 месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение 10 дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме.

Форма, формат и порядок направления в органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Федеральным казначейством.

Форма, формат и порядок направления уведомления о неисполнении решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента), органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, налоговым органам утверждаются Федеральным казначейством по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Вышеуказанное следует из п. 3.1 ст. 46 НК РФ (в ред. Закона N 347-ФЗ).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со (п. 7 ст. 46 НК РФ).

С 1 января 2015 г. уточняется, что вышеуказанные положения применяются в отношении налогоплательщика (налогового агента) — организации при поступлении в налоговый орган уведомления органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, о невозможности исполнения решения налогового органа о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации (абз. 3 п. 7 ст. 46 Налогового кодекса в редакции Закона N 347-ФЗ).

Навигация по записям

В роли должника оказываются многие люди, и отдать небольшой долг знакомому или организации, например, по кредиту или коммунальным, не так сложно. Если деньги возвращены, то долг закрывается. Иная ситуация складывается, когда сумма долга вырастает до больших размеров, кредитору ничего не остается, как обратиться в суд.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

После того как выносится решение о взыскании долга, постановление суда передается в службу судебных приставов (ССП). Там старший пристав издает постановление о возбуждении исполнительного производства (ИП) по такому-то делу.

Пристав, курирующий территорию, где проживает должник, обязан известить последнего о возбуждении против него ИП.

Если должник добровольно отказывается вернуть долг, то приставам разрешается арестовывать счета, описывать и продавать имущество, т. е. применять меры для возврата долга, предусмотренные законом.

Некоторая информация по данному вопросу изложена в ФЗ №229 об исполнительном производстве, ст. 46. Но интересна для должника именно 1-я часть статьи, п. 4. У приставов есть свои обязанности и полномочия, но и должник обладает некоторыми правами.

Приставы имеют право контролировать выполнение решения суда, собирать сведения о должнике, проходить беспрепятственно в жилое помещение гражданина для оценки его благосостояния.

Однако, если будет установлено, что у должника нет материальных ценностей, денег и любой другой возможности для уплаты долга, (ИЛ) должен быть возвращен истцу (кредитору), а с должника сняты наложенные ограничения, ССП. Положения ст. 46 не всегда понятны.

Если нет возможности вернуть долг, его следует считать безвозвратным или долговые обязательства сохраняются за гражданином? В ст. 46 законодатель именно разъясняет вопросы возвращения исполнительного листа взыскателю после возбуждения ИП.

Так, существует несколько законных оснований, когда ИЛ можно возвратить без взыскания по долгам, если:

  • взыскатель напишет соответствующее заявление;
  • должника нельзя обязать совершить какие-то действия;
  • невозможно установить местонахождение должника и/или принадлежащего ему имущества, за исключением случаев, когда можно объявить розыск;
  • , на которое можно обратить взыскание, а меры, предпринятые ССП, оказались безрезультатны;
  • взыскатель добровольно отказывается взять имущество должника, которое не было реализовано в принудительном порядке;
  • взыскатель препятствует исполнению решения суда;
  • должник, не уплативший админштраф, − это иностранец или лицо без гражданства и он был выдворен из России.

Центральные нюансы текста

Согласно ст. 46, ч. 1, п. 4, если выполняются соответствующие основания и исполнительный лист возвращается взыскателю, то с должника снимаются запреты типа розыска, контроля доходов.

Для того чтобы вступил в силу п. 4, у должника не должно оказаться:

  • официальных доходов;
  • средств на банковских счетах;
  • личного недвижимого имущества, авто, ценных вещей;
  • драгоценностей.

Приставы должны отметить неблагоприятное материальное положение должника и оформить документ о прекращении ИП. Если ответчик является плательщиком , то после возвращения ИЛ с него снимается обязанность на содержание третьих лиц.

Если после прекращения ИП и возвращения ИЛ в течение 3-х лет никакие действия не будут совершаться по указанной в нем статье, это простыми словами становится причиной полного завершения производства, а с должника долг списывается как безнадежный.

Информация для должника

Закрытие дела именно по этой статье является хорошим исходом для должника. Фактически должник становится свободным от обязательств. Истец хотя и выиграл суд, но остается ни с чем. Но есть и отрицательные нюансы для неплательщика. Это угроза повторного взыскания, которое может инициировать истец, она возникает согласно ч. 5 ст. 46.

Так, истец через полгода после возвращения ИЛ и в течение 3-х лет может инициировать возбуждение ИП. Для этого ему придется повторно подавать ходатайство. Приставы обязаны будут снова выяснить материальное положение ответчика, если оно изменилось, и по долгам придется платить.

Для того чтобы должнику не оказаться в такой ситуации, ему рекомендуется в течение 3-х лет не покупать дорогостоящие вещи, иначе их можно будет лишиться. Придется также работать неофициально.

Пояснения и пример механизма

Непосредственно ст. 46 посвящена причинам, по которым можно прекратить ИП. После появления одной из них инспектор ССП прекращает свои действия, предписанные ему Законом об исполнительном производстве.

Если исходить из ст. 46, ч. 1, п. 1, то на практике вряд ли возможно, чтобы взыскатель подал заявление и отказался от денег в 2019 году. Чаще всего встречается ситуация, описанная в п. 4, когда у должника отсутствуют материальные ценности для взыскания.

После того как прекращены поиски имущества должника и возвращен ИЛ истцу на основании ст. 46, ч. 1, п. 4, взыскателю можно подавать заявление о возобновлении ИП в ССП. Фактически он обращается за принудительным взысканием, т. к. не согласен с решением приставов о возврате ему ИЛ.

Если такое заявление не будет подано, с ответчика снимаются ограничения. Но как только оно поступит, ССП их может наложить снова. Для ответчика подобная ситуация может стать неожиданностью. Так, вернувшись из заграничной поездки, вряд ли получится поехать снова, возможно, лучше и не возвращаться.

Если у ответчика большие долги по кредитам, а банк возобновит свои претензии, то его снова ожидает приход приставов на дом с целью выяснения о наличии имущества.

Существуют, конечно, типичные жизненные ситуации:

  • Из-за непогашенной задолженности перед банком рано или поздно заемщика сначала признают неплательщиком, а потом по результатам судебного разбирательства – . Но может оказаться и так, что пристав выполняет свои обязанности недобросовестно, на самом деле он не искал имущество должника. Взыскатель получил «отписку» по делу и ИЛ после прекращения производства. Но если будет инициирована со стороны ответчика процедура признания его банкротом или суд примет такое решение, то на его гражданские права в любом случае наложат временное ограничение, в дальнейшем оно будет снято.
  • Истец получает письмо от ССП о невозможности взыскать алименты с неплательщика, поэтому ИП останавливается согласно ст. 46, ч. 1, п. 4. Фактически неплательщик алиментов не только освободился от скопившегося долга, но и последующих обязательных платежей. Когда неплательщик получал постановление о возбуждении ИП, он видел сумму, которую ему нужно погасить, т. к. ее определил суд по заявлению истца. Но на практике теперь неплательщик алиментов ничего не возвращает истцу, предмет производства отписан с точным размером остатка. Но здесь не стоит забывать, что за неуплату алиментов неплательщика могут привлечь к уголовной ответственности или посадить на какое-то время под арест, достаточно только возбудить против него дело повторно.
  • Кредитор по разным причинам решил простить долг ответчику и написал заявление о возврате ИЛ. Согласно п. 1 приставы закрыли ИП, но в этом случае истец не сможет его возобновить по заявлению в ССП. Ему придется подавать повторный иск в суд.
  • ИЛ был возвращен взыскателю, ИП закрыто, но приставы забыли снять ограничения, например, на выезд за границу. Ответчику, который освободился от своих обязанностей и вернул свои гражданские права, потребуется самостоятельно обратиться в ССП.

Прочие уточнения

В перечень исполнительных документов, которые возвращаются взыскателю, входит:

  • судебный приказ;
  • еще 2 вида бумаг, которые на практике вообще не используют.

Пристав при формировании пакета бумаг в письме взыскателю должен указать, на основании чего конкретно заканчивается ИП и почему решение суда нельзя исполнить силами ССП.

Простая формулировка п. 4 представляет собой указание на отсутствие имущества, подлежащего взысканию:

Невозможно установить, где проживает должник По указанному истцом адресу прописки, его нет. Другой информацией никто не обладает, о месте его нахождения неизвестно. Пристав просто не может найти гражданина.
Невозможно установить, где находится имущество должника Если по п. 4 предполагается, что имущества нет вообще, и это было установлено приставом, то в данном случае его просто невозможно разыскать. Например, есть авто, зарегистрированное на должника, но оно угнано и объявлено в розыск.
Невозможно получить информацию о наличии денег и других ценностей у должника на счетах банковских организаций Пристав, исполняя свои обязанности, направляет запросы в различные кредитные учреждения. Согласно ФЗ №118 о судебных приставах, ст. 14 организация любой формы собственности, в том числе и государственный орган, обязан ССП дать ответ. Но на практике нередко происходит иначе, кредитные организации даже не сообщают об открытых счетах в налоговую. Поэтому пристав может иметь информацию, что у должника есть деньги, но где конкретно они находятся — неизвестно.

Любое основание для возвращения ИЛ можно применить отдельно или совместно с другими и на все дать ссылки. Но существует и ситуация, когда вернуть ИЛ нельзя, если на должника и принадлежащее ему имущество объявлен розыск.

У пристава есть право по собственной инициативе или взыскателя объявить об исполнительном розыске, если в исполнительном документе, который издал суд, указано, что:

  • за ответчиком числится долг на сумму больше 10 тыс. руб.;
  • необходимо защитить интересы РФ и ее субъектов, отдельных муниципальных образований;
  • требуется взыскать алименты, возместить нанесенный ущерб здоровью, или возникший по причине совершенного преступления;
  • ответчик обязан отбыть срок обязательных работ, уплатить штраф за совершенное преступление.

Несмотря на то что означает статья 46 часть 1 пункт 4 о судебных приставах и снятии ими ограничений после применения положений закона, сама процедура может затянуться. Причиной тому человеческий фактор, технические проблемы.

Возможность оспаривания

После возврата ИЛ действия приставов можно оспорить, но кто на это имеет право и когда? Из закона очевидно, что при попустительстве со стороны приставов у должников появляется явная возможность избежать ответственности. Несмотря на то, что ИЛ можно возвращать раз за разом, уплату долга не получится откладывать до бесконечности.

Во избежание такой ситуации пристав обязан при возврате ИЛ составить акт, указав в нем причины, которые воспрепятствовали найти и взыскать имущество в счет уплаты долга. В акте потребуется также указать, какие действия были предприняты ССП для поисков имущества.

Кредитор вправе с документами, которые получил из ССП, обратиться в суд. Если суд посчитает действия ССП недостаточными для исполнения решения суда и поиска имущества, то возврат ИЛ будет признан безосновательным и незаконным.

Принципы работы

Закон об ИП определяет порядок работы ССП и компетенцию инспекторов. В обязанности службы входит привести решение суда в исполнение, удовлетворить требования заявителя, а ответчика привлечь к возмещению причиненного ущерба.

Самое важное, чем должен заниматься пристав – это сбор информации о неплательщике и только после этого взыскание с него долга. Так, у приставов есть широкие полномочия, избавиться от их постоянных домогательств не так-то просто.

Они могут:

  • требовать у должника информацию касательно ИП;
  • проверять документы должника, удостоверяющие его личность;
  • входить беспрепятственно в помещение, которое принадлежит должнику, осматривать его, если приставу оказывается сопротивление, у него есть право на принудительные меры;
  • если должник оказывает сопротивление, которое угрожает жизни приставов, им разрешено применять специальные средства и оружие;
  • вызывать неплательщиков в отдел ФССП для решения вопросов;
  • проверять документы о доходах должника у его работодателя;
  • арестовывать, изымать или передавать на хранение имущество должника;
  • накладывать ограничения на счета и карты, ценности, находящиеся на хранении в банковских сейфах;
  • издавать специальное постановление, по которому должником не может быть пересечена граница РФ;
  • реализовывать изъятое имущество;
  • объявлять должника, его детей и имущество в розыск;
  • обращаться за помощью к сотрудникам правоохранительных органов.

Но у ССП есть и обязанности. Так, приставы-исполнители могут приходить к должникам на дом только в установленные рабочие часы с понедельника по пятницу. Они могут действовать только в рамках решения суда. Накладывать арест можно только на имущество, которое приобретено лично должником, и делать это в его присутствии.

Если приставам необходимо применить грубую силу для изъятия имущества или входа в жилое помещение, они должны об этом предупредить.

Входить в помещение, где проживает должник, приставам разрешено, чтобы объективно оценить уровень достатка проживающих там людей. Для этого у них на руках должно быть специальное разрешение, оформленное старшим приставом.

С помощью таких и подобных мер закон разрешает устанавливать, что у должника, например, есть скрытые источники доходов.

Когда приставу требуется возвратить ИЛ, руководствуясь ст. 46, ч. 1, п. 2−7, он обязан составить акт об обстоятельствах, по которым он это делает. Акт, составленный приставом-исполнителем, должен утвердить старший пристав или его заместитель.

Имущество, на которое может быть направлено взыскание

После того как имущество найдено и на него наложен в законном порядке арест, приставы начинают его изымать с целью реализации, чтобы покрыть долг неплательщика.

Так, им разрешено направлять взыскание на такое имущество должников:

  • личные сбережения;
  • драгоценности;
  • банковские депозиты и другие счета, в том числе и зарплатные, пенсионные и т. д.;
  • движимое и недвижимое имущество;
  • ценные бумаги;
  • металлы;
  • частично ценные личные вещи, обнаруженные в помещении, где живет должник (бытовую технику, антиквариат, ценных или экзотических животных).

Для изъятия вещей оформляется специальный документ в присутствии ответственных лиц госорганов и понятых, имущество изымается по описи, т. е. для этого существует отдельная процедура.

После наложения ареста на имущества, оно обычно остается на хранении у должника, который отвечает за его надлежащее состояние. Но должник не сможет после ухода приставов подарить или реализовать описанное имущество.

Если наложен арест на банковские счета, то финансы сразу же уходят в счет погашения долга, а ценное имущество должно дождаться реализации с публичных торгов или иным способом.

Существуют, конечно, и ограничения, что приставы не имеют права забрать у должника. Об этом свидетельствует постановление законодателя.

Например, не подлежит изъятию, несмотря на огромную сумму долга:

  • единственное жилое помещение, где должник проживает с семьей;
  • имущество, которое по документам принадлежит супругу, или то, что покупалось не должником, но пользуются им все члены семьи;
  • личные вещи, которыми должнику надлежит пользоваться;
  • бытовая техника, предназначенная для обеспечения жизни, − это газовая плита, холодильник, стиральная машина;
  • вещи, которые должник использует для своей работы (компьютер, машина, др.);
  • вещи, необходимые для ведения животноводческого хозяйства (семена, корма, хозпостройки);
  • продукты питания и топливо для приготовления пищи;
  • машина у .

Частично может быть изъято совместное имущество супругов, если один из них должник и его личных вещей для покрытия долга не хватает. Из денежных средств не подлежат аресту алименты, соцпомощь и иные пособия, компенсации, в том числе декретные.

Неуплаченные вовремя долги зачастую приводят к тому, что их взыскание производится через Службу судебных приставов (ФССП). Сведения о должниках, в отношении которых ведется исполнительное производство, публикуется в открытом доступе на сайте этой службы. По отдельным делам можно увидеть, что производство прекращено, а в качестве основания указана, например, ст. 46 ч. 1 п. 3. Что значит для должника и взыскателя подобная формулировка? Следует ли из этого, что задолжавший гражданин может больше не беспокоиться о своем обязательстве, а кредитор забыть о долге? Чтобы лучше понять суть происходящего, нужно немного разобраться в том, как приставы взыскивают долги.

Как происходит взыскание долга

Итак, гражданин взял в долг определенную сумму и вовремя ее не вернул. Кредитор - на практике это чаще всего банк - постарается ее взыскать всеми доступными методами. Исчерпав возможности досудебного разбирательства, кредитор обратится в суд. В результате на основании судебного акта вопрос возврата долга перейдет в компетенцию ФССП.

Судебные приставы действуют на основании закона № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года. Этот нормативный акт дает им довольно широкие полномочия. В частности, это:

  • проверка финансовых документов человека;
  • вызов его в территориальное подразделение ФССП;
  • посещение его жилища;
  • наложение ареста на его имущество и банковские счета;
  • изъятие такого имущества;
  • объявление задолжавшего гражданина или его имущества в розыск.

В первую очередь, приставы получают информацию о транспортных средствах, недвижимости, дачных участках должника и прочих объектах, подлежащих государственной регистрации. Если ничего такого у него не имеется, то приставы переходят к следующему этапу. Важно знать, что человека запрещено лишать жилья, поэтому погасить долг за счет единственной квартиры или дома не выйдет (за исключением долгов по ипотеке).

Далее запрашивается информация у банков о счетах должника. Если таковых не обнаружено, то следует обращение к работодателю с тем, чтобы взыскать задолженность за счет зарплаты. Но бывает, что должник нигде не работает, во всяком случае официально.

Тогда остается последняя возможность погасить долг - за счет движимого имущества. Пристав является к гражданину и описывает вещи, которые у него имеются. Опять же, описи подлежит далеко не все. Например, нельзя описывать продукты, одежду, обувь, денежные средства в размере прожиточного минимума. Также под запретом награды, предметы, которые являются источником дохода и вещи, принадлежащие третьим лицам (это должно быть подтверждено документами). В итоге часто получается, что и описывать нечего.

Таким образом, приставы не всегда добиваются взыскания долга. Если этого не происходит, исполнительный лист возвращается кредитору. Основания для этого содержатся в статье 46 закона «Об исполнительном производстве».

Если имущества нет или о нем неизвестно

Часто основанием для возврата документа кредитору являются такие обстоятельства:

  • должник не найден, то есть не установлено место его нахождения;
  • не найдено его имущество;
  • не получены данные о том, что у него есть счета или иные ценности, которые хранятся в банке.

Перечисленные выше случаи описаны в п. 3 ч. 1 ст. 46. Указание на эту норму закона подразумевает следующее: приставы не располагают информацией о том, где находится задолжавший гражданин и есть ли у него имущество, поэтому вернули исполнительный лист кредитору. Производство на этом основании было прекращено. Исключение составляют случаи, когда закон требует объявить должника в розыск.

Еще одно схожее основание для возврата исполнительного листа содержится в п. 4 ч. 1 ст. 46 упомянутого закона. Речь идет об отсутствии у гражданина какого-либо имущества, за счет которого можно было бы взыскать долг. Норма подразумевает, что пристав предпринял все возможности для его поиска, однако результата это не дало. В итоге с человека просто нечего взять.

В статье 46 есть и другие основания для прекращения исполнительного производства:


Розыск

Приставы могут инициировать розыск должника-гражданина или, что бывает чаще, его имущества. Для этого от взыскателя может понадобиться заявление. Искать будут:

  • имущество, если размер задолженности более 10 тыс. рублей;
  • самого должника, если такой долг невозможно погасить без его присутствия либо в исполнительном документе содержится требование неимущественного характера (например, разыскиваемый должен исполнять обязательные работы).

В некоторых случаях приставы объявляют розыск без заявления, то есть по своей инициативе. Например, если исполнительный документ содержит требование о защите интересов России, ее субъектов и муниципальных образований, и сумма долга больше 10 тыс. рублей. Или же когда требование касается алиментов, возмещения вреда здоровью либо связанного с потерей кормильца, ущерба от преступления, уголовного штрафа, обязательных работ.

Однако стоит признать, что эффективность розыскных мер зачастую не очень высока. Ведь в большинстве случаев должники не имеют ни имущества, за счет которого можно погасить долг, ни официального дохода.

Имущества нет: что дальше?

Итак, взыскание долга прекращено на том основании, что у должника не удалось найти имущества. Далее с человека должны быть сняты все наложенные ограничения, например, на выезд за рубеж. Но означает ли это списание долга? Конечно же, нет. Это значит лишь то, что прекращено текущее исполнительное производство. Однако взыскатель может обжаловать это решение, если посчитает, что пристав принял его безосновательно. Жалоба подается в течение 10 дней в вышестоящий орган или в суд.

Если обжалование не дало результатов, спустя полгода кредитор может подать исполнительный лист приставам повторно. Ведь обстоятельства со временем могли измениться, например, человек мог устроиться на работу. Также взыскатель вправе самостоятельно разыскивать имущество должника и отслеживать изменение его статуса. Если он выяснит, что у задолжавшего гражданина нашлось имущество, это станет основанием для повторного обращения к приставам, не дожидаясь окончания 6-месячного срока с момента прекращения прошлого производства.

Обращаться к приставам повторно кредитор может столько раз, сколько посчитает нужным. Но есть ограничение - трехлетний срок со дня вступления в силу судебного решения о взыскании долга. Однако это вовсе не значит, что, как только пройдет 3 года, долг спишется. Дело в том, что течение этого срока прерывается каждый раз, когда кредитор предъявляет лист к исполнению. После прекращения производства срок не возобновляет свое течение, а начинается заново. То есть вновь становится равным 3 года. Таким образом, нет никакой гарантии, что даже после нескольких безрезультатных обращений к приставам кредитор не сделает этого повторно.

Однако сложившаяся сегодня в России практика такова: если долг возник именно по банковскому кредиту, то он в итоге все-таки может быть списан. Получив обратно исполнительный лист на том основании, что взыскать долг невозможно (ст. 46), банк может признать его безнадежным. После этого должник освобождается от обязательства по его уплате.

Видеоинформация о том, что будет после прекращения исполнительного производства по ст. 46 закона 229-ФЗ: