Какие бывают растения
Растения очень разнообразны.
Среди них есть деревья, кустарники, травы
.
У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. У деревьев
и кустарников - твёрдые, одревесневшие. У дерева от корня отходит
один толстый стебель - ствол. У кустарника несколько довольно тонких
стеблей - стволиков.
Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений
листья в виде пластинок, а у хвойных - в виде иголок (хвоинок).
Нарисуй схематически дерево, кустарник, травянистое растение.
Заполни пропуски в тексте.
У лиственных растений
листья в виде пластинок.
У хвойных растений листья в виде хвоинок.
Приведите примеры растений (не менее трёх в каждой группе).
а) Деревья: липа, ель, берёза, яблоня, каштан, тополь
б) Кустарники: малина, барбарис, смородина, сирень, можжевельник, бузина
в) Травы: полынь, тимофеевка, лисохвост, шалфей, мята, петрушка, базилик
Это задание приготовила
для тебя мама Серёжи и Нади. Здесь спрятались названия трёх групп
растений. Найди их и раскрась клеточки с буквами карандашами разного
цвета.
Мудрая Черепаха
интересуется, знаешь ли ты названия этих растений. Пронумеруй рисунки
в соответствии с подписями.
1. Птичья гречишка. 2. Тысячелистник. 3. Репейник. 4. Подорожник.
5. Пустырник.
В
книге "Зелёные страницы" прочитай рассказ об одном из
этих растений. Подготовь устное сообщение.
Подорожник
Люди давно знают подорожник. И не только внешний его вид, но и свойства.
Древнегреческие, древнеримские, арабские, персидские врачи очень
высоко ценили его: ведь подорожник способен заживлять раны.
Прошло много лет, но люди не разочаровались в подорожнике. В аптеках
сейчас можно купить не только его листья и сок, но и особый препарат,
полученный из этой травы, - плантаглюцид, который помогает при болезнях
желудка.
Слово плантаглюцид происходит от слова плантаго. Так по-латыни именуются
все подорожники. А слово плантаго возникло от слова планта - ступня.
Это лишний раз напоминает нам, что мы ходим по чудесному лекарству,
невольно топча его ногами.Что еще замечательно у подорожника? Да
хотя бы то, что мы его топчем-топчем, а он не исчезает.
Здесь запиши свой рассказ о красоте растений.
Растения это удивительный мир, который существует рядом с нами и помогает нам. Многие растения мы употребляем в пищу. Существуют растения, которые нам помогают вылечиться от болезней - лекарственные растения. Благодаря растениям, мы дышим чистым воздухом. А еще растения просто очень красивы. Как прекрасно выглядит весенний цветущий луг, а как красивы и ароматны цветущие плодовые деревья. Хорошо в жаркую солнечную погоду посидеть под кронами раскидистых деревьев, подумать о чем-нибудь и насладиться благоуханием цветов и трав.
1. На каждом из этих рисунков папа Серёжи и Нади изобразил представителей одной из групп растений. Пронумеруй рисунки в соответствии со списком.
1. Водоросли. 2. Мхи. 3. Папоротники. 4. Хвойные. 5. Цветковые.
Расскажи по рисункам о разнообразии растений.
2. Выполните задания для групповой работы в учебнике и рабочей тетради.
1) Запишите задание на классификацию растений для своих одноклассников.
Задание выполняется следующим образом: нужно написать пять растений, каждое из которых принадлежит к одной из групп растений. И нужно определить к какой группе каждое из растений относится.
Вот пример задания.
Морская капуста (ламинария), сфагнум, хвощ, ромашка, сосна.
Ответ к заданию:
Морская капуста — водоросли
Сфагнум — мхи
Хвощ — папоротники
Ромашка — цветковые
Сосна — хвойные растения
Одуванчик лекарственный — 5 штук
Подорожник большой — 2 штуки
Клевер красный — 3 штуки
Всего растений — 10 штук
Всего видов растений — 3 вида
3) Используя информацию из текста учебника, закончите заполнение таблицы.
Проанализируйте заполненную таблицу. Какая группа растений наиболее богата видами? (Цветковые) В какой группе меньше всего видов? (Хвойные) Перечислите группы растений: в порядке увеличения числа видов; в порядке уменьшения числа видов.
4) Запишите названия растений, которые вы определили:
а) в классе - алоэ. фиалка, винка розовая, катарантус розовый.
б) в других помещениях школы - Гардения Августа, гардения жасминовидная, замия шершавая
в) возле школы - ель, сосна, пихта.
С помощью книги «Зелёные страницы» приведите примеры других видов растений. Запишите не менее трёх названий.
лилия, лотос, ромашка, ива, берёза, бамбук, лён.
3. Мама Серёжи и Нади нашла в одной из книг остроумное стихотворение В. Орлова, как раз по теме урока. Прочитай его.
Заполни пропуски.
Яблоня и дуб - это растения разных видов . Плоды яблони - яблоки , а плоды дуба - желуди .
4. По заданию учебника определи названия нескольких растений. Запиши.
Комнатные растения у меня дома: алоэ, фиалка
Растения у меня во дворе: ель, береза
Наверное, тебе приходилось слышать выражение: «Растения - зелёная одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой!
- Используя свои знания и рисунок учебника, докажи, что растения очень разнообразны.
Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии.
Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп. Познакомимся с группами растений и найдём их представителей на рисунках.
Водоросли - жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи (например, морская капуста) похожи на длинные бурые ленты.
Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.
Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.
Хвойные растения - это сосна, ель, можжевельник и др. Хвоинки - это их листья! У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.
Цветковые растения - такие растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны.
- К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клён, кедр?
Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.
- В каждой группе растений много видов. Что же такое виды растений?
Рассмотрите рисунок. На нём показаны растения следующих видов: одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный. Обратите внимание на то, что каждый вид имеет название, состоящее из двух слов. Такие названия им дают учёные, а мы обычно называем растения просто: одуванчик, подорожник, клевер. Растения разных видов непохожи друг на друга. Зато все растения одного вида очень сходны.
- Прочитайте текст. Используйте полученную информацию при характеристике групп растений.
Учёным сейчас известно около 500 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч - цветковые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, папоротников - более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.
- Определите с помощью атласа-определителя 2-3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.
Посчитайте, сколько на рисунке растений каждого вида. А сколько всего растений показано? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки» (7).
Проверь себя
- Перечисли группы растений, изученные на уроке.
- Приведи примеры различных видов растений.
Задания для домашней работы
- Запиши в словарик: ботаника.
- С помощью атласа-определителя определи несколько комнатных растений у себя дома, а также несколько растений во дворе. Запиши их названия в рабочую тетрадь.
На следующем уроке
Узнаем, как дышат и питаются растения. Будем учиться обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их, использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям.
Вспомни, что поглощают растения из почвы.
1. Нарисуй схематически дерево, кустарник, травянистое растение. Проверь себя по учебнику.
2. Заполни пропуски в тексте.
У лиственных
растений листья в виде пластинок.
У хвойных
растений листья в виде хвоинок.
3. Приведите примеры растений (не менее трёх в каждой группе).
а) Деревья: берёза, ель, сосна
б) Кустарники: малина, смородина, облепиха
в) Травы: одуванчик, колокольчик, ромашка
4. Это задание приготовила для тебя мама Серёжи и Нади. Здесь спрятались названия трёх групп растений. Найди их и закрась клеточки с буквами карандашами разного цвета.
- Деревья
- Кустарники
- Травы
5. Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты названия этих растений. Пронумеруй рисунки в соответствии с подписями. Проверь себя с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Раскрась на рисунке те травы, которые растут возле твоего дома.
- Птичья гречиха
- Тысячелистник
- Репейник
- Подорожнык
- Пустырник
Возле моего дома (на даче) растёт тысячелистник, репейник и пустырник.
В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ об одном из этих растений (по своему выбору). Подготовь устное сообщение.
Птичью гречиху часто называют «травой-муравой». Это растение можно встретить на улицах во дворах, на спортивных площадках. Ею питаются многие птицы.
6. Здесь запиши свой рассказ о красоте растений.
Природа всегда поражает своим разнообразием, а особенно она поражает разнообразием растений. Сейчас известно более 320 000 видов растений и из них 280 000 видов — это цветковые растения!
Крошечные водоросли, которые можно увидеть только в микроскоп и гигантские размером с небоскрёб деревья секвойи, живущие несколько сотен лет, мягкие мхи и колючие ели, привычные ромашки и экзотические венерины башмачки — это все представители царства растений.
Каждое из этих сотен тысяч видов растений особенное, не похожее на другие и каждое обладает уникальной красотой, которой можно любоваться и любоваться.
А здесь наклей одну из своих фотографий, показывающих удивительную красоту растений.