Идеальное утопическое государство. Утопия - это модель идеального государства. V Государство как завершение общества



Утопическое государство

(от гр utopos, букв. - место, которого нет; англ. Utopian state) -древняя социальная утопия о государственном устройстве, которое являлось бы прямой противоположностью социальной действительности античного рабовладельческого общества. Источники выделяют 2 основных вида У.г.: а) абстрактные проекты улучшения общественного устройства (как прогрессивные, так и реакционные) и б) конструктивные социальные модели. Опираясь на идею о «золотом веке», об искупительной миссии бога солнца, на апокрифические предсказания и пророчества, люди ожидали, что вновь наступит счастливый век, когда не будет войн, рабства, нужды и житейских тягот. Эти представления постепенно приобретали антиримскую направленность (напр., Апокалипсис Гистаспа, книги иудейской Сивиллы). В периоды обострения классовой борьбы свободных бедняков и рабов против рабовладельцев эта идеология начала играть роль социальной и политической программы (напр., во время восстания Аристоника в Пергаме в 132-129 гг. до н.э.). К концу гражданских войн в Римской республике правящий класс частично перенял представления об У.Г., наделив своего представителя Августа чертами выразителя социальной утопии. Таким образом, социальная утопия стала выполнять реставративную (охранительную) социальную функцию. Уже в IV в. до н.э. Платон в своем труде о государстве нарисовал реакционную аристократического идеального государства (см.: Политология: энциклопедический словарь. - М., 1993).


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Утопическое государство" в других словарях:

    Утопическое государство - (от гр utopos, букв. место, которого нет; англ. Utopian state) древняя социальная утопия о государственном устройстве, которое являлось бы прямой противоположностью социальной действительности античного рабовладельческого общества. Источники… … Энциклопедия права

    Утопическое государство - социальная утопия о государств, устройстве, которое являлось бы прямой противоположностью социальной действительности античного рабовладельч. общества. Источники выделяют два осн. вида У. г.: абстрактные проекты (как прогрессивные, так и… … Словарь античности

    Культура Возрождения в Англии - Культура Возрождения с её идейной основой философией и эстетикой гуманизма возникает прежде всего на итальянской почве. Неудивительно, что влияние Италии можно заметить у всех английских писателей эпохи Возрождения. Но гораздо заметнее, чем… … Всемирная история. Энциклопедия

    Моррис, Вильям

    Моррис, Уильям - Уильям Моррис англ. William Morris … Википедия

    Вильям Моррис - Уильям Моррис Дата рождения: 24 марта 1834 Дата смерти: 3 октября 1896 … Википедия

    Моррис В. - Уильям Моррис Дата рождения: 24 марта 1834 Дата смерти: 3 октября 1896 … Википедия

    Моррис Вильям - Уильям Моррис Дата рождения: 24 марта 1834 Дата смерти: 3 октября 1896 … Википедия

    Моррис Уильям - Уильям Моррис Дата рождения: 24 марта 1834 Дата смерти: 3 октября 1896 … Википедия

    Уильям Моррис - Дата рождения: 24 марта 1834 Дата смерти: 3 октября 1896 … Википедия

Книги

  • Иосиф Сталин. От Второй мировой до "холодной войны" . 1939-1953 , не указано. Действительно ли Сталин во время Второй мировой войны успешно руководил страной? Без усилий Сталина Советский Союз скорее всего проиграл бы войну? Стремился ли Сталин к успеху… Купить за 197 руб
  • Лес за пределами мира , Уильям Моррис. Вниманию читателя предлагается редчайший роман, первый из известных в мире романов, написанный жанре «фэнтэзи». Его автор, Вильям Моррис – знаменитый английский поэт, поэт, прозаик, художник,… Купить за 144 руб электронная книга
  • Остров «Англия» как утопический проект социальной антропологии. Рецензия на книгу: Дж. Барнс. Англия, Англия. М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2012 , Д. Ю. Сивков. В романе английского писателя Джулиана Барнса «Англия, Англия» описывается утопическое корпоративное образование – гибрид музея и туристического парка. Транснациональная корпорация «Питко» во… Купить за 5.99 руб электронная книга

Социальная утопия о государств, устройстве, которое являлось бы прямой противоположностью социальной действительности античного рабовладельч. общества. Источники выделяют два осн. вида У. г.: абстрактные проекты (как прогрессивные, так и реакционные) улучшения обществ, устройства и конструктивные социальные модели. Опираясь на идею о «золотом веке», об искупительной миссии бога солнца, на апокрифич. предсказания и пророчества, люди ожидали возвращения счастливого века, когда не будет войн, рабства, нужды и житейских тягот. Эти представления постепенно приобретали антирим. направленность (например, Апокалипсис Гистаспа, книги иудейской Сивиллы). В периоды обострения классовой борьбы свободных бедняков и рабов против эксплуататоров эта идеология начинала играть роль социальной и политич. программы (например, во время восстания Аристоника в Пергаме в 132–129 до н. э.). К концу гражданских войн в Римской республике правящий класс частично перенял представления об У. г., наделив своего представителя Августа чертами выразителя социальной утопии. Т. о., социальная утопия стала выполнять реставративную (охранительную) социальную функцию. Уже в 4 в. до н. э. Платон в своем труде о государстве нарисовал реакционную модель аристократич. идеального государства.

  • - основная форма организации жизни общества на территориальной основе, исторически предшествовавшее ему племя представляло собой союз родов, объединенных по кровно-родственному признаку. Отличительной чертой ...

    Экология человека. Понятийно-терминологический словарь

  • - В качестве органа власти экономически господствующего класса, Г. возникло в процессе образования частной собственности...

    Словарь античности

  • - единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает для этого обязательные для всех...

    Пограничный словарь

  • - . Первые гос-ва бронзового века на территории Индии относятся к XXIII-XVIII вв. до н. э. ...
  • - "ГОСУДА́РСТВО" соч. Платона, в к-ром он развил учение об этике, происхождении государства и "идеальном государстве" ...

    Философская энциклопедия

  • - основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать и регламентировать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной...

    Новейший философский словарь

  • - «» , диалог Платона, завершающий зрелый период его творчества...

    Античная философия

  • - англ. state; нем. Staat. 1...

    Энциклопедия социологии

  • - политическая форма организации общества, возникшая в результате его раскола на противоположные классы...

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • - I основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение Г. заключается в организации политической власти и управлении обществом...

    Энциклопедия юриста

  • - ГОСУДАРСТВО Система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории...

    Политология. Словарь.

  • - общественное сознание, которое характеризуется аксиологической, ценностной привлекательностью и абстрактной истин­ностью, но не может быть реализовано в данной форме...

    Политология. Словарь.

  • - госуда́рство политическая форма организации общества во главе с правительством и его органами, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры...

    Географическая энциклопедия

  • - важнейший орган политич. власти в клас. обществе; в отношении господств, классов Г. выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов, в отношении к их противникам - как орудие подавления...

    Советская историческая энциклопедия

  • - понятие, используемое для обозначения особой формы межгосударственных отношений. Обычно под А. г. понимается государство, добровольно передавшее другому государству часть своего суверенитета...

    Словарь юридических терминов

  • - древняя социальная утопия о государственном устройстве, которое являлось бы прямой противоположностью социальной действительности античного рабовладельческого общества...

    Большой юридический словарь

"Утопическое государство" в книгах

Утопическое меню

Из книги Колобок и др. Кулинарные путешествия автора Генис Александр Александрович

Глава I ГОСУДАРСТВО ЦЕРКОВНОЕ И ГОСУДАРСТВО КНЯЖЕСКОЕ

Из книги Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи. 1420-1520 автора Эрс Жак

Глава I ГОСУДАРСТВО ЦЕРКОВНОЕ И ГОСУДАРСТВО КНЯЖЕСКОЕ Рим на европейской «шахматной доске»В воскресенье 29 сентября 1420 года Мартин V торжественно вступил в Рим. Избранный 11 ноября 1417 года на церковном соборе в Констанце и являющийся отныне единственным римским папой, он

Утопическое в массовой культуре

Из книги Безымянные сообщества автора Петровская Елена Владимировна

Утопическое в массовой культуре Для удобства рассмотрения предмета позволю себе с самого начала ввести различие между утопическим сознанием и утопическим в собственном смысле. Если воспользоваться определением, предложенным известным исследователем утопии Эдуардом

Глава IV. Утопическое сознание

Из книги Идеология и утопия автора Маннгейм Карл

Глава IV. Утопическое сознание Посвящается Альфреду Веберу к его

Глава 10. Личность, право, государство: правовое государство, права и свободы человека и гражданина

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

Глава 10. Личность, право, государство: правовое государство, права и свободы человека и

Утопическое «царство Рамы»

Из книги Индия: беспредельная мудрость автора Альбедиль Маргарита Федоровна

Утопическое «царство Рамы» Наше время индийцы называют кали-югой, веком царства Кали, злой богини разрушения. Согласно индуистским установлениям, дхарма считается вечной и неизменной, но неукоснительное следование ей зависит от качества времени, а оно различается в

Глава XI Великая Яса Чингисхана и его философско-утопическое учение

Из книги автора

Глава XI Великая Яса Чингисхана и его философско-утопическое учение Если людьми не будет править Бог, то тогда ими должен править тиран. Уильям Пэнн В ранней юности Темучин испытал на себе недоверие и прямую измену своих соплеменников. Пришлось самому заботиться о

12. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

12. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА Идея относительной самостоятельности гражданского общества от государства получила развитие в эпоху буржуазных революций. Затем она была развита в немецкой философии, в частности у Г.Ф.

48. Утопическое государство Т. Кампанеллы

Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

48. Утопическое государство Т. Кампанеллы Доминиканский монах Томмазо Кампанелла (1568–1639) за участие в подготовке восстания против испанского ига в Калабрии попал в заточение на 27 лет, где написал, в ответ на «Утопию» Томаса Мора, «Город Солнца» (издано в 1623 г.). Город

Утопическое мышление Гиппиус и его интерпретация в символистской реальности

Из книги Творец, субъект, женщина [Стратегии женского письма в русском символизме] автора Эконен Кирсти

Утопическое мышление Гиппиус и его интерпретация в символистской реальности Маскулинность категории субъекта не была окончательным выходом для Гиппиус, но скорее констатацией того, что существует и как следует в этой ситуации поступать автору-женщине. Помимо

Утопическое чувство.

Из книги Мед и яд любви автора Рюриков Юрий Борисович

Утопическое чувство. Французские психологи считают страсть враждебным для человека чувством. Любовь-страсть, говорят А. Ле Галл и С. Симон, - это полный разрыв с реальностью, она устремлена к несчастью и смерти - «она сжигает за собой мосты к жизни, делает жизнь отныне

«Утопическое телевидение, созданное утопией»

Из книги Эксперт № 47 (2013) автора Эксперт Журнал

«Утопическое телевидение, созданное утопией» Петр Скоробогатый Генеральный директор Общественного телевидения России Анатолий Лысенко уверен, что российское телевидение остается лучшим в мире. А его телеканал возрождает просвещенческую функцию ТВ Две небольшие

V Государство как завершение общества. - Государство как охрана свободы. - Неизбежность государственности

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

V Государство как завершение общества. - Государство как охрана свободы. - Неизбежность государственности Если элемент власти является неотделимым началом всякой общественности, то государство служит завершением системы общественной власти.Против современных

Утопическое

Из книги Хлыст [Секты, литература и революция] автора Эткинд Александр Маркович

Утопическое Первая утопия содержится в Книге Бытия, и тут же описан механизм анти-утопий. Для сюжета нужны трое: мужчина, женщина и носитель власти. Райская жизнь продолжается до тех пор, пока люди не знают пола; обретение или осознание пола ведет к изгнанию из рая. Именно

Рассения, Хуннское государство, Китай и Парфянское государство

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

Анализ «Утопии» показывает, что как ни высоки бы были помыслы и мечты Томаса Мора о справедливом и счастливом обществе, то были мечты человека, жившего в 16 веке и несвободного от предрассудков своего времени. Но полемика между учеными различных направлений по-прежнему не угасает.

Если давать определение «Утопии», скорее всего, в наше время, данное слово будет являться метафорой, которая не имеет однозначного и точного значения, но не выходит за рамки границ. Чтобы дать точное понятие данного термина, каждому читателю необходимо изучить достаточно большое количество произведений и политических взглядов, чтобы действительно разобраться,что именно понимается под утопией.

Утопический социализм рождением многих своих идей обязан в том числе и Томасу Мору. В 1516 году им была написана «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или сокращенно «Утопия»

В своем произведении Мор предложил совершенно новые для его эпохи демократические начала организации государственной власти, поставил и решил с гуманистических позиций правовые проблемы. Сформировавшиеся в период становления капиталистической формации, зарождения раннекапиталистических отношений взгляды Т. Мора не утратили своего исторического значения. Его проект утопического (идеального) государства вызывает и ныне острые столкновения мнений ученых различных стран.

«Нигдея» (от греческого «ou» и «topos» - «место, которого нет»), придуманная Т. Мором представляет сбой симбиоз идеального государственного строя и идеального гражданского общества. Задуманная как продолжение «Государства» Платона, «Утопия» представляет собой гуманистический образ совершенного общежития, где царит веротерпимость, равенство, высокий уровень развития нравственных начал.

Это идеальная страна, своеобразная федерация из 54 городов. Это попытка спроектировать государство с такой социально-экономической структурой, которая способна обеспечить человеку достойный образ жизни, и Т. Мор пытается изобразить конкретную картину идеального общества. На гербе острова Утопии, как и на гербе первого социалистического государства, - символы плодотворного труда: серп, молот и колосья. В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки, поэтому уровень преступности достаточно низкий, вследствие чего граждане не нуждаются в обширной и сложной законодательной базе.

Рассматривая более подробно предпосылки возникновения утопического государства, следует провести аналогию с современным обществом. Примером может служить отсутствие частной собственности как предпосылки к возникновению утопического государства.

Т. Мор предполагает, что наличие частной собственности не допускает возможности для возникновения утопии. Он обращается устами своего героя, озвучивая воззрения Платона об идеальном государстве: «Для общественного благополучия имеется один-единственный путь – объявить во всем равенство».

Равенство предполагается во всех сферах, в том числе в социальной и политической. «Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы … оттого, что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего … хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты». «Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо».

Таким, образом, Т. Мором были провозглашены такие принципы построения государства как коллективная собственность, всеобщая обязательность труда, аскетический образ жизни, централизованное распределение произведенной продукции. Близкий к утопическим проектам Томаса Мора образ идеального города-государства будущего создает автор «Города Солнца» Томмазо Кампанелла.

Но в реальной жизни государство без частной собственности не имеет место быть. Возникновение частной собственности, в первую очередь, неизбежно из-за самого человека, который по своей природе корыстен и всегда преследует собственные интересы.

В этой связи будет уместным согласиться с высказыванием одного из главных представителей философии Нового времени Бенедиктом Спинозой: «Каждый человек стремится к своей выгоде (пользе). Но большинство руководствуется своим мнением, увлечением, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущим. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а, следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей» .

Обществу неравенства и угнетения Т. Мор противопоставил свою мечту о справедливом общественном строе, где уничтожена частная собственность, а с нею и корень всякой социальной несправедливости и эксплуатации человека человеком. Под влиянием этого выдающегося памятника социально-политической мысли развилось целое направление утопического социализма. В этом и есть историческая ценность гуманистической «Утопии». Однако история не знает ни одного успешного примера реализации утопических фантазий Платона, Мора, Кампанеллы об идеальном государстве.

Платоновские диалоги об идеальном государстве, лежащие не в области воображения, а «в области рассуждений», довольно далеки от того, что мы сегодня привыкли считать утопией. Их задача - не описать, а понять, логически реконструировать образец, который «может быть, есть на небе», «разобрать» его законы. В этом смысле Атлантида, лишь бегло упомянутая в диалоге «Тимей» и толком так и не описанная в диалоге «Критий» (описание прерывается, едва начавшись, - как отмечают комментаторы, «на самом интересном месте»), - всего лишь объяснительная модель, схематичная иллюстрация, необходимая в рамках строгой мыслительной процедуры.

Список литературы:

  1. Волгин В. П. Историческое значение «Утопии». / Вступ. статья в кн.: Т. Мор. Утопия. М., 1953- 5-28с.
  2. Волгин В. П. Наследие утопического социализма. // История социалистических учений. Сборник статей. М.: 1962.
  3. Казарян С. О. Античное моделирование и Платон. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2003. 272 с, 2000- 688 с.
  4. Каган Ю. М. //Т. Мор. Утопия / Пер. Каган Ю.М/. М.: Наука, 1978.
  5. Лейста О. Э., История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. Лейста О. Э., Зерцало М. 2000-668с.
  6. Лосев А. Ф. в изд.: Платон, 1994-622с.
  7. Малеин А. И. Издания и переводы "Утопии" // Томас Мор. Утопия. 1953. С. 257-263.
  8. Марченко М. Н., Мачин. И. Ф./ История политических и правовых учений: Учебник. М.: Высшее образование, 2005-495 с.
  9. Нарсесянца В. С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нарсесянца. М.: Норма, 2004-944 с.
  10. Полянский Ф. Я. Социальные утопии периода разложения феодализма // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. М.: Мысль,. Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни 1987-606 с.
  11. Ракчеева Н. Е. Государство. Платон. М.: МАКС Пресс, 2001- 202 с.

С самого момента создания первого государства, люди были одержимы идеей создания идеального общества. Государство, в котором нет нищеты, болезней и неравенства — настолько давняя мечта просвещенного человечества, что сложно сказать, когда она появилась впервые. Для подобного рода фантазий и проектов на излете средневековья появился специальный термин — «утопия». Он был взят из одноименного произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова.Впервые. в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический».Это и стало спецификой моделей идеального мира — при создании утопии не учитывались реальные условия и исторические предпосылки. Тем интереснее сегодня смотреть на проекты прошлого, которые демонстрируют надежды просвещеннейших людей прошлого.

    Зарождение утопии

    В большинстве культур и религий силен миф о далеком прошлом, в котором человечество живет в первобытном и простом состоянии, но в то же время пребывая в состоянии совершенного счастья и удовлетворения. Самые ранние письменные упоминания утопий зафиксированы в античном наследии, например, в трактате «Золотой век» древнегреческого поэта Гесиода, написанном в 8 веке до нашей эры. В поэтическом трактате поэт предполагает, что до нынешней эпохи существовали другие, более совершенные, самой первой из которых был Золотой век — время гармонии и всеобщего братства.

    Религии и утопии

    Еще одна из самых стойких и старейших на земле утопий — мечта о загробной жизни и идеал рая. Иудаизм, христианство и ислам имеют четкое представление о том, как именно обстоят дела «по ту сторону» и обычно рай представляет собой именно идеальное общество. Эдемский сад обладает всеми признаками утопий, в том числе и теми, что время там остановилось и никаких изменений за тысячи лет не произошло.

    Весенний цветок персика

    Весенний цветок персика — басня китайского поэта Тао Юаньмина, написанная в 421 году нашей эры, описывает идеальное общество, в котором люди ведут идеальное существование в гармонии с природой, не устанавливая никаких внешних контактов.

    Новая гармония и утопические эксперименты

    С достижениями промышленной революции, перспектива достижения утопии казалось реальной, особенно в таких странах, как США. Количество утопических общин резко увеличилось в конце 1800-х годов. Обычно они создавались на основе тех или иных религиозных или идеологических идей. Одна из таких общин называлась «Новая гармония» и была основана валлийским промышленником Робертом Оуэном. Община выросла в целый город, который в 1825 году стал настоящим центром достижений в области образования и научных исследований, но, в конечном счете, неправильный экономический подход разрушил перспективное начинание.

    Утопические технологии

    Научные и технологические утопии, которые пышным цветом расцвели в начале 19-го века породили множество фантазий по поводу удивительной техники будущего. Эти утопические летающие машины были изображены на французской открытке, выпущенной в 1890-е годы.

    Ville Radieuse

    Ville Radieuse — нереализованный проект, разработанный французско-швейцарским архитектором Ле Корбюзье в 1924 году. Ле Корбюзье идеализировал саму идею города, заполнив его высотными жилыми домами и обилием зеленых зон.

    Broadacre City

    В 1932 году, американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт увидел планы Ville Radieuse и замыслил собственную утопию, с аграриями и открытыми пространствами. В своей утопии он эксплуатировал идею смешения городских и сельскохозяйственных пространств. Город Ллойда Райта был рассчитан на проживание 10 000 человек и использовал только те ресурсы, которые производил сам. Broadacre так и не был построен, но использовал перспективные принципы местного производства продуктов питания и по сей день является источником вдохновения для архитекторов.

    Нацистская утопия Шпеера

    Архитектор Альберт Шпеер был одним из ближайших друзей Адольфа Гитлера и как «первый архитектор Третьего рейха» занимался разработкой реконструкции Берлина в весьма футуристическом ключе. Столица Германии должна была стать огромным мегаполисом с массой небоскребов, огромных проспектов и исполинских стадионов. Поражение нацистов в 1945 поставило крест на начинаниях Шпеера.

    Видение Бакминстера Фуллера о плавающем городе

    Бакминстер Фуллер, изобретатель и архитектор, разработал ряд футуристических проектов городов на протяжении всей своей карьеры. Самым заметным из них была концепция города, который бы располагался на гигантских плавучих платформах в океане.

    Успех Сьюарда

    В 1968 году была обнаружена нефть в заливе Прадхо в Аляске. Это вызвало настоящий строительный взрыв в северном штате. «Успех Сьюарда» — рабочее название города, закрытого куполом, который предполагалось построить возле месторождения. Проект города включал в себя офисные помещения, торговые площадки, жилые районы, спортивные сооружения, а также систему монорельсовых дорог для передвижения жителей.

Томаса Мора - «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516 г.), в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage , 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian).

Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории европейской литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство» (он же впервые использует слово Утопия в значении «место, которого нет» в трактате «Государство» (427-347 гг. до н. э.)).

Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически всех народов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Что такое утопия

Субтитры

История

Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона , в котором он описывает идеальное государство, построенное по образу и подобию Спарты , с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.

Широко распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.

Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности - исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.

Согласно определению Д. В. Панченко, «литературная утопия есть прежде всего картина наилучшей жизни». Фундаментальными жанровыми особенностями утопии Панченко считает счастье обитателей описанного в ней общества и то, что она описывает жизнь вымышленную, даже если не локализует её в «месте, которого нет». При этом далеко не все детали описанной в утопии жизни могут способствовать счастью, а некоторые даже прямо ему противоречат. С точки зрения исследователя, этот парадокс по крайней мере в большинстве случаев объясняется тем, что автор утопии конструирует её с позиций творца, а нередко и правителя (яркий пример - Кампанелла , всерьез рассчитывавший на реализацию своих построений). Отсюда любовь к геометрически правильным формам, максимальная стандартизация, централизация управления, указания на мельчайшие детали при замалчивании некоторых важнейших вопросов вроде механизма смены правителя и т. п. Панченко также упоминает о таких классификациях утопий, как: утопии Золотого века и социальные; описательные и созидательные; утопии «бегства» и «перестройки» . Также к утопиям относят идеи о построении коммунизма и, как конечная цель,- отсутствие денег и тюрем для заключенных.

Согласно мнению советских идеологов об утопии, выраженном Константином Мзареуловым в книге «Фантастика. Общий курс», описанном как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором» . Что примечательно, согласно такой классификации практически все произведения киберпанка оказываются… утопиями.

Утопии играют огромную роль в истории. Их не следует отожествлять с утопическими романами. Утопии могут быть движущей силой и могут оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления. Большевизм считали утопией, но он оказался реальнее, чем капиталистическая и либеральная демократия. Обыкновенно утопией называют неосуществимое. Это ошибочно. Утопии могут осуществляться и даже в большинстве случаев осуществлялись. Об утопиях судили по изображению совершенного строя Томасом Мором, Кампанеллой, Кабэ и др., по фантазиям Фурье. Но утопии глубоко присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них. Человек, раненый злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни. Прудон, с одной стороны, Маркс, с другой стороны, должны быть признаны в той же мере утопистами, как Сен-Симон и Фурье. Утопистом был и Ж.-Ж.Руссо. Утопии всегда осуществлялись в извращённом виде. Большевики - утописты, они одержимы идеей совершенного гармонического строя. Но они также реалисты, и в качестве реалистов они в извращённой форме осуществляют свою утопию. Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения. Но от искажённой утопии всегда остаётся и что-нибудь положительное Бердяев, Николай Александрович ЦАРСТВО ДУХА И ЦАРСТВО КЕСАРЯ, Гносеологическое введение. БОРЬБА ЗА ИСТИНУ. Сочинения

Характерные черты утопий

  1. Общество, которое они изображают, застыло в неподвижности; ни один утопист не изображает изобретённый им мир во временном протяжении.
  2. Все утопии предполагают полное единомыслие, в них присутствует упрощенный взгляд на человека, нет индивидуализации характеров, схематизм в их изображении.
  3. В утопиях нет каких-либо внутренних конфликтов. Сюжет утопии предполагает описание мира, его законов, взаимоотношение людей, основанных на разумных принципах и поэтому не располагающих к конфликту.
  4. Все процессы, происходящие в обществах, протекают по заранее установленному образцу.
  5. Эти совершенные общества полностью отгорожены от внешнего мира. Пространство в утопии замкнуто, изолировано.
  6. Утопиям свойственно изображать свой мир, ориентируясь на некий идеал, оторванный от реальности.
  7. В утопиях нет сатиры, так как там идет утверждение идеала и противопоставление этого идеала реально существующей действительности.

Критика жанра

Создатель одной из наиболее известных антиутопий Джордж Оруэлл считал, что все без исключения написанные утопии непривлекательны и весьма безжизненны. Согласно Оруэллу, все утопии похожи тем, «что они постулируют совершенство, но не в состоянии достичь счастья». В своем эссе «Почему социалисты не верят в счастье» Оруэлл соглашается с мыслью философа Н. Бердяева, который заявил, что «так как создание утопии стало людям по силам, перед обществом встала серьёзная проблема: как утопии избежать» . Это цитата из работы Бердяева «Демократия, социализм и теократия» в более расширенном варианте стала эпиграфом к роману Хаксли «О, дивный, новый мир» : «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления […] Утопии осуществимы. […] Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее „совершенному“ и более свободному обществу.»

См. также

Примечания

Литература

  • Святловский В. В. Каталог утопий. М.- Пг., 1923. С. 5.
  • Фрейденберг О. М. Утопия // Вопросы философии, 1990, № 5, с. 141-167
  • Маннхейм К. Идеология и утопия // Маннхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С. 7-276.
  • Утопия и утопическое мышление : Антология зарубежной литературы / Сост. В. Чаликова . - М.: Прогресс, 1991. - 405 с.
  • Чернышов Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в древнем Риме : В 2 ч. Изд. 2-е, испр. и доп. - Новосибирск, изд-во Новосибирского университета, 1994. 176 с.
  • Русские утопии / Сост. В. Е. Багно. СПб.: Terra Fantastica, 1995. - 351 с.
  • Аинса Ф. Реконструкция утопии: Эссе / Пред. Федерико Майора; Пер. с франц. Е. Гречаной, И. Стаф; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. - М.: Наследие - Editions UNESCO, 1999. - 206 с -