Священный синод при николае 2. Учреждение Синода в России (кратко)

1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.

2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.

3. Священный Синод состоит из председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.

4. Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.

5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.

6. Синодальный год распределяется на две сессии: летнюю (март-август) и зимнюю (сентябрь-февраль).

7. Епархиальные архиереи, руководители синодальных учреждений и ректоры духовных академий могут присутствовать в Священном Синоде с правом совещательного голоса при рассмотрении дел, касающихся управляемых ими епархий, учреждений, академий или несения ими общецерковного послушания.

8. Участие постоянных и временных членов Священного Синода в его заседаниях является их канонической обязанностью. Отсутствующие без уважительных причин члены Синода подлежат братскому вразумлению.

9. В исключительных случаях кворум Священного Синода составляют 2/3 его членов.

10. Заседания Священного Синода созываются Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем). В случае кончины Патриарха не позднее, чем на третий день, Патриарший Наместник — митрополит Крутицкий и Коломенский — созывает заседание Священного Синода для избрания Местоблюстителя.

11. Как правило, заседания Священного Синода являются закрытыми. Члены Священного Синода рассаживаются по протоколу, принятому в Русской Православной Церкви.

12. Священный Синод работает на основании повестки дня, представляемой председателем и одобряемой Священным Синодом в начале первого заседания. Вопросы, требующие предварительного изучения, председатель заблаговременно направляет членам Священного Синода. Члены Священного Синода могут вносить предложения по повестке дня и поднимать вопросы с предварительным уведомлением о том председателя.

13. Председатель руководит заседаниями в соответствии с принятым регламентом.

14. В случае, если Патриарх Московский и всея Руси по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Священном Синоде, обязанности председателя исполняет старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Священного Синода. Временный председатель Священного Синода не является каноническим Местоблюстителем.

15. Секретарем Священного Синода является управляющий делами Московской Патриархии. Секретарь ответственен за подготовку необходимых для Священного Синода материалов и составление журналов заседаний.

16. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя.

17. Никто из присутствующих в Священном Синоде не может воздерживаться от участия в голосовании.

18. Каждый из членов Священного Синода в случае несогласия с принятым решением может подать отдельное мнение, которое должен заявить на том же заседании с изложением своих оснований и представить в письменной форме не позднее трех дней со дня заседания. Отдельные мнения прилагаются к делу, не останавливая его решение.

19. Предложенные в повестке дня дела председатель не в праве своею властью снимать с обсуждения, препятствовать их решению или приостанавливать претворение таковых решений в жизнь.

20. В тех случаях, когда Патриарх Московский и всея Руси признает, что принятое решение не принесет пользы и блага Церкви, он заявляет протест. Протест должен быть сделан на том же заседании и затем изложен в письменном виде в семидневный срок. По истечении этого срока дело вновь рассматривается Священным Синодом. Если Патриарх Московский и всея Руси не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение Архиерейского Собора. Если отложить дело невозможно и решение должно быть принято незамедлительно, Патриарх Московский и всея Руси действует по своему усмотрению. Принятое таким образом решение выносится на рассмотрение чрезвычайного Архиерейского Собора, от которого и зависит окончательное разрешение вопроса.

21. Когда в Священном Синоде рассматривается дело по жалобе на членов Священного Синода, заинтересованное лицо может присутствовать на заседании и давать объяснения, но при решении дела обвиняемый член Священного Синода обязан оставить зал заседаний. При рассмотрении жалобы на председателя он передает председательствование старейшему по архиерейской хиротонии иерарху из числа постоянных членов Священного Синода.

22. Все журналы и определения Священного Синода подписываются сначала председателем, затем всеми присутствующими на заседании членами, хотя бы некоторые из них были и не согласны с принятым решением и подали о том отдельное мнение.

23. Определения Священного Синода входят в силу после их подписания и не подлежат пересмотру, исключая случаи, когда представляются новые данные, меняющие существо дела.

24. Председатель Священного Синода осуществляет высшее наблюдение за точным исполнением принятых постановлений.

25. В обязанности Священного Синода входит:

а) попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия;

б) служение внутреннему единству Русской Православной Церкви;

в) поддержание единства с другими Православными Церквами;

г) организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения;

д) толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением;

е) регулирование богослужебных вопросов;

ж) издание дисциплинарных постановлений, касающихся клира, монашествующих и церковных работников;

з) оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений;

и) поддержание межконфессиональных и межрелигиозных связей, как на канонической территории Московского Патриархата, так и за его пределами;

к) координация действий всей полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости;

л) выражение пастырской озабоченности общественными проблемами;

м) обращение со специальными посланиями ко всем чадам Русской Православной Церкви;

н) поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством;

о) одобрение уставов Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов;

п) принятие гражданских уставов Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений, а также внесение в них изменений и дополнений;

р) рассмотрение журналов Синодов Экзархатов, Митрополичьих округов;

с) решение вопросов, связанных с учреждением или упразднением подотчетных Священному Синоду канонических подразделений Русской Православной Церкви с последующим утверждением на Архиерейском Соборе;

т) установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви;

у) утверждение постановлений высшего общецерковного суда в случаях, предусмотренных Положением о церковном суде;

ф) канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора.

26. Священный Синод:

а) избирает, назначает, в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой;

б) вызывает архиереев для присутствия в Священном Синоде;

в) в случае необходимости, по представлению Патриарха Московского и всея Руси, рассматривает отчеты архиереев о состоянии епархий и выносит по ним постановления;

г) инспектирует через своих членов деятельность архиереев всякий раз, когда сочтет это нужным;

д) определяет содержание архиереев.

27. Священный Синод назначает:

а) руководителей синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей;

б) ректоров духовных академий и семинарий, игуменов (игумений) и наместников монастырей;

в) архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания в дальнем зарубежье;

г) по представлению Патриарха Московского и всея Руси членов Высшего Церковного Совета из числа руководителей синодальных или иных общецерковных учреждений, подразделений Московской Патриархии;

д) по представлению Патриарха Московского и всея Руси членов Межсоборного Присутствия.

е) Священный Синод утверждает епархиальных архиереев в должности священноархимандритов особо значимых монастырей, по их представлению.

28. Священный Синод может создавать комиссии или иные рабочие органы для попечения:

а) о решении важных богословских проблем, относящихся к внутренней и внешней деятельности Церкви;

б) о хранении текста Священного Писания, о его переводах и издании;

в) о хранении текста богослужебных книг, о его исправлении, редактировании и публикации;

г) о канонизации святых;

д) о публикации сборников святых канонов, учебников и учебных пособий для духовных учебных заведений, богословской литературы, официальной периодики и иной потребной литературы;

е) о повышении богословской, духовной и нравственной подготовки клира и о деятельности духовных учебных заведений;

ж) о миссии, катехизации и религиозном образовании;

з) о состоянии духовного просвещения;

и) о делах монастырей и монашествующих;

к) о делах милосердия и благотворительности;

л) о должном состоянии церковного зодчества, иконописи, пения и прикладных искусств;

м) о церковных памятниках и древностях, находящихся в ведении Русской Православной Церкви;

н) об изготовлении церковной утвари, свечей, облачений и всего необходимого для поддержания богослужебной традиции, благолепия и благочиния в храмах;

о) о пенсионном обеспечении духовенства и церковных работников;

п) о решении экономических проблем.

29. Осуществляя руководство синодальными учреждениями, Священный Синод:

а) утверждает положения (уставы) об их деятельности;

б) утверждает годовые планы работы синодальных учреждений и принимает их отчеты;

в) выносит постановления по наиболее важным аспектам текущей работы синодальных учреждений;

г) в случае необходимости осуществляет ревизию таковых учреждений.

30. Священный Синод одобряет общецерковный план расходов, в случае необходимости рассматривает сметы синодальных учреждений, духовных учебных заведений, а также соответствующие финансовые отчеты.

31. В заботе о епархиях, монастырях и духовных учебных заведениях Священный Синод:

а) образует и упраздняет Экзархаты, Митрополичьи округа, митрополии и епархии, определяет (изменяет) их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором;

б) принимает типовые положения о епархиальных учреждениях;

в) одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью;

г) учреждает ставропигии;

д) по представлению Учебного комитета утверждает типовые уставы и типовые учебные планы духовных учебных заведений, а также типовые программы духовных семинарий;

е) следит, чтобы действия всех органов церковной власти в епархиях, благочиниях и приходах соответствовали законным постановлениям;

ж) в случае необходимости проводит ревизии.

32. Священный Синод выносит заключения по спорным вопросам, возникающим в связи с толкованием настоящего Устава.

§ 4. Святейший Синод: его организация и деятельность при Петре I

а) Духовная коллегия, переименованная вскоре после своего возникновения в Святейший Синод, начала свою деятельность немедленно после своего торжественного открытия.

Согласно царскому манифесту от 25 января 1721 г., Святейший Синод состоял из одиннадцати членов, между тем как «Духовный регламент» предусматривал двенадцать. Петр I настаивал на строгом соблюдении принципа коллегиальности. «Самое имя президент, - говорится в «Духовном регламенте», - не гордое есть, не ино бо что значит, только председателя». Таким образом, президент должен был быть primus inter pares - первым среди равных . Первым и, как потом оказалось, единственным обладателем этого звания стал по распоряжению Петра бывший местоблюститель патриаршего престола Рязанский митрополит Стефан Яворский, с которым царь в последние годы часто расходился во мнениях. Возможно, Петр считал нецелесообразным игнорировать Яворского в видах преемственности в церковном управлении, надеясь в то же время, что влияние Стефана будет нейтрализовано в силу коллегиальности самого органа. Соперником Яворского в Синоде был Феофан Прокопович. Несмотря на протест своего президента, Синод постановил отменить поминовение православных патриархов во время богослужения. 22 мая 1721 г. появилась брошюра Феофана под заглавием «О возношении имени патриаршего», а уже в начале июня президент представил Сенату докладную записку: «Апология, или словестная оборона, о возношении в молитвах церковных святых православных патриархов» . Конфликт закончился тем, что Сенат отклонил меморандум Стефана, сделав ему письменный выговор, «дабы он таких, яко зело вредных и возмутительных, вопросо–ответов отнюдь никому не сообщал и в объявление не употреблял» . Еще обиднее было для митрополита то, что по приказу царя его подвергли в Сенате допросу по делу монаха Варлаама Левина. Варлаам был арестован тайной государственной полицией, так называемым Преображенским приказом, по обвинению в бунтовщических и угрожавших государственному порядку речах против государя и при допросе показал, что сносился со Стефаном Яворским. Митрополит отрицал перед Сенатом всякую связь с монахом, который был вынужден сознаться, что солгал. За «политические» и «богохульные» речи Варлаам был осужден и после расстрижения сожжен в Москве 22 августа 1722 г. Вскоре после того, 22 ноября, скончался и митрополит. Он был похоронен в рязанском кафедральном соборе 27 декабря 1722 г.

Преемника ему царь не назначил. По указу царя Феофан Прокопович стал вторым, а Новгородский архиепископ Феодосий Яновский - первым вице–президентом Святейшего Синода. Петр узнал и сумел оценить Феодосия Яновского еще до своей встречи с Феофаном. Феодосий родился в 1674 или 1675 г. в шляхтской семье на Смоленщине. В конце столетия он принял постриг в московском Симоновом монастыре и после некоторых заминок в самом начале его монашеской карьеры заслужил расположение и покровительство со стороны архимандрита Троице–Сергиевской лавры Иова. Когда в 1699 г. Иов был поставлен митрополитом в Новгород, он взял с собою и своего подопечного, здесь в 1701 г. он произвел Феодосия в игумены, а в 1704 г. назначил его архимандритом Хутынского монастыря. Яновский не проявил себя как писатель, не был он заметен и как проповедник, зато выказал недюжинные способности как администратор. Петр I, который искал таланты и поддерживал их везде, где только ни находил, оценил Яновского и повелел назначить его духовным судьей Петербурга, Ямбурга, Нарвы, Копорья и Шлиссельбурга. Облеченный правами епархиального архиерея, Яновский проявил большую активность в строительстве храмов и надзоре за духовенством. Он принимал также живейшее участие в создании Александро–Невского монастыря, а в 1712 г. стал его архимандритом, получив особые привилегии. В нем появились надменность и заносчивость - даже по отношению к своему покровителю митрополиту Иову. Яновский не без успеха включился в церковно–политические интриги. 31 января 1716 г. он стал преемником скончавшегося в 1716 г. митрополита Иова .

К членам Святейшего Синода принадлежали также четыре советника, число их в 1722 г. возросло до пяти после введения в состав Синода архимандрита Феофилакта Лопатинского, ректора Московской Академии и сторонника Стефана Яворского. В 1723 г. Лопатинский, сохранив свое место в Синоде, стал епископом Тверским . В Синод наряду с советниками входили также асессоры, назначавшиеся из среды белого духовенства . К привилегиям архиереев - членов Синода относилось право ношения митры с крестом, архимандриты имели право носить наперсный крест .[

]Царский указ от 28 января 1721 г. предусматривал для президента Синода содержание в размере 3000 руб., для вице–президентов - по 2500 руб. и для асессоров - по 600 руб. Кроме того, епископам разрешалось получать дополнительные доходы от своих епархий, а архимандритам - из своих монастырей. Выплата жалованья происходила нерегулярно, так как не были точно определены его источники, к тому же в 1723 г. царь приостановил выплату жалованья вплоть до погашения налоговых недоимок с земель, находившихся в ведении Синода. Лишь в 1724 г. Петр указом распорядился отчислять жалованье от доходов с этих земель. Размеры окладов, кстати говоря, поистине царские .

Сперва Синод был озабочен протокольными вопросами. Епископы - члены Синода могли иметь целую свиту из своих епархий. Архимандритам, согласно предписанию, позволялось держать при себе только келейника из монахов, повара, прислужника, кучера с тремя лошадьми, а летом - четырехвесельный ялик с пятью матросами и жить в собственном доме. При богослужениях духовенство - члены Синода пользовалось облачениями прежних патриархов. Патриарший трон, находившийся в Успенском соборе, был оттуда удален. По установленному Синодом распорядку на понедельники, среды и пятницы приходилось Присутствие с участием всех членов Синода, включая советников и асессоров. Однако кворум имелся не всегда. Этот распорядок сохранялся вплоть до конца синодального периода . Синод имел при себе канцелярию и большое число административных органов .

б) Московский патриарх осуществлял управление Церковью в полном смысле слова, т. е. обладал законодательной, исполнительной и судебной властью. Манифестом от 25 января 1721 г. и «Духовным регламентом» все три власти передавались Святейшему Синоду. Первой задачей Синода было довести этот свой статус до сведения епархиальных архиереев. Когда последние вместо отчетов стали подавать ему только справки, Синод писал епископам: «Духовная коллегия имеет честь, славу, власть патриаршескую, или едва и не б?льшую, понеже Собор» .

Законодательная власть Синода описана в манифесте следующим образом: «Должна же есть коллегия сия и новыми впредь правилами дополнять «Регламент» свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи. Однако ж делать сие должна Коллегия духовная не без Нашего соизволения». Эти ограничения дополнены указом от 19 ноября 1721 г.: «А буде во отлучении Нашем такое (срочное. - Ред.) дело случится, а обождать до прибытия Нашего будет невозможно, то Синоду согласиться с Сенатом и подписать и потом публиковать» . В этом установлении заключался зародыш той зависимости Святейшего Синода от Сената, к которой постепенно пришло дело на практике. В инструкции царя обер–прокурору последнему дается только право надзора: «Он должен накрепко смотреть, дабы Синод в своем звании праведно и нелицемерно поступал», и в противном случае «докладывать тотчас же» царю (пункт 2) .

Первым значительным документом синодального законодательства стало «Прибавление» к «Духовному регламенту» от апреля 1722 г., опубликованное Синодом без санкции императора. За это Синод получил выговор от царя, тираж был конфискован, а «Прибавление» отредактировано Петром и затем опубликовано вместе с «Духовным регламентом» 14 июля 1722 г.

Из указов Святейшего Синода, приравненных к закону, мы можем упомянуть лишь о самых важных. Уже в 1721 г. Синод запретил пострижение монахинь без своего разрешения, издал предписание о крещении детей от смешанных браков только по православному обряду и правила по поновлению икон . В результате совместной конференции Сената и Синода Святейшим Синодом 16 июля 1722 г. был издан указ, состоявший из следующих пунктов: 1) приходские священники обязывались вести списки прихожан и поименно отмечать приходящих к причастию, равно как и уклоняющихся от исповеди; 2) последние подлежали наказанию; 3) священники должны были контролировать присутствие прихожан в церкви по праздничным дням; 4) старообрядцам запрещалось совершение святых таинств и распространение своего учения; 5) распоряжения относительно крещения детей старообрядцев и их венчания по православному обряду .

Верховная власть Синода также опиралась на манифест от 25 января, где сказано: «Духовное соборное правительство имеет всякия духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять». Детали оговаривались во второй части «Духовного регламента». Святейшему Синоду предоставлялось право осуществлять управление непосредственно или через епархиальных архиереев. Он имел полномолчия открывать новые кафедры, выдвигать кандидатов на их замещение и подавать свои предложения на утверждение государя . Епископы были подчинены Святейшему Синоду: «Да весть же всяк епископ, каковый он ни есть степени, простой ли епископ, или архиепископ, или митрополит, что он Духовному коллегиум яко верховной власти подчинен есть, указов онаго слушать, суду подлежать и определением его довольствоваться должен» («Дела епископов», пункт 13). Святейший Синод назначал настоятелей и настоятельниц монастырей, лишал священства и монашества, поставлял в архимандриты, протоиереи или игумены и производил награждения; он давал санкцию на строительство церквей и их починку, а также на основание монастырей; он назначал иеромонахов в армию и на флот ; он следит за управлением епархий, собирал отчеты с епископов и выносил решение в сомнительных случаях .

Святейший Синод имел право и был обязан блюсти чистоту веры и нравственность, искоренять суеверия, бороться с ересями и расколом, поверять мощи и жития святых, заботиться о правильности иконописания, составлять богослужебные тексты, устанавливать новые богослужения, а также исправлять и издавать богослужебные книги. Во исполнение последнего предписания Святейший Синод выпустил в первые годы своей деятельности ряд богослужебных книг, наставления против раскола и несколько катехизических изданий. Наконец, «Регламент» поручал Святейшему Синоду духовную цензуру, которая тем самым становилась постоянным учреждением .

Судебная власть Святейшего Синода также основывалась все на том же манифесте; детали ее освещены во 2–й и 3–й частях «Регламента». Наряду с Присутствием Святейшего Синода органами судопроизводства были Контора судных дел, Московская синодальная канцелярия и трибунал. Контора судных дел и Присутствие являлись в то же время и высшей апелляционной инстанцией. Члены Синода подлежали суду только Присутствия. Юрисдикция Синода распространялась и на мирян, если они привлекались к суду по духовным делам. Наказуемы были в первую очередь еретики и раскольники. Самыми суровыми наказаниями, согласно «Регламенту», было отлучение от Церкви и предание анафеме. За менее серьезные проступки полагались церковные епитимии. Право отлучения от Церкви «Духовный регламент» признавал и за епархиальными архиереями, рекомендуя им, впрочем, действовать «терпеливо и рассудительно во употреблении власти своей осязательной» (часть 3, пункт 16). Отлучению от Церкви могли подвергаться как отдельные лица, так и целые приходы, церкви которых в этом случае опечатывались, а совершение святых таинств и даже треб прекращалось. В «Регламенте» приводятся примеры преступлений, карающихся отлучением: постоянное непосещение богослужений и клевета. Анафематствование оставалось прерогативой Синода, ему подвергались: 1) хулящие имя Божие, Священное Писание или Церковь со злобою и насмешкой; 2) открыто и высокомерно пренебрегающие заповедями Господними и церковными властями; 3) длительное время уклоняющиеся от исповеди. В качестве церковного наказания за последнее мог взиматься также денежный штраф, в случае неуплаты которого могло последовать телесное наказание или даже каторжные работы, как то видно из указов Синода . Объем юрисдикции Святейшего Синода в сравнении с судебной властью патриарха был ограничен тем, что такие преступления против нравственности, как разврат, изнасилование, кровосмешение, брак против воли родителей, относились теперь к компетенции гражданского суда . Все брачное право и бракоразводные дела оставались в ведении духовного суда, пока по указу Петра от 12 апреля 1722 г. дела, касающиеся внебрачных детей и детей от незаконных браков, не были переданы светским судам . Дела о наследствах отошли в сферу гражданского судопроизводства еще до основания Святейшего Синода. Но тяжбы по поводу завещаний «благородных персон», согласно «Регламенту», Юстиц–коллегия рассматривала совместно со Святейшим Синодом .

Под юрисдикцию Святейшего Синода подпадали также некоторые вопросы гражданского права. В 1701 г. восстановленному Монастырскому приказу были переданы права суда по гражданским делам в отношении всех лиц, принадлежавших к аппарату церковного управления и церковным учреждениям. Но в том же году было постановлено, что рассмотрение жалоб против духовенства подлежит ведению Духовного приказа местоблюстителя и только иски к светским лицам, состоявшим на службе в церковных учреждениях, а также дела церковных и монастырских крестьян остаются в компетенции Монастырского приказа. Иски названных лиц и духовенства против служащих гражданских учреждений находились в ведении этих учреждений. После основания Святейшего Синода последний передал гражданские иски к духовенству на территориях, подведомственных Синоду, Духовному приказу, а на территориях епархий - епархиальным архиереям, тогда как дела против мирян, находивщихся на службе у Церкви, и против монастырских крестьян продолжали рассматриваться Монастырским приказом . Преступления духовенства подлежали суду Синода, за исключением тяжких государственных преступлений, а также разбоев и убийств .

в) Петр I приказал, чтобы Сенат и Синод обладали «равным достоинством» . Несмотря на это, Сенат продолжал свою применявшуюся уже по отношению к местоблюстителю патриаршего престола практику вмешательства в духовные дела. В первом же отчете царю Синод испрашивал инструкций на предмет общения его с Сенатом и коллегиями, указывая на то, что патриарх ниоткуда никаких указов не получал. «Духовная коллегия имеет честь, славу и власть патриаршескую, или едва и не б?льшую, понеже Собор». Петр решил, что для общения с Сенатом следует употреблять уведомления за подписями всех членов Синода, а для общения с коллегиями - обычно употреблявшуюся Сенатом форму за подписью одного из секретарей. Считая себя равноправным с Сенатом, Святейший Синод протестовал против «приказов» со стороны Сената и претендовал на предоставление своим секретарям тех же служебных рангов, какие имели сенатские секретари . Уже «Духовный регламент» рекомендовал Святейшему Синоду в отдельных вопросах согласовывать свои решения с Сенатом. Указ Сенату от 6 сентября 1721 г. предписывал совместные заседания обеих инстанций на паритетных началах. В 1721–1724 гг. действительно имели место такие заседания, на которых обсуждались не только вопросы, находившиеся на границе компетенций обоих ведомств (например, попечение о внебрачных детях и инвалидах, финансирование школ, оклад обер–прокурора), но и вопросы чисто церковного характера - сметы расходов на содержание приходского духовенства, раскол, иконописание и т. п. Иногда Святейший Синод прибегал к такого рода заседаниям с облегчением, так как они освобождали его от части ответственности, когда речь шла, например, о сомнительных новшествах вроде требования к священникам доносить о признаниях в преступлении, сделанных на исповеди. В целом же Святейший Синод старался защищать свои права от посягательств Сената .

г) 11 мая 1722 г. Петр издал указ, веля «в Синод выбрать из офицеров добраго человека, кто б имел смелость и мог управление синодскаго дела знать, и быть ему обер–прокурором, и дать ему инструкцию, применяясь к инструкции генерал–прокурора (Сената. - И. С.)» . Составленная Сенатом инструкция слово в слово повторяет инструкцию генерал–прокурору. В ней сказано: «Обер–прокурор повинен сидеть в Синоде и смотреть накрепко, дабы Синод свою должность хранил и во всех делах, которыя к синодскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина ко отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой журнал; также накрепко смотреть, чтоб в Синоде не на столе только дела вершились, но самим действом по указам исполнялись… Также должен накрепко смотреть, дабы Синод в своем звании праведно и нелицемерно поступал. А ежели что увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Синоду явно с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили. А ежели не послушают, то должен в тот час протестовать, и оное дело остановить, и немедленно донесть Нам (царю. - И. С.), если весьма нужное; а о прочих - в бытность Нашу в Синоде, или помесячно, или понедельно, как указ иметь будет» . В инструкции обер–прокурор именуется «оком» государевым и «стряпчим о делах государственных». Ему передается управление канцелярией Священного Синода со всеми ее служащими. Это полномочие, имевшее столь обширные последствия для истории синодального управления, включало обер–прокурора непосредственно в делопроизводство Синода. Наблюдатель становился участником работы, да к тому же занимающим ключевую позицию в секретариате. Тем самым Петр создал главную предпосылку для будущего возвышения обер–прокуроров и окончательного подчинения синодального управления их воле в XIX в.

О деятельности первого обер–прокурора полковника И. В. Болтина (1721–1725) неизвестно ничего, кроме его прошений о назначении жалованья, которые Синод тщетно пытался переадресовать в Сенат, а также сметы Синода на финансирование канцелярии, о работе которой при Болтине нет никаких сведений .

д) В 1702 г. вышел указ Петра I, в котором христианам неправославных вероисповеданий разрешалось строить храмы и свободно исполнять свои религиозные обряды. В то время в русскую государственную службу вступало множество иностранцев, занявших руководящие посты как в столице, так и в провинции. Среди православного населения возникали лютеранские и католические общины. В системе петровской администрации никакого иного духовного ведомства, кроме Святейшего Синода, не было, по этой причине попечение о названных общинах пришлось автоматически взять на себя новообразованному Святейшему Синоду в качестве своей новой задачи. Особого указа на этот счет со стороны царя не поступало, а в «Духовном регламенте» говорилось только об управлении православной Церковью. Синод нашел, однако, правовую основу в царском манифесте от 25 января 1721 г.: «И повелеваем всем верным подданным нашим, всякаго чина, духовным и мирским, имети сие (Синод. - И. С.) за важное и сильное правительство, и у него крайния дел духовных управы, решения и вершения просить». Петр не придавал большого значения различиям вероисповеданий и смотрел на Церковь с точки зрения ее пользы для нравственного воспитания народа в интересах государства, а потому полагал, что эти слова, согласно которым все его подданные должны рассматривать Святейший Синод в качестве высшей духовной инстанции, следует понимать в их прямом смысле. Такого же мнения придерживались, очевидно, и представители неправославных конфессий, судя по тому, что они обращались со своими петициями в Святейший Синод. Впрочем, Синод ограничивался административными и судебными действиями, не прибегая к мерам законодательным, предвосхищая в этом отношении законодательную деятельность самого государства впоследствии, которая гораздо менее касалась иных исповеданий, чем православной Церкви.

Святейший Синод не образовал для этих целей никакого особого органа, принимая решения на пленарных собраниях или в Конторе судных дел, если вообще не передавал дела на усмотрение гражданских властей . Дела эти касались лютеран, католиков, армяно–григориан, а из нехристиан - иудеев. Сначала Синод сделал попытку собрать данные о количестве инославных церквей и численности духовенства . Лютеранским общинам было дано право самоуправления и выбора священнослужителей, а из их числа - церковного начальства, которое Святейший Синод только утверждал. Этому духовному начальству (препозитам) предписывалось в городах и волостях печься о пасторах лютеранской веры и улучшать все необходимое, согласно распоряжениям Святейшего Синода и Конторы судных дел. Препозиты должны были клятвенно подтвердить свою верность царю и лояльность по отношению к империи, следить за приведением к присяге пасторов и представлять соответствующие документы за своей подписью в Святейший Синод. Право же утверждения пасторов в их должности и их увольнения Синод оставил за собой . Синод удалил капуцинов, отправлявших богослужения в Петербурге без его разрешения, и назначил в католические приходы Петербурга, Кронштадта, Риги и Ревеля священников–францисканцев. Впрочем, благодаря ходатайству французского посланника капуцины смогли вскоре вернуться . Святейший Синод санкционировал открытие новых храмов, распорядился закрыть открытые без его разрешения и позволил основывать школы для неправославных исповеданий . Одного лютеранского пастора, обвенчавшего по небрежению уже замужнюю женщину, Синод предал суду соответствующего епархиального архиерея . Иудеям Смоленской губернии он запретил торговать по воскресным и праздничным дням и проживать там, где имелось русское население; он велел сжечь их книги и разрушить иудейскую школу, которая была выстроена вблизи православной церкви .

Как в других областях государственного управления, Петр I и в церковных делах довольствовался прежде всего учреждением нового высшего органа - Святейшего Синода в надежде, что обстоятельства будут постепенно развиваться в духе его инструкций, в данном случае - «Духовного регламента». Во время царствования Петра Святейший Синод оставался на начальной ступени своего развития. При преемниках Петра произошли изменения, обусловленные интересами государственной власти.

Из книги Том 2. Аскетические опыты. Часть II автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Представление в Святейший Синод от 4 мая 1859, № 38 (О благоустройстве Семинарии) 1. Необходимо Семинарии располагать в отдаленных частях города, чтоб воспитанники Семинарии имели как можно меньше общения с воспитанниками светских училищ, чтоб они были удалены от

Из книги История Русской Церкви. 1700–1917 гг. автора Смолич Игорь Корнильевич

Отношение в Святейший Синод от 22 июня 1859, № 59 (О протоиерее Крастилевском) Вверенной управлению моему Кавказской епархии протоиерей Константин Крастилевский, уволенный вследствие моего представления от звания члена Кавказской Духовной Консистории, Указом

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

Рапорт в Святейший Синод от 6 июля 1859, № 64 (О протоиерее Крастилевском) 1. Из резолюции моей за № 1629 явствует, что Крастилевскому предоставлено было с перемещением из Моздока, где он не желал быть, в Георгиевск пользоваться доходами Георгиевского Собора и оставаться

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Рапорт в Святейший Синод от 7 сент. 1859, № 88 (О протоиерее Крастилевском) Так как протоиерей Константин Крастилевский отказался от мест, мною данных ему вне города Ставрополя, а непременно захотел иметь место в Ставрополе и получил одно из указанных им, а получив его,

Из книги Великий обман [Научный взгляд на авторство священных текстов] автора Эрман Барт Д.

Рапорт в Святейший Синод от 27 марта 1861, № 788 (Об объявлении Высочайшего Манифеста) В Святейший Правительствующий Синод Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского Рапорт19 сего марта получен мною при отношении г. Начальника Ставропольской губернии указ

Из книги Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ автора Киценко Надежда

Из рапорта в Святейший Синод от 24 июля 1861, № 1186 При всем старании моем расстроенное долговременными болезнями здоровье мое восстановить минеральными водами, я мог получить в течение проведенных мною здесь трех с половиною лет только некоторое облегчение, но вместе

Из книги Основы истории религий [Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ] автора Гойтимиров Шамиль Ибнумасхудович

§ 6. Святейший Синод: полномочия и организационные изменения в XVIII–XX вв. а) После смерти Петра I органы управления Святейшего Синода со временем были отчасти ликвидированы, отчасти же преобразованы. Эти изменения, вызванные административной необходимостью, были в то же

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

§ 8. Святейший Синод и церковная политика правительства (1725–1817) а) После внезапной кончины Петра I (28 января 1725 г.) наступил период внутренних неурядиц, продолжавшийся несколько десятилетий . «Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда

Из книги История богослужебного пения автора Мартынов Владимир Иванович

§ 9. Святейший Синод и церковная политика правительства (1817–1917) а) Двойное министерство, в котором делами православной Церкви занималось только одно из отделений, просуществовало до 14 мая 1824 г. Все это время деятельность отделения в полной мере определялась религиозной

Истории о Петре У нас есть несколько книг времен раннего христианства, в которых рассказывается о Петре. Их сюжеты практически полностью придуманы неизвестными нам христианскими авторами. В нашей системе определений эти тексты не являются подлогами, поскольку не

Из книги автора

Из книги автора

§ 35. Православие при Петре I Соборное уложение получило продолжение при Петре I (1672–1725). Россия стала империей. Если раньше государство и Церковь шли вместе, то теперь Церковь оказалась в более подчиненном положении.В 1721 году, став императором, Петр I упразднил должность

Из книги автора

ХLVI Апостольская деятельность и мученическая кончина ап. Петра. Соборные послания ап. Петра. Деятельность других апостолов Одновременно с ап. Павлом потерпел мученическую кончину и ап. Петр, который таким образом закончил свою апостольскую деятельность также в столице

В переводе с греческого языка дословно означает "собрание". Его ввел в 1701 году царь Петр, и он просуществовал в своем неизменном виде до революционного 1917 года. Первоначально создание Синода предполагало ввести в его состав 11 членов, а именно, он должен был включать президента, 2 вице-президентов, 4 советников и, кроме того, 4 ассессоров. Сюда также входили настоятели монастырей, архиереи и высшие лица духовенства. Президент Синода назывался первенствующим членом, а остальные лица считались просто присутствующими. До каждый член этой организации получал свое звание пожизненно.

Главенствующий Святейший Синод обладал в русской православной церкви всей властью, а также вел дела по вопросам, возникающим в заграничных православных церквях. Ему подчинялись остальные существующие в то время патриархаты. Известны и такие интересные сведения: члены Правительствующего Синода назначались самим императором, который имел своего представителя, занимающего должность Обер-прокурора. Как оценивают историки, учреждение Синода в Российской империи было важным политическим шагом, поскольку эта организация являлась высшим государственным органом в административной власти церкви.

Памятная дата в истории церковной жизни произошла 25 января 1721, ведь именно тогда был образован Святейший Синод. Как же развивались в то время события? После смерти патриарха Адриана царь Петр не дал своего монаршего разрешения, чтобы созвать, как это было принято ранее, Священный собор и избрать по правилам нового главу православной церкви. Петр сам решил управлять кадровыми, а также административными вопросами церкви. Псковскому епископу он дает важное поручение - составить новый устав, который получил название Духовный Регламент. Именно на этот документ опиралась в дальнейшем в своей работе вся православная церковь страны. Царем проводится откровенная политика полного подчинения церкви своим интересам, о чем свидетельствует история.

Самодержец всея Руси решил восстановить с 1701 г. Монастырский приказ и управление церковными землями передать светскому человеку и боярину И. А. Мусину-Пушкину. Именно он начал вести имущественные дела многочисленных церквей, а также монастырей, все сборы и прибыль от которых направлялась в царскую казну. Петром высказывается мысль о том, что ранее существовавшее патриаршество было вредно для государства, а коллективное управление церковными делами пойдет на пользу всем, при этом Святейший Синод должен полностью подчиниться его власти. Самостоятельно принять данное решение было невозможно, поэтому за признанием своих преобразований обращается в Константинополь и просит признать восточным патриархом Святейший Синод. В 1723 году это было одобрено особой грамотой, что очень четко соответствовало поставленным государем целям.

Создание Синода перестроило на новый лад существовавшую церковную систему, но не по библейской, а по государственной бюрократической иерархии. Церковь с помощью Петра становилась надежным орудием пропаганды и даже сыска. По личному указу царя с 1722 года священников обязали рассказывать тайну исповеди, которую они получили от прихожан, особенно, если это относилось к государственным злодеяниям. Учреждение Синода способствовало переименованию старых наименований приказов и появлению новых: типографской конторы, приказа церковных дел, приказа инквизиторских дел и канцелярии раскольнических дел.

В 20 веке в 1943 году в период Второй мировой войны был избран постоянный Священный Синод. Он находился в Чистом переулке, в доме номер дом 5. было выделено по личному распоряжению И.Сталина. С 2011 года после капитальной реконструкции Синодальная резиденция Патриарха Московского и Всея Руси находится в Свято-Даниловом монастыре.

), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.

  • Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.
  • Священный Синод состоит из Председателя - Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов - епархиальных архиереев.
  • Постоянными членами являются: по кафедре - митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский ; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; по должности - председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.
  • Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.
  • Персональный состав Священного Синода в настоящее время

    Председатель

    • Кирилл (Гундяев) - патриарх Московский и всея Руси

    Постоянные члены

    1. Владимир (Сабодан) - митрополит Киевский и всея Украины
    2. Владимир (Котляров) - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
    3. Филарет (Вахромеев) - митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Белоруссии
    4. Ювеналий (Поярков) - митрополит Крутицкий и Коломенский
    5. Владимир (Кантарян) - митрополит Кишинёвский и всея Молдавии
    6. Варсонофий (Судаков) - митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской Патриархии
    7. Иларион (Алфеев) - митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

    Временные члены

    1. Агафангел (Саввин) - митрополит Одесский и Измаильский
    2. Лев (Церпицкий) - архиепископ Новгородский и Старорусский
    3. Ионафан (Цветков) - архиепископ Абаканский и Кызыльский
    4. Елисей (Ганаба) - архиепископ Сурожский
    5. Маркелл (Михэеску) - епископ Бельцкий и Фэлештский

    Учреждения и комиссии

    Священному Синоду подотчётны следующие Синодальные учреждения:

    • Учебный комитет;
    • Отдел катехизации и религиозного образования;
    • Отдел благотворительности и социального служения;
    • Миссионерский отдел;
    • Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями;
    • Отдел по делам молодежи;
    • Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества;
    • Информационный отдел;
    • Отдел по тюремному служению;
    • Комитет по взаимодействию с казачеством;
    • Финансово-хозяйственное управление;
    • Синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II.

    Также при Синоде существуют Синодальные комиссии, как то:

    • Синодальная Библейско-богословская комиссия;
    • Синодальная комиссия по канонизации святых;
    • Синодальная Богослужебная комиссия;
    • Синодальная комиссия по делам монастырей.

    В синодальный период ( -)

    В таковом качестве был признан Восточными Патриархами и прочими автокефальными Церквами. Члены Святейшего Синода назначались императором ; представителем императора в Святейшем Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода .

    Учреждение и функции

    В ведение Синода были переданы Патриаршие приказы: Духовный, Казённый и Дворцовый, переименованные в синодальные, Монастырский приказ , приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве - духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

    Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме Синодальной канцелярии, московских Синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до .

    Обер-прокурор Синода

    Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода - светский чиновник, назначавшийся Российским Императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде.

    Состав

    Первоначально, по «Духовному регламенту», Святейший Синод состоял из 11-и членов: президента, 2-х вице-президентов, 4-х советников и 4 ассессоров; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.

    Бывший членом Синода в предреволюционные годы протопресвитер Георгий Шавельский , находясь в эмиграции , так оценивал старейших членов Синода того времени и общую обстановку в нём: «Беспримерно убогий по своему составу митрополитет <…> в известном отношении характеризовал состояние нашей иерархии предреволюционного времени. <…> В Синоде царила тяжёлая атмосфера недоверия. Члены Синода боялись друг друга, и не без оснований: каждое слово, открыто сказанное в стенах Синода противниками Распутина, немедленно передавалось в Царское Село .»

    Определением Святейшего Синода от 29 апреля 1917 года за № 2579 из делопроизводства Синода изымался ряд вопросов «на окончательное разрешение в епархиальные управления»: о снятии священного сана и монашества по прошениям, об учреждении новых приходов на местные средства, о расторжении браков по неспособности одного из супругов, о признании браков незаконными и недействительными, о расторжении браков по прелюбодеянию - при согласии обеих сторон, и ряд других, ранее бывших в компетенции Святейшего Синода. В тот же день Синод принял решение о сформировании Предсоборного совета для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном Учредительном собрании»; основной задачей стала подготовка Всероссийского Поместного Собора .

    Примечания

    Литература о Святейшем синоде

    1. Кедров Н. И. Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого . Москва, 1886.
    2. Тихомиров П. В. Каноническое достоинство реформ Петра Великого по церковному управлению . // «Богословскій Вѣстникъ, издаваемый Императорскою Московскою Духовною Академіею ». 1904, № 1 и 2.
    3. Прот. А. М. Иванцов-Платонов. О русском церковном управлении . СПб.,1898.
    4. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Ч. III, гл. 35: Бюрократия в Церкви .
    5. Прот. В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву . СПб., 1914.
    6. Прот. Георгий Флоровский . Пути русского богословия . Париж, 1937.
    7. И.К. Смолич Глава II. Церковь и Государство Из История русской церкви. 1700-1917 гг. (Geschichte der Russische Kirche ). Лейден , 1964, в 8 книгах.
    8. Шавельский Г.И. Русская Церковь пред революцией. М.: Артос-Медиа, 2005 (написана в половине 1930-х), стр. 56-147.
    9. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 . СПб.: Наука, 1998, Т. 1, стр. 134-147.

    См. также

    Ссылки

    • А. Г. Закржевский. Святейший Синод и русские архиереи в первые десятилетия существования «церковного правительства» в России .

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Святейший Синод занимается всеми организационными вопросами Русской православной церкви, включая и взаимодействие с зарубежными и так называемыми иноверными религиозными объединениями любого типа.

    Кроме этого, на нем лежит ответственность за взаимодействие приходов внутри страны, выполнение и соблюдение христианских канон и порядков, принятие наиважнейших организационных и финансовых вопросов.

    Святейший Синод занимается популяризацией православной веры не только среди жителей внутри своей страны, но и за ее пределами, выполняя подобную работу только в пределах государственного законодательства. Пресечение нападок представителей других вероисповеданий и разжигание межнациональной розни на почве религии также лежит на его плечах.

    История создания Святейшего Синода

    Необходимость создания управленческого органа церковной власти была инициирована Петром I еще в 1700 году, после кончины патриарха Адриана. По мнению российского царя, дальнейшее существование православия без должного управления было невозможным, так как не было организовано решение насущных вопросов и церковные дела неминуемо двигались к упадку.

    Первым «представителем» церковной власти был так называемый Монастырский приказ, который был переименован в Духовную в 1718 году и получил свой собственный устав – Духовный регламент. И уже через три года управленческий орган русского христианства был признан Константинопольским патриархом Иеремией III и получил свое теперешнее название – Святейший Синод.

    Все, кто присутствовал в этом высокопоставленном собрании или становился его членом, обязаны были произносить клятву, которая по своей значимости приравнивалась к военной, а нарушение ее строго наказывалось. Чуть позднее Святейший Синод получил более обширные и значимые положения и ведал не только церковными делами, но и дворцовыми, некоторыми полномочиями казначейства и государственной канцелярии, в его ведении находился и царский .

    Святейший Синод современности

    В современной православной христианской церкви Святейший Синод выполняет те же функции, что и России, за исключением выполнения дел государственного значения. В его ведении остаются дипломатические, финансовые и хозяйственные дела патриархата России, он занимается принятием решений по ранжированию руководящих постов, распределению должностей и укреплению международных отношений, но лишь в рамках религии.