Эссе на тему портрет педагога. Эссе на тему “Портрет современного учителя «Учитель – это звучит гордо?…»”. Министерство просвещения республики молдова

Эссе на тему:

«Портрет современного педагога»

Вот уже 23 года я учитель и не просто учитель, а первый учитель. Я с детства твердо знала, что буду учителем и только учителем младших классов. Почему я выбрала эту профессию? Выбор не случаен.

Моя мама посвятила всю свою жизнь этому благородному делу. Мне нравилось смотреть, как она пишет планы, готовится к уроку, как папа помогает ей оформлять стенды, таблицы. А если она брала меня в школу, к себе в класс – это было счастье: наблюдать, как она общается с детьми, с коллегами, видеть, как ее любят и уважают. Мне тоже хотелось быть такой же внимательной к детям.

Дети – особый, необыкновенный мир - непредсказуемый шквал эмоций, чувств, настроений! Души их открыты, они готовы впитывать как хорошее, так и плохое. Чтобы быть учителем, нужно в первую очередь, любить детей, радоваться им и с ними, сочувствовать, сопереживать их невзгодам и радостям. На мой взгляд, профессия учителя всегда разнообразна, она раскрывается каждый день по-новому, открывая все новые и новые краски. Ты стараешься, вести маленького человечка, как в новые знания, так и в жизнь, ты учишь его не только читать, писать, но делишься с ним своим опытом, своими знаниями, умениями, навыками, стараешься научить его быть лучше, добрее.

Учитель – одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны.

Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования: универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.

Современному учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями. Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.

Так каким же он должен быть современный учитель? Педагог должен обладать целым рядом соответствующих качеств, таких как доброта, благородство, жизнерадостность, уравновешенность, толерантность, справедливость, ответственность, правдивость, добросовестность, трудолюбие, аккуратность, любознательность, находчивость, сообразительность, выдержка, организованность, решительность, требовательность к себе, вежливость, тактичность, чуткость, самокритичность.

Самое страшное в профессии учителя – это отсутствие подлинного призвания, равнодушие к детям. А ведь обмануть ребёнка не получится. На равнодушие учителя он ответит равнодушием к его предмету, на фальшь в его словах – своим обманом, на невнимание – неусидчивостью и плохой успеваемостью… Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, уметь находить с ними общий язык, понимать детские проблемы и по мере возможности решать их. Он должен одинаково любить каждого своего ученика, никому не оказывая предпочтения…

Кроме того, каждый учитель должен постоянно заниматься самообразованием: читать специализированную литературу, принимать участие в разных конкурсах. Однако на этом образование учителя не заканчивается – каждые несколько лет он обязан проходить переподготовку в специальных университетах (повышения квалификации), поскольку наука всё время движется вперёд и учитель должен преподавать детям, используя не только старые наработки, но и новейшие методики.

Современный учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения. Грубость, крики, оскорбления в школе недопустимы. Своим примером учитель должен заражать детей, чтобы они перенимали лучшие его качества, слушали грамотную речь, наполненную смыслом. Современный учитель добр и вежлив по отношению к детям и взрослым, сдержан, отзывчив, заботлив, общителен. Не стоит забывать о внешнем виде учителя. Пословица «встречают по одежке, провожают по уму» будет здесь очень кстати. Современно и со вкусом одетый учитель вызывает сначала зрительный интерес у детей, а уже потом становится интересен тем, о чем говорит.

Современный педагог должен уметь выявить все самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей, не просто учить их предмету, а подготовить к вступлению в новую, загадочную, самостоятельную взрослую жизнь.

Будут ли школьные годы запоминающимися или они равнодушно протекут мимо ребёнка – во многом, если не во всём, зависит от учителя.

Современный учитель призван «сеять разумное, доброе, вечное», как и сотни лет назад, так как «от правильного воспитания зависит благосостояние всего народа» (Д. Локк).

Современный учитель - это человек, которому верят, от которого ждут, пусть маленькое, но чудо на каждом уроке, а выходя из класса, дети говорят: «Нам было очень интересно и комфортно с вами. Спасибо за урок!»

Cовременный учитель всегда должен оставаться неуспокоенным, находиться в творческом поиске, вдохновлять учеников на достижение всё новых и новых высот. Ведь именно учителю доверено самое дорогое – дети, будущее страны, будущее всей планеты.

И пусть каждого педагога, который научил детей чему-то, хоть бы и самому малому, они вспоминали всю жизнь с теплотой, любовью и уважением.



ПОРТРЕТ

К этому жанру относятся произведения изо­бразительного искусства, в которых запечат­лен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает ин­дивидуальные, присущие только портретируе­мому (или, как говорят художники, модели) черты.

Само название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту». Однако внешнее сходство не единственный, да и, пожалуй, не главный критерий художест­венного достоинства портрета. В одном из залов Третьяковской галереи экспонируется портрет А. И. Герцена, на­писанный в 1867 г. русским художником Н. Н. Ге. Облик русского революционера, пла­менного борца с самодержавием и крепостни­чеством хорошо известен нам по многим фото­графиям. Художник верно воспроизвел харак­терные внешние черты Герцена.

Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается за­мысел живописца. В лице Герцена, как бы выхваченном из полумрака направленным сно­пом света, отразились его раздумья, непреклон­ная решимость борца за социальную справед­ливость. Ге запечатлел в этом портрете не сию­минутное состояние модели, а духовную ис­торию личности, воплотил опыт всей ее жиз­ни, полной борьбы и тревог. Более того, в об­лике духовно близкого ему человека Ге вос­создал как бы собирательный тип лучших рус­ских людей своего времени. Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека от­ражались его духовные интересы, социальное положение, типические черты той эпохи, в ко­торую он жил.

К тому же автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внеш­них и внутренних особенностей портретируе­мого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий.

Уже в Древнем Египте скульп­торы, не углубляясь во внутренний мир чело­века, создавали довольно точное подобие его внешнего облика. Идеализированные, как бы приобщенные к прекрасному миру богов и ми­фических героев, образы поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в пластике Древней Греции.

Поразительной правдивостью и одновременно жесткой опре­деленностью психологической характеристики отличались древнеримские скульптурные порт­реты. Выдающимся явлением своего рода были живописные портреты ритуально-магического назначения, которые создавались в Египте в I в. до н. э. - IV в. н. э. (по месту находки позднее они стали называться фаюмскими). В эпоху средневековья, когда в европейском искусстве царили отвлеченные религиозно-ми­фологические образы, некоторые мастера со­здавали психологически точные портретные про­изведения. (Такова, например, статуя графи­ни Уты в городском соборе Наумбурга; скульптурные портреты собора св. Вита в Праге и др.) Настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения, когда высшим началом, главной ценностью мироздания была признана героическая, действенная человече­ская личность.

Множество своих современни­ков - поэтов, ученых, властителей - запечат­лел великий итальянский художник Тициан . Интеллектуальной мощью, гордым сознанием внутренней независимости, душевной гармони­ей наделен его автопортрет (1560-е гг., Прадо, Мадрид). Сила и скрытая энергия, серьезность и мужественность подчеркнуты в портрете Шарля де Моретта (ок. 1536, Картинная га­лерея, Дрезден), написанном живописцем X. Хольбейном Младшим. В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный порт­рет в противоположность портрету парадному, официальному, направленному на возвеличи­вание и прославление изображаемых.

Своим «Портретом старушки» (1654, ГМИИ) гениаль­ный голландский портретист Рембрандт вво­дит нас во внутренний мир простого, ничем не знаменитого человека и открывает в нем вели­чайшие богатства доброты и человечности. Ши­рокую гамму различных чувств, темперамен­тов, человеческих индивидуальностей умел передать Рембрандт и в больших групповых портретах, таких, как «Старейшины суконно­го цеха» (или «Синдики», 1662, Рейксмюсеум, Амстердам).

Лучшие черты испанского на­ционального характера - скромную сдержан­ность, чувство собственного достоинства раскрывает в портретах карликов-шутов (1640-е гг., Прадо, Мадрид) другой великий портретист XVII в. - Д. Веласкес.

С начала XVIII в. портретный жанр актив­но развивается в русском искусстве. Слож­ный, неоднозначный образ служивого челове­ка Петровской эпохи обрисован в «Портрете напольного гетмана» (1720-е гг., ГРМ), напи­санном И. Н. Никитиным.

О русском искусстве рубежа двух веков, как и в более ранний период, портрет занимает важное место. Значительность и много­образие произведений, созданных в этом жанре, воочию продемон­стрировала выставка «Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века», организованная в 1975 году в залах Государственного Русского музея. На ней экспонировались произведения более пятиде­сяти художников, из которых добрая половина систематически работала над портретами. Достаточно назвать такие имена, как И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, Ф.А. Малявин, К.А. Сомов, М.В. Нестеров, С.В. Малютин, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Б.Д. Григорьев, А.Е. Яковлев, К.С. Петров-Водкин.

Русское искусство, предреволюционных десятилетий, развивавшееся в сложных исторических условиях, - явление неоднозначное и много­плановое. Отразившее коренные сдвиги в общественных отношениях и настроение революционного подъема в стране, оно отличалось противоречивостью и остротой художественных исканий.

Все это должно было неизбежно сказаться и на портрете, прошедшем за тридцать лет, как и живопись в целом, насыщенный событиями путь. Хотя среди портретов 1910-х годов встречаются работы абстракцио­нистского плана, портрет все же не представлял для чисто формаль­ных экспериментов столь широких возможностей, как, например, пейзаж или натюрморт. Объяснялось это отчасти своеобразием жанра, заключавшемся в особенно тесной зависимости художника от натуры, в большей ответственности перед ней.

Именно в портрете поэтому отчетливее, чем где-либо, прослеживается стойкость реалистических традиций, яснее вырисовывается связь с предшествующими дости­жениями. Произведения В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге и в особенности И.Е. Репина, покорявшие высоким гуманизмом и пристальным вниманием к человеку, стали отправной точкой для творчества ряда художников следующего поколения.

Многие из них не могли пройти и мимо искусства замечательных мастеров XVIII -первой половины XIX века Д.Г. Левицкого, К.П. Брюллова, О.А. Кипренского. Непреодолимое желание найти средства для усиле­ния образного воздействия, остроты и выразительности живописно-пластического языка обусловило обращение к изобразительному опыту классического искусства Запада и Востока, русской иконописи, народному искусству, а иногда к новой и новейшей европейской живописи.

В творческой практике некоторых высокоодаренных масте­ров, сумевших проникнуть в суть тех или иных явлений искусства прошлого и художественно преломить их соответственно собствен­ным исканиям, не утрачивая при этом своей индивидуальности, подобные поиски оказывались порой исключительно результатив­ными. Для тех, кто был неспособен к самостоятельному творческому осмыслению материала, они оборачивались прямым заимствованием и эклектикой.

Движение портретного искусства рассматриваемого периода шло не в едином потоке, а устремлялось по нескольким руслам, тем не менее в нем достаточно ясно выявляется как общая направленность, так и смена форм выражения, каждая из которых отмечена определенными стилистическими чертами. Соответственно менялись подход к натуре, характер и тип портрета, живописно-пластические приемы. Творчество некоторых художников укладывается в рамки определенного стили­стического направления, у других оно далеко выходит за его пределы.

Во второй половине XVIII в. работали прославленные портретисты Ф. С. Рокотов , создатель образов, полных тон­чайшей духовности (портрет В. И. Майкова, ок. 1765, ГТГ), Д.Г.Левицкий , в своих парад­ных и камерных портретах подчеркивавший душевную широту и гармоническую цельность своих моделей (портрет А. Ф. Кокоринова, 1769-1770, ГРМ; портреты воспитанниц Смольного института, ок. 1773-1776, ГРМ), В. Л. Боровиковский , автор женских портретов, пронизанных тонким лиризмом (портрет М. И. Лопухиной, 1797, ГТГ).

В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится романти­ческая личность, разнообразная в своих прояв­лениях. Мечтательность и одновременно склон­ность к героическому порыву, живая естест­венность лица и нарочитая эффектность позы переплетаются в принадлежащем кисти О. А. Кипренского портрете гусара Е. В. Да­выдова (1809, ГРМ). Романтическая вера в неисчерпаемость духовных сил человека-твор­ца запечатлена в автопортретах О. А. Кипрен­ского («Автопортрет с альбомом в руках», 1823, ГТГ) и К. П. Брюллова (1848, ГТГ).

В 1860-1870-е гг. демократическое обнов­ление русского искусства, становление реализ­ма, в полной мере сказавшиеся в деятельности передвижников, непосредственно затронули и портретную живопись. Одно из главных мест занял особый вид портрета - портрет-тип, где человек, изображаемый во всей своей психо­логической сложности, оценивался еще и по его роли в обществе, воссоздавался в неразрыв­ном сочетании его индивидуальных и типи­ческих черт. Выше мы видели, как воплощал это сочетание Н. Н. Ге в образе Герцена.

По­следователями Ге на этом пути стали В.Г.Ге­рое (портрет Ф. М. Достоевского, 1872, ГТГ) и И. Н. Крамской (портрет Л. Н. Толстого, 1873, ГТГ), создавшие целую портретную га­лерею выдающихся современников.

Вся жизнь и творчество Крамско­го - ответ на этот вопрос. Художник большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мысли­тель, он всегда боролся за передо­вое реалистическое искусство, за его идейность и демократическую содер­жательность. В 1863 г. именно он былинициатором «бунта 14-ти», когда лучшие ученики Академии художеств отказались писать программные вы­пускные работы на надуманные, ли­шенные социального содержания мифологические темы и организовали своеобразную коммуну - Артель ху­дожников.

С 1870 г. Крамской - учредитель и идейный вождь Товари­щества передвижных художествен­ных выставок, страстный пропаган­дист реализма в искусстве. Не только в таких монументальных полотнах, как «Христос в пустыне», отразились неустанные поиски худож­ником идеала гражданственности и демократичности.

Может быть, в еще большей мере воплощены они во мно­гих портретах современников, напи­санных Крамским в 60-70-е гг. Интеллигент-разночинец, идущий не­легким путем жизненных испытаний, внимательно и требовательно всмат­ривающийся в окружающий мир,--таким предстает художник в «Авто­портрете» (1867, ГТГ). Это не просто портрет, а портрет-обобщение, в ко­тором через индивидуальное, при­сущее, казалось бы, только модели, передано нечто всеобщее, закономер­ное, характерное для всех лучших людей эпохи. Тот же удивительный сплав психологически неповторимого и типичного для своего времени в портретах Л. Н. Толстого (1873) и Н. А. Некрасова (1877; оба - ГТГ). Особое место в портретном творче­стве Крамского занимают образы крестьян.

Не темных, задавленных нуждой людей изображает он, а знаю­щего себе цену, готового постоять за себя «Полесовщика» (1874, ГТГ) или обаятельного в своем мудром лукав­стве Мину Моисеева (1882, ГРМ; этюд к картине «Крестьянин с уздеч­кой», 1883, Государственный „музей русского искусства, Киев).

Высшие достижения в создании портретов-типов при­надлежат И. Е. Репину : он находит у своих моделей неповторимо-конкретные, только им присущие позы, жесты, выражения лиц и пе­редает с их помощью и духовные особенно­сти личности, и ее социальную характеристику.

Одним из факторов, изменивших в конце XIX века облик портретных произведений, был пленэр. В обращении к пленэру многие русские художники увидели возможность «двинуться» к солнцу, воздуху, воз­можность для разрешения световых, цветовых и пространственных задач. Пленэрная живопись, восходящая еще к творчеству А.А. Ивано­ва, в русском искусстве второй половины XIX века связана прежде всего с именами В.Д. Поленова и И.Е. Репина. Блестящее претворение принципы пленэра нашли в картинах Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1883) и «Не ждали» (1884).

Элементы пленэра содержатся также в некоторых других работах художника того времени, в частно­сти, в портретах М.П. Мусоргского (1881) и В.В. Стасова (1883). В искусстве Репина пленэр стал важным фактором и последнего, завершающего этапа творчества. Репин предпочитает теперь писать молодых людей, в особенности девушек, среди природы, освещенных солнцем. В этих портретах, выполненных светлыми чистыми краска­ми, утверждаются красота и всепобеждающая сила молодости («Бело­рус», 1892; «Осенний букет», 1892; «Под солнцем», 1900). Новые веяния в искусстве коснулись художественного мировосприя­тия и некоторых других столпов передвижничества. Они дают себя знать в портретных этюдах Ярошенко, сделанных на ярком солнце, в его портрете Н.Н. Ге (1890), менее типизированном, чем другие, содержащем эмоциональный подход к модели, которую художник органично связывает с естественной для нее творческой средой, в портрете Н.И. Петрункевич (1893) работы Ге, хотя и темном по колори­ту, но как выбором модели и ситуации, так и своим общим на­строением, безусловно, перекликающимся с набирающим силу моло­дым искусством.

Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической кар­тины. Портрет был не только веду­щим жанром, но и подосновой твор­чества Репина вообще. При работе над большими полотнами он систе­матически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и ха­рактеристики персонажей. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880--1883, ГТГ). Как и в «Бурлаках на Волге», но в более мас­штабной форме, здесь проявилось ве­ликое умение Репина чувствовать и пе­редавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом инди­видуального, портретного своеобра­зия каждого лица.

Характеристики привилегированной части толпы - помещицы, купца, священника отме­чены духом социально-критической иронии. В образной трактовке простых людей, нищих, странников Репин остается гуманистом и реалистом, ви­дящим и нравственное превосходст­во народа, и его заблуждения. Фаль­шивому благочестию сытой публики противопоставлена глубоко искрен­няя, но слепая надежда обездолен­ных прорваться к своей правде в мире угнетения и несправедливости. Вслед за В. Г. Перовым и И. Н. Крамским Репин продолжает созда­ние галереи образов выдающихся представителей русской обществен­ной мысли, науки и культуры.

В лучших своих портретах - В. В. Ста­сова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусорг­ского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной ком позиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразу­ется с «манерой»- повадкой, осан­кой, темпераментом - портретируе­мого лица.

Одна из главных тем жанровых по­лотен Репина - типичные моменты жизни русского революционера-на­родника («Арест пропагандиста», 1880-1892; «Отказ от исповеди», 1879-1885 и «Не ждали», 1884- 1888, все в ГТГ). В отраженной ху­дожником в картине «Не ждали» гам­ме психологических реакций на собы­тие - изумления, недоверия, радос­ти - безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратив­шегося из ссылки сына. Герой карти­ны, не отрекаясь от прошлого, ждет не сострадания и прошения, а понимания и оправдания необходимости той жертвы во имя долга перед народом, который когда-то заставил его поки­нуть родной дом. Признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как проб­лема, имеющая широкое общечело­веческое значение. Склонность к психологическому драматизму в обрисовке ситуаций сказывается и в исторической живо­писи Репина. Художник стремится показать исторических героев в мгновения предельной душевной на­пряженности. Эта тенденция дости­гает кульминации в картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).

Содержа­ние картины помимо конкретного исторического правдоподобия ситуа­ции и характеров, говорит о «вечной» коллизии наказания деспота мукой раскаяния за невинно пролитую кровь. В картине «Запорожцы пишут пись­мо турецкому султану» (1878- 1891, ГРМ)-иная мысль, связанная с поис­ками жизнеутверждающего идеала, героических характеров. Последний высокий взлет репин­ского таланта относится к началу XX в., когда художник работает над грандиозным групповым портретом-картиной «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901- 1903, ГРМ), выполнив серию этю­дов, отличающихся замечательной остротой характеристики и живопис­ной свободой. Подлинный гражданский пафос, демократизм, выражающийся не толь­ко в глубоком понимании и изобра­жении народной жизни, но в ясности и доступности самого изобразитель­ного языка, высочайшее реалисти­ческое мастерство, правда характе­ров, интерес к животрепещущим во­просам современности - залог не­преходящей ценности искусства Ре­пина.

Опыт Репина в области пленэрного портрета был продолжен и обогащен живописцами младшего поколения - его учеником В.А. Серовым и К.А. Коровиным, произведения которых - «Девочка с персиками» (1887), «Девушка, освещенная солнцем» (1888), «Хористка» (1883), портрет Т.С. Любатович (1886?) - явились для современников подлинным откровением. В этих работах показан не только характер портретируемых и присущие им индивидуальные особенности, фигуры девушек тесно связаны с внешней средой, все пронизано светом и воздухом.

Столь непосредственного восприятия мира, подобной убе­дительности ситуации, свежести, звучности и чистоты цвета не знала еще русская портретная живопись. И что в данном случае особенно важно - свет в работах молодых русских художников не только не растворял в себе фигуру человека, как сплошь и рядом бывало в произведениях западного импрессионизма, а, напротив, способствовал выявлению жизненной правды, созданию одухотворенных поэти­ческих образов.

Пленэр во многом обогатил русскую живопись, но при этом он таил в себе определенную опасность, в особенности для живописи портрет­ной. Он вносил в нее момент мимолетности, сиюминутности, что при чрезмерном увлечении световыми и цветовыми эффектами грозило потерей в портрете человека. Тем не менее на протяжении 1890-х годов и даже двух первых десятилетий XX века ряд русских худож­ников умело использовали при портретировании как пленэр, так и некоторые приемы импрессионистической техники.

Однако важно подчеркнуть, что поступательное движение живописи пошло в другом направлении, в сторону усиления черт декоративности и мону­ментальности. Произведения Серова и Коровина 1880-х годов стали важным звеном в развитии портретного жанра. Во многом расширяя его понятие, они явили собой подлинно новый тип портрета. Общепринятой формой портрета во второй половине XIX века было поясное, реже погрудное или поколенное изображение. Художники сосредоточивали почти все внимание на изучении лица человека.

Представленный на нейтральном фоне, он как бы изолировался от окружающего мира, замыкался в самом себе. В «Девушках» Серова и портрете Любатович Коровина пространство взято значительно щедрее, шире. Интерьер или пейзаж, являются не просто фоном, а органичной естественной средой. Здесь проявилась также одна из основных тенденций в развитии русского портретного искусства данного периода - тяготение к обобщенно-син­тетическому картинному претворению образов. Ведь это не просто портреты, а портреты-картины. Таковыми делает их как наличие антуража, так и содержательность, значительность самих портретных характеристик, их синтетический строй. Не случайно серовские «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали символом вневременных ценностей - молодости, красоты жизни, бли­зости человека и природы.

Их сила в точно найденной мере частного и общего, конкретно-индивидуального и типического, чувственного и рационалистического, мгновенного и вечного. Расширение жанровых пределов открывало перед художниками новые возможности. В характеристику портретируемого включались дополнительные компоненты, помогающие более разносторонне обри­совать модель, рассказать о ее образе жизни, вкусах и интересах, манере одеваться, держаться и прочее. У многих художников интерес к околичностям способствовал усилению эмоциональной выразитель­ности образа, у других приглушал его звучание, переносил внимание на второстепенные детали, ослабляя психологическую трактовку личности.

Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века - явление большого художественного масштаба. Он необычайно многообразен то своим формам, стилистическим особенностям, изобразительному 1зыку. Самые высокие проявления жанра характеризуются творческим осмыслением натуры, поэтической образностью, обогащением выразительных средств, артистизмом. И даже если личность модели не раскрывается в них подчас во всей полноте, они все же ярко характе­ризуют эпоху, выявляют особенности ее духовной жизни и художест­венных исканий. Глубокое чувство времени, острота ощущения эпохи -одна из наиболее сильных сторон лучших портретов, созданных на рубеже веков. Творческий путь художников, талант которых формиро­вался в это трудное переходное время, был нелегким. После Великой Октябрьской революции деятельность многих мастеров кисти полу­чила новое направление. Малютин, Бродский, Петров-Водкин, Несте­ров, Сарьян, П. Кузнецов, Машков, Кончаловский, Альтман, Лентулов, Осмеркин и многие другие влились в ряды советских художников и стали строителями искусства социалистического реализма.

Большую роль играет портрет в советском искусстве. Потребность запечатлеть образ но­вого человека, отмеченного такими духовны­ми качествами, как коллективизм, революци­онная целеустремленность, стимулировала дальнейшее развитие реалистического порт­рета-типа; такие произведения, как «Предсе­дательница» Г. Г. Ряжского (1928, ГТГ), «Пар­тизан» Н. И. Струнникова (1929, ГТГ), «Акаде­мик И. П. Павлов» М. В. Нестерова (1935, ГТГ), стали емкими символами эпохи социалисти­ческого переустройства общества. Целостный, живой и многогранный образ В. И. Ленина вос­создает «Лениниана» скульптора Н. А. Андрее­ва - уникальная серия, состоящая более чем из 100 скульптурных портретов вождя проле­тариата (1919-1932, Музей В. И. Ленина и ГТГ).

Лучшие качества советских людей на­шли отражение в портретах периода Великой Отечественной войны. Широко и многопланово развивался совет­ский портрет в послевоенные годы. Типические, устойчивые черты народного характера вопло­щал в образах крестьян-земляков А. А. Пла­стов. Неожиданные композиционные ракурсы, контрасты локальных цветовых пятен под­черкивают остроту психологической характе­ристики в работах П. Д. Корина. Т. Т. /Салахова («Композитор Кара Караев», 1960, ГТГ). Значительность характеров, постоянная готов­ность к действию ощущаются за внешней бес­страстностью персонажей картины Д. И. Жилинского «Гимнасты СССР» (1964, ГТГ). Со­временный советский портрет не только позво­ляет глубже заглянуть во внутренний мир на­шего современника, но и активно участвует в формировании новых духовных ценностей со­ветского общества.

Одной из существенных граней этого жанра остается запечатление в живописи, графике, скульптуре образов выдающихся советских го­сударственных и общественных деятелей, а также представителей науки, культуры и ис­кусства. О большом общественном интересе к жанру портрета свидетельствуют регулярно прово­димые в последние годы специальные выстав­ки портрета.

Девочка с персиками. Пор­трет Веры Саввишны Мамон­товой (1875-1907), в замуже­стве Самариной. 1887

«Девочка с персиками» - первое крупное произведение Серова, воплотившее понимание художником новых задач живописи, и, в част­ности, живописи портрета. Холст решен как портрет-картина, где человек дан в наиболее близком, привычном для него окружении. Ли­шенный при этом черт бытовизма, образ оду­хотворен и возвышен. Правда жизни, конкрет­ность психологического анализа сочетаются в картине с поэтическим преображением, глубо­кое проникновение в натуру - с задушев­ностью и искренностью ее воспрятия. Выявле­нию характера портретируемой способствует светлая пленэрная живопись, проникнутая све­жестью и тонким чувством природы. «Мы ни­когда не видели в картинах ни такого воздуха, ни света, ни этой трепещущей теплоты, почти осязаемости жизни», - утверждал И.Э. Грабарь.

Юноша Серов, часто гостивший в Абрамцеве, был дружен с детьми С.И. Мамонтова. В млад­шей - веселой, жизнерадостной, подвижной девочке - он нашел то «отрадное», о чем меч­тал, когда, уйдя из Академии, начал работать самостоятельно. «Идея портрета зародилась так, - пишет посетивший на следующий год Абрамцево М.В. Нестеров. - Верушка остава­лась после обеда за столом, все ушли, и собе­седником ее был лишь до крайности молчали­вый Серов. Он после долгого созерцания по­просил у нее дать ему десять сеансов, но их оказалось мало, и он проработал целый месяц. Вышла чудесная вещь, которая в Париже сде­лала бы его имя если не громким, то извест­ным...». Сила портрета не только в обаянии образа, звучности, чистоте и бодрости колори­та. «Очень хотелось сохранить свежесть живо­ писи при полной законченности», - говорил Серов. В облике Веры Мамонтовой, ее костю­ме, характере интерьера старого помещичьего дома (бывшая усадьба Аксаковых) запечатлена подлинно русская жизнь, «целая полоса рус­ской культуры» (Грабарь).

Далеко не многие современники сумели по до­стоинству оценить это произведение. В числе тех, на кого оно произвело большое впечатле­ние, был В.В. Стасов. Считая Серова самым выдающимся и талантливым из новейших рус­ских портретистов, он писал: "… молодой худо­жник овладел сильным, живописным и живым колоритом, который придал великую прелесть всем его превосходным портретам. Лучшим и совершеннейшим из всех является, по моему мнению, искренно-наивный, простой, задушев­ный портрет молодой девицы, Мамонтовой (сидящей у стола)...".

С годами портрет де­вочки-подростка приобрел более широкое и отвлеченное значение, превратившись (как и написанная Серовым через год «Девушка, осве­щенная солнцем») в картину, олицетворяю­щую собой прелесть молодости, извечную ра­дость бытия. За этот портрет в 1888 году художник полу­чил премию Московского Общества любите­лей художеств.

Осенний букет. Портрет Веры Ильиничны Репиной (1872-1948), дочери худож­ника. 1892

Репин принадлежит к плеяде выдающихся ма­стеров критического реализма. Его картины «Бурлаки на Волге» (1870-1873), «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883), «Не ждали» (1884), «Отказ от исповеди» (1879-1885), портре­ты М.П. Мусоргского (1881), В.В. Стасова (1883), Л.Н. Толстого (1887) и другие произведения определяли собою высшие достижения рус­ской живописи второй половины XIX века. А.Н. Бенуа отмечал, что картины Репина так захватывали демократически настроенную молодежь, так «тревожили общественное мне­ние"», как никакие работы других художников. В конце 1880-х - начале 1890-х годов Репин пи­сал в основном портреты. В них воплотилось его понимание новых задач, вставших перед искусством на рубеже двух эпох и волновав­ших тогда художников. Репин охарактеризовал их, как передачу «поэзии в жизни,… жизнен­ной красоты»2. Великолепный мастер пленэра («На дерновой скамье», 1876; «Крестный ход в Курской губернии» 1880-1883), художник в эти годы особенно увлекся работой на открытом воздухе, и пейзаж, как никогда ранее, стал играть большую роль во многих его портретах. «Осенний букет» - одно из первоклассных произведений Репина 1890-х годов. Оно было создано в Здравнёве, имении художника, рас­положенном в Витебской губернии на берегу Западной Двины. Позировала Репину его лю­бимая дочь Вера Ильинична. Она была одарен­ным человеком - занималась живописью, пела, окончив специальные курсы при Александринском театре, некоторое время выступала на частных сценах Петербурга и других городов. В дальнейшем, правда, она не нашла себя в искусстве и с 1914 года стала вести хозяйство в усадьбе отца в Пенатах. Приступая к работе над портретом, художник сообщал дочери Л.Н. Толстого, Т.Л. Толстой: «Теперь начал писать с Веры: посреди сада, с большим буке­том грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чув­ства жизни, юности и неги»3. С большой лю­бовью художник передал лицо, привлекатель­ное своей молодостью, жизнерадостностью, здоровьем. Просторы полей, еще цветущие, но тронутые желтизной травы, зеленые деревца, прозрачность воздуха вносят в произведение бодрящее настроение. Фигура изображенной, на переднем плане девушки трактована пластически объемно, материально.

Пестрый букет в ее руках как бы вобрал в себя все краски холста. Тонко най­денными колористическими сочетаниями ху­дожник связал фигуру человека с пейзажем и передал ощущение насыщенной светом среды. Оптимистическое содержание «Осеннего буке­та», его картинная построенность, пленэрность - отличительные черты рассматривае­мого произведения. Образ, созданный в картине, необычайно ха­рактерен для Репина. Воплощая в нем свое представление о «жизненной красоте», худож­ник по-прежнему далек от идеализации или, как он сам говорил, от «прилизанности, пош­лости», выдаваемых за «изящное». В портрете в полную меру проявился свойственный Репи­ну «простонародный», «беспощадно правдивый реализм».

«Осенний букет» вместе с картиной «Охотник» (изображена Н.И. Репина), также исполненной в Здравнёве, экспонировался на XXI выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1893 году. Работа была высоко оценена в печати. Многие художники относи­ли ее к лучшим произведениям, представлен­ным на выставке и «производившим фурор».

Портрет Наталии Ивановны Петрункевич, в замужестве Конисской. 1893

Ге как человека философского склада ума бо­лее всего увлекали исторические и религиозно-нравственные темы. Его известная картина «Петр I допрашивает царевича Алексея» (1871) справедливо считается одним из значительных произведений русской исторической живописи второй половины XIX века. Художник мечтал о нравственном преобразовании общества и в ряде картин на евангельские темы («Тайная вечеря», 1863; «Голгофа», 1893; «Распятие», 1894, и другие) стремился воплотить свою веру в высокие общечеловеческие идеалы добра, любви, справедливости. Над портретами Ге начал работать еще во время обучения в Академии художеств. За долгие годы творчества он написал многих своих современников. В основном это были передовые деятели культуры: М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.И. Костомаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, М.М. Антокольский, Л.И. Тол­стой и другие. Ге принадлежит также один из лучших портретов А.И. Герцена. Работы, исполненные в 1850 - 1880-х годах, отличаются глубоким проникновением в духовный мир модели. Человек в них обычно показан в со­стоянии напряженного раздумья. В боль­шинстве это - погрудные портреты, их коло­ристическая гамма темная, сдержанная. Портрет Наталии Ивановны Петрункевич на­писан художником в конце его жизни. Ге увлекает теперь не столько постижение своеобразия модели, сколько передача опреде­ленного настроения. Девушка изображена поч­ти в полный рост у раскрытого окна. Она по­гружена в чтение. Ее лицо, данное в профиль, наклон головы, поза выражают состояние за­думчивости. Как никогда ранее, Ге уделил большое внимание фону. Прекрасно передан­ный пейзаж за окном, скользящие по листве последние предзакатные лучи солнца, сгущаю­щиеся сумерки вносят в произведение ощуще­ние быстротечности времени, некоторой на­стороженности и тревожности. По одухотворенности образа и его лирической трактовке, а также по стремлению к пленэрности решения эта картина родственна неко­торым работам, созданным в 1880-х годах мо­лодыми художниками В.А. Серовым и К.А. Коровиным. Портрет был написан в Черниговской губер­нии на хуторе, принадлежавшем Ге. За окном комнаты открывается вид на ведущую к дому художника аллею из гигантских тополей и берез.

Позировала Ге дочь помещиков Петрункевичей, живших по соседству. Недавно стало известно, что Н.И. Петрункевич в годы гражданской войны была расстреляна петлюровцами. Произведение экспонировалось на XXI вы­ставке Товарищества передвижных художест­венных выставок в 1893 году. И.Е. Репин, по­сетив выставку, сообщал Л.Н. Толстому: «То как живописец сделал большой успех против последних работ своих. Мне очень понрави­лась его девица, стоящая у отворенного окна с фоном сада, освещенного заходящим солн­цем"». Высоко оценил это произведение также В.А. Серов. В 1910 году он писал И.С. Остроухову: "… отчего бы не навести справки относи­тельно портрета Ге - г-жи Петрункевич? Мо­жет быть в Галерею его бы и продали - вещь отличная и я ее отлично помню". По реко­мендации Серова портрет был приобретен для Третьяковской галереи.

Ольга Юрьевна Мосина
Эссе «Портрет педагога»

В детский сад я пришла, когда мне было 17 лет, работала помощником воспитателя. Потом заочно закончила Борисоглебское педагогическое училище . Мой общий трудовой стаж 29 лет, педагогический стаж-24 года .

Все 29 лет я работаю в одном дошкольном учреждении. За эти годы я приобрела большой опыт педагогической работы .

Я часто задумываюсь, почему именно эту профессию я выбрала? Ответ на этот вопрос очень прост : для меня это не просто профессия - это призвание, состояние души, образ жизни. Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребёнком. А мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно, каждый раз уча других, учиться самой! Я могу назвать себя «Мамой» с большой буквы, ведь у меня больше сотни детей, и все они мои, все любимые мною, каждому из них я отдала частичку своей души, своего сердца! Кто-то из них идет в 10 класс, кто-то только недавно начал ходить в детский сад – но все они для меня одинаково любимы, за каждого я переживаю, как мать. Потому что получаю удовольствие от работы с детьми!

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия : миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Одним из основных качеств, необходимых для работы в детском саду, я считаю любовь к детям. Работа педагога требует очень больших душевных затрат, терпения, желания научить ребенка и передать ему знания об окружающем мире.

Также педагог должен обладать педагогическим тактом , уметь общаться с детьми, взрослыми, проявлять выдержку и терпение в любых обстоятельствах, находить индивидуальные способы воздействия на детей, понимать и правильно оценивать детские поступки.

Воспитатель должен уважать ребёнка, видеть в нём полноценную развивающуюся личность, считаться с его правами, потребностями, щадить детское самолюбие. Педагог должен верить в возможности ребёнка, поощрять его стремление быть хорошим, серьёзно относиться к увлечениям и интересам ребёнка.

Не менее важно умение воспитателя поставить себя на место ребёнка, оценить ситуацию с его позиции, проникнуться замыслами и интересами малыша, стать близким ему по духу и внутреннему миру.

Дошкольное воспитание является самым важным периодом для формирования подрастающего поколения. Именно в это время закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование полноценной самобытной личности.

Первый детский сад в России открылся в 1866 году. В 1871 году открылись курсы по подготовке женщин-воспитателей. Таким образом, общественное дошкольное воспитание существует 147 лет. На протяжении 70 лет дошкольное воспитание было пронизано идеологией социализма, что ставило образовательный процесс в определённые рамки (однако и у этого периода есть свои плюсы : чёткая система знаний и сильное трудовое воспитание).

Но настал момент, когда в советской системе образования и воспитания начались изменения. Возникла новая концепция дошкольного образования, в ней были обозначены четыре основных принципа :

Гуманизация – проявление общечеловеческих ценностей, построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. Воспитание основ гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, природе;

Развивающий характер образования – ориентация на личность ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи, дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения;

Развитие ребёнка в соответствии с его способностями, интересами и возможностями;

Деидеологизация – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания программ детского сада.

Обновление системы дошкольного образования подразумевает под собой создание нового типа детского сада, способного организовать единое образовательное пространство, провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства. Развитие общественного дошкольного образования должно затронуть не только кадровый состав и содержание воспитательно-образовательной работы, но и материальную базу дошкольных учреждений. Хочется, чтобы дошкольники будущего имели современную развивающую среду, оснащённую техническими средствами обучения.

Современному миру характерны быстро меняющиеся условия, постоянное обновление информации, поэтому еще одна важная составляющая профессиональной компетентности педагога – это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения.

Современные информационные и коммуникационные технологии используются во всех областях деятельности современного общества и предъявляют новые требования к качеству образования в соответствии с перспективными и актуальными потребностями личности и общества в целом.

Становится очевидно, что педагог , который ведет педагогическую деятельность с использованием мультимедийного проектора, компьютера, ориентируется в информационном пространстве, обладает качественным преимуществом перед коллегами, действующими только в рамках традиционных технологий.

Таким образом, современному детскому саду нужен педагог , который будут не «учителем» , а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог , способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог , который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями , современными информационно-коммуникативными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.

Данный эпиграф выбран мною не случайно. Учитель – это, прежде всего тот Великий человек, которому доверено самое важное – успешная жизнь будущего поколения. Лично для меня идеальный учитель должен обладать следующими качествами: уважать личность ребенка, свято верить в его возможности, кроме того обладать интеллигентностью, безграничным терпением, тактом и нести ответственность за свою работу 24 часа в сутки.

Согласитесь, что в наше время таких учителей, которые идут на свою работу как на праздник – единицы. А знаете почему? Не потому, что педагог ленив, и просто отсиживает время. Всё потому, что основная функция современного учителя XXI века – это не давать знания детям, а выполнять бюрократическую и порой унизительную работу по сбору справок, ведению личных дел, переделыванию рабочих программ, заполнению бумажных и электронных журналов. Современное общество построено на потреблении. Поэтому педагог из строгого, но справедливого наставника ребенка (как это было в советское время), превратился в обслуживающий персонал, то есть работника, оказывающего образовательные услуги по обучению, воспитанию и присмотру за детьми.

Средства массовой информации прочно сформировали негативный образ учителя, снизили его статус. Каждый год в нашей стране выпускается большое количество педагогов, а вот работать в образовательные учреждения приходят единицы. Почему так сложилось, что раньше слово учитель – звучало гордо, то теперь стало словом унизительным?

С приходом века цифровых технологий – использования современных компьютеров и мультимедийных проекторов, многофункциональных устройств жизнь учителя, казалось бы, стала легче. Есть возможность преподнести ученикам материал в доступной и интересной форме, а также мотивировать на самостоятельное углубленное изучение материала. Но детям и это неинтересно, они не желают учиться мыслить, искать материал не только в книге, но и в интернете. Куда лучше бездумно сесть и играть в компьютерные игры… Виноват только учитель? Виновато само общество с его «клиповым мышлением» и неправильные установки очередных государственных стандартов.

Один государственный лидер сказал, что «учитель-это призвание». Да, я с этим согласна, но одним призванием сыт не будешь. Современный учитель должен быть материально обеспечен, а иначе, о каком качестве знаний может идти речь? Конечно, современный учитель идет в ногу со временем, но идет с низко опущенной головой. Это нужно воспринимать как данность, но с этим можно бороться – не одному, а всем вместе!

Я являюсь молодым учителем-дефектологом в самой обычной массовой школе. Поэтому мне как никогда больно знать, что происходит сейчас с нашим образованием…

Зная данную проблему «изнутри», я не ставила цель писать возвышенные слова о портрете современного учителя. К нему предъявлено множество требований и компетенций, отраженных в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте. А многие забыли только об одном, что учитель – это тоже живой человек, со своими желаниями и потребностями. У учителя есть семья, которой нужно уделять время. Учитель – не робот, работающий по 10-12 часов в сутки на две ставки, чтобы прокормить только себя. А как же духовное развитие – путешествия, походы в театры или концерты? У учителя должно быть чувство собственного достоинства, которое в современном обществе принижается. Концепция такова – «если ты такой умный, то почему такой бедный?»

Немного хочется написать о позитивном, а именно о своей профессиональной деятельности. Мои ученики – особенные дети. Поэтому моя работа очень интересна, она выходит за «рамки» только учительской деятельности. Ведь я не только провожу занятия с детьми, но и занимаюсь диагностикой, разрабатываю индивидуальные коррекционные маршруты, консультирую педагогов и родителей. Мой рабочий день расписан до мелочей, ведь меня ждут маленькие ученики, каждый из которых неповторим, к каждому нужен особый подход. Кого-то из моих учеников нужно пожурить, кого-то похвалить. Но всегда важно дарить улыбку и частицу тепла. Ведь дети так тонко чувствуют наше настроение, которое влияет на успешность их обучения. Поэтому стараюсь быть с моими подопечными настоящей, честной, искренней и надеюсь, что ребята отвечают мне тем же. Каждое проведенное мной занятие – это частичка жизни ребенка. От того, насколько доступно и интересно будет преподнесен материал, зависит успешность ребенка в будущем. Стремлюсь использовать на занятиях компьютерные и игровые технологии, разнообразный дидактический, раздаточный материал. Заинтересовать – значит двигаться в правильном направлении и приблизится на шаг в формировании стойкой мотивации ребенка к развитию.

Подводя итог собственным размышлениям, напишу, что современный учитель – это мобильная личность, которая находится в постоянном развитии. Ведь развитие – это не только раздумья, разочарования, колебания, но и радость профессиональных открытий, вера в успехи своих подопечных, энергичность, доброта и постоянная работа над собой.

Скажите «спасибо» своим учителям! Они этого достойны!

Эссе на тему “Портрет современного учителя «Учитель – это звучит гордо?…»” обновлено: 31 июля, 2017 автором: Научные Статьи.Ру