Ведические обряды древних славян. Славянские обряды при строительстве дома и новоселье Вход в дом по славянским традициям

Чтобы выбрать место для будущего строения, на земле раскладывали куски дубовой коры. Через три дня ее переворачивали и смотрели: если под корой находились лишь пауки да муравьи - плохое место, непригодное для жилья. Если же там были дождевые черви - можно строить. Или пекли три круглых маленьких каравая. Хозяин дома нес их до места постройки за пазухой, доставал и катал их по земле. Если все они ложились верхней коркой вверх - место считалось хорошим, безопасным. Если каравай переворачивался и ложился на верхнюю корку, искали другое место для постройки.

Если же все указывало на удачу, тогда с Божьей помощью брались за работу, не забыв положить под правый дальний угол строения серебряную монету, зерна, чтобы в новом доме не переводились ни хлеб, ни деньги. Порой добавляли шерсть - на счастье и ладан - для святости.

В глубокой древности существовало поверье, что новое жилье только тогда будет прочно, когда умрет глава поселившейся в нем семьи и в душе усопшего дом получит своего домового.

Приметы и обычаи для тех, кто строить дом

Не предвещает добра новостройка на месте старого дома, последний хозяин которого умер, не имея родных, или там, где старый дом был разрушен в результате стихийного бедствия.

Считалось, что тот из родичей умрет раньше, кто прежде всех войдет в дом, поэтому первым должен был войти самый старший в семье.

Чтобы отвести смерть от хозяина дом, хозяева тайно приходили на место закладки, отрубали у петуха голову и зарывали ее там, где предполагался передний угол дома.

Строительство дома

Плотников старались задобрить загодя. Сговорились насчет условий - пили «заручное». Когда клали два нижних бревна, приходил хозяин, приносил водку: пили «закладочные». Уложили первый ряд основных бревен - пили «обложейное». Когда заготовленный сруб переносили и ставили на указанное место - снова устраивали угощение. Матицу (главную балку, на которой настилается накат и укрепля-ется потолок) поднимали в особенно торжественной обстановке. Когда дом был построен, снова принимали меры для охраны его от нечистой силы: на печи, перегородках, полатях, обязательно на голбце - через него в первую очередь могла проникнуть в дом нечистая сила - рисовали знаки солнца, чертили кресты. Чтобы уберечь дом от несчастий, делали коньки на крышах жилых домов и хлебных амбаров.

Влозины

Переезжали в новый дом обязательно ночью. Конечно, полностью перенести пожитки в это время сложно, поэтому ограничивались несколькими предметами, которые символизируют жизнь в доме: подушкой, горшками, хлебом, мылом. Скотину обязательно перегоняли ночью, чтобы уберечь от сглаза. Старуха-хозяйка в старом доме накрывала стол скатертью и ставила на него хлеб-соль. Хозяин зажигал свечу перед образами и после общей молитвы клал икону себе за пазуху. Затем подходил к голбцу и говорил, отворив дверь в подполье: «Суседушко, братанушко, пойдем в новый дом! Как жили в старом доме хорошо и благо, так будем жить и в новом. Ты люби мой скот и мое семейство». После этого все отправлялись в новый дом. Хозяин нес петуха и курицу, хозяйка - хлеб-соль и квашню, остальные пожитки распределялись между членами семьи. Открыв дверь, хозяин прежде всего пускал в избу петуха и курицу и ждал, чтобы петух пропел на новоселье. Затем входил в дом, ставил икону, открывал голбец и приглашал: «Проходи-ко, суседушко, братанушко!» Новоселье заканчивалось семейной мо-литвой. Затем хозяйка накрывала стол, затапливала печь и принималась за стряпню. Существовал и такой обычай, как перенос в новый дом из старого священного огня. Старшая женщина-хозяйка (мать или свекровь) последний раз топила в старом доме печь, выгребала горячие угли в чистый горшок и накрывала его белой скатертью. В новом доме с поклонами и хлебом-солью ее встречали молодые хозяева. Принесенные угли высыпались в печурку, снятой с горшка скатертью символически трясли по всем углам, как бы выпуская домового. Затем горшок разбивали и зарывали под передний угол. Если до новой избы было далеко и не удавалось перенести туда священный огонь, переносили вместо него кочергу и другие атрибуты очага.

Приметы и обычаи, связанные с новосельем и переездом на новое место жительства

Счастливыми днями для новоселья считались двунадесятые христианские празднества (Пасха, Вознесение,Троица, Вербное воскресенье, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Воздвижение Креста и Рождество Христово). Особенно удачным для новоселья считалось Введение во храм Богородицы.

В новый дом первыми должны войти петух или кошка, или малознакомый чело-век, часто неправославный, за ними входил хозяин с иконой и хлебом-солью, а следом все семейство.

В новый дом обязательно надо взять икону, непочатый хлеб с горстью соли, квашню с растворенным тестом, петуха, курицу и кошку. Впуская в двери кошку, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор».

Поставив икону в красный угол, отрезали ломоть от каравая хлеба и клали его под печку - домовому.

Петух - это символ огня, символ очага. Считалось, что если петух, внесенный в новую избу, запоет - это предвещает хозяевам счастливую жизнь. Если же молчит - значит их ожидает в новом доме какое-нибудь горе. Иногда петуха в ночь переселения до утра оставляли в избе, чтобы первый его крик прозвучал в новом жилище.

В некоторых областях хозяйка дома до рассвета (чтобы никто не видел) старалась три раза обежать новую избу нагишом со словами: «Поставлю я около двора же-лезный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не пере-полз, ни лихой человек ногой не переступил, и дедушка-лесной через него не за-глядывал». Чтобы был этот замок крепок, баба в воротах перекидывалась кубарем также до трех раз с приговором, чтобы «род и плод в новом доме увеличивались».

Новоселье. Как организовать новоселье

Новое жилье надо было непременно освятить, и для этого в дом приглашался священник. После завершения ритуала накрывали праздничный стол, на который ставили блюда, имевшие символический смысл: пироги, предвещавшие хорошие отношения с будущими соседями, какое-нибудь блюдо из курицы, например, «богатые» щи на курином бульоне (чтобы денег было - куры не клюют) и т. д. Начинать пир полагалось с водки (чистой, в знак пожелания хозяевам безоблачной счастливой жизни на новом месте). Первый тост обязательно поднимался за долгую жизнь хозяина дома (затем за хозяйку и детей).

Подарки на новоселье было принято вручать непосредственно перед уходом. Подарок должен быть дорогим, для семейного пользования.

Приметы и обычаи, связанные с новосельем

Гости, приглашенные на новоселье, обязательно должны принести с собой хлеб и полную солонку соли - пожелание обилия и благополучия в доме.

Как и при выборе места для строительства дома, снова катали по полу караваи хлеба и смотрели, как они лягут, как хозяевам придется жить на новом месте, счастливо или нет.

Ни в коем случае нельзя было дарить новоселам конверт с деньгами.

Уходя из нового дома, хорошо сказать: «Мир вашему дому!»

Когда и как следует переезжать в новый дом, в квартиру

❧ При переезде в новый дом или квартиру не везут с собой кровать или стул, на котором преставился человек, в противном случае очень скоро будет новый покойник.

❧ Когда в дом вносят новую мебель, нужно об этом уведомить хозяина - домового:

Вот тебе, хозяин, мой новый скарб,

Пусть он будет не первый и не последний!

❧ Если люди делают закладку дома, нужно под три угла подложить мелочь и сказать:

Мир, покой, богатство.

Аминь.

Тогда и будет богатство в доме.

❧ Нельзя вносить в дом ветки боярышника и белой сирени, это приносит скорое несчастье. Не хранят также в доме ковыль.

❧ Чтобы в новом доме никогда не водились пруссаки (тараканы), двухвостки, клопы и другие насекомые, нужно при закладке дома позаботиться об этом. Попросите плотников, чтобы они вбили гвоздь между первым и вторым бревном. Прежде чем отдать плотникам этот гвоздь, наговорите на него так:

Обженяю я дерево с гвоздем.

Пусть они рядом лежат

Да усердно плодят: чистоту, здравие и богатство.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

❧ Если плотники, делая сруб, кладут бревно с выпирающим сучком, то у жильцов дома могут появиться опухоли. Если вы заметите это, то лучше заставить плотника снять этот нарост.

❧ Замечено, что если в доме три окна смотрят на север, то у хозяина охладевает чувство к жене.

❧ При переезде из старого жилища в новое не забудьте перевезти с собой в новые хоромы и хозяина. Делают это так: берут старый веник, постукивают им по порогу и говорят:

Хозяюшка-домовой, на салазки садись,

На новое местечко прокатись,

А на новом месте уживись.

Веник везут в новый дом.

❧ Если хозяйка вытерла руки о скатерть, она может этим навлечь на свой дом нищету или безденежье. Исправляют это так. Крикните в окошко, как бы окликая кого-то. Но кричать нужно только свое имя, то есть если хозяйку зовут Татьяна, то и в окно она должна крикнуть: «Таня».

❧ Когда топите в первый раз новую печку, перекреститесь и скажите:

Как твой дым покинет мой дом,

Так и дом мой пусть покинут все беды.

Ключ, замок, язык.

Аминь. Аминь. Аминь.

❧ Когда строят дом из дерева, то никто не может знать, не будет ли заложено в строительство то дерево, на котором задавился человек. Ведь лес поступает в продажу со всех мест.

Чтобы от этого подстраховаться и отвести беду, следует собрать первую стружку от бревен и сжечь со словами оберега:

Корни в земле, а оберег на мне.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

❧ Не следует закладывать в венец дома бревно с сучком, который растет из середины ствола дерева, иначе в новом доме все умрут в течение семи лет.

Нельзя ставить закваску ночью. Если так сделать, то три года в доме не будет денег.

❧ Чтобы в доме не было ссор, меняйте постельное белье только с субботы на воскресенье.

❧ Тот, кто закладывает дом 13-го числа, строит его чертям.

❧ Кто ночью моет пол, тот вымывает из дома счастье.

❧ Считается, что молния никогда не ударит в тот дом, где живет черный кот или черная собака.


Люд славянский нынче умный, да мудрый. Просто так, никто ничего впопыхах делать не будет, спешка дело неразумное. К каждому делу свой подход знать нужно. А ещё совета у старейшин спросить, благословения у волхва великого. Ведь без помощи родичей, да без покровительства богов светлых, ни один человек счастлив не будет. Вот, например, родилось коли в семье дитятко, имя ему выбрать нужно. Вот, когда Снежа родилась, батюшка её любимый, пошёл с советом к волхву местному, да бы совет получить, как дочь свою назвать. Так, она девчушка со смоляными косами, да чёрными глазищами в пол лица, получила своё диковинное имя — Снежа. И пусть в деревне все удивлялись, а дети порой и задевали, но девочкой она была не по годам умной. Понимала, коль что сказано, значит так и должно было случиться. С именем своим Снежа свыклась, а так же и с многими другими вещами. Хоть и была, она ещё крохой, не увидевшей даже десятой весны своей, а уму — разуму могла поучить и ребят постарше. Бабки поговаривали, что мудрость к ней от богини Мары пришла, мол названа именем зимним, вот тёмная богиня ей и покровительствует. Снежа не знала сколько правды было в этих словах старческих, только вот она знала, что у каждой вещи в жизни свой порядок. Вот, новый дом хотел её батюшка построить, чтобы их семья большая ещё лучше зажила, в новой и просторной избе. Снежа знала, чтобы дом построить сначала нужно место хорошее выбрать, чтобы место это всякая хворь, да бесы злобные обходили. Знала Снежа и о том, что из леса не всякое дерево приволочить можно, чтобы стены крова нового воздвигнуть. На каждый шаг, свой черёд нужен. А ещё Снежа слышать и слушать умела о том, о чём земля говорит, о чём лес шепчет. От того, она с батюшкой везде хвостиком ходила, да если и видела, что что-то криво идёт, тянула отца за рукав и тихо на ухо говорила, как всё должно быть. Сельчане дивились такому, а волхв мудро улыбался и глазами своими ясными блестел. Поговаривал только в ответ на все вопросы: «коль чадо видит, коли чадо слышит, и нам надобно увидеть и услышать». Вот и место для новой избы Снежа помогала найти, на опушке самого леса. Рядышком и речка журчит, и совсем близко охотник добрый, со своей женой да ребятишками живёт. А место само столь дивное, что, когда солнышко ясное на заре встаёт, кажется, что оно в гости заглянет. И пахнет здесь дивно — лесными травами, да луговыми цветами. Спокойно и тихо, только пение птиц, да шуршание листвы. Снежа ручку свою крохотную к земле прикладывает, а она тёплая — тёплая. Знает Снежа, что тут прорастёт всё что угодно, и земля рада труду всякому будет. Знает Снежа и то, что дом новый здесь будет большим и светлым, и в нём всегда будут громко смеяться, петь частушки и пиры настоящие устраивать. Коль с сердцем чистым в дом новый войдёшь, то и дом тем же ответит. А ещё Снежа знает, что их домовой хитрый, новую печь пуще прежней полюбит, и в хозяйстве пуще прежнего помогать будет.

Стены родного дома делают нас сильнее, словно все невзгоды и проблемы остаются там, за порогом и не могут нас достать в родной обители. Как там говорят?! Ах, да, кажется что-то типа того, что мой дом — моя крепость. Просто задумайтесь, а ведь — это правда. Когда мы взрослеем, и покидаем родительское гнездо, мы сталкиваемся с суровым и жестоким миром. Загибаясь от проблем и стрессов, мы в первую очередь думаем о своих родителях, и о своём родном доме, где мы выросли. Хочется вернуться туда вновь, и обрести ощущения покоя и защищенности. Стены собственного дома кажутся убежищем от всего остального мира, и если быть честным, то вести войну со всеми, легче из своего дома, где тебе знаком каждый уголок. Автор не уверен, выдержали ли бедные домовые реалии современного быта, но домашний уют неоценим. Именно дома мы позволяем себе полностью расслабиться. Здесь можно и расклеиться по полной программе, пустить слезу, пожалеть себя, или наоборот зализать раны, и собраться с духом. Замечали ли вы, когда — нибудь, что под крышей собственного дома, думается легче?! Дом — это в первую очередь не просто бетонная, или какая — нибудь ещё постройка, но — это его атмосфера и содержание. Оно зависит от много: от самих людей, от их прожитого совместного прошлого, от планировки, от освещения, от вида из окна и от многого другого. Для древних славян постройка нового дома была целым сборищем всяких ритуалов и обрядов, каждый из которых обладал сакральным смыслом. Давайте в этой статье поговорим именно об этом.

Когда наши предки приступали к строительству нового дома, то, это действие они сопровождали огромным количеством разных ритуалов и обрядов. Ради чего они это делали, спросит любопытный читатель. Так вот, всё дело в том, что наши предки боялись, что всякие бесы и нечестивые силы могли помешать им обжиться на новом месте. Переезд и новоселье считалось весьма опасным этапом. В этот период, по поверью наших предков, бесы могли всячески попытаться помешать им обустроить быт, и внести уют в новый дом. Вмешательство нечестивых сил могло проявиться в болезнях домочадцев, в хвори и даже смерти домашнего скота, в постоянных ссорах, в порче бытовых вещей и во многом другом. Чтобы избежать подобных вмешательств, будущие хозяйки проводили особый ритуал прежде чем, вместе с семьёй переехать в новое жильё. На рассвете, до первых солнечных лучей, женщина полностью раздевалась и начинала в таком виде обходить дом по кругу, произнося тихо особый заговор, который повествовал о том, что для сохранности своего жилища и семьи хозяйка ставила во дворе дома железный тын. Именно он служил преградой для того, что во двор не смог пробраться ни один зверь, ни один больной человек или вор, а также ужасный лесной дед. Для пущего эффекта заговора, женщина три раза переворачивалась прямо у ворот, и при этом заговаривала, чтобы в новом доме род приумножался. Конечно, на сегодняшний день всё это кажется немного нелепым, но, такой вот обряд совершался нашими славными женщинами вплоть до девятнадцатого века.

Не каждой земле видывать избы славянские.

До того, как построить дом, древние славяне очень тщательно и щепетильно подходили к процессу выбора места, где они собирались начать строительство. Именно правильный выбор хорошего места являлся залогом успешного завершения всего мероприятия. По верованиям наших предков, земля на котором стоял дом, была «живой» и носила свою энергетику. Этой самой энергетикой подпитывался сам дом, его стены, и эта энергетика через них передавался самим жителям дома. Поэтому для хорошего дома, в котором царило бы благополучие, необходимо было выбрать наиболее подходящее для этого место. До нас дошло много разных способов для определения «удачливости» земельного участка, которые использовали в старину наши предки. Вот, например, в некоторых районах нашей необъятной родины, ставили на выбранный участок земли, чугунок с паучком внутри. Если с наступлением утра, обнаруживалось, что появилась паутина, то, это место считалось добрым и пригодным. Так же, широко была известна традиция выбирать место для строительства с использованием какой-нибудь посуды с мёдом. На выбранном участке вырывалась неглубокая ямка, и туда устанавливали ёмкость с мёдом. Если в течении ночи в неё начинали забираться мурашки, то, это место так же одобрялось для начала строительства. Ещё одним способом для поиска хорошего места для постройки дома, было наблюдение за коровой. Обычно её отпускали пастись вблизи того места, где намеревались начать постройку. Если корова ложилась на землю, то это считалось хорошим знаком. Был известен и такой метод, когда глава семьи приносил с четырёх полей по камню, и расставлял их по выбранному им земельному участку таким образом, что они образовывали четырёхугольник. В центре такой экспозиции помещался головной убор мужчины. Затем, необходимо было ждать три дня. Если камни не меняли местоположения, то, считалось, что это место идеально подходит для нового дома. Бытовало поверье, что ни в коем случае нельзя было строить дом на земле, из-за которой ведутся споры. Это сулило неудачей и горем для новопоселенцев. Так же нельзя было начинать строительство в месте, где были найдены человеческие останки. Это считалось плохим и непригодным местом, так, как там мог обитать сам дух умершего, или ещё какая-нибудь хворь.

Голыми стенами врагов не пугали.

После того, как земельный участок для строительства был удачно выбран, приходила очередь для выбора самого строительного материала. В старину самым пригодным для этого дела считалось дерево. Тут нет ничего удивительного, что было доступным, то под строительство и приспособили наши предки. Дерево нужно было выбирать с умом, так, как именно ему предстояло стать домом, и некой защитой от сил извне. Поэтому, сам материал по верованию наших далёких предков, должен был быть сильным и устойчивым, как перед природными катаклизмами, так и перед напором нечистых сил. Итак, рубить деревья было принято весной. Причина была в том, что сок, который в это время года застаивался в древесине, делал её более крепкой и выносливой. Существовали и запреты на то, какие именно деревья нельзя было ни в коем случае использовать при строительстве. Например, нельзя было срубать деревья, которые были вывернуты и деформированы после непогоды. Считалось, что сам чёрт пометил такие деревья, как свою собственность. Если такие деревья использовали бы при строительстве, существовало верование, что в стены дома мог вселиться бес. Также плохим знаком считалось использовать в строительстве деревья, которые были прислонены к друг — другу. Это считалось предвестником скорого пожара. Так называемые скрипучие деревья могли стать причиной смерти жителей дома. Древние славяне так же всячески избегали использование древесины с тёмной сердцевиной. Считалось, что подобное могло послужить причиной для разных хворей и несчастий в семье.

Третьим шагом к дому мечты было собирание «правильного» мха. Как же наши предки определяли какой именно мох был им нужен, спросите вы мои дорогие и любопытные. Вот на этот случай у древних славян был весьма своеобразный ритуал. В течение недели, глава семьи приходил в лес и срывал по кучке мха. Затем сорванный мох относился и укладывался на чистый участок земли. Так продолжалось каждый день, вплоть до воскресенья. По истечению необходимого срока, наступала пора проверить «правильность» мха. Происходило это следующим образом: мужчина начинал переворачивать кучки мха, и проверять под который не забились насекомые. После того, как такой кусок определялся, далее глава семейства отправлялся в лес именно в тот день недели, в который и был собран изначально мох, не собравший ни единого представителя многочисленного семейства насекомых. Например, если определялось, что под мхом, который был сорван во вторник, не было насекомых, значит мох следовало срывать в каждый вторник. Вся эта строительная прелюдия проводилась только ради того, чтобы максимально обезопасить свой дом от нашествия всяких жуков.

Когда дело доходило до закладывания фундамента, тут наши с вами предки очень тщательно выбирали материал, который и засыпался в фундамент. Категорически запрещалось брать в расход песок, или камни с кладбища. Они несли в себе энергетику смерти и отчаянья, и дом построенный на подобном фундаменте, ну никак не вселял позитив. За дело уже брались не только члены семьи, но и плотники. Строительные обряды только начинали набирать обороты. Когда начинали закладывать первый венец, было принято зарывать по углам монеты. Это считалось символом будущего достатка в доме. Вместе с монетами, прятался и ладан, как оберег, от вторжения в дом злых сил. Широко использовались и кусочки хлеба, и даже голова петуха. Последнее трактовалось, как способ заключить договор с домовым и задобрить его. Все щепки, которые оставались после первого сруба ни в коем случае нельзя было выкидывать. Они собирались и хоронились внутри постройки. Таким образом, древние славяне считали, что всё происходящее внутри дома, оставалось тайной и не выходило на улицу, тогда, как всё происходящее извне становилось известным для живущих в доме. Было так же принято между венцов закладывать травы, собранные в ночь празднования Ивана Купалы. Вообще древние славяне держали в доме много высушенных трав. Некоторые из них были целебными, а не которые были призваны отпугивать нечистые силы. Такие травы обычно хранили по углам дома, чтобы туда не могла попасть молния.

После того, как возведение всех венцов было завершено, проводился один весьма занятный ритуал. Хозяин перекидывал сырое яйцо через стену. Суть этого ритуала была в том, чтобы защитить крышу дома от порывов сильного ветра. Затем чердак начинали застилать мхом (да-да тем самым, который собирали по дням недели). Над мхом вторым слоем хорошенько рассыпали овёс, а затем всё это великолепие присыпали песком. Это считалось предвестником достатка в новом доме.

Затем наступало время для того, чтобы начать обустраивать дом изнутри. В первую очередь нужно было построить очаг, точнее печь. Для этого созывали целую толпу из деревенской молодёжи и принимались дружно за дело. Стройка печи должна была проходить в весёлой и непринуждённой обстановке. Считалось, что таким образом в очаг закладывались самые позитивные эмоции. После завершения работы, было принято угощать помощников. Нельзя было скупиться в таком вопросе, так, как это олицетворяло гостеприимство будущих хозяев.

Построили дом – пора и новоселье справлять.

После всего вышесказанного, наконец наш далёкий и славный предок построил добротный дом. Самое время перебираться всей семьёй в него, и обустраивать быт на свой лад. К этому процессу, древние славяне подходили очень ответственно и осторожно, так, как они меняли не просто место жительства, они меняли всё пространство вокруг себя. Поэтому люди должны были полностью быть уверены в том, что новое пространство будет благоприятным для них. Из окон нового дома, должен был открываться вид на дорогу и на горизонт, чтобы каждый день иметь возможность встречать лицом к лицу рассвет, и восход великого светила в небесную обитель. Рядом с новым домом должен был располагаться источник родниковой воды. Это делалось не только для решения бытовых проблем, но и с точки зрения языческих верований. Огромное внимание уделялось и будущим соседям. Древние славяне по своей сути были очень дружелюбными людьми, для которых было важно поддерживать с окружающими их людьми неподдельно тёплые и доверительные отношения. Соседи порой ближе родственников, которые могут жить за тридевять земель, и скорее всего когда нас постигнет несчастья, первыми с нами окажутся именно хорошие соседи. Отдельное внимание уделялось расположению домашней скотины и коней. Об их комфорте беспокоились не зря, так, как по сути они и были кормильцами семьи, в те времена, когда мужчины не охотились и не рыбачили, или наступали холода.

Сегодня перед тем, как переехать на новое место жительство, многие ещё помнят немудрёный ритуал о том, что в самом начале стоит запускать в помещение кошку. Мотивировано это тем, что кошки мол видят духов и прочие потусторонние вещи. Если кошка тут же выскочит из помещения, то жить там определённо не стоит. Если же представитель семейства кошачьих забудет о вас, терпеливо ждущих у дверей, и заснёт где-нибудь, свернувшись пушистым калачиком, то это место определённо подходит для проживания. Этот нехитрый ритуал пришёл к нам из древности. На некоторых сайтах упоминается, что мол прежде, чем переехать в новый дом, наши предки, за неделю раньше, начинали каждую ночь оставлять в доме животных. Сначала это были представители семейства кошачьих, потом и домашние птицы, а затем очередь плавно доходила и до крупных животных. Например, утверждают, что в дом пускали ночевать коней и коров. Вот как вы себе это представляете?! Значит построил наш славянский мужчина хороший и добротный дом, из правильного дерева, всё прям по канону. На рассвете жена его голой по двору побегала, покувыркалась, заговоры правильные сделала. Печку всей деревней построили, всё прям от души сделали, и тут пустили во всё это великолепие корову и лошадь. Если честно автор в это не верит. Ну вот ни в жизни не поверит он, что какая-нибудь хозяйка вытерпела бы подобного издевательства над собственным домом. Короче, автор — Фома неверующий, остальное за вами читатели.

Бытовало ещё поверье, что кто в дом первый в дом войдёт, тот первый и умрёт. Дескать, дерево, срубленное в лесу, могло так отомстить за свою гибель. Поэтому, чаще всего в дом первым заходил самый старый член семьи. Если в семье как таковой не было старцев, то обычно обращались к соседям, или к близким с просьбой «одолжить» старцев (автор, так всего на минутку представил себе, как новые соседи к нему стучатся с просьбой одолжить дедушку, мол, чтобы он первым умер, весело это очень). Или было возможным пригласить человека, который не верил ни в Бога, ни в чёрта. Таким человеком, нашим предкам представлялись иноземцы. Кстати, начиная с восемнадцатого века, в качестве таких гостей «смертников», приглашали работников аптек, или докторов немецкого происхождения. Немцы с весельем относились к подобным мероприятиям, а наши знай уже тогда точили на фрицев зубы. Ну и на крайний случай, могли впустить в дом петуха. Если петух кукарекал, значит всё хорошо, и беда миновала. Вообще петухам страшно не везло на Руси при строительстве дома — их всё время в жертву приносили, голову отрывали, кровью углы освещали, и вообще под порогом закапывали.

Миграция домовых.

После того, как дом был построен, и можно было в него переезжать, наступала очередь за самым важным. Нужно было забрать своего домового с собой, в новое жилище. По поверью древних славян, домовые обитали за печкой. Без него, никак нельзя было начинать жизнь на новом месте, так, как домовой — это душа самого дома. Он самый большой помощник по хозяйству, и самый большой защитник от всех бед. Коли беда за окном поджидала, то домовой мог и козни какие — нибудь устроить, чтобы задержать хозяев в доме подольше. Домовой помогал и по хозяйству, но, ежели ему попадали ленивые и никчёмные хозяева, он всячески им мешал. Вот, например, он мог забрать какую — нибудь дорогую и важную вещь и спрятать, у себя за печкой. Если хотели вещь выпросить обратно, то вокруг ножек стула начинали обвязывать нитку, да приговаривать, чтобы домовой поигрался, да вещицу обратно вернул. Сами подумайте, разве могли наши предки в новый дом, да без такого удалого помощника отправиться жить?! Нужно было поговорить с домовым и убедить его пойти жить вместе с хозяевами в новый дом. Для этого, стоило задобрить домового как следует. Домового переносили в новое жильё в огне из старой печи, или в старой обуви. Затем хозяйка, на новоселье пекла большой праздничный каравай, и первый кусок она отрезала и клала позади печи, в угощение любимому домовому, чтобы он лучше освоился на новом месте. Заметьте, что местом обитания домового была именно печка — самое главное место в каждом славянском жилье. Фактически весь быт строился вокруг домашнего очага, и огонь в нём символизировал не просто стихию, а защиту от всех тёмных сил. Вот домовой хранителем и дома, и его очага. Поэтому, без него ни одна славянская семья в новое место жить не перебиралась, потому, как верили, что без него в новом доме их постигнут одни несчастья.

В новый дом было принято переносить некоторые вещи быта из старого дома. По сути новый дом — это было новое пространство, которое нужно было суметь правильно наполнить. Поэтому строительные обряды были столь многочисленными. В первую очередь, на новом месте должна была прижиться душа самих хозяев, так, как они не просто ели и спали в доме, но и связывали с ним собственную энергетику. Новоселье праздновали весело и размашисто, гуляя от души, распевая песни и танцуя. Важной составляющей было и хорошее соседство. Древние славяне всячески продумывали свой быт, у каждой, даже самой незначительной мелочи был свой смысл, и наши предки этот смысл знали. Сейчас, в наше время, когда у людей ложные кумиры, так, хочется наполнить свою жизнь духовностью и искренностью. Учитесь у корней, и возможно вы почувствуете, что всё за чем вы гонитесь, не больше чем просто пыль бытия. Наполняйте свой дом добром, и вы увидите, как в нём хорошо и счастливо живётся. Всё зависит только от нас!

Дом - Оберёг В наш быстротечный век людям особенно необходимо хоть где-то чувствовать себя под защитой и в безопасности. И естественным местом, дающим такое ощущение является родной дом. Недаром народная поговорка гласит: «мой дом — моя крепость». Но, чтобы дом был домом, его нужно правильно построить и обустроить. Сегодня у всех на слуху искусство обустройство дома фэн-шуй, пришедшее к нам из Китая, чуть меньше людей знает древнеиндийскую «Васту-шастра». Однако, у наших Предков - Славян было своё искусство обустройства дома, складывавшееся на протяжении тысячелетий и созвучное нашему родовому Духу. В древнем славянском волховском искусстве «ВойЯрг» был целый раздел, посвящённый устройству и обустройству дома, который именовался «Ладный дом» или «Дом-оберег».

Если обратиться к миропониманию наших Предков, то мы увидим, что всё мироздание для них строилось по принципу подобия, где малое — Яр, отражает великое — Ярг. Так и дом был подобием Вселенной, своеобразным мирозданием, творимым хозяином и связующим его с внешним миром. Но, чтобы дом стал подобием живой Вселенной надо наполнить его Жизненной Силой — Жилом. Для этого необходимо было соблюсти ряд условий, первое из которых выбор правильного места для будущего жилья.

Места есть сильные, нейтральные и гиблые. На последних возводить жильё нельзя, к таким местам относят кладбища, места рядом с действующими храмами и святилищами, или же места, на которых храмы и святилища стояли и были разрушены. Так же к местам, на которых не следует селиться относились крутые излучины рек, места, где раньше проходила дорога — считалось, что в таком месте в доме не задержится счастье и богатство. Сильное же место богато подземными ключами, деревья да кустарники на нём растут ровные да высокие.

Был и специальный обряд, помогающий определить то ли место выбрано для постройки дома.

Расположение дома так же было немаловажным, оно согласовывалось со сторонами света и, соответственно, с т. н. геомагнитной сетью или, по старому — Линиями Нави. Сам дом возводился в традиционной пядевой системе мер, которая была привязана к телу человека. А значит, был изначально сладен со своим хозяином, создавался исключительно под него. И человек в таком доме чувствовал себя свободно и уютно. Внутренняя планировка дома согласовывалась с коловратами, порождаемыми стихийными Потоками Небес и Земли. Внешнее убранство дома обрамлялось обережными узорами, чтобы привлечь в дом положительные стихийные Потоки и устранить воздействие худых Потоков. В комнатах дома помещались специальные Предметы Силы, посвящённые Богам-покровителям данных частей дома.

При строительстве дома, под его фундамент ложился заклад — специальные обереги с рунными символами и заговорами, которые должны были привлекать, притягивать в дом Жило. Такие же обереги и знаки клались или чертились на полу под верхним покрытием, закладывались в углы, под плинтуса и под косяки дверей и окон.

Сам дом устраивался по определённому принципу и каждая часть его была взаимосвязана с Богами. Горизонтально дом делился Перуновым крестом на четыре сектора, соотнесённых с четырьмя Богами — устроителями домового пространства. Причём, каждый из этих секторов так же мог быть разделён по принципу вложенных пространств. Вертикально дом повторял трёхчастное строение мира: нижняя часть — фундамент и подпол или погреб — Навь, прошлое, основа; средняя часть — жилая — Явь, то место, где проходит жизнь домочадцев; чердак и крыша — небесный свод, Правь — обитель высших Сил. Через крышу в дом идут небесные Потоки, именно поэтому в старину крыша любого дома была со скатами, что бы текущая с Небес Сила не застаивалась и не создавала лишнего напряжения, а омывала дом, подобно дождю. Двускатная крыша обычно располагалась по направлению восток-запад, а на коньках её вырезали конские головы, символизирующие колесницу или лодью Дажьбога-Солнца, в которой плывёт он по Небу.
Самой сильной считалась южная сторона дома, сторона в которой по земному коловрату стихий властвовал Стриб (стихия) земли, а по небесному коловрату — Стриб солнечного огня. Именно на южной стороне, по которой ходит Солнце располагали фасад — лицо дома. С этой стороны было обычно и больше всего окон.

В южной стороне дома располагали так же гостиную и кухню, поскольку южная сторона — сторона плодородия, блага и здоровья. Причём гостиная смыкалась с восточной стороной, ибо восточная сторона несёт Потоки бродяжные, кочевые — как раз гостей привечать. Покровительствовали гостиной Белобог — устроитель явной жизни и Стривер — хозяин пространства, Отец ветров. Потому и решались в гостиной все важные семейные дела, велись семейные советы и здесь же привечались пришедшие в дом гости. Кухня смыкалась со стороной западной, поскольку запад несёт Потоки материального достатка и стабильности. Находится кухня под управлением Числобога — хранителя времени, чисел и Божества счёта и расчётов и Макоши — небесной пряхи, покровительницы женщин. Пространство кухни от печи до южной стены именовалось женским кутом — тут женщина была полноправной хозяйкой. В кухне же находится и одно из самых значимых Мест Силы дома — печь. По древним славянским преданиям первое, что сварганил небесный коваль Сварог — была печь. И первыми словами его были: «Да будет огонь в этом очаге!». А свет, уже от огня, сам по себе появился. Первым печником был Бог Сварог, оттого все Мастера печные - Свароговы братья. Печь - это ворота в Навь - древний мир человечества. За каждой печью живет Бог начала, наш Первопредок. Он и сейчас там живет, только люди забыли про это, кто с печью дружит, тот Его увидеть может. Обычно Он появляется в пламени в виде Огневика. Женское лоно устроено по образу той печи, внутри которой Сварог поместил огонь Животворящий. Вкладываешь в неё сырое, а получаешь готовое, с Духом и Душою. Печь из смерти в жизнь переводит, из минувшего в будущее. Очаг в доме — жизнь в доме. Дом без очага вовсе не дом, даже во временном доме есть очаг. В современных квартирах на кухнях стоят газовые, электрические, но печи. У огня всякая может быть природа. Любая печь - дитя той Божественной Первопечи. Любой огонь, у которого греешься и на котором еду готовишь, дом в храм превращает. С очагом обращаться нужно с пониманием, по всем правилам: содержать в чистоте, как содержишь в чистоте свое тело, каждый день протирать. Если печь хорошо попросить, она и дом сохранит от всякой нечисти, и болезнь прогонит, и печаль всякую. В печи можно печаль свою сжечь, любую беду прогнать. А еще огню печному можно дурные сны рассказывать, предчувствия нехорошие. Печь - почти как Бог, всемогуща! Прабог живет в мире, называемом Навь, там живут Навьи — Души Предков, и туда после смерти уйдем и мы. Оттуда же в мир приходят новые Души. Печь это образ Матери-Земли. У печи молят о будущих детях и перепекают недоношенных и больных. В печи дикий огонь превращается в ручной и служит человеку.

С запада к южной стороне обычно примыкала, приожая или веранда. При чём вход в дом должен быть с заподной стороны, чтобы в дом текли Потоки достатка материального и стабилности. Находиться прихожая и вход под управлением Перуна - он правит потоки, тякущие в дом. И стоя на страже межи отделяющий пространство дома от чужого мира задомья, правит течением Жила в доме. С внешней стороны на крыльце над входной дверью вешают обычно поткову, обязательно побывавшую под лошадью и найденую самостоятельно. Чтобы привлечь счастье и достаток вешают её рогами вверх., рассположеная так подкова семволизирует ещё и полную чашу в доме. А вот с внутренней стороны под наличник обычно втыкают иглы или нож, чтобы перебить течение худых потоков и отвадить иущих в дом с худыми намерениями. Сами же наличники над входной дверью и фронтон крыльца украшают резными знаками Перуна - Градинами.
С заподной стороны дома должны распологаться все материальные ценности, буть то деньги, драгоценности или кладовые с запасами продуктов. Тогда в доме непрерывно удет господствовать достаток и благополучие. На западе нужно обустраивать и деловое место, тогда любое дело будет приносить ощутимый материальный результат.

Это лишь некоторые принципы обустройства Ладного дома нашими Предками, способного быть оберёгом и настоящим родовым гнездом для населяющих его. Сами же Славянские знания по обустройству дома, весьма обширны, и включают в себя в том числе и сведения о создании домашних оберёгов, отгоняющие несчастья и недуги, и превликающих благо, древнии обряды, призывающие в дом Силу и Благодать Богов и Стихий. И многое многое другое.

И даже если вы живёте не в собственном доме, а в квартире многоэтажки, пользуясь мудростью наших Предков можно превратить её из серого типового холодного склепа в согревающий Душу и сердце родной уголок.

- 10100

Начало строительства дома у древних славян было связано с целым комплексом ритуальных действий и обрядов, предупреждающих возможное противодействие со стороны нечистой силы. Самым опасным периодом считался переезд в новую избу и начало жизни в ней. Предполагалось, что "нечистая сила" будет стремиться помешать будущему благополучию новосельцев. Потому до середины XIX века во многих местах России сохранялся и проводился древний обережный ритуал:

Сняв одежду, до рассвета хозяйка дома нагишом обходила новую избу и произносила приговор: "Поставлю я около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не переполз, ни хилой человек ногой не переступил и дедушка лесной через него не заглядывал".

Чтобы придать заклятию дополнительную силу, женщина должна была трижды кубарем перевернуться в воротах, приговаривая: "Дай, чтобы род и плод в новом доме увеличивались".

Всё начиналось с поиска места и строительных материалов. Судя по этнографическим данным XIX века, существовало множество способов ворожбы при выборе места под дом. Иногда на участке ставили чугунок с пауком. И если он за ночь начинал плести паутину, то это считалось добрым знаком. В некоторых местах на предполагаемом участке в небольшую ямку ставили посудину с мёдом. И если в неё забирались мурашки - место считалось счастливым. Выбирая безопасное для стройки место, нередко вначале выпускали корову и ждали, пока она ляжет на землю. То место куда она ложилась, считалось удачным для будущего дома. А в некоторых местах будущий хозяин должен был собрать четыре камня с разных полей и разложить их на земле в виде четырёхугольника, внутри которого он клал на землю шапку и читал заговор. После этого нужно было ждать три дня, и если камни оставались нетронутыми, то место считалось удачно выбранным. У белорусов существует народное утверждение о том, что дом ни в коем случае нельзя строить на спорной земле, потому что это могло навлечь проклятия со стороны проигравшего спор и тогда новому хозяину такой земли не видать счастья во век. Также надо отметить, что дом никогда не строили на том месте, где были найдены человеческие кости или где кто-либо порезал руку или ногу.

Не менее сложным был процесс выбора дерева. Самыми лучшими считались деревья, срубленные в последнюю четверть луны. Чаще всего лес рубили в марте или апреле, так как весенний сок делал древесину более крепкой. Существовало множество запретов, например, на вывернутое непогодой дерево. Крестьяне были уверены, что это дерево вывернул для себя чёрт и при строительстве он может переселиться в новый дом. Одно дерево, повисшее на другом, предвещало пожар; дом, построенный из скрипучего дерева, нагонял на хозяев смерть или мучительный кашель; а дерево с чёрной сердцевиной могло вызвать всевозможные болезни и несчастья.

Наконец, когда срублены подходящие деревья самое время отправляться за мхом. Что, кстати, было очень важным и не простым делом. Каждый день, начиная с понедельника, в течение недели хозяин приходил в лес, срывал горсть мха и оставлял его на чистой земле. В воскресенье он смотрел, под какой из кучек мха нет мошек и червяков, и в тот день, в который была сорвана эта кучка, и следовало заготавливать мох. Все эти сложные приготовления предназначались для того, чтобы в доме не заводились разные жучки.

После этого начинали закладывать фундамент, для которого нельзя было использовать песок и камни с кладбища. И только в это время за дело брались плотники. Их работа тоже была связана с разными обрядами. Широко был распространён обычай: при закладывании первого венца прятать за угол монеты (для богатства), ладана (как оберег от нечистой силой), кусочки хлеба или сыра, а иногда и голову петуха - своеобразное пожертвование Домовому. После возведения сруба резали петуха и брызгали кровью на четыре угла, а затем зарывали его под дверью. Все щепки с первого венца собирали внутрь, чтобы то, что будет происходить на улице, знали в доме, но то, что творится в доме, было бы неизвестно на улице. Также было принято класть под четыре угла освящённые травы, чтобы охранять дом от молний. В те древние времена люди верили, что молнии преследуют нечистиков, которые любят прятаться в углах, особенно если там нет ничего освящённого. При строительстве дома между остальными венцами также закладывали серебряные монеты и травы, собранные на Ивана Купалу.

Важным считался не только первый, но и последний венец. По завершении строительства хозяин перебрасывал через стену освящённое яйцо, которое закапывали на месте падения. Это делали для того, чтобы ветер не срывал крышу. Во многих сёлах после укладывания последнего венца хозяйка подавала одному из плотников горшочек с зерном. Плотник проходил по венцу, посыпая его зерном и желая счастья, богатства и здоровья семье в новом доме. А после этого чердак застилали мхом, по которому сеяли овёс и присыпали его песком. Овёс восходил и засыхал, что должно было привести к богатству.

После возведения крыши начиналось внутреннее обустройство дома и перво-наперво в доме строили печь. Хозяин собирал толоку (толпу), на которую звали в основном молодёжь, и все вместе они закладывали печь. Строительство в толоке шло быстро, с шутками и прибаутками, по завершении которого хозяин обязательно угощал всех помощников.

Когда печь разжигали в первый раз, в неё засыпали девять горстей зерна, от чего стенки покрывались глянцем, к которому впоследствии не приставал дым.

На рисунке Вы видите старинную русскую печь, где: 1 - чело; 2 - припечек; 3 - опечек; 4 - печурка; 5 - залавок длинный ящик с подъёмной крышкой для хранения продуктов, посуды; и, наконец, 6 - ухват.

И вот, наконец-то, можно было начинать справлять новоселье. В старые времена человек менял не только дом, но и целое пространство, а в этом пространстве важно было всё: видно ли горизонт, восход и закат, чтобы дорога просматривалась, да и водица рядом была, чтобы сосед хороший был, удобно и лошади и скотинке приходилось. А уж сам дом - центр этого пространства, самое священное место, проверялось ещё много раз. А вдруг при строительстве материал не тот попался, плотникам не угодили, да они "злое" бревно подложили, человек с недобрым взглядом прошёл и сглазил, не поселилась ли нечисть от чьей-нибудь зависти?

Ритуальные действия входа в дом начинались за неделю. Испытывая безопасность жилья, на первую ночь пускали в дом кота и кошку, если всё было благополучно, несли петуха и курицу, на третий день уже поросёнка, в следующие дни овцу, корову и лошадь. Птицы и животные очень чувствительны и тем самым показывают хозяину, "доброе" ли место. И только на седьмой день поселялись в дом люди. Давно приметили, что кто первый в дом входит, тому первому и умирать. Первый входящий забирает на себя всё зло, которое может присутствовать на новом месте, или становиться жертвой за срубленные для строительства деревья. И если в семье были "уставшие от жизни" старики, они-то и входили первыми. Если не было стариков, приглашали чужого человека, не верующего ни в чёрта, ни в бога, а позже стали приглашать аптекаря-немца или доктора-немца, которые к таким порядкам относились как к игре. Хотя, в некоторых местах ограничивались лишь запуском в доме петуха. Если он кукарекал, это был хороший знак.

Огромной очистительной силой обладает хлеб, зёрна и, особенно, квашня (деревянная кадка для теста). Потому первым иногда мог войти хозяин с квашнёй в руках, за ним - хозяйка с курицей, далее шла молодёжь. Вселение семьи сопровождалось обрядом перенесения огня из старого жилья и переселения Домового из старого подпечья (запечья) в новое. Домового зазывали и приглашали: "Домовой! Домовой! Пойдём со мной!". Или же хозяин, стоя в воротах и кланяясь на три стороны, возглашал: "Батюшка Домовой и Матушка Домовая, Батюшка Дворовой и Матушка Дворовая со всеми семейством, пойдёмте к нам на новое жилище с нами жить!". Домового переносили с жаром из печи на "хлебной лопате", с горшком каши или в валенке. Затем хозяйка отрезала от каравая хлеба первый ломоть и клала его "под печку" приветствую Домового.

Входили в дом по нитке, верёвке или поясу. Все эти предметы - символы времени, долговечности, жизни, которые связывают родных. Несли с собой и воды, и медового напитка (медовухи), старались захватить с собой из старого дома в новый и Долю. Считалось что Доля есть не только у человека, но и у избы. Перенос Доли выражался в том, что с прежнего места на новое переправляли некоторые "символы обжитости": домашние изваяния богов, обереги, огонь очага, домовой сор и даже лукошко навоза из хлева. Кашу несли недоваренную и прямиком ставили сразу доваривать на новый огонь.

В наш быстротечный век людям особенно необходимо хоть где-то чувствовать себя под защитой и в безопасности. И естественным местом, дающим такое ощущение является родной дом. Недаром народная поговорка гласит: «мой дом - моя крепость». Но, чтобы дом был домом, его нужно правильно построить и обустроить. Сегодня у всех на слуху искусство обустройство дома фэн-шуй, пришедшее к нам из Китая, чуть меньше людей знает древнеиндийскую «Васту-шастра». Однако, у наших Предков – Славян было своё искусство обустройства дома, складывавшееся на протяжении тысячелетий и созвучное нашему родовому Духу. В древнем славянском волховском искусстве «ВойЯрг» был целый раздел, посвящённый устройству и обустройству дома, который именовался «Ладный дом» или «Дом-оберег».

Если обратиться к миропониманию наших Предков, то мы увидим, что всё мироздание для них строилось по принципу подобия, где малое - Яр, отражает великое - Ярг. Так и дом был подобием Вселенной, своеобразным мирозданием, творимым хозяином и связующим его с внешним миром. Но, чтобы дом стал подобием живой Вселенной надо наполнить его Жизненной Силой - Жилом. Для этого необходимо было соблюсти ряд условий, первое из которых выбор правильного места для будущего жилья.

Места есть сильные, нейтральные и гиблые. На последних возводить жильё нельзя, к таким местам относят кладбища, места рядом с действующими храмами и святилищами, или же места, на которых храмы и святилища стояли и были разрушены. Так же к местам, на которых не следует селиться относились крутые излучины рек, места, где раньше проходила дорога - считалось, что в таком месте в доме не задержится счастье и богатство. Сильное же место богато подземными ключами, деревья да кустарники на нём растут ровные да высокие.

Был и специальный обряд, помогающий определить то ли место выбрано для постройки дома.

Расположение дома так же было немаловажным, оно согласовывалось со сторонами света и, соответственно, с т. н. геомагнитной сетью или, по старому - Линиями Нави. Сам дом возводился в традиционной пядевой системе мер, которая была привязана к телу человека. А значит, был изначально сладен со своим хозяином, создавался исключительно под него. И человек в таком доме чувствовал себя свободно и уютно. Внутренняя планировка дома согласовывалась с коловратами, порождаемыми стихийными Потоками Небес и Земли. Внешнее убранство дома обрамлялось обережными узорами, чтобы привлечь в дом положительные стихийные Потоки и устранить воздействие худых Потоков. В комнатах дома помещались специальные Предметы Силы, посвящённые Богам-покровителям данных частей дома.

При строительстве дома, под его фундамент ложился заклад - специальные обереги с рунными символами и заговорами, которые должны были привлекать, притягивать в дом Жило. Такие же обереги и знаки клались или чертились на полу под верхним покрытием, закладывались в углы, под плинтуса и под косяки дверей и окон.

Сам дом устраивался по определённому принципу и каждая часть его была взаимосвязана с Богами. Горизонтально дом делился Перуновым крестом на четыре сектора, соотнесённых с четырьмя Богами - устроителями домового пространства. Причём, каждый из этих секторов так же мог быть разделён по принципу вложенных пространств. Вертикально дом повторял трёхчастное строение мира: нижняя часть - фундамент и подпол или погреб - Навь, прошлое, основа; средняя часть - жилая - Явь, то место, где проходит жизнь домочадцев; чердак и крыша - небесный свод, Правь - обитель высших Сил. Через крышу в дом идут небесные Потоки, именно поэтому в старину крыша любого дома была со скатами, что бы текущая с Небес Сила не застаивалась и не создавала лишнего напряжения, а омывала дом, подобно дождю. Двускатная крыша обычно располагалась по направлению восток-запад, а на коньках её вырезали конские головы, символизирующие колесницу или лодью Дажьбога-Солнца, в которой плывёт он по Небу.
Самой сильной считалась южная сторона дома, сторона в которой по земному коловрату стихий властвовал Стриб (стихия) земли, а по небесному коловрату - Стриб солнечного огня. Именно на южной стороне, по которой ходит Солнце располагали фасад - лицо дома. С этой стороны было обычно и больше всего окон.

В южной стороне дома располагали так же гостиную и кухню, поскольку южная сторона - сторона плодородия, блага и здоровья. Причём гостиная смыкалась с восточной стороной, ибо восточная сторона несёт Потоки бродяжные, кочевые - как раз гостей привечать. Покровительствовали гостиной Белобог - устроитель явной жизни и Стривер - хозяин пространства, Отец ветров. Потому и решались в гостиной все важные семейные дела, велись семейные советы и здесь же привечались пришедшие в дом гости. Кухня смыкалась со стороной западной, поскольку запад несёт Потоки материального достатка и стабильности. Находится кухня под управлением Числобога - хранителя времени, чисел и Божества счёта и расчётов и Макоши - небесной пряхи, покровительницы женщин. Пространство кухни от печи до южной стены именовалось женским кутом - тут женщина была полноправной хозяйкой. В кухне же находится и одно из самых значимых Мест Силы дома - печь. По древним славянским преданиям первое, что сварганил небесный коваль Сварог - была печь. И первыми словами его были: «Да будет огонь в этом очаге!». А свет, уже от огня, сам по себе появился. Первым печником был Бог Сварог, оттого все Мастера печные – Свароговы братья. Печь – это ворота в Навь – древний мир человечества. За каждой печью живет Бог начала, наш Первопредок. Он и сейчас там живет, только люди забыли про это, кто с печью дружит, тот Его увидеть может. Обычно Он появляется в пламени в виде Огневика. Женское лоно устроено по образу той печи, внутри которой Сварог поместил огонь Животворящий. Вкладываешь в неё сырое, а получаешь готовое, с Духом и Душою. Печь из смерти в жизнь переводит, из минувшего в будущее. Очаг в доме - жизнь в доме. Дом без очага вовсе не дом, даже во временном доме есть очаг. В современных квартирах на кухнях стоят газовые, электрические, но печи. У огня всякая может быть природа. Любая печь – дитя той Божественной Первопечи. Любой огонь, у которого греешься и на котором еду готовишь, дом в храм превращает. С очагом обращаться нужно с пониманием, по всем правилам: содержать в чистоте, как содержишь в чистоте свое тело, каждый день протирать. Если печь хорошо попросить, она и дом сохранит от всякой нечисти, и болезнь прогонит, и печаль всякую. В печи можно печаль свою сжечь, любую беду прогнать. А еще огню печному можно дурные сны рассказывать, предчувствия нехорошие. Печь – почти как Бог, всемогуща! Прабог живет в мире, называемом Навь, там живут Навьи - Души Предков, и туда после смерти уйдем и мы. Оттуда же в мир приходят новые Души. Печь это образ Матери-Земли. У печи молят о будущих детях и перепекают недоношенных и больных. В печи дикий огонь превращается в ручной и служит человеку.

С запада к южной стороне обычно примыкала, приожая или веранда. При чём вход в дом должен быть с заподной стороны, чтобы в дом текли Потоки достатка материального и стабилности. Находиться прихожая и вход под управлением Перуна — он правит потоки, тякущие в дом. И стоя на страже межи отделяющий пространство дома от чужого мира задомья, правит течением Жила в доме. С внешней стороны на крыльце над входной дверью вешают обычно поткову, обязательно побывавшую под лошадью и найденую самостоятельно. Чтобы привлечь счастье и достаток вешают её рогами вверх., рассположеная так подкова семволизирует ещё и полную чашу в доме. А вот с внутренней стороны под наличник обычно втыкают иглы или нож, чтобы перебить течение худых потоков и отвадить иущих в дом с худыми намерениями. Сами же наличники над входной дверью и фронтон крыльца украшают резными знаками Перуна — Градинами.
С заподной стороны дома должны распологаться все материальные ценности, буть то деньги, драгоценности или кладовые с запасами продуктов. Тогда в доме непрерывно удет господствовать достаток и благополучие. На западе нужно обустраивать и деловое место, тогда любое дело будет приносить ощутимый материальный результат.

Это лишь некоторые принципы обустройства Ладного дома нашими Предками, способного быть оберёгом и настоящим родовым гнездом для населяющих его. Сами же Славянские знания по обустройству дома, весьма обширны, и включают в себя в том числе и сведения о создании домашних оберёгов, отгоняющие несчастья и недуги, и превликающих благо, древнии обряды, призывающие в дом Силу и Благодать Богов и Стихий. И многое многое другое.

И даже если вы живёте не в собственном доме, а в квартире многоэтажки, пользуясь мудростью наших Предков можно превратить её из серого типового холодного склепа в согревающий Душу и сердце родной уголок.