Замена придаточного определительного причастным оборотом (подготовка к заданию А6). Предложения с причастным оборотом, примеры Придаточное предложение определительное и причастный оборот

I.Причастный оборот близок по значению к определительному придаточному предложению.

На­пример:

Счастлив путешественник, попавший в нетрону­тые края (С.-М.). - Счастлив путешественник, который попал в нетронутые края

Таким образом, придаточ­ное определительное предложение и причастный оборот являются синонимическими, параллельными конструк­циями.

Разница между ними состоит в следующем:

а) причастный оборот, как и причастие, свойствен книжным стилям, а придаточное определительное - стилистически нейтрально;

б) причастный оборот обладает большей сжатостью и краткостью (см. приведенный выше пример);

в) причастный оборот может стоять и до, и после определяемого существительного. Например, вполне возможно: На заросшем молодым ельником берегу лежит поваленная береза (С.-М.) и На берегу, зарос­шем молодым ельником, лежит поваленная береза.

Причастный оборот нередко помогает избежать не­желательного повторения слова который или двусмыс­ленности, двузначности придаточного предложения.

На­пример:

Лесная сторожка, в которую мы часто заходим, находится недалеко от шоссе, которое ведет в город. - Лесная сторожка, в которую мы часто заходим, нахо­дится недалеко от шоссе, ведущего в город;

Дом отдыха стоял на берегу залива, который был покрыт мелкой галькой. - Дом отдыха стоял на покрытом мелкой галь­кой берегу залива

Следует учитывать, что придаточное предложение именно как предложение, имеющее свою грамматиче­скую основу, может передавать более разнообразные значения сравнительно с причастным оборотом; по­этому не всегда придаточное определительное предло­жение можно заменить причастным оборотом. Так, нельзя произвести замену причастным оборотом при­даточного определительного, сказуемое которого выра­жено формой будущего времени глагола или формой сослагательного (условного) наклонения.

Например:

Мы хотим пойти на публичную лекцию, которая состоит­ся в Доме культуры (замена невозможна, так как в рус­ском языке нет причастия будущего времени «состоящийся»);

Необходимы опытные специалисты, которые бы изучили эту проблему (замена невозможна, так как причастие не образует форм сослагательного наклоне­ния «изучившие бы»)

Не могут быть заменены причастным оборотом при­даточные предложения, если в них слово который стоит в любом падеже, кроме именительного падежа и вини­тельного без предлога.

Например:

Пешеходный туннель, который соединяет противоположные части улицы. - Туннель, соединяющий ...;

Войти в туннель, который соединяет ... . - Войти в туннель, соединяющий ... . Но невозможно перестроить: Туннель, по которому шли пе­шеходы; Туннель, в который вошли пешеходы

Примечание :

Сказанное о причастных оборотах относится и к распространенным обособленным определениям, выраженным прилагательными с зависимыми словами. Такие распространенные определения могут выступать как синонимические конструкции к соот­ветствующим придаточным определительным предложениям.

Напри­мер:

розовые от заката. - На небе замерли легкие облака, которые были розовыми от заката

II. Деепричастный оборот синонимичен неко­торым придаточным предложениям: времени, причины, условия, уступки, сравнительным (образа действия).

Например:

Услышав выстрел, Касьян быстро закрыл глаза рукой (Т.). - Когда Касьян услышал выстрел, он быстро закрыл глаза рукой (или: Как только Касьян услышал выстрел, он быстро закрыл глаза рукой; Едва Касьян услышал выстрел, он ...);

Я несколько раз про­сыпался ночью, боясь проспать утро (Л. Т.). - Я не­сколько раз просыпался ночью, потому что (так как, оттого что) боялся проспать утро

Как и причастный оборот, деепричастный оборот свойствен книжным стилям. По сравнению с парал­лельными придаточными предложениями он отличается большей краткостью и выразительностью. Однако при­даточные предложения, благодаря наличию различных союзов, более четко передают оттенки значений, харак­теризующие каждый тип таких предложений. Помимо приведенных выше примеров, ср. еще: Взявшись за де­ло, доведи его до конца. - Если (раз, когда, коли, еже­ли) взялся за дело, доведи его до конца.

Замена придаточного предложения деепричастным оборотом возможна тогда, когда главное и придаточ­ное относятся по смыслу к одному подлежащему.

На­пример:

Когда мы обсудили положение, то решили про­должать путь без проводников. - Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводников.

Однако невозможна замена в таком, например, предложении: Когда мы вышли на берег, солнце было уже низко над горизонтом (Арс.) (в главном и придаточном предло­жениях подлежащие разные)

Невозможна, естественно, замена придаточного предложения деепричастным оборотом и тогда, когда от данного глагола деепричастие не образуется.

Напри­мер:

Когда он пишет доклад, то очень тщательно вы­веряет все факты (замена невозможна, так как в совре­менном языке деепричастие пиша не употребляет­ся)

Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

При употреблении сложноподчиненных предложе­ний весьма распространенными являются следующие ошибки:

1. Придаточное определительное предложение со словом который бывает оторвано от определяемого существительного, что затрудняет верное восприятие смысла.

Например:

Ряд отрицательных явлений общест­венной жизни можно встретить еще и в наши дни, про­тив которых были направлены сатирические произведе­ния поэта. Это предложение можно исправить так: Еще и в наши дни можно встретить ряд отрицательных явле­ний в общественной жизни, против которых были на­правлены сатирические произведения поэта.

2. Неправильно совмещаются конструкции простого и сложного предложений.

Например:

Пьеса разобла­чает «темное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко
относятся к зависимым от них людям
(неправомерно соединены дополнение и придаточное предложение). Предложение можно исправить, например, так: Пьеса
разоблачает «темное царство», показывает, как жестоко Дикие и Кабанихи относятся к зависимым от них людям

3. Неправильно объединяются на правах однород­ных конструкций причастный оборот и придаточное определительное предложение

Например:

На столе у него лежала книга, открытая на одной и той же стра­нице и которую он никогда не читал.

Предложение можно было бы исправить так: На столе у него лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал.

4. В предложениях с последовательным подчине­нием неоправданно повторяются одинаковые союзы.

Например:

Некоторые критики полагали, что автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить постав­ленную проблему.

Предложение можно исправить, на­пример, так: Некоторые критики полагали, будто автор так молод, что едва ли сможет убедительно ре­шить поставленную проблему.

5. Неправомерно повторяются близкие по значению подчинительные союзы.

Например:

Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

В этом предложении сле­довало употребить один из союзов: Он считал, что мы
его неправильно поняли
(выражается утверждение) или Он считал, будто мы его неправильно поняли (выра­жается предположение)

6. В конструкции сложноподчиненных предложений, представляющих собой косвенную речь, включаются элементы прямой речи.

Например:

Корчагин твердо заявляет, что к буденовцам я обязательно перейду

В косвенной речи личные и притяжательные местоиме­ния (а также личные формы глагола) передаются от лица автора, рассказчика, а не того человека, чья речь передается.

Слайд 2

А 6. Замена придаточного определительного причастным оборотом

Слайд 3

Задание А26 из демоверсии-2011

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса. 2) Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений. 3) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев. 4) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесуА.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.

Слайд 4

Повторим теорию

Слайд 5

Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Причастный оборот - это причастие с зависимым словом

Слайд 6

Придаточное определительное предложение– это та часть сложноподчинённого предложения, которая зависит от главного и отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? и т. п. В КИМах А26 ЕГЭ придаточное определительное чаще всего содержит союзное слово КОТОРЫЙ, реже с союзного слова ЧТО. Вот эту часть СПП мы и исследуем на предмет замены её на причастный оборот

Слайд 7

Рассмотрим случаи, когда придаточную часть сложноподчиненного предложения НЕЛЬЗЯзаменить определением, выраженным причастным оборотом:

Слайд 8

1. Если союзное слово КОТОРЫЙ дистанционно удалено от главного предложения, то есть между главным предложением и союзным словом КОТОРЫЙ есть другое(-ие) слово(-а):Большие светлые здания,(окна которыхотражали первые солнечные лучи),бежалипо обе стороны дороги. Если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом: Дом,(вкотором я живу),построил мой дед Обратите внимание Чаще всего этот случай используется в заданиях ЕГЭ! Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.Летчик,о котором писали газеты, стал гостем телестудии.Из-за ближайшей избы выехали всадники, на которых было надето то-то невообразимое. На 17-ый слайд На 16-ый слайд На 20-ый слайд

Слайд 9

2. Причастие имеет только две формы времени: настоящего и прошедшего, поэтому, если сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме будущего времени, такая замена невозможна: Впечатления,(которые мы получаем в детстве),оказывают на нас огромное влияние. – Впечатления, /полученные нами в детстве/, … В небольшой зале два тенора пели дуэт из «Пуританки», и всё вокруг заполнялось волнами бархатных звуков, (которые лились в душе, опьяняя южной страстью). - …звуков, /лившихся в душе, опьяняя южной страстью/. У почти безголосого тенора Нодена,(который тем не менее считается лучшим вокалистом),была совершенно поразительная манера пения. - … тенора…,/считавшегося тем не менее лучшим вокалистом/, … НО:Грядущая третья технологическая революция,(которая изменит саму природу труда),будет основываться на силе умственной активности человека. – Глагол-сказуемое изменит стоит в форме будущего времени, поэтому замена НЕВОЗМОЖНА. На 22-ой слайд

Слайд 10

3. Причастия образуются от глаголов изъявительного наклонения (они обозначают реальное действие: читать – читают – читающий, читал – читавший; избирать – избирают – избираемый, избрать - избрал - избранный). Если в придаточном предложении сказуемое выражено глаголом в форме условного наклонениячитал бы, избрал бы и т.д., его НЕЛЬЗЯ заменить причастным оборотом. Такие конструкции можно обнаружить «одним взглядом» - ориентируете себя на поиск частицы бы – формального признака глагола в условном наклонении. При воспоминании об Аделине Пагги я переживаю состояние,(которое хотелось быиспытывать вновь и вновь). – Глагол-сказуемое стоит в форме условного(сослагательного) наклонения. – Замена НЕВОЗМОЖНА. На 19-ый слайд

Слайд 11

4. Если в главном предложении сложноподчиненного предложения с придаточным определительным есть указательное слово, придаточное предложение НЕЛЬЗЯзаменить причастным оборотом. Такие конструкции можно обнаружить «одним взглядом» - ориентируете себя на поиск указательного слова в главном предложении. Указательное слово в главном предложении «говорит» только об одном: «после меня пойдёт придаточное предложение и никакая другая конструкция». При воспоминании об Аделине Пагги я переживаютосостояние,(которое испытал, слушая колоратуру).

Слайд 12

5. Если придаточное определительное представляет собой безличное предложение, то его НЕЛЬЗЯзаменить причастным оборотом. При воспоминании об Аделине Пагги я переживаю состояние,(которое невозможно передать словами).– Это безличное предложение – замена НЕВОЗМОЖНА. На 22-ой слайд

Слайд 13

6. Если союзное слово КОТОРЫЙ в придаточном предложении не употреблено в форме ИМЕНИТЕЛЬНОГО или ВИНИТЕЛЬНОГО падежей, то такое придаточное НЕЛЬЗЯ заменить причастным оборотом. На репетициях присутствовал автор пьесы,(которого мы немного побаивались). – Мы немного побаивались (кого? чего?) автора (Р.п.) – проверяй опорным словом «коза»: побаивались (кого? чего?) козы (Р.п.). – Союзное слово КОТОРОГО стоит в форме Р.п., а не именительного или винительного, поэтому замена НЕВОЗМОЖНА.

Слайд 14

Помни Сказуемое в придаточном определительном должно быть выражено только глаголом изъявительного наклонения. То есть если в придаточном определительном использован глагол условного наклонения, его замена причастием невозможна. В главной части сложноподчиненного предложения с придаточным определительным не должно быть указательного местоимения, иначе его замену причастным оборотом осуществить не удастся. Не следует забывать и о том, что причастия образуются не от всех глаголов; полезно помнить: действительные причастия настоящего времени не могут быть образованы от глаголов совершенного вида (т.к. у них нет основы настоящего времени и они обозначают действие одноразовое или краткое, ограниченное пределом), а страдательные причастия не образуются от непереходных глаголов. Такие глаголы, как жать, мять, бить, вить, пить, шить, печь, сечь, пасти, красть, класть, мести, мазать, колоть, молоть, знать, писать, держать, резать, являясь глаголами несовершенного вида, переходными, все-таки не образуют форм страдательных причастий настоящего времени, следовательно, замена придаточных определительных причастиями будет невозможна.

Слайд 15

Потренируемся А26

Слайд 16

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?1) С 1923 года В.В. Алёхин руководил в МГУ кафедрой геоботаники, которая была создана по его личной инициативе.2) Всё творчество писателя Евгения Носова и есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.3) Дело В.В. Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.4) В фамильном архиве есть письмо актёра Щепкина, который с душевной болью сообщает о закрытии театра в Тифлисе. Теория

Слайд 17

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?1) В глубоком пространстве между небом и морем носились волны, которые одна за другой взбегали на песчаный берег.2) В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.3) Широкое применение находят сплавы на основе титана, которые характеризуются высокой химической стойкостью.4) Технологические свойства металлов выявляются путём испытаний, которые называют технологическими пробами. Теория

Слайд 18

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?1) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.2) Солнечная энергия, которая падает на фотосинтезирующие органы растений, аккумулируется во вновь образующихся органических соединениях.3) Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.4) Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, которые возводились во славу Рима. Теория Теория

Слайд 19

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?1) Нужно научиться быть благодарными природе за ту красоту, которую она нам дарит.2) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.3) Степные реки состоят из цепи омутов или небольших глубоких и прозрачных озёр, которые соединяются между собой перекатами.4) Девятая симфония Бетховена служила образцом для художников эпохи романтизма, которые увлекались утопией синтетического искусства. Теория

Слайд 20

A26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить определением, выраженным причастным оборотом? 1) Вечером я рассказал дедушкин секрет Мише, который вообще- то не должен был о нем знать. 2) Братья, которые так веселились и радовались еще секунду назад, с приходом Степана помрачнели. 3) На картине было знакомое водохранилище, которое уже укрыл снег. 4) Я открыл окно и услышал с улицы цыганскую песню, которая так восхитила и растрогала меня много лет назад.

Слайд 21

A26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? 1) Я до сих пор с удовольствием перечитываю книгу Рэя Брэдбери, которую сестра подарила мне в честь окончания девятого класса. 2) К машине, которая остановилось на обочине, направился милиционер. 3) Много было сделано ошибок, которые исправить уже невозможно. 4) Колин приятель, который работал вместе с ним, был ленив до невозможности. Теория

Слайд 22

Вкаком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? 1) У зайцев, которые живут среди снегов, ноги имеют большую площадь опоры. 2) Беличий домик-шар, который проконопачен шерстью, травою и мхом, хорошо держит тепло. 3) Страус - самая крупная на земле птица, которая не умеет летать. 4) Перед поездкой вспоминаю зверей, которые могут встретиться мне в Африке Теория

Слайд 23

Всем удачи на ЕГЭ

Связаны с заменой придаточного определительного причастным оборотом.

Предложения с причастным оборотом (примеры):

  • Я увидела кота, лакающего молоко из миски.
  • На улице шел дождь, сопровождающийся раскатами грома.
  • На дереве сидела ворона, громко каркающая куда-то в сторону.
  • В небо поднимался самолет, улетающий в другую страну.
  • На сцене находился мужчина, исполняющий веселую песню.
  • Он слушал музыку, доносящуюся из радиоприемника.
  • Снаружи моросил дождь, сопровождающийся небольшими раскатами грома.

Замена в предложении определительного придаточного причастным оборотом возможна благодаря тому, что они выполняют примерно одинаковые функции:

  • отвечают на один вопрос какой?
  • указывают на признак определяемого слова (существительного или местоимения, к которому относятся):

НЕЛЬЗЯ

заменить придаточное определительное причастным оборотом, если:

1) те придаточные, в которых союзное слово КОТОРЫЙ употреблено с различными предлогами (в котором, при котором, с которым и т.д.) или перед ним стоит какое-либо существительное не в именительном падеже

“Идиот” – роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета.

Ловушка!

В некоторых вариантах союзное слово КОТОРЫЙ может быть употреблено без предлогов.

2) если в придаточном уже есть подлежащее и слово КОТОРЫЙ стоит не в именительном падеже:

В лесу я увидел маленького желтого олененка, которого сопровождала мать-олениха .

3) если в главной части есть указательное местоимение (то, та, те, тот и др.) или в придаточном есть деепричастный оборот , который нельзя опускать.

При воспоминании об Аделине Патти я переживаю вновь то состояние, которое испытал, слушая её колоратуру .

4) если в предложении вместо слова КОТОРЫЙ встречаются союзные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА:

Невдалеке от дома, где жил писатель, рос высокий тополь (= Невдалеке от дома, в котором жил писатель, рос высокий тополь).

Подсказка. Если в предложенных ответах встречается подобное предложение, вы смело его вычеркиваете.

Ловушка!

Иногда в задании А26 в предложении в качестве союзных слов могут выступать КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ. Их легко можно заменить относительным местоимением КОТОРЫЙ в соответствующем падеже.

Алгоритм действий.

1) В каждом предложении находим союзное слово который .

2) Ищем вариант, где перед словом который стоит предлог, или в качестве союзных слов используется где, когда, куда, откуда , или в придаточном уже есть подлежащее.

Разбор задания.

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Туманные полосы, в которых тонули луга и пашни, начали понемногу алеть и расходиться.

2) Дул ветерок, что был насыщен запахами полыни и пшеничной соломы, и раскачивал на меже высокие репейники.

3) Письмо, которое теперь лежало на столе, меня очень напугало.

4) Разведчики тихо вышли на берег, который был покрыт высокой и густой травой, и быстро перебрались на противоположную сторону реки

Из всех вариантов подходит только вариант №1, так как перед словом который стоит предлог. Проверяем остальные варианты. Вариант №2 – ветерок, насыщенный … Вариант №3 – письмо, лежащее … Вариант №4 – на берег, покрытый … Во всех остальных придаточное определительное легко заменяется на причастный оборот.

Таким образом , правильный ответ – вариант №1.

Если что-то непонятно, этих материалов вам недостаточно, или нужно лучше понять, что такое причастие, посмотрите видео .

Потренируйся.

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.

2) Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого село закрепило за собой.

3) В конце Х1Х века имение приобрел курский купец первой гильдии Георгий Александрович Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.

4) Учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С.Т.Морозову.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В 1880-е годы Репин создал ряд картин, которые были посвящены злободневной теме – судьбе революционера-народника.

2) Стекло двери, которая ведет на веранду, усеяно дождевыми каплями.

3) На выставке «Союза молодежи», которая открылась в ноябре 1913 года в Петербурге, Малевич объединил свои работы в две группы: «Заумный реализм» и «Кубофутуристический реализм».

4) Основа реалистического творчества Достоевского – мир человеческих страданий, в изображении которых он не знает себе равных.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

2) Уникальным явлением в жанре эссе стал роман А.И.Герцена «Былое и думы», который был назван «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма».

3) Цель реферата – передать основную, существенную, новую информацию, которая содержится в реферируемом документе.

4) В наше время непрерывно растет объем информации, которая передается по глобальным линиям магистральной связи.

После прочтения этой статьи задание А6 покажется вам очень простым!

Формулировка задания А6
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Московское училище живописи и ваяния, которое было основано в 1933году, называли иногда "второй Академией художеств".
2) Благодаря своей цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого человека, которого когда-то видел.
3) А.И.Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
4) В.И.Даль - человек удивительной судьбы, который много сделал для прогресса российской науки и культуры.
В случае, когда замена возможна , это выглядит так:
до замены: [ Существуют три основные проблемы ] , ( которые определяют практическую значимость проекта ) . - СПП с придаточным определительным.
после замены:
[ Существуют три основные проблемы, определяющие практическую значимость проекта ] . - простое предложение, осложнённое причастным оборотом.
Как произвели замену?
Шаг 1. В главном предложении находим существительное , от которого задаётся вопрос к придаточному.
Это слово "проблемы" :
Проблемы (какие?) которые определяют практическую значимость проекта.
Шаг 2. Убираем из придаточного союзное слово "которые".
Шаг 3. Находим в придаточном глагол-сказуемое и заменяем его причастием , согласуя с вопросом:
определяют - (проблемы) какие? определяющие
Напоминаю, что по заданию А6 надо найти такое предложение, в котором нельзя произвести замену придаточного причастным оборотом!
Рассмотрим случаи, когда замена невозможна.


Случай 1. В главном предложении есть указательные местоимения (тот, та, такой...).
Например: Мы решали такие задачи, которые могут встретиться на экзамене.
Случай 2. Союзное слово КОТОРЫЙ стоит в форме косвенного падежа (замена возможна, если "который" - в форме и.п. или В.п. без предлога).
Например: Вдали виднелись деревья, на которых распустились листочки.
Случай 3. Сказуемое в придаточном - глагол в условном наклонении.
Например: Я увидел книгу, которую хотел бы иметь в своей библиотеке.
Случай 4. Сказуемое в придаточном - глагол будущего времени.
Например: Мы устроили праздник для детей, которые осенью пойдут в школу.

Случай 5. Придаточное предложение является безличным.
Например: Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, - это лёгкость ухода за ним.
Объясните, почему в данных предложениях невозможна замена придаточного причастным оборотом.
1. Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.
2. А.И.Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
3. Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.
4. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь "оживлять" прекрасные виды.
5. Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
6. В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.
7. Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
8. Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
9. Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
10. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
11. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
12. Скептик - это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
13. Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, - это лёгкость ухода за ним.
14. Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
15. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп и Гималаев, когда-то формировались под водой.

Цель этой статьи – вполне конкретная – помочь ученикам, учителям лучше ориентироваться в пространстве заданий, связанных с частью А ЕГЭ по русскому языку. Это задание проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. Звучит оно так: “В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?”

Задание впервые появилось в КИМах в 2006 году, и практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется. Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом, но всегда ли?

Ответу на данный вопрос и будет посвящена данная статья.

В задании, связанном с трансформацией сложноподчиненного предложения в простое, необходимо указать номер предложения, в котором придаточное можно заменить определение, выраженным причастным оборотом. Например: Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица. - Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, заставлявшим забывать некрасивость ее лица.

Замена придаточного предложения причастным оборотом
Замена возможна Замена невозможна
1. Союзное слово который в именительном падеже:

Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. – Три тополя, росшие на краю поля, превратились в огромных великанов.

1.Союзное слово который в косвенном падеже (кроме винительного падежа без предлога и родительного падежа при глаголе с отрицанием):

Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

2. Союзное слово в винительном падеже без предлога:

Многие животные, которых истребляет человек, постепенно вымирают. - Многие животные, истребляемые человеком. человек, постепенно вымирают.

2. Союзное слово который + глагол в будущем времени:

Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.

3. Союзное слово который в родительном падеже падеже при глаголе с отрицанием:

Солнце, которого еще не скрыли тучи, казалось ярким. – Солнце, еще не скрытое тучами, казалось большим и ярким.

3. Союзное слово который + глагол в условном наклонении:

Доверься врачу, который приготовил бы тебе это лекарство.

4. Союзное слово который соотносится с сочетанием ТОТ (ТА, ТЕ, ТО) + существительное:

Дорога привела нас в тот глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.

I вариант

1) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
2) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.
4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

1) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.
2) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.
3) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.
4) Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом.

1) Земля, которая показалась на горизонте, произвела на матросов неописуемое впечатление: все прыгали и кричали что-то бессвязное, восторженно ликующее.
2) Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны.
3) Проток имел под водою свои собственные берега, обраставшие в летнее время густыми водяными травами, которые расстилались по водной поверхности.
4) Снег, который таял в черной воде озера, щекотал лицо и порошил серым дымом леса.

1) Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.
2) Певцы, которые исполняли старинные цыганские песни, очень понравились Кротову.
3) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, которая взялась бог знает откуда, быстро продвигалась к нам.
4) Охотник вышел из леса на большое болото, которое в народе называлось Ведьминым.

1) Романы, которые пишет В. Пелевин, очень нравятся читателям.
2) Тропинка, которая соединялась с широкой, твердой, как камень, ослепительно белой дорогой, привела их к графскому парку.
3) В читальню вошел широкий, приземистый мужчина, который был одет в кучерский костюм и шляпу с павлиньими перьями.
4) В жесткой траве, которая была похожа не шерсть козы, цвели меж низких полыней лиловые низкие цветы.

1) В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших.
2) Артисты, которые не были заняты в этот вечер, собрались в доме юбиляра и устроили настоящий праздник.
3) Почему я вижу звезды, которые так ярко светятся на черно-синем болгарском небе?
4) Однажды я прочитал статью, в которой описывалась история редкой марки.

1) Старый князь, при котором жила Агафья, был большой любитель псовой охоты.
2) Я где-то читал, как по одной надписи, которая была вырезана на камне, ученые открыли жизнь целой страны.
3) Тут было много офицеров, которые отличились в боях.
4) Огромный олень, который величаво вышел на освещенную луной поляну, внезапно резко метнулся в ближайшие кусты ольшаника.

1) Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, который стоял при въезде.
2) Сам город выгодно отличается от своих собратий удивительной чистотой улиц, происходящей не столько от заботливости городского управления, сколько от песчаной почвы, на которой выстроен город.
3) Разъяренные мужики, которые не ожидали от барина такой неслыханной дерзости, схватились за рогатины.
4) Корабль стал похож на щепку, которая попала в течение реки.

1) Темные лохматые облака, которые проплывали над нами, чем-то напоминали огромных небесных псов, догонявших невидимую добычу.
2) На коне сидел маленький золотой всадник, который взмахивал шашкой направо и налево всякий раз, когда часы били.
3) Карета свернула к большому пруду, который показался из-за высоких деревьев.
4) Хорош березовый лес и в те дни, про которые сказано: “то было раннею весною, в тени берез то было”, то есть когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.

1) В одном из окон показалось женское лицо, которое было похоже на тыкву хвостиком кверху.
2) Последние волны согретого солнцем тумана, который прятался по низинам, медленно таяли на наших глазах.
3) Незадолго до женитьбы барина, о котором ты ещё много услышишь, случилось вот какое происшествие.
4) Журавлиный клин, который показался вдалеке, привлек всеобщее внимание горожан: он был необычайно велик.

II вариант

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Подводчик Степка, на которого только теперь обратил внимание Егорушка, быстро разделся, сбежал вниз по крутому бережку и бултыхнулся в воду.
2) Синим было чистое небо, а золотистые холмы, которые раскинулись до самого горизонта, напоминали сказочную иллюстрацию из какой-то детской книжки.
3) Дорога привела нас в глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.
4) На стене висели две длинные китайские картины из сильно потемневшей материи с вышитыми на ней пейзажами, которые изображали природу этой восточной страны.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Солнце уже опускалось за лес и бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен.
2) Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли. кроме одной какой-то упрямой, которая чирикала монотонно, с промежутками.
3) За мрачной равниной мы попали в круглую впадину - зеленую, ровную котловину, которая была окружена синими, поразительно яркими горами.
4) С высоты мы увидели как на ладони большое село, в общей картине которого выделялись ровные ряды новых стандартных домиков под шифером, построенных, как видно, совсем недавно.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Художников объединяет стремление к созданию русского национального искусства, которое опирается на народное творчество.
2) В Абрамцево был создан ряд замечательных произведений, которые составили славу русской живописи.
3) Навсегда, на всю жизнь я запомнил левую плоскость самолета “У-1”, на котором мы учились летать.
4) И по сей день Абрамцево служит источником вдохновения для художников, которые призваны украсить в дальнейшем своими именами страницы истории русской живописи.

4. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Ночью на деревьях сверкали небольшие лампочки, которые придавали сказочно-таинственный вид всему саду.
2) Они не вполне доверяли какому-то Ваське-председателю, который в тундровом совете считался главным специалистом по колхозным вопросам.
3) Ослепительно-белый айсберг, который проплывал мимо нашего крейсера, вдруг с гулким звуком резко наклонился набок.
4) Пригородный поезд, на который мы едва успели, вскоре весело мчал нас по солнечному белоствольному лесу к заветной рыбалке и ночному костру.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Двор был окружен крепкой и непомерно толстой деревянной решеткой, которую сделал мой дед.
2) В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание.
3) Мечты о полетах в космос, которыми жили многие ученые прошлых столетий, осуществились лишь в двадцатом веке.
4) Это открытие дало возможность продолжить эксперимент, который давно прекратили.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Доктор Луховицын, который считался постоянным врачом при цирке, велел Арбузову раздеться.
2) Мрачная сталинская эпоха, о которой написаны сотни различных произведений, в творчестве В. Шаламова выглядит особенно страшной.
3) Пробираясь к речонке, я нечаянно спугнул большую болотную сову, которая днем всегда прячется в травяном покрове.
4) Тягостное воспоминание, которое было связано с фронтовым ранением, мучило Сергея Петровича, заставляло вновь и вновь переживать события того рейда по тылам врага.

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Олимпиада, которая начнется в 2008 году в Китае, снова будет праздником силы, красоты, мужества.
2) Казаков манила Сибирь, которая славилась неисчислимыми таежными и речными богатствами.
3) При барской усадьбе был большой пруд, который когда-то вырыли крепостные.
4) Большое кряжистое дерево, которое напоминало былинного богатыря, от удара молнии раскололось надвое, и по корявой коре стекали капли, похожие на слёзы.

8. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Доверься врачу, который приготовит тебе это лекарство.
2) Крупные капли дождя, которые резко стучали по верху кибитки, отзывались головной болью, мешали уснуть.
3) Прикрикнув на дочь, которая расшалилась не на шутку, Степанида тяжело опустилась на лавку и грустно покачала головой.
4) Здешнее лесничество, которое было создано в середине века, известно своими экологическими программами.

9. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В тени деревьев, которые растут у самой воды, спасаются от нестерпимой жары и слоны, и бегемоты, и львы.
2) Через несколько минут, в продолжение которых луч за лучом и счезли, зелёный свет зари сделался ярко-оранжевым, затем темно-красным.
3) Тур Хейердал, который путешествовал вокруг света вместе с Ю.Сенкевичем, был прекрасным рассказчиком.
4) Поэт Р. Рождественский, который тонко чувствовал жизнь во всем её проявлении, оставил нам удивительные стихи.

10. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Пугачевский бунт, о котором так интересно написал А.С.Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”, по своим масштабам превзошел все предыдущие крестьянские войны.
2) Маленький зайчонок, который был найден ребятишками в лесу, быстро осмелел и прыгал по всему дому, выпрашивая морковку.
3) Боевой вылет эскадрильи, который был намечен на утро, пришлось отменить: ситуация на фронте изменилась.
4) Любовь к детям, которая окрыляла старую женщину, давала ей силу жить и надеяться на скорую встречу с ними.

I вариант II вариант
№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ 1 3 2 1 1 4 1 2 4 3 1 4 3 4 3 2 1 1 2 1