Проблемы менеджмента в условиях глобализации. Развитие менеджмента в условиях глобализации Специфические факторы работы менеджера в условиях глобализации

11. Государственное управление в условиях глобализации

Трансформация систем управления.

Особую роль в ожесточении международной конкуренции играет разворачивающаяся в мире трансформация систем управления. Распространение технологий формирования сознания подорвало эффективность не приспособленных к ним общественных и корпоративных систем управления. Их общими пороками стали самопрограммирование, отрыв от реальности, сосредоточение на пропаганде вместо решения реальных проблем и отгораживание от общества. Однако вызов, брошенный им технологиями формирования сознания не менее десятилетия назад, не мог остаться безответным и уже породил стремление к восстановлению внутренней целостности управляемого общества хотя бы по отдельным значимым параметрам. Это стремление порождает усиление процессов делегирования ответственности и перенос внимания управленческой науки с трансформации традиционных пирамидальных организационных структур в конструирование независимых сетевых структур. Управление последними осуществляется не столько прямыми воздействиями, сколько изменения среды их функционирования (в первую очередь информационной и финансовой компонент этой среды).

Предельное выражение этой тенденции – попытки разработки теории эвристического управления (в противовес обычному, основанному на формальной логике). Вместе с тем нельзя исключить, что, наряду с осознанным совершенствованием систем управления людьми, происходит и их стихийная эволюция как некоторых целостностей, элементами которых являются образующие их чиновники и, что не обязательно, управляемые структуры. Аналогии между функционированием организаций и живых организмов достаточно очевидны и подкрепляют тот факт, что многие эффективные действия организаций, обеспечивающие достижение стоящих перед ними целей, не осознаются не только сотрудниками, но даже и руководителями этих организаций.

Принятие гипотезы о формировании в организациях (и тем более – в обществах) надличностного «коллективного разума» позволяет предположить, что распространение технологий формирования сознания является не вызовом ему, но средством повышения его эффективности, важным этапом его саморазвития. В этом случае устаревшие технологии управления, не соответствующие указанным технологиям, будут сметены не просто в силу своей неэффективности, но как оковы, мешающие самореализации коллективного разума. Скорость их замены новыми технологиями управления, не просто сохраняющими эффективность в условиях массового и хаотического применения технологий формирования сознания, но и использующего их для повышения своей эффективности, станет одним из ключевых факторов конкурентоспособности уже в ближайшем десятилетии.

11.1. Повышение эффективности работы государственного аппарата

Проблемы глобализации.

Развитие глобализации, как правило, сопровождается преодолевающей государственные границы информатизацией, которая позволяет гражданам сравнивать условия своей жизни с условиями жизни в более свободных и процветающих странах, а потому и побуждает их требовать от собственного правительства обеспечения аналогичных общественных благ. Кроме того, сама глобализация порождает новые проблемы, решение которых невозможно без участия государства. К примеру, возникают проблемы регулирования иммиграции и уровня безработицы, нелегального притока наркотиков, роста преступности, терроризма и «отмывания грязных денег». Усиливается необходимость контроля за деятельностью финансовой сферы в целях смягчения воздействия на нее мировых финансовых кризисов. Появляются новые проблемы налогового регулирования с тем, чтобы предотвратить утечку налоговых платежей от транснациональных компаний, стремящихся увести свои капиталы в страны с менее высоким налогообложением.

Решение указанных проблем во многом зависит от эффективности работы государственного аппарата.

Глобализация требует эффективности государственного аппарата.

Глобализация, развитие которой обусловлено, прежде всего, решением задач достижения наибольшей эффективности, заставляет государство пересматривать способы исполнения своих функций, обращая внимание, в первую очередь, на результативность и эффективность для общества своей деятельности. В частности, именно для обеспечения наибольшей эффективности государство проводит политику приватизации предприятий государственного сектора, идет на сокращение государственного участия в экономике. Для сохранения и увеличения уровня предоставляемых обществу благ государство увязывает свертывание прямых форм своего участия в экономической деятельности с развитием его более тесных партнерских отношений с частным сектором в производстве общественных благ и оказании общественных услуг. Тем самым государство освобождает себя от непосредственной хозяйственной деятельности, если она может осуществляться достаточно эффективно частными компаниями. Это достигается посредством контрактной системы, когда государство нанимает частные компании или покупает их продукцию.

Важнейшее условие повышения эффективности работы государственного аппарата – борьба с коррупцией, превращающей государственный аппарат в источник обогащения бюрократов и отдельных влиятельных бизнесменов. Эта болезнь в той или иной мере присуща всем странам. Вот почему международное сообщество уделяет этому аспекту растущее внимание. В 1996 г. проблема коррупции стала предметом специального обсуждения на ежегодной сессии МВФ и Всемирного банка. С тех пор и в рамках отдельных стран, и на международном уровне были приняты многочисленные законодательные нормы и административные меры, призванные ограничить масштабы этого бедствия.

Особое значение приобретает общемировая борьба против финансовых преступлений. В этой борьбе задействованы органы государственного финансового контроля, а во многих странах, кроме того, созданы специальные органы финансовой разведки, призванные выявлять подозрительные трансакции, связанные с отмыванием грязных денег или финансированием международного терроризма. В целях координации своих действий эти органы из 58 стран создали объединение «Эгмонт» – аналог Интерпола, позволяющее вести активный обмен информацией, объединять усилия в противодействии отмыванию преступных капиталов. Все эти органы руководствуются едиными юридическими нормами.

Без эффективного государства устойчивое и экономическое, и социальное развитие, невозможно. Причем в условиях глобализации главной проблемой становится не размер государственного сектора, а качество управления им и экономикой в целом, эффективность государственного вмешательства в хозяйственную деятельность.

Эффективность государства важна как для развитых стран, даже в таких объединениях, как им является Европейский союз, так и для развивающихся стран, особенно когда приходится иметь дело с последствиями разрушительных финансовых кризисов. Опыт стран Латинской Америки, Тихоокеанского и других регионов показывает, что при отсутствии устойчивой финансовой системы и банковской сферы именно правительствам этих стран приходилось вводить жесткие ограничения на приток и отток иностранного капитала с тем, чтобы справиться с возникшими трудностями и проводить разумную макроэкономическую политику. И от того, как правительства справлялись с этими задачами, зависела стабильность государства, тяготы преодоления им последствий финансового кризиса.

Таким образом, не глобализация, а неэффективность государственного управления, не позволяющая государству достойно исполнять свои основные функции, может стать главной причиной его девальвации.

Оптимизация бюджетной политики.

Эффективность государственного управления во многом определяется эффективностью проводимой государством бюджетной политики. Для государства бюджет является и инструментом макроэкономической политики, и финансовой основой его деятельности, и базой для предоставления общественных благ. Поэтому исполнение государством на должном уровне возложенных на него функций без существенного увеличения для граждан бремени государственных расходов требует от него проведения эффективной бюджетной политики как в области расходов, так и в области обеспечивающих их доходов. В частности, большое значение приобретает снижение бюджетных дефицитов, оптимизация государственных расходов, проведение налоговых реформ с целью уменьшения налогового гнета на экономику и граждан.

Сокращение государственного участия в экономике, уменьшающее его возможности в части использовании бюджетной политики в качестве инструмента макроэкономического регулирования, одновременно повышает требования к эффективности управления государственными финансовыми и материальными ресурсами, заставляет государство действовать более эффективно как в плане мобилизации доходов бюджета, так и в плане расходования бюджетных средств.

Отказ государства от использования бюджетной политики в качестве главного инструмента макроэкономического регулирования и стабилизации конъюнктуры выдвинул на передний план новые концепции организации бюджетного процесса. Все чаще ставится вопрос о необходимости внедрения в него определенных бюджетных «правил». Речь идет о таких правилах или нормах, которые являются или могли бы стать критериями здоровой и эффективной бюджетной политики, а также качественного финансового контроля. Необходимость принятия таких правил или норм, по мнению многих экономистов и политиков, обусловлена тем, что государственные финансы большинства развитых и развивающихся стран, особенно стран с формирующейся рыночной экономикой, в течение многих лет отличаются превышением расходов над доходами. Отсюда бюджетные дефициты, рост государственной задолженности, увеличение расходов на обслуживание государственного долга, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на темпах экономического роста и стабильности денежных систем.

В последние годы под влиянием этих обстоятельств некоторые страны, как развитые, так и развивающиеся, уже ввели отдельные нормы и правила, налагающие жесткие ограничения на бюджетную политику в целях достижения макроэкономической стабильности, укрепления финансовой надежности государства и доверия к экономической политике правительства развития системы государственного финансового контроля.

Одним из главных условий эффективности бюджетной политики является прозрачность всего бюджетного процесса, основанная на открытости, правдивости и точности используемой информации, обеспечиваемых и подтверждаемых органами государственного контроля всех уровней бюджетной системы. Только в этом случае правила будут способствовать финансовой дисциплине и порядку. В противном случае могут возникнуть нарушения и отклонения, которые будут вызывать эрозию самих правил.

Однако, хотя использование бюджетной политики для потребностей макроэкономического регулирования и отошло на второй план, оно вовсе не утратило своего значения. В период рецессии или кризиса такое регулирование выступает серьезным подспорьем денежно-кредитной политики, что вновь заставляет вспомнить кейнсианство. Об этом говорит реальная практика, когда США и европейские страны после долгого периода роста в 2001 г. вступили в фазу резкого замедления.

Управление государственным долгом.

В условиях глобализации особое значение в макроэкономической политике приобретает управление государственным долгом. Неслучайно, что в Маастрихтских соглашениях условием вступления в ЕС является не только не превышение определенного уровня бюджетного дефицита (3% ВВП), но и определенной нормы государственной задолженности (не выше 60% ВВП). Ведь процентные платежи наряду с социальными расходами были наиболее динамичной статьей, стимулировавшей рост бюджетных расходов.

Немаловажное значение имеет также структура государственной задолженности. Западные страны стремятся уменьшить долю краткосрочных долгов, повысив долю долгосрочных, что способствует сокращению бюджетных расходов на их обслуживание. Следует также отметить, что в некоторых странах существует ряд жестких правил, регулирующих условия внешних заимствований, в частности новые займы не должны превышать суммы подлежащих погашению ежегодно долгов, а использование займов допускается только в инвестиционных целях. В 1999 г. бюджетный дефицит в странах Европейской валютной зоны составил в целом 1,6%, а уровень государственного долга – 72,9% ВВП. При этом данная область финансовых отношений с особой тщательностью подвергается государственному финансовому контролю на предмет нарушений и злоупотреблений.

Эффективность государственного управления в условиях глобализации в немалой степени определяется эффективностью финансового контроля, осуществляемого как на национальном, так и на международном уровне.

11.2. Государственное управление дополняет рыночное саморегулирование

Какова сейчас роль государства в социально-экономической жизни? Определимся: под государством мы понимаем объединенный общими целями и национальными интересами политический союз граждан (как это определял И. Ильин).

Современный мир является свидетелем того, что экономическое процветание государств в значительной мере определяется системой правления. Объяснение причин и мотивов успешного роста или многолетней стагнации следует искать, прежде всего, в основах экономической политики, государственных и общественных институтах соответствующих стран. Практика опровергает представление о том, что разница в уровнях доходов и благосостояния в тех или иных странах непосредственно определяется культурным, интеллектуальным, профессиональным и физическим капиталом наций. Наличие богатых природных ресурсов не является непременным условием процветания страны, а государства с самым высоким уровнем дохода на человека располагают, как правило, малыми природными ресурсами. Не является причиной бедности страны и нехватка земли (в Аргентине на квадратный километр приходится 11 человек, в Германии – 246, а в Гонконге – 5000). Нет прямой связи между уровнем благосостояния страны и уровнем образования населения - многие страны оказываются не в состоянии решить проблему занятости лиц с высшим образованием.

Мировая практика свидетельствует о том, что экономическое благополучие народов определяется эффективностью государственного управления, стабильностью законодательства и конкретной политической стратегией руководства страны.

«Невидимая рука рынка» не в состоянии обеспечить стабильное развитие национальной экономики. Она нуждается в корректировке и дополнении «видимой рукой» – государственным регулированием. Рыночная эффективность и социальная справедливость чаще всего не гармонируют друг с другом, что требует включения в экономическую систему механизмов перераспределения создаваемого дохода и накопленного богатства в интересах решения социальных и общенациональных проблем, преодоления нарушений в процессе воспроизводства, создания инфраструктуры национальной экономики и обеспечения ее целостности.

Суть государственного регулирования экономики содержится в известной формуле Рузвельта: «Я имею в виду не всеобъемлющее регламентирование и планирование экономической жизни, а необходимость властного вмешательства государства в экономическую жизнь во имя истинной общности интересов не только различных регионов и групп населения, но и между различными отраслями ее народного хозяйства».

Государственный сектор экономики является необходимым дополнением к рыночному механизму. Причиной создания и функционирования этого сектора является принципиальная неспособность рыночного хозяйства в определенных обстоятельствах решать задачи:

    развития инфраструктуры,

    реконструкции и модернизации ряда отраслей наукоемкого производственного комплекса,

    обеспечения народного хозяйства дешевыми энергоресурсами и сырьем,

    масштабного финансирования общегосударственной организации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Создание и функционирование экономических структур государственного сектора чаще всего основывается на принципах, нередко отличающихся от принципов деятельности частных компаний, так как направляется на решение общенациональных задач и обеспечение эффективности государственного регулирования экономики в целом. Монопольная прибыль, а нередко и просто прибыль, не является первостепенной целью создания и использования государственной собственности в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, в сфере научных исследований, подготовки и переподготовки кадров, охраны окружающей среды.

Государственный сектор экономики играет роль защиты национальных экономических и политических интересов от иностранной экономики, компенсирует слабость национального капитала, ограждая развивающиеся отрасли, жизненно важные отрасли и отдельные регионы от их захвата иностранным капиталом. Он дополняет частное хозяйство в обстоятельствах недостаточной мотивации для частного капитала, выступает инструментом перераспределения национального продукта в решении общественно необходимых задач. Громадное значение имеет государственный сектор в проведении НИОКР в США и других индустриально развитых странах в развитии университетской науки и переподготовке кадров, обеспечивая бюджетное финансирование исследований и разработок с последующей поставкой их результатов во все сферы экономики.

11.3. Причины кризиса государственного управления

Рассматривая причины системного кризиса в экономике России, авторы на первом этапе оставили в стороне причины, определяющие кризис государственного управления. Однако как предшествующие перестройке 70 лет функционирования директивного управления экономикой, так и настоящее его функционирование в условиях рыночных отношений позволяют констатировать, что в России как ранее, так и сейчас (правда, с учетом специфики рынка) влияние государства на все стороны воспроизводства общественной жизни очень существенно. В настоящее время можно констатировать кризис государственного управления, причины которого лежат в отсутствии реального механизма государственной деятельности. Используя критерии этого управления можно было бы ориентировать российскую экономику на достижение целей, необходимых для вхождения России в процессе глобализации в качестве полноправного партнера в сферу внешнеэкономического сотрудничества в рамках мирового экономического порядка.

Касаясь ретроспективы развития российской экономики, следует отметить, что переход к рынку, конечно, изменил функции государственного управления, в то же время ослабив их сами по себе.

В годы переходного периода усилилась безответственность органов государственной власти за результативность, компетентность и эффективность принимаемых решений. В настоящее время государственное управление в России, особенно в ее регионах, в большинстве своем малоэффективно и продолжает сохранять практически все недостатки, которые отметил еще в 2001 году Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию.

Президент России, отметив эту неэффективность, указал, что существующая система работы и законодательных, и исполнительных органов власти по-прежнему продолжает защищать права последней на получение «статусной ренты» и тормозит любые преобразования, посягающие на ее «привилегии».

Возможно, именно этим можно объяснить то, что существующая система государственного управления тормозит проведение любой реформы государственного финансового контроля, которая могла бы ограничить ее «привилегии». До сих пор в стране не принята единая концепция развития государственного контроля прежде всего из-за того, что органы, управляющие финансовыми и материальными ресурсами государства не желают допустить контроля и проверки эффективности своей деятельности. В их глазах «кардинальная реформа» государственного финансового контроля – это просто экстенсивный рост органов внутреннего финансового контроля, которые, априори, не могут контролировать качество работы создавших их структур. По этой же причине ими неоднократно делаются попытки ограничить деятельность органов внешнего финансового контроля лишь одной функцией – контролем за исполнением бюджета. С этой же целью, чтобы исключить попытки проконтролировать качество работы чиновников – распорядителей государственных средств изобретаются многочисленные причины (бюджетный федерализм, налоговая тайна и т.д.), в силу которых управление государственными средствами не может быть сделано «прозрачным».

Отсутствие реальной ответственности высших государственных чиновников перед обществом, внешнего контроля за их деятельностью позволяет сохранить существующий порядок, при котором государственному чиновнику важнее успешно отчитаться перед руководством, чем принести реальную пользу государству и обществу. В таких условиях чиновников высокого ранга больше беспокоят проблемы сохранения своих руководящих постов и связанных с ними «привилегий», чем заботы об обеспечении высокого качества управления. Часто словами о своей особой заботе о качестве управления государственными средствами они прикрывают свою некомпетентность и использование служебного положения в личного целях, в частности для создания плацдармов возможного «отступления» в высокоприбыльный частный бизнес или для обеспечения безбедной жизни для себя и своих родственников в странах, в которых государство больше заботится о своих гражданах.

В стране, особенно в отдельных регионах, отмечается нехватка компетентных и дисциплинированных чиновников. Часто кандидатов на государственную службу оценивают не столько по их образованию или деловым качествам, сколько по степени личной полезности руководству. Этим можно объяснить, например, те факты, что в настоящее время у 30% государственных служащих базовое образование не соответствует занимаемой ими должности, а в аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации таких сотрудников больше половины. Продолжает оказывать негативное влияние на квалификацию кадров органов государственного управления начавшееся в постсоветский период падение социального статуса государственных служащих.

Престиж госслужбы подрывает и низкая по сравнению с доходами коммерсантов и бизнесменов заработная плата государственных служащих среднего и низшего звена. Все это лишает российских государственных служащих как материальной, так и моральной мотивации к высококачественному труду, сказывается на их стремлении повышать свою квалификацию, чтобы более качественно выполнять свои должностные обязанности. По этой же причине трудно ожидать притока в органы государственного управления высококвалифицированных специалистов.

Наконец, причиной кризиса, замедления всех экономических и социальных процессов могут стать недостатки в формировании гражданского общества. В развитых странах (да и не только в них) по меньшей мере 90% усилий народа в сфере экономики, оптимизации социальных отношений, развития культуры приходятся на долю т.н. «третьего сектора», составляющего основу гражданского общества. Именно он, а не государство и капитал инициируют большую часть прогрессивных преобразований во всех сферах жизнедеятельности социума. У нас же пока главным локомотивом таких преобразований выступает государство. Капитал работает большей частью на себя, а народ, объединенный «третьим сектором», «безмолвствует». А ведь даже в условиях этатистского строя, господствовавшего в СССР, именно народная, то есть гражданская инициатива была решающим фактором общественного развития. При Президенте В.В.Путине эта инициатива начинает возрождаться, в том числе и усилиями государства, но делается еще ничтожно мало.

ВДокумент

Культура, искусство и образование в России в условиях глобализации» . В рамках конференции предполагается проведение лекций... - глобализация и ее влияние на развитие культуры, искусства и образования; - роль культуры и искусства в условиях глобализации ; ...

Изучение новейших особенностей управления компанией имеет первостепенное значение в России, в условиях все более обретающей реальные контуры рыночной экономики. Развитие рыночной концепции хозяйствования происходит у нас с учетом множества трудностей, которые являются специфическими для современного состояния российской экономики. Это проистекает во многом из-за сбоев экономической политики в стране. Очевидно, что в обстановке повышенной неопределенности руководству предприятия функционировать гораздо сложнее, нежели в условиях обычного развитого рыночного хозяйства. Многие хозяйственные акции у нас могут быть признаны просто незаконными, что резко увеличивает степень риска. Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что порой невозможно реально планировать, реализовывать оптимальные и конкретные ситуации, управленческие решения, которые естественны в условиях открытого рынка, но могут не понравиться любому чиновнику на уровне района, не говоря уже о более высоких инстанциях.

Важнейшими функциями менеджмента на перспективу являются маркетинг и инновации.

Специфические условия хозяйственной деятельности в России ставят перед отечественными менеджерами особые задачи:

  • 1) обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка;
  • 2) максимизировать прибыль в конкретных условиях рынка;
  • 3) осуществить программу развития коллектива фирмы, включая решение его социальных проблем;
  • 4) совершенствовать работу компании на основе внедрения новых форм ведения бизнеса, применения современных методов управления. Заблаговременно готовить нововведения, улучшать структуру и функции предприятия;
  • 5) уметь в разумных пределах идти на риск и исключать его воздействие на рыночное положение фирмы.

В мире бизнеса инновации осуществляются посредством реализации инновационных проектов. Принято считать, что инновационный проект занимает промежуток времени от выдвижения идеи (продукта, услуги, технологии) до выведения нового продукта на рынок. На известной S-образной кривой, характеризующей жизненный цикл товара, инновационному проекту принято отводить начальный участок, деятельность на котором часто предполагает проведение исследований и разработок.

Серьезные задачи стоят перед российским бизнесом в части развития его правовой основы. Несогласованность федеральных и местных законов нередко ставит предприятия в сложное положение и даже приводит к банкротству.

Особая проблема для нашего менеджера - создание новой дисциплины, нового отношения к труду (достаточно вспомнить феномен бывшей ГДР, которая, несмотря на значительные финансовые "вливания" и относительно небольшой срок пребывания в социалистическом блоке, все еще далека от своих бывших западных соседей по производительности труда).

Предлагается семь стратегий организационных преобразований, составляющих суть организационной демократии, являющейся, по мысли авторов, концом эпохи шаблонных решений и альтернативой менеджменту.

Стратегия 1: сформируйте содержание ценностей, этических вопросов, целостности.

Стратегия 2: сформируйте живую, эволюционирующую сеть ассоциаций.

Стратегия 3: сделайте лидерство связующим звеном, обеспечьте его проникновение во все организационные сферы.

Стратегия 4: сформируйте самоуправляемые команды с инновационным мышлением.

Стратегия 5: внедрите упрощенные открытые процедуры и процессы, облегчающие совместную деятельность.

Стратегия 6: создайте комплексную, самокорректирующуюся систему.

Стратегия 7: осуществите стратегическую интеграцию, трансформирование самого способа изменений.

Предполагается, что реализация упомянутых стратегий сделает организацию более демократичной, самоуправляемой и придерживающейся принципов сотрудничества. Все это должно, по мысли авторов, обеспечить процесс трансформации самой сути организации, имеющий революционное значение. Рассмотрим последствия становления организационной демократии.

Последствия демократических изменений, влияющих на общество и политику. Процесс демократизации организаций дает право надеяться, что будет обеспечено более высокое качество условий труда для всех категорий сотрудников, что будет создано более интегрированное, демократичное, равноправное общество, претворены, наконец, в жизнь те обещания, которые были даны в Афинах еще 2,5 тысячи лет назад.

Ответственность перед обществом и организацией. Со сменой парадигмы труда должны смениться особенности, определяющие организацию, а вслед за ними и ответственность за социальные последствия решений и за формулирование организационных ценностей. Эти ценности должны признавать приоритет человеческих нужд над экономической выгодой, необходимость преобразования организации в объединение сотрудничающих сообществ. Нужно придавать социальному вкладу и ответственности перед окружающей средой большее значение, чем задаче достижения конкурентного преимущества. Развитие понимания ответственности в более широком смысле, как ответственности перед всем обществом, а не как простого "пригляда" за своей организацией, командой, семьей, собой лично, имеет самые ошеломляющие результаты, влияющие на всю инфраструктуру, в которой действует организация. К таким эталонам в США, например, относят министерство по развитию строительных работ (WPA), созданное в период Великой депрессии, Движение корпораций за социальную ответственность и др. Из истории бывшего СССР известна масса аналогичных примеров (определенная часть которых, впрочем, была чистой воды пропагандистским вымыслом).

Ценности, глобализация, пределы применимости экономической выгоды. Глобализация представляет собой процесс экономической экспансии, призванной уничтожить практически любые препятствия на пути конкурентного экономического обмена. В рамках этого процесса вырисовываются ключевые ценности, которые преимущественно состоят из принципов, поддерживающих гонку за экономическое превосходство и безусловное финансовое доминирование. На практике эти ценности превращаются в неконтролируемое стремление наращивать производство, сокращать расходы на оплату труда и защиту окружающей среды, пренебрегать социальными программами и другими приоритетами, хотя они и не ведут к увеличению прибыли. К сожалению, гуманитарные ценности, социальные нужды, экономическая стабильность, защита окружающей среды, искусство и культурные традиции отходят на второй план перед целью максимизации экономического преимущества и генерации прибыли. Чтобы противостоять этой разрушительной силе, необходимо создать такие новые формы экономической организации, которые были бы одновременно основаны на ценностях и на производственной эффективности и могли бы производить высококачественные, конкурентоспособные товары и услуги, не разрушая окружающей среды, не принижая ценности человеческой жизни, не уродуя, местные, самобытные культуры. Принципы конкурентной экономики строятся на обладании и делании, тогда как основа таких ценностей, как сотрудничество, демократия и стабильность окружающей среды, состоит в том, чтобы быть или являться. Важно и то и другое, но в условиях глобализации мерилом успеха является, к сожалению, только первое.

Постмодерн в менеджменте. Постмодернистская теория менеджмента отвергает господство каких-либо определенных структур или авторитетов, стирает грани между повседневной жизнью и ее отображениями, отказывается от абсолютизации объективности и универсальности, утверждает права малых структурированных общностей. Следует заметить, что обсуждение этого направления носит в России в основном теоретико-методологический характер, не реализуясь на практике (даже возможности канонического менеджмента используются не более чем наполовину).

Последствия становления организационной демократии. За прошедшие несколько сотен лет капитализм сделал человеческий труд весьма эффективным. В то же время капитализм породил систему менеджмента, которая способствует формированию враждебных отношений между трудом и управлением, ожесточению конкуренции, организационной изолированности, делению людей на владельцев, менеджеров и работников. С ростом производительности труда накопление богатства становится зависимым не только от технологического оснащения, но и от применения принципов сотрудничества, всепроникающего лидерства, самоуправления - другими словами, от организационного самоуправления. Соответственно теряет свое значение и менеджмент. Сочетание независимых децентрализованных услуг, инновации в технологическую сферу, отношения на основе сотрудничества, процессы саморегулирования и принцип самоуправляемости команд доказали высокую эффективность в решении текущих проблем, постепенно делая менеджмент избыточной роскошью. Соответственно контроль над экономикой и политической сферой становится все более демократичным, переходя в руки команд работников и связующих лидеров, которые не просто имеют к работе непосредственное отношение, но чья жизнь напрямую зависит от принимаемых решений.

Рассмотрим проблемы управления в условиях динамичности среды решений. Неопределенность в современном бизнесе может принимать четыре формы - четыре уровня неопределенности.

К числу основных относятся три перечисленные ниже проблемы.

  • 1. Технологии приспособления к динамичной среде посредством установления контроля за экономической средой. Эти технологии включают:
    • а) кооперацию хозяйственных связей и объединение усилий в производстве, основанные на размывании границ этих связей и границ фирмы. Образование квазифирм;
    • б) формирование сети обслуживающих структур: финансовых, торговых и прочих фирм (образование обслуживающих отраслей без формирования системы управления на межорганизационном уровне);
    • в) создание межорганизационных структур управления для реализации контроля за формированием рынков, образованием промышленных отраслей, законодательными инициативами, инвестиционными процессами конкурирующих фирм и т.д.
  • 2. Метатехнологии (принятия решений) - технологии управления, направленные на модификацию систем принятия решений посредством их приспособления. При этом корректируется и сама система управления. Первостепенную важность имеют системы принятий оперативно-технических, финансово-сбытовых, оперативных производственных решений и принятия стратегических решений по продуктивным инновациям, систем планирования ликвидности товаров и планово-контрольных систем принятия решений.
  • 3. Комбинированные технологии, достигающие стратегии приспособления и установления контроля, на основе корректировки систем управления и систем принятия решений в интерактивном режиме.

С.П. Болотов

В статье рассматриваются факторы совершенствования менеджмента. Уделено внимание концепции планомерного роста конкурентоспособности и концепции «центральной компетенции организации». Приведены основные пути практического повышения способностей организации. Описаны основные виды организационных способностей: абсорбционные способности, многофункциональные способности, трансформационные способности. Исходя из анализа сущности способностей автор делает вывод о возможном измерителе.

Рассмотрена концепция развития конкурентных способностей организации. Она включает содержание организационных способностей, их состав, истоки (компетенции), пути развития способностей и подход к их оценке. По мнению автора, требуется проведение дальнейших исследований по расшифровке процессов и механизмов развития организационных способностей.

В условиях конкуренции Российские предприятия работают уже более 10 лет. Конечно в каждой отрасли свои условия конкуренции, где-то слабее, где-то сильнее, но средний уровень конкуренции все-таки ниже, чем в развитых странах запада. Российские менеджеры работают пока в не очень сложных конкурентных условиях. Сложность их работы заключается в неустойчивости деловой среды, в изменчивости законодательства, в неумелом администрировании, в неполном исполнении обязанностей многими участниками рынка, включая государство, как орган регулирования рыночной деятельности.

Чтобы ускорить поступательное развитие Российской экономики, следует постепенно менять деловую среду Российских предприятий. Она обычно меняется под воздействием двух групп факторов: совершенствованиезаконодательства в сфере экономики, включая нормативные правительственные акты и совершенствование менеджмента в российских предприятиях. В данной работе рассмотрим факторы совершенствования менеджмента.

Еще одним важным фактором, влияющим на Российскую деловую среду можно назвать глобализацию экономических процессов. Влияние зарубежных стран, их законодательства и их компаний на российскую экономику безусловно имеет место и будет в дальнейшем усиливаться.

Поскольку конкуренция усиливается, в том числе со стороны зарубежных компаний, то Российские менеджеры должны строить свою конкурентную борьбу на таком же уровне, как и их соперники. Иначе российские компании не выдержат напора современных методов и средств конкуренции со стороны зарубежных компаний, отстанут от них и создадут им условия для завоевания Российского рынка.

В последнее десятилетие теория менеджмента обогатилась разработкой глубинных процессов развития конкурентных преимуществ компаний. Если раньше только строились отдельные гипотезы о влиянии менеджмента на экономические результаты компаний, то сейчас имеется концепцияпланомерного роста конкурентоспособности.

Основой новой теории являются способности организации или организационные способности. Они необходимы для трансформации бизнеса, т.е. для перестройки всей системы производства с целью приобретения конкурентных преимуществ над другими компаниями. Способности рассматриваются как свойство организации, заключающееся в эффективном использовании своих ресурсов. Правда эффективность рассматривается как получение новых рыночных результатов за счет рационального применения как внутренних, так и внешних ресурсов.

Поскольку рыночное окружение меняется, то чтобы успешно работать организации надо создать другой набор способностей. Способности означают получение данной организацией продукта, с помощью которого можно расширить продажи и потеснить конкурентов. Для создания нового набора способностей необходимо расширение «репертуара» поведения организации. В свою очередь поведение организации складывается из новых действий менеджеров, таких, которые раньше они не могли выполнять. Ниже будет раскрыт механизм формирования новых способностей организации.

Проблема развития организационных способностей возникает тогда, когда использование старых способностей не позволяет организации видеть перспективы в новых рыночных условиях. Использование в этом случае прошлых способностей в новых условиях может навредить компании.

Способности частью заложены в организации при ее создании, но могут также приобретаться извне. Приобретение способностей очень сложный процесс, включающий приобретение знаний, получение опыта,формирование основных компетенций, расширение «репертуара», развитие стратегического видения и стратегическую трансформацию.

Еще в 1990 году американские ученые Прахалад и Хамел обосновали новую для того времени концепцию «центральной компетенции организации». Центральная компетенциярассматривается как опыт умелого соединения ресурсов и способностей организации для достижения реального результата. Центральная компетенция – это управленческий стратегический потенциал в виде опыта реализации какого-либо проекта, приведший организацию к получениюхорошего рыночного результата.

Когда предприятие организует выпуск хорошей продукции и она дает рыночный успех, то этот опыт умелого применения всех ресурсов в динамике является по сути компетенцией генерального менеджмента , которая включает разработку стратегического плана, привлечение необходимых ресурсов, умелое объединение их и организацию всей деятельности с высокой эффективностью. Слабая центральная компетенция не дает возможности развивать способности организации.

Компетенции являются важным условием для развития способностей организации. Способности – это внутреннее свойство организации, определяемое результатами ее деятельности. А результаты деятельности зависят от компетенции, т.е. от знаний, умений и навыков работников организации. Однако существует иерархия управления, согласно которойвысшие определяют необходимую компетенцию низших. Следовательно, компетенцияработников во многом определяется высшими менеджерами и частично объективными условиями.Высшиеменеджеры имеют возможность преодолеть за несколько лет неблагоприятные условия и в идеале компетенция организации на 100% зависят от высшего менеджмента.

Имеются несколько основных путей практического повышения способностей организации (см. работу по ссылке 1):

1.Открытие новых каналов информации;

2.Пересмотр новых рыночных реальностей;

3.Процессы сбора, своевременной обработки и обмена информацией;

4.Использование форм и методов взаимодействия персонала.

Компетенция, лежащая в основе способностей может прирастать только двумя способами: научными исследованиями или приобретением знаний, опыта и навыков. Чаще всего предприятия не занимаются собственными научными исследованиями. Даже те крупные компании – мировые лидеры, которые ведут научные исследования, многие знанияпокупают извне, так как невозможно исследования проводить во всех необходимых направлениях. Есть специализированные научные организации, которых трудно обогнать. Легче приобретать специализированные знания.

Другое дело умения и навыки. На основе приобретенных знаний можно произвести собственные опыты и эксперименты, которые и дают умения и навыки. Но есть специализированные обучающие организации, которые наряду со знаниями дают навыки через умения. Однако обучающие организации могут дать только основные, стандартные навыки и умения. А на предприятии всегда имеются собственные особенности, которые чаще заключаютсяв наборе ресурсов и компетенций.

Это обуславливает необходимость обладания высшей стратегической компетенцией, которая большей частью формируется в результате творческого осмысления действительности и нахождения творческих управленческих решений. Сущностная основа такого рода компетенции – это стратегическое видение того, как может компания умело применить имеющиеся внутренние и внешние ресурсы для последовательного превращения их в значительные рыночные результаты.

В пользу такого вывода говорит тот факт, что имитация (абсорбция) новой технологии предприятием не всегда ведет к новым способностям, т.к. организационные способности формируются через специфические ресурсы и условия, такие как управленческий потенциал, стратегическое видение рынка, конкурентные преимущества и т.д.

Способности у предприятий всегда эволюционируют. Они могут размываться, или развиваться неадекватно рыночным условиям. В результате можно наблюдать отставание предприятия от рыночных условий. Это происходит тогда, когда генеральный менеджмент имеет недостаточную компетенцию и не может эффективно управлять стратегическим развитием организации.

Различают следующие основные виды организационных способностей:

1.Абсорбционные способности, которые всегда присутствуют в той или иной форме. Бывают скрытые способности, когда отдельные работники сами приобретают знания и умения, но их не включают в систему развития компетенции для достижения новой способности.Для развития организационных способностей недостаточно наличие пусть даже высокого уровня (как система) абсорбционных способностей. Нужны еще другие способности.

2.Многофункциональные способности (стратегическое видение и планирование). Способности анализа рынка, оценки позиции конкурентов и проведения управленческого обследования ведут к разработке стратегии, которая охватывает все стороны и аспекты деятельности предприятия. Поэтому такие способности были названы многофункциональными. Сама способность разработки стратегии не дает гарантии получения реального конкурентного преимущества. Планы могут быть не реализованы.

3.Трансформационные способности, которые включают работников с определенными компетенциями в общую деятельность. Если система новой деятельности продумана и имеются работники всех необходимых компетенций, то последовательное включение этих работников с их новым «репертуаром» в систему бизнес-процессов преобразует организацию. И эти преобразования запускают процесс изготовления новой продукции и другие новые процессы, которые в совокупности создадут рост продаж, рост прибылии увеличение доли рынка.

Развитие способностей организации заключается не только в обучении работников, повышении их уровня компетенции. Крайне необходим коллективный опыт совместной деятельности по внедрению нововведения. С этой целью необходимо приобрести опыт в эксперименте по изменению «репертуара» путем реконфигурации и рекомбинации ресурсов и рутин (под рутинами понимаются стандартизованные действия работников) . Такой эксперимент поможет увеличить способности компании к освоению нового знания и к трансформации организации.

Другим условием развития способностей является экспертиза. Наивысший уровень компетенции, как было давно доказано, имеется у экспертов. Экспертами являются специалисты узкого профиля, проработавшие по этой специальности более 10 лет, имеющие научные публикации и практический опыт решения проблем по специальности. Эксперты обладают не только большими знаниями и опытом, но и творческими способностями. Им легче найти нестандартное решение по их профилю. А как мы помним, способности организации – это не только выработка новой продукции, но и получение рыночных результатов. Поскольку рыночные условия меняются, то организация должна быть способна вырабатывать новые решения для достижения успеха всякий раз за многие годы. Следовательно, вырабатывать новые нетрадиционные решения могут только эксперты, как специалисты высшей компетенции.

Если экспертыинтегрированы в компанию, тогда достигается преимущество в способностях. Чтобы интегрировать экспертов, необходимо создать систему распространения, интеграции и трансформации знаний. Эта система делает организацию менее зависимой от экспертов, поскольку они находятся вне организации, но связаны с ней информационными каналами и договорами. Это будет система импортирования экспертных знаний.

При создании механизма развития организационных способностей важно иметь методику оценки уровня способностей. Она должна показывать, насколько развиты способности у организации. Для этого нужно иметь шкалу и показатели для сравнивания. Поскольку проблема оценки способностей новая, то пока никаких методик оценки еще не выработано. Можно только предложить подход к оценке организационных способностей.

Исходя из анализа сущности способностей можно сделать вывод о возможном измерителе. Таким инструментомможет служить вопрос: в какой мере учтены организацией рыночные реальности? Дело в том, что если способности организации слабые, то в своей деятельности она плохо учитывает рыночные реальности. А если она полностью учитывает рыночные реальности, то должны быть получены максимальные рыночные результаты. Следовательно, способности соответствуют мере учета рыночных результатов.

Другим направлением оценки является оценка компетенции. Компетенция в организации, как правило, представлена многообразная. Поэтому оценку надо проводить по направлениям деятельности и по должностям. Например, стратегическая компетенция соответствует высшим менеджерам. Она охватывает понимание стратегических проблем в общем и проблем реальных в организации в частности. Компетенция может быть разделена по уровням на знания, умения и навыки. Компетенция высшего уровня должна включать навык творческого решения стратегических проблем.

В данной работе кратко рассмотрена концепция развития конкурентных способностей организации. Она включает содержание организационных способностей, их состав, истоки (компетенции), пути развития способностей и подход к их оценке.

Требуется проведение дальнейших исследований по расшифровке процессов и механизмов развития организационных способностей.

Практические менеджеры в РФ к сожалению имеют недостаточную профессиональную подготовку. По нашим оценкам, только около 20 % менеджеров имеют дипломы высшего образования по менеджменту. Еще около 20 % имеют сертификаты курсов по менеджменту. Таким образом, при решении вопросов стратегического развития организации в условиях международной конкуренцииотечественные менеджеры заметно уступают иностранным в профессиональной подготовке.

Обучение менеджменту в РФ также отстает от мирового уровня. В России только около 55 программ МВА и около ста факультетов менеджмента. Ежегодно получают дипломы примерно 5000 магистров МВА и примерно 15000 дипломированных менеджеров. А потребность экономики РФ составляет около 100000 менеджеров. Следовательно, пока покрывается только 20 % потребности.

Россия отстает от развитых стран и по качеству подготовки менеджеров, поскольку программы подготовки несколько устарели и качество подготовки недостаточное. Многое студентам дается из книг и сугубо теоретического материала, тогда как на работе выпускникам приходится решать практические проблемы. Недостаток практических навыков и нехватка современных зарубежных материалов объясняется трудностями всей системы образования в РФ. Профессора, доценты и преподаватели мало участвуют в управленческих исследованиях, в которых осваивается практика Российских предприятий. Существует также проблема нехватки учебников, специальных журналов и книг по менеджменту. Сейчас в России издательский бум. Переводят на русский язык самые современные книги по менеджменту, но они не попадают в библиотеки и к студентам, по причине нехватки финансовых ресурсов.

Проблемы развития менеджмента в РФ при высоких темпах развития экономики вполне разрешимы.

Bhatt G. D. A resource-based perspective of developing organizational capabilities for business transformation// Knowledge and process management. 2000., V. 7., N. 2, pp. 119-129

Prahalad C.K., Hamel G. The core competence of the corporation// Harvard Business review. 1990, V. 68, No. 3, pp. 79-91

По многим видам управленческого труда трудно выразить объем работы в натуральном выражении.

В связи с этим специалисты рекомендуют использовать более укрупненный метод оценки, согласно которому экономическая эффективность мероприятий по научной организации управленческого труда (НОУТ) может быть определена по следующей формуле:

Э = ЭВ + ЭДС + ЭТ - З ,

где Э - общая экономия, достигнутая за счет всех мероприятий по совершенствованию организации труда, руб.;

- ЭВ - экономия, достигаемая за счет высвобождения численности, руб.;

- ЭДС - экономия, достигнутая за счет изменений должностной структуры управленческих работников в функциональных и производственных службах;

- ЭТ - экономия, полученная за счет более широкого и рационального использования средств оргтехники, экономии канцелярских и других материалов, руб.;

- З - сумма средств, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда, руб.

Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию менеджмента позволит повысить его эффективность и стабильность функционирования организации.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - процесс усиления взаимосвязанности мира, всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран, различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т. п. В 1990-е гг. глобализация достигла качественно нового уровня, который позволил говорить о глобализации как основном, определяющем явлении современной эпохи. Жизнь большинства людей мира находится в преобладающей зависимости от процессов, которые идут вне их страны.

Глобальный рынок привел к разделению труда в масштабах всей Земли. Возникла «мировая фабрика», связанная товарными потоками и глобальными информационными системами. Управление этой фабрики осуществляют высокоразвитые страны Запада, многие ее производства вынесены в среднеразвитые индустриальные и полуиндустриальные страны. Основные источники сырья расположены в регионах, которые лишь переходят от традиционного к индустриальному обществу. В результате оказалось, что ни одно из современных обществ (за редкими исключениями, напр., Северной Кореи) не может существовать изолированно, потому что в этом случае прерывается вся цепочка экономических связей.

Глобализация - это объективный процесс уплотнения разнородных связей и влияний в мировом масштабе, который заключается в том, что:

- во-первых, глобальное перемещение капиталов, товаров, людей и информации становится все более интенсивным;

- во-вторых, в результате этого радикально возрастает восприимчивость отдельных государств и народов к разнообразным обусловленностям и воздействиям международной среды.



В качестве основных и наиболее типичных можно выделить следующие виды решающих факторов глобализации : рыночные, финансовые, технологические, правовые и политические, культурные, экологические. Каждый из них имеет свое значение и относится к конкретным формам, ситуациям и процессам.

Одним из парадоксов современности является то, что в условиях глобализации труднее адаптируются те предприятия, которые в течение длительного времени совершенствовали свои организацию, структуру и функционирование. У них все предусмотрено, проконтролировано, упорядочено, но именно это затрудняет приспособление к непостоянству внешних факторов. В окружении, характеризующемся все большей изменчивостью, хозяйствующие субъекты должны научиться быть в необходимой степени эластичными и управлять изменениями . Поэтому для них важной задачей сегодня является, с одной стороны, создание такой организации, продукты и услуги которой позволят эластично реагировать на потребности локальных клиентов, а с другой - одновременное развитие глобальной организационной культуры и глобальной сферы деятельности.

Для решения этой задачи необходимо преобразовать многие элементы системы управления предприятием. Как уже говорилось, следует изменить подход к использованию прежнего опыта. Бурное окружение вынуждает сомневаться в традиционно понимаемой идее планирования, и не только потому, что нельзя осуществить проекцию текущих тенденций на будущее. Запланировать можно лишь то, что будут иметь место нетипичные и исключительные явления все большего масштаба. Поэтому стратегическое планирование вытесняется стратегическим управлением.

Глобальный рынок является целью все большего числа предприятий и организаций, которые, заботясь о выживании, должны искатьновые методы управления и новые формы организации деятельности.

Сегодня перед менеджерами предприятия стоит ряд основополагающих вопросов, которые требуют немедленных ответов .

1. Обучение адаптации: каким образом предприятие может эффективно справляться с постоянными многомерными изменениями, как оно может усилить свои возможности обучения и приспосабливания к ним?

2. Структура: как предприятие должно быть организовано, чтобы максимально быстро реагировать на часто непредвиденные рыночные изменения, какими должны быть его связи с сетью клиентов и поставщиков?

3. Умения: какие качества необходимы менеджерам для управления завтрашним предприятием, какие умения будут существенными для достижения успеха на всех уровнях организации, действующей в столь динамичном окружении?

4. Стиль управления: что происходит тогда, когда директивно-контрольный стиль управления противоречит текущим действиям по объединению сотрудников, как принимать решения в бизнесе, когда все больше сотрудников имеют широкий доступ к огромному количеству информации?

5. Влияние информационных технологий: что произойдет с промышленными структурами, когда "электронные рынки" и "информационные автострады" дадут возможность покупателям и продавцам найти друг друга в любой части мира без посредничества людей?

6. Новые методы работы: как люди будут работать в группах в условиях значительного роста возможностей коммуникации и координации, каким образом будет оцениваться их работа, уменьшится ли количество крупных офисов и фабрик, больше ли людей будет работать дома, общаясь с предприятием с помощью компьютеров?

7. Инновации: каким образом предприятие может формировать среду, генерирующую неустанную инновационность в конкурентном мире, где большие шансы победить имеют предприятия, которые первыми найдут и реализуют новую идею?

8. Средства обеспечения успеха: если интеллектуальный капитал и иные нематериальные ресурсы будут играть главную роль в достижении успеха, то как адаптировать традиционные бухгалтерские инструменты к целям лучшего представления истинных ресурсов, долгов и долгосрочных перспектив предприятия?

Отвечая на эти вопросы, менеджеры разных стран и регионов мира опираются на накопленный национальный опыт, традиции, нормы и правила.Однако главным фактором достижения конкурентного преимущества является создание команды высокообразованных, заинтересованных в получении результатов менеджеров и инноваторов , способных реализовать принятые планы и стратегические программы. Д ля эффективной работы руководителей и сотрудников предприятия необходима соответствующим образом запроектированная система управления. Она должна быть:

- инновационной , т. е. способной к инновациям относительно не только продуктов и процессов, но и структур, использования человеческого потенциала, снабжения, контроля запасов, маркетинга, обслуживания;

- адаптационной , т. е. способной приспособиться к изменениям в поведении работников организации, предпочтениях клиентов, ожиданиях инвесторов, правовых нормах, доступности ресурсов на глобальном рынке, стратегиях конкурентов;

- эластичной , т. е. способной к увеличению и уменьшению размеров организации, изменению направлений действий и стратегий, созданию коалиций, элиминированию нерезультативных или менее результативных подразделений;

- эффективной , т. е. способной к удержанию длительного преимущества над конкурентами в сфере продуктов, производительности, удовлетворенности персонала, лояльности клиентов, качества и легкости обслуживания товаров;

- быстрой , т. е. способной более быстро, чем конкуренты, ответить на изменения в окружении.

87 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Вся история мировой торговли насчитывает более 1000 лет. Уже с XIX в. большое количество торговых фирм Европы и Азии сотрудниками на международном уровне.

В торговле, которая осуществляется в наше время, есть одна особенность: это постоянно увеличивающаяся доля продукции компаний, которая в конечном итоге пересекает национальные границы.

Некоторые фирмы сориентированы на национальные и глобальные рынки.

Такая тенденция связана с большим количеством факторов.

Соответственно увеличению объемов в мировой торговле способствуют инвестиции в сфере услуг.

К таким инвестициям относятся финансовые, конструкторские, юридические и многие другие формы интеллектуального капитала.

Некоторые международные организации, которые проводят в рамках своей деятельности различные референдумы, семинары и внедряют различные законы, способствуют выходу на мировой уровень многих торговых фирм.

Проведение переговоров об условиях международной торговли способствуют возникновению новых путей развития этой отрасли.

Сама деятельность международных институтов направлена на развитие возможных процессов интернационализации мировой экономики.

Современный менеджмент испытывает направленное влияние тенденций интернационализации и глобализации.

Интернационализация – это своего рода возрастание экономической деятельности, которое не знает национальных и географических границы.

Глобализация – это более развитая форма интернационализации. Глобализация – это процесс возрастания значения международных контактов компании, по сравнению с внутренними. Для глобализации характерно преодоление значения государственных границ как своеобразного барьера на пути товарных потоков.

Это способствует увеличению роли менеджмента и одновременному поднятию его на уровень мирового управления.

Глобализация и интернационализация менеджмента характеризуется:

1) возникновением особых систем транснационального взаимодействия;

2) своеобразным поглощением одних предприятий другими;

3) созданием совместных предприятий. Менеджер международного масштаба решает практически те же задачи, что и обычный менеджер, но только происходит это на более высоком уровне.

На него возлагается большая ответственность. От эффективности принятия его решений зависит деятельность не только одной фирмы, а также целой отрасли.

Из книги Практичная русская идея автора Мухин Юрий Игнатьевич

Зло современного производства. Представим себе современное промышленное предприятие, например, автомобильный завод ВАЗ, ставшее кооперативным, то есть каждый работник является коллективным собственником этого предприятия. Если не предпринимать дополнительных мер по

Из книги Менеджмент. Шпаргалка автора Дружинина Н Г

2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Эффективность работы всего предприятия во многом зависит от способности ее владельцев и управляющих принимать своевременные и обоснованные решения.Множество руководителей в условиях быстро развивающейся конкуренции,

Из книги Мировая экономика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА Задача менеджмента как науки заключается в развитии теории управления. Практика менеджмента имеет связь с использованием теоретических положений в конкретной работе по управлению предприятиями и обобщением

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. НТР как определяющий фактор развития современного МРТ Научно-техническая революция (НТР) на современном этапе вызывает глубокие изменения в структуре производительных сил, меж– и внутриотраслевых пропорциях в национальных хозяйствах все более растущего числа стран

Из книги Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993-2008 гг. автора Паппэ Яков Шаявич

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

5.2 Интернационализация российского бизнеса В рассматриваемый период на качественно новый уровень вышла интернационализация российского бизнеса. Этим словосочетанием мы обозначаем два процесса. Во-первых, появление у российских компаний и предприятий стратегических

Из книги Геноцид автора Глазьев Сергей Юрьевич

3.4. Интернационализация высшего образования и специфика подготовки кадров в условиях кризиса Реформирование системы высшего профессионального образования России осуществляется с учетом тенденций мирового развития: разработана Федеральная целевая программа развития

Из книги Экономический кризис: кто виноват и что делать автора Конюхов Николай Игнатьевич

Из книги Религия денег. Духовно-религиозные основы капитализма. автора Катасонов Валентин Юрьевич

1.1. Палеонтология и истоки современного кризиса Уже на этапе древних людей появились индивиды, которые были более способны к самоорганизации, к изменению структуры социальных отношений. Появление таких людей было огромным шагом вперёд на пути цивилизационного развития.

Из книги Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем автора Адизес Ицхак Калдерон

Часть III Религия современного капитализма Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой -

Из книги Кризис – это возможность. 10 стратегий, которые позволят вам процветать в эпоху перемен автора Стейнберг Скотт

Стили менеджмента и неправильного менеджмента Разница между грамотными менеджерами и неправильными менеджерами в том, что последние не владеют некоторыми обязательными для управленца ролями, они не способны их исполнять вовсе. В таблице, представленной ниже, мы можем

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Уроки современного лидерства Все это подводит нас к не менее важному выводу: необходимо постоянно импровизировать, если мы хотим двигаться без остановок. Вам не нужна ни академическая степень, ни высокая должность, чтобы развивать мастерство импровизации: просто

Из книги Зачем работать. Великие библейские истины о вашем деле автора Келлер Тимоти

Феноменология современного терроризма в России Терроризма как такового в Советской России не было, хотя террор и существовал, но преимущественно государственный. Например, после взрыва в 1919 г. бомбы в Леонтьевском переулке Москвы следующий акт терроризма был совершен

Из книги Путь Caterpillar [Уроки лидерства, роста и борьбы за стоимость] автора Бушар Крейг

Идолы современного мира Около пяти столетий назад на Западе произошли великие перемены. Расцвет современной науки и подъем философского движения под названием Просвещение привели к тому, что современное общество ниспровергло идолов религии, племени и традиции, заменив

Из книги автора

Глава 5 Caterpillar и интернационализация производства В период предвыборной кампании в США осенью 2012 г. кандидаты на различные должности на федеральном уровне и уровне штатов считали себя практически обязанными ругать «офшоризацию» американских рабочих мест. Эти

Из книги автора

Интернационализация и американские рабочие места при близком рассмотрении Вопрос об интернационализации занятости – довольно щекотливая тема для Caterpillar и других мировых фирм. Приводит ли интернационализация в итоге к появлению большего числа рабочих мест и повышению