Формы финансирования дошкольных образовательных организаций. Финансирование муниципальных дошкольных образовательных учреждений. О внебюджетных поступлениях

Согласно п. 21 ст. 16 Федерального закона № 122-ФЗ "финансирование образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта РФ. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе".

В Бюджетном кодексе РФ нормативная форма финансирования рассматривается как основа формирования бюджетных затрат. Так, в ст. 7 БК РФ указывается, что в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений входит "установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг".

В соответствии со ст. 65 БК РФ "формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ".

Таким образом, действующее законодательство устанавливает:

  • нормативный подход в области финансирования учреждений общего образования;
  • долевой способ финансирования образовательных учреждений, в т. ч. ДОУ (муниципалитет финансирует затраты на содержание собственности, субъект РФ - затраты на реализацию общеобразовательных программ в форме субвенции).

Предлагаемое долевое нормативное финансирование ДОУ осуществляется следующим образом.

Органы государственной власти субъектов РФ, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации образовательных услуг ДОУ. Данные средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объемы субвенций, субсидий. До учреждений они доводятся муниципалитетами на нормативной основе. Возможно финансирование ДОУ субъектом РФ на правах соучредительства.

Средства на финансирование социальных услуг муниципалитет выделяет совместно с родителями, используя систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного или регионального бюджета в рамках социальных программ данной местности.

Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет собственник. Если ДОУ находится в собственности муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответ-ствующих органов местного самоуправления.

При финансировании муниципальных ДОУ используются три канала:

  • государственный бюджет - в виде субвенций, субсидий, или непосредственно в качестве соучредителей;
  • муниципальный бюджет - на нормативной основе;
  • родительская плата, часть которой муниципалитет может возмещать родителям в виде социальной помощи.

Вышеперечисленные источники дифференцируются:

  • по видам затрат;
  • способам или механизмам доведения ресурсов ДОУ.

Рассматриваемая модель долевого нормативного многоканального финансирования строится с учетом ведущих принципов , которые можно сформулировать следующим образом:

  • признание необходимости финансирования образовательных услуг в рамках реализации основных государственных образовательных программ дошкольного образования за счет возможностей консолидированного бюджета субъекта РФ;
  • финансирование затрат на содержание материальной базы муниципалитетом как собственником-учредителем;
  • оплата родителями социальных услуг в объеме, не превышающем 20% от общих затрат ДОУ. Оставшиеся 80% средств на реализацию социальных услуг, а также возмещение, частично или полностью, затрат на эти цели родителей, отнесенных к льготным категориям, выделяется муниципалитетом;
  • дифференцирование затрат родителей в зависимости от их материального достатка в соответствии с нормативно-правовой базой субъектов РФ и муниципальных образований. Оказываемая в таком случае социальная помощь родителям определяется на заявительной основе;
  • планирование и реализация финансирования ДОУ на нормативной основе.

Для реализации такого механизма долевого нормативного финансирования необходимо выполнить первоначальные условия:

  • придать всем ДОУ статус юридического лица;
  • открыть счета в кредитных учреждениях (казначействах), обеспечить бухгалтерское обслуживание ДОУ.

Основным элементом, приводящим в действие данный механизм, являются нормативы финансирования образовательных учреждений.

Механизм финансирования ДОУ основывается на следующих принципах:

  • деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;
  • финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта РФ, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ, и местных устанавливаемых затрат;
  • органы государственной власти субъектов РФ в пределах собственных средств определяют нормативы финансирования для региона;
  • государственный норматив финансирования применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам и объемов прямого финансирования ДОУ в случае соучредительства;
  • органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также посредством определения объема затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги и финансирование содержания и развития материальной базы ДОУ.

Образовательные услуги, оказываемые ДОУ, включают в себя расходы по следующим статьям:

211 Заработная плата (оплата труда по ЕТС всех сотрудников ДОУ, учитывая тарифный и надтарифный фонд, выходное пособие);

212 Прочие выплаты (методическая литература, компенсация льгот за содержание детей в ДОУ, командировки и служебные разъезды, повышение квалификации педагогических работников);

221 Оплата услуг связи;

226 Прочие услуги;

310 Увеличение стоимости основных средств (учебное оборудование; мебель; приобретение наглядных пособий, игрушек и спортинвен-таря; учебные расходы: канцелярские товары, приобретение мето-дической литературы);

340 Увеличение стоимости материальных запасов (приобретение продуктов питания, медикаментов, строительных материалов, ГСМ, канцтоваров, запчастей к оборудованию).

211 Заработная плата;

213 Начисления на оплату труда;

223 Коммунальные услуги;

225 Услуги по содержанию имущества;

290 Прочие расходы;

340 Увеличение стоимости материальных запасов (частично приобретение продуктов питания, расходы на приобретение медикаментов, прочие расходные материалы и предметы).

Органы местного самоуправления вправе осуществлять дополнительное финансирование образовательных учреждений в соответствии со своими решениями и нормативными актами.

Социальные услуги за счет средств муниципального бюджета:

222 Транспортные расходы;

310 Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);

Социальные услуги за счет средств родителей:

222 Транспортные расходы;

310 Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);

340 Увеличение стоимости материальных запасов (продукты питания и пр.).

Данный порядок формирования ассигнований является стандартным в условиях казначейского исполнения бюджета, так как предусматривает возможность раздельного учета в расходовании средств по статьям расходов.

Анализ направлений расходов ДОУ свидетельствует о том, что необходимо установить комплекс нормативов, включающий в себя:

Норматив финансирования ДОУ субъекта РФ на реализацию образовательных услуг, предоставляемых ДОУ;

Местный норматив на содержание и развитие материально--технической базы ДОУ;

Порядок расчета местных затрат на финансирование ДОУ;

Порядок расчета и взимания оплаты с родителей за социальные услуги, предоставляемые ДОУ.

Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2007. № 15. С. 25-28.

1. Основные источники финансирования дошкольных учреждений. Правила финансирования из бюджета. Заведующий дошкольным учреждением руководит не только педагогическим процессом, но и финансово-экономической деятельностью. Это один из наиболее сложных аспектов деятельности руководителя. Финансово-экономическая деятельность требует от руководителя принципиально новых подходов в хозяйственной деятельности:

1) сочетание бюджетного финансирования с развитием разного рода хозяйственной деятельности дошкольного учреждения, оказание платных услуг населению, выполнение платных услуг по договорам с организациями;

2) развитие самостоятельности трудовых коллективов дошкольного учреждения в решении вопросов социального развития;

3) образование норматива единого фонда оплаты труда.

Основными источниками финансирования государственных дошкольных учреждений и в новых условиях хозяйствования являются бюджетное финансирование и плата родителей.

Правила бюджетного финансирования:

1. Определение нормативов бюджетного финансирования находится в компетенции отделов образования.

2. Органы образования должны обеспечить дошкольному учреждению гарантируемый государством уровень финансирования ресурсов, необходимых для функционирования учреждения.

3. Органы образования не имеют права формировать за счет принадлежащих дошкольному учреждению средств какие-либо централизованные фонды.

4. Получаемые дошкольным учреждением ресурсы финансирования поступают в их полное распоряжение.

5. Финансирование дошкольного учреждения осуществляется в течение всего календарного года.

6. Неиспользованные за календарный год средства остаются в распоряжении дошкольного учреждения и могут быть использованы ими в дальнейшем.

7. Вышестоящие органы не имеют права изымать у дошкольного учреждения неиспользованные в течение календарного года средства и не должны засчитывать эти средства при определении сумм бюджетного финансирования дошкольного учреждения на следующий бюджетный год.



2. Смета расходов дошкольного учреждения. Основные правила ее составления. Чтобы правильно осуществлять планово-финансовую деятельность, руководителю необходимо знать, как составляется смета расходов дошкольного учреждения, как производить расчет денежных средств по статьям расходов сметы.

Смета расходов – основной документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, предназначенных для содержания дошкольного учреждения.

Смета расходов дошкольного учреждения составляется по статьям расходов бюджетной классификации. Всего в классификации 18 статей. Мы рассмотрим виды (статьи) расходов, которые присутствуют в смете дошкольного учреждения.

Расходы на заработную плату. По этой статье предусматриваются ассигнования на выплату заработной платы педагогическому, медицинскому, административному, обслуживающему персоналу. Объем этих ассигнований определяется в соответствии с утвержденным штатным расписанием и установленными ставками заработной платы. Для того чтобы правильно определить объем ассигнований на заработную плату, все сотрудники должны быть тарифицированы. Для этого составляется тарификационный список. В списке представлены все сотрудники дошкольного учреждения с указанием образования, категории, разряда, стажа работы. Данный список прилагается к смете.

Начисления на заработную плату. На заработную плату начисляются взносы, установленные Советом Министров Республики Беларусь.

Канцелярские и хозяйственные расходы. В эту статью включаются расходы на содержание помещений в чистоте, текущий ремонт, отопление, освещение, канализацию, водоснабжение, стирку белья и др. Расходы на отопление и освещение определяются в зависимости от кубатуры и площади здания. Значит, в смете обязательно приводятся также общие сведения о занимаемом дошкольным учреждением здании.

Расходы на командировки и служебные разъезды. По этой статье предусматриваются ассигнования на командировки и служебные разъезды. Ассигнования по этой статье определяются, как правило, не выше сумм, утвержденных по смете текущего года.

Расходы учебные. По этой статье предусматриваются средства на приобретение игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми и на проведение детских праздников.

Расходы на питание. Объем этих расходов определяется исходя из установленных денежных норм питания в день и числа дней питания одного ребенка в год.

Расходы на приобретение оборудования и инвентаря. Объем затрат на приобретение инвентаря и оборудования устанавливается по смете дошкольного учреждения вышестоящей организацией в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели по бюджету.

Расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования. Определение расходов по этой статье производится исходя из установленных норм снабжения дошкольных учреждений бельем и прочим мягким инвентарем и действующих розничных цен с учетом фактического наличия этого инвентаря.

Расходы на капитальный ремонт зданий и сооружений. Ассигнования на капитальный ремонт предусматриваются вышестоящей организацией данному учреждению на основании перечня работ, которые требуют первоочередного выполнения в соответствии с имеющимися дефектными актами.

В смету расходов дошкольного учреждения не включаются расходы на проведение летних оздоровительных мероприятий. В случае проведения таких мероприятий, на дополнительные расходы по их осуществлению составляется отдельная смета.

3. Дополнительные источники финансирования дошкольных учреждений. Порядок оказания дополнительных образовательных услуг. Бюджетное финансирование и плата родителей служат важной основой финансово-экономического функционирования дошкольного учреждения. Но, как показывает практика, в условиях экономической нестабильности этих средств явно недостаточно. Поэтому необходимо предусматривать привлечение внебюджетных средств для того, чтобы обеспечить постоянное развитие учреждения и самосовершенствование педагогов и создавать внебюджетные фонды, находить дополнительные источники финансирования.

К дополнительным источникам финансирования относятся:

Ø оказание платных услуг населению;

Ø спонсорство;

Ø добровольные взносы граждан, организаций;

Ø выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;

Ø поступления от реализации собственной сельскохозяйственной и промышленной продукции;

Ø внебюджетные средства местных органов власти.

Практика показывает, что внебюджетный фонд дошкольного учреждения формируется главным образом за счет оказываемых платных услуг населению. Целью оказания платных услуг населению является углубленное изучение различного рода предметов, развитие у детей индивидуальных и творческих способностей.

Порядок оказания дополнительных платных услуг населению:

1. Изучается спрос населения на дополнительные образовательные услуги дошкольного учреждения.

2. Руководителем учреждения разрабатывается и утверждается Положение о платных услугах, оказываемых учреждением.

3. В плановую группу районного отдела образования предоставляются сведения о количестве детей, которые пользуются платными услугами, количестве часов, размере платы, которую согласны платить родители. При аренде помещения представляются дополнительно сведения о площади помещения.

4. На основании этих сведений плановая группа составляет калькуляцию платных услуг (один экземпляр должен быть в учреждении).

5. По каждому виду кружков составляется программа обучения и учебный план.

6. За оказанные услуги родители или лица, их заменяющие, через сберегательный банк вносят плату согласно договору (размер платы может быть разный для каждого вида услуг, может быть меньше или больше минимальной заработной платы).

7. В случае болезни руководителя кружка или ребенка плата за этот период не взимается. Излишне начисленная плата учитывается в последующих платежах.

Таким образом, оптимально финансировать хозяйственную деятельность можно за счет предоставления дошкольному учреждению широких возможностей маневрирования материальными и финансовыми ресурсами в целях обеспечения наиболее оптимального их использования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные источники финансирования дошкольных учреждений.

2. Что такое смета расходов?

3. Каков порядок оказания дошкольным учреждением дополнительных образовательных услуг населению?

Литература: 5, 11, 18 (осн.).

Как финансируется деятельность ДОУ?

Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, однако, ни Законом об образовании, ни Конституцией Российской Федерации не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. То есть государственные финансовые обязательства распространяются на образовательные услуги и не касаются услуг по уходу и присмотру за детьми (социальные услуги). За содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, несут обязательства муниципальные власти и родители.

Учитывая данный принцип субсидиарной ответственности, система финансирования ДОУ, стимулирующая развитие сети и увеличение охвата детей дошкольным образованием, должна основываться на следующих принципах:

1. За счёт государства (средств бюджета субъекта РФ) финансируются образовательные услуги в объёме государственного образовательного стандарта вне зависимости от организационной формы ДОУ (государственное, муниципальное учреждение, автономное учреждение, негосударственное учреждение, автономная некоммерческая организация и пр.), типа и вида учреждения.

Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации дошкольных образовательных программ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объёмы субвенций. До учреждений эти средства доводятся муниципалитетами на основе конкурса. В этой схеме участвуют все учреждения реализующие программы дошкольного образования и имеющие лицензию независимо от их принадлежности.

2. Финансирование социальных услуг муниципалитет осуществляет совместно с родителями.

3. Родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта.

Расходы родителей дотируются за счёт средств муниципалитетов, используя заявительный порядок и систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного бюджета на основании социальных программ.

4. Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник). Если ДОУ находится на балансе муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.

5. Финансирование ДОУ планируется и организуется учредителем на основе нормативов подушевого финансирования.

Итак, механизм финансирования ДОУ предусматривает:

· деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

· финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта федерации и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ;

· органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают нормативы, определяющие минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников ДОУ, приобретение учебного оборудования, пособий;

· норматив финансирования субъекта федерации применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам;

· органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также устанавливая дополнительный объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги, финансируют содержание и развитие материальной базы ДОУ;

· за счёт средств учредителя оплачиваются расходы по развитию и содержанию материальной базы;

· родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта;

· расходы родителей могут дотироваться за счёт средств муниципалитетов на адресной основе в зависимости от материального благосостояния семьи;

· финансирование ДОУ планируется и организуется на нормативной основе.

Вводимый механизм отвечает следующим требованиям:

· прозрачность финансовых потоков;

· целевой характер финансирования финансируются не затраты учреждения как элемента сети, а образовательная услуга;

· нормативный способ планирования и исполнения бюджета;

· обоснованная дифференцированная оплата родителями услуг ДОУ, как один из элементов повышения доступности;

· возможность контроля целевого прохождения и использования средств;

· финансово-хозяйственная самостоятельность ДОУ.

образовательных учреждений и пути их решения

Образовательное учреждение – это учреждение, которое осуществляет образовательный процесс, т.е. реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными. В настоящее время, по данным Министерства общего и профессионального образования России, сеть образовательных учреждений страны составляет 162,6 тыс. учреждений и подразделяется на государственные - 6,8 тыс. (4,2%), муниципальные - 147,3 тыс. (90,6%), негосударственные - 8,5 тыс. (5,2%), в которых каждый третий гражданин России учится, воспитывается, проходит переподготовку или повышает свою квалификацию.

Гражданский кодекс Российской Федерации относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. Поэтому в их наименованиях должно содержаться указание о характере образовательной деятельности. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

а) дошкольные;

б) общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

в) начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

г) дополнительного образования взрослых;

д) дополнительного образования детей;

е) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

ж) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

з) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности. Так, дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования различной направленности. В нем обеспечивается воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В соответствии с этим дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психологическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровления всех воспитанников.

Средства бюджета служат основным источником финансовых расходов на образование во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного финансирования сферы образования обусловлена, в первую очередь, свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии стран. Однако суммы бюджетных ассигнований не могут определяться только исходя из требований практики. Процесс любого государственного регулирования представляет собой установление государственного заказа, подлежащего бюджетному обеспечению, и социальных нормативов, выраженных как в натуральном, так и в денежном исчислении. Законом определено, что для системы образования государственный заказ должен включать такие параметры, как количество контингентов обучаемых, государственный образовательный стандарт, норматив бюджетного финансирования.

Прежде всего, следует отметить, что существующую в настоящее время структуру финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируют по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения; на реализацию федеральных программ; на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В тех случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин «многоуровневое финансирование». Употребляемое понятие «многоканальное финансирование» означает, что источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования разных уровней, но и широкий спектр внебюджетных средств.

Финансовое обеспечение - это составная часть стратегии управления отраслью. При разработке этой проблемы возникает необходимость решения нескольких задач: выбора приоритетных направлений развития; выявления и использования новых источников финансирования; создания организационных и экономических механизмов рационального использования имеющихся ресурсов; обоснованного распределения полномочий по распоряжению средствами. Задача выбора приоритетных направлений развития образования, которые необходимо обеспечить финансовыми ресурсами, на федеральном уровне заключается прежде всего в определении соотношения затрат на различные уровни образования.

По данным Всемирного Банка в промышленно развитых странах в настоящее время приоритетными являются расходы на обязательное школьное образование, доля затрат на которое в структуре расходов на образование составляет: в США - 67%, в Германии - 70%, во Франции -73%, в Великобритании - 74%, в Италии - 76%, в Японии - 89%. Доля расходов на высшее образование в перечисленных странах колеблется от 8% (Япония) до 27% (США) и 34% (Канада), на дошкольное образование - от 0,3% (Канада), где такие расходы финансируются за счет частных источников, до 11% (Франция).

В России структура затрат существенно отличается. Одна из отличительных черт государственного финансирования в нашей стране - высокая составляющая затрат на дошкольное образование - 27% и низкий удельный вес затрат на обязательное образование - всего 50%, причем на общее, академическое образование приходится лишь 38%, на профессиональное - 12%.

В настоящее время происходит постепенная передача ответственности за финансирование образования с федерального уровня на местный. В большей степени эти процессы затрагивают интересы учреждений профессионального образования, так как финансирование из центра мешает достижению гибкости и ориентации системы подготовки кадров на региональные и муниципальные рынки труда. Практически прекращено финансирование образовательных учреждений за счет средств предприятий и организаций. В начале 90-х годов всех уровней - федерального, региональных и муниципальных - расходы на образование составляли 84% от всех затрат, 16% обеспечивались за счет средств предприятий и организаций. На федеральном уровне существовала высокая степень централизации расходов (до 30%), поэтому Федеральный закон «Об образовании» предусматривал децентрализацию управления, предлагалось развитие регионального финансирования.

Система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые тенденции в развитии государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процесс образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений, национальных объединений, религиозных общин.

Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям. В свою очередь и государственные учреждения вправе самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями.

1. Предпринимательской деятельностью самого образовательного учреждения.

2. Взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения (выступать спонсорами).

Ограничение бюджетного финансирования сформировало у образовательных учреждений устойчивую тенденцию к расширению границ своей рыночной деятельности. Увеличение внебюджетных источников обусловлено появлением экономической заинтересованности у учреждений, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета, кроме дополнительных платных образовательных услуг, более свойственных учреждениям дошкольного, школьного и дополнительного образования.

Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования может быть доход от сдачи в аренду свободных помещений. При этом необходимыми условиями для оформления арендных отношений должны быть надежность и платежеспособность арендатора, а также неухудшение условий для осуществления учебной деятельности.

Объем благотворительных средств спланировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников образовательного процесса: трудового коллектива, родителей, общественности. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.

Уместно вспомнить еще и о таком источнике финансирования, как средства международных организаций, передаваемые учреждениям образования как на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на реализацию программ международного сотрудничества. При создании системы государственной поддержки международным проектам в области образования объем привлекаемых финансовых и иных ресурсов от зарубежных партнеров и фондов мог бы быть более существенным, нежели в настоящее время.

Держатель и распорядитель основной массы общественных фондов потребления - государство, которое определяет порядок движения и использования бюджетных средств. Законодательство предусматривает финансирование образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов и определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности.

В Федеральном законе РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1 указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

В действительности нормативы финансирования отсутствуют. Использовать бюджетные средства по своему усмотрению учреждения не вправе из-за целевого финансирования по предметным статьям. Подавляющее большинство дошкольных учреждений самостоятельных счетов не имеет. К тому же, Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ предоставляет руководителю право в зависимости от объема учетной работы сделать выбор: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии или специализированной организации; вести бухгалтерский учет лично.

Какую бы учетную политику ни избрало государственной учреждение, его производственные и хозяйственные расходы покрываются за счет средств учредителя, доходов от собственной деятельности, иных внебюджетных источников.

Основные документы, регулирующие ответственность и права учредителя и образовательного учреждения, это договор о взаимоотношениях между ними и устав образовательного учреждения. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» устав разрабатывается учреждением самостоятельно. Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем, определяющий порядок финансирования, управления образовательным учреждением и другие правовые аспекты, является двусторонним актом. При оформлении договорных отношений по разделению финансовых полномочий подробно излагаются обязанности сторон, права и ответственность, жестко регламентируются вопросы деятельности учреждения. Если обязанности предполагают требуемый объем и характер работы, права создают условия для их выполнения, то ответственность приводит к возможности применения санкций вышестоящих органов за ненадлежащее выполнение обязанностей. В договоре определяются виды образовательных программ (основных и дополнительных), которые будут профинансированы за счет бюджета и без согласия учредителя не могут быть изменены; устанавливаются минимальные нормы наполняемости для комплектования классов и групп, при снижении которых учредитель вправе уменьшить финансирование.

Учредитель берет на себя обязательства по финансированию учреждения в соответствии с утвержденной сметой расходов. Если учреждение не имеет самостоятельного расчетного счета, то учредитель обязуется осуществлять финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через централизованную бухгалтерию. Важное место при финансировании отводится контролю. Учредитель обязан регулярно отслеживать соблюдение условий договора и анализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Обязанности образовательного учреждения - своевременное представление учредителю программы развития; обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования; расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждением объектов собственности.

Такая регламентация позволяет образовательному учреждению в пределах выделенных средств на оплату труда самостоятельно устанавливать штатное расписание и структуру управления, осуществлять выплату надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера работникам; привлекать дополнительные источники финансирования и самостоятельно определять характер их направления. Поступление внебюджетных средств не является основанием для сокращения бюджетных. В случае невыполнения показателей деятельности и учебных планов, секвестирования бюджета, недофинансирования, нецелевого использования средств учредитель оставляет за собой право вносить изменения в объемы выделяемых ассигнований. При несоблюдении условий договора финансирование может быть приостановлено.

Важный вопрос - оптимизация бюджетных расходов и финансовая дисциплина. Сокращение и оптимизация расходов достигаются через конкурсное рассмотрение предложений о сотрудничестве в области коммунального обслуживания и закупок материальных ценностей. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между предметными статьями не допускается.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются:

а) направление средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи;

б) осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица;

в) расходование (перечисление или создание кредиторской задолженности) средств при отсутствии оправдательных документов;

г) завышение объемов выполненных работ, расценок; выполнение работ, не предусмотренных утвержденной проектно-сметной документацией; направление средств на объекты (разработки), не включенные в адресные и целевые программы;

д) недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств бюджета;

е) расходование средств сверх норм, утвержденных в установленном порядке (норм возмещения командировочных расходов, норм на расходование бензина и т.п.);

ж) просроченная дебиторская задолженность по перечисленным авансам за поставку товарно-материальных ценностей и оказание услуг;

з) заключение договоров на работы, не предусмотренные в бюджете (смете расходов), ведущие к потере бюджетных средств или имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью.

Иными словами, под использованием средств не по целевому назначению следует понимать такое использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается не правомерными действиями ли событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из бюджета средств.

Переход к сбалансированному развитию отрасли в новых социально-экономических условиях сопряжен с преодолением кризисных явлений не только в сфере образования, но и в стране в целом. В первой половине 90-х годов на образование оказали серьезное влияние три фактора, лежавшие вне сферы его собственного влияния.

1. Воздействие макроэкономической среды, когда доля ВВП выделяемая на образование, сократилась с 7% в 1970г. до 4,4% в год.

2. Новые взаимоотношения бюджетов центра и регионов, в рамках которых были дестабилизированы источники финансирования системы: снижение государственных доходов в сочетании с передачей значительных бюджетно-налоговых функций регионам привели к уменьшению затрат на одного учащегося.

3. Быстрый моральный износ учебных программ.

Перед образованием возникли новые проблемы, среди которых важнейшие – снижение, недостаточность и нестабильность финансирования. Утверждение сметы расходов не означает реального перечисления средств на счет бюджетополучателя. В последние годы многими территориями финансирование образовательных учреждений осуществляется по так называемым лимитам. По другой терминологии, это называется «в соответствии с кассовым планом финансирования», который зачастую не выполняется из-за недопоступления доходов. Учреждения образования постоянно находятся под угрозой сокращения бюджетных ассигнований.

Более того, статьи расходов делятся на «защищенные» и «незащищенные». Первоочередному финансированию подлежат расходы по «защищенным» статьям. Их перечень ежегодно утверждается законодательством о бюджете. Как правила, к их числу относятся расходы на оплату труда и начисления на нее, на питание, на трансферты населению. Перечень таких статей в разных регионах может быть различным.

Таким образом, финансирование образовательных учреждений представляет собой комплекс мер, направленных как на совершенствование основной образовательной деятельности учреждений, так и на эффективное использование финансовых ресурсов. С помощью бюджетного финансирования обеспечивается реализация государственных социальных гарантий в сфере образования.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ №29 «АЛЕНУШКА»

КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ