Валаамский крест с кругами значение. "Валаамский крест. Икона Божией Матери «Валаамская. Формы и виды православных крестов

Серебро, позолота, чернение
Размер: 41×20 мм
Вес: ~ 13,4 гр

Нательный крест посвящен Спасо-Преображен­скому Ва­ла­ам­­­скому мужскому мона­стырю и выполнен по благо­словению обители. Он имеет форму, характерную для крестов Русского Севера, где вертикальная балка расширяется от центра вверх и вниз, а горизонталь­ная – прямоугольна. Такая фор­ма, с активной и ярко выраженной вертикалью, символически пока­зы­вает связь земного с небесным. Кроме того, отличаясь большой площадью, она благоприятствует размещению в поле креста ико­нографических изображений, рас­кры­вающих эту связь в конкретном смысле.

Главным смысловым цент­ром креста является икона «Преображение Господне», за­ни­­мающая всю его лицевую сторону. В верхней части креста присутствует надпись на церковно-славянском языке: преwбражeніе гDне. Такой выбор иконографии вместо традиционного Распятия, конечно, определило название Валаамского мона­сты­ря, главный престол которого освящен в честь праздника Преображения Господня. Но не только это. В поле креста проявляет­ся крестообразность композиции иконы «Преображение», и становится ясно, что Преображение возвещает нам о Кресте, но этот «Крест уже источает свет Пасхаль­ного утра». Такая композиция помогает лучше понять глубокую связь двух евангельских событий – Преображения и Распятия.

Преображение Христа на горе Фавор произошло за сорок дней до Его распятия. Цель Преображения состояла в утверждении учеников в вере в Христа как Сына Божия, чтобы она не поколебалась в момент крестных страданий Спасителя. В кондаке праздника говорится: «…да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси во истину Отчие сияние». О страстях Христовых говорят и явившиеся в тот момент пророки Моисей и Илия. «Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9.31). Празднование Преображения установлено 6 (19) августа за сорок дней до праздника Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня (14 (27) сентября), который, по сути, соответствует Великой Пятнице. Такое отклонение от реальной евангель­ской хронологии объясняется нежелательностью со­впадения торжественного празд­ника с пе­риодом Великого поста.

Для нас особое значение имеет антро­пологический и сотериологи­ческий смысл двух евангельских событий. По учению Святых Отцов, Распятие и Крест – это путь нашего спасения. Мало находиться рядом с распятым Христом, душевно сопереживая Ему, необходимо со-распинаться с Ним. А Преображение Христа показывает цель нашей жизни – обожение человеческой природы. «Бог – человек бывает, да человека Богом соделает». С той разницей, что че­ловеку это совершается по благодати. Мы знаем, что нательный крест всегда является символом Христа и Его спасительной жертвы, а также – символом нашего крестного пути, независимо от того, присутствует на нем Распятие или нет. (В нашей работе дополнительно выделяет идею Распятия об­раз Голгофского Креста на лицевой стороне оглавия.) «Преображение» же на нательном кресте указывает цель крестного пути. Оно не должно прельщать нас, умаляя Распятие, но и, как когда-то апостолам, должно давать надежду и утешение на трудном крестном пути.

Святой Максим Исповедник учит, что Христос открывается всем по-разному, на­чинающим Он открывается в образе раба, а тем, кто восходит на гору боговидения, Он является «в образе Бога». Также он определяет и три степени духовного восхождения человека на гору Фавор: очищение, просвещение и обожение. И если в католической Церкви вершиной святости являются стигматы, полученные в результате медитаций перед Распятием, то есть душевно-плотское единство со страстями Христа, то православные свя­тые – это «боги по благодати», причастники Божественного света. Возможность такого обожения закреплена в догматическом уче­нии Православной Церкви о Фаворском свете, который «есть свет несозданный, несотворенный, но является излучением Самого Божества, светолучным излия­нием Благодати Пресвятой Троицы, просвещаю­щий мир».

Это учение было основано на древней практике монашеского духовного дела­ния – исихазме (греч. Ησυχια – безмолвие). Наибольшее развитие исихазм получил в XIV в. в монастырях святой горы Афон. Знаменательно, что вершина Афона венчает­ся храмом Преображения, то есть гора Афон духовна и осмысляется как Фавор.

Оборотная сторона креста рас­­­кры­вает идею Валаамского монас­тыря как места присутствия Божией благодати. Как и в случае с Афоном, Валаам – образ Фавора, и образ Преобра­жения. На оборотной стороне представлены причастники Фаворского Божественного света. В центре креста – Валаамский образ Божией Матери, а на горизонтальной балке – поколенные фигуры святых основателей обители, преподобных Сергия и Германа Валаамских. В верхней части креста изображена небесная сфера, из которой на Богородицу и святых исходят три луча света, как символ нетварного Фаворского света, имеющего Троичную природу. Такое композиционное решение является иллюстрацией традиционной над­писи на свитке преподобного Германа: «Трисолнечный свет православно славим и нераздельной Троице покланяемся», а также слов тропаря к празднику «Преображение Господне», написанных в нижней части креста: «Да возсіsетъ и3 нaмъ грЁшнымъ свётъ тв0й присносyщный мл7твами бцdы. Свэтодaвче, слава тебЁ».

Валаамский образ Божией Матери был явлен как чудотворный в Спасо-Пре­об­раженском мужском монастыре в 1897 г. С его явлением связывают духовное сви­детельство Богородицы о Ее Покрове Валааму как Северному Афону. Икона была написана в 1877 г. Валаамским монахом Алипием в иконописной традиции Афона конца XIX в.

В настоящее время чудотворный образ находится в Преображенском соборе мо­настыря Новый Валаам в Финляндии. На Валааме же находится чтимый список иконы, созданный монахами в 1900 г. Празд­нование иконе совершается 01 (14) июля.

Сведения о житии преподобных Сергия и Германа очень скудны и противоречивы, так как монастырские летописи погибли во вре­мя многочисленных разруши­тельных войн и нашествий. Устное Предание говорит о начале иночес­кой жизни на Валааме еще при княгине Ольге и что святые основате­ли обители были греческими монахами. Письменные источники конца XIX в. со­общают, что преподобные Сергий и Герман жили в XIV в.

Но что не вызывает сомнения, так это праведность и духовный подвиг святых подвижников, стяжавших благо­дать
Божествен­ного света и просветившего им карельские народы и север Руси, а также молитвенная помощь преподобных и многие чудеса, явленные ими по молитвам верующих. Память святым Сергию и Герма­ну совершается 28 июня (11 июля), 11 (24) сен­тября и в третью Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Гораздо ранее крещения князя Владимира в Херсонесе в 988 году было крещение русов в период 842-867 годов, о котором сообщают византийские источники и легендарное крещение князей Аскольда и Дира, правивших в Киеве до 882 года , когда они были убиты пришедшим из Новгорода князем Олегом, захватившим город.

А в греческом источнике о житие Стефана Сурожского сообщается о крещении легендарного славянского князя Бравлина во второй половине VIII века, совершившего набег на город Сурож (Судак, Судеге) на рубеже VIII-IX веков…

Апостол Андрей водружает крест на Киевских горах.
Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Хорошо известна христианская миссия апостола Андрея который, по преданию, проповедовал на территории Руси и дошёл до северного острова Валаама на Ладоге и крестил многих славянских волхвов.
Хранившаяся в Валаамском монастыре древняя рукопись под названием «Оповедь», свидетельствовала:
«Андрей от Иерусалима прошед Голяд (Галатия), Косог, Родeн (о. Родос), Скеф, Скиф и Славен, смeжных лугами, достиг Смоленска и ополчений Скоф и Славянска Великагo и, Ладогу оставя, в ладью сев, в бурное Bращающееся Озеро на Валаам пошел, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные. Ученики же его Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма повсюду сделали ограды, и все посадники доезжали до Словенска и Смоленска, и многие жpецы окрестились ».

Валаамский крест с лабиринтами

Из сказаний валаамской рукописи «Оповедь», известно, что на Валааме после апостола Андрея непрерывно существовало своё народное вече по образцу Новгородского вече, и что каменный крест апостола Андрея сохранялся на острове Валаам вплоть до самого основания на острове монастыря остров Валаам принадлежал славянам и находился в гражданском союзе с Новгородом.

На Валааме не исчезли следы христианской веры до преподобного до времени преподобного Сергия Валаамского, хотя рядом с христианством уживалось и язычество.

Согласно свидетельству «Оповеди» русские волхвы принимали христианства не только во времена Андрея Первозванного, но и в последующие века, когда они принимали и священнический сан. На Валааме двоеверие просуществовало до XIV века.

До крещения князя Владимира в Корсуне в 988 году , на Руси уже повсюду строились христианские церкви и христианство не только вполне мирно уживалось с язычеством, но и играло значительную политическую роль при сыне князя Рюрика, великом князе киевском Игоре (ок. 878-945)

Существует версия о принятии князем Владимиром и его дружинниками готского христианства с арианским исповеданием. Это подтверждается в полуарианском тексте символа веры, принятом князем Владимиром употребляется формула «подобосущие », а в православии, употребляется формула «единосущие ». Главной христианской кафедрой на Руси при князе Владимире стала независимая от греков автокефальная Тмутараканская Архиепархия на Таманском полуострове, которая существовала там целое столетие. Это была «митрополия Росиа», охватывавшая также территорию всего Крыма, то есть была церковно-административной единицей древней Готской Архиепархии.

Крещение Владимира и распространение христианства на Руси на рубеже X-XI веков исторически и преемственно связано не с Константинополем, а с миссией братьев Кирилла и Мефодия из Моравии и Паннонии, и с Болгарской церковью, откуда на Русь вместе с письменностью пришла вся христианская литература. Болгарская Охридская архиепископия (греч. Αρχιεπισκοπή Αχρίδος) в 1019-1767 годах была независима от Константинополя, и при князе Владимире Русская церковь имела широкую автономию в канонических отношениях.

Крещение князя Владимира было совершено в Корсуни (Херсонесе Таврическом), но корсунское христианство, по мнению историков, не может отождествляться с константинопольским.
Глаголическое письмо было, вероятно, готской тайнописью и сам готский алфавит считался «русским письмом». Первые русские Евангелия были написаны глаголицей, а не кириллицей, их впервые обнаружил Кирилл именно в Корсуни, и уже на основе этого глаголического готского алфавита было создано кириллическое письмо.

Ирландский монах Вергилий (ум. в 784 г.) в течение нескольких десятилетий просвещал западных славян в Моравии и Паннонии. А. Г. Кузьмин в книге «Руги и Русы на Дунае» предположил, что, именно ирландский миссионер Вергилий был первым создателем христианской азбуки под названием «глаголица», которая была создана на столетие раньше «кириллицы».

В «Житии Константина Философа» (гл. VIII) читаем, как наш святой Кирилл по прибытии в Херсон (Корсун) совершил немало достопамятных дел, в том числе и как филолог и библиофил Кирилл: научился «жидовьстеи беседе», поразив этим одного местного «самарянина». Но самое для нас замечательное, что Кирилл нашёл в Тавриде (Крыму) Евангелие и Псалтырь, написанные РУССКИМИ письменами и человека, говорящего на русском языке: «обрѣте же тоу evangelïe и ψáлтирь русьскыми писмены писано, и чловѣка обрѣтъ глаголюща тою бесѣдою…» [Лавров П.А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930 (Труды Славянской комиссии, т. I), с. 11 – 12].

На лицевой стороне строгого, правильной лаконичной формы нательного креста помещен еще один крест. Это древний символический образ Креста Господня, за которым закрепилось название «Валаамский». На Валаамском кресте нет ни Распятия, ни образа Иисуса Христа, он имеет необычную ромбовидную форму с заостренными краями и украшен причудливым орнаментом из кругов. Но образ его глубоко символичен и восходит к очень древней, еще домонгольской традиции, когда нательные кресты на Руси носили без Распятия. Тельники с подобным орнаментом были распространены в христианской Скандинавии на Русском Севере. Круг – древний символ вечности. Вписанный в крест круг символизирует Господа Иисуса Христа, Который прославляется как Свет Истины и Солнце правды, все просвещающее Своими лучами.

Оборот креста украшает величественная Валаамская икона Божией Матери. Подобно Валаамскому кресту, ее образ отличается необыкновенной простотой и монументальностью. Иконография Валаамской иконы восходит к древнему византийскому образу «Никопея», что значит «Несущая победу». Отличительной чертой Валаамской иконы является то, что Богоматерь изображена на ней с босыми ногами. Богоматерь изображена в полный рост, держащей перед Собой Богомладенца. Младенец Христос правой рукой благословляет весь мир, а в левой держит шар. Это держава, один из атрибутов царской власти, указывающий на то, что Господь Иисус Христос – Царь Царствующих и Вседержитель мира. Чудотворная Валаамская икона Богоматери была написана в 1878 году валаамским иконописцем Алипием. Начало ее почитания связано с чудом исцеления благочестивой женщины Натальи Андреевой, жительницы Санкт- Петербурга, страдавшей от тяжелой болезни. Однажды к болящей Наталье во сне явилась Божья Матерь и обещала ей, что она получит исцеление от Ее иконы в Валаамском монастыре. Наталья приехала на Валаам и нашла икону, на которой Богородица была изображена такой, какой Она явилась ей во сне. Икона висела высоко на столбе в Успенской церкви. Женщина помолилась перед ней, но не смогла не приложиться, ни молебен отслужить. Однако, вернувшись домой, Наталья испытала значительное облегчение. Через много лет, в 1896 году, женщина вновь посетила Валаамский монастырь с новой хворью, но исцелившей ее иконы Божией Матери там не нашла. Образ был вынесен из храма, и никто помнил куда. Паломница стала молиться, и ей открылось, что икона стоит, завернутая в холстину, в упраздненной церкви свт. Николая. Икону торжественно вернули в Успенскую церковь, и отслужили перед ней водосвятный молебен. После этого Наталья Андреева получила полное исцеление, а монахи монастыря записали все, что с нею случилось.

Чудотворная икона до 1940 года находилась на острове Валаам, но с приходом на Ладогу советской власти, монахи перебрались на территорию Финляндии и основали там монастырь «Новый Валаам». В настоящее время чудотворная икона Божией Матери «Валаамская» хранится в Ново- Валаамской обители, а в русском Валаамском монастыре находится ее чтимый список, сделанный в 1900 году.

Изделие соответствует православным канонам и освящено.

На вопрос Каково происхождение этого Валаамского креста? И каково значение кругов на нём? заданный автором Полосовой лучший ответ это Крест, вопреки широко распространённому ныне мнению, отнюдь не является христианским символом. Классический четырёхконечный крест есть один из древнейших священных знаков (како и Коловрат, то бишь - свастика). Распространено мнение, что Крест, как и Коловрат связан с Солнцем и Солнечными (Светлыми) Богами. Отчасти сие верно, но - обо всем по порядку. История возникновения Креста теряется в глуби тысячелетий, и уж конечно, символ сей много более старше, нежели чем само христианство как учение. Наиболее древние изображения Креста датируются примерно XII тысячелетием до н. э. География распространения этого символа также вельми широка. Кресты и крестообразные знаки обнаруживаются практически у всех народов во всех частях Света - в Индии, Китае, Полинезии, Греции, Египте (знаменитый "анкх"), а також в Шумере. Посему определить, где именно находится родина сего символа ныне не представляется возможным. Наипаче иных в наше время известен так называемый "кельтский крест" (названный тако по территории наибольшего распространения) представляющий собой Крест, вписанный в круг. Примечательно, что известный средь христиан и зело почитаемый Валаамский крест, что на Ладоге, в точности повторяет своим строением крест кельтский. На территории расселения славян и балтов кресты и крестообразные формы встречаются не менее редко, в частности, на глиняных кувшинах жителей трипольских поселений, что располагались на среднем течении Днепра (по времени - примерно два-три тысячелетия до н.э.). Многочисленные крестообразные амулеты - Обереги также были широко распространены и в дохристианской Руси, и в Скандинавии. Большая часть таковых Оберегов являет собой крест, вписанный в круг, что может означать, по словам ряда исследователей, заклинание окружающего пространства, четырёх сторон Света (и о том - далее скажем). Либо являть собой символ Всемирья, и о том також скажем далее. У балтов Крест был обозначением Солнца, и в этом случае, егда Крест (инакоже - два Креста) делит круг на части, концы оного учёные мужи трактуют как лучи Солнца. Известны у балтских народов и такие разновидности Креста, как: Крест-Оберег от нежити всякой (Lietuvena Krusts), "Огненный Крест" (Uguns Krusts) - сходный своим начертанием со Свастикой, "Крест Перконса" (Perkona Krusts), он же - "Громовой Крест", являющий собой в основе четырехконечный Крест, каждое окончание коего делится ещё на две заострённые части. Таковой же знак на Руси именовался "Перунов Крест". Известен також и финский (косой) крест, в форме буквы Х, коий на Руси, по словам ряда учёных мужей, почитался "женским" Крестом. Потому же и в основе Символа Плодородия (Жита, засеянного поля - ромба с точками по четырём углам оного) також явно виден косой, Х-образный Крест (бо Земля, Земное Начало издревле почиталось Женским, Небесное же - Мужским). Сей же Х-образный Крест служит ещё и оберегом от мора. Наряду со многими другими, доказательством сему является зимний обряд "освящения" скота, творимый в канун Велесова Дня, в заключение коего через скот КРЕСТООБРАЗНО перебрасывается топор.
БОГОВ) Крест и Огнь
Ныне принято считать, что само название Крест происходит от общеиндоевропейского корня cru (русские слова "круг", "кривой"), иже и значит "искривлённый" (буквально - "не прямой"). Сие, однако, верно лишь отчасти, и бытует другая точка зрения, согласно которой слово Кръст (кръс) означает Огнь. В пользу сего говорит тот факт, что, согласно ряду исследований, слово "крес" восходит також и к санскритскому корню kr, коий имеет значение "бить", "поражать", и связан с твёрдыми камнями, кои способны высекать искры. Сие же и подтверждается таковыми славянскими словами, как "кресало" - огниво, "кресити" ("кресать") - высекать искры, добывать Огнь. Також стоит добавить, что в пользу связи Креста с Огнем говорит и то, что Т-образный крест (tau) представляет по своему строению ни что иное, как условное изображение приспособления из двух палочек для добывания Огня путём трения. Потому прямая связь слов Крест и Огнь явно нал
Олег Шишкин
Высший разум
(1184714)
Цитирую - "...являет собой крест, вписанный в круг, что может означать, по словам ряда исследователей, заклинание окружающего пространства, четырёх сторон Света..."
и ещё - "...ныне принято считать, что само название Крест происходит от общеиндоевропейского корня cru (русские слова "круг", "кривой"), иже и значит "искривлённый" (буквально - "не прямой")..."

Крест Валаамский был посвящён Спасо - Преображенскому Валаамскому мужскому монастырю. Он имеет форму, очень характерную для распространённого на Севере России. Вертикальная балка в разные стороны от центра расширяется, а та, что лежит по горизонтали, имеет форму прямоугольника. Композиция с такой сильно очерченной вертикалью, подчёркивает неразрывность Земли и Неба.

Смысловым центром изделия считается иконка «Преображение Господне», которое расположено на его лицевой стороне. Сверху Креста начертаны слова, в переводе с церковно-славянского «Преображение Господне». Подобный вид композиции проводит параллель между двумя важнейшими христианскими событиями.

Само Преображение Иисуса Христа произошло на горе Фавор за сорок дней до дня Его распятия. Это событие было направлено на то, чтобы помочь каждому из учеников Спасителя и ради всего человечества. Празднуют 6 (19) августа.

Как утверждают Отцы Церкви, Распятие и Крест - это пути к нашему спасению. Но для того, чтобы спастись, нужно не просто быть вместе с распятым Иисусом Христом, необходимо искренне сопереживать Ему, попытаться испытать все те муки, которые перенёс Он ради нас. А праздник Преображения Иисуса Христа дарит нам цель в жизни - обожествление человеческой природы. Нам всем хорошо известно, что нательный православный крест есть символ Иисуса Христа и его крестной, а для нас спасительной жертвы и нашего земного пути, вне зависимости от того, будет в нём Распятие или его не будет.

Также, существует и второе значение нательного креста в жизни человека: он дарит нам веру, надежду и утешение на трудном жизненном пути.

Святой Максим Исповедник наставлял, что Иисус Христос открывает себя каждому по-своему. Начинающим христианам он открывает себя в облике раба, а тому, кто уже взошёл на высоту боговидения, Он уже является в облике самого Бога. Он определил трёхступенчатость морального восхождения каждого христианина на Фавор: процесс очищения, просвещения и обожения.

В Православии святой - это бог по благодати, причастник Божеского света. Такое обожение закреплено в догмате учения о Фаворском сиянии, которое не просто излучает свет самого Божества, но ещё и просвещает весь человеческий мир.

Данное учение основывалось на давней практике монахов, а именно духовном делании, которое получило название исихазм (в переводе с греческого языка - молчание, безмолвие). Очень популярно оно стало в четырнадцатом столетии в ряде монастырей на святой горе Афон. Необходимо подчеркнуть, что на вершине этой горы находится храм Преображения, а сама она олицетворяет собой гору Фавор.

Обратная сторона Валаамского креста отмечает, что Валаамский монастырь является местом, где всегда присутствует Божья благодать. Как и гора Афон, Валаам также является олицетворением горы Фавор и образа самого Преображения Господнего. С обратной стороны видно изображение причастников Божьего света. В центральной части креста Валаамский образ Богоматери. В области горизонтальной балки можно видеть фигуры людей, которые основали этот монастырь - Сергий и Герман Валаамский.

Вверху креста изображение небесной сферы, со стороны которой на Божию Матерь нисходят три светлых луча, являющиеся символом света горы Фавор, который имеет Троичную природу. Такая композиция иллюстрирует надпись на свитке Германа Валаамского, в котором гововорится о восхвалении трисолнечного света и поклонении святой Троице. Внизу начертаны слова тропаря, предназначенные к празднику «Преображения Господнего».

Явление Валаамского образа Божьей Матери считают чудотворным. Его явление было в Спасо-Преображенском мужском монастыре в 1897 году. С этим событием связано духовное свидетельство самой Богородицы о Её Покрове Валаамскому монастырю, как Северному Афону.

Сама икона была написана в 1877 году монахом из Валаама по имени Алипий в Афонских иконописных традициях конца девятнадцатого начала двадцатого столетия.

В данное время этот образ пребывает в Преображенском соборе монастыря Новый Валаам в Финляндии. А День её празднования приходится на первое (четырнадцатое) июля.

До настоящего времени сохранилось очень мало сведений о жизни Преподобных Сергия и Германа, к тому же они очень различны. Все летописи монастыря, к сожалению, погибли из-за постоянных войн и набегов иноземных армий. По преданию считается, что ещё во время правления княгини Ольги иноческая жизнь на Валааме уже существовала и что основателями монастыря были греческие монахи Сергий и Герман.

Письменный источник сообщает о том, что Сергий и Герман жили в четырнадцатом столетии.

Единственное, что не подлежит сомнениям, так это праведная и духовная жизнь этих монахов, которых все считают святыми подвижниками, стяжавшими благодать и очень много сделавших для людей через молитву, совершали множество чудес по молитвам верующих.

Днями памяти Святых Сергия и Германа считают 28 июня (11 июля), 11 (24) сентября и третья Неделя пятидесятницы одновременно с собором всех Новгородских святых.