Карачун мифология. Забытые боги древних славян. Карачун. Кто такой Карачун

Бог Зимних Морозов Карачун имеет довольно суровый нрав, поэтому и появляется он в самые холодные дни года, однако, тем, кто ведет праведную жизнь, не стоит его бояться, к тому же период его правления очень недолог. Его власть столь же сильна, как и декабрьские холода - в его силах забрать жизнь у любого, кто не следует его законам.

Место в пантеоне славянских Богов

В славянской мифологии Карачун является Богом Зимы, хотя по некоторым версиям его считают одной из ипостасей Чернобога или очередным обличием Кощея. В любом случае он повелевал темнотой и морозами, поэтому, если наступала лютая стужа, все вокруг коченело, значит, пришел Карачун.

Бог был крайне злым, но имел на то право, он мог существенно укоротить жизнь любого человека или животного, так что нередко падеж скота связывали именно с ним. Кроме того, считалось, что на человека, страдающего частыми судорогами, прогневался именно этот темный Бог, поэтому необходимо было как можно скорее его умилостивить, в противном случае хворь могла привести к смерти.

Почитание

За две недели до Карачуна (21-25 декабря) начинается так называемое Время Молчания, когда нужно отдавать долги, прощать обиды, завершать начатые дела и избавляться от всего ненужного. Следует очистить свою душу и тело, ограничивая себя в пище, но и стараться следить за чистотой помыслов, произнесенных слов и совершенных поступков. Мудрые люди могут открыть для себя новые истины, прозреть и увидеть то, что другим не дано, но вот остальных может охватить дикий ужас и безумие.

Изображение и символика

Изображение Карачуна зачастую связывают с фигурой Деда Мороза - это седой бородатый старец с суровым выражением лица, облаченный в синий кафтан или белую шубу. Его непременным атрибутом является посох, которым он насылает крепкие холода. Его сопровождает свита: метель в виде белых волков, птицы-вьюжницы, медведи-шатуны, созданные из снежных буранов и иногда даже умершие люди, замерзшие на холоде.

Славянский гороскоп - Китоврас (Карачун)

Как свидетельствует один из вариантов славянского Зодиака, люди, появившиеся на свет в это время, находятся под покровительством Китовраса. Это мифологический кентавр, одна половина туловища которого - лошадиная, а вторая - человеческая. Об этом персонаже говорится, что он мудр и силен, однако питает слабость к вину. Китоврас способен кого угодно обвести вокруг пальца, но эта способность нередко оборачивается против него же самого. Боги, покровительствующие "темной" половине года, используя любовь кентавра к алкоголю, вынуждают поставить его мудрость и силу на службу корысти и злу. За этим неизбежно приходит наказание со стороны светлых богов.

Равно как и их покровитель Китоврас, люди, родившиеся в этот период, вполне способны буквально во всех жизненных сферах добиться значительных успехов, но при условии, что их стремление к всевозможным благам и мирским удовольствиям не выйдет за рамки разумного.

Декабрь имеет буквальное имя «студень», которое несложно расшифровать (студеный, слишком холодный месяц, чтобы показывать нос на улицу). Покровителем этого месяца, а равно и людей, рожденных в этом временном промежутке, можно смело назвать, подземного бога Карачуна.
Древние славяне считали Карачуна подземным богом, повелевающим морозами. Медведи-шатуны, оборачивающиеся буранами, и волки-метели были его помощниками. Потом Карачун стал богом скотьего падежа.

23 декабря – один из самых холодных дней зимы. Когда перестают укорачиваться ночи – считается днем Карачуна. Сама темная непонятная сила, укорачивающая светлую часть суток, и есть Карачун. Бог этот столь грозен и неумолим, что до сих пор существует выражение «задать карачуна» – то есть умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-либо.

Время Карачуна – самое темное и холодное время в году. Можно даже назвать его беспросветным – слишком далека еще весна. И только после дня Карачуна (23 декабря) нас ожидают радостные праздники солнечных богов: солнце повернет на лето.
У человека-Карачуна здоровье неважное, как он ни бодрится. Он родился в период энергетического спада, когда земля безжизненна и пустынны небеса. Нет солнца, воды скованы льдом… только ветер надежный друг Карачуна.

Ничто не дается Карачуну даром: все приходится зарабатывать своим трудом. Велика вероятность, что ему захочется уйти от действительности в мир фантастических грез. Карачуны любят путешествия, интересуются культурами других стран (особенно жарких, тропических), часто мысленно переносятся в прошлое и в будущее.
Испытывая трудности в общении с людьми, много возятся с животными. Человек-Карачун способен приручить самого дикого зверя! Изучение коллективного опыта человечества дает им возможность поверить в себя, ощутить свою причастность к глобальным жизненным процессам. Карачун должен опираться на объективные идеалы общества, а не на себя.

Человек-Карачун бывает холодным, угрюмым, ворчливым, недоступным, раздражительным, злым, но маска Кощея бессмертного ему не к лицу. На самом деле у Карачуна другая ипостась – пересмешник (среди них много хороших пародистов). Они сатирики, рассыпающие язвительные шутки, и веселые, и приятные. Так они скрывают свою глубинную грусть. Дети Карачуна «на ты» с языком знаков, имеют способность к языкознанию, к поэзии, часто становятся полиглотами и переводчиками.

А вот личная жизнь их не клеится из-за нелюдимого характера. Знак Карачуна не располагает к тому, чтобы иметь много шумных детишек. Если же Карачун решится и снимет свою мрачную маску, становится очевидным, что этот скромный, все понимающий человек – настоящее сокровище!
Люди, родившиеся в декабре, хорошие работники, но больше всего для них подходит тяжелый труд, который они с присущей им легкостью, выполняют. Они не могут сидеть «сложа руки». Если такое происходит, способны впадать в депрессивные состояния, из которых выход только один – найти работу.
Интересно и то, что браки «карачане» любят и не могут прожить в одиночестве ни дня. В союз с ними может спокойно вступать любой из перечисленных выше знаков древнеславянского гороскопа.

Карачун и Любовь
Обычно личная жизнь Карачунов складывается не очень удачно, хотя они и нацелены на создание собственной семьи. Более того, в одиночестве эти люди не способны прожить и дня. Причина трудностей кроется в их некоммуникабельности, граничащей с откровенной нелюдимостью.
В общении с таким человеком самой трудной задачей является сделать так, чтобы он снял с себя обычную маску. И когда это происходит, становится очевидно, что Карачун - настоящий клад, ради которого стоило потрудиться. Все знаки славянского гороскопа могут без опасений связывать с ними свою жизнь.

Украшения
Непредсказуемый и оригинальный, представитель этого знака стремится к совершенству форм. Чаще всего люди, рожденные в декабре, предпочитают старинные или стилизованные под старину украшения. Это: бусы с элементами народного творчества; национальные мотивы в орнаменте; неопределенная цветовая гамма украшения. Драгоценностью для человека этого знака может стать семейная реликвия.



21 марта
20 апреля


21 апреля
21 мая


22 мая
2 июня


3 июня
12 июня


13 июня
21 июня


22 июня-6 июля,
8 июля-22 июля


6 июля
7 июля


23 июля
23 августа


24 августа
8 сентября


9 сентября
11 сентября


12 сентября
27 сентября

С наступающим новым Коло! Карачун – Грозный и неумолимый Бог морозов. (Ныне Дед Мороз). КАРАЧУН, КОРОЧУН - Зимнее Солнцестояние - самый короткий день в году, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год. Празднуется накануне Зимнего Солнцеворота или накануне Коляды. 22 Стуженя. Речено во слове вещем — всем добрым людям во оберег: СЕ КОЛО ЗЛАТО СТАНЕ НА КОРОЧУН КОЩНЫЙ БОЖЕ БИЕ КУДЕСЫ НАВИ А ПЛЯС ВЕЛЕСОВ ГУДЬБОЮ ЛЮТ КОЛЯДА ГРЯДЕ ВО ИНО ГЛЯДЕ А РОГИ ЖРЕТЕ А ОГНИ МРЕТЕ КОЛЯДА ГРЯДЕ ВО ОГНЕ НОВЕ А ВЕЩИЙ БОГ ЕМУ СТЕЗИ ТОРЕ БАДНЯК СЖИГАЕТ КОЛО ВЕРТАЕТ ГОД ЗАЧИНАЕТ! ГОЙ КОЛЯДА! СЛАВА!

Никаких громов с Небес, и молнии не врезаются в плоть Земли, и Окиян-море не выходит из берегов. Просто — будто где-то тихо прозвенел серебряный колокольчик на Чьём-то тонком запястье, — этот мир подошёл к концу... ГОЙ ВЛИКЕ БОЖЕ НЫНЕ СТОРОЖЕ СЕДОЙ ВЕЩУН СТАРОЙ КОРОЧУН ВО ГОДА НОЩИ ВОДЯЩИЙ КОЩЬЕ КОЛО ВЕРШАЩИЙ МАРЕ ВЕЛЯЩИЙ РАЗЯЩИЙ МНОГО СВОЕЙ ОСТРОГОЙ ВО СНЕЖНОЙ БУРЕ ВЛЕСОВОЙ ШКУРЕ ВО БЕЗДОРОЖЬЕ НЕ ВО СВАРОЖЬЕ НЫНЕ СТОРОЖЕ ГОЙ ЧЕРНОБОЖЕ! ГОЙ! Кощный Бог в обличье Корочуна окорачивает старый год, гасит свет зачарованного зимним сном старого Деда-Солнца, чтобы, когда наступит срок, новое Солнце разметало свои лучи-стрелы по небосклону, и новый год начертал НОВО КОЛО в извечной Коловерти Сущего... Речено во слове вещем: ГОЙ СЕД ВЕЩУН СТАР КОРОЧУН КОЛОГОД ВЕРШИ ЯКО ПОМЕРШИ А СЕРПОМ ВЛЕСА ЯВИ КУДЕСА СТАРЫ ЗАРОКИ КОРОТИ В СРОКИ ВЛИКИ ЗАВЕТНЫ ВЕДОЮ ВЕДНЫ ЧТОБ СТАРУ СБЫТИ А НОВУ ЖИТИ! ГОЙ!

Корочун — Имя Кощного Бога и Святодня Его — самый короткий день вкупе с самой длинной ночью в уходящем году, пора всевластия Тьмы, нижняя точка
Кологода. Это — день Зимнего Безмолвия, когда серебряные бубенцы Мары возвещают нам древнюю, как сама Жизнь, истину о том, что МЫ ПРИХОДИМ СЮДА С ПУСТЫМИ РУКАМИ, И С ПУСТЫМИ РУКАМИ УХОДИМ ВО СРОК СВОЙ, что нам ни что не принадлежит здесь — в этом мире, в этом году, в этой жизни — и одновременно, что мы поистине сопричастны всему сущему, что мы поистине БЕССМЕРТНЫ... КОЛО КОРОЧЕНО ЯКО ПРОРОЧЕНО ОКРУТ КОРОЧУН ГОДОВЫХ КОЩУН ОКОРОТИ ДНЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ! ГОЙ! 1.

Корочун — последний день накануне Зимнего Солнцеворота, когда Чернобог (Кощей-Корочун в образе Старца с Серпом Жнеца или Вельего Звия, кусающего Свой хвост) завершает, окорачивает старый Год в преддверии Коляды, праздника рождения Нового Солнца и Нового Года. 2. Корочун — это время, когда Молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту) свою высшую точку, готовится с размаху ударить о каменную твердь и высечь на Коляду из бел-горюча камня Алатыря искру Нового Огня, из которой разгорится пламя Нового Кола Года. 3. Корочун — это чародейная пора, когда Врата меж Явью и Навью широко распахнуты, покров маяты мира сего разорван, и за ним можно увидеть проблески Истинной Природы Мироздания, сущей за пределами плоти, за пределами всех имён и форм. 4. Ночь Корочуна, последняя ночь уходящего Года — это прообраз Ночи Мира, Ночи Великого Растворения, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно Преддверие Нового Возрождения. 5. Для мудрых Корочун — Ночь Прозрения и Безмолвного Видения Того, Что скрыто; для иных — это Ночь Безумия и Чёрного Ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь. 6. За две седмицы до Корочуна начинается так называемое Время Молчания — пора подготовки к Переходу, время отдачи долгов, прощения обид, завершения всего незавершённого за год и отбрасывания, отпускания от себя всего отжившего. 7. Это время очищения души и тела, когда желательно ограничивать себя в пище (особенно мясной), а также внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел. 8. В ночь Корочуна души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков и, если надо, спросить с них — как они исполняли в уходящем году свой Родовой Долг? Жили они по Правде или по кривде? Славили Родных Богов или поклонялись чужебесию? Искали Мудрости Вышней или тешили лишь ненасытное чрево своё?.. 9. Слышишь, как трещит мороз на улице? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям, и Серп Мары рассекает спутанные за год Покутные Нити, и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства — Откровение Вещей Ночи... Студень (Декабрь) - месяц длинных ночей и самых коротких дней. Он издавна у народов Евразии, был посвящен волку. Иногда он так и назывался "волчий месяц".

У скандинавских племен существовал миф о том, что глубоко в недрах земли, Светлыми Богами закован в цепи чудовищный волк Фенрир. Пока он находится в плену, миру ничего не угрожает, но на свободе носятся по всему белому свету его дети. Они питаются людскими грехами. Эти щенки могут вырасти до огромных размеров, и когда человеческое зло перейдет все границы, они обретут столько мощи, что смогут допрыгнуть до Солнца и разорвать его. Тогда спадут оковы с их отца волка Фенрира, и он, вырвавшись на поверхность, окончательно разрушит мироздание. И по преданиям, наступит "Рагнарек" или Сумерки богов (последняя битва). В славянских мифах отношение к волку было двояким: Во-первых, - всем известный из детских сказок Серый Волк, друг главного положительного героя, мудрый помощник и советчик.

Некий старший брат, который помогает выполнить обряды, связанные с инициацией. Во-вторых, - устойчивый образ "Одинокого волка", который в современном мире, мало знакомом с реальной жизнью этих сверх социальных животных, трансформировался в представление о неком самодостаточном супергерое, способном в одиночку противостоять всем своим врагам. Люди, жившие в симбиозе с природой, волков почитали и боялись. Когда же человеческая деятельность нарушала экологическое равновесие, волки становились заклятыми врагами.

Известно, что волчья пора - глухая ночь. Существует даже такое латинское обозначение времени: - "Час между волком и собакой", то есть перед рассветом. Естественно, что декабрю, месяцу длинных ночей сопутствуют волки не только живые, но и мифические - волки бураны и стаи волков метелей. Именно они входили в свиту хозяина темноты, холода и смерти - Карачуна. Волчьей шкурой меня поскорее укрой, Разожги ты огонь посредине поляны. Слышишь, рвется из сердца мучительный вой, Бесприютной свободой с тобою мы пьяны. Хороводы деревьев сквозь тени текут. И костер из снегов вырастает до неба. Там Луна, словно желтый парчовый лоскут, Как краюха душистого белого хлеба. Этой ночью, сейчас, я смогу стать собой. Ты, Декабрь, увидишь нутро мое волчье. Вкруг костра раздается пронзительный вой Этой ночью, сегодня, сейчас, этой ночью. Древние славяне почитали Карачуна подземным богом, повелевающим морозами. Его слугами были так же медведи-шатуны, в которых оборачивались бураны, стаи волков-метелей, а также души замерзших людей. Кстати, по медвежьему хотению и зима студеная длится: когда повернется он в своей берлоге на другой бок, так и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось («На Солнцевороте медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой»). Позднее люди стали считать Карачуна богом скотьего падежа.

Ночь Карачуна совпадает с зимним солнцеворотом и одним из самых холодных дней зимы, 22 декабря, когда перестают укорачиваться дни, а ночи не удлиняются. Вот эта темная, непонятная сила, которая укорачивала светлую часть суток, и есть Карачун. Бог этот был столь грозен и неумолим, что до сих пор имя его сохранилось в славянских языках. У белорусов «коронуй» - внезапная смерть в молодом возрасте; злой дух, сокращающий жизнь. По-русски это смерть, погибель, а также злой дух. Выражение «задать карачуна» означает умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-то. «Хватил его карачун» - то есть человек внезапно умер. С другой стороны, слово «карачить» в словаре Даля объясняется как пятиться задом, ползком, «скорячило» - скорчило, свело. По-сербски же «крачати» - шагать. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.

Корочун — самая длинная ночь в уходящем Коло, пора всевластия тьмы. Это — время Зимнего Безмолвия, когда серебряные бубенцы Мары возвещают нам древнюю, как сама Жизнь, истину о том, что всему есть свой срок. Ночь на Карачун, чародейная пора, когда врата меж Явью и Навью широко распахнуты и навье безпрепятственно заглядывает В Явь, покров которого истончён, и за ним можно увидеть проблески истинной природы мироздания, того, что за пределами плоти, за пределами всех имён и форм. Это замершее время - безвременье, конец и начало времени — это прообраз ночи мира, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно преддверие нового возрождения. Мудрые изпользуют это время для общения с навними... ночь прозрения и безмолвного видения того, что скрыто. Это время очищения души и тела, когда желательно, внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел. В ночь Корочуна, Навьи Боги, Духи и души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков. Слышишь, как трещит мороз на улице? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям и Серп Мары рассекает спутанные за прошедшее время, Покутные нити, и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства — Откровение Вещей Ночи... Для иных — это ночь безумия и чёрного ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь. Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон.

Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз - просто повелитель зимних холодов. Мороза представляли в образе старика с длинной седой бородою. Зимой ходит он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами. Если ударит он об угол избы, непременно бревно треснет! Его дыхание производит сильную стужу. Иней и сосульки — его слезы, его замерзшие слова. Снежные облака — его волосы. Очень не любит он тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, веселым, здоровым дарует крепость телесную и жаркий румянец. С ноября по март Морозко такой мощи набирается, что даже Солнце перед ним робеет!

На радостях он покрывает стекла оконные изумительными узорами, леденит гладь озер и рек, чтобы можно было по ним кататься, замораживает снежные горки и веселит честной народ снегом, бодрящим морозцем и веселыми зимними празднованиями. Мароссы (трескуны) — злые духи в подчинении у Мороза. Недаром их имена созвучны! Летом они спят, но падают на землю зимою с первыми снежинками. Мароссы бегают по полям, по лесам и дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием. Пятки их заставляют промерзлую землю и стволы заледенелых деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит».

В знак почитания Мороза частенько зимой воздвигали его «идолов» — всем известных Снеговиков. Сказка А. Ремизова - Корочун Среди поля весь в хлопьях драковитый дуб, как белый цветок. Катятся и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, заслепляет; ни входу, ни выходу. И ветер Ветреник, вставая вихорем, играет по полю, врывается клубами в теплую избу: не оставляй дверь на мороз! Царствует дед Корочун. В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большущей бородой, Корочун ударяет дубиною в пень - и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается. Царствует дед Корочун. Коротит дни Корочун, дней не видать, только вечер и ночь. Звонкие крепкие ночи. Звездные ночи, яркие, все видно в поле. Щелкают зубом голодные волки. Ходит по лесу злой Корочун и ревет - не попадайся! А из-за пустынных болот со всех четырех сторон, почуя голос, идут к нему звери без попяту, без завороту. Непокорного - палкой, так что секнет надвое кожа. На изменника - семихвостая плетка, семь похвостников: раз хлестнет - семь рубцов, другой хлестнет - четырнадцать. И сыплет, и сыплет снег. Люты морозы - глубоки снеги. С вечера петухи кричат, с полудня метелица, к белому свету люты морозы.

Люты морозы - глубоки снеги. Не скоро свету - солнцу родиться, далек солноворот. Хорошо медведю в теплой берлоге, и в голову косматому не приходит перевернуться на другой бок. А дни все темней и короче. На голодную кутью ты не забудь бросить Дуде первую ложку - Корочун кутью любит. А будешь на Святках рядиться - нарядись медведем, Корочун медведя не съест. И разворчался, топает, медведь катится по небу, стучит неугомонный - Корочун неугомонный... Старый Котофей Котофеич, сладко курлыкая, коротает корочуново долгое время - рассказывает сказки. Надо заметить, что Карачун один из самых загадочных и малоизвестных праздников. Обычно исследователи определяют зимнее солнцестояние, как начало нового года, и далее святочная неделя с колядованием и ряжением.

И это действительно так, но все это происходит уже после 25 декабря, когда "солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз" Этому бурному веселью предшествовали несколько дней, когда "солнце стояло" на нашей широте, (а еще севернее вообще исчезало и не показывалось). Естественно, что люди, живущие в тесном контакте с окружающим миром, придавали этому явлению очень важное значение.


Итак, солнце застыло или исчезло, солярный круговорот прервался, мир вокруг закоченел. Конечно, наши предки понимали, что через несколько дней все изменится и встанет "на круги своя", но сей час во время безвременья необходимо уйти в себя. Нырнуть в бездонный колодец своей души, опуститься в темное подсознательное, привести в порядок все то, что накопилось за прошедшее время. Очиститься жертвенным огнем и вступить в следующий солярный цикл обновленным и полным сил.

Мы видим, что крутится - вертится Коло Сварожье от веку - водят Хоровод свой Родные Боги, Круговерть Всемимрья правя, Коловращение Вечное неустанно верша. А на Земле-Матушке люди добрые на Деяния Божеские глядят, Богов Родных славят, да сами через те славления Силами Божескими наполняются, Единство Рода в сердцах вещих радениями восстановляют. Было так в пору древности седой, и есть тако ныне, и будет так же - пока Солнце светит, пока Земля родит! Во славу Родных Богов. (с)

) — в ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОЙ мифологии в этот день берет в свою власть — Чернобог — божество смерти, подземный бог повелевающий морозами. День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога, аналога Деда Мороза) — приходился на день Зимнего солнцеворота, самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы - и самая длинная ночь. По славянским поверьям, именно Карачун укорачивал светлую часть суток, повергая мир во тьму.
В 2016 Карачун приходится на 21 декабря и ночь на 22 декабря - когда наступает самая длинная ночь (21 декабря - в 21 час 11 минут по московскому времени солнце максимально опустится в южное полушарие, и наступит астрономическая зима. Долгота светового дня на широте Москвы составит 6 часов 56 минут). После природного Нового Лета (года) - день начнет прибавляться (на Коляду с 22 декабря), пока не сравняется по продолжительности с ночью в день Весеннего равноденствия, а потом не станет самым длинным в день Летнего солнцестояния

В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: «Пришел ему карачун», «Жди карачуна», «Задать карачуна», «Хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — пятиться задом, ползком, «скорячило» — скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.
Празднуется Карачун накануне Коляды (Зимнего Солнцеворота - в 2016 пападает на 22 декабря). Зачин проводят жрецы Чернобога. По поверьям, ночь перед Колядой благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и прочих магических обрядов и ритуалов.

Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток. Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой ».

Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Дед Мороза представляли в образе старика с длинной седой бородою.

Зимой ходит он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами.

Если ударит он об угол избы, непременно бревно треснет!

Его дыхание производит сильную стужу.

Иней и сосульки — его слезы, его замерзшие слова.

Снежные облака — его волосы.

Очень не любит он тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, веселым, здоровым дарует крепость телесную и жаркий румянец.

С ноября по март Морозко такой мощи набирается, что даже Солнце перед ним робеет!

На радостях он покрывает стекла оконные изумительными узорами, леденит гладь озер и рек, чтобы можно было по ним кататься, замораживает снежные горки и веселит честной народ снегом, бодрящим морозцем и веселыми зимними празднованиями.

Мароссы (трескуны) — злые духи в подчинении у Мороза. Недаром их имена созвучны!
Летом они спят, но падают на землю зимою с первыми снежинками.

Мароссы бегают по полям, по лесам и дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием.

Пятки их заставляют промерзлую землю и стволы заледенелых деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит».

В знак почитания Мороза частенько зимой воздвигали его «идолов» — всем известных Снеговиков.н. Мороз — просто повелитель зимних холодов.

Царствует дед Карачун
Среди поля весь в хлопьях драковитый дуб, как белый цветок. Катятся и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, заслепляет; ни входу, ни выходу.И ветер Ветреник, вставая вихорем, играет по полю, врывается клубами в теплую избу: не оставляй дверь на мороз!

В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большущей бородой, Карачун ударяет дубиною в пень — и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается.

Царствует дед Карачун.

Коротит дни Карачун, дней не видать, только вечер и ночь.
Звонкие крепкие ночи.

Звездные ночи, яркие, все видно в поле.

Щелкают зубом голодные волки. Ходит по лесу злой Карачун и ревет — не попадайся!

А из-за пустынных болот со всех четырех сторон, почуя голос, идут к нему звери без попяту, без завороту.
Непокорного — палкой, так что секнет надвое кожа.

На изменника — семихвостая плетка, семь похвостников: раз хлестнет — семь рубцов, другой хлестнет — четырнадцать.

И сыплет, и сыплет снег.
Люты морозы — глубоки снеги.
С вечера петухи кричат, с полудня метелица, к белому свету люты морозы
Люты морозы — глубоки снеги.
Не скоро свету — солнцу родиться, далек солноворот. Хорошо медведю в теплой берлоге, и в голову косматому не приходит перевернуться на другой бок.
А дни все темней и короче.
На голодную кутью ты не забудь бросить Дуде первую ложку — Карачун кутью любит. А будешь на Святках рядиться — нарядись медведем, Корочун медведя не съест.
И разворчался, топает, медведь катится по небу, стучит неугомонный — Карачун неугомонный…
Старый Котофей Котофеич, сладко курлыкая, коротает корочуново долгое время — рассказывает сказки.

КАРАЧУН — преддверие КОЛЯДЫ
— последний день-ночь накануне Зимнего Солнцеворота, когда Чернобог (Корочун в образе Старца с Серпом Жнеца или Вельего Звия, кусающего Свой хвост) завершает, окорачивает старое солнечное Лето (год) в преддверии Коляды, праздника рождения Нового Солнца и Нового солнечного Лета (года).

— это время, когда Молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту) свою высшую точку, готовится с размаху ударить о каменную твердь и высечь на Коляду из бел-горюча камня Алатыря искру Нового Огня, из которой разгорится пламя Нового Кола Лета (года).

— это чародейная пора, когда Врата меж Явью и Навью широко распахнуты, покров маяты мира сего разорван, и за ним можно увидеть проблески Истинной Природы Мироздания, сущей за пределами плоти, за пределами всех имён и форм.

4. Ночь Корочуна , последняя ночь уходящего солнечного Лета (года) — это прообраз Ночи Мира, Ночи Великого Растворения, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно Преддверие Нового Возрождения.

5. Для мудрых Корочун — Ночь Прозрения и Безмолвного Видения Того, Что скрыто; для иных — это Ночь Безумия и Чёрного Ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь.

6. За две седмицы до Корочуна начинается так называемое Время Молчания — пора подготовки к Переходу, время отдачи долгов, прощения обид, завершения всего незавершённого за год и отбрасывания, отпускания от себя всего отжившего.

7. Это время очищения души и тела , когда желательно ограничивать себя в пище (особенно мясной), а также внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел.

8. В ночь Корочуна души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков и, если надо, спросить с них — как они исполняли в уходящем году свой Родовой Долг? Жили они по Правде или по кривде? Славили Родных Богов или поклонялись чужебесию? Искали Мудрости Вышней или тешили лишь ненасытное чрево своё?..

9. Слышишь, как трещит мороз на улице ? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям, и Серп Мары рассекает спутанные за год Покутные Нити, и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства — Откровение Вещей Ночи…

Также Корочун — одно из Имён Чернобога или один из Тёмных Ликов Бога Велеса. По славянским поверьям, накануне Зимнего Солнцеворота Кощный Бог (Кощей, Чернобог, Тёмный Велес) «окорачивает» — завершает Старый Лето (год) перед рождением Нового Лета (года) и Нового Солнца на Коляду.
Ср. также сербо-хорв. крачати — «шагать» (отсюда Корочун — «шагающий день», то есть переходный день, связанный с Солнцеворотом.

В каждой седмице есть свой «малый Корочун» — шесток (суббота), день Жнеца (планеты Сатурн, считающейся в Звездознатстве «неблагой» планетой), предшествующий неделе (воскресенью), дню Даждьбога (Солнца). Кощного Бога, Покровителя Жнеца (планеты Сатурн) иногда изображают в образе Старика с обсидиановым серпом (обсидиан — один из камней, покровительствуемых Жнецом-Сатурном), которым Он рассекает — «окорачивает» Нити Судеб Мира накануне воскресенья (от древнерус. крес — «огонь») — «дня рождения» (воскресения в смысле «возжигания») Солнца новой седмицы.

КАРАЧУН (КОРОЧУН) - самый короткий день в уходящем году, пора всевластия Тьмы, нижняя точка Коловорота.
Это - день Зимнего Безмолвия, когда серебряные бубенцы Мары возвещают нам древнюю, как сама Жизнь, истину о том, что

МЫ ПРИХОДИМ СЮДА С ПУСТЫМИ РУКАМИ,
И С ПУСТЫМИ РУКАМИ УХОДИМ ВО СРОК СВОЙ,

что нам ничто не принадлежит здесь - в этом мире, в этом лете (году), в этой жизни -
и одновременно, что мы поистине сопричастны всему сущему, что мы поистине БЕЗСМЕРТНЫ…

Источник - http://ruspravda.info/Karachun-Korochun-2894.html

Как известно, знакомый нам Дедушка Мороз — главный новогодний персонаж и любимец детей, — появился не слишком давно — во второй половине XIX века. В то время в России были предприняты первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как святой Николай у их западных сверстников. Ну а к началу XX века сложился тот образ, который мы все хорошо знаем и любим.

В образе Деда Мороза слились два персонажа — христианский Святой Николай и языческое славянское божество — Карачун. Как же так случилось, что языческий бог стал символом христианского праздника?

После христианизации славянских земель началась замена языческих божеств и их культов на христианских святых и христианские праздники. Так как период чествования Карачуна примерно совпадал со днём святителя Николая, именно с этим Святым Карачун и стал отождествляться.

Позже, с рождением СССР празднование Рождества в России потеряло свою актуальность и рождественский дед на некоторое время был предан забвению.

Но затем произошла еще одна трансформация, и рождественский дед превратился в Деда Мороза и начал приносить детям подарки не на Рождество, а на Новый год.

Конечно же, во время всех этих метаморфоз Карачун сильно изменился, но согласитесь, — результат стоил того.

Давайте же узнаем, что представлял собой Карачун в древние дохристианские времена.

Кто такой Карачун

У древних славян был бог мороза и зимы, которого называли Корочун (Карачун). Именно он, согласно древним преданиям, был очень близок к Велесу и властвовал над морозами и стужей. Карачун относился к божествам нижнего Мира, или Нави.

Бытует также мнение, что Карачун – это сам Чернобог, бог смерти. Он укорачивал день и удлинял ночь, ведь не напрасно день его чествования приходился на день Зимнего Солнцестояния. И по сей день, ставшее нарицательным имя «Карачун», используется в смысле погибели, конца.

Внешность Карачуна была таким: высокий и крупный старик, с длинной бородой серебристого цвета.

Он носил теплую синюю шубу, в одной руке держал посох. Лицо Карачуна суровое и подчас грозное, а взгляд леденящий в буквальном смысле. Бог с легкостью мог заморозить все реки и озера, а также намести огромные снежные сугробы.

Карачун всегда ходил со своей свитой , которая состояла из птиц-вьюжниц, волков-метелей, медведей-шатунов и замерзших до смерти человеческих душ.

Да, вот такой жутковатый образ был у бога морозов и холода.

Если сегодня Дед Мороз – это добрый старичок, который приносит радость, подарки и веру в волшебство, то отношение к Карачуну было далеко не таким однозначным. Связано это было, безусловно, с противостоянием между язычеством и христианством. Карачуна иногда представляли злодеем, который может заморозить человека до смерти. Якобы он воровал детей и даже убивал людей.

Считается, чтобы задобрить духа холодов и морозов, у людей существовал кровавый обряд. Он заключался в том, чтобы на елку вешать части жертвенных животных. Возможно, современная традиция елочных игрушек пришла к нам из этого языческого обряд, кто знает…

Карачун, Корочун, Kracuri…

Слово «карачун» имеется в разных культурах и тоже может о многом поведать.

В славянской мифологии название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника (древнерус. корочунъ, словац. Kracuri, «рождество», болг. крачунец, «рождественский день», в Закарпатье крачун - рождественский пирог), а также злой дух (белорус, корочун, «внезапная смерть в молодом возрасте, судороги, злой дух, сокращающий жизнь», рус. карачун, «смерть», «гибель», «злой дух»).

Этимология слова неясна; предполагалось заимствование из лат. quartum jejunium, «большой, четвёртый пост» (ср. лат. источник слова коляда); образование от глагола со значением «шагать» (сербо-хорв. крачати и т. п.) - «шагающий день», отсюда «переходный день, день солнцеворота»; заимствование из алб. кёгсшп, «пень», «обрубок дерева»: рождественское полено, ср. Бадняк.

Карачун (корочун, керечун, крачун), в мифологии древних славян - бог скотьего падежа и смерти от мороза.

Карачун - это второе имя Чернобога.

У малороссов и белорусов Карачун - злой дух (корочун - внезапная смерть в молодом возрасте, судороги; злобный дух, сокращающий жизнь).

Карачун также название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника - Рождества (в Закарпатье крачун - рождественский пирог).

Также, Карачун - название Коляды или Рождественской ночи на западе Украины, в Словакии и Чехии.

«В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большой бородой, Корочун ударяет дубиною в пень, - и звенят злющие эюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается» (Алексей Михайлович Ремизов, «Сказки»).

День языческого почитания Карачуна приходится на день зимнего солнцеворота (отмечаемого в зависимости от года с 19 по 22 декабря) - самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет свою власть грозный Карачун - божество смерти, злой дух, повелевающий морозами. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и укорачивает светлое время суток.

Слуги грозного Карачуна - медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и волки-метели. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».

Тёмный Бог. Но больших оснований утверждать, что Карачун является Богом славян, у нас нет. День Карачуна совпадал с одним из самых холодных дней зимы, 12/25 декабря (Спири-дон-солноворот по более позднему крестьянскому календарю), когда перестают укорачиваться ночи, а солнце смотрит уже не на мороз, а на тепло. Древние славяне считали Карачуна подземным богом, повелевающим морозами. Вот эта темная, непонятная сила, которая укорачивала светлую часть суток, и есть Карачун. Бог этот был столь грозен и неумолим, что до сих пор имя его сохранилось в славянских языках.

У белорусов «коронуй» - внезапная смерть в молодом возрасте; злой дух, сокращающий жизнь.

По-русски это смерть, погибель , а также злой дух. Выражение «задать карачуна» означает умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-то. «Хватил его карачун» - то есть человек внезапно умер.

Собирательный образ Бога Карачуна просуществовал до сегодняшних дней. Так ещё можно встретить в лексике фразы семантические отсылающие нас к образу беды: «Придёт Карачун».

В Новгородской летописи «стояше вся осенина дъждева отъ Госпожина дни до Корочуна» (ПСРЛ III-9),

Керечун или Крочун вечер - сочельник или Рождественские святки . Окочуриться, накатить.

Особенно страшным является високосный год, он считается временем Карачуна, Его стихией. Поэтому в народе считается, что на високосный год больше людей гибнет.