Управление логистическими процессами как фактор повышающий конкурентоспособность. Логистическое управление как источник повышения конкурентоспособности. Макрологистическая концепция "LEAN PRODUCTION"

Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров. В связи с этим актуализируется задача нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм. Как выяснилось, определить количественные параметры последствий логистических решений весьма сложно. Это можно сделать лишь при соблюдении следующих условий методологического и технического характера, наличия хорошо отлаженной учетно-информационной системы;* проведения комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа миссий и единой методологии исчисления издержек; определения доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

В зарубежной экономической литературе отмечается, что у фирм, принявших на вооружение логистическую концепцию и построивших свою стратегию на ее основе, наблюдается значительное улучшение показателя, отражающего отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу (ПИК -- прибыль на инвестированный капитал). При этом указывается на двоякое значение логистики, заключающееся в уменьшении издержек и увеличении доли компании на рынке.

Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. В рамках логистического подхода к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис). Не менее очевидно воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке, что оценивается, как правило, увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения продукции фирм и конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей.

Влияние логистики на инвестированный капитал осуществляется через основные категории (элементы) активов и пассивов баланса фирм. Такие элементы баланса, как «наличность и счета дебиторов», относящиеся к оборотному капиталу, являются решающими с точки зрения ликвидности фирмы. В последние годы важность этих элементов стала общепризнанной, поскольку многие фирмы столкнулись с нехваткой наличности. Однако еще не всегда признается, что логистические переменные оказывают непосредственное влияние на данную часть баланса. Хотя, кажется, никто не оспаривает того факта, что чем короче срок выполнения заказов (период от приемки заказа до момента доставки товара потребителю), тем быстрее может быть выписан счет.

Подобным образом скорость выполнения заказов может повлиять на поток наличности, если счет не выписывается до тех пор, пока товары не отправлены. Одной из менее очевидных логистических переменных, влияющих на наличность и счета дебиторов, является точность при выписке счетов.

Если потребитель обнаруживает, что его счет содержит неточности, он, вероятно, не будет его оплачивать, и временной лаг между выполнением заказа и оплатой будет увеличиваться до тех пор, пока ошибку не исправят. Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий. Очень часто 50 и более процентов оборотного капитала фирм-продуцентов приходится на запасы.

Поэтому логистический фактор, воздействующий на инвестированный капитал, в значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровня запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения.

Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов не всегда отражает истинные потребности производства и распределения. В результате возникает избыточный уровень запасов. В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. Такие счета являются, с точки зрения логистики, ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством -- составная часть логистической стратегии -- может дать положительный эффект, что и подтверждается практикой. На фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, логистические издержки компаний снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.

Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается главным образом привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств для их осуществления. Такие изменения существенно сказываются на балансе между долговыми обязательствами и собственным капиталом, а следовательно, и на соотношении последнего и прибыли, а также на движении наличности с точки зрения как процентных платежей, так и выплаты долга.

Поскольку материальную основу логистической системы фирм в большинстве случаев составляют собственные, а не арендуемые технические средства и постоянные сооружения, постольку логистика может оказывать существенное влияние на общую величину основного капитала фирм и соотношение прибыли и инвестированного капитала.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистика влияет почти на каждый аспект счета прибылей и убытков фирм. Поэтому соответствующие изменения в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм и вносят свою лепту в обеспечение их долгосрочной жизнеспособности.

Фирмы, взявшие на вооружение логистическую стратегию, постоянно анализируют ее. Тщательному анализу подвергаются также прибыль и инвестированный капитал, чтобы убедиться в максимальной эффективности использования ресурсов. Подставляя значения переменных в формулу, где множителями являются коэффициент доходности и оборачиваемость капитала, можно с достаточной степенью условности количественно определить влияние логистики на соотношение прибыли, полученной от продаж товаров, и инвестированного капитала, поскольку доходы от логистических услуг и расходы на логистические операции входят существенной частью в суммарные доходы и расходы фирм.

Исследования, выполненные в сфере логистики для широкого диапазона рынков -- от продовольственных товаров до капиталоемкой продукции, показали, что фирмы-продуценты и посредники располагают достаточно широкими возможностями для создания предпочтительных условий потребителям.

Однако эти возможности могут быть реализованы лишь в том случае, если функционирование логистической системы в полном объеме ориентировано на рынок. Для большей части продовольственных товаров логистика как активный инструментарий маркетинга не играет существенной роли. Исключение составляет отгрузка скоропортящейся продукции, когда доминирующим фактором служит время отгрузки и скорость перевозки.

На рынке инвестиционных товаров важным конкурентным фактором является надежность отгрузки.

Она существенна для получения повторных заказов от потребителя или для получения заказов от новых потребителей по рекомендации прежнего заказчика. Значимость надежности отгрузки обусловлена тем, что она должна вписываться, по сути дела, в разного рода конкретные ситуации у потребителя, включая зачастую строительство, укомплектование персоналом, его обучение и т. д.

Воздействие на конкурентоспособность очень велико, поскольку повторный заказ нередко оказывается наиболее прибыльным предпринимательством с точки зрения долгосрочной перспективы по причине более низких допродажных и послепродажных издержек, более низких затрат на проектирование и стандартизацию продукции. Надежность отгрузки также является фактором, оказывающим влияние на производство по повторным заказам для такого вида продукции, как оборудование и приборы.

На рынке потребительской продукции длительного пользования надежность отгрузки в большинстве случаев не является доминирующим фактором, так как данный вид товара, как правило, всегда имеется в каналах распределения, а надежность оказывает лишь незначительное воздействие на запасы. Потребители и сбытовики часто легко соглашаются с определенной степенью ненадежности или неопределенности в отгрузках без смены поставщика или марки.

При таких условиях логистика является главным образом фактором сокращения затрат, а не инструментарием маркетинга. Однако она все-таки может иметь большое значение с точки зрения повышения качества услуг, особенно в деле сокращения сроков выполнения логистических операций при запуске производства новой продукции, а также в организации производства с широкой разновидностью моделей.

Какова роль логистики на рынке промышленных материалов, т. е. продукции, которая используется потребителями в качестве компонентов? В этом случае продукция изготовляется в основном по спецификациям потребителя, но после ее разработки она является стандартной, а производство -- повторным. Из этого следует, что надежность отгрузки имеет большое конкурентное преимущество перед другими факторами, например скоростью или частотой отгрузок.

Таким образом, когда на многочисленных рынках товаров вероятность дифференциации продукции по ее свойствам или по качеству уменьшается, а корпоративный имидж или стратегия фирм трудно изменяемы в краткосрочной перспективе, логистика становится все более важным конкурентным фактором. В таких условиях конкурентное преимущество может возникать из способности фирмы посредством своей логистической деятельности добиваться: различий в сегментации рынка, изменений в экономическом окружении и рыночных требованиях, а также изменений собственных и чужих тактических маневров.

Политика фирм, направленная на получение доходов от логистической деятельности, как правило, ведет к увеличению прибыли. Исследования зарубежных специалистов показывают, что вклад логистики в прибыль компаний зависит от уровня обслуживания. При этом подмечено, что при достижении уровня 90% и выше логистические издержки начинают опережать рост доходов от этого вида деятельности. Начиная с 95% эффект становится отрицательным.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики 1990-х годов выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики -- процесс непрерывный и динамичный.

Логистика способствует повышению эффективности работы фирмы при соблюдении следующих требований:

  • * поддержание связи логистики с корпоративной стратегией;
  • * совершенствование организации движения материальных потоков;
  • * поступление необходимой информации и современная технология ее обработки;
  • * эффективное управление трудовыми ресурсами;
  • * налаживание тесной взаимосвязи с другими фирмами в области выработки стратегии;
  • * учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей;
  • * определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности;
  • * тщательная разработка логистических операций.

IЦелесообразно дать более детальную характеристику указанным требованиям.

1. Связь логистики с корпоративной стратегией. Общепризнано, что все аспекты логистических операций должны быть непосредственно связаны со стратегическим планом корпорации или фирмы. Это первое и самое главное условие достижения высоких прибылей от применения логистики. Руководители, применяющие логистику на своих предприятиях, уже по-другому подходят к совершенствованию управления движением материальных потоков и всей деятельности фирм. Они стремятся к достижению общей цели и управляют логистическими операциями в интересах реализации стратегии компании, направленной на обеспечение конкурентоспособности за счет сокращения затрат и дифференцирования услуг. Такие руководители, как правило, работают исходя из принципа, что их отдел или подразделение вносит свою лепту в увеличение общей прибыли фирмы.

В своей деятельности менеджеры фирм постоянно задаются вопросом: «Обеспечивают ли логистические операции конкурентоспособность компании на рынке?» Одним из наиболее общепринятых подходов к завоеванию рыночных позиций руководство фирм считает максимальное приближение к потребителю при обеспечении должного качества продукции и логистических операций. Специалисты в области логистики разработали схему управления, которая предусматривает непосредственные связи логистической деятельности с корпоративной стратегией.

2. Совершенствование организации движения материальных потоков. Это требование призывает к такой организации логистических операций, которая дала бы возможность контролировать все функции по выполнению задач, связанных с закупкой, транспортировкой, складированием, хранением запасов и сбытом под эгидой единого коммерческого подразделения. Другими словами, все логистические функции должны быть объединены под соответствующим контролем централизованного и децентрализованного руководства с учетом того, что эффективные решения легче принять, если специальное подразделение отвечает за все тесно связанные между собой логистические операции.

Несмотря на, казалось бы, логически верную позицию сосредоточения всех функций логистики под единым управлением, продвижение по этому пути не всегда идет гладко, чревато спадами и возвратом к старому. Тем не менее тенденция к централизации постепенно усиливается. В настоящее время все большее количество фирм объединяют под общим руководством две важные области деятельности: управление запасами и распределение материальной продукции. Это позволяет лучше использовать такие сложные сферы бизнеса, какими являются транспортировка и складирование. В таких фирмах осуществляется контроль над всей логистической цепочкой как за единым целостным потоком, с использованием широкого диапазона структур и подструктур обеспечения.

3. Поступление необходимой информации и современная технология ее обработки. Выполнение данного требования в логистических системах позволяет фирмам извлекать немалую выгоду. Поэтому успешно функционирующие логистические подразделения рассматривают компьютеризацию как важный источник реализации потенциальных возможностей логистики в деле повышения прибыли. Используя сети электронного обмена данными с потребителями, например, можно повышать конкурентоспособность и долю рынка. Творчески применяя модели на базе ЭВМ, можно также повышать качество обслуживания клиентуры.

Рассматривая должную степень информационного обеспечения как одно из важных условий получения прибыли, компании все активнее стали инвестировать капитал в информационные системы управления, соответственно уменьшая затраты на более привычные и традиционные системы, что немедленно сказывается на результатах работы фирм. Например, вкладывая средства в усовершенствование систем обработки информации, связывающей администрацию, подразделения логистики, поставщиков, компании добиваются резкого сокращения уровня запасов сырья (иногда в 15--20 раз). Многие компании направляют свои средства на разработку и внедрение компьютерных сетей, основанных на новейших средствах связи, для учета и контроля многомиллионных логистических затрат. Такие затраты окупаются за 3-4 месяца применения системы, что позволяет сэкономленные средства направить на их модернизацию.

В прошлом большинство ЭВМ в сфере материально-технического обеспечения было предназначено для обработки данных, относящихся непосредственно к самой сделке (например, обработка информации по заказ-наряду, закупкам, хранению запасов и т. д.). В настоящее время ситуация быстро меняется.

Многие компании разрабатывают варианты систем, использующих все преимущества новых поколений электронной техники, с увеличенной скоростью обработки данных и техническим обеспечением средствами дальней связи. Это дает возможность применять их для принятия управленческих решений. Зарубежные специалисты считают, что такие сети поддержки решения превращаются в «экспортные системы», призванные играть еще более важную роль в принятии логистических решений.

4. Эффективное управление трудовыми ресурсами играет решающую роль в наладке механизма управления материальными потоками. Те фирмы, которые считают квалифицированные кадры самым важным своим ресурсом, могут рассчитывать на эффективное функционирование логистической системы. Вот почему руководство фирм придавало и придает огромное значение вопросам подбора рабочей силы, ее профессионального обучения и подготовки. В последние годы это уже стандартная практика.

В настоящее время руководители^высшего уровня сферы логистики, понимая, что только хорошо подготовленные и опытные менеджеры способны обеспечить успех в реализации стратегии и планов фирм, стали напрямую взаимодействовать с системой подготовки кадров. Это проявляется, в частности, во встречах с профессорско-преподавательским составом вузов и студентами. Практика свидетельствует также и о том, что в условиях долгосрочных связей фирм с клиентурой управление трудовыми ресурсами становится их общим делом. Подготовка на рабочем месте уже недостаточна, и многие фирмы направляют кадры логистических подразделений на специальные курсы переподготовки в целях повышения квалификации и обучения новым методам и технологиям в области логистики.

5. Тесная взаимосвязь с другими фирмами по выработке стратегии также является одним из требований совершенствования логистики. Благодаря его реализации компании устанавливают тесное сотрудничество со своими партнерами по хозяйственным связям (брокерами, поставщиками, оптовыми фирмами, потребителями и т. д.). Не меньшее значение стало придаваться координации деятельности внутренних подразделений фирм (производственных отделов, отделов продаж, закупки, маркетинга и т. д.). Опыт подтверждает, что наибольших успехов в увеличении прибыли добиваются как раз те фирмы, в которых установлены прочные связи с внешними и внутренними участниками коммерческих отношений.

Многие успешно функционирующие фирмы давно установили между собой режим делового сотрудничества. Они больше не считают его эпизодическим явлением, ориентированным главным образом на снижение затрат в краткосрочном плане. Фирмы все шире практикуют «стратегические союзы» с поставщиками, потребителями, транспортными агентствами и другими участниками логистической цепи. В настоящее время любой крупный производитель продукции определяет стратегическую линию сотрудничества со своими партнерами, рассматривая совместную разработку и внедрение мероприятий в качестве единого комплекса полнокровных взаимоотношений во всех звеньях организации коммерческого дела. При этом огромное значение придается открытому и систематическому процессу обмена информацией по прогнозированию, планированию и графикам поставок продукции и т. д.

6. Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей. На основе практического опыта фирмы пришли к выводу, что лучше всего логистические операции, такие, как транспортировка, складирование и другие, поддаются оценке со стороны учетно-калькуля-ционных подразделений или иных структурных органов, которые результаты деятельности измеряют полученной прибылью. Такую тактику успешно применяют некоторые американские фирмы. Одной из них, сумевших упрочить свои финансовые позиции, является «Ксерокс корпорейшн». Обеспечивая обслуживание по индивидуальным заказам, эта фирма получила существенную прибыль при сбыте продукции. При этом логистические структуры фирмы гарантируют тот уровень сервиса, который требуют руководители производственных подразделений.

Традиционно в западных странах компании применяют показатель нормы прибыли на активы, как наиболее важный индикатор финансовой деятельности. По аналогии ряд американских фирм рассчитывают прибыль на логистические активы. В результате внедрения в финансовую практику данного показателя все большее число компаний начинают пользоваться услугами соответствующих специализированных фирм.

С этой тенденцией связывается сокращение численности собственного парка автомобилей, а также тот факт, что растущее число компаний стало прибегать к услугам складов общего пользования, против чего они категорически возражали всего несколько лет назад.

7. Определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности является одним из элементов стратегической политики фирм. Для выявления оптимального уровня качества обслуживания определяют дополнительные доходы, достигнутые от предоставления высококачественного сервиса, и измеряют отношение прибыли, полученной от него, к затратам, связанным с поддержанием таких уровней.

Кроме того, разрабатывается ориентированная на рынок программа с указанием уровней логистического обслуживания, из которой видно, как планируется обслуживать потребителей услуг по различным классам (табл. 2.4), устанавливаемым в зависимости от их доли в объеме продаж, а также срока выполнения заказа.

Большинство фирм в западных странах признают важность обслуживания конкретного потребителя. Они установили параметры обслуживания и строго следят за тем, как удовлетворяются требования, предъявляемые к обслуживанию. Однако далеко не все фирмы проводят детальный анализ требований с целью разработки единых стандартов. Наибольшего эффекта добиваются те фирмы, логистические подразделения которых заключают внутренний контракт с каждым из производственных отделов на размер обслуживания и получают от них соответствующую плату.

8. Тщательная разработка логистических операций, как уже отмечалось, -- одно из основных требований к логистике, способствующее значительной экономии затрат. В ходе такой разработки фундаментальные проблемы (например, стратегии предпринимательства) увязываются с «малыми» вопросами. Но сделать это возможно лишь при углублении знаний и приобретении всем руководящим составом фирмы большого опыта работы.

Американские специалисты Д. Бушер и Г. Тиндол " считают, что выполнение фирмами вышеуказанных восьми требований гарантирует взаимосвязь логистики с маркетингом и производством, обеспечивает не только высококачественное проведение всех логистических операций, но и создание эффективного, с низкими издержками сервиса для покупателей, будет содействовать росту прибыли на активы в рассматриваемой сфере деятельности, т. е. повышению конкурентоспособности фирм.

Российские отечественные предприятия при осуществлении своей коммерческой и производственной деятельности сталкиваются с рядом экономических и организационных проблем, от решения которых напрямую зависит существование хозяйствующего субъекта. Среди проблем, возникающих при функционировании отечественного предприятия, особенно остановлюсь на наличие конкуренции, неразрывно связанной с понятием рыночной экономики и оказывающей сильное влияние на развитие общества и рынка. Современные реалии толкают отечественные фирмы к поиску различных способов адаптации к быстро меняющимся условиям, борьбе с существующими негативными факторами как внешней, так и внутренней среды. Сложная экономическая ситуация, сложившиеся в результате санкционного давления на Россию и ответных мер правительства, заставляет отечественные фирмы надеяться, главным образом, на внутренние силы, что связано с рациональным расходованием и использованием собственных материальных и нематериальных ресурсов с опорой на высококвалифицированный персонал. Для выполнения подобной задачи, и как следствие достижение весомого конкурентного преимущества, все чаще на национальных предприятиях используется логистика, хорошо зарекомендовавшая себя в международной практике. Сущность логистического подхода заключается в оптимизации и улучшении деятельности всех подразделений в неразрывной их связи, путем минимизации совокупных затрат и максимизации чистой прибыли предприятия. Необходимо подробно рассмотреть влияние внедрения логистики в деятельности хозяйствующего субъекта и повышения его конкурентоспособности.

В качестве своеобразного методологического инструментария, позволяющего детально изучить эту взаимосвязь, на мой взгляд, можно использовать фундаментальные принципы всеобщего управления качеством(TQM), изложенные в семействе международных стандартов ИСО 9000. Данный выбор обусловлен глубинной взаимосвязью общего менеджмента, менеджмента качества и логистической деятельности. Так, начиная с 80-х годов XX века, началось историческое сближение первых двух направлений управленческой деятельности. Появилась концепция менеджмента на основе качества(MBQ), что с одной стороны было связано с решением задач качества и возникшей вследствие этого потребностью создания адекватной организационной структуры, а с другой, необходимостью обеспечения требуемого уровня качества самой управленческой деятельности. Одновременно с этим логистика, представляющая собой часть общего менеджмента, также столкнулась с необходимостью стандартизации в области качества как протекаемых процессов, так и их результатов. Все это обусловило активное внедрение в логистическую деятельность указанных выше стандартов, которые с точки зрения изучаемой мною проблемы можно рассматривать как методологическую базу конкурентоспособности предприятия. Таким образом, логистическая система современного предприятия должна функционировать с учетом международных стандартов качества в данной области. Итак, ниже представлены все восемь принципов менеджмента качества:

  1. ориентация на потребителя;
  2. лидерство руководителя;
  3. вовлечение работников;
  4. процессный подход;
  5. системный подход к менеджменту;
  6. постоянное улучшение;
  7. принятие решений, основанное на фактах;
  8. взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Первый и ключевой принцип менеджмента качества определяет зависимость любой организации от своих потребителей. Отсюда вытекает главная цель предприятия, заключающая в обеспечении наиболее полного выполнения всех требований клиентов и как следствие достижения их удовлетворения. Именно логистика выступает тем оптимальным инструментом, с помощью которого может быть достигнута эта цель. Как известно, цена продукции представляет собой один из самых важных элементов привлекательности ее для потенциального потребителя. Применение логистического подхода способствует заметному уменьшению стоимости готового продукта. И тут стоит обратить внимание на такой существенный компонент ценообразования любого товара как себестоимость. Решение задачи по ее минимизации позволит отечественному предприятию с одной стороны отчасти снизить стоимость продукции, а с другой повысить чистую прибыль, при всем этом обеспечивая высокий уровень конкурентоспособности бизнеса. Использование логистики позволяет сократить в первую очередь материальные запасы на 30-70%, по данным промышленной ассоциации США на 30-50% . Далее оптимизация запасов приводит к серьезному сокращению расходов, связанных с ними, куда включаются издержки на содержание запасов, управленческий и складской персонал, потери от порчи или кражи товаров. При этом ускоряется оборачиваемость капитала предприятия, снижаются совокупные издержки и себестоимость продукции. Однако, такой результат возможен лишь при условии обеспечения высокой степени согласованности всех участников логистических процессов. В этой связи стоит обратиться к следующим четырем принципам менеджмента качества, приведенным выше.

Еще одним из экономических эффектов применения логистического подхода служит значительное сокращение времени прохождения товаров по звеньям логистической цепи. При этом согласно некоторым исследованием свыше 95% времени оборота продукции приходится на логистические операции, а затраты собственно на производство 2-5% данного ресурса. Практика внедрения логистики показывает ее эффективность. В некоторых научных работах опубликованы конкретные данные о результативности нового подхода к товародвижению. По мнению специалистов, с использованием логистики достигается сокращение времени движения товара на 25-45%. Достигается возможность наиболее быстрого и своевременного удовлетворения потребителя. Повышается уровень сервиса, обретаются устойчивые экономические партнеры, что обеспечивает стабильное положение организации на рынке.

Однако система менеджмента качества не будет функционировать успешно, если она не будет внедрена на всех уровнях управления организацией. Именно руководитель обеспечивает единство цели и выбор направления деятельности организации, осуществляя интеграцию всех служб и подразделений. Этому лицу принадлежат также полномочия в области межфирменного сотрудничества и создания макрологистических систем. Но, безусловно, управленческое воздействие должно опираться и на ответные действия и со стороны персонала предприятия. Для осуществления на практике логистического подхода необходимо полное вовлечение всех сотрудников службы логистики в решение сложившихся проблем, реализация их потенциала. При этом для успешного внедрения логистического подхода необходимы достаточно квалифицированные и подготовленные кадры. В качестве объекта воздействия всей совокупности персонала организации можно рассматривать взаимосвязанные процессы, протекающие на всех этапах производственной и управленческой деятельности. Данное суждение основывается на процессном подходе, который заключается в управлении соответствующими ресурсами как процессами. Ну и наконец, эффективная организация многочисленных процессов на предприятии требует их взаимоувязки и интеграции путем управления ими как единой системой (системный подход). Так системная организация транспортной деятельности в условиях применения логистических методов приводит к снижению транспортных расходов, оптимизации маршрутов движения транспорта, согласованию графиков движения, минимизации холостых пробегов. Рационализация путей и графиков движения транспортных средств также представляется как еще одно конкурентное преимущество, обеспечивающее успешное выполнение задач организации. Осуществляется «позитивное воздействие на сокращение общих затрат или повышение суммарной прибыли, даже если это может негативно отразиться на деятельности отдельных подразделений. В межфирменных связях аналогичный результат получают путем гармонизации интересов всех участников логистического процесса, добиваясь компенсации дополнительных затрат за счет получения внеотраслевого эффекта» .

Современное общество, по мнению ряда известных ученых и исследователей, таких как Д. Белл, У. Мартин, еще в конце прошлого века вступило в новую фазу развития - информационную. Роль информации и знаний в наши дни сложно переоценить. Интерес к информационным потокам и в логистической деятельности значительно увеличился. Ведь только обладая необходимыми знаниями и данными, можно принять оптимальное решение. При этом информация должна быть актуальной, доступной для понимания и истинной, что допускает лишь принятие решений, основанных на реальных фактах. Для обеспечения эффективного обмена данными между подразделениями предприятия и внутри логистической активно внедряются в деловую практику новейшие информационные системы передачи и обработки информации. Несмотря на затраты при внедрении, экономическая выгода от подобных систем очевидна и выражается в следующем:

В увеличении производительности в операционном менеджменте;

В повышении способности к глубокой интеграции действий элементов логистической системы;

В сокращении операционных и административных затрат.

Также стоит упомянуть о необходимости непрерывного совершенствования как протекающих логистических процессов, так и управленческой деятельности в целом, в чем и заключается принцип постоянного улучшения. В концепции бережливой логистики предусматривается множественность субъектов совершенствования деятельности предприятия. Улучшение процесса может инициироваться кем угодно, включая их операторов. Само совершенствование протекает на постоянной основе, что обеспечивает рационализацию логистической деятельности. Все это выступает важнейшим конкурентным преимуществом хозяйствующего субъекта, выгодно позиционируя его среди конкурентов, в связи с достаточной уверенностью в будущей эффективности функционирования.

Как уже отмечалось выше, логистический подход на практике предусматривает активную интеграцию всех участников макрологистической системы. Важным аспектом в данном процессе выступает взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов. Выстраивание отношений между организацией и поставщиками должно быть сформировано как взаимовыгодное сотрудничество. При этом в теории логистики подобное сотрудничество рассматривается на долгосрочную перспективу, что позволяет создать стабильную систему обеспечения предприятия всеми необходимыми ресурсами, а потребителя, соответственно, готовой продукцией. Долгосрочное партнерство способствует обретению хорошей репутации его участников, повышению их конкурентоспособности.

Таким образом, внедрение и использование логистики является весомым фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности отечественного предприятия. Успешность логистических решений заключается в гармоничном взаимодействии всех участников логистической системы и рациональном использовании всей совокупности ресурсов организации. Происходит заметное снижение различных затрат и потерь в процессе товародвижения. Так на 30-70% уменьшаются запасы, достигается сокращение времени движения товара на 25-45% , оптимизируется транспортная деятельность, создаются предпосылки для дальнейшего интенсивного развития. Стоит отметить, что общий экономический результат от применения логистики на много превышает сумму эффектов от улучшения отдельных из перечисленных показателей. Данный результат становиться возможным благодаря синергетическому эффекту, возникающему вследствие интеграции отдельных звеньев логистической цепи в единую товаропроводящую систему. Неоспоримые преимущества использования на практике логистического подхода, которые полностью перекрывают издержки по внедрению данного способа организации материального потока, толкают отечественные предприятия на активное внедрение его в своей деятельности.


Библиографический список
  1. Абдуллаева Т. К. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Сельскохозяйственные машины и технологии. – 2011, № 1. C. – 45.
  2. Клименко Т. Модели управленческих компетенций в реализации стратегии повышения конкурентоспособности промышленности на принципах бережливой логистики // Логистика. – 2010, № 2. C. – 40.
  3. Бажин И.И. Логистический менеджмент: Компакт-учебник. – X.: Консум, 2005. – 440 с.
  4. Уваров С. А. Логистика: общая концепция теория и практика. - СПб.: «ИВЕСТ НП», 1996- С. 50.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Экономическая сущность конкурентоспособности фирмы и факторы, влияющие на нее. Общая характеристика деятельности ООО "Омсктеплокомплект", оценка ее конкурентных преимуществ. SWOT-анализ предприятия. Пути повышения конкурентоспособности организации.

    дипломная работа , добавлен 09.05.2014

    Конкурентоспособность как решающий фактор коммерческого успеха фирмы на конкурентном рынке. Знакомство с видами конкуренции. Рассмотрение видов деятельности ООО "Вектор Пласт": способы повышения конкурентоспособности, анализ экономических показателей.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2016

    Управление цепями поставок как развитие концепции интегрированной логистики. Особенности интеграции бизнес-процессов. Принципы построения системы мониторинга цепей поставок. Электронный документооборот, моделирующая система логистической оптимизации.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия. Способы повышения конкурентоспособности продукции предприятия. Основные финансовые показатели деятельности на примере ОАО "Уралредмет". Коммуникационные стратегии предприятия.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2013

    Понятие и сущность трансакционных издержек, их виды. Организационный код – основа повышения конкурентоспособности современной фирмы. Причины, в связи с которыми трансакционные издержки стали приобретать приоритетное значение в деятельности компании.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2013

    Особенности разработки направлений повышения конкурентоспособности предприятия на основе инновационной деятельности. Методы расчета выручки, себестоимости реализации услуг, чистой прибыли, рентабельности, конкурентоспособности услуг за последние годы.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2010

    Рассмотрение основных отличий между понятиями конкурентоспособности товара и предприятия. Выделение базовых факторов конкурентоспособности: ресурсного, ценового и фактора среды. Характеристика предприятия ООО "Уником-Л" и оценка его конкурентоспособности.

    дипломная работа , добавлен 14.04.2013

Чекун Игорь

В связи со становлением рыночных отношений в в последние годы появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление - логистика. Это объясняется теми значительными результатами, которые были получены, благодаря применению логистического подхода в экономике развитых капиталистических стран. Логистика стала инструментом бизнеса таких известных корпораций как IBM, Proctor&Gamble, General Motors, Ford Motors, Johnson&Johnson и многие другие.

В контексте данной статьи автором рассматриваются возможности концепции логистики по увеличению рентабельности и оптимизации производственного процесса и придания производимым товарам или услугам больших преимуществ по сравнению с аналогичными товарами конкурентов. Но прежде рассмотрим происхождение и трактовку самого термина логистика.

Первоначальной областью использования логистики в древнее время было обоснование распределения продуктов. В первое тысячелетие нашей эры логистика стала применяться в военном деле. Тогда логистика решала задачи по снабжению армии оружием, боеприпасами, предметами питания, обмундированием, медикаментами, средствами транспорта, имуществом для устройства временного жилья. Как одна из военных наук, логистика существовала много веков. Ее широко применял Наполеон, существенно углубивший теоретико-методические основы логистики. В виде, развитом Наполеоном в начале XIX века, военная логистика использовалась почти до середины XX века. В годы второй мировой войны логистика применялась вооруженными силами США и Советского Союза, что обеспечило армиям этих стран существенную поддержку и усилило их мощь, позволив наладить надлежащим образом обеспечение вооруженных сил всем необходимым.

В начале XX века логистикой стали называть математическую логику.

В 50-е годы XX века логистика стала применяться вне военного дела в ряде стран Западной Европы и США. Опыт использования логистики не как военной науки, а как экономико-организационной дисциплины, открыл широкие возможности логистики в области решения экономических и организационных задач и высокую эффективность ее применения. Благодаря этому использование логистики вне военного дела стало расширяться: в 50-е годы очень медленно, в 60-е годы недоверие и настороженность к логистике стали уменьшаться, а в 70-е годы шествие логистики по планете ускорилось. Ко второй половине 80-х годов логистика получила международное признание и стала авторитетной новой экономической наукой. Единого определения логистики пока еще нет, предложено большое число трактовок этого понятия. Такое положение сложилось по ряду причин:

  1. из-за "молодости" логистики, как экономической науки;
  2. из-за широкой области ее применения;
  3. из-за выявления все новых и новых возможностей логистики.

При больших различиях трактовки логистики друг от друга, большая их часть понимает логистику как экономическую науку, которая заставляет иначе, чем прежде, оценивать все экономические процессы, рассмотрение их с комплексной, системной стороны. Так, в национальной экономике: разделение ее на части позволило глубоко изучить каждую. Вместе с тем, оказалась упущенной экономика, взятая в целом. Благодаря этому, образно говоря, удалось увидеть каждое отдельно стоящее в лесу дерево, но был упущен лес, взятый в целом. А большое целое имеет свои закономерности развития, с которыми надо считаться и их нельзя упускать.

Вот одно из определений логистики которое дает профессор Б.А. Аникин: "Логистика - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя".

С позиции бизнеса: "Логистика - это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворений конечных потребителей к качеству продуктов и управление финансовыми, информационными и материальными потоками".

Деятельность предприятий и организаций в области логистики для достижения конкурентных преимуществ складывается из нескольких правил, которые получили название "шесть правил логистики":

  1. Груз - нужный товар;
  2. Качество - необходимого качества;
  3. Количество - в необходимом количестве;
  4. Время - должен быть доставлен в нужное время;
  5. Место - в нужное место;
  6. Затраты - с минимальными затратами.

Логистическая деятельность должна носить интеграционный характер, иначе достижение этих шести правил не возможно. Необходима интеграция всех субъектов участвующих в логистической цепочке в логистическую систему. Например, если на кирпичный комбинат транспортная организация, осуществляющая снабжения комбината глиной, транспортирует глину не того качества, с примесями и землей, произойдет ухудшение качества выходящего кирпича, он будет менее прочным, крошащимся. Тем самым такой кирпич будут покупать меньше, и лучше купят более надежный и качественный у конкурентов. Конкурентоспособность данного кирпича упала, и не о каких конкурентных преимуществах говорить нельзя.

Западными учеными и специалистами было разработано множество логистических концепций, успешно применяемых на многих известных предприятиях и корпорациях, которые дали значительные конкурентные преимущества выпускаемым ими товарам и позволили стать предприятиям ведущими в своей отрасли производства.

Надеемся, что приведенные ниже логистические концепции дадут возможность отечественным предприятиям быть более производительными и эффективно работающими, как многие зарубежные, уже применившие и адаптировавшие одну или несколько логистических концепций на своем предприятии.

Логистическая концепция "JUST-IN-TIME"(точно в срок)

Эта концепция является наиболее широко распространенной. Ее появление относится к концу 50-х годов, когда японская компания Тойота Моторс, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KANBAN.

Лозунгом концепции является потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе. Исходной постановкой было то, что если производственное расписание задано, то можно так организовать процесс, что все материалы и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. Для этого нужна оперативная передача данных между подразделения и координация поставщиков деталей. В "Тойота Моторс" это было достигнуто благодаря передаче информации в системе через специальные карточки "kanban" в пластиковом конверте, которые несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции. Эти карточки циркулируют внутри предприятия, а также между поставщиками, прикрепляясь к определенной детали или полуфабрикату.

Применение данной концепции позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции, снизить себестоимость производства, практически сократить страховые запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала фирмы.

Логистическая концепция "REQUIREMENTS/RESOURCE PLANNING"

На данной концепции основаны такие логистические системы в производстве и снабжении, как MRP I/MRP II - "Materials/manufacturing requirements/resource planning" (Системы планирования потребностей в материалах/производственного планирования потребностей ресурсов), и в дистрибьюции - DRP I/DRP II - "Distribution requirements/resource planning" (Система планирования распределения продукции/ресурсов).

Основными целями MRP систем являются:

1. Удовлетворение потребностей в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям.

2. Поддержание низких уровней запасов материальных ресурсов, готовой продукции.

3. Планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.

В процессе реализации этих целей MRP система обеспечивает приток планового количества материальных ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания.

MRP II является эффективной плановой техникой, позволяющей проводить логистическую концепцию интеграции функциональных сфер бизнеса при управлении материальными потоками. Преимущества MRP I перед MRP II системами являются лучшее удовлетворение потребительского спроса путем сокращения продолжительности производственных циклов, лучшей организации поставок, более быстрой реакции на изменения спроса.

Система DRP имеет такой же принцип работы, что и MRP, но в каналах дистрибьюции готовой продукции. Система DRP сложнее, так как базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. Система планирует и регулирует уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроизводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.

Среди преимуществ DRP систем можно отметить:

Уменьшение логистических издержек, связанных с хранением и управлением запасами готовой продукции;

Уменьшение уровней запасов за счет точного определения величины и места поставок;

Сокращение потребности в складских площадях за счет уменьшения запасов;

Уменьшение транспортной составляющей издержек за счет эффективной обратной связи по заказам;

Улучшение координации между дистрибьюцией и производством.

Макрологистическая концепция "LEAN PRODUCTION"

Сущность данной концепции выражается в творческом соединении следующих основных компонентов:

Высокого качества;

Маленьких размеров производственных партий;

Низких уровней запасов;

Высококвалифицированного персонала;

Гибкого оборудования.

Эта концепция получила свое название "тощее производство", потому что требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство - меньше запасов, меньше времени на производство единицы продукции, меньше потерь от брака, потому что сведены до минимума производственные партии и производственное время.

Концепция "RULES BASED REORDER" (ROP)

Данная концепция использует одну из старейших методик контроля и управления запасами, основанную на точке заказа (перезаказа) - "reorder poit" и статистических параметрах расхода продукции. Эта концепция применяется для определения и оптимизации уровней страховых запасов в целях элиминирования колебаний спроса. Эффективность данного метода в сильной степени зависит от точности прогнозирования спроса, а так как данные прогнозы не отличаются особой точностью, данный метод не получил широкого распространения, но с внедрением новых информационных технологий данный метод начинает завоевывать популярность.

Концепция "QUICK RESPONSE" (QR)

Переводится, как метод быстрого реагирования, представляет собой логистическую координацию между ритейлерами и оптовиками, с целью улучшения продвижения готовой продукции в их дистрибьютивных сетях в ответ на дополнительное изменение спроса. Реализация этих концепций осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи информации об объемах продаж по специфицированной номенклатуре и ассортименту оптовикам, и от них - производителям готовой продукции.

Применение концепции QR позволяет уменьшить запасы готовой продукции до требуемого уровня, но не ниже величины, позволяющей быстро удовлетворить потребительский спрос, и в то же время значительно повысить оборачиваемость запасов.

Концепция "CONTINUOUS REPLENISHMENT" (CR)

Данная концепция является модификацией QR концепции и предназначена для устранения необходимости в заказах на пополнение запасов готовой продукции. Целью СR является установление эффективного плана, направленного на пополнение запасов готовой продукции у ритейлеров. Рассчитывается необходимая суммарная потребность в количестве и ассортименте товара. Затем достигается соглашения между поставщиками, оптовиками и ритейлерами на пополнение их запасов готовой продукции путем подписания обязательства по закупкам.

Для эффективной работы СR систем необходимо выполнение двух пунктов:

1. Должна быть обеспечена достоверная информация от ритейлеров и надежная доставка готовой продукции.

2. Размеры грузовых поставок должны максимально соответствовать грузовместимости транспортных средств.

Концепция "AUTOMATIC REPLENISHMENT" (AR) (автоматическое пополнение запасов)

Еще более улучшенная концепция QR и CR. Стратегия данной концепции обеспечивает поставщиков (производителей) готовой продукции необходимым набором правил для принятия решений по товарным атрибутам и категориям.

Путем применения данной концепции поставщик может удовлетворить потребности ритейлеров в товарной категории за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровней запасов для товаров быстрой реализации. Эта стратегия позволяет также уменьшить затраты ритейлеров, связанные с разделением запасов и обеспечением надежности их пополнения.

Библиография

3. "Logistics", 1999. Web: http:// www.primal.iems.nwu.edu /~levi/tools.html

4. Bowersox D.J., Closs D.J. Logistical Management. The Integrated Supply Chain Progress. - The McGRAW-HILL Companies, inc. New York, 1996.

5. Ballou R.H. Business Logistics Management. Third Edition. - Prentice-Hall International, Inc., 1993.

6. В.И. Сергеев. Менеджмент в бизнес-логистике, Москва: "ФИЛИНЪ", 1997.

7. Логистика, под ред. профессора Б.А. Аникина, Москва: ИНФРА-М, 1999.

Страница 14 из 26

Логистическое управление как источник повышения конкурентоспособности

Уже отмечалось, что в общем смысле источником экономического эффекта и повышения конкурентоспособности фирмы является сокращение объемов различного рода запасов и умень­шение времени цикла экономической деятельности. Этим не только уменьшаются объемы капи­тала, омертвленного в виде запасов, но и повышаются темпы оборачиваемости капиталов, что увеличивает прибыль за тот или иной период времени. Таким путем можно также достичь и каче­ственного скачкообразного увеличения объема получаемой прибыли. Это объясняется тем, что сокращение сроков выявления потребностей или удовлетворения заказов позволяет резко расши­рить круг привлекаемой клиентуры, занять новые рынки, а затем диктовать свою ценовую и техническую политику.

Количественный эффект от применения логистики может быть оценен в рамках категории экономических компромиссов. Эти компромиссы имеют место при согласовании интересов отдельных функциональных подразделений. Такие компромиссы следует рассматривать как способ повышения общей прибыли фирмы. Принято разделять логистические решения в области экономических компромиссов, касающиеся проблем поставки, производства и распределения, на три уровня: стратегический , организационный и оперативный .

Стратегические логистические решения принимаются на длительный срок. Этот срок обычно превышает три года. Примером такого рода решений является выбор поставщиков. Характер отношений с поставщиками обычно оформляется и закрепляется соответствующими договорами. Договора же на поставку с солидными контрагентами целесообразно заключать на длительный срок.

Организационные логистические решения принимаются на срок от одного до трех лет. Ими определяются организация производственного процесса и рыночных отношений производителя с поставщиками и потребителями. Примером организационных логистических решений являются выбор способа отгрузки, вида транспорта и уровня сервисного обслуживания потребителей.

Оперативные логистические решения действуют и должны быть реализованы в течение короткого срока, не превышающего одного года. Примером оперативных логистических решений может служить выбор размеров партии разовой поставки, маршрута следования, сроков выпол­нения поставок, способов идентификации тары и т.п.

Пример расчета объема поставки качественно иллюстрируется графиками, приведенными на рис. 16.

Рис. 16. Зависимость затрат от разового объема поставки

На горизонтальной оси этого графика откладывается величина партии поставки V (Volume), а на вертикальной оси – соответствующие затраты Е (Expenditure).

Очевидно, что затраты на хранение можно принять прямо пропорциональными размеру партии поставок, что на рис. 16 изображается прямой б .

Затраты на транспортировку транспортной единицы, наоборот, падают с ростом размера партии поставок, что на рис. 16 изображается кривой в .

Общие затраты на транспортировку и хранение определяются суммированием ординат графи­ков б и в . На этом рисунке общие затраты изображаются кривой а, полученной указанным спосо­бом. Отметим, что абсцисса минимума этой кривой может и не совпадать с абсциссой точки пере­сечения прямой б с кривой в .

Расчет положения этого минимума для различных потоков даст возможность принимать обоснованные решения о целесообразном уровне запасов, создаваемых на пути движения этих материальных потоков.

Затраты на создание и поддержание материальных запасов , помимо омертвления капитала и расходов на содержание специальных складских помещений, включают в себя расходы на оплату специально обученного персонала и оплату риска порчи и хищения.

Известно, что запасы относятся к числу наиболее дорогих активов у многих (если не боль­шинства) фирм. Стоимость материальных запасов различного вида может достигать 40% от общей величины капитала, вложенного в фирму. Тем не менее при организации материальных потоков, независимо от способа управления ими, с использованием концепции логистики или без нее, создание материальных запасов является обязательным.

Если создание и поддержание материальных запасов требует непосредственных расходов, то отсутствие запасов приводит к косвенным расходам, которые в свое время проявятся в виде тех или иных потерь. Эти потери связаны, во-первых, с возможными задержками производственного процесса вследствие пиковых или непредвиденных нагрузок, во-вторых, создаются в результате возможного отсутствия на складе требуемого изделия при возникновении спроса на него и,
в-третьих, являются результатом переплачивания, происходящего вследствие того, что мелкие партии поставляемого сырья, материалов и комплектующих приходится покупать по мелкооп­товой, то есть более высокой цене. Таким образом, для материальных запасов в каждом матери­альном потоке и в каждой логистической цепи имеется свое экстремальное значение. Доведение допустимого значения этого экстремума до нуля (то есть работа без материальных запасов) возможно при использовании так называемого принципа «точно вовремя » (just in time). Реали­зация этого принципа при логистическом управлении возможна. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в дальнейшем.

Оценка повышения конкурентоспособности фирм в результате введения управления на базе принципов логистики требует калькуляции издержек и их связи с последствиями логистических решений. Напрямую это сделать трудно – так же трудно, как количественно оценить непосред­ственный эффект от установки множества телефонных аппаратов в офисе фирмы. Однако телефо­низация офисов является хотя и затратным, но современным и потенциально эффективным меро­приятием, на которое идут без каких бы то ни было сомнений.

Соображения, по которым оценивается влияние логистики на конкурентоспособность фирм, для разных товаров являются различными.

Так, для большей части продовольственных товаров эффективность и необходимость поставки того или иного вида продукции определяется в результате маркетинговых исследований. Вопросы оптимизации распределения и своевременность доставки товаров к потребителям успешно решаются в рамках концепции логистики, и ее применение оказывается оправданным.

Другим характерным видом продукции являются так называемые инвестиционные товары . Эти товары необходимы потребителю для выполнения таких его собственных новых проектов, как строительство, выпуск неповторяющихся сложных изделий (например, специальных объектов космической техники, создание собственных производств). В этих случаях первостепенным фактором в конкурентоспособности оказывается надежность доставки требуемой продукции требуемого качества в нужное место в согласованные сроки и в согласованном количестве.

Следующим видом продукции, требующим отдельного рассмотрения, являются товары длительного пользования . Как правило, подобные товары всегда имеются в каналах распреде­ления. Надежность поставки в обусловленные сроки не является здесь определяющим фактором. По этим же причинам не являются критическими величины запасов таких товаров. Поэтому маркетинговые исследования и их результаты не могут оказать решающего воздействия на конку­рентоспособность подобных товаров. Решающее значение здесь приобретает логистическое управление материальными потоками не на выходе, а на входе производственного процесса, а также по ходу этого производственного процесса. Таким образом достигается снижение производ­ственных издержек и снижение себестоимости производства.

Наконец, еще одним видом товаров, которые с точки зрения эффективности логистики должны рассматриваться отдельно, являются комплектующие для налаженного производства . Примерами такого рода являются промышленные компоненты, а также применяемые в строитель­стве отделочные материалы. Товары такого рода поставляются с целью удовлетворения специфи­ческих требований потребителей, поэтому затраты на их разработку могут оказаться достаточно высокими. Однако круг потребителей подобных товаров обычно бывает достаточно широким, а сами эти потребители в большинстве случаев являются постоянными и обеспечивают долговре­менный спрос. В данном случае превалирующее значение принимает такое свойство логисти­ческого управления, как обеспечение надежности поставок в нужном количестве в требуемое время.

Влияние тех или иных свойств логистического управления на конкурентоспособность при производстве и поставке различных видов продукции показано на рис. 17.

Рис. 17. Влияние логистики на повышение
конкурентоспособности различных товаров

Таким образом, логистика, как совокупность методов и средств, позволяющих рационально управлять материальными и связанными с ними информационными потоками, способна сама по себе повысить конкурентоспособность применяющей ее фирмы при наличии следующих четырех условий .

1. Потенциальные рынки товаров являются многочисленными.

2. Тенденцией, превалирующей на этих рынках, является снижение разнообразия номенкла­туры требующихся товаров.

3. Стратегия фирмы может быть быстро изменена радикальным образом.

Концепция логистики открывает для фирмы следующие пути повышения конкурентоспо­собности :

  • изменение сегментации рынка;
  • расширение круга клиентуры;
  • изменения в рыночных требованиях;
  • изменения ситуации в окружающей экономической среде;
  • снижение себестоимости производимой и поставляемой продукции;
  • повышение качества выпускаемой продукции и/или приведение его в соответствие с требо­ваниями потребителей;
  • возможность маневрирования в области технической, ценовой, закупочной и распреде­лительной политики.

Важно отметить, что в литературе обращается внимание на характерную особенность влияния использования логистики с целью повышения конкурентоспособности фирмы. Дело в том, что такое повышение конкурентоспособности не происходит мгновенно и не является разовым или однократным. Это повышение представляет собой растянутый во времени процесс, не обязательно являющийся монотонным, то есть повышение конкурентоспособности чередуется с ее снижением. Этот процесс проходит, как минимум, две стадии .

На первой стадии фирма, применяющая логистику, завоевывает новые позиции на рынке благодаря предложению новых услуг и повышению качества предлагаемой продукции и сопрово­ждающих ее услуг. Однако со временем и конкурирующие фирмы начинают предлагать то же самое, и этот фактор перестает действовать. Примеры такого рода весьма характерны и широко известны. Такова, например, история появления автомобилей различной окраски вместо традици­онного однотонного черного цвета или автомобилей со встроенным радиоприемником.

Поэтому наступает вторая стадия конкурентной борьбы, когда за счет применения логи­стики превалирующими факторами становятся снижение издержек производства и, соответственно, уменьшение себестоимости продукции.



Оглавление
Логистическая система управления ресурсами на предприятии.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Определение, основные понятия и задачи логистики
Исторические предпосылки и этапы развития логистики