Судья высшего арбитражного суда российской федерации. Система и состав арбитражных судов в российской федерации. Система Арбитражных судов

О системе Арбитражных судов в Российской Федерации

Арбитражные суды в Российской Федерации образованны и действуют на основе Конституции , Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" , Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" , Федерального закона от 24.07.2002 N 95-ФЗ «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» , и других законодательных и нормативно-правовых актов.

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Кассационная инстанция рассматривает жалобы на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу и постановления апелляционной инстанции. При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Кассационная инстанция обладает всеми полномочиями апелляционной инстанции, и дополнительно включает в себя право кассационной инстанции передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которого отменено.

Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации - республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов.

История создания арбитражных судов Российской Федерации

Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 "О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений" было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.

В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 "Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями" для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 "Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.", из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.

Также, в 1931 году Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. В соответствии с указанным положением Государственный арбитраж учреждался при Совете труда и обороны (впоследствии – при СНК) - для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик, при СНК союзных республик - для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятий общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей - для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу. В соответствии с Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.05.1931 «Об учреждении государственного арбитража РСФСР», на территории РСФСР, при СНК РСФСР, совнаркомах автономных республик, краевых (областных) исполкомах и исполкомах автономных областей были учреждены государственные арбитражи.

В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 "О Государственном арбитраже в СССР", была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.

В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 "Об арбитражном суде". Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.

Арбитражные суды Российской Федерации

Надзорная инстанция

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ)
  • Экономическая коллегия Верховного суда (с 6 августа 2014 г.)

Кассационная инстанция

  • Арбитражный суд Волго-Вятского округа (ФАС ВВО)
  • Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (ФАС ВСО)
  • Арбитражный суд Дальневосточного округа (ФАС ДО)
  • Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (ФАС ЗСО)
  • Арбитражный суд Московского округа (ФАС МО)
  • Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО)
  • Арбитражный суд Северо-Западного округа (ФАС СЗО)
  • Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО)
  • Арбитражный суд Уральского округа (ФАС УО)
  • Арбитражный суд Центрального округа (ФАС ЦО)

Апелляционная инстанция

  • Первый арбитражный апелляционный суд (1 ААС)
  • Десятый арбитражный апелляционный суд (10 ААС)
  • Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (11 ААС)
  • Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (12 ААС)
  • Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)
  • Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (14 ААС)
  • Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (15 ААС)
  • Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (16 ААС)
  • Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)
  • Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (18 ААС)
  • Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (19 ААС)
  • Второй арбитражный апелляционный суд (2 ААС)
  • Двадцатый арбитражный апелляционный суд (20 ААС)
  • Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (21 ААС)
  • Третий арбитражный апелляционный суд (3 ААС)
  • Четвертый арбитражный апелляционный суд (4 ААС)
  • Пятый арбитражный апелляционный суд (5 ААС)
  • Шестой арбитражный апелляционный суд (6 ААС)
  • Седьмой арбитражный апелляционный суд (7 ААС)
  • Восьмой арбитражный апелляционный суд (8 ААС)
  • Девятый арбитражный апелляционный суд (9 ААС)

Первая инстанция

  • Арбитражный суд Алтайского края (АС Алтайского края)
  • Арбитражный суд Амурской области (АС Амурской области)
  • Арбитражный суд Архангельской области (АС Архангельской области)
  • Арбитражный суд Астраханской области (АС Астраханской области)
  • Арбитражный суд Белгородской области (АС Белгородской области)
  • Арбитражный суд Брянской области (АС Брянской области)
  • Арбитражный суд Владимирской области (АС Владимирской области)
  • Арбитражный суд Волгоградской области (АС Волгоградской области)
  • Арбитражный суд Вологодской области (АС Вологодской области)
  • Арбитражный суд Воронежской области (АС Воронежской области)
  • Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)
  • Арбитражный суд города Севастополь (АС города Севастополь)
  • Арбитражный суд Еврейской автономной области (АС Еврейской автономной области)
  • Арбитражный суд Забайкальского края (АС Забайкальского края)
  • Арбитражный суд Ивановской области (АС Ивановской области)
  • Арбитражный суд Иркутской области (АС Иркутской области)
  • Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики (АС Кабардино-Балкарской Республики)
  • Арбитражный суд Калининградской области (АС Калининградской области)
  • Арбитражный суд Калужской области (АС Калужской области)
  • Арбитражный суд Камчатского края (АС Камчатского края)
  • Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (АС Карачаево-Черкесской Республики)
  • Арбитражный суд Кемеровской области (АС Кемеровской области)
  • Арбитражный суд Кировской области (АС Кировской области)
  • Арбитражный суд Костромской области (АС Костромской области)
  • Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)
  • Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)
  • Арбитражный суд Курганской области (АС Курганской области)
  • Арбитражный суд Курской области (АС Курской области)
  • Арбитражный суд Липецкой области (АС Липецкой области)

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

В Российской Федерации действует 10 федеральных арбитражных судов округов, соответственно числу арбитражных кассационных округов.

Федеральный арбитражный суд округа является кассационной судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ, территории которых входят в границы арбитражного округа.

Федеральный арбитражный суд округа:

проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено Законом об арбитражных судах;

  • – обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
  • – изучает и обобщает судебную практику;
  • – подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • – анализирует судебную статистику;
  • – рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права па исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Полномочия, порядок образования и деятельности федерального арбитражного суда округа устанавливаются Законом об арбитражных судах.

Структура федерального арбитражного суда округа аналогична структуре арбитражного суда субъекта РФ:

  • – президиум федерального арбитражного суда округа;
  • – судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • – судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;
  • – судебные составы.

В структуре арбитражных судов могут создаваться коллегии по рассмотрению других отдельных категорий дел.

Структура аппарата федерального арбитражного суда округа в основном аналогична структуре аппарата арбитражного суда субъекта РФ.

В связи с тем, что федеральные арбитражные суды округов помимо непосредственно осуществления правосудия ведут работу по научно-практическому анализу судебной арбитражной практики судов, входящих в округ, выпускают свои печатные органы – региональные научно-практические журналы или бюллетени, в их структуре созданы специальные подразделения для аналитической работы.

Высший Арбитражный Суд РФ

Конституцией РФ установлено, что Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127).

Высший Арбитражный Суд РФ наделен процессуальными и административными полномочиями. Процессуальные правомочия этого Суда – это правомочия, осуществляемые им в соответствии с нормами процессуального законодательства в качестве высшего судебного органа по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд РФ может действовать как суд первой инстанции и в качестве суда надзорной инстанции.

Высший Арбитражный Суд РФ:

  • – рассматривает в пределах своей компетенции, определенной федеральным законом, дела в качестве суда первой инстанции;
  • – рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
  • – пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • – обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;
  • – обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • – изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  • – разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • – ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
  • – осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;
  • – решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ;
  • – решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;
  • – осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Законом об арбитражных судах и другими федеральными конституционными законами.

Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

В качестве суда надзорной инстанции рассматриваемый Суд осуществляет проверку вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов. Эта его деятельность регламентируется гл. 36 (ст. 292–308) АПК РФ и актами самого Суда, в частности Порядком организации работы но рассмотрению заявлений или представлений о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде РФ, утвержденным распоряжением этого Суда от 11 декабря 2002 г. № 64.

В полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ входит деятельность по обеспечению единообразия судебной арбитражной практики. В основном эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики, дачей разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, а также выработкой правовых позиций при рассмотрении Президиумом указанного Суда конкретных дел в порядке надзорного производства.

Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет и административные полномочия.

Термин "администрирование " означает управление организацией обеспечения деятельности арбитражных судов, осуществляемое путем принятия управленческих решений и нормативных актов в качестве высшего органа системы арбитражных судов.

В системе судов общей юрисдикции вопросы организационного обеспечения их деятельности возложены на систему органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

В системе арбитражных судов организационное обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ.

В структуре Высшего Арбитражного Суда РФ администрирование возглавляет руководитель аппарата – администратор Высшего Арбитражного Суда РФ. В каждом арбитражном суде работу по организации и обеспечению деятельности суда возглавляет руководитель аппарата – администратор арбитражного суда.

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входит:

  • – руководство Высшего Арбитражного Суда РФ, в лице Председателя этого Суда, пяти заместителей и руководителя аппарата администратора Суда;
  • – Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • – Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • – судебная коллегия по рассмотрению экономических споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • – судебная коллегия по рассмотрению экономических споров, возникающих из административных правоотношений; судебные составы;
  • – аппарат Высшего Арбитражного Суда РФ.

Пленум

Председателя Суда;

заместителей Председателя;

судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

В заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принимать участие депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных учреждений, других организаций и граждане.

Полномочия Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ установлены Законом об арбитражных судах.

По вопросам своего ведения Пленум принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе:

  • – Председателя этого Суда;
  • – заместителей Председателя;
  • – председателей судебных составов Суда.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда РФ сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ неоднократно.

В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает: в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

– отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации. Полномочия Президиума определены в ст. 16 Закона об арбитражных судах.

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, включает в себя три специализированных судебных состава (1-й, 2-й и 3-й судебные составы).

Судебная коллегия по рассмотрению экономических споров, возникающих из административных правоотношений, включает также три судебных состава (4-й, 5-й и 6-й судебные составы).

Каждую судебную коллегию возглавляет заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей.

Аппарат Высшего Арбитражного Суда РФ состоит из соответствующих функциональных подразделений. Возглавляет аппарат его руководитель – администратор Высшего Арбитражного Суда РФ.

Структура аппарата включает подразделения, управления и отделы. Каждое подразделение действует на основании соответствующего положения, утвержденного приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Эти подразделения одновременно выполняют две функции:

  • – обеспечивают процессуальную судебную деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ как суда первой инстанции по делам, отнесенным к его компетенции, и как надзорной инстанции;
  • – выполняют обязанность по выполнению функций Высшего Арбитражного Суда РФ как высшего органа администрирования арбитражной судебной системой, органа, осуществляющего меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения.

При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием судебной арбитражной практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

Высший Арбитражный Суд РФ имеет свой печатный орган – "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ст. 4) и Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (ст. 1) арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров , возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений.

Таким образом, арбитражные суды являются особой, автономной ветвью (подсистемой) федеральных судов.

В соответствии со ст. 118 Конституции России правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Таким образом, деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции. В этом плане арбитражные суды являются одновременно судами частного и публичного права , разрешая споры, возникающие из соответствующих правоотношений.

Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению.

Арбитражные суды имеют:

    1. собственную подведомственность;
    2. специфику порядка судопроизводства (установленную АПК РФ).

Таким образом, арбитражные суды - это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральными законами.

Арбитражный процесс основывается на соблюдении установленных федеральными законами правил судопроизводства, содержащихся в АПК РФ и других федеральных законах, в частности в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Арбитражные суды применяют Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституции (уставы) и другие законы субъектов РФ.

Судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, признаются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации, а на основании международных договоров и федеральных законов - и за пределами России.

Система арбитражных судов

В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" система арбитражных судов в Российской Федерации включает:

  1. арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) ;
  2. арбитражные апелляционные суды ;
  3. арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
  4. специализированные арбитражные суды..

Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами , - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. В РФ действует 21 ААС (подробнее - ст. 33.1 ФКЗ).

В субъектах РФ действуют арбитражные суды субъектов РФ - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Закон допускает также создание так называемых судебных присутствий арбитражных судов первой инстанции и арбитражных апелляционных судов (ст. 35 АПК РФ), т.е. обособленных подразделений соответствующего арбитражного суда вне места постоянного пребывания этого суда для осуществления его полномочий. Они могут быть образованы для целей приближения правосудия к месту нахождения участников процесса, проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами. Создаются они по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Арбитражный суд - официальный государственный орган, действующий на территории РФ и осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 118 Конституции РФ судебная власть в РФ осуществляется только судами народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. В ряде случаев (по соглашению сторон) дела, отнесенные к ведению арбитражных судов, могут разрешаться третейскими судами, в том числе международными коммерческими арбитражами, органами административной юрисдикции

Основные функции арбитражных судов в РФ
. разрешение споров, возникающих в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
. предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
. ведение учёта и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;

Основные задачи арбитражных судов в РФ
. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС, Вы можете бесплатно проверить Компанию или ИП на участие в судебных арбитражных делах*.

В карточке Юридического лица или Индивидуального предпринимателя, полученной при поиске по ИНН/ОГРН/Наименованию или ФИО, содержится открытая официальная информация об участиях организации в Арбитражных судебных делах. Для получения карточки воспользуйтесь строкой поиска:

На портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС бесплатно для всех Пользователей представлена информация об арбитражных делах ЮЛ/ИП.

Каждый из Пользователей портала может найти арбитражный процесс (суд) по ИНН или ОГРН организации.

ЮЛ или ИП может участвовать в арбитражном процессе в качестве Истца, Ответчика или 3-ей стороны.

«Истец» - участник гражданского процесса, в защиту субъективных прав и (или) охраняемых интересов которого возбуждено гражданское дело. Истец обращается в судебные органы с заявлением или жалобой.

«Ответчик» - участник гражданского процесса, привлекаемый в качестве предполагаемого нарушителя прав истца. Термин применяется к стороне процесса только при существовании спора.

Обращаем Ваше внимание: проверка на участие в арбитражных делах – один из самых важных пунктов при проверке Контрагента. Компания, часто выступающая в качестве Ответчика, скорее всего, не выполняет свои обязательства, или находится в финансовом кризисе. Также, это может означать начало банкротства компании.

Желаем Вам плодотворной, комфортной работы на портале, используя поиск судов (арбитражных процессов) Юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей по ИНН/ОГРН на портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ!

* Информация по судебным делам представлена на портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС в справочном режиме. Точную официальную информацию Вы можете получить на официальном сайте Арбитражного суда http://www.arbitr.ru.

Арбитражные суды России – это сравнительно новая система судов, существующая около десяти лет и заменившая собой систему органов государственного и ведомственного арбитража страны.

Арбитражный суд впервые был создан в соответствии с Законом РСФсР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде». В настоящее время арбитражный суд – это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Система арбитражных судов состоит из трех звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т. е. арбитражные суды субъектов РФ.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споров между предпринимателями и государством (административные споры). Все три АПК, принятые в 1992, 1995 и 2002 гг., предусматривают административное судопроизводство, в котором осуществляется судебный контроль за деятельностью государственных органов. Своей деятельностью арбитражные суды выполняют важную правоохранительную функцию – содействуют укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономики.

Решаемые арбитражными судами задачи обеспечиваются путем реализации основных, общих для всех судов принципов правосудия: законности, независимости судей, равенства перед законом и судом, права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судебного разбирательства.

Особенности арбитражного судопроизводства:

– большая свобода сторон при применении принципа диспозитивности;

– область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве;

– принцип арбитрирования при рассмотрении дел в арбитражных судах предполагает сближение позиций противоборствующих сторон экономического спора.

В силу диспозитивности арбитражного судопроизводства по соглашению сторон экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение иных арбитражных органов (третейский суд, международный коммерческий арбитраж).


Роль арбитражного суда подчеркивается обязательностью принятых им судебных актов. Вступившие в силу решения, определения и постановления арбитражного суда обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории России. Неисполнение судебных актов арбитражных судов влечет ответственность согласно действующему законодательству.

Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. ВАС осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия ВАС РФ включают вопросы, непосредственно связанные с осуществлением правосудия и с обеспечением организации деятельности системы арбитражных судов страны. В сфере правосудия ВАС РФ:

– рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

– разрешает экономические споры между РФ и ее субъектами, а также между субъектами РФ;

– рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, решения по которым, принятые арбитражными судами любого уровня, вошли в законную силу;

– изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законодательства, регулирующего отношения в экономической сфере, и дает разъяснения в целях обеспечения единства судебной практики. Реализуя возложенную на него функцию по созданию условий деятельности арбитражных судов, ВАС принимает меры по кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; разрабатывает предложения по совершенствованию законов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России.

ВАС действует в составе: Пленума ВАС, Президиума, Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений.

Пленум ВАС решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов:

– рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

– решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и об обращении в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности законов;

– утверждает по представлению Председателя членов судебных коллегий и председателей судебных составов ВАС, а по представлению председателей федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ – судей, входящих в состав президиумов соответствующих судов.

В полномочия Пленума ВАС не входит рассмотрение конкретных арбитражных дел. Эту функцию выполняет Президиум ВАС РФ.

Основная обязанность судебных коллегий ВАС – рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализ судебной статистики, осуществление иных полномочий, предусмотренных регламентом арбитражных судов.

При ВАС создан Совет председателей арбитражных судов, который является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов.