Корабли Колумба: Санта-Мария. Легендарная эскадра колумба Санта мария шхуна

Ч ертежи трех самых известных в истории кораблей - Ноева Ковчега, каравеллы "Санта-Мария" и лайнера "Титаник" - по иронии судьбы не сохранились. С Ноевым Ковчегом все понятно - он строился под непосредственным Божественным руководством, и никаких чертежей Ною не требовалось. Подлинные построечные чертежи "Титаника" погибли в огне в годы Второй Мировой войны. Каравеллы как по технологии постройки, так и по методам конструирования недалеко ушли от Ноева Ковчега.

Поэтому подлинных чертежей "Санта-Марии" попросту не существует и никогда не существовало. Несмотря на это, построено как минимум две натурные реконструкции этого корабля - одна в Испании, другая в США. Обе, естественно, совершенно разные, поскольку о реальном внешнем виде флагманского корабля Колумба можно только догадываться.

Наиболее популярным среди сувенирной продукции является вид каравеллы, приведённой на фотографии с блога Anna-Grama (у меня самого такая же модель на полке стоит).

Однако, есть, по крайней мере четыре разных вариации внешнего вида "Санта-Марии".

1. Мы знаем очень мало о кораблях первой экспедиции Колумба. То, что два из них были каравеллами, неоспоримо, но "Санта Мария" в нескольких источниках названа "нао" ("корабль").
Некоторые историки считают, что "Санта Мария" была караккой. Настоящие каравеллы того времени имели полное "латинское" парусное вооружение, и даже более поздние каравеллы несли прямые паруса только на фок-мачте.
"Санта Мария" Колумба фактически и была КОРАБЛЁМ, как в то время называлось любое трехмачтовое судно с прямым парусным вооружением на фок- и грот-мачтах.
Для всех подобных реконструкций использовались сохранившиеся данные о судах подобного класса того времени. Но судостроительных чертежей в то время не делали, навыки постройки и особенности конструкции передавались зачастую в поколениях корабельных мастеров, и для воссоздания внешнего вида используются в основном гравюры и картины, всегда имеющие те или иные условности и неточности. Некоторые искажения сознательно вносились художниками того времени для "дезинформации" противника - например, непропорционально увеличивались размеры пушек или дорисовывались лишние орудия.

2. Возможно, "Санта Мария" была государственным (королевским) кораблём, посланным по приказу монарха во многообещающее путешествие. По этой версии флагманский корабль Колумба имел более высокую корму с обширными помещениями для командного состава, украшенную резьбой.

3. Одна из очень известных и популярных реконструкций "Санта Марии", кочующая по многочисленным изданиям, была опубликована в знакомой многим нашим читателям книге О. Курти "Постройка моделей судов". Такие
В записках самого Колумба указывается детально только парусное вооружение. Поэтому на всех реконструкциях "Санта Марии" количество и расположение парусов совпадает, вплоть до наличия двух бонетов на гроте.
Наиболее вероятно, что "Санта Мария", как и другие каравеллы Колумба, несла на своих парусах нашитые кресты в знак благословения церкви на путешествие и открытие новых земель.
В исторических материалах об этой экспедиции Христофора Колумба прямо указывается, что она была "крестовым походом".

4. Одна из современных реконструкций, базирующаяся на корпусе более поздней португальской большой каравеллы. Она также достаточно достоверна, учитывая недостаток реальных сведений.
В заключение можно сказать - на каждый чертёж "Санта Марии", найдётся вполне обоснованная версия её внешнего вида. Достоверно только одно - люди, отправившиеся в такой поход без карт и приборов "за край земли", на утлых судёнышках фактически прибрежного (каботажного) плавания - настоящие герои.

(по данным книги "The Story of Sail", Naval Institute Press, Annapolis, Maryland)

"Нинья ", "Пинта ", "Санта-Мария " - имена легендарных кораблей первой экспедиции Христофора Колумба к берегам Нового Света прочно вошли в историю, попали во все энциклопедии и школьные учебники географии.

После того, как политические и экономические вопросы организации заокеанской экспедиции были решены (17 апреля 1492 года было дано, наконец, высочайшее добро и найдены средства), настал момент снаряжать корабли и подыскивать команду.

Итак, прежде всего - суда. Какие корабли могли выдержать океанское плавание? Какое их количество необходимо и достаточно? Одного корабля для такого опасного и длительного плавания было явно мало - слишком велик риск. Во-вторых, на одном судне не привезти большого количества «добычи» - золота, серебра, пряностей, шелков, благовоний и прочего (на что в первую очередь рассчитывал Колумб и его кредиторы), чтобы покрыть расходы и окупить предприятие. Напомним, что Колумб ведь собирался «открыть» Японию и Китай, а вовсе не Америку. Два судна - уже лучше. Четыре – неоправданно дорого. А вот три – в самый раз. И всякого добра из Чипангу и Чайны , (Японии и Китая) будет, на чем привезти, и вероятностная устойчивость к возвращению выше, чем на двух кораблях. Из всех возможных типов судов для похода Колумбом были выбраны каравеллы.

Что такое каравелла

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> первоначально каравеллой называли небольшое рыболовецкое однопалубное судно с косыми парусами, очень маневренное, с малой осадкой и в то же время вместительное. Оно прекрасно подходило для лавирования вдоль побережья, могло двигаться под крутым углом к ветру и позволяло принять на борт относительно много груза.

Происхождение названия "каравелла"

caravel – lat . / caravela - port . / carabela - hisp ./ caravella - it ./

Можно предположить, что слово caravela имеет латинскую основу и образовано от двух корней, где vela означает парус, а cara – дорогой. Причем, как в латинском, так и в итальянском языке. То есть, получается дорогой парусник, ценный парусник (или что-то в этом роде).

Кстати, наше слово корабль было заимствовано именно от слова каравелла

Смотрите сами: / his. / carabela = корабль

Типовая конструкция каравеллы

Легкое однопалубное судно. Водоизмещение 50-100 тонн, длина 15-25 метров, латинские паруса на косых реях грот -мачты и бизань -мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок -мачта, как правило, несла прямой парус. Корпус судна имел соотношение длины по килю к ширине примерно 3:1, что давало хорошую остойчивость в открытом море. На каравеллах не было специального места для артиллерии, поэтому они не использовались в военном деле. Все вооружение – несколько средних и мелких пушек в кормовой надстройке и на баке.

Какую скоростьразвивали каравеллы

Каравеллы позволяли развивать максимальную скорость до 12-14 узлов (1 узел = 1 миля/час; 1 морская миля ~ 1800 метров) или приблизительно до 20 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было преодолеть 200-300 км.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Расстояние от Канарских до Багамских островов составляет чуть больше шести тысяч километров. Пройдено Колумбом за 36 суток. Таким образом, в среднем за сутки каравеллы Колумба преодолевали расстояние ~ 180 км.

Мореходные качества каравеллы

Каравеллы имели 2-3(иногда 4) мачты, конструкции фок- и грот- мачты позволяли менять косые латинские паруса на прямые и наоборот. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> При крутом бейдевинде , (то есть почти встречном ветре) и при исследовании побережья маневрировали с латинскими парусами. При попутном ветре в открытом море больший разгон давали прямые паруса. Каравеллы могли подходить близко к берегу, и в то же время уверенно чувствовали себя в открытом море. Благодаря всем этим качествам именно каравеллы стали основными судами морских экспедиций на начальном этапе Эпохи Великих Географических Открытий. Ведь именно на каравеллах совершили свои знаменитые прорывы в неизведанное Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб и Фернандо Магеллан.

каравелл

Каравеллы появились в 12 веке и просуществовали примерно до середины 16-го столетия, когда их вытеснили более продвинутые типы судов. А сама каравелла, после изменения оснастки, замены треугольных парусов на трапециевидные, а также при изменении формы корпуса преобразовалась в шхуну .

Точно известно, что не сохранилось ни одного чертежа или рисунка хотя бы одного из кораблей первой экспедиции Колумба. И как в действительности выглядели «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» не знает никто. Исследователи попытались восстановить их внешний вид и конструкцию по косвенным свидетельствам и словесным описаниям. Поэтому всё, что вы прочтете ниже, это предположительные описания судов, осенью 1492 года.

«Санта-Мария» - флагманское судно экспедиции Колумба

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Флагманское судно флотилии Христофора Колумба. Строго говоря «Санта-Мария» не была каравеллой. Это была трёхмачтовая каракка (или на испанский манер нао) - тип грузового судна, длиной примерно 22-25 метров, шириной 7-8 метров, водоизмещением порядка 120 тонн. Этот однопалубный корабль мог взять на борт до 40 человек команды и пассажиров. Парусное вооружение «Санта-Марии» состояло из пяти прямых парусов и косого паруса на бизань-мачте. Глубина трюма - около 3 метров. В кормовой части находилась двухъярусная надстройка с каютами для руководства и кладовыми для всего необходимого, на баке - треугольная платформа и возможно, еще одна надстройка. Вооружение "Санта-Марии" состояло из нескольких разнокалиберных пушек, стрелявших каменными ядрами. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Известно, что «Санта-Мария» разбилась на Рождество 1492 года у берегов острова Гаити. Обломки корабля были использованы для строительства укрепленного поселения, основанного в этом месте 6 января 1493 года. Колумб назвал поселение просто “La Navidad” - «Рождество».

К", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">ак вы уже знаете, не сохранилось ни одного подлинного изображения кораблей первой экспедиции Колумба. Тем не менее, в 1892 году, при подготовке празднования 400-й годовщины путешествия Колумба, была построена предполагаемая копия «Санта-Марии». В 20-м веке был выполнен еще целый ряд макетов и плавающих копий «Санта-Марии» в натуральную величину, причём некоторые из них относятся к типу «нао», а некоторые выполнены как каравеллы. Сам Колумб в своём журнале говорил о «Санта-Марии» и как о каракке, и как о каравелле. Очевидно, что строгой границы между караккой и каравеллой не существовало.

Как выглядела каравелла «Пинта»

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Про «Пинту» - второго по величине корабля флотилии, известно меньше всего подробностей. Скорее всего, это была типичная каравелла средних размеров и параметров, водоизмещением 70-90 тонн, могла нести на фок- и грот-мачте по одному прямому парусу, а на бизани - косой.

Что из себя представляла каравелла «Нинья»

Настоящее имя этого корабля было «Санта-Клара», а «Нинья» - всего лишь прозвище каравеллы, толи от испанского слова «детка», толи от имени владельца Хуана Ниньо. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Об этой каравелле до нас дошли некоторые описательные сведения, которые кочуют везде в Интернете, и к которым следует относиться как к любым неподтвержденным данным. Итак: по одним сведениям длина судна 17 метров, ширина - 5,5 метров, осадка около 2 метров, водоизмещение - 100 тонн, экипаж 40 человек; по другим сведениям «Нинья» имела водоизмещение 40-60 тонн, на всех 3 мачтах были косые паруса. В ходе экспедиции Колумб сделал остановку на Канарских островах для проведения ремонтных работ на «Пинте», а на "Нинье" в это время косые паруса заменили на такие же прямые, как на "Пинте".

«Нинья » - «Санта-Клара» участвовала и во второй экспедиции Колумба к а потом ходила туда еще раз, в 1499 г. на остров Гаити уже сама по себе, как частное лицо. По всеобщему утверждению - любимое судно Колумба.

Морские термины, использованные в тексте:

Латинский парус

По форме - прямоугольный треугольник. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Верхней шкаториной (гипотенузой) крепится к наклонной рее, передний или нижний конец которой доходит до палубы. В средние века латинский парус получил широкое распространение, благодаря способности судна с таким парусом ходить очень круто к ветру. Причём движущей силой при этом являлся не сам ветер, а подъемная сила крыла , как у самолета, только крыло, то есть парус, располагались не горизонтально, а вертикально.

Каракка = нао – просто большое парусное судно, больше каравеллы. Передние паруса прямые, задние – косые.

Фок-мачта – первая от носа корабля мачта.

Грот-мачта – вторая от носа корабля мачта.

Бизань-мачта – задняя мачта на 3-4 мачтовых судах с косым парусом для маневров.

Водоизмещение количество воды, вытесненной плавающим судном.

Бак – часть верхней палубы от носа до первой мачты.

Бейдевинд – курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет менее 90°. Тяга паруса при бейдевинде целиком определяется «подъёмной силой».

Шкаторина – любой край паруса.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Шхуна Шхуна
– тип парусного корабля, имеющего не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. Имеет много разновидностей. Было основным судном пиратов Карибского моря и побережья Америки в 16-17 веках.

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Русские путешественники и первопроходцы

Доброго времени суток! Сегодня мы представляем Вашему вниманию обзор знаменитого корабля Санта-Мария от фирмы «Mantua» в масштабе 1/50

Санта-Мария — флагманский корабль, на котором Христофор Колумб в 1492 году открыл Америку. Это была трёхмачтовая каракка типа «Нао» длиной не более 25 метров и вместимостью до 40 человек. Владельцем и капитаном каракки был баск Хуан де ла Коса, известный испанский путешественник и картограф. Санта-Мария была однопалубным трёхмачтовым кораблём с прямым парусным вооружением. Она двигалась медленнее других судов Колумба, но отличалась надежностью во время штормов.
Корабль был построен в Галисии и наречён «La Gallega» («галисийка»). Экипаж называл корабль именем «Marigalante» («Галантная Мария»). Бартоломе де Лас Касас в своих записях не использует ни одно из этих имён, называя корабль Колумба «La Capitana» или «La Nao».
Санта-Мария разбилась на Рождество 1492 года у берегов Гаити. Обломки корабля использовались при строительстве поселения, основанного в этом месте 6 января 1493 года. Поселение получило название Ла-Навидад (исп. La Navidad — «рождество») по дате гибели Санта-Марии. Современное название этого города — Môle Saint-Nicolas. Не сохранилось ни одного изображения корабля Колумба. Тем не менее, в 1892 году в рамках празднования четырёхсотой годовщины путешествия Колумба была построена реконструкция Санта-Марии.

В XX веке было выполнено множество макетов и плавающих реконструкций в натуральную величину, причём некоторые из них относятся к типу «Нао», а некоторые выполнены как каравеллы. Сам Колумб в своём журнале говорит о Санта-Марии и как о каракке, и как о каравелле.

Из чего состоит набор:

1)Детали каркаса корпуса находятся на листе фанеры толщиной 5 мм
2) В наборе присутствует все различная мелочевка: декоративные латунные детали, деревянные блоки, флаги, пушки и фальконеты.
3) Листы фототравленияя
4) Рейки обшивки из различных пород дерева , таких как липа и орех. Так же присутствуют круглые заготовки матч.
5) Нити для такелажа
6) Лодка в модели дана пластиковой , но ее внутренности сделаны из дерева.
7)Готовые паруса, которые нужно просто вырезать из ткани. Они отлично подойдут для новичков судомоделизма, а бывалые моделисты скорее всего изготовят паруса сами.

Длина модели-780 мм

Высота модели-620 мм

Обзор модели Santa Maria от Звезда (Россия).

Производитель: Звезда (Россия).
Масштаб модели: 1:75.
Длина модели: 306 мм.
Ширина модели: 203 мм.
Количество деталей: 153 шт.
Материал: пластик.

Предлагаю Вашему вниманию обзор модели корабля Санта-Мария.
Небольшая историческая справка:
Санта-Мария (исп. Santa María, , Святая Мария) - флагманский корабль, на котором Христофор Колумб в 1492 году открыл Америку. Это была трёхмачтовая каракка длиной не более 25 метров. Длина Санта-Марии в разных источниках оценивается в 70 футов или в 82 фута, что составляет, соответственно, 21,4 метра или 25 метров, вместимостью до 40 человек. Владельцем и капитаном каракки был кантабриец Хуан де ла Коса, известный испанский путешественник и картограф.
Парусное вооружение её состояло из 5 парусов: фока, грота, грот-марселя, латинской бизани и блинда на бушприте. Она отличалась надёжностью во время штормов.
Корабль был построен в Галисии и наречён «La Gallega» («Галисийка»). Экипаж называл корабль именем «Marigalante» («Галантная Мария»). Бартоломе де Лас Касас в своих записях не использует ни одно из этих имён, называя корабль Колумба описательно - «La Capitana» (то есть, «флагман») или «La Nao» («нао», тип судна).
«Санта-Мария» разбилась в Рождество 1492 года у берегов Гаити. Обломки корабля использовались при строительстве поселения, основанного в этом месте 6 января 1493 года. Поселение получило название Ла-Навидад (исп. La Navidad - «Рождество») по дате гибели «Санта-Марии». Современное название этого города - Môle Saint-Nicolas.
Не сохранилось ни одного изображения корабля Колумба. Тем не менее, в 1892 году в рамках празднования четырёхсотой годовщины путешествия Колумба была построена реплика «Санта-Марии». В XX веке было выполнено множество макетов, причём некоторые из них относятся к типу «нао», а некоторые выполнены как каравеллы. Сам Колумб в своём журнале говорит о «Санта-Марии» и как о каракке, и как о каравелле, причём жалуется на плохую манёвренность, каравеллам несвойственную. Последняя реплика «Санта-Марии» выполнена как «нао», так как эта версия признана более правдоподобной.
Летом 2014 года у берегов Гаити на морском дне обнаружены обломки судна, первоначально названные обломками «Санта-Марии». При более тщательном исследовании найденные останки датированы гораздо более поздним временем.
Теперь о самом наборе.

Упаковка типичная для Звезды: толстый картон с полноцветной печатью. На лицевой стороне картинка с кораблём в море и логотипами фирмы.
На торцевых сторонах техническая информация о наборе и рекламные изображения других китов Звезды.

Открывая коробку сразу видим большой лист с парусами-«вакушками», под которыми лежит запаянный пакет с литниками. Обращаю внимание именно на герметичную запаянность пакета - в дальнейшем я ещё к этому вернусь.

Вскрыв пакет, обнаруживаем в нём две половинки корпуса, нижнюю палубу и три литника с деталями.

Половинки корпуса сопрягаются между собой хорошо, без зазоров. Но на внешних и внутренних сторонах имеют несколько утяжин (причём пара-тройка из них почти сквозные). Также на внутренних сторонах имеются ярко выраженные следы от толкателей и воздухоотводных трубок. В принципе эти дефекты достаточно легко исправляются наждаком и шпатлёвкой.

С палубами дела обстоят гораздо лучше. Расшивка досок внутренняя, т.е. стыковка досок утоплена. Текстура древесины не слишком чёткая, но, всё-таки, имеется. С внутренней стороны все палубы гладкие. Единственное что не очень понравилась – рустерные решётки. Сделаны они неестественной формы.

Переходим на литник с рангоутом и шлюпками. Все нижние рангоутные деревья сделаны разъёмными (из двух половинок) с полостью внутри, что даёт возможность вставить внутрь (для жёсткости) металлические стрежни. Это плюс. В минус запишу слишком мягкий пластик для тонкого рангоута. На бортах большой шлюпки есть текстура дерева (ещё один плюс), а вот меньшая шлюпка гладкая (а это ещё один минус). А ещё при внимательном осмотре выявилось отсутствие одной половинки малой шлюпки. Вот тут и вспомним про запаянный пакет. Отсюда вывод, что деталь была утеряна в процессе упаковки. Очень обидно за отечественного производителя.

На третьем литнике расположены детали дельных вещей, трапы, артиллерия и прочее. Если внимательно рассмотреть фотографии, то можно заметить, что на одной из них отсутствуют два лафета. Просто в процессе съёмки они отделились от литника.

В заключение осмотра пластмассовых деталей отмечу почти полное отсутствие облоя (том что есть можно пренебречь), а также отсутствие смещения прессформ.
Теперь паруса. Качество формовки хорошее. Единственное что не понятно – почему кресты такие выпуклые. В реальности они были либо нарисованы, либо пришиты. Но никак не вшиты объёмно. Ну это я уже придираюсь.

А теперь самое интересное – подставка. Она отличается и по материалу (совсем другая пластмасса) и по цвету. Но главное: на ней имеется логотип фирмы производителя. И это вовсе не Звезда, а Heller. Отсюда напрашивается вывод, что прессформы Звездой приобретены у французов.