Чем поможет аварийный комиссар в случае ДТП? Основные обязанности специалиста. За что платим аварийным комиссарам? Номер дорожных комиссаров

Аварийный комиссар - сравнительно новая, но уже распространенная в Москве и Санкт-Петербурге профессия. Основная задача аваркома состоит в том, чтобы дать беспристрастную оценку дорожно-транспортному происшествию и помочь водителю подготовить документы для страховой компании. Но кто и когда может вызвать аварийного комиссара? Куда звонить, чтобы вызвать аваркома? Во сколько обойдутся его услуги и кто должен за них платить?

Как вызвать аваркома страховой компании?

Аварийный комиссар может быть штатным сотрудником страховой компании, являться представителем обособленной организации аваркомов или быть индивидуальным предпринимателем. Возможность вызова аварийного комиссара напрямую зависит от того, куда будет обращаться водитель. В последнее время страховые компании все чаще стали включать в договор страхования КАСКО возможность бесплатного вызова комиссара на место совершения ДТП. Таким образом, за счет незначительного удорожания полиса они предоставляют клиенту более качественный сервис и гарантируют себе защиту от попыток мошенничества со стороны недобросовестных граждан.

Чтобы вызвать аварийного комиссара на место совершения ДТП по полису КАСКО достаточно позвонить в свою страховую компанию. Сделать это можно, будучи как пострадавшим лицом, так и виновником аварии. На сегодняшний день стандарт предоставления услуги таков, что в 90% случаев аваркомы приезжают на место быстрее сотрудников ГИБДД.

Наличие полиса ОСАГО по умолчанию не может иметь пункта о бесплатном использовании услуг аварийного комиссара. Федеральный закон №40-ФЗ «Об ОСАГО» запрещает страховым компаниям добавлять в полис какие бы то ни было пункты, способствующие переманиванию клиентов других организаций. Но, тем не менее, если в страховой компании есть аварком, водитель, попавший в ДТП, может попросить диспетчера вызвать его на место аварии. Заплатить за это он должен будет отдельно.

Как вызвать независимого комиссара?

Обособленная организация (в виде ООО) и ИП - это одно и то же за тем лишь исключением, что штат ООО гораздо шире и в случае наплыва большого количества аварий сотрудник из ООО приедет наверняка быстрее. Есть 2 способа нанять комиссара из обособленной организации: вызвать его прямо на место ДТП без предварительного согласования или приобрести абонемент на определенный срок, позволяющий вызывать аваркомов неограниченное количество раз.

В любом из случаев вызвать аваркома на место аварии может как пострадавшая сторона, так и виновник аварии. Более того, комиссара могут вызвать одновременно обе стороны, причем сделать они это могут в одной и той же организации. Скорость приезда аварийных сотрудников зависит от стандартов, установленных самой организацией. Как правило, предельное время прибытия аваркома на место ДТП указывается в договоре, составляемом при приобретении абонемента. В среднем, аварийный комиссар приезжает на место аварии в течение 1 часа в Москве и Санкт-Петербурге и в течение 1,5 часов в области.

Стоимость услуг специалиста

Документа, который бы имел четкий перечень услуг, предоставляемых аварийными комиссарами, с указанием их стоимости, на государственном уровне не принято. Поэтому деятельность аварийных комиссаров регламентируется уставами конкретно взятой организации. Точно также определяется и стоимость предоставляемых услуг. Так, все услуги, оказываемые аваркомом, можно разделить на 3 пакета:

  • Выезд на место дорожно-транспортного происшествия и составление аварийного сертификата обойдется заказчику примерно в 1 200 рублей;
  • Выезд на место ДТП, составление аварийного сертификата и помощь с заполнением документов для страховой компании обойдется заказчику примерно в 2 500 рублей;
  • Выезд на место ДТП, составление аварийного сертификата и полное сопровождение заказчика по делу (включает в себя все услуги, связанные с ликвидацией последствий ДТП: эвакуация автомобиля, представление интересов заказчика в суде и т.д.) обойдется примерно в 5 000 рублей.

Платить за услуги комиссара должен будет тот, кто его вызвал, вне зависимости от того, кто является виновником дорожно-транспортного происшествия. Пакет услуг бесплатного комиссара, предоставляемого страховщиком по полису КАСКО, зависит от общей суммы страхования: при страховке до 20 000 долларов аварийный комиссар приедет на место ДТП и составит аварийный сертификат; при страховке от 20 000 до 35 000 долларов аварком составит аварийный сертификат и поможет со сбором справок для страховой компании; при страховке от 35 000 долларов аварийный комиссар решит все технические и правовые вопросы клиента «под ключ».

По своему усмотрению владелец полиса КАСКО может не прибегать к услугам аваркома, самостоятельно решая вопросы с оформлением ДТП. Но большинство страховых компаний позиционируют услуги аваркома как бесплатные, поэтому отказ от услуг комиссара никак не повлияет на общую стоимость страховки. В то же время, владельцы полиса КАСКО стоимостью до 20 000 долларов за дополнительную плату могут запросить предоставление услуг комиссара «под ключ».

Профессия аварийного комиссара (аварком) появилась в конце 90-х годов. С развитием рынка автострахования стали все чаще встречаться случаи мошенничества. Недобросовестные автовладельцы фальсифицировали ДТП и получали «левые» выплаты. Тогда страховые компании стали привлекать бывших сотрудников Госавтоинспекции, благо у тех богатый опыт по оформлению аварий. Работали поначалу аваркомы, лишь когда предполагалась серьезная страховая выплата.

На такие ДТП и выезжали аварийные комиссары, чтобы убедиться в реальности столкновения. Основной их задачей была фиксация столкновения и расположения автомобилей, а также подробная опись повреждений машин. Если комиссарам удавалось на месте обнаружить признаки мошенничества, они направляли свои отчеты в страховую компанию, где уже принималось решение об отказе в выплате возмещения.

Для того чтобы клиенты страховой компании сразу после аварии вызывали комиссаров, на последних, помимо прочего, возлагалась и обязанность сбора всех необходимых документов для пострадавшего, чтобы быстро получить страховую выплату. Такая услуга стала весьма востребованной. Со временем на рынке появилось множество коммерческих структур, которые стали предлагать аналогичные услуги. Правда, акцент в их деятельности сместился. Если изначально аваркомы работали исключительно в интересах страховых компаний, то сейчас, как правило, комиссары действуют в интересах пострадавших автовладельцев. Причем перечень услуг, предлагаемых аваркомами, серьезно расширился.

Сейчас любой автовладелец может купить абонемент, в стоимость которого входит не только помощь в оформлении ДТП (включая заполнение бланка европротокола), но и составление экспертизы о стоимости ремонта автомобиля, а также представление интересов пострадавшего в страховой компании. Причем речь идет не только о добровольном страховании, но и об ОСАГО. Некоторые компании не стали останавливаться на стандартных услугах. Многие выступают в роли финансовых посредников, выкупая у пострадавших сразу после аварии право требования по ОСАГО к страховой компании виновника, заключая договор цессии. Речь идет о так называемых автоюристах.

Но основной сегмент - это все же услуги по оформлению аварий, заполнению и сбору документов (справки о ДТП, объяснения, приобщение фото- и видеодоказательств).

Профессиональный минимум

Итак, работа аваркома сродни специалистам служб спасения. Комиссар дежурит в специальном центре (диспетчерской) и ждет вызова. Работа круглосуточная, поэтому для любителей стандартной пятидневки вряд ли подойдет. Как только поступит обращение от пострадавшего, аварком выезжает на место аварии.

Так как работа аваркома связана с техникой, предпочтение работодатели отдают технарям, а также, как я уже отмечал, бывшим сотрудникам ГАИ, военным. Кроме этого, для работы аваркомом важно иметь хотя бы начальные навыки в работе с фото- и видеотехникой. В идеале комиссар должен знать и азы трасологии. Как правило, перед началом работы с новичками проводят краткосрочное обучение, где объясняют, как фиксировать следы типовых аварий и на что обращать внимание. От взгляда опытного аваркома, например, не скрыть несоответствие повреждений на автомобилях, участвующих в аварии. Обратит внимание комиссар и на следы коррозии на якобы свежем повреждении.

Помимо техники аваркому нужно быть еще немного психологом. Ведь после аварии большинство водителей находятся в стрессовом состоянии. Аварком поможет и тут. Даст ответы на вопросы по ПДД и правилам страхования, поможет дать объяснения, зафиксирует следы аварии, поможет найти свидетелей.

Кстати, если вы обладаете перечисленными навыками и знаниями, вас не напрягают круглосуточные дежурства, можно присмотреться к этой профессии. Даже если у вас не хватает определенных знаний, не стоит расстраиваться. Во-первых, у разных работодателей свои требования к новичкам. Одни требуют высшее или среднее специальное образование, другие предлагают обучить сами. Есть множество разных курсов, где за несколько дней научат азам. А дальше все зависит уже от вас.

Как я уже отмечал, график работы сменный: два через два, три через три, четыре дня работаете - два отдыхаете или, если оговорено, иное. При сменной работе ожидайте двенадцатичасовой рабочий день, при классической схеме - полный восьмичасовой.

Как правило, работодатели отдают предпочтение кандидатам со своим автомобилем. При использовании личного транспорта компенсируются затраты на бензин, иногда встречается и компенсация по ремонту автомобиля. Понятно, что при использовании общественного транспорта, аваркому компенсируются затраты на проезд.

Оплата труда

Диапазон зарплат большой - от 20 до 60 тысяч рублей. Все зависит от региона и серьезности компании. В Московском регионе средний ценник на эту работу составляет около 40 тысяч рублей. При этом почти везде существуют разные премии и бонусы. В общем, и условия работы и уровень оплаты по сегодняшним временам неплохие. Да и «порог входа» в профессию достаточно низкий. Ведь, по сути, устроиться можно и не имея какого-либо образования. Нет тут и особых возрастных ограничений. Хотя, как по мне, так это все же работа в большей степени для молодых.

За что платим аварийным комиссарам?

Как правильно оформить аварию, заполнить бланк европротокола, сфотографировать повреждения и подготовить документы для страховой компании? Ответы на эти вопросы знают комиссары. Аварийные.

За что платим аварийным комиссарам?

Фото: Марина Лысцева, Юрий Смитюк (ТАСС)

Редко когда удается сохранять спокойствие, попадая в серьезную аварию. В результате возникает масса ненужных действий либо наоборот — бездействие как следствие шока. Благодаря аварийному комиссару удается избежать неприятных разборок, однако данные услуги не бесплатны.

Следует заранее узнать, сколько может стоить вызов аварийного комиссара и как его найти, чтобы иметь полную картину о действиях при ДТП.

Кто такой аварийный комиссар

Каждый владелец страхового полиса, заключивший договор страхования, заинтересован в том, чтобы его права в рамках данного договора были полностью соблюдены. Аварийный комиссар, которым может быть как частное лицо, так и крупная организация, призван взять на себя заботы по регулированию ситуации по конкретному страховому случаю.

Следует понимать, что работать бесплатно специалист данного профиля не будет. Включение в полис такой опции, как безвозмездный вызов аваркома, в любом случае безвозмездной не будет — его услуги уже заложены в стоимость страховки, а на выезде такой сотрудник будет, скорее всего, представлять интересы страховщика, а не страхователя. По этой причине, не стоит слепо полагаться на действия комиссара, а проверять на соответствие все детали фиксируемых событий.

Дорожного комиссара вызывают, когда водителю требуется:

  • проведение оперативного разбирательства;
  • детальное изучение обстоятельств аварии с подробной фиксацией повреждений на фото и видео;
  • составление аварийного сертификата, содействие сотруднику автоинспекции при заполнении бумаг;
  • вызов всех необходимых на месте аварии служб (ГИБДД, скорая, эвакуатор);
  • работа по сбору свидетельских показаний, их фиксация, взятие контактных данных;
  • разбор происшествия и определение виновной стороны;
  • психологическая помощь водителю;
  • содействие при обращении в страховую компанию за выплатой.

Аварком возьмет на себя большинство проблем своего клиента, однако оправданность затрат иногда может вызвать сомнения.


На самом деле аварком – одна из дополнительных услуг, возникшая в результате потребности в профессиональной помощи во время аварии. Потребовать выезда сотрудника могут лишь те страховщики, в чьих договорах указано данное требование для получения возмещения на ремонт автомобиля после страхового случая. Чаще всего подобная услуга оплачивается при покупке КАСКО и уже является предоплаченной. В таком случае дополнительных затрат на аваркома не последует.

Сколько стоят услуги аваркома

Решать вопрос оплаты довольно просто, если она уже заложена в стоимость полиса, как это происходит с КАСКО. Если оба водителя, пострадавших в столкновении машин, обладают только обязательными страховками, остается решить вопрос, кто будет оплачивать услугу, так как в данном случае вызов комиссара оформляется отдельно и оплачивается согласно установленному тарифу. Оптимальным вариантом станет разделение стоимости выезда на двоих, что гарантирует максимальную объективность комиссара при разборе ситуации.

На стоимость услуг будет влиять множество факторов – от степени профессионализма и выполняемого спектра работ до особенностей региона, в котором потребовался аварком. Москва, как известно, относится к региону с наиболее высокими тарифами в сфере услуг. Расценки будут также зависеть от компании, в которую обращается водитель. Оптимальным вариантом станет приобретение годового договора, что позволит не задумываться о расходах на комиссара, попав и без того в сложную ситуацию на дороге.


Если на руках имеется полис КАСКО на транспортное средство, стоимость аваркома может быть заложена в страховые услуги, однако уровень сервиса будет отличаться. Для более дорогих страховок предусматривается весь спектр действий в компетенции комиссара, страховки со средней суммой покрытия предполагают выезд и сбор документов для СК. Наиболее дешевые полисы не предполагают такой функции.

Для держателей полиса ОСАГО расценки будут другие, как и порядок оформления вызова. Это может быть:

  1. Заблаговременная покупка годового пакета услуг в компании отдельно от полиса ОСАГО.
  2. Оплата однократного выезда на место.

Если есть риск попадания в аварию, или опыт за рулем недостаточен, рекомендуется оформить сразу годовое обслуживание, однако расходы в связи с этим вырастут по разным расценкам на несколько тысяч рублей. Однако если риск дорожно-транспортного происшествия минимален, возникают сомнения в оправданности затрат.

Существенный недостаток данной программы – ее действие только в случае невиновности автомобилиста, т. е. в рамках действия полиса ОСАГО. В то же время услуги по КАСКО производятся независимо от того, какая сторона была признана виновной.

Альтернативой программному подключению к услугам аваркома станет простой вызов на место аварии по факту произошедшего события. Выезд специалиста в разных регионах и компаниях оценивается от 1 тысячи рублей и более. Так, в Москве, оплата вызова составляет около 2 тысяч рублей за 1 случай.


Следует учитывать, что в данную стоимость входят только непосредственно выезд и помощь в оформлении. Остальной сервис потребует дополнительной оплаты — за сбор документов и эвакуатор доплачивают не менее 2 тысяч рублей. При подборе программы, следует помнить, что аварийный комиссар, действующий от страховщика, будет защищать интересы компании.

Выгодны ли услуги аваркома

Стоит ли вызывать дорожного комиссара, необходимо решать, оценивая ситуацию непосредственно на месте. В некоторых особо сложных случаях, когда виновность кого-либо вызывает сомнения, а величина ущерба значительна, лучше прибегнуть к помощи независимого профессионала, максимально защищая себя от дальнейших рисков при разбирательстве с ГИБДД и пострадавшей стороной.

Если ущерб от ДТП незначителен, имеет смысл действовать самостоятельно, не вызывая инспектора ГИБДД, и составив Европротокол.

Оплата аваркома отнюдь не гарантирует полную защиту от финансовых последствий, если вина водителя доказана. Однако его помощь поможет избежать каких-либо проблем в дальнейшем при согласовании выплаты компенсации в страховой, если все документы будут оформлены верно.

На российских дорогах ежедневно происходят десятки Безусловно, для их участников это самый настоящий стресс. В шоковом состоянии человеку трудно оценить масштабы случившегося, размер причиненного ущерба, ему нелегко надлежащим образом оформить документы на выплату. Что посоветовать в этом случае? Нужно сделать вызов аварийного комиссара. Однако многим данное словосочетание незнакомо. Кто этот человек, чем конкретно он может помочь при ДТП?

Эти вопросы нередко ставят автовладельцев в тупик. Одни сравнивают аваркомов с эвакуаторщиками, другие думают, что это независимые эксперты, а третьи вообще уверены, что это сотрудники ГИБДД. Казалось бы, удивляться здесь нечему: комиссаров как самостоятельная структура возникла относительно недавно, поэтому не все российские владельцы авто к ней привыкли, отсюда и неоднозначность в понимании функций аварийного комиссара.

Кто он и на кого работает

Итак, кто же он? Это квалифицированный специалист, который привлекается страховой компанией для фиксации факта причин страхового случая и размера причиненного ущерба. Определенная часть автовладельцев ошибочно полагает, что аварийный комиссар - это работник страховой компаний. В действительности же это представитель частной фирмы, которая сотрудничает со страховщиками по договору об оказании услуг.

Следует подчеркнуть, что деятельность аваркома регулируется нормами российского законодательства, и она не предполагает лицензирования.

История

Услуги аварийного комиссара в нашей стране начали предлагать в конце 90-х годов прошлого века. Сначала они появились в Москве и Санкт-Петербурге, затем перекочевали в российские регионы. Страховые компании в то время нередко давали объявления такого содержания: «Работа. Аварийный комиссар. Высокая оплата». Им нужен был специалист, который занимался бы установлением причин, определением размера ущерба при ДТП. Конечно же, в первое время аварийный комиссар работал в основном в компании. Однако позже стало понятно, что содержать штат вышеуказанных сотрудников - весьма затратное занятие, поэтому начался постепенный процесс отделения аваркомов в независимую структуру.

У страховых компаний появился выбор, с кем работать, а кого можно игнорировать. В этой связи у служб аварийных комиссаров появился стимул оказывать услуги максимально качественно.

Интересы пострадавшего превыше всего

Теперь описываемые специалисты, прежде всего, представляют интересы тех, кто пострадал в результате дорожно-транспортного происшествия. Услуги аваркома, как уже подчеркивалось, актуальны в первую очередь для тех, кто впервые попал в аварию. В этом случае человек попросту теряется, он абсолютно не знает, что вообще делать, как вести себя с участниками ДТП. Конечно же, квалифицированная помощь аварийного комиссара будет им как нельзя кстати, тем более что существуют такие подводные камни, о которых не знают даже опытные водители. Безусловно, нервы успокаиваются, а страх уходит, когда на место происшествия прибывает компетентное лицо, которое досконально разбирается во всех правовых вопросах, касающихся ДТП.

Аварийный комиссар не только поставит все точки над «и» в причинах и следствиях произошедшей аварии, но и сможет оказать психологическую помощь пострадавшим.

Схема работы

Человек, который стал участником дорожно-транспортного происшествия и пострадал в результате него, должен набрать телефон аварийных комиссаров. Где его найти? Все очень просто. Он практически всегда фиксируется в страховом полисе или клиентской карте. На ваш звонок оперативно отреагирует сотрудник диспетчерской службы, которому нужно обрисовать ситуацию и назвать адрес того места, где произошло ДТП. Примерно через 45 минут к вам прибудет помощь. С этого момента аварийный комиссар будет подробно инструктировать пострадавшего о том, какой тактики поведения следует придерживаться на месте происшествия и какие действия необходимо предпринять - все это очень важно, поскольку в законодательных актах существует ряд требований, игнорировать выполнение которых участнику ДТП запрещено.

Безусловно, помнить о них в условиях стресса и нервного напряжения - невыносимо тяжело. В этом случае аварийный комиссар опять будет вашей «палочкой-выручалочкой».

Какие практические действия выполняет аварком

Сначала он производит объективную и всестороннюю оценку обстановки, которая сложилась в результате ДТП: фотографирует место аварии, вмятины и повреждения на автомобиле и других объектах, имеющих отношение к произошедшему событию; анализирует все регистрационные и страховые документы на автотранспортные средства, занимается восстановлением полной картины происшествия. Также он оказывает необходимую помощь пострадавшим и способствует оформлению извещения о ДТП. Если нужно, аварком оказывает содействие и по медицинской части. Его не надо просить вызвать сотрудников ГИБДД, скорую помощь или пожарную машину - все это он сделает без лишнего напоминания.

Следует отметить, что в некоторых случаях, а именно если у службы аварийных комиссаров заключен договор со страховой компанией, клиентом которой является пострадавший, то последнему платить за вызов и за работу специалиста не придется.

В каких ситуациях можно обойтись без аваркома

Если в аварии нет пострадавших, а ее участники одинаково оценивают масштабы произошедшего, водители вправе самостоятельно составить поставить на ней свои подписи и представить документ сотруднику ГИБДД на ближайшем посту. Естественно, при этом в услугах аваркома нет необходимости. Однако не все автовладельцы компетентны в этом вопросе.

Как уже подчеркивалось, аварийный комиссар - это профессионал своего дела, который знает все тонкости юридического оформления ДТП. В определенных случаях он выполняет работу, которая относится к компетенции сотрудника ГИБДД. Он сделает замеры, сфотографирует место происшествия и правильно нарисует схему. Затем он оформит все это документально и в письменной форме зафиксирует показания участников ДТП. Вся процедура длится примерно 45 минут. Согласитесь, это не слишком большой отрезок времени. На завершающем этапе вся документация, составленная аваркомом, направляется в отдел административной практики ГИБДД.

Нет «подставам» на дорогах!

Необходимо отметить, что аварийные комиссары выполняют еще одну важную и нужную миссию - это пресечение мошенничеств, которые совершаются на российских дорогах. Следует подчеркнуть, что этот бизнес с негативной окраской, к большому сожалению, процветает. В настоящее время находятся такие горе-предприниматели, которые намеренно занимаются созданием аварийных ситуаций на дорогах, рассчитывая на то, что им удастся выманить как можно больше денег с причинившего вред, хотя с правовой точки зрения человек таковым не является.

Заключение

Помощь аварийного комиссара нужна практически всегда, когда человек попадает в аварию. Опять же, его деятельность лежит в плоскости правового поля. Аварком не может повлиять на то, чтобы человек признал себя виновным в ДТП, он не вправе оформлять серьезную автомобильную аварию без сотрудников ГИБДД. В силу этого пользоваться или нет его услугами - каждый решает сам. Однако если человек хочет выйти из ситуации с минимальными потерями времени, сил, нервов, а в ряде случаев и денег, то воспользоваться его помощью он просто обязан.

Словосочетание родом из французского языка. В мире более широкое распространение имеет английский термин «сюрвейер» (что можно перевести как инспектор, обозреватель). Институт аварийных комиссаров получил широкое распространение в нашей стране после введения в 2003 г ОСАГО. В отечественном законодательстве расшифровки этого термина нет, но есть упоминание о нём в НК РФ (ст.294, п.9). Аварийные комиссары перечислены в нем, как специалисты (наряду с юристами сюрвейерами и пр.), связанные с урегулированием вопросов, возникающих в связи с возмещением ущерба по ОСАГО. Данная деятельность не является лицензируемой.

Таким образом, физическое или юридическое лицо, которое оказывает участнику ДТП услуги по оценке ущерба, оформлению документов при аварии и другую помощь, — это и есть аварийный или дорожный комиссар.

Закон не лимитирует эту сферу деятельности. Поэтому аварком может быть как представителем юридического лица (страховой или юридической компании), так и индивидуальным предпринимателем, действующим полностью самостоятельно. При этом, поскольку его сфера деятельности находится на стыке 3 отраслей он должен хорошо разбираться (иметь опыт работы) в:

  • юриспруденции (иметь соответствующее образование и стаж практической деятельности);
  • организации дорожного движения (бывшие сотрудники ГИБДД – часто выбирают работу аварийным комиссаром);
  • страховом деле (сотрудник страховой компании).

Только человек, одинаково хорошо владеющий всеми этими направлениями, сможет осуществлять данную услугу на высоком уровне. Поэтому, перед тем как стать аварийным комиссаром, надо наработать соответствующий опыт.

Именно на это (опыт предыдущей деятельности) обращают особенное внимание при заключении договора о соответствующем обслуживании.

Основная задача аваркома — грамотное составление аварийного сертификата. Документа, на основании которого, в последствие, будет приниматься решение о страховой выплате по КАСКО и ОСАГО. От того на сколько он правильно заполнен (и в чью пользу), будет зависеть размер страховой выплаты.

Для решения этой задачи, аварийный комиссар по прибытии на место ДТП, осуществляет следующие действия:

  1. Осмотр места ДТП (параллельно с сотрудниками ГИБДД, или вместо них, если авария без пострадавших и сумма ущерба невелика). При необходимости вызывает медицинскую помощь и эвакуатор.
  2. Осуществляет фиксацию картины происшествия фото и видео средствами. С целью их возможного предъявления в ГИБДД и суд в качестве материалов дела.
  3. Выявляет возможных очевидцев и записывает их контактные данные.
  4. Собирает всю имеющуюся информацию об участниках ДТП (водители и их контакты, регистрационные данные а/м, наличие и срок действия страховки и т.п.).
  5. Помогает водителю грамотно заполнить объяснительную (для ГИБДД).
  6. Определяет степень повреждения автомобилей, участвовавших в столкновении. Определяет приблизительный размер ущерба.
  7. Оказывает психологическую помощь клиенту, помогает ему противостоять давлению противоположной стороны.
  8. Определяет, является ли происшествие страховым случаем. То есть, может ли водитель рассчитывать на получение компенсации от страховщика.

Таким образом, он помогает водителю, участнику ДТП, исполнить его обязанности в соответствии с ПДД (п.2.6). Консультирует его по юридическим вопросам и оказывает морально-психологическую поддержку.

Человек, выезжающий по вызову на место происшествия, может быть:

  • сотрудником компании, в которой застрахован автомобиль клиента;
  • специалистом юридической фирмы, которая занимается оказанием подобных услуг;
  • индивидуальным предпринимателем.

В зависимости от этого существуют разные варианты, поскольку заказчиком (и соответственно плательщиком) может являться либо страховая компания, либо водитель. Если автомобиль застрахован по КАСКО, стоит тщательно изучить договор. Возможно его (комиссара) услуги уже входят в стоимость полиса. Тогда надо звонить в страховую компанию, сообщать о происшествии, вызывать аваркома и следовать его инструкциям.

Звонок страховщику (при наличии КАСКО) – обязателен. Во избежание последующих проблем с оформлением выплаты.

В случае с полисом ОСАГО, выезд комиссара осуществляется на платной основе.

Есть ещё службы аварийных комиссаров, что это такое – коммерческие организации (не страховые, но связанные с автобизнесом), оказывающие услуги по оформлению ДТП и соблюдению интересов автовладельца при общении с органами ГИБДД.

Договор на обслуживание можно заключить заранее (приобретя абонемент), либо осуществлять разовые платежи. Компанию или частника, оказывающего подобные услуги легко найти в интернете. Обычно, комиссар (если речь идёт о сетевых компаниях, которые имеют своих сотрудников во всех районах) подъезжает в течение получаса. Естественно, всё зависит от дорожной ситуации.

В 2019 году достаточно объёмный процесс и занимает довольно продолжительное время. А норматив по сроку, в течение которого сотрудники ГИБДД должны прибыть на место аварии без пострадавших, вообще отсутствует. Так что аварийный комиссар всегда приезжает раньше и имеет возможность успокоить и подготовить водителя к оформлению.

Для начала, надо включить аварийную сигнализацию и обозначить место аварии знаком аварийной остановки. Его размещают на расстоянии 15 м от аварийного автомобиля в населенном пункте и 30 на трассе. Если вы за городом, в вечернее время на вас должен быть светоотражающий жилет.

Порядок последующих действий таков:

  • осмотр места на предмет повреждений автомобилей и грузов, а также состояние здоровья водителей и пассажиров, фото-видео фиксация;
  • определение ущерба (предварительное);
  • обсуждение с другим участником аварии, кто виноват.

В случаях, когда причина аварии и вопрос о виновности не вызывают у сторон споров (и, главное, пострадавших нет), возможно полюбовное решение вопроса. При этом нет необходимости дожидаться прибытия сотрудников ГИБДД. Можно самостоятельно доехать до ближайшего поста ГИБДД. Или, если ущерб менее 50000 рублей оформить ДТП по «Европротоколу».

Для оформления происшествия обычным способом потребуется:

  • схема ДТП (все аваркомы хорошо умеют это делать), подписанная всеми участниками происшествия;
  • фото места аварии и повреждений автомобилей;
  • объяснительная на имя местного начальника ГИБДД (с изложением фактов);

С этими документами, участники инцидента направляются на пост, для регистрации события. Пострадавшая сторона получает комплект документов (постановление, протокол и справку о ДТП) на подачу в страховую компанию для получения возмещения по ОСАГО.

— самый простой способ оформить аварию, не требующий обращения в силовые органы. Опытный комиссар тратит на оформление необходимого пакета документов не более 20 минут

Обязательными условиями, при которых возможен данный вид оформления ДТП, являются:

  • отсутствие вреда здоровью;
  • только два участника (автомобиль с прицепом считается одним ТС);
  • оба имеют действующий полис ОСАГО;
  • разногласия по поводу причин ДТП отсутствуют;
  • максимальный ущерб 100 000 рублей (до 1 июня 2018 г – 50 000 руб.).

Для жителей Москвы и Санкт-Петербурга (в связи с обилием в них дорогих иномарок), максимальный ущерб приравнен к пределу выплаты по ОСАГО (400 тысяч на данный момент). Но! Только при условии наличия видео-фото фиксации обстоятельств аварии, а также навигационных устройств, использующих ГЛОНАСС, GPS и прочие спутниковые системы.

Для оформления аварии надо будет заполнить бланк извещения (который обычно прилагается к полису ОСАГО). Извещение заполняют оба водителя (каждый свою колонку) и заверяют двумя подписями.

Заполненный европротокол, вместе с заявлением о возмещении, необходимо передать в офис страховой компании в течение 5 дней.

На что надо обратить внимание водителю?

Необходимо понимать, что неверно заполненные, но подписанные на месте аварии документы в дальнейшем будет очень сложно (а скорее невозможно) исправить. А от этого может зависеть виновность в ДТП и получение или неполучение выплаты по страховке. Поэтому надо тщательно контролировать действия комиссара. Тщательно проверять правильность указания в документах различных данных. Не стесняться задавать вопросы. Помнить, что если аварком предоставлен вам компанией-страховщиком и является её сотрудником, то он, в принципе, может быть заинтересован в занижении ущерба (как следствие – снижения выплаты).

В случае несогласия с чем-то, сразу заявляйте об этом, не откладывая на потом.

Аварийный сертификат составляется комиссаром по итогам проделанной им работы и содержит следующие сведения:

  • детализированную схему происшествия;
  • фото и видео материалы;
  • сведения о сторонах-участниках ДТП;
  • свои комментарии.

Сертификат подписывается пострадавшей стороной. Документ имеет большое значение при решении страховой компании об определении размера выплаты.

Чьи интересы представляет комиссар?

Комиссар представляет интересы заказчика. Заказчиком является тот, кто оплачивает услуги аварийного комиссара. Если этот специалист сотрудник страховой компании (получает там зарплату), то, естественно, он представляет интересы работодателя в рамках действующего законодательства.

Если заказчиком является водитель, то представляются интересы водителя. Именно поэтому есть большой спрос на услуги независимых аварийных комиссаров. Существует несколько крупных сетевых компаний, оказывающих услуги независимых аварийных комиссаров в большинстве регионов РФ. Активно развиваться эта тема начала сразу после введения полиса ОСАГО. Эти организации, как правило, предлагают абонементное обслуживание, но возможна и оплата разовых обращений.

Стоимость услуг аваркома

Стоимость на услуги аварийного комиссара сильно зависит от региона его деятельности. В столицах она колеблется в пределах 2 — 3 тысяч за разовый вызов. Это небольшие деньги по сравнению с размером страховой выплаты, которой можно лишиться, если неправильно оформить происшествие. Не говоря о нервном здоровье. А если скооперироваться? Согласитесь аварийный комиссар ценой всего лишь 1000 (одну тысячу) рублей – это супервыгодное предложение.

Иногда участники ДТП совместно решают вызвать аварийного комиссара и совместно оплачивают его услуги. Законом это не возбраняется. Обязанность комиссара в такой ситуации — просто все грамотно и максимально прозрачно отразить в документах. А также проконсультировать участников инцидента о порядке их дальнейших действий.

Итак, перечислим ещё раз преимущества вызова аварийного комиссара, которые делают эту услугу востребованной:

  • быстрый приезд к месту аварии (значительно быстрее сотрудников ГИБДД);
  • психологическая помощь;
  • тщательный осмотр места аварии глазами специалиста (ещё до приезда ГИБДД), фотографирование, опрос свидетелей и составление схемы ДТП;
  • детальное описание всех повреждений (в отличие от инспекторов, которые делают только укрупнённый обзор);
  • помогут противостоять давлению мошенников, если вдруг авария окажется инспирированной;
  • в дальнейшем (если возникнет такая необходимость) этот человек сможет квалифицированно представлять ваши интересы в суде.

Именно эти преимущества позволяют услугам различных служб аварийных комиссаров динамично развиваться, делая жизнь автолюбителей спокойнее и увереннее.