Беседа унылая пора очей очарованье. «Унылая пора! Очей очарованье! Творческие виды деятельности

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ

ЗА I КВАРТАЛ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Подготовлен воспитателем

ДОУ ясли - сад №395

Масалаб Н.Г.

Тема: “Унылая пора, очей очарованье “

Цели: Выявить представления детей о признаках осени.

Уточнить понимание связи между нарастанием холода и состоянием

растений, исчезновением насекомых, отлётом птиц, подготовкой

животных к зиме.

Воспитывать независимость в суждениях и мышлении, умение слушать

друг друга, не перебивая.

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Материалы: аудиозаписи: “Пение птиц“,вальс из к/ф “Мой ласковый и нежный

зверь “; вальдорфская кукла-осень; корзинка с листиками разных деревьев

макеты; берлога с медведем, ёжик в сухих листьях; белочка на пенёчке с

орешками; зайчик; иллюстрации: “Сбор урожая “, “Ранняя осень“, “Золотая

осень“, “Поздняя осень“, “Осенний лес“.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слушание пения птиц (аудиозапись).

В: - А сейчас поют так весело птички?

В: - Почему?

(Потому что осень, холодно и птицы улетели в тёплые края).

В: - Какие птицы улетели в тёплые страны? (Ответы детей)

В: - А какие птицы остались зимовать? (Ответы детей)

Игровая мотивация: появляется вальдорфская кукла Осень с корзинкой. В которой

листики.

В. (читает загадку об осени)

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я - …(Осень).

В: - Осень послушай, как много дети знают о тебе.

(Закрепление осенних периодов, месяцев).

Игра “Когда это бывает?“ (с иллюстрациями).

Осень (загадывает загадку о листике): -

Сидит – зеленеет,

Летит – пожелтеет,

Падает – почернеет.

Игра “С какого дерева листик?“ .

Воспитатель раздаёт листики детям.

Психогимнастика “Я - листик“ (под музыку).

Игра “Найди себе пару“.

Осень приглашает отправиться в путешествие в осенний лес.

В: - На чём мы можем добраться до леса? (Варианты ответов детей).

Осень: - Не беда. Я – волшебница – Осень. Закройте глаза. (Звучит музыка).

Раз, два, три, деток в лес перенеси.

Воспитатель выставляет в коробках макеты: берлога с медведем, ёж в сухих

листьях, белка на пеньке, кладовка с орехами, зайчика.

Осень: - Дети, а вы знаете как нужно вести себя в лесу? (Ответы детей)

Почему? (Ответы детей).

В. (Загадывает загадки о животных): - Чья это загадка?

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка).

В: - Чем занята белочка осенью?

В: - Чья это загадка?

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь).

Осень: - Дети, в лесу живут животные, которых называют “сонями “. Кто это?

Почему? (Ответы детей) .

В: - А чья это загадка?

Длинные ушки,

Короткий хвост,

Летом - серый,

Зимой – белый. (Зайчик).

В: - Почему зайчик летом серый, а зимой белый?

В: - Кто ещё к зиме меняет шубку? (Ответы детей) .

В: - А что зайчики любят кушать? (Ответы детей) . Осенью урожай собрали, поля

Стоят голые. Как же быть зайчикам? Чем им питаться?

(Подводит детей к выводу, что зайцы поздней осенью питаются корой,веточками

корешками молодых деревьев, кустиков).

Слышно рычание медведя. Медведь просит Осень разрешить ему перед зимней

Спячкой поиграть с детьми.

П/и “Шёл медведь по лесу “.

Осень: - Ой, дети, что-то я не вижу моих друзей насекомых. Вы знаете куда они

подевались?

(Ответы детей из предварительной беседы. В ответах должно прозвучать,

что с наступлением холодов все насекомые прячутся под кору деревьев,кустов,

в щели, трещины деревьев, под сухие листья) .

Игра “Пожелания друзьям-животным “ (кому из лесных жителей ты хотел бы

подарить улыбку и пожелать хорошей зимовки?) .

Белочка угощает орешками всех детей.

Возвращение в детский сад: дети закрывают глаза и волшебница - Осень

переносит их в группу детского сада.

Занятие 2. Беседа «Унылая пора! Очей Очарованье!...»

Цели

Закрепить представление детей о золотом периоде осени.

Учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных.

Развивать память детей, воображение, мышление.

Активизировать словарный запас (заморозок, ледостав).

Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.

Материал

Модели признаков осени, « Для чего дереву листья?», репродукции картин, кроссворд для каждого ребенка.

Предварительная работа

Экскурсия в парк осенью. Беседы «Для чего дереву листья?», «Ледостав». Чтение произведений художественной литературы : И. Соколов – Микитов «Листопадничек», А. Майков «Осень» (отрывок), А. Твардовский «Лес осенью». Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображением осенних пейзажей. Пение песен, загадывание загадок, разучивание стихов. Рисование на тему «В осеннем парке».

Ход занятия

Обращает внимание детей на красоту поэтического выражения. Затем спрашивает, о каком времени года идет речь.)

П е д а г о г. Правильно, здесь говориться об осени. А какое сейчас время года? Как вы догадались? (Выслушивает и уточняет ответы детей.)

П е д а г о г. Правильно, деревья сейчас стоят голые, стало очень холодно, даже иногда выпадает снег, люди одеваются тепло. А как одевались люди в начале осени? Почему?


Почему осенью люди часто надевают плащи и носят с собой зонты? (Модели.)

Каким был лес в начале осени?

Как называют такую пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в желтые, красные, оранжевые тона?

Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время любят и взрослые и дети. Поэты пишут стихи об осени, композитор – песни, художники – картины. (Читает стихи об осени Е. Трутневой «Стало вдруг светлее…», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»).

П е д а г о г. А кто из вас знает стихи об осени?

(Дети читают стихи.)

П е д а г о г. Вспомните какую картину об осени мы недавно рассматривали?

(Ответы детей).

П е д а г о г. Кто написал картину «Золотая осень»? Помните, дети, когда мы однажды гуляли в парке, вдруг подул ветер, и на нас полил желтый, золотой дождь. Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? (Листопад).

2. Физкультминутка (свободное построение). Игра с листочками (ритмопластика).

3. (За столами)

П е д а г о г. Какие породы деревьев особенно красивы осенью? (Читает стихотворение И. Бунина «Листопад», Е. Елагиной «Лист качается узорный».) Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (Модели осеннее солнце, долгота дня, «Для чего дереву листья?»).

4. П е д а г о г. И поэты и мы любим осень за ее красоту. Но люди любят осень не только за красоту. За что еще? Как вы думаете?

(Ответы детей.)

П е д а г о г. Верно. Осень щедра дарами: и лес и сады, и огороды дарят людям много полезного, вкусного. Вспомните дары леса, сада, огорода.


(Ответы детей и использованием моделей.)

П е д а г о г. А сейчас как выглядят поля, леса, сады, огороды?

(Ответы детей.)

П е д а г о г. Услышим ли мы в лесу пение птиц? Почему птицы улетели? (Игра «Птичка»).

5.П е д а г о г. У каждого времени года свой любимый цвет. Какой любимый цвет у осени мы узнаем, если решим кроссворд.

(Решение кроссворда.)

П е д а г о г. Да, у осени любимый цвет золотой! любил осень, в это время года у него создавалось особое поэтическое настроение и рождались красивые стихи. Вспомним еще аз его стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!» Как вы думаете, почему Александр Сергеевич так сказал про осень? Почему «Очей очарованье!»? А почему «Унылая пора»?

(Ответы детей).

П е д а г о г. Под впечатлением красоты золотой осени написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Давайте послушаем «Октябрь».

6.Детям предлагается пройти на выставку осеннего пейзажа (репродукции на тему осени заранее вывешены в другом помещении: раздевалке, спальне и т. д.) Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями, педагог называет художников, название картин. Выясняет у детей, какой осенний пейзаж они хотели бы изобразить, если бы были художниками. Как его изображали бы, какими красками?

Занятие можно закончить на выставке «Что нам осень подарила?» (поделки детей из природного материала, овощи, фрукты, хлеб и т. д.)

Кроссворд «Осень»

1. Это явление неживой природы, при котором температура воздуха понижается ниже ноля градусов в теплое время года. Верная примета этого явления – лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной, очень - очень редко - редко летом. Что это? (Заморозок).

2. Это явление природы чаще бывает осень. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (Дождь)

3. Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные узоры, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад).

4. Если ночью намного холоднее, чем днем, то водяной пар, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это? (Роса).

5. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую не прозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? (Туман).

6. Осенью, когда все чаще стоят холодные дни, вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий неподвижный лед-забереги. О начале какого периода жизни реки говорит появление заберегов? (Ледостав).

7. Осенью птицы собираются улетать в теплые края. Они собираются в большие группы. Как называются эти группы птиц? (Стая)

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Унылая пора очей очарованье!».

Цели: 1.Закрепить знания детей об осени.

2.Учить устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе.

3 Активизировать словарь: листопад, золотая осень.

4. Учить видеть поэтическую красоту осени.

Предварительная работа: Беседы на тему «Осень». Рассматривание иллюстраций с изображением осенних пейзажей. Загадывание загадок, разучивание стихов, чтение художественной литературы по теме. Рисование.

Ход занятия.

  1. Организационный момент
  2. Основная часть.

Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышные природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Вопрос: « О каком времени года идет речь?» Как вы догадались? (Ответы детей)

Как вы думаете, почему Александр Сергеевич так сказал про осень? (Ответы детей).

Каким лес был вначале осени? Как называется это время, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в желтые, красные, оранжевые краски? (Золотая осень).

Это время года любят и взрослые и дети. Поэты пишут стихи об осени, композиторы-песни, художники-картины. А кто из вас знает стихи об осени? (Дети читают стихи)

Ребята, когда дует ветер, листья падают с деревьев на землю. Как называется дождь из листьев? (Листопад)

III.Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

(Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движения руками влево-вправо.

Снова кружатся на носочках.)

Н. Нищева

IV.Ребята, почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (Ответы детей).

Но люди любят осень не только за красоту. Осень щедра дарами. Какими? (Ответы детей).

А как сейчас выглядят поля, сады и огороды? (Ответы детей)

Услышим ли мы в лесу пение птиц? Почему многие птицы улетают? (Ответы детей)

V. Ребята, если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали осенний лес? Я предлагаю превратиться в художников и нарисовать осенний лес. (Дети рисуют осенний лес).

VI. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 (из бумаги). Поделка может быть как подарком и пособием...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Учитель русского языка и литературы

Галиханова Гульнара Фаритовна,

МБОУ СОШ им.Р.Гареева

г. Янаул Республика Башкортостан

Интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки в 5 классе.

Унылая пора! Очей очарованье!

показать особенности изображения осенней природы в лирике А.С.Пушкина, в музыке П.И.Чайковского и в картине И.И.Левитана «Золотая осень»;

развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста;

учить вслушиваться в музыку стиха, передавать настроение с помощью музыкальных звуков и красок.

Оборудование: сборник стихотворений А.С.Пушкина, презентация «Унылая пора! Очей очарованье!».

Предварительное задание: выучить наизусть отрывки из стихотворений А.С.Пушкина об осени.

Ход урока.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И.Тютчев.

Каждый человек на земле ощущает красоту природы, его «язык» и «душу», как выразился великий поэт Ф.И.Тютчев. Но особенно тонко это чувствуют люди творческие - поэты, художники и композиторы. Именно в изображении природы особенно близко сходятся три вида искусства: живопись, литература и музыка. Глядя на картины А.Саврасова и И.Шишкина, И.Левитана и К.Коровина, а также многих других прекрасных пейзажистов, можно с легкостью вспомнить подходящие по теме и настроению стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Ф.Тютчева и А.Фета. И как бы сами собой зазвучат в душе знакомые мелодии М.Глинки, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского.

Начнем урок со стихотворения нашего любимого поэта А.С.Пушкина. Для каждого времени года Александр Сергеевич находил такие слова, рисовал такие образы, которые навсегда запали в память и душу читателям. Забыть их просто невозможно.

Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Беседа по вопросам.

Какое время года изобразил А.С.Пушкин в этом стихотворении?

В какие цвета окрашена природа? Какими словами они переданы?

Какие ощущения вы испытывали, когда читали это стихотворение?

Какие художественные приемы использует А.С.Пушкин для создания картины?

Об одном только времени года пишет поэт, об осени. А какие разные картины! Это и начало осени, и поздние, осенние дни. Кажется, что поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к осени.

Учитель музыки.

Беседа по вопросам:

1.Вспомните фамилию композитора, который в своем музыкальном цикле отразил все 12 месяцев? (П.И.Чайковский)

2. Как называется этот цикл? («Времена года»)

Петр Ильич внутренне чувствовал мир природы, слышал ее музыку, наслаждался ее тишиной. Осень наполняла душу его тихими и радостными ощущениями. Как видите, не только А.С.Пушкин любил это время года, но и Чайковский своими волшебными звуками уводил нас в мир осенних настроений.

Сейчас вы услышите пьесу «Осенняя песнь». Вслушайтесь в характер музыки и в небольшой зарисовке отразите музыкальные образы, а также настроение, которое рождает музыка Чайковского (звучит «Осенняя песнь» Чайковского).

Учитель русского языка и литературы.

А теперь давайте послушаем ваши работы. Что же услышали вы? (Учащиеся читают свои сочинения-миниатюры, выступают с отзывами).

Учитель ИЗО.

Один из самых любимых пейзажистов России - И.И.Левитан. Сколько картин, полных задушевности и бесконечной любви к родным просторам, создано этим мастером кисти. «Живопись Левитана подобна звукам золотой арфы. Она поет о самом сокровенном в человеческом сердце, в русской душе, - писал другой замечательный живописец К.Ф.Юон,- только гений мог выразить так совершенно поэзию родного неба и земли». Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных и популярных произведений художника. Вглядитесь в репродукцию «Золотой осени» И.Левитана и сравните его осень с пушкинской.

Беседа по вопросам.

Что изображено на картине?

Как художник показывает приближение осени?

Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?

Какие мысли и чувства хотел выразить художник?

Какое впечатление производит картина?

Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах, которые изображены на картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Ответьте на вопросы.

1.Что вас окружает?

2.Чем вы любуетесь?

3.Чем вам особенно нравится картина?

4.Что вас заставляет грустить?

Учитель русского языка и литературы.

И снова А.С.Пушкин. Послушайте, пожалуйста, отрывки из произведений поэта. (Ребята читают выразительно наизусть заранее подготовленные стихи А.С.Пушкина).

Вывод по уроку . Сегодня на уроке мы увидели пушкинскую осень и сравнили ее с осенью И.П.Чайковского и И.Левитана. Выяснили, что осень у каждого своя. Но объединяет творчество этих великих людей одно - любовь к родной природе.

Рефлексия.

Какие чувства вы испытывали во время урока?

Над чем задумались?

Для чего нужны подобные уроки?

Задание на дом. Мои рисунки к «Осени» А.С.Пушкина, И.П.Чайковского.

Использованные источники

Презентация

Файл (Унылая пора! Очей очарованье!)

1. Поурочные разработки по литературе.5 класс. М., «Вако», 2011.

2.Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе»,№3,2007.

4. https://infourok.ru Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень".

5. https://nsportal. А.С.Пушкин «Осень».

Интегрированное занятие в подготовительных группах

Тема «Осенняя пора – очей очарование…»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Задачи:

    Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой, воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме;

    Вызвать любование красками осенней природы в процессе слушания художественных текстов;

    Вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух;

    Закрепить знание народных примет;

    Учить детей самостоятельно и выразительно исполнять знакомые песни, танцы.

    Закреплять умение изображать характерные особенности растений, животных и птиц, делающие образ выразительным;

    Способствовать воспитанию бережного отношения к растениям и животным.

Материал и оборудование:

Техническое оснащение: мультимедийный экран и компьютер, музыкальный центр.

Репертуар:

Песня «Осень – грустная пора» муз. О. Девочкиной, сл. Г. Якуниной;

Песня «Журавушка» муз. Е. Зарицкой, сл. А. Вольского

карточки с явлениями природы по временам года; осенние листья, карточки с птицами.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть красивые осенние пейзажи.

В. Ребята, обратите внимание какие краски использовала художник- Осень при разукрашивании осеннего леса?

Д. желтые, красные, зеленые, багряные, золотые….

В. А как называется картина на которой изображена природа?

Д. пейзаж

В. А как называются художники, которые рисуют пейзажи?

Д. пейзажисты

В. Каких художников – пейзажистов вы знаете?

Д. Левитан, Шишкин, Крылов

Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин.

П. здравствуйте, ребята. Я почтальон тутошний – Печкин. Получите письмецо. Заказное.

В. Спасибо, Печкин. До свидания.

Печкин уходит.

В. Ребята, посмотрите какое красивое письмо! И украшено все осенними листочками. Кто же мог прислать нам такое письмо?

В. (читает) дорогие ребята, приглашаю вас ко мне в гости в волшебный музыкальный лес. Осень.

А вам хотелось бы пойти в гости к Осени?

Д. хотелось бы.

Но ведь по правилам хорошего тона в гости ходят с подарком. А что мы могли бы подарить Осени?

Дети высказывают свои предположения.

В. Самый лучший подарок – это то что вы могли бы сделать сами. Я предлагаю вам сделать красивое панно «Лес, точно терем расписной…» и подарить его Осени. Посмотрите, основа композиции у нас готова. Какие растения растут в лесу?

Д. деревья, ели, сосны, кустарники…

В. Кто хотел бы сделать деревья для нашей композиции?

Выбирают несколько человек, которые будут украшать композицию деревьями

В. А кто живет в осеннем лесу?

Д. животные

В. Кто хочет заселить в наш осенний лес животных?

Выбирают несколько человек

В. Как вы считаете, кто является украшением осеннего неба?

Д. перелетные птицы.

Выбирают несколько человек, которые будут вырезать лебедей.

В. Я предлагаю вам вырезать и поместить на панно всех обитателей осеннего леса.

Дети выполняют работу, наклеивая на панно деревья, животных и птиц.

В. Какое красивое панно у нас получилось! Теперь можно и в гости отправляться.

Дети по листьям идут в музыкальный зал.

В музыкальном осеннем лесу детей встречает Осень.

Осень (поет): Доброе утро!

Дети: Доброе утро!

Осень: Я очень рада, что вы откликнулись на мое приглашение – посетить мой волшебный лес. Без вас мне скучно, песен никто не поет.

Д. А мы к тебе с подарком.

Осень. Спасибо. Какое красивое панно. Повешу его. Пусть украшает мой волшебный лес. А вы рассаживайтесь, дорогие гости.

А стихи обо мне вы знаете?

Дети читают стихи об осени.

В. А. С. Пушкин написал об осени много стихов. Какое стихотворение А.С.Пушкина вы знаете?

Д. «Уж небо осенью дышало…»

В. Кто прочтет это стихотворение?

Дети читают осенние стихи. А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

В: Какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или тревожное?

Дети: Красивое, немного грустное.

В: Почему это стихотворение грустное?

Дети: Солнышко уже реже светит, день становится короче, птицы улетают в теплые края.

В: А вот сейчас мы узнаем, действительно ли осень грустная пора.

Дети исполняют песню «Осень грустная пора»

В: Ребята, а какие времена года вы знаете.

Дети…

В: Сейчас мы поиграем с вами в игру «Времена года». Я покажу вам карточки, а вы мне скажите, какому времени года соответствует данное явление.

Проводится дидактическая игра «Времена года» 3-4 мин.

В: Скажите пожалуйста, девочки и мальчики, сколько месяцев в году?

Дети:…

В: Правильно, все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Дети:…

В: Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Дети: Златоцветом, рябинником, птичья стая.

В: Какие работы у людей в сентябре в саду, в поле, в огороде?

Дети: Собирают урожай овощей, вспахивают поля, сажают озимые хлеба.

В: Все мы рады осени – времени сбора урожая!

Дети исполняют хоровод «Здравствуй осень»

В. А чем занимаются в сентябре животные?

Дети. Готовят норки к зиме. Делают запасы.

В: Ушел сентябрь, а вслед за ним какой пришел месяц?

Дети:…

В: Как в народе называют октябрь?

Дети: Листопадником.

Девочки исполняют танец «Листопад»

В: Октябрь капризный месяц. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко светит, то дождик надоедливый заморосит. Все приметы осени были когда – то подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.

Дети: Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Появление комаров к поздней осени – к мягкой зиме.

Если сухие листья шуршат на деревьях, то это к теплой зиме.

В: Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре начинают улетать. Какие птицы улетают первыми? Почему?

Дети: Ласточки и стрижи. Потому что питаются комарами и мошками, а они рано прячутся

В: Какие чуть попозже?

Д: Журавли, грачи, кукушки. Потому что могут питаться не только насекомыми, но и зернами и ягодами

В: А какие птицы улетают последними?

Дети: Гуси, утки, лебеди.

В: Все птицы улетают по - разному. Как летят утки?

Дети: Друг за другом.

В: А гуси?

Дети: Косяком.

В: Как улетают журавли?

Дети: Клином.

В: Попрощаемся с ними и скажем им спасибо за песни красивые и радостные, за то, что деревья защищали от вредителей, за то, что поднимаясь в небо, помогают нам мечтать о полете.

Дети исполняют песню «Журавушка» А. Зарицкой.

В: Как называют птиц, улетающих в теплые края?

Дети: Перелетные.

В: А как называют птиц, которые зимуют у нас?

Дети: Зимующие.

В: Скажите, как мы можем позаботиться о зимующих птицах?

Дети: Сделать кормушки и подкармливать их.

В: Чем занимаются в октябре люди?

Дети: Собирают грибы, утепляют дома, засаливают капусту….

В. Правильно. В народе говорят- в сентябре пахнет яблоками, а в октябре – капустой.

Проводится пальчиковая гимнастика «Засоли капусту»

В: Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его миссия – соединить осень с зимой. Как называется в народе ноябрь?

Дети:….предзимник, ворота зимы.

В: Чем занимаются наши лесные жители в ноябре?

Дети: Спрятались в свои норки и кушают припасы, зайцы меняют шубку с серой на белую и дрожат от страха, медведи и ежи впадают в спячку.

В: Какие работы у людей в ноябре?

Дети: Собираются на посиделки, пьют чай, поют песни, женщины вяжут теплые вещи, бабушки рассказывают сказки.

В: Какие же посиделки без веселых казачьих игр…..?

Проводится подвижная игра « Ленты голубые»

В: Если раннюю осень называли «золотой», то позднюю – «серебряной». Почему?

Дети: В ноябре на лужах появляется лед, звенят на ветру ветви деревьев и часто одеваются веточки тонким серебряным инеем.

В: Когда родимый край покинут гуси, застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли, встречая Государыню – Зиму.

Осень. а я для вас ребята угощенье припасла. Урожай сняла богатый: все гостинцы получайте да и осень вспоминайте.

Д. спасибо, осень за угощение. До свидания.