Основные признаки товарного рынка. Понятие товарный рынок, его особенности и структура. Определение и понятие товарных рынков

Понятие товарный рынок, его особенности и структура

Начнём с того, что товарный рынок есть, с одной стороны, сфера товарного обмена, а с другой -- хозяйственная деятельность, система организационно-экономических действий, направленных на продвижение товара от станка к потребителю.

Таким образом, товарный рынок - не что иное, как сфера товарного обмена, отличающаяся наличием взаимоотношений в виде купли-продажи товара и места проведения какой-либо хозяйственной деятельности, напрямую связанной с реализацией товара.

Состав товарного рынка

Товарный рынок по большей части представлен 3-мя составными элементами. В общем, в классическом определении понятия, такой рынок представляет собой не что иное, как товарное предложение, цена товара и, конечно, спрос населения.

Товарное предложение определяется массой товаров, направленных на реализацию. К его главным источникам относят производство товаров в целом по государству, товарные запасы и импортные закупки.

Спрос можно характеризовать только платежеспособной потребностью населения государства. Этот элемент товарного рынка определяют запросами потребителей, а также -- величиной, которую они могут оплатить.

Цена товара - это не что иное, как выражение в деньгах стоимости товара. Понятия стоимости и цены отличаются рядом факторов. Первое, и самое главное -- стоимостным выражением финансов. На него влияет стоимость самого популярного в финансовых делах метала -- золота, через что выражается стоимость прочих товаров, а также сумма денег, находящихся в обращении и не соответствующих числу замещаемого ими золота.

Как классифицируется товарный рынок?

Товарный рынок имеет несколько классификаций, одна из них - по географическим показателям. По ним выделяют товарные рынки отдельных регионов, которые, обычно, представляются подсистемой рынков отдельных стран или их формирований. Товарный аспект в этой классификации не выделяется, т.к. она состоит из совокупных.

Товарный рынок подразделяют, в общем, на рынки полуфабрикатов и сырья.

Например, товарный рынок промышленного сырья -- это рынки стали, стальных труб, платины, проката, алмазов, никеля, драгметаллов, медикаментов и т.д. В рынке топлива, обычно, отдельно выделяют рынок нефти и нефтепродуктов, ведь эти товары - традиционно, важнейшие предметы торгов на нефтяных товарных биржах.

Состав товарного рынка. Проводя изучение товарного рынка, следует заострить внимание определению типа состава рынка классификации элементов в плане характера и условий проводимых сделок. Состав рынка -- ряд условий, определяющих его функциональные особенности. Характер и степень монополизации товарного рынка играют большую роль в создании его структуры.

Вот самые основные варианты:

  • · монополия. Это система с одним продавцом и практически неограниченным количеством покупателей;
  • · монопсония, когда у одного покупателя есть выбор из практически неограниченного числа продавцов.
  • · олигопсония, определяется также неограниченным количеством продавцов, но и уже некоторым количеством покупателей;
  • · полипсония и полипопия. Эти два понятия можно характеризовать состоянием неограниченной конкуренции.

Такая классификация структуры рынков достаточно абстрактна, ведь при любом раскладе на рынке есть немало функциональных форм, различающихся степенью конкурентной и монополизации борьбы. Таким образом, товарный рынок подразделяют на открытый и закрытый.

Раздел II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 4. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

4.1. Определение и понятие товарных рынков

Экономика, равно как и экономическая деятельность, составляет постоянное движение массовых потоков товаров, которые производятся и доставляются потребителям в самые отдаленные точки, где в них нуждаются люди. Товарное движение в производстве и обращении опосредуется рынками денег, ценных бумаг, информации, знаний и новейших технологий. Л.В. Андреева указывает, что «товарный рынок состоит из рынков разнообразных товаров, отличающихся по своим характеристикам, свойствам, степени опасности для жизни и здоровья населения, влияющих на их оборотоспособность. Изучение правового режима различных товаров является одной из основных задач коммерческого права» <1>.

———————————

<1> Коммерческое право России: Учебник / Л.В. Андреева. 2-е изд., перераб. и доп. С. 35 — 36.

Товарный рынок — это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами <1>.

———————————

<1> Приказ ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» // БНА ФОИС. 2006. N 32.

Близкое к этому определение товарного рынка дается НК РФ <1>, согласно которому рынком товаров признается сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации. Таким образом, рынок можно охарактеризовать как сферу совершения возмездных сделок между покупателем и продавцом, результатом которых является реализация товаров за денежный эквивалент или другое имущество . Рынок подразумевает под собой реальную возможность любого покупателя в удобный для него момент приобрести нужный товар без значительных дополнительных затрат, приводящих к существенному увеличению общих расходов на ближайшей к его месту нахождения территории Российской Федерации или за ее пределами.

———————————

Основными элементами, определяющими самостоятельность товарного рынка <1> и позволяющими производить анализ и оценку его конкурентной среды, являются:

———————————

<1> Пункт 3 Приказа ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

1. Продуктовые границы товарного рынка, выявление которых представляет собой процедуру определения потребительских свойств товара или товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок) на основе мнения покупателей (а в некоторых случаях и продавцов) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате опроса покупателей (продавцов). Опрос проводится по группам покупателей (продавцов), различающимся по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель (продавец), покупатель единичного количества товара, розничная торговля, реализация товара по прямым договорам).

2. Географические границы товарного рынка, установление которых определяет спрос на товары. Географическая граница рынка расширяется с увеличением степени уникальности товара и его сложности и сужается при неразвитых и дорогостоящих коммуникациях, ограниченном сроке эксплуатации и высокой степени унификации товара. По сути, это экономически интегрированная зона вокруг центрального или крупного города. Регулярное передвижение людей — наиболее весомое средство измерения интеграции. Однако основным критерием для определения региональных границ рынка должен являться спрос населения. Таким образом, под границами товарного рынка следует понимать границы территории, за пределами которой спрос на товар и его востребованность являются экономически нецелесообразными с позиции ее потенциальных потребителей. При определении географических границ товарного рынка учитываются многие факторы, в частности, возможность перемещения товара между территориями, доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу, отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров, сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка. По критерию географических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский.

3. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в число которых включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие или производящие в его границах определенный вид товара в пределах определенного временного интервала. В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, могут быть включены:

а) потенциальные продавцы — физические и юридические лица, которые в течение не более года могут при обычных условиях оборота, отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации и без дополнительных издержек войти на данный товарный рынок;

б) продавцы товаров, взаимозаменяемых с данным товаром по производству.

4. Доля хозяйствующих субъектов на рынке, которая определяется как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка. Поскольку п. 8 ч. 1 ст. 23 ЗоЗК предписывает ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, Правительство РФ утвердило Правила <1> формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» // СЗ РФ. 2007. N 52. Ст. 6480.

5. Объем товарного рынка, основным показателем расчета которого является объем продаж или поставок на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

6. Уровень концентрации товарного рынка выявляется на основе анализа процессов концентрации, определяемых с помощью специальных статистических коэффициентов и индексов. Информационной базой расчетов коэффициентов концентрации выступает товарная номенклатура, которая приблизительно соответствует номенклатуре основного промышленного производства.

7. Барьеры входа на товарный рынок — это обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке. Как правило, к барьерам входа на товарный рынок относятся некоторые виды экономических и административных ограничений, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, в том числе инвестирование в избыточные производственные мощности и увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой продавца, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов.

Основополагающими функциями товарных рынков являются:

1) ценообразование, так как механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации и других важных сведений, необходимых для человека в экономической сфере;

2) конкуренция . Известный государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард писал, что «государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени, в которой это требуется для поддержания работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции неосуществимы» <1>.

———————————

<1> Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991. С. 161.

4.1.1. Виды товарных рынков

Товарные рынки классифицируются по различным основаниям :

по структуре хозяйства государства : торговые рынки стран с экономикой натурального хозяйства, стран — экспортеров сырья, промышленно развивающихся стран и промышленно развитых стран;

по уровню доходов и характеру их распределения в государстве : страны и регионы с низким уровнем доходов, страны и регионы с высоким уровнем доходов, страны с низким, средним и высоким уровнями доходов, страны с преимущественно средним уровнем доходов;

по территориальному охвату : внутренние, национальные, региональные, мировые;

по товарно-отраслевому признаку : машин и оборудования, минерального сырья и топлива, сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров;

по сфере общественного производства : товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования), товаров нематериального производства (достижений науки, технологий, ноу-хау, произведений искусства, книг и т.п.);

по характеру конечного использования товаров : рынки товаров производственного назначения и товаров потребительского назначения;

по сроку использования товаров : товаров долговременного пользования, краткосрочного пользования и одноразового пользования;

по организационной структуре товарных рынков : мировой рынок (открытый и закрытый), внутренний рынок (оптовый и розничный).

В целях коммерческого права исследуется организационная структура именно торговых рынков, так как она, с одной стороны, лежит в основе правового регулирования отношений в сфере торговли и, с другой стороны, служит квалифицирующим признаком обособления предмета правового регулирования коммерческой деятельности.

Организационная структура рынков складывается в зависимости от условий торговли на товарных рынках и характера групп продавцов и покупателей. На внутреннем рынке различают два сектора: оптовый и розничный . Оптовый рынок представляет собой одну из форм товарного обращения, посредством которой осуществляются экономические связи между хозяйствующими субъектами в сфере продвижения товаров от производителя в розничную торговую сеть. Это передаточное звено между товаропроизводителями и розничной торговлей. Характерными особенностями оптовых торговцев с товаропроизводителями являются наличие кредитных отношений и отсутствие отношений с конечными потребителями. Розничный рынок представляет собой форму товарного обращения, посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности конечных потребителей товаров на основе розничных цен.

Приведенная классификация товарных рынков позволяет углубить характер дальнейшего исследования конкретного товарного рынка исходя из специфических особенностей самого товара, характера его производства и конечного использования, организационной структуры сбыта и территориальной принадлежности предприятия и исследуемого рынка. Однако необходимо учитывать, что при любом подходе к классификации рынков границы между ними размыты и имеют весьма условный характер. Достаточно типичным примером является существование на рынках крупных оптово-розничных субъектов торговли, которые одновременно выступают и в роли оптовиков, и в роли розничных продавцов (например, торговые дома).

4.1.2. Структура и инфраструктура товарных рынков

Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям <1>.

———————————

<1> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2010. С. 110.

Инфраструктура товарного рынка — это комплекс видов деятельности в сфере обращения соответствующих групп предприятий, организаций, учреждений и индивидуальных предпринимателей, задача которых сводится к оптимизации каналов товародвижения и рыночному регулированию товарно-денежного оборота. Инфраструктура товарного рынка создает предпосылки и условия для ускорения оборачиваемости средств в экономике, совершенствования рыночного процесса реализации вновь созданной продукции, укрепления материально-технической базы сферы обращения, оптимизации коммерческо-хозяйственных связей. Благодаря инфраструктуре взаимоотношения субъектов рынка ведутся на стройной целенаправленной основе.

Функции инфраструктуры товарного рынка заключаются в : 1) содействии субъектам рынка в реализации их экономических интересов; 2) организационном оформлении коммерческих отношений сторон заключаемых договоров; 3) обеспечении юридического, финансового, страхового и контрольного обслуживания; 4) оперативном реагировании на любые изменения конъюнктуры рынка, товаров, а также состава конкурентов, посредников и потребителей; 5) осуществлении торговой и иной коммерческой деятельности, непосредственно связанной с торговлей; 6) оказании посредничества в реализации товаров и налаживании коммерческих связей; 7) оказании различных услуг, непосредственно связанных с обслуживанием торговой деятельности; 8) использовании возможностей транспорта, средств связи, складского хозяйства и топливно-энергетического комплекса.

Инфраструктура товарных рынков как система представляет собой взаимоувязанный комплекс следующих подсистем :

1) подсистема торговых посредников — организации, осуществляющие посредническую деятельность и обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли (продажи) товара;

2) подсистема информационного обеспечения — организации, обеспечивающие наблюдение за рынками товаров, включая потребительские товары и продукцию производственно-технического назначения. Техническими элементами этой подсистемы должны быть соответствующие средства связи, программная продукция, компьютерная система и полиграфическая база;

3) подсистема тароупаковочной индустрии — нормативно-организационные мероприятия и производственные структуры, обеспечивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет создания отвечающей международным стандартам тароупаковочной продукции;

4) подсистема транспортного обеспечения — все виды транспорта, обеспечивающего доставку продукции потребителям;

5) финансово-кредитная подсистема — инфраструктура товарных рынков как подсистема, участвующая в платежно-расчетном и кредитном обеспечении товародвижения;

6) подсистема организационного обеспечения — организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития инфраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их исполнителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рынков и способствующие снижению затрат на продвижение продукции от производителя до потребителя;

7) подсистема нормативно-правового обеспечения — федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие акты, регламентирующие взаимоотношения сторон на товарных рынках <1>.

———————————

<1> См. подробнее: Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2008. С. 102 — 103; Постановление Правительства РФ от 15 июня 1998 г. N 593 «О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 — 2005 годы» // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2910.

4.1.3. Оптовый товарный рынок

Оптовый товарный рынок — это сфера обращения товаров, связанная с их продвижением от производителей в розничную торговую сеть или для профессионального использования путем совершения возмездных сделок по перепродаже товара оптовым розничным потребителям .

Основной функцией оптовой торговли, представляющей собой область правового регулирования коммерческого права, является продвижение товара от изготовителя к потребителю, что достигается благодаря наличию у оптовых торговцев профессиональных знаний и навыков в сбыте товара. Правовой основой движения товаров от производителя к покупателю являются отчуждательные договоры . Благодаря правовому механизму, при помощи которого возможна законная передача имущества от одного субъекта права другому, решаются все задачи, стоящие перед торговлей. Таким механизмом являются договоры о передаче имущества продавца в собственность покупателя (купля-продажа, поставка, мена и др.).

Основная функция оптовой торговли — это продвижение товаров от производителя к потребителю и бесперебойное обеспечение розничной торговой сети и массового питания товарами, осуществление которого во многом зависит от договорных отношений по поставкам товаров <1>.

———————————

<1> См.: Фролова Н.К. Проблемы правового регулирования оптовой торговли // Налоги (газета). 2006. N 39.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <1> (ФЗ о ГРТД) определяет оптовую торговлю как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данное определение построено на противопоставлении оптовой торговли торговле розничной. Основным критериальным признаком данного отличия является цель приобретения товаров. При оптовой торговле товары продаются с целью извлечения прибыли, а не для дальнейшего их использования. В любом случае основным отличием оптовой торговли от противопоставляемой ей розничной торговли является цель приобретения и продажи товаров хозяйствующими субъектами товарных рынков.

———————————

<1> Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

Оптовая торговля, согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 и ч. 1 ст. 8 ФЗ о ГРТД, может осуществляться только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами, т.е. хозяйствующими субъектами торговой деятельности . Это означает, что обеими сторонами в сделках, совершаемых в оптовой торговле, являются профессиональные предприниматели, что должно формировать специальный режим правового регулирования данной группы общественных отношений. Соответственно, граждане-потребители, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары в целях, связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, не являются субъектами оптовой торговли.

Оптовая торговля также не предполагает продажу товаров единичными экземплярами. Товары в этом случае продаются партиями, что является одним из существенных признаков оптовой торговли. В сфере оптовой торговли выделяется мелкооптовая торговля, под которой понимается разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Оптовый торговец фактически является посредником между производителями товаров и их конечными потребителями, оперируя, как правило, крупными партиями товаров. Оптовые торговцы обычно не контактируют непосредственно с потребителями.

Сделки в сфере оптовой торговли обладают рядом специфических особенностей : 1) оптовики работают преимущественно с перепродавцами, а не с конечными потребителями, поэтому они значительно меньше внимания уделяют психологии продаж; 2) оптовые сделки по объему, как правило, крупнее розничных, торговая зона оптовика значительно шире, чем у розничного торговца; 3) на оптовые сделки не распространяется правовой режим защиты прав потребителей, что коренным образом отличает сферу оптовой торговли от розничной; 4) режим налогообложения оптовой торговли отличается от розничной.

На сегодняшний день отношения в области оптовой торговли в основном регулируются ФЗ о ГРТД. Отношения субъектов оптовой торговли, как правило, основываются на договоре поставки (§ 3 гл. 30 ГК РФ). В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Легальное определение договора поставки практически дословно воспроизводится в определении оптовой торговли, содержащейся в п. 2 ст. 2 ФЗ о ГРТД, что указывает на желание законодателя сделать акцент на том, что основой отношений в сфере оптовой торговли является договор поставки .

В отношениях с сельскохозяйственными производителями основой является договор контрактации (§ 5 гл. 30 ГК РФ). Отдельные подзаконные и ведомственные правовые акты устанавливают частные правила, касающиеся регулирования оптовых рынков отдельных видов товаров <1>, деятельности отдельных субъектов оптовой торговли <2>, а также регулирования цен <3>.

———————————

<1> Постановление ФЭК России от 29 декабря 2003 г. N 111-э/9 «Об утверждении технических параметров, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка» // БНА. 2004. N 5; Постановление Госкомстата России от 18 августа 1999 г. N 78 «Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за оптовой и розничной торговлей на 2000 год» // СПС «КонсультантПлюс».

<2> Приказ Минсельхозпрода России N 292, Роскомторга N 95 от 1 декабря 1994 г. «Об утверждении Примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке»; Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)» // СЗ РФ. 1996. N 30. Ст. 3654 (с послед. изм.); Приказ Минздрава России от 15 марта 2002 г. N 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения» // БНА. 2002. N 13.

<3> Приказы ФТС России от 4 декабря 2009 г. N 344-э/1 «Об утверждении индикативных цен и тарифов на электрическую энергию и мощность для покупателей — субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности)» // Российская газета. 2009. 21 декабря; от 25 ноября 2008 г. N 265-э/1 «Об утверждении оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд» // Российская газета. 2008. 31 декабря.

Учитывая перечисленные особенности оптовой торговли, правильно было бы определять оптовую торговлю как вид торговой деятельности хозяйствующих субъектов товарных рынков, связанный с приобретением партий товаров для их дальнейшего использования в предпринимательской деятельности и их продажей, с целью извлечения прибыли (в том числе и путем перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием .

4.1.4. Розничный товарный рынок

1. Особенности розничных торговых сетей . Деятельность розничных торговых предприятий связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг покупателям . Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровождаются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервисным обслуживанием реализованных товаров. Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.

Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем: 1) удовлетворение потребностей населения в товарах; 2) доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи; 3) поддержание баланса между предложением и спросом; 4) воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема продаж; 5) совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей <1>.

———————————

<1> См.: Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 186.

Основными задачами коммерческой деятельности розничных предприятий являются: 1) изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность; 2) определение ассортиментной политики; 3) создание хозяйственных связей; 4) формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия; 5) обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.

Отношения в сфере розничной торговли в Российской Федерации регулируются нормами гражданского законодательства . Прежде всего это Гражданский кодекс РФ, в котором договор розничной купли-продажи определяется как публичный договор и достаточно детально регламентируются его существенные условия, договор же поставки (как договор оптовой торговли) не является публичным, поэтому его существенные условия практически ничем не ограничены. Другим важным законом, определяющим правовой режим розничной торговой сети, является Закон РФ «О защите прав потребителей» <1>, который регулирует отношения между продавцом и гражданином-потребителем, компенсируя юридическое, экономическое и профессиональное неравенство сторон договора установлением льготного правового режима для потребителей.

———————————

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

Государственный надзор и контроль за розничной торговлей осуществляются на основании:

1) Федерального закона «О защите конкуренции» , определяющего условия, при которых коммерческие субъекты попадают под правовой режим антимонопольного регулирования, и устанавливает его основные правила;

2) Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)» <1>, устанавливающего порядок проведения надзорных мероприятий и ограничивающего их частоту, в том числе в сфере розничной торговли;

———————————

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3436.

3) Федерального закона «О техническом регулировании» <1> и принятых в соответствии с ним технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к товарам, предлагаемым поставщиком или продавцом к продаже, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья покупателей и недопущение введения их в заблуждение относительно существенных потребительских характеристик товара, и определяющих порядок подтверждения соответствия товаров этим требованиям;

———————————

<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

4) Федеральных законов «О качестве и безопасности пищевых продуктов» <1>, «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» <2>, «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» <3>, «Об ограничении курения табака» <4>, устанавливающих ограничения прав поставщика и продавца относительно прав на продажу и покупку товаров, ограниченных в обороте, в том числе связанных с размещением торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной и табачной продукции, и наделяющих органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по регулированию их торгового оборота;

———————————

<1> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

<2> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.

<3> Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» // СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 759.

<4> Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2942.

5) Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» , в соответствии с п. 1 ст. 14 которого в качестве одного из полномочий органов местного самоуправления является создание условий для обеспечения населения муниципального образования услугами торговли.

Требования действующего законодательства, касающиеся розничной торговли, содержатся также в подзаконных актах, важнейшими из которых являются Правила продажи отдельных видов товаров <1>, Правила продажи товаров по образцам <2>, Правила комиссионной торговли <3> и иные правила, утвержденные постановлениями Правительства РФ <4>. Перечисленные Правила также устанавливают ответственность продавцов за нарушение обязательных требований действующего законодательства, содержащихся в перечисленных выше федеральных законах, а также в подзаконных актах.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 482.

<2> Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3657.

<3> Постановление Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» // СЗ РФ. 1998. N 24. Ст. 2733.

<4> См., например: Постановления Правительства РФ от 15 декабря 1998 г. N 1493 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания» // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6307; от 6 июня 1998 г. N 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» // СЗ РФ. 1998. N 24. Ст. 2733.

Действующее законодательство не содержит каких-либо норм, способствующих разрешению проблем в отношениях между продавцами и изготовителями, а также другими поставщиками товаров продавцам. В связи с недостаточным законодательным обеспечением розничного рынка правовое регулирование коммерческой деятельности его субъектов имеет ряд существенных недостатков :

1) органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют полномочий по регулированию в сфере розничной торговли, за исключением регулирования розничной продажи алкогольной продукции, что снимает с них ответственность за решение общих для торговых организаций региона инфраструктурных проблем;

2) регулирование исключительно с федерального уровня не способствует смягчению неизбежных конфликтов между интересами крупного торгового бизнеса (сетевого) и малого или среднего, не выдерживающего конкуренции торговых сетей;

3) законодательно не урегулированы проблемы возмещения убытков в порядке регресса в связи с исполнением продавцом законных требований покупателя, приобретшего у него товар ненадлежащего качества от оптового продавца, с которым он связан договором поставки данного товара;

4) отсутствие правового регулирования «платы за вход», устанавливаемой ритейлерами в розничных торговых сетях. Их доминирующее положение на рынке может приводить к дискриминации некоторых оптовых продавцов, что нуждается в специальном правовом регулировании законодательством о конкуренции;

5) многие подзаконные правовые акты (например, Правила продажи) содержат ряд ограничений прав граждан, которые в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ должны устанавливаться только федеральными законами <1>.

———————————

<1> Пояснительная записка к досье на проект Федерального закона N 494404-4 «О розничной торговле» // СПС «Гарант».

Для устранения существующих пробелов и противоречий в нормативном правовом регулировании в сфере розничной торговли в Государственную Думу был внесен законопроект Федерального закона N 494404-4 «О розничной торговле», который предусматривает:

1) расширение полномочий субъектов Российской Федерации и наделение органов местного самоуправления полномочиями по регулированию розничной торговли;

2) определение функции контроля в качестве частичной по отношению к надзору, не предусматривающей самостоятельного применения санкций за нарушения;

3) определение порядка муниципального контроля и порядка общественного контроля в сфере розничной торговли;

4) установление специальных, существенно более низких, чем общие, порогов доминирования хозяйствующих субъектов и специальных мер антимонопольного регулирования в сфере розничной торговли;

5) наделение продавца правом на возмещение ущерба изготовителем или иным поставщиком при его вине без наличия договора поставки данного товара между ними;

6) определение правового статуса услуги по размещению продавцом товара в соответствии с заявкой его поставщика;

7) поднятие на уровень федерального закона обязательных требований к торговым объектам, персоналу, торговому процессу, организации отдельных форм торговли (самообслуживанию, комиссионной торговле, дистанционной торговле и т.д.).

__________________
Глава 4. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ
4.1. Определение и понятие товарных рынков

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности 12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности основано на нормах Конституции РФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах. В Конституции РФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка. В частности: - гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции (ст. 8); - вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34); - определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации, и, следовательно, антимонопольное законодательство имеет федеральный уровень (п. "ж" ст. 71); - не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ст. 74). Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.- *(источник № 656) Одним из направлений сотрудничества государств - участников Содружества Незавᴎϲимых Государств является сотрудничество в антимонопольной сфере. В частности, в целях гармонизации отношений в области поддержки и развития конкуренции был подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.). Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, которые распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках и рынках финансовых услуг Российской Федерации. Основным законодательным актом, входящим в состав антимонопольного законодательства, является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках"- *(источник № 657) (далее - Закон о конкуренции). Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополᴎϲтической деятельности и недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции органами власти на товарных рынках в Российской Федерации и действует на всей территории Российской Федерации. Действие Закона о конкуренции может носить экстерриториальный характер в случае, если действия (соглашения), совершаемые (заключаемые) за пределами территории Российской Федерации, приводят к ограничению конкуренции на рынках в Российской Федерации. Определенные особенности имеет действие Закона о конкуренции по кругу лиц. Так, под действие норм Закона подпадают: хозяйствующие субъекты, органы власти, за исключением федерального органа законодательной власти, органов судебной власти, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации- *(источник № 658). Кроме того, положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц- *(источник № 659). Особенности предусмотрены и в отношении действия данного Закона по сфере регулируемых отношений. В частности, Закон о конкуренции не распространяется, во-первых, на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции- *(источник № 660). Во-вторых, на отношения, связанные с монополᴎϲтической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Отношения, связанные с монополᴎϲтической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, регулируются другими федеральными законами. Существенная роль в этой группе законов отведена Федеральному закону от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"- *(источник № 661) (далее - Закон о конкуренции на финансовых рынках). Закон о конкуренции на финансовых рынках регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на этом рынке. Данный Закон также применяется на всей территории Российской Федерации, аналогично Закону о конкуренции может иметь экстерриториальный характер действия. Круг лиц, в отношении которых распространяются нормы Закона о конкуренции на финансовых рынках, составляют финансовые организации и органы власти. При этом следует учитывать, что Закон действует в отношении федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Положения Закона относительно финансовых организаций распространяются на аффилированных лиц- *(источник № 662) и группу лиц. Закон о конкуренции и Закон о конкуренции на финансовых рынках являются системообразующими в структуре антимонопольного законодательства, но нормы антимонопольного регулирования содержатся и в иных законодательных актах, прежде всего в ГК РФ. Так, ст. 10 ГК РФ, определяя пределы осуществления гражданских прав, устанавливает, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. В случаях совершения таких действий (бездействия) суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права- *(источник № 663). Приведем и другие примеры. Статья 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"- *(источник № 664) содержит положения, касающиеся антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии; ст. 26-27 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"- *(источник № 665) определяет исходные положения антимонопольного регулирования газоснабжения; ст. 32 Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"- *(источник № 666) устанавливает основы антимонопольных правил деятельности кредитных организаций. При характерᴎϲтике антимонопольного законодательства необходимо учитывать и тот факт, что определенные сферы экономической деятельности функционируют в условиях государственной либо естественной монополии и подвержены специальному законодательному регулированию. В частности, сферы деятельности субъектов государственных монополий определены в нескольких законодательных актах. В их числе: Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"- *(источник № 667), Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"- *(источник № 668) и др. Правовое положение федеральных естественных монополий установлено Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"- *(источник № 669) (далее - Закон о естественных монополиях). Подзаконные нормативные правовые акты развивают отдельные положения антимонопольного законодательства. Правовой формой таких нормативных актов являются постановления Правительства РФ и приказы федерального антимонопольного органа- *(источник № 670). Следует также обратить внимание, что полномочия антимонопольного органа, которые в настоящее время осуществляет Федеральная антимонопольная служба- *(источник № 671), определены законами о конкуренции и конкретизированы в подзаконном нормативном акте- *(источник № 672). Федеральная антимонопольная служба осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы- *(источник № 673) во взаимодействии с другими органами власти и организациями. Правовое регулирование обеспечения конкуренции и ограничения моно­полистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется систе­мой нормативно-правовых актов. Принципы антимонопольного регулирова­ния определены Конституцией РФ (ст.8, п.2 ст.34, ст.74). Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конку­ренции на товарных рынках определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках», действующим с изменениями и дополнениями (далее - Закон о конкуренции). Предметом регулирования этого Закона являются отноше­ния, влияющие на конкуренцию на товарных рынках РФ. Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, явля­ются предметом регулирования Федерального закона от 23 июня 1999 г. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг (далее - Закон о кон­куренции на рынке финансовых услуг). Под финансовой услугой Закон по­нимает деятельность, связанную с привлечением и использованием денеж­ных средств юридическими и физическими лицами. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, вклю­чает в себя услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке банковских, страховых, лизинговых услуг, услуг по негосударственному пенсионному обеспечению; на рынке ценных бумаг. Товарные рынки, Функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются спе­циальным законодательством, и прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях». Федеральный антимонопольный орган проводит государственную поли­тику по содействию развитию конкуренции, по предупреждению, ограниче­нию и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В настоящее время таким органом является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Основные задачи, функции, полномочия антимонопольного орга­на определены Законом о конкуренции и Положением о МАП России, ут­вержденным Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N° 793. Для реализации своих полномочий федеральный антимонопольный орган создает территориальные управления, Положение о которых было утвержде­но приказом МАП РФ от 17 ноября 1999 г. № 441.

Начать следует с того, что товарный рынок с одной стороны является сферой товарного обмена, а с другой хозяйственной деятельностью, системой организационно-экономических действий, которые направлены на продвижение товара потребителю от производителя.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу товарного обмена, отличающуюся наличием отношений в виде купли-продажи товара и места проведения конкретной хозяйственной деятельности, связанной с реализацией товара.

В основном товарный рынок представлен тремя составными элементами, это товарное предложение, спрос населения и цена товара.

Товарное предложение определяется массой товаров, которые направлены на реализацию. Его основным источником являются производство товаров в целом по стране, импортные закупки и товарные запасы.

Спрос характеризуется платежеспособной потребностью населения страны. Данный элемент товарного рынка определяется запросами потребителей и величиной, которую они способны оплатить.

Денежное выражение стоимости товара называется ценой товара. Стоимость от цены отличается некоторыми факторами. Во-первых, стоимостным выражением денег, на которое влияет стоимость золота, через которое выражается стоимость иных товаров, а также количество денег, находящихся в обращении и не соответствующих количеству замещаемого ими золота. Помимо этого различия появляются в потребительной стоимости и качестве товара. Потребительские свойства определяют соотношение цен между отдельными товарами, их видами и разновидностями. Помимо этого условия реализации товара зависят от изменения спроса и предложения, что влияет на конъюнктурные колебания цен. В целом товарный рынок классифицирует факторы, влияющие на формирование цены, на факторы I и II порядка (рис. 1).

Основные показатели функционирования товарного рынка

Деятельность любого товарного рынка определяется несколькими основными показателями. К ним относят:

  • Емкость товарного рынка, которая представляет собой максимально возможный объем реализации товара в условиях данного уровня платежеспособности спроса, розничных цен и товарного предложения.
  • Динамика развития товарных рынков страны по отдельным отраслям, которые объединены в единый товарный рынок страны.
  • Степень диверсифицированности товарного рынка, под которой подразумевается степень охвата данным видом товара географической, этнической и платежеспособной особенности населения страны.
  • Качество товара, которое реализуется на рынке. Это параметр определяется совокупностью свойств товара. В основном потребители предъявляют к товарам повышенные требования в плане безопасности потребления, упаковки, соблюдения экологических норм, маркировки и обеспечения послепродажного обслуживания.
  • Конкурентоспособность товаров на рынке, т.е. способность конкретного товара соответствовать тем требованиям, которые сложились на рынке в конкретный период времени.

Классифицировать товарный рынок можно по нескольким характеристикам. Одной из них можно назвать географический признак (рис. 2), по которому выделяют товарные рынки отдельных регионов, которые, как правило, представлены подсистемой рынков отдельных стран или их группировок. Товарный аспект в этой классификации не выделяется, так как она представлена совокупными рынками, состоящими из отдельных товарных рынков.


На основании товарно-отраслевых признаков товарный рынок классифицируют на рынки сырья и полуфабрикатов, рынки готовых изделий и рынки услуг. Каждая из групп в свою очередь разбивается на другие подклассы вплоть до уровня рынка отдельного товара (рис. 3).

К примеру, товарный рынок промышленного сырья состоит их рынков стали, стальных труб, проката, платины, никеля, алмазов, драгоценных металлов, медикаментов и т.п. В рынке топлива, как правило, отдельно выделяется рынок нефти и нефтепродуктов, поскольку эти товары являются предметом торгов на нефтяных товарных биржах.

Нефтепродукты относятся к той категории товаров, которая называется экономистами «совместной», другими словами любой товар из этой категории получается только в результате производства других.

Особенности товарного рынка нефти и нефтепродуктов

Каждый товарный рынок зависит от его участников, которые выполняют определенные функции. Рассмотрим это на примере международного рынка нефти. В настоящее время к его участникам относят:

  • Нефтяные компании, которые занимаются разведкой, добычей, переработкой и реализацией сырой нефти и продуктов ее переработки. Помимо этого, некоторые нефтяные компании торгуют правами на нефть и нефтепродукты посредством фьючерсов, опционов и обменов фьючерсов на реальный товар.
  • Нефтеперерабатывающие заводы, которые выступают в роли покупателей сырой нефти и поставщиков (продавцов) продуктов нефтепереработки на товарный рынок.
  • Независимые торговые компании, которые работают не только на реальном, но и на других видах рынка.
  • Финансовые инвестиционные компании, торговые дома и банки, работающие на новых видах рынков.
  • Частные и коллективные инвесторы, которые работают на новых видах рынков и стремятся заработать на удачном вложении средств во фьючерсные и опционные контракты на нефтепродукты и нефть.

Цены на рынке нефти в настоящее время определяются работой рыночных механизмов ценообразования. При этом индивидуальные интересы потребителей, независимых производителей и стран ОПЕК зависимы от рынка и не могут повлиять на функционирование рынка.

Нефтяная промышленность по-прежнему обладает интернациональным характером, а основная масса нефти реализуется путем долговременных соглашений. Цена в этом случае определяется механизмом наличных сделок «спот» и зависят отдельно от каждой поставки.

В процессе работы компании научились минимизировать финансовые риски, которые появляются из-за нестабильности цен, посредством применение срочных товарных сделок, которые заняли сейчас на рынке преобладающее большинство. Прибыль получается компаниями путем использования факторов, сложившихся в силу объективных обстоятельств (развитие спот-рынков, развитие фьючерсной и форвардной торговли, подъем в торговле нефтью и нефтепродуктами).

Стоит отметить, что нефтяные компании, занимающиеся рыночной торговлей, нельзя назвать однородными в плане проводимой ими политики. Наиболее успешные предприятия пользуются новыми рынками, а другие только начали продвижение на них. Есть и те, которые консервативно игнорируют новые рынки, отказываясь от участия на них. При этом все крупные компании ставят приоритет на разведку и добычу нефти.

Изучая товарный рынок, следует отдельное внимание уделить определению типа структуры рынка и классификации его отдельных элементов в плане условий и характера проводимых сделок.

Структура рынка представляет собой совокупность условий, которые определяют его особенности функционирования. Степень и характер монополизации товарного рынка играет немалую роль в формировании его структуры. Различают следующие основные варианты:

  • монополия, характеризуется одним продавцом и неограниченным числом покупателей;
  • монопсонш, при котором на одного покупателя приходится неограниченное число продавцов;
  • олигопсония, определяется несколькими покупателями и неограниченным числом продавцов;
  • полипопия и полипсония, характеризуются приближением к состоянию неограниченной конкуренции.

На основании фактической концентрации предложения товара, которое является важнейшим фактором монополизации, товарный рынок по структуре различают на следующие виды:

  • монополистический товарный рынок, когда доминирует один поставщик;
  • олигополистический товарный рынок, когда господствует группа крупнейших продавцов;
  • атомистический товарный рынок, когда присутствует невысокая концентрация предложения товара, что приводит к обостренной конкурентной борьбе.

Данная классификация структуры товарных рынков несколько абстрактна, поскольку в любом случае на рынке присутствует немало функциональных форм, которые различаются степенью монополизации и конкурентной борьбы.

Условия функционирования рынка более точно можно дифференцировать на основании различий во взаимоотношениях между продавцами и покупателями. На основании этих отношений можно определить особенность монополизации и государственного регулирования конкретного элемента рынка, метода и формы реализации товаров (рис. 4). Таким образом, товарный рынок можно подразделить на открытый и закрытый сектор.

Закрытый сектор товарного рынка является той частью товарного рынка, где контрагенты взаимодействуют через отношения, которые не носят сугубо коммерческий характер. Закрытый товарный рынок различают на следующие сегменты:

  • внутрифирменные поставки, характеризуются товарооборотом между филиалами, головными и дочерними предприятиями крупной монополии;
  • субпоставки мелких и средних независимых предприятий, которые выступают подрядчиками крупных монополий в рамках кооперирования и специализации;
  • специальная торговля в виде поставок товаров по программам помощи и специальным межправительственным соглашениям;
  • встречная торговля, которая охватывает взаимообусловленные экспортные операции.

Открытый сектор товарного рынка представляет собой совокупность сегментов, характеризующихся операциями коммерческого характера. Открытый товарный рынок представлен следующими основными сегментами:

  • краткосрочные сделки, которые заключаются на период до 1-1,5 лет;
  • оптовая и розничная торговля;
  • операции на свободном рынке, где отсутствуют ограничения свободной конкуренции.

Так называемый «свободный» товарный рынок в свою очередь подразделяется на рынок «спот», «черный рынок» и биржевую торговлю.

Стоит отметить, что долгосрочные коммерческие сделки занимают промежуточное положение между открытым и закрытым сектором товарного рынка. Они представляют собой форму товарообмены, которая характеризуется устойчивыми товарными связями (от 2 до 25 лет) и определяется формами преференциальных экономических соглашений, т.е. торговля ведется на основе долгосрочных коммерческих контрактов.




7.2.1.Понятие, структура и функции товарного рынка. Инфраструктура товарного рынка

Одним из важнейших объектов коммерческих отношений является товар (услуга). Товар – это продукт труда, способный удовлетворять общественные потребности и предназначенный для продажи.

Товарный рынок – это организованная форма обмена товарами.

Он имеет сложную структуру, поскольку включает различные товары, а также различные формы их реализации. Товарный рынок можно классифицировать по следующим признакам (см. таблицу).

Признак

Виды товарных рынков

1. Характер потребления

  • рынки потребительских продуктов
  • рынки товаров производственно-технического назначения.
  • Рынок технологий

2. сроки использования товара

  • продукция длительного пользования
  • продукция для текущего использования

3. Территориальный признак

  • местный
  • региональный
  • национальный
  • мировой

4. Характер продаж

  • оптовый
  • розничный

5. Степень ограниченности конкуренции

  • свободный
  • монополизированный
  • олигополизированный

Потребительские товары включают в себя:

  • Продовольственные продукты,
  • Товары первой жизненной необходимости (лекарства, косметика, одежда, бытовая химия),
  • Товары длительного пользования (недвижимость, мебель, автомобили, бытовая техника),
  • Услуги (ремонт, транспортные услуги, услуги связи).

К продукции производственно-технического назначения относятся предметы и средства труда: сырье, материалы, оборудование, полуфабрикаты, комплектующие изделия, производственные услуги (ремонт и техническое обслуживание, инновационное и маркетинговые услуги и т.п.). Спрос на эту продукцию вторичен и определяется спросом на продукцию, которая будет произведена из ресурсов. При этом он часто малоэластичен и довольно устойчив.

Товарный рынок выполняет следующие функции:

  1. Посредническую: доводит товары до потребителей;
  2. Ценообразующую. Рынок определяет цену реализации на основе общественно-необходимых затрат на производство товара и прибыли на данный товар.
  3. Информационную. На рынке проявляется действительная (т.е. существующая в данное время) потребность и формируются тенденции ее изменения. Только рынок может дать ответы на вопросы: на сколько удовлетворена потребность, является ли этот товар модным, какие товары предпочитают потребители, какая цена является оптимальной.
  4. Стимулирующую. Стимулирует производителей повышать качество продукции, снижать издержки, разрабатывать новые сегменты.
  5. Санирующую. Рынок делит производителей на три группы:
    • обогащающиеся – те, у которых издержки производства ниже общественно-необходимых получают дополнительную прибыль, за счет которой могут расширять и обновлять производство, создавая основу для еще больших доходов;
    • разоряющиеся – те фирмы, у которых издержки превышают общественно-необходимые, не получают необходимой для развития прибыли (или даже не покрывают затраты), имеют финансовые проблемы и в конечном итоге разоряются;
    • фирмы, у которых издержки равны общественно-необходимым, в данное время имеют достаточно дохода для производства данной продукции, но при снижении цены могут перейти во вторую группу.

Точно также рынок делит и покупателей на богатых, средних и нищих. Особенностью российского товарного рынка является то, что покупатели могут быть богатыми на рынке одного товара и нищими на рынке другого товара.

Товарный рынок имеет свою емкость, т.е. устойчивый потенциальный спрос покупателей данного товара. Различают абсолютную и текущую емкость рынка. Абсолютная отражает потенциал спроса, обусловленный потребностями всех покупателей. Текущая ёмкость характеризует спрос традиционных покупателей. Предприятие должно знать емкость своего рынка и прогнозировать его развитие. Поскольку весь рынок предприятие обхватить чаще всего не может, то необходимо выбрать базовый рынок и провести его сегментирование. А затем исследуется товарный сегмент, т.е. определяется конъюнктура рынка.

Конъюнктура рынка – это характеристика рыночной ситуации в данный период времени. Она включает в себя:

  • Степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
  • Уровень и тенденции основных параметров рынка (объем продаж, цена и др.);
  • Степень деловой активности рынка;
  • Уровень риска и т.д.
  • Факторы, определяющие развитие рынка;
  • Особенности данного рынка (определяются национальными или культурными традициями, уровнем насыщенности рынка, фазой жизненного цикла товара, состоянием моды, объемами экспорта и импорта товара и проч.).

Товарный рынок имеет производственный потенциал, характеризующийся возможностью производства данного товара в данное время.

Вопросы, связанные со спросом, предложением товаров, механизмом их взаимодействия подробно рассматриваются в курсе «экономической теории».

Инфраструктура товарного рынка – это комплекс предприятий, организаций, учреждений, обеспечивающий продвижение товаров от производителя к потребителю, а также регулирующих товарные сделки и товарооборот.

Главным элементом инфраструктуры рынка является торгово-сбытовая сеть – это система взаимосвязанных предприятий, организующих приобретение продукции у производителей и реализацию её потребителям. К ним относятся:

  • Оптовые и мелкооптовые магазины;
  • Розничные магазины;
  • Оптовые и розничные рынки;
  • Торговые дома;
  • Торговые фирмы;
  • Товарные биржи;
  • Комиссионные магазины;

К инфраструктуре рынка относятся и особые формы торговли и продвижения товаров: ярмарки, аукционы, тендеры и т.п.

Оптовая и розничная торговля является объективно-необходимой в условиях рыночного хозяйства, поскольку не каждый производитель имеет возможность сам реализовывать свой товар. Это связано с тем, что часть производителей не знает своего конечного потребителя, часть не имеет торгово-сбытовой сети и средств для ее организации, часть фирм не готова нести слишком большие затраты на сбыт и/или боится коммерческих рисков.

Торговые же предприятия имеет специально подготовленный персонал, физический капитал, информационное обеспечение для быстрой реализации продукции, средства для ее хранения. Они могут обеспечить покупателя желаемой продукцией, в необходимом количестве и в нужное время.

Основные средства торговых предприятий включают не только торговое оборудование, но и подъездные пути, складское хозяйство, транспорт, подъемно-транспортное оборудование и т.д.

Торговые предприятия могут быть:

  • универсальными,
  • смешанными,
  • специализированными,
  • узкоспециализированными.

Универсальные торгуют продукцией различных отраслей (промышленности, лесного и сельского хозяйства), смешанные – продовольственными и промышленными товарами, универсальные – продукцией одной отрасли, а узкоспециализированными – продукцией одного предприятия.

Помимо непосредственно реализации продукции, данные предприятия осуществляют поиск новой и более качественной продукции для расширения ассортимента, маркетинговые исследования конъюнктуры рынка, занимаются хранением и переработкой продукции (например, расфасовывают или сортируют продукцию, повышая тем самым ее качество), осуществляют рекламирование продукции и информирование покупателей.

7.2.2. Оптовая торговля и оптовые посредники

В современном мире оптовая торговля все больше становится центром, обеспечивающим сочетание интересов всех участников товарно-торгового рынка. Она включает в себя следующие структурные элементы:

  • Оптовые базы, склады,
  • Товарно-торговые биржи,
  • Оптовые посредники.

В качестве посредников в современном обществе выступают крупные независимые торговые фирмы, которые заключают контракты на поставку продукции, продают её потребителям. Обычно они работают с постоянными поставщиками.

Дистрибьюторы – торговцы, которые представляют интересы производителя, реализуют продукцию от его имени. Дистрибьюторы и производители совместно определяют объёмы, сроки, особые условия, цены продажи.

Дилер – это торговый посредник, который приобретает товар у производителя по договору за свои деньги, а затем перепродают его конечному потребителю. Обычно через дилеров продаются техника, имеющая массовый спрос. Дилер налаживает послепродажный ремонт и обслуживание техники, снабжает необходимыми запчастями.

Агенты – это торговцы, которые совершают операции от имени и за деньги производителей или потребителей товаров. Они только посредники, которые ищут производителей или потребителей товаров, сами их не покупают (не продают), т.е. обычно в торговых сделках не участвуют. Иногда агенты заключают сделки и совершают другие сделки, но от имени и в пределах полномочий, выданных представляемой стороной в соответствии с договором заключенным между агентом и производителем (покупателем). За выполнение посреднических операций агент получает вознаграждение, определенное в агентском договоре.

Похож на агента брокер – это посредник, который сводит покупателя и продавца. В отличие от агента брокер не состоит ни с одной стороной в договорных отношениях. Брокер функционирует на биржи, он выполняет поручения не членов биржи, которые не могут сами участвовать в биржевых операциях. При этом заключается клиентское соглашение, в котором указываются полномочия, которыми наделяется брокер (количество, качество, цена товара или стоимость каждой сделки). Вознаграждение брокера также может быть установлено в соглашении или получается как разница между условиями, установленными поручителем, и условиями сделки. Например, если брокеру было поручено продать 1000 акций по цене 1000 у.е. (т.е. за 1000000 у.е.), а он продал по 1050 у.е., то весь доход в размере 1050000 – 1000000 = 50000 у.е. является вознаграждением брокера.

Комиссионные предприятия – осуществляют сделки по купле-продаже товаров за счет и по поручению комитента (доверителя). До момента реализации комитент остается собственником продукции. При этом возникают сложные отношения собственности, поскольку формально владение и распоряжение переходит к комиссионеру.

Крупные торговые посредники имеют большие преимущества перед средними и мелкими. Это связано, во-первых, с низкими издержками за счет:

  • закупок больших партий товаров (ресурсов) с большими скидками;
  • приобретения товаров непосредственно у производителей, минуя других посредников;
  • доставка товара производится, как правило, своими транспортными средствами и не требует дополнительных расходов;
  • крупные торговые посредники имеют свою достаточно развитую материально-техническую базу: склады, магазины, демонстрационные залы, сервисные центры, что позволяет снижать издержки на единицу хранимого, обрабатываемого товара (ресурса);

Помимо традиционных форм посреднических организаций все большее значение приобретают различные торговые объединения – оптово-розничные, кооперативные, закупочные, которые приобретают очень большие партии товаров непосредственно у производителей, а затем реализуют их через собственные магазины. Их преимущества заключаются в том, что у них, во-первых, представлена практически вся номенклатура товаров повседневного спроса, во-вторых, реализуются товары по низким ценам (на 10-20% ниже, чем в других магазинах). Такие цены – результат наличия собственных хранилищ, средств обработки товаров, подъездных путей, транспортных парков и т.д., что значительно снижает издержки. Примером такой торговли являются магазины «Карусель», «О"Кей», «Лента».

7.2.3. Розничная торговля и ее функции. "Культура торговли"

Розничная торговля продвигает товар конечному потребителю, т.е. завершает процесс движения товара в сфере обращения. Её главная задача – реализация продукции, в тоже время она занимает торговым обслуживанием и оказанием послепродажных услуг. Отсюда ее функции заключаются в следующем:

  1. Удовлетворение потребностей домашних хозяйств в товарах;
  2. Доведение товаров до конечных потребителей;
  3. Поддержание равновесия на рынке отдельного товара;
  4. Информирование производителей о потребном количестве, качестве и ассортименте продукции;
  5. Информирование потенциальных покупателей о новых товарах.

Торгово-технологический процесс в розничной торговле включает выполнение двух групп взаимосвязанных операций:

  1. Непосредственно торговые операции – размещение товаров в торговом зале, их подготовка к продаже (маркировка, упаковка, группировка и т.д.), консультирование и оказание помощи в выборе товара, расчетно-кассовое обслуживание покупателей.
  2. Вспомогательные операции – хранение, доставка к месту реализации, анализ спроса.

Розничная торговля в отличие от оптовой использует более разнообразные формы реализации продукции. Продажа может осуществляться непосредственно продавцом (через прилавок), или путем самообслуживания, по образцам, с открытой выкладкой товаров и т.п.

В настоящее время большинство рынков потребительских товаров носят зрелый характер, т.е. на рынке находится большой ассортимент товаров, товары доступны широкому потребителю, присутствует реклама. В тоже время существуют определенные негативные моменты:

Во-первых, недостаточно изучается спрос и индивидуальные запросы сегментов рынка, что порождает неполную удовлетворенность потребности.

Во-вторых, формирует недостаточный ассортимент товаров, что приводит к поискам товаров на других рынках, в том числе за границей.

В-третьих, еще плохо организована закупочная деятельность, что приводит к отсутствию разнообразия товаров, хотя на рынке достаточно продавцов.

В-четвертых, на розничном рынке недостаточно развита конкуренция, присутствуют элементы сговора, деления рынка между торговыми организациями, другие методы монополистической практики фирм.

В-пятых, плохо организуется хранение товаров, их переработка, подготовка товаров к продаже.

В-шестых, в торговле зачастую работают совершенно неподготовленные работники, не имеющие специального образования или навыков, практически отсутствует обучение таким дисциплинам, как техника продаж, товароведение и т.п., в результате продавцы не могут ответить на элементарные вопросы покупателей, правильно разместить товар в местах продаж, проанализировать покупки.

И, наконец, розничная торговля в России отличается неповоротливостью, малой гибкостью и мобильностью. Только цены отличаются высокой динамичностью и то только в сторону увеличения.

В последние годы ассортиментная база поменялась и теперь наряду с дешевыми и эксклюзивными товарами можно найти товары для среднего класса, но это довольно небольшой пласт, не позволяющий в полном объёме учесть существующий спрос. Да и сам спрос недостаточно изучается в розничной торговле. Часто в продажу попадают те товары, которые легче найти, хотя ни по качеству, ни по другим характеристикам они не соответствуют запросам потребителям.

В настоящее время наблюдается такое положительное явление, как открытие при крупных магазинах собственных мини пекарен, производственных цехов, кулинарий, торгующих горячими блюдами и полуфабрикатами. Это позволяет расширить ассортимент продукции, прикрепить покупателя к своему магазину, переработать те товары, которые залежались и чей срок годности подходит к концу. Тем самым торговые предприятия получают дополнительную прибыль и снижают потери от естественной убыли и неэффективного маркетинга.

Качественная организация розничной торговли определяется термином «культура торговли».

Это понятие включает в себя:

  • Наличие широкого ассортимента товаров и их высокое качество;
  • Использование разнообразных форм и методов реализации продукции, учитывающих пожелания покупателей (например, подбор и доставка товаров покупателю на дом, продажа по каталогам);
  • Соблюдение норм и принципов торговли, национальных традиций, учет менталитета покупателей;
  • Предоставление дополнительных услуг, гарантия качества продукции;
  • Профессионализм и психологический настрой торговых работников на деловое общение и доброжелательное отношение к покупателям;
  • Широкое использование информации и рекламы как внутри предприятия, так и за его пределами.

«Культура» торговли зависит от множества факторов, прежде всего, от развития материально-технической базы предприятия, уровня подготовки торгового персонала, использования форм и методов реализации товаров, их рекламирования и т.д. Даже размещение и режим работы предприятий важны при формировании «культуры» торговли.

7.2.4. Особенности торговли в современных условиях

  • Отличительной особенностью современного этапа развития торговли является ее диверсификация. Ранее специализированные виды торговли вытесняются соединением разных видов по номенклатуре (например, крупнейшая швейцарская торговая компания «Мигро» реализует продовольствие, косметику, ювелирные изделия, спортинвентарь под своим знаком) и видам деятельности. Торговые дома, например, имеют не только разветвленную сеть предприятий торговли, но и собственный транспорт (вплоть до флота), финансовые предприятия (брокерские, кредитные учреждения, страховые компании и проч.).
  • Продолжается процесс монополизации торговли. В условиях глобализации появились крупнейшие фирмы – транснациональные торговые корпорации, например, фирма «Чилевич», контролирующая 60% мировой торговли кожи.
  • В торговле появилось такое явление как подчинение торговым монополиям средних и мелких торговых фирм через систему франчайзинга, который используется как передача исключительного права на продажу товаров (или услуг) с сохранением торговой марки производителя.
  • В розничной торговле получили широкое распространение такие формы торговли как продажа по каталогам (посылочная торговля), передвижная торговля (коммивояжорство), продажа через автоматы, сетевая торговля - через распространителей, через предоставление продукции во временное пользование без обязательства на покупку.
  • Наибольшее распространение получили супермаркеты, где происходит реализация как продовольственных, так и промышленных товаров.
  • Торговые компания в целях привлечения и удержания покупателей предлагают им большой спектр дополнительных услуг: доставку, сборку, обслуживание.
  • Последние десятилетия характеризуется тем, что торговые фирмы стали сами разрабатывать спецификации товаров и упаковочные материалы, которые заказывают у производителей. То есть торговля стала заниматься конструированием новых товаров.
  • Новой чертой торговли стала продажа товаров под маркой торговой организации, а не под маркой фирмы-производителя, или маркой самого товара.
  • Меняется и техническая база торговли. Появились небольшие автоматические линии, конвейеры, позволяющие перемещать товары внутри магазина и поставлять их со склада в любое время, автоматы по расфасовке товаров, их взвешиванию, маркировке и реализации, автоматические кассы по приему платежей. Автоматизация торговли значительно снизила издержки, позволила осуществлять торговлю в течение всех суток.
  • На рынках отдельных товаров в последние годы появилось новое явление: продвижение продукции от производителя к потребителю, минуя оптовую торговлю. При этом посредником могут выступать представители производителя, его агенты или дистрибьюторы. Крупные производители рассылают огромное количество брошюр, листовок, каталогов, которые служат связующим звеном между производителем и потребителем.

Выводы

Товарный рынок – это форма реализации конкретного товара или группы товаров, удовлетворяющих потребности покупателей.

Он имеет очень сложную структуру

Товарный рынок, прежде всего, включает в себя систему рынков потребительских продуктов и товаров производственно-технического назначения.

Товарный рынок выполняет посредническую, ценообразующую, информационную, стимулирующую, санирующую функции.

Рынок имеет потребительский и производственный потенциал. Первый (ёмкость рынка) определяется уровнем потенциального спроса, второй характеризуется возможностью производства данного товара в данное время.

Одной из характеристик рынка является его конъюнктура, которая характеризуется следующими моментами: соотношением спроса и предложения, уровнем и тенденциями основных параметров рынка, степенью деловой активности рынка, уровнем риска, факторами и особенностями развития рынка.

Товарный рынок имеет свою инфраструктуру – комплекс предприятий, организаций, учреждений, обеспечивающий продвижение товаров от производителя к потребителю, регулирующих товарные сделки и товарооборот.

Главными элементами инфраструктуры рынка является торгово-сбытовая сеть, торговые посредники.

Крупные торговые посредники имеют большие преимущества перед средними и мелкими, поскольку имеют низкие издержки, а, следовательно, больше доходов от торговой деятельности.

В современных условиях появились новые черты и особенности торговли, повышающие ее эффективность, «культуру торговли».

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое «товарный рынок»?
  2. Какие виды товарных рынков вы знаете?
  3. Назовите функции товарного рынка.
  4. Что такое ёмкость рынка?
  5. Раскройте понятие конъюнктура рынка.
  6. Что относится к инфрастуктуре товарного рынка?
  7. Название практикума Аннотация