Безопасность на железной дороге для подростков. Безопасность при движении в железнодорожном транспорте. Почему травматизм на железной дороге не уменьшается

Безопасность на железной дороге является одним из основных условий надежности ее функционирования. Помимо путей, эксплуатационная длина которых по территории России составляет более 85 тысяч километров, в ведении РЖД находится более 70 тысяч объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Наряду с обеспечением технологической безопасности, защищать все это приходится от хулиганов и террористов. О том, как РЖД работает над повышением безопасности, сколько инвестирует в это, какие мероприятия реализует и какие планирует реализовать в ближайшие годы, в интервью РИА Новости рассказал вице-президент по корпоративной безопасности РЖД Александр Бобрешов.

Александр Сергеевич, 27 ноября будет два года со дня крушения "Невского экспресса" на границе Новгородской и Тверской областей. Что сделано за это время со стороны РЖД в плане безопасности?

Для руководства РЖД вопросы обеспечения безопасности объектов железнодорожного транспорта, находящихся на них пассажиров и персонала являются приоритетными. И нами, в силу компетенции и возможностей, принимаются необходимые меры для повышения уровня их защищенности.

Для этого имеются серьезные основания, так как угроза совершения актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, в том числе террористического характера, в настоящее время сохраняется. Так, за 10 месяцев текущего года совершено 7 подрывов железнодорожного пути (большинство в Махачкалинском регионе Северо-Кавказской железной дороги), в результате которых создана реальная угроза безопасности движения поездов, причинен значительный материальный ущерб. Кроме того, при проведении профилактических мероприятий своевременно обнаружено и обезврежено несколько взрывных устройств.

В целом, на сети железных дорог зафиксировано свыше 1900 фактов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, в том числе таких, как наложения посторонних предметов на железнодорожные пути, их разоборудование, повреждения средств сигнализации, централизации и блокировки, последствия которых могут быть сравнимы с террористическими актами.

В связи с этим компанией реализуется комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности объектов железнодорожного транспорта и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе потенциальных террористических посягательств.

Приведу конкретные примеры. В текущем году на договорной основе переданы под охрану подразделениям ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта почти 1500 наиболее важных объектов РЖД; свыше 4200 объектов железнодорожного транспорта общего пользования, не относящихся к категории наиболее важных, охраняются работниками частных охранных организаций. Кроме того, организована работа 324 совместных с сотрудниками транспортной полиции специализированных групп.

В целях повышения уровня защищенности объектов железнодорожной инфраструктуры и транспортных средств продолжается оснащение их современными техническими средствами обеспечения безопасности. Приоритетными для нас является объекты с массовым пребыванием людей, в первую очередь железнодорожные вокзалы и вокзальные комплексы, объекты высокоскоростного (скоростного) железнодорожного транспорта, в частности магистраль Санкт-Петербург-Москва, по которой осуществляется движение высокоскоростных поездов "Сапсан".

- Какие системы установлены, на каких участках? Где будут еще установлены?

На магистрали Санкт-Петербург-Москва реализуется комплекс мероприятий по оснащению железнодорожного пути системами технических средств охраны и видеонаблюдения, позволяющими осуществлять в круглосуточном режиме непрерывный контроль за обстановкой вдоль железнодорожного полотна в любых погодных условиях.

На сегодняшний день работы проводятся на участке Санкт-Петербург - Академическая, где уже введены в эксплуатацию 5 опорных пунктов охраны и ситуационный центр. Завершаются работы по вводу в эксплуатацию ситуационного центра безопасности магистрали при едином диспетчерском центре управления перевозочным процессом в Санкт-Петербурге.

Проведены проектно-изыскательские работы по оснащению техническими средствами охраны для контроля и видеонаблюдения железнодорожного пути на участке Академическая - Москва, строительно-монтажные работы будут выполняться в 2012 году.

Завершение мероприятий в полном объеме на всем протяжении магистрали планируется в 2013 году.

Аналогичные работы проводятся по маршрутам курсирования скоростных поездов Allegro, "Сапсан" на направлениях Санкт-Петербург - Хельсинки (на участке Санкт-Петербург - Бусловская), Москва - Нижний Новгород.

Сколько ежегодно компания инвестирует собственных средств в сфере безопасности на железнодорожном транспорте?

Компанией вкладываются значительные средства в организацию охраны объектов железнодорожного транспорта, и эти затраты ежегодно увеличиваются. К примеру, если в 2007 году расходы РЖД на охрану объектов составляли около 9,3 миллиардов рублей, то в 2011 году выделено уже более 12,8 миллиардов рублей.

Помимо этого ежегодно в рамках проекта "Транспортная безопасность" инвестиционной программы компании выделяются значительные финансовые средства на оснащение наиболее важных объектов железнодорожного транспорта техническими средствами охраны.

На сегодняшний день техническими средствами охраны оснащено 1256 объектов, на что затрачено около 5 миллиардов рублей за счет капитальных вложений ОАО "РЖД" (в период с 2002 по 2010 год). В 2011 году на оснащение объектов железнодорожного транспорта инвестиционной программой РЖД предусмотрено 967,5 миллиона рублей собственных средств.

Необходимо также отметить значительные расходы компании на поддержание в работоспособном состоянии систем технических средств охраны, установленных на объектах. Только в текущем году на эти цели было выделено свыше 450 миллионов рублей.

- Сколько выделяет государство на безопасность?

Во исполнение Указа президента РФ от 31 марта 2010 года о создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, постановлением правительства РФ от 30 июля 2010 года утверждена соответствующая Комплексная программа, по которой в 2010-2013 годах из федерального бюджета предусмотрено выделение ОАО "РЖД" субсидий в размере почти 4 миллиардов рублей.

В соответствии с этой программой на выделенные средства проводятся работы по оснащению наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения безопасности. В части, касающейся железнодорожного транспорта, к таким объектам транспортной инфраструктуры программой отнесены объекты высокоскоростного железнодорожного транспорта, объекты железнодорожного транспорта с массовым пребыванием людей, в первую очередь железнодорожные вокзалы и вокзальные комплексы, а также объекты железнодорожного транспорта, находящиеся в Северо-Кавказском регионе.

- В частности, сколько будет выделено на безопасность компанией в 2012 году, сколько государством?

Помимо 15 миллиардов рублей, предназначенных на охрану объектов, РЖД в 2012 году запланировано выделение около 570 миллионов рублей собственных средств на оснащение объектов железнодорожного транспорта техническими средствами охраны.

Из федерального бюджета в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте в 2012 году выделяется 575 миллионов рублей на выполнение работ по защите техническими средствами скоростных участков на направлениях Москва - Нижний Новгород и Санкт-Петербург - Бусловская.

РЖД также реализует программу безопасности на ж/д вокзалах. Что компания уже сделала и сделает в рамках нее к концу года?

РЖД проведен комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности объектов железнодорожного транспорта с массовым пребыванием людей. Прежде всего, это касается организации входного контроля пассажиров и посетителей на железнодорожных вокзалах и в вокзальных комплексах, по оснащению их техническими средствами для проведения досмотровых мероприятий.

В настоящее время на внеклассных вокзалах, а также на вокзалах первого и второго классов установлены стационарные металлообнаружители, в том числе на всех вокзалах Москвы и Санкт-Петербурга, на 21 железнодорожном вокзале в границах Северо-Кавказской и 13 вокзалах в границах Октябрьской, Горьковской, Приволжской и Московской железных дорог, определенных Комплексной программой. Организован входной контроль пассажиров и посетителей.

На Ленинградском вокзале Москвы и Московском вокзале Санкт-Петербурга с апреля нынешнего года реализованы в соответствии с рекомендациями ФСБ России пилотные проекты по созданию зон, оборудованных техническими средствами для бесконтактной проверки пассажиров высокоскоростных поездов "Сапсан", их ручной клади и багажа.

До конца 2011 года 343 железнодорожных вокзала будут оснащены стационарными металлообнаружителями и взрывозащитными контейнерами, а 34 из них в соответствии с Программой - комплексами досмотрового оборудования. За счет средств компании в 2011 году планируется установка 785 стационарных многозонных металлообнаружителей и 104 взрывозащитных контейнеров на всех внеклассных вокзалах, а также на вокзалах первого и второго классов.

С вводом в эксплуатацию технических средств для проведения досмотровых мероприятий в целях организации входного контроля пассажиров и посетителей до конца текущего года планируется введение на железнодорожных вокзалах и в вокзальных комплексах свыше 1400 дополнительных постов работников частных охранных организаций.

Продолжаются работы по созданию на железнодорожных вокзалах интегрированных комплексных систем безопасности (ИКСБ), которые включают в себя системы видеонаблюдения, пожарно-охранную сигнализацию, системы доступа и оповещения, позволяющие определять и оперативно реагировать на нештатные ситуации.
Эти комплексные системы безопасности будет иметь единый ситуационный центр с прямой оперативной связью с дежурными частями подразделений МВД, ФСБ, МЧС России. К концу года ИКСБ планируется охватить 80 наиболее крупных вокзалов, а в 2012 году зона действия ИКСБ будет расширена до 160 вокзалов.

Какие законодательные меры, по мнению компании, необходимо еще ввести для снижения вероятности терактов на ж/д транспорте?

В начале этого года президентом РФ были даны поручения по разработке законопроекта в части введения досмотра пассажиров на железнодорожном транспорте. В настоящее время соответствующий проект разработан и направлен в правительство РФ. Вместе с тем, нормы, заложенные в нем, предполагают разработку и принятие еще как минимум 6 подзаконных актов. Таким образом, даже после принятия закона, регулирующего вопросы досмотра на транспорте, РЖД не сможет приступить к его реализации до формирования полного пакета необходимых нормативных правовых актов.

Кроме того, после введения в действие законодательных норм осуществление полномасштабного досмотра на железнодорожном транспорте и вокзальных комплексах потребует привлечения для этих целей значительно большего количества сотрудников транспортной полиции, что не предусмотрено планами реформирования МВД России.

Крайне важным для РЖД и одновременно проблемным вопросом является выполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, установленных приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года № 43. Эти требования уже сейчас обязывают субъекта транспортной инфраструктуры осуществлять всеобщий и сплошной досмотр пассажиров, посетителей и персонала на всех объектах железнодорожного транспорта, хотя процедура досмотра физических лиц (пассажиров), их ручной клади и багажа на железнодорожном транспорте до настоящего времени законодательством РФ не введена.

Этими требованиями субъекту транспортной инфраструктуры вменяется в обязанность выявление и установление лиц, подготавливающих или совершающих акты незаконного вмешательства, в том числе террористические, то есть выполнение мероприятий, полномочиями на проведение которых наделены только соответствующие государственные органы.

Анализ требований и прогнозные расчеты по их выполнению показывают, что РЖД потребуется многократно увеличить количество привлекаемых на договорной основе работников охранных организаций, а ежегодные финансовые затраты на обеспечение безопасности инфраструктуры железных дорог будут соизмеримы с бюджетом компании.

Следует отметить, что ни одна транспортная компания, даже такая крупная, как РЖД, на своих объектах и транспортных средствах не в состоянии без участия государственных органов, исполнительной власти и правоохранительных структур реализовать требования Федерального закона "О транспортной безопасности" и тем более в одиночку противостоять угрозам и проявлениям террористического характера.

Также необходимо учитывать, что криминогенная обстановка на объектах железнодорожного транспорта соответствует ее состоянию в том регионе, по которому проходит железная дорога. При этом ответственность за обеспечение безопасности населения законодательно несут местные и региональные органы исполнительной власти, правоохранительные органы.

В сложившихся условиях для обеспечения безопасности необходима консолидация усилий федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, специальных служб и транспортных компаний, перегруппировка имеющихся сил и средств, концентрация их на наиболее важных направлениях. Для решения указанных проблем РЖД считает целесообразным в законодательные акты РФ, регулирующие вопросы противодействия терроризму и обеспечения безопасности населения на транспорте, внести изменения, направленные на их гармонизацию, и ускорить завершение разработки и принятие сбалансированной нормативной правовой базы обеспечения транспортной безопасности.

При этом, с учетом и в соответствии с предназначением и технологическими процессами функционирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, установить реально обоснованные, необходимые и достаточные, адекватные уровням безопасности и потенциальным угрозам совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса требования по обеспечению безопасности этих объектов и транспортных средств. Разграничить полномочия и ответственность субъектов транспортной инфраструктуры, правоохранительных органов, специальных служб, органов исполнительной власти и местного самоуправления по обеспечению транспортной безопасности.

В ходе разработки и принятия законодательных и нормативных правовых актов по обеспечению транспортной безопасности необходимо исходить из принципа разумной достаточности, учитывать влияние принимаемых решений и вводимых ограничений на экономическую и социальную составляющие функционирования транспортного комплекса, доступность его услуг для населения.

Сейчас самые быстрые поезда в РФ - "Сапсаны", они ездят по той же инфраструктуре, что и другие поезда. Но к 2018 году планируется строительство выделенной высокоскоростной ж/д линии, где будут ходить только пассажирские поезда со скоростью до 400 километров в час. Как будет обеспечиваться безопасность там?

Конечно, к безопасности высокоскоростных магистралей предъявляются повышенные требования, поэтому РЖД, открывая новые высокоскоростные направления, заранее планирует и проводит мероприятия по обеспечению их безопасности.

Исходя из этого, уже на этапе проектирования высокоскоростных линий закладываются требования по обеспечению их безопасности, при этом учитывается как международный опыт, так и опыт, приобретенный в ходе реализации мероприятий по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры РЖД.

Следует отметить, что повышенные требования безопасности заложены в Техническом регламенте "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", утвержденном постановлением правительства РФ от 15 июля 2010 года №533 и вступающем в действие в 2013 году.

В России к железным дорогам предъявляются гораздо большие требования, чем в Европе, так как протяжённость маршрутов превышает европейские как минимум в несколько раз. Поезда в России полностью оборудованы для жизни в течение нескольких дней, тогда как в Европе они часто имеют только сидячие места.

Безопасность на железной дороге является важнейшим условием организации перевозок, а для длительных переездов людей необходимо обеспечить ещё максимальный комфорт и отсутствие задержек в пути. Присмотр за идеальным состоянием железнодорожных путей – прямая задача работников железной дороги.

Основные аспекты обеспечения безопасности на жд путях

  1. Регулярные осмотры технического состояния полотна, локомотивов, состава и дополнительного оборудования. Своевременное устранение неисправностей.
  2. Соблюдение всеми железнодорожными работниками правил по эксплуатации, а также правил безопасной работы на жд путях.
  3. Неукоснительное следование правилам безопасности при перевозке людей и погрузке-выгрузке товаров. Пассажиры должны быть хорошо осведомлены о технике безопасности.

Важный аспект обеспечения безопасности относится к правилам поведения людей, в том числе, пассажиров. Все должны быть ознакомлены с правилами движения по путям, при переходах из вагона в вагон, посадки и высадки из поезда и т.д. Локомотивные бригады следят за техническим состоянием локомотива и железнодорожных путей, а заботы о состоянии состава являются обязанностью сотрудников путевого хозяйства. Требования безопасности на жд путях подразумевают регулярное проведение осмотров, а при обнаружении неисправности следует тут же подать сигнал для остановки поезда, оградить участок и принять все меры к максимально быстрому устранению неполадки. Для этого пользуются услугами специальных компаний по ремонту и устранению неполадок на железных дорогах.

Меры безопасности на жд путях для пассажиров

Безопасность на железнодорожных путях в первую очередь обеспечивают точным соблюдением правил. Список правил указывает основные положения, размеры сооружений, технический регламент состояния железнодорожного полотна, порядок работы дороги, обязанности сотрудников, условия содержания устройств и техническое обслуживание поездов. Все сотрудники, которые обслуживают движение на железной дороге, должны чётко и ответственно следовать этим правилам.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПЕШЕХОДОВ

1. Пешеходы должны переходить железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходным мостом, настилами, а также в местах, где установлены указатели" Пешеходный переход ".

2. Перед переходом пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагонов.

3. При приближении поезда, локомотива или вагонов следует остановиться, пропустить их, и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжить переход.

4 .Подходя к железнодорожному переезду, граждане должны внимательно следить за световой и звуковой сигнализацией. Прежде, чем перейти через пути, необходимо убедиться, не приближается ли к переезду поезд, локомотив или вагон.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

1.Ходить по железнодорожным путям.

2 .Переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров.

3. Переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления.

4.Переходить железнодорожные переезды при закрытом шлагбауме или показании красного светофора переездной сигнализации.

5.На станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь.

6.Проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.

7. Проходить по железнодорожным мостам, не оборудованными дорожками для прохода пешеходов.

8.Пересекать переезд при работе звуковой и световой сигнализации.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПАССАЖИРОВ

Посадку (высадку) в вагоны следует производить только после полной остановки поезда.

Выход из вагонов и посадку в них необходимо производить только со стороны перрона или посадочной платформы.

Малолетних детей следует держать за руку или на руках.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Проезжать на крышах, подножках, переходных площадках вагонов.

Посадка и высадка на ходу поезда.

Высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров на ходу поезда.

Стоять на подножках и переходных площадках, открывать двери вагонов на ходу поезда, задерживать открытие и закрытие автоматических дверей пригородных поездов.

Проезжать в грузовых поездах.

Оставлять детей без присмотра на посадочных платформах и в вагонах.

Провозить в вагонах легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества.

Проезжать в поездах в нетрезвом состоянии.

Выходить из вагона на междупутье и стоять там при проходе встречного поезда.

Прыгать с платформы на железнодорожные пути.

Устраивать на платформе различные подвижные игры.

Курить в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородных поездов, в не установленных для курения местах в поездах местного и дальнего сообщений.

Бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться ближе 2-х метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.

Подходить к вагону до полной остановки поезда.

Самовольно без надобности останавливать поезд.

За нарушение установленных на железнодорожном транспорте Правил предусмотрены меры административной ответственности, которыми мы пытаемся уберечь людей от непоправимой беды.

Путешествуете на поезде, встречаете гостей на вокзале или просто переходите пути - в любой ситуации нужно знать и соблюдать правила поведения на железной дороге. Ведь за их нарушение можно поплатиться здоровьем или даже жизнью, потому что железная дорога - зона повышенной опасности.

Памятка: что разрешено

Человек поступит правильно, если будет внимательно переходить пути в оборудованных местах. Это могут быть специальные настилы или надземные переходы.

На таких участках обычно устанавливаются знаки, разрешающие движение пешеходов.

Перед тем, как идти по настилу, нужно убедиться, что нет приближающихся поездов. Если на путях стоит состав, стоит обойти его спереди на расстоянии более 5 метров.

Внимание! Когда пути переходят при близком расстоянии, машинист может не увидеть человека с высоты кабины.

Когда на регулируемом переезде горят запрещающие сигналы светофоров и опущен шлагбаум, нужно подождать, пока проедет поезд.

Останавливайте тех, кто нарушает правила безопасности на железной дороге. Садясь и выходя из вагона, важно следовать указаниям проводника.

Что запрещено

Важно! Нельзя переходить пути в непредназначенных для этого местах.

Если приходится идти вдоль рельсов, расстояние от них должно быть не менее пяти метров.

Когда дорогу преграждает стоящий состав, ни в коем случае не пролезайте под вагоном. Он может двинуться в любой момент.

Если приходится обходить стоящий поезд, нужно убедиться, что по соседней линии не движется другой.

Обратите внимание! Запрещено находиться на мостах и тоннелях, предназначенных для железнодорожного транспорта и не оборудованных пешеходными дорожками.

Когда нет перехода

Иногда чрез пути приходится перебираться за пределами населенных пунктов. В таких местах знаков и специальных настилов может не быть в радиусе нескольких километров.

В этой ситуации нужно действовать следующим образом:

  • Выбирайте место с большим обзором, чтобы видеть пути не меньше, чем на несколько сотен метров по сторонам.
  • На расстоянии 400-500 метров в обе стороны не должно быть поворотов, мешающих разглядеть и услышать приближающийся поезд.
  • Прислушайтесь. Если не слышно стука колес, не задерживаясь, переходите пути.

О скоростях и тормозном пути

Есть правило: переходить пути перед приближающимся составом можно, если от него отделяет более 400 метров. Эта рекомендация эффективна, когда поезд едет со скоростью 60-70 км/ час. Чтобы преодолеть 400 метров, ему нужно больше 20 секунд.

Однако в последние годы появились такие поезда как «Ласточка» (скорость около 140 км/ч). 400 метров на полном ходу она проезжает примерно за 10 секунд.

«Сапсан», способный развивать скорость около 200 км/ч, по такому отрезку промчится еще быстрее. Лучше не переходите пути, если в зоне видимости есть такая техника, набравшая полный ход!

Тормозной путь при экстренном торможении у медленно движущегося состава превышает 30 метров. У поезда, набравшего большую скорость, он может быть более километра. Даже если машинист заметит на путях человека, отрезка протяженностью 400 метров может оказаться недостаточно для внеплановой остановки.

Если впереди участок со стрелками

Никогда не становитесь на железнодорожные стрелочные переводы.

Нога может соскользнуть и застрять. Как поведет себя автоматика? Если между линиями пути окажется крупный предмет, они не сомкнутся. Для поезда не загорится разрешающий свет. О неполадке поступит сигнал дежурному. Тот может:

  • направить на проблемный участок работников;
  • попробует еще раз перевести стрелки. В этот момент у застрявшего будет несколько секунд, чтобы вытащить ногу из железнодорожного «капкана».

Однако когда помеха небольшая, рельсы могут раздавить ее и сомкнуться. В итоге пешеход останется в ловушке перед приближающимся локомотивом. Если это произошло:

  • Позвоните с мобильного по телефону экстренной помощи 112. Сообщите о своем местоположении. Спасатели передадут информацию о случившемся в соответствующие службы и направят помощь.
  • Всеми возможными способами постарайтесь сделать себя заметным для машиниста или прохожих: размахивайте руками, одеждой, кричите.

Как вести себя на перроне

Перрон - это место, специально оборудованное для того, чтобы люди могли безопасно садиться на поезда или сходить с них. Здесь тоже нужно соблюдать нормативные требования.

На поверхности посадочных платформ можно увидеть линии белого или желтого цвета, проходящие параллельно краю. За них нельзя заходить или ставить вещи, когда на рельсах стоит или по ним движется жд техника. Не следует пересекать эту границу и после объявления о прибытии поезда.

Важно! Стоя на платформе, не прислоняйтесь к вагонам! Не прыгайте с платформ на рельсы! Не бегите по ним за уходящим поездом!

Поведение в вагоне

Заняв свое место в вагоне, стоит знать, что пассажирам запрещается:

  • высовываться из окон на ходу;
  • спускаться из вагона без разрешения проводника;
  • открывать двери в тамбурах крайних вагонов;
  • срывать без необходимости стоп-кран. Резкое торможение может стать причиной схода с рельсов.

Стоп-краном пользуются лишь в крайних ситуациях:

  • пожар в поезде (при этом нельзя резко останавливать состав там, куда не смогут добраться пожарные, например, в тоннелях, на мостах);
  • при срабатывании сигнализации контроля нагрева букс;
  • возникла угроза для жизни;
  • поломка может помешать дальнейшему движению;
  • машинист не способен сам остановить поезд.

Терроризм и вмешательство

Помните об угрозе терроризма - не приближайтесь к брошенным вещам. Сообщите о находке соответствующим службам.

Важно! Не оставляйте на рельсах посторонние предметы. Не повреждайте объекты железнодорожной инфраструктуры. Не пытайтесь самостоятельно поднять шлагбаум на жд переезде.

Железная дорога - не место для экстрима

Желая поразить своих друзей эффектными снимками, экстремалы иногда пытаются сфотографироваться на вагонах.

Запомните! Железная дорога не место для развлечений такого рода!

Взбираться на вагоны и цистерны ни в коем случае нельзя. На высоте можно не удержаться, особенно если в этот момент поезд начнет движение. Результат – падение и травмы.

Верхняя часть вагона находится в опасной близости к линии электропередач. Последствия удара током фатальны.

Правила для путешествующих с детьми

Если оказались у железнодорожного полотна с детьми, нужно быть особо внимательными.

Никогда не нарушайте правила безопасности на глазах у ребенка. Поведение родителей для него пример. Не позволяйте малышам играть на рельсах или в опасной близости к ним. Не будьте равнодушными к чужим детям. Остановите их, если они ведут себя неправильно.

Крайне важно! Не оставляйте детей без присмотра.

Если отправляетесь в путешествие поездом, снабдите малыша контактными данными. Имя, фамилию, адрес и телефон можно написать на внутренней стороне одежды. Такие «опознавательные знаки» особенно пригодятся детям, которые еще не могут рассказать о себе.

Лучше, чтобы на куртке или на рюкзачке, который носит ребенок, были светоотражающие элементы.

Даже если дети маленькие, объясните им перед поездкой основные правила безопасности. Ликбез станет особенно увлекательным, если дополнить его красочными картинками или развивающими роликами, которые можно легко найти в интернете.

Чтобы поездка обошлась без стрессов, стоит прислушаться к рекомендациям опытных путешественников.

  • Подходите к вагону не позже, чем за 15 минут до отправления.
  • Обязательно берите с собой в путь питьевую воду и отдельно упакованные средства гигиены (влажные салфетки, антисептик для рук).
  • Если путешествие обещает быть долгим, а питание в вагоне-ресторане не по карману, позаботьтесь о дорожном пайке. Пусть в него входят не скоропортящиеся и не резко пахнущие продукты.
  • Важные документы (паспорт, билеты), деньги и мобильный телефон всегда носите с собой.
  • Перед поездкой узнайте номер вагона, где едет начальник поезда, это позволит знать, к кому обращаться в конфликтных ситуациях.

Соблюдайте правила безопасности сами, напоминайте о них близким и рассказывайте детям. Тогда путешествия на поездах запомнятся приятными моментами, а не стрессовыми ситуациями.

ОАО «РЖД» призывает граждан быть бдительными, находясь вблизи объектов железнодорожного транспорта, и напоминает, что железная дорога является транспортным объектом повышенной опасности. Обращаемся к родителям с просьбой разъяснить детям правила поведения на железной дороге, обратив особое внимание на то, что это не место для игр.

Любой переход железнодорожных путей в местах, необорудованных пешеходными настилами запрещен, несет угрозу жизни и здоровью. Наезд на пешехода, внезапно появившегося на пути, предотвратить практически невозможно, так как тормозной путь железнодорожного состава составляет не менее 400 м.

Запрещается:

1. Ходить по железнодорожным путям.

2. Переходить через железнодорожные пути в местах, не оборудованных пешеходными настилами.

3. Переходить железнодорожные переезды при закрытом шлагбауме или показании красного сигнала светофора переездной сигнализации.

4. На станциях и перегонах подлезать под вагоны, перелезать через автосцепки.

5. Проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.

6. Проходить по железнодорожным мостам и тоннелям, не оборудованным дорожками для прохода пешеходов.

7. Переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления.

8. Использовать наушники и мобильные телефоны при переходе через железнодорожные пути.

9. Подниматься на электрические опоры

10. Прикасаться к лежащим на земле электропроводам

11. Влезать в вагоны, цистерны и другие железнодорожные объекты.

12. Цепляться за движущийся железнодорожный состав

Помните о том, что железная дорога – зона повышенной опасности и требует повышенного внимания и строгого соблюдения правил безопасности! Бесцельное пребывание детей на ней и несоблюдение правил безопасного поведения часто заканчивается трагически.

Правила поведения детей на железной дороге

В связи с имеющими место случаями смертельных травм на объектах железнодорожного транспорта, а также фактами вандализма и хулиганских действий подростков в отношении объектов железнодорожного транспорта

Запомните:

– Переходить через пути нужно только по мосту или специальным настилам.

Необходимо выключать наушники при переходе железнодорожных путей!

– Не подлезайте под вагоны! Не перелезайте через автосцепки!

– Не заскакивайте в вагон отходящего поезда.

– Не выходите из вагона до полной остановки поезда.

– Не играйте на платформах и путях!

– Не высовывайтесь из окон на ходу.

– Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы.

– Не ходите на путях.

– На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку.

– Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу!

– Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров.

– Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного направления.

Основной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям. При отсутствии контроля со стороны родителей дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге.

Почему травматизм на железной дороге не уменьшается?

– Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.

Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя – просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему?

– Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более, что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плеера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы.

Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно?

– Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.

Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему?

– Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.

Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма?

– Самое главное – переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда. Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.

Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни – это самое ценное. Обращаемся именно к детям: будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах – ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Приближаясь к железной дороге – снимите наушники – в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом. Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд. Берегите себя!