От критики к делу: как Трамп предпринимает попытки реформировать ООН. Сериал «Реформа Совбеза ООН»: новый сезон Механизмы поиска и принятия решений

С постоянной консолидацией и сближением человечество стремилось создавать надгосударственные организации. Долгое время это были только лишь региональные блоки, но в двадцатом веке появились общемировые военные и мирные организации. Сначала это была Лига Наций, а затем - Организация Объединенных Наций, худо-бедно регулирующая мировые процессы вот уже несколько десятков лет. Однако события последних лет показывают, что явно требуются реформы ООН. Именно о них мы сегодня и поговорим в рамках нашей статьи.

Проблемы ООН

Все современные проблемы, на которых «пробуксовывает» ООН, можно разделить на две группы:

  • неустойчивое и неопределённое положение организации в мире;
  • административное строение самой ООН.

Положение осложняется тем, что организация была создана в условиях идущей войны, когда шло формирование двухполюсного мира с двумя супердержавами, а большая часть мира была в положении колоний.

С той поры прошло уже более семи десятков лет, а ООН ни разу серьезно не реформировалась. В настоящее время можно насчитать, не раздумывая, с десяток проблем, которые делают эту организацию совершенно неэффективной. Учитывая положение и власть ООН в мире, это просто недопустимо. Проблемы накапливались десятилетиями, но осторожные политики все так и не решались проводить серьезные преобразования, ограничиваясь небольшими реформами, опасаясь обрушить существующее положение. Так было, пока не появился эксцентричный американский президент Д. Трамп, который не побоялся сказать о необходимости преобразований. В чем суть реформы ООН американского лидера, решившего пойти на радикальные изменения в этой организации?

Корректировки структуры и положения ООН

Первые десятилетия существования ООН были связаны с событиями холодной войны и соперничеством супердержав за сферы собственного влияния. Тогда было, собственно, совсем не до реформ ООН. Обе стороны хотели применить свое влияние в организации исключительно в собственных интересах и для поддержки военных союзников.

Разумеется, в таких условиях не могло быть места для серьезных преобразований. из числа редких реформ нужно выделить расширение числа членов СБ с 11 до 15. Такой ход был вызван увеличением количества стран-членов ООН с 51 в 1945 году до 113 в 1963 г. и необходимостью предоставить развивающимся государствам право участия в деятельности Совета Безопасности.

По окончанию конфронтации, в девяностых годах прошлого века увеличилось число реализуемых резолюций, укрепилось присутствие ООН в мире. Совет Безопасности постепенно приобретает отдельные функции наднационального правительства (создание непостоянных администраций, введение санкций и т. д.). Так шло развитие событий до осени 2017 года. Когда началась реформа ООН, США принялись радикально менять внешнее и внутреннее положение этой организации.

Выступление Трампа

Американский президент в первый раз обратился к миру по этому вопросу с трибуны ООН осенью 2017 года, отметив важность преобразования этой организации.

Трамп посетовал, что ООН не может работать эффективно из-за неправильного администрирования и всесилия бюрократии. Он отметил, что с начала столетия финансирование ООН выросло более чем в два раза, но результативность организации остается низкой. Президент США предложил преобразовать ООН, поддержав декларацию из десяти пунктов на очередной Ассамблее. Содержание документа пока никто не знал.

Дальше

С этого времени многие события начали вращаться в сфере реформы ООН Трампа. Пункты его преобразований касались слишком большого количества людей. Следует отметить, что Трамп не один раз заявлял о недостатках ООН, указывая, что самую крупную сумму в ее бюджет вносят США. Как он посчитал, неправильно, что Америка расходует каждый год на деятельность ООН примерно десять миллиардов долларов - деньги, превышающие инвестиции остальных членов организации.

Декларация Трампа

Распространенная декларация включает 10 пунктов реформы ООН. В ней Соединенные Штаты предлагают внести реформы в системе ООН, чтобы усовершенствовать деятельность в любых сферах. Сделать это можно, по мнению Трампа, с помощью уменьшения числа сотрудников организации.

Делегация США написала и направила сотрудникам всех миссий государств-членов ООН этот документ еще до первых заседаний в сентябре 2017 г. Все были ознакомлены с пунктами заранее.

Финансы

Надо иметь в виду, что проект Трампа направлен, главным образом, на финансовую сферу мировой организации. Основная часть пунктов предложенной декларации по преобразованию ООН в определенной степени связана именно с денежным сектором. Например, в документе есть рассуждения о важности укрепления контроля над разделением поступающих в распоряжение ООН денег, увеличения прозрачности трат финансов, уменьшения дублирования или излишков мандатов ведущих структур ООН. В декларации о реформе ООН Трампа существует и пункт о том, что все страны, находящиеся в организации, несут полную ответственность за собственное экономическое положение.

Политика США

Активная политика Трампа привела к разделению мира на противников и сторонников его преобразований. По мнению президента США, 10 пунктов реформы ООН колеблются и находятся под влиянием серьезных факторов. Во-первых, Штаты как постоянный член Совбеза не хочет лишаться своего привилегированного положения и решающего голоса. Во-вторых, существующее могущество США во всех сферах настолько велико, что даже без официальных привилегий они могут держать под контролем лидеров значительной части государств второго эшелона и подобным образом наладить необходимое преимущество в своих интересах.

В-третьих, в последнее годы наблюдается тенденция утраты США господствующего положения в мире. Их экономический, финансовый и политический контроль над союзниками и сателлитами все уменьшается и уменьшается с годами. На лидирующие позиции всё чаще выходит Китай. За ним идет целый ряд очередных больших экономик (в том числе государств-членов БРИКС). В будущем очевидна возможность появления опасности оттеснения слабеющей супердержавы. Эти и другие факторы, весьма противоречивые и разноуровневые, делают позицию США неоднозначной и колеблющейся, в корне меняющей суть реформы ООН. В общем-то, в этом вопросе пока нет никакой ясности.

Сторонники преобразований

Стран, подписавших декларацию о реформе ООН, сразу же оказалось примерно 130.
Через неделю уже 142 государства из более чем 190 условились одобрить во время работы ООН этот американский документ о преобразованиях организации. Они даже выступили с заявлением в адрес к Антониу Гуттеришу с требованием о срочной реализации содержания декларации Трампа. Такая мощная, можно сказать, даже демонстративная поддержка позиции США меньше всего говорит о том, что они видят себя в роли сателлитов этой сверхдержавы. Просто накопилось слишком много государств, недовольных своим положением в ООН.

Какие страны подписали декларацию о реформе ООН? Условно говоря, сейчас можно выделить несколько групп государств, требующих изменения своего положения:

  • экономически и политически сильные страны, играющие большую роль в региональном и мировом пространстве, но имеющие несоразмерно скромную роль в ООН (в первую очередь это Германия и Япония);
  • страны, бывшие в 1944 году колониями или полуколониями, но к началу двадцать первого века уже играющие чрезмерно высокую роль в мире (Индия, ряд стран Латинской Америки и др.);
  • наконец, общий экономический рост позволил остальным странам приблизиться к другим и если и не требовать особого места для себя лично, то хотя бы для своего представителя.

США пошли навстречу требованиям этих стран с тем, чтобы увеличить количество своих сторонников и одновременно уменьшить свою финансовую нагрузку.

Противники

Государств, выступивших против сути реформы ООН или занявших нейтральную позицию, оказалось существенно меньше. Прежде всего, это глобальные политические противники, опасавшиеся потери своего влияния (РФ, КНР), «страны-изгои» наподобие КНДР, Венесуэлы и др., обычные противники основ очередных реформ. Поскольку их оказалось менее трети, это заранее определяет слабость позиции. С другой стороны, в числе противников преобразований три постоянных члена СБ (60%), да и вообще, то, что почти каждый третий против преобразований Трампа, говорит о необходимости пойти на уступки при сохранении базовой позиции.

Хотя ряд источников сообщал о «возможной интриге» преобразований. Будет ли наша страна и в дальнейшем постоянным членом такого важного органа как СБ ООН, владельцем права вето в нем? Ранее лишить ее положения предлагали многие видные политики, особенно активно выступали представители из Украины. Ведь за сохранение за Россией членства в СБ никакого голосования не проводилось. Но, скорее всего, все это будет использовано для последующих реформ.

Ход обсуждения реформ

Разумеется, страны, подписавшие реформу ООН, и ее противники вели себя по-разному. Тем не менее становилось все очевиднее, что реформы нужны, а на самом деле, лежит на чуждых от идеала основах, и её принципы пришла пора менять. Пока же пользующиеся авторитетом стороны, в том числе США, вносят всякие предложения. В ходе заседаний и дискуссий по этому поводу идут активные обсуждения.

Очевидно, что в процессе обсуждения происходит не только выкристаллизация позиций, но и их сближение. Сейчас Россия уже согласилась с реформами, останавливаясь лишь на принципах преобразований и на их деталях. В свою очередь, смягчают свою позицию США. Ведь всем благоразумным политикам (Маккейн и Климкин в их число явно не входят) ясно, что преобразования в организации возможны только на основе компромисса.

Поэтому в наши дни ключевые участники исследуя ситуацию, раздумывают над тем, какая позиция им наиболее выгодна в краткосрочной (сегодня) и долгосрочной (на будущее) перспективе и насколько глубоко надо вести реформы ООН.

Перспективы

Эксперты полагают, что в ходе этих реформ, раскрывающих декларацию о реформе ООН, и последующих событий будут реализовываться следующие принципы организации:

  1. Ликвидация привилегированного кружка государств-победителей по результатам Второй мировой войны.
  2. Полная ликвидация права вето (нельзя сказать, что это положительный шаг, но все же).
  3. Равные права всех государств-членов (на основе концепции «одно государство - один голос» или хотя бы распределение прав пропорционально количеству населения либо с каким-то другим удельным коэффициентом, показывающим реально находящуюся за представительством группу граждан).
  4. Одобрение главных решений только Генассамблеей ООН.
  5. Часть важнейших постановлений (об использовании вооруженной силы, экономических и внешнеполитических санкций и т. д.) должна приниматься совместно (голос только одной страны «против» может быть решающим).
  6. Мероприятия по указанным выше важнейшим вопросам (использование силы, санкции и т. д.) вне решений организации необходимо запретить, они обязаны анализироваться как грубое искажение устава и международного права, а их активные нарушители обязаны сами в непременном порядке оказываться под санкциями.

Итоги

Инициатива Трампа о реформах была предсказуема. Организация явно становилась анахронизмом в наше динамичное время. Поэтому объективная база выстраивалась весьма солидная. Вопросы были в ином: кто будет автором и какое направление он выберет? Решился экстравагантный Трамп, выделивший темпы, пути и значение преобразований. Теперь остается только ждать, что произойдет и насколько перспективны будут нововведения.

Трамп хочет подмять ООН, чтобы давить на Россию


Президент США Дональд Трамп намерен обсудить с мировыми лидерами реформу Организации объединенных наций. По данным агентства Reuters, встреча в штаб-квартире всемирной организации в Нью-Йорке намечена на 18 сентября. Правда, пригласят на переговоры только политиков, которые подпишут декларацию из десяти пунктов с призывом к генсеку ООН Антониу Гутеррешу «начать эффективную реформу» организации. Среди изложенных пунктов, к примеру, сокращение численности сотрудников ООН, в том числе среди ее основных органов.

«Мы поддерживаем усилия генерального секретаря по внесению конкретных изменений в рамках ООН, чтобы лучше согласовывать работу по гуманитарной помощи, развитию и защите мирных инициатив», - отмечается в проекте декларации.

В прошлом Дональд Трамп критиковал ООН за то, что организация превратилась в «клуб для дружеских встреч», который не решает серьезных проблем. Также американский лидер недоволен тем, что именно США выделяют больше всех средств в казну ООН. По оценкам Вашингтона, каждый год Америка тратит на различные программы организации около десяти миллиардов долларов (22% бюджета и 28,5% расходов ООН на миротворческие операции). Кстати, новый проект федерального бюджета США, представленный весной, предполагал сокращение этих взносов и урезание финансирования миротворческих миссий.

Напомним, что Генеральная ассамблея организации откроется в Нью-Йорке 12 сентября и американский президент на ней выступит. С 19 сентября начнутся обсуждения общеполитических вопросов в рамках недели высокого уровня.

Уже известно, что российский лидер Владимир Путин не примет участия в Генассамблее ООН, как и год назад. Это подтвердил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков . Соответственно, Владимир Путин вряд ли будет участвовать в обсуждении «эффективной реформы ООН» (хотя, возможно, представители РФ будут присутствовать там в каком-то качестве). Российскую делегацию, как и годом ранее, возглавит министр иностранных дел Сергей Лавров. В ее состав, скорее всего, войдут также постпред РФ при ООН Василий Небензя , замглавы МИД Геннадий Гатилов , и главы комитетов по международным делам обеих палат парламента Константин Косачев и Леонид Слуцкий .

Если дискуссия, обещанная Трампом, будет касаться только финансирования и реорганизации штата ООН, в этом нет ничего тревожного. Однако некоторые эксперты не исключают, что в Нью-Йорке могут подняты и более серьезные вопросы, например, о переформатировании Совета безопасности организации.

Такие идеи возникают уже давно. Например, есть предложения расширить состав постоянных членов Совбеза, который сейчас насчитывает только пятерых участников - Россию, США, Китай, Францию и Великобританию. Выдвигаются и инициативы ограничить или, напротив, расширить право применения вето.

После начала конфликта на Украине, Киев стал регулярно требовать лишить Россию права вето в Совете безопасности ООН или вовсе исключит из состава его участников, или хотя бы запретить голосовать по резолюциям, связанным с украинскими событиями. Эти «предложения» серьезно не рассматривались, так как подобные шаги нарушили бы всю послевоенную систему безопасности.

Тем не менее, Дональд Трамп уже показал, что способен на радикальные действия. Может ли дискуссия о реформе ООН коснуться сокращения роли России в организации?

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что если это произойдет, это станет началом конца этой организации.

Если сначала нужно согласиться, и только потом участвовать в дискуссии, то это не дискуссия, а признание права сильного на его точку зрения. Подписав предложение господина Трампа, вы с ним автоматически соглашаетесь. О чем после этого дискутировать, о порядке запятых в документе?

Такое поведение нормально для США последних 15-20 лет. Они абсолютно уверены в своей исключительности, просто одни, как Обама , много об этом говорили, другие, как бизнесмен Трамп, начинают это реализовывать. Суть от этого не меняется.

Что касается реформы ООН, если все сведется только к ограничению финансирования, о котором давно говорит Трамп, само по себе это не станет большой проблемой. Другое дело, что тогда и мы, и другие страны могут поднять аналогичный вопрос. Да, США платят много, но не все, даже не половину всего бюджета ООН. Россия тоже много переводит на нужды этой организации. Если в НАТО США реально несет основную нагрузку, то в ООН более паритетная ситуация. И если Трамп начнет сокращать затраты, может получиться, что затраты сократит не он один.

Но все это - технические вещи. Главный вопрос - право вето Совета безопасности. ООН была создана после Второй мировой войны и отражала тогдашнюю ситуацию, когда пять стран являлись ключевыми в мире и обладали этим правом вето. Если сегодня США попытаются преодолеть выстроенную систему ООН, это станет ее концом. Если лишить эту организацию механизма паритетного принятия решений, тогда непонятно, зачем она вообще нужна. Есть другие форматы вроде «Большой восьмерки» или «Двадцатки», где можно просто собираться и обсуждать разные вопросы. ООН тем и сильна, что позволяет сохранять равновесие между странами.

Не знаю понимает, ли это Трамп и собирается ли он вообще поднимать вопрос о праве вето. Мы не знаем окончательного варианта дискуссии. Но если собирается, то вся система международной безопасности, выстроенная после Второй мировой войны, прикажет долго жить.

«СП»: - Если мы не будем участвовать в дискуссии, начатой Трампом, чем это чревато для нас?

Если система ООН не будет отменена, то в силу того, что любое окончательное решение внутри ООН должно быть одобрено Советом безопасности, мы можем вообще не принимать участия в дискуссии господина Трампа. Можем принимать в ней участие, оказаться в рамках этой дискуссии в меньшинстве и так далее. Но все равно окончательное решение будет приниматься единогласием великих держав.

Если же удастся нарушить это равновесие, наше мнение априори не будет учитываться, потому что оно не учитывается Соединенными Штатами ни в случае Северной Кореи, ни в случае Сирии, ни по другим вопросам. Так было при Обаме, так происходит и сейчас. Вслед за США к нам не будут прислушиваться и их союзники.

Вот почему мы так жестко поддерживаем нынешнюю структуру ООН. Пока она существует, Запад вынужден считаться с нашим мнением. Но если ему дать свободу, он с удовольствием перестанет это делать. Тогда единственным доводом будет сила. А единственным паритетом останется ядерный паритет. Переходить на этот уровень аргументации в политическом споре очень опасно.

Политолог и главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика» Леонид Савин считает, что ООН действительно нуждается в реформировании, но США будут стремиться подчинить этот процесс своим интересам.

Если бы сейчас поднимался вопрос о реформировании Совбеза ООН, думаю, это было бы уже известно. Это наиболее актуальная тема для стран, которые состоят в этой структуре.

Но ООН в целом - это очень громоздкая организация, которая состоит из массы институтов. Одни доказали свою состоятельность, а другие, несмотря на все выделяемые средства, стали обременительной обузой, и есть смысл их реформировать.

Если возвращаться к истокам ООН, это был международный инструмент влияния, созданный именно по инициативе США. В структуре ООН до сих пор находится Всемирный банк, серьезный инструмент финансово-экономического влияния. Затем начали появляться различные социально-гуманитарные проекты.

Поэтому сегодня смысл в реформе запутанной структуры ООН есть. Например, идет дискуссия о необходимости передачи присвоения доменных прав от американской неправительственной организации Международному союзу электросвязи, который также находится в структуре ООН.

Другой вопрос, кто и как будет проводить эту реформу. Нужно внимательно подходить к каждой сфере, которой занимается всемирная организация, и рассматривать ее комитеты и органы, исходя из их актуальности и интересов всех стран. Реформа давно назрела, но главный вопрос в ее формате.

«СП»: - Но тот формат обсуждения, который предлагает Трамп, не кажется всесторонним...

Безусловно, США будут манипулировать общественным мнением и другими странами. Они делали это и раньше. Есть исследование, в котором четко прослеживается взаимосвязь между кредитами, выделяемыми Международным валютным фондом, и решениями, которые принимались разными странами в ООН. Если голосование проходило так, как было выгодно США, эти страны получали льготные кредиты. Если же нет, никаких денег им не выделяли.

Поэтому сейчас все процессы по реформированию ООН будут идти в рамках сценария, запланированного в Вашингтоне. В конце концов, и штаб-квартира ООН находится в Соединенных Штатов Америки. Это открывает возможность для технического давления, как это делали с нашими дипломатическими миссиями в США.

В вопросе реформирования ООН для Вашингтона дело даже не столько в желании давить на Россию, сколько в том, что они хотят переформатировать клуб западных держав, который был сформирован после Второй мировой. США пытаются удержать их в своей структуре и не дать им выйти из евроатлантического сообщества.

© UN Photo/JC McIlwaine

Инициатива президента США Дональда Трампа равномерно распределить ответственность за финансирование ООН и сократить бюрократию нашла отзыв у многих стран

Представители 142 стран, в том числе США, Германии, Великобритании, Канады и Японии, направили генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу письмо, в котором выразили поддержку реформе, направленной на улучшение координации работы Всемирной организации по вопросам гуманитарной помощи, развития и по поддержанию мирных инициатив.

«(Страны обязались — ред.) сокращать дублирование, избыток и совпадение мандатов среди основных органов ООН, оказывать поддержку главе Организации в разработке политики в области управления людскими ресурсами, которая позволит ООН продолжить привлекать, развивать и сохранять высокоэффективных сотрудников, а также будет содействовать гендерному равенству и географическому разнообразию», — говорится в документе.

Авторы письма признали роль ООН в создании платформы для партнерства в интересах обеспечения глобального устойчивого развития, но при этом подчеркнули, что каждое государство несет основную ответственность за собственное экономическое и социальное развитие.

По данным информационного агентства Reuters, против реформы ООН выступают 70 стран, в том числе постоянные члены Совета Безопасности Россия, Китай и Франция. Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя выразил сомнение, что Москва проголосует за эту инициативу, поскольку повысить эффективность организации можно только за счет межправительственных переговоров.

Генсек ООН: Ссора России и США недопустима для всего мира

Инициатором проведения реформы ООН выступил президент США Дональд Трамп. Вчера на саммите, посвященном будущему ООН, в Нью-Йорке американский лидер заявил, что увеличение регулярного бюджета организации на 140% и штата сотрудников с 2000 года в два раза не способствовали реализации потенциала из-за бюрократизма и неумелого управления.

Наличие проблем в системе ООН признает и Антониу Гутерриш: «Кто-то недавно меня спросил, что не дает мне уснуть ночью. Мой ответ был простым: «Бюрократия». Даже если бы кто-то попытался навредить ООН, то он не смог бы придумать ничего лучше, чем ввести некоторые из тех правил, которые мы придумали сами. Я даже сам иногда спрашиваю себя, нет ли заговора с целью разработать как раз такие нормы, которые не были бы эффективными».

Во время предвыборной кампании Трамп обещал пересмотреть участие Вашингтона в работе международных структур. Проект федерального бюджета США на финансовый 2018 год предусматривает сокращение отчислений в такие организации на 44%, которые сейчас достигают $10 млрд в год. На сегодняшний день взносы США — крупнейшего донора — составляют 22% регулярного бюджета ООН и 28,5% расходов на миротворческие операции.

Белый дом раскрыл детали «глубоко философской» речи Трампа на ГА ООН

Украинские политики неоднократно призывали пересмотреть механизм применения права вето, которым обладают Россия, США, Китай, Франция и Великобритания. Москва, Вашингтон и Пекин выступают категорически против внесения каких-либо изменений, в то время как Лондон и Париж допускают возможность добровольного отказа от права вето в случаях, когда требуются срочные меры для пресечения массовых преступлений.

Президент США заявил о необходимости реформировать ООН и оптимизировать расходы организации. Декларацию об этом не подписали более 60 государств, возможности реализовать план Трампа невелики, говорят эксперты

Дональд Трамп (Фото: Lucas Jackson / Reuters)

Декларация Трампа

Дональд Трамп впервые выступил в стенах ООН 18 сентября и заявил о необходимости реформировать организацию. Произошло это на созванном по инициативе США заседании всех заинтересованных стран.

«ООН не полностью раскрыла свой потенциал из-за бюрократии и неправильного управления», — отметил президент, подчеркнув, что с 2000-х годов бюджет организации увеличился более чем в два раза, но ее эффективность по-прежнему не соответствует потраченным средствам. Приоритет нужно отдавать народу, а не бюрократии, делать «фокус на результатах, а не на процессе», каждая миротворческая миссия должна четко понимать свои цели, а ее эффективность необходимо как-то измерять, заявил Трамп.

США еще до выступления своего лидера разработали политическую декларацию в поддержку реформы, которую могут подписать все желающие страны. Декларация не является юридически обязывающим документом. В ней говорится о поддержке усилий генсека ООН Антониу Гутерриша повысить эффективность работы организации, о приверженности всех стран к повышению доверия среди ее членов. Страны, которые подпишут декларацию, выразят поддержку реформам, направленным на сокращение дублирующих и частично повторяющих друг друга функций и структур ООН. В ней также говорится о поддержке намерения генсека усилить планирование бюджета, что позволит повысить предсказуемость расходов и их прозрачность.

Поддержку декларации на заседании 18 сентября высказал сам Антониу Гутерриш. Выступая после Трампа, генсек согласился с его утверждением, что бюрократия в ООН — это проблема, с которой надо бороться.

Сейчас США вносят самый большой вклад в поддержание организации, в которую входят 193 страны. В 2017 году бюджет ООН составляет $2,776 млрд, из них $610,84 млн — это американские взносы.

Нужны переговоры

Реформировать ООН декларациями невозможно, реформ можно добиться только путем переговоров, . Реформы ООН необходимо осуществить посредством диалога между всеми странами — членами организации, сказал он 18 сентября в интервью ТАСС . Он выразил сомнение в том, что под предложенной США декларацией подпишутся все члены ООН, поскольку накануне ее выдвижения не прошел никакой процесс согласования. Декларацию подписали почти 130 стран, сообщила постпред США при ООН Никки Хейли. По информации ТАСС , в число государств, не подписавших декларацию, входят Россия, Китай и Франция, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН.


Никки Хейли (Фото: Mary Altaffer / AP)

Однако с тем, что ООН нуждается в некоторых реформах, в Москве согласны. «Организация нуждается в реформировании, но не кардинальном», — уточнил Небензя.

Намерения Трампа сократить финансирование Организации объединенных наций вызывают озабоченность, так как в результате могут пострадать гуманитарные программы в Южном Судане, Конго и других горячих точках, указывала Al Jazeera . Постпред США при ООН Никки Хейли не уточнила в ходе брифинга 15 сентября, будут ли США финансировать программы ООН в том же объеме.

Эксперты также обращают внимание на то, что реформировать ООН, которая была создана в 1945 году и отвечала реалиям того времени, непросто. Реформа ООН — «это давняя игра», которую ведут США, сказала Энн Баевски, профессор Колледжа Туро в Нью-Йорке в интервью телеканалу Al Jazeera .

Реализовать реформы будет непросто, так как среди членов организации есть разногласия, у каждого свои приоритеты, отмечает Залмай Халилзад, бывший посол США в ООН (2007-2009), в колонке для The National Interest . «США и их союзники хотят, чтобы ООН сделала упор на реформу системы управления для повышения транспарентности, подотчетности, эффективности и продуктивности. Развивающиеся страны очень хотят стать постоянными членами Совета Безопасности ООН, но выступают против административных реформ, направленных на уменьшение расходов», — отмечает Халилзад. По его мнению, развивающимся странам выгодна система управления, которая сложилась в ООН за долгие годы.

В 2013 году 17 стран — участниц ООН (менее 9% от всех членов организации) вносили 80% в общий бюджет организации, а доля оставшихся 176 стран составляла всего 18%, хотя их представители принимали решения, на какие цели следует расходовать бюджет, отмечает Халилзад.

Дебют на Генассамблее

19 сентября президент США Дональд Трамп впервые выступит на прениях Генеральной Ассамблеи ООН. Ожидается, что он выскажется по основным международным проблемам : ядерно-ракетной программе, борьбе с международным терроризмом, глобальному изменению климата, иранской ядерной сделке, а также рохинджа в Мьянме.

Российский и китайский лидеры Владимир Путин и Си Цзиньпин в нынешней сессии Генассамблеи не участвуют. Делегации двух стран возглавят министры иностранных дел Сергей Лавров и Ван И.

Прежде всего хотел бы выразить соболезнование народу и Правительству в связи с человеческими жертвами и разрушениями в результате мощных землетрясений.

Хотел бы поблагодарить Генерального секретаря, Председателя Африканского Союза и Председателя Группы высокого уровня за их доклады по рассматриваемым сегодня вопросам.

Мы приветствуем инициативу по проведению заседания по теме реформирования миротворчества ООН .

В июне 2014 года Российская Федерация также проводила в рамках своего председательства в Совете открытое заседание по данному вопросу. Уже тогда было очевидно, что деятельность ООН на миротворческом направлении требует адаптации к современным международным реалиям.

С тех пор проделана большая работа: подготовлены доклады Независимой группы высокого уровня по операциям в пользу мира, несколько докладов Генерального секретаря ООН, проведена реформа миростроительной архитектуры.

Вместе с тем новые задачи в области миротворчества требуют всестороннего обсуждения государствами-членами и Секретариатом с целью выработки последовательных и сбалансированных подходов, преодоления фрагментарного характера политико-правовой базы, разработки соответствующих доктрин, своевременной подготовки нормативных документов на базе анализа накопленного опыта.

Принципиальная позиция России состоит в том, что урегулирование любых конфликтов должно осуществляться прежде всего политическими методами с опорой на национальный диалог. Содействие созданию необходимых для этого условий должно стоять во главе угла операций по поддержанию мира. В полной мере сохраняет свою актуальность первый базовый принцип ооновского миротворчества: « голубые каски » могут быть развернуты только с согласия сторон конфликта.

Вторым столпом ОПМ ООН является беспристрастность. Неприемлемо, чтобы миротворцы под каким-либо предлогом вставали на сторону того или иного участника конфликта.

Мы с большой осторожностью относимся к « усилению » мандатов миротворческих миссий. Сила может применяться « голубыми касками » только для самообороны и защиты мандата. Имеющийся опыт наделения миротворцев дополнительными силовыми полномочиями, например, в и , пока не убедил нас в том, что повышенные жертвы, которые приносят миротворцы в принудительных операциях, оправданы достигнутыми « на земле » результатами. « Силовые » мандаты, если и сохранять такую опцию, должны самым тщательным образом калиброваться под конкретную ситуацию.

Мы приветствуем идущий в Секретариате мыслительный процесс о реформе миротворчества. Генеральный секретарь обладает определенной свободой в решениях административного характера, в том числе относительно организационных преобразований в структуре Секретариата и миссиях ООН. Однако когда речь заходит о политическом измерении миротворчества, необходимо получать одобрение любых перемен со стороны компетентных межправительственных органов.

Особенно это касается чувствительных вопросов, затрагивающих суверенитет государств. С недавних пор модным направлением, активно продвигаемым Секретариатом и « группой поддержки » из числа некоторых стран, стала так называемая « разведка в миротворчестве » . Конечно, операции по поддержанию мира – это, прежде всего, военные подразделения, развернутые в регионах, где имеются угрозы безопасности. В таком случае им, безусловно, не обойтись без соответствующей рекогносцировки местности. Хотя и здесь остро стоит вопрос о том, как будет контролироваться полученная информация и как будет сохраняться ее конфиденциальность.

Однако расширительного толкования или « гибкого » применения « разведки » мы не приемлем. Получение данных для осуществления оперативной деятельности ОПМ может осуществляться только с согласия принимающего правительства и только для ясно обозначенных, ограниченных легитимных целей: для обеспечения безопасности миротворцев и защиты гражданских лиц. Именно такой подход был одобрен государствами-членами при согласовании Доклада Спецкомитета ГА ООН по ОПМ. Считаем недопустимым произвольно интерпретировать поручения Секретариату, которые были даны государствами. Это наносит ущерб авторитету ООН и будет негативно сказываться на проведении ОПМ.

Важнейшим фактором поддержания международного мира и безопасности является подлинное партнёрство членов международного сообщества. Мы приветствуем усилия региональных и субрегиональных организаций, действующих в зонах своей ответственности в соответствии с Главой VIII Устава ООН .

Отмечаем существенные успехи Африканского союза в деле формирования общеконтинентальной архитектуры мира и безопасности. Убеждены, что только активные усилия самих африканцев позволят урегулировать конфликты на континенте. Призываем всех способствовать тому, чтобы именно страны Африки играли основную роль в определении путей установления мира и безопасности согласно сформулированному ими самими принципу: « Африканским проблемам – африканское решение » .

Странам Африки приходится сталкиваться не только с внутренними проблемами и конфликтами, но и с беспрецедентным ростом террористической угрозы, резко обострившейся в результате военных авантюр в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.

Перетекание боевиков и оружия через на юг – в , – создало многочисленные террористические угрозы в Сахаро-Сахельском регионе. Наладилось взаимодействие ИГИЛ с « Боко Харам » , « Аль-Каидой в Исламском Магрибе » . На севере Мали и в Нигере активизировалась группировка « Мурабитун » , стремящаяся объединить все экстремистские структуры Мали, Нигера и Мавритании. В Сомали не снижает активности « Аш-Шабаб » .

Россия последовательно выступает за более эффективное содействие странам Африки в наращивании их контртеррористического потенциала. Готовы делиться с африканскими партнерами имеющимся опытом в сфере антитеррора. Ежегодно в российских образовательных учреждениях проходят подготовку сотни африканских миротворцев и полицейских.

Страны Африки ставят вопрос о материальном и финансовом содействии их усилиям по поддержанию международного мира и безопасности, в том числе в рамках партнерства ООН и Афросоюза. Готовы искать общеприемлемые договоренности.

Есть перспективы и у взаимодействия между ООН и ОБСЕ . Такую возможность предполагает российская инициатива учредить Миссию ООН по охране СММ ОБСЕ на юго-востоке с целью содействия строгому и всеобъемлющему выполнению Минских договоренностей по урегулированию . Как известно, эти договоренности были одобрены единогласно в . Увиливать от ее выполнения – нехорошо.

Миротворчество – одно из ключевых направлений деятельности ООН, имеющее огромное практическое значение для жизней миллионов людей. Свой вклад в него вносят все государства-члены, прежде всего страны-поставщики контингентов. Призываем к тому, чтобы все общие вопросы, имеющие отношение к миротворчеству, обсуждались в соответствующих форматах – Специальном комитете по операциям по поддержанию мира и в Пятом комитете. Думаю, что синергия усилий в рамках Генассамблеи и Совета Безопасности позволит эффективно обеспечивать универсальный характер и уникальную легитимность ооновского миротворчества.

Благодарю за внимание.