Консультация для воспитателей ДОУ «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ. Консультация для воспитателей "роль воспитателя на занятиях по физической культуре" Консультации для воспитателей и родителей физрука

Консультация для воспитателей детского сада. Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками.

Талалаева Наталия Борисовна инструктор по физической культуре МАДОУ № 145 г. Хабаровск
Описание: Данная разработка рассчитана на воспитателей дошкольного образовательного учреждения для создания условий повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросу развития двигательной активности детей, предназначена для инструкторов по физической культуре и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
«Если не бегаешь, пока здоров,
придется побегать, когда заболеешь»
Гораций.

Оздоровительный дозированный бег

Цель оздоровительного дозированного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшать газообмен, укреплять мышцы, кости и суставы.

Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце легкие, вызывает активное потоотделение.
Оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам.
Методически грамотно составленные тренировки для детей дошкольного возраста благоприятствуют стабилизации в дыхательной и сердечно - сосудистой системе, тренируют сердечную мышцу.

На что надо обратить особое внимание.

Оздоровительный бег имеет простую, не требующую обучения технику, а его воздействие на организм человека чрезвычайно велик. Особенно актуален оздоровительный бег для детей, потому что его общее влияние связано со снижением заболеваемости.
Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, при этом нужно учитывать физический уровень подготовленности детей. При проведении оздоровительного бега осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) оздоровительный бег начинается с 1 минуты и постепенно увеличивается до 3-3, 5 минут.
Так детям 5–6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагают пробежать 2 круга (500 м), малоподвижным – 1 круг. Длительность бега от 1, 5 минут до 6 - минут в среднем темпе.
Дети 6–7 лет с высоким и средним уровнем – 3–4 круга, малоподвижным – 2 круга.
В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем темпе (2,4–2,7 м/с) без остановок значительные расстояния – от 950 м до 1600 м – за промежуток времени от 5 до 11 минут.
Оздоровительный бег – это не многочасовые гонки на преследование или выживание. Оздоровительный бег для детей дошкольного возраста должен быть строго регламентирован и дозирован.
Детям дошкольного возраста рекомендуется заклеивать рот медицинским лейкопластырем перед бегом. Зачем? Чтобы позволить ребенку самому регулировать физическую нагрузку и вовремя переходить на ходьбу.
Первые тренировки в экспериментальных детских садах показали, что, с одной стороны, рот заклеивать надо – ребенок учится правильно дышать носом и через рот в организм ребенка не попадает ненужный холодный воздух и частички пыли. Ребенок четко чувствует время и место остановки и переход на ходьбу. Но с другой стороны, дошкольникам не нравится сама процедура заклеивания и отклеивания рта.
Опыт показывает, что вначале ребенка надо научить правильно дышать и лишь затем постепенно увеличивать нагрузки и время бега.

В какое время заниматься оздоровительным бегом с ребенком?

Оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки.
Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения стоя на расслабление мышц (2 -3 минуты).

Зачем надо облегчить одежду ребенка?

(то есть снять теплую кофту)
Во время бега вырабатывается много энергии, температура тела ребенка повышается. И если ребенок будет еще и в теплой одежде, то неминуемо быстро вспотеет, и в прохладную погоду переохладится, что приведет к заболеванию, а не к оздоровлению.

Проводить оздоровительный бег лучше:

До утренней зарядки перед общеразвивающими упражнениями,
в конце прогулки,
после занятий.
Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения стоя на расслабление мышц (2 -3 минуты):
– при выборе дистанции для бега важно учитывать состояние здоровья и уровень двигательной активности детей;
– все дистанции для бега должны быть размечены (длины полукруга и одного круга);
– бег должен доставлять «мышечную радость» и удовольствие;
– нужно вырабатывать у детей чувство скорости в беге, темп;
– после бега не забывать об упражнениях на расслабление и дыхание;
– в зимнее время года желательно не прекращать пробежки, при этом учитывать одежду и длину дистанции, которая сокращается (от 250 до 500 м).
Нельзя допускать, чтобы дети средней группы бегали более 4 минут, дети старшей группы – более 6 минут, а подготовительной – более 7-8 минут. Разумеется, дети могут бегать и дольше, но тогда будет слишком велика нагрузка на растущие кости.
Рекомендации для родителей
Родители могут делать утреннюю пробежку вместе с ребенком до детского сада, предварительно облегчив одежду ребенку или перед непосредственным возвращением домой после вечерней прогулки.
Непрерывно бежать в течение 1- 1,5 минут дошкольники не могут, хотя, как кажется родителям, ребенок «носится» целый день.
Засеките время пробежки до детского сада и начните бегать вместе с вашим ребенком каждый день.

Методика проведения подвижных игр

Игра – основной вид деятельности дошкольников, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, снятии напряжения, развитие у детей определенных умений и навыков.

Выбор игр . Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатическне и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Создание интереса к игре. Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,― говорит воспитатель.― Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц». Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?» Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

Организация играющих, объяснение игры . Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой). Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).

В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению.

Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала иди в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять, эти роли.

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя.

В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие.

Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах, воспитатель вначале тоже выполняет главную, роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу ― все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.

Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться), напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко.

Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение трудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.
Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении ока достигает предельной нормы, а на пятом-шестом ― снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.

Игры большой подвижности повторяются 3―4 раза, более спокойные ― 4―6 раз. Паузы между повторениями 0,3―0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры и подведение итогов. В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Особенности методики проведения игр в смешанной группе. В этой группе игры могут проводиться как одновременно со всеми, так и отдельно с младшими и старшими детьми. Если игра проводится совместно, то она подбирается по силам тех и других детей. Главную роль выполняют старшие дети. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, уменьшая ее для детей младшего возраста. Более сложные игры со старшими детьми проводятся отдельно во время прогулок.

Вариантность подвижных детских игр и приемы их усложнения.

Существуют различные варианты подвижных игр. Вариантность позволяет использовать их более целесообразно, с учетом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованными.

Можно, например, усложнять двигательные задания, увеличивая расстояние (для бега, прыжков, метаний), или вводить новые виды движений (ходьбу и бег между предметами, по мостику в игре «Поезд» и др.) Возможны также изменения темпа движения, увеличение числа «ловишек», количества детей в подгруппе, усложнение правил (например, сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определенное). Другой пример: в одном варианте дети помогают воспитателю ловить мышек, в другом, белее сложном, самостоятельно выполняют роль кошки. Усложняются и взаимодействия играющих: вначале дети просто бегут, а затем убегают от ловящего («Ловишки», «Ловишки с ленточками», «Ловишки вприсядку», «Не оставайся на полу»).

К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

Характеристика подвижных игр для разных возрастных групп. Подвижные игры различаются также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.

С детьми первого года жизни проводятся игры-забавы («Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали», «Догоню-догоню» и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость, удовольствие.

На втором году жизни используются бессюжетные игры («Принеси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», «Передай мяч», «Скати с горочки», «Догони собачку», «Все скорей ко мне», «Доползи до погремушки», «Кто дальше», «Спрячем игрушку», «Птицы машут крыльями», «Ловля бабочек», «Деревья качаются», «Паровоз», «Мишка» и др.). В этих играх дети выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным.

В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений увеличивается.

Сюжеты игр также усложняются. Подвижные игры для малышей отличаются простотой сюжета (к примеру, птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут и останавливаются).

Количество ролей в играх детей младшего возраста незначительно (1―2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог ― кот, все дети ― мыши («Кот и мыши). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до 3―4). Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми.
Постепенно увеличивается количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах правила очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1―2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают ил дома, на другой ― возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении.
В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка).
Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами ― стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором («Мы ― веселые ребята» и др.).
Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов ― это отдых после интенсивных движений.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Воспитание нравственно - волевых качеств

у дошкольников»

Большую часть своего времени дети старшего дошкольного возраста заняты игрой, в ней идет процесс воспитания в той же мере, что и в остальных видах деятельности.

Подвижные игры - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании морально-волевых качеств.

Рассмотрим несколько волевых качеств личности и пути их формирования посредством различных игр.

Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности. Например, в физических упражнениях добиться сразу высокого результата невозможно, нужна длительная тренировка.

Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели. Проявляется в играх- эстафетах, играх - соревнованиях, когда не ты лично, а твоя команда проигрывает, нужно найти в себе силы не прекратить игру, а продолжить её и выиграть.

Подвижные игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Волевые качества можно развить у детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр-соревнований.

Признаки решительности:

1.Быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

2. Выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;

3. Отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

4. Проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Таким образом, можно сказать, что такое качество как решительность можно формировать и развивать у детей довольно не сложными играми. Подвижные игры и физические упражнения не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но также является средством для воспитания волевых качеств характера, влияют на поведение детей.

В период старшего дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, решительность, характеризующаяся как быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта; а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.

Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. Большой интерес для развития волевых качеств дошкольников представляют подвижные игры и игровые упражнения (с мячом и без него, с ракеткой, клюшкой, обручем и т.д.), которые заставляют думать, предоставляют возможность ребенку проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими детьми. Участие дошкольников в подвижных играх и эстафетах способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.

Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств, это должна быть: игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель - выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).

Работа по физическому развитию детей включает широкое использование подвижных игр. Они способствуют формированию таких волевых качеств учащихся как ответственность, упорство, настойчивость, решительность. Игры проводятся на игровой площадке или в спортивном зале. Это такие игры: "Зайцы в огороде", "Космонавты", "Хитрая лиса", "Мы - весёлые ребята", "Горелки", "У медведя во бору" и другие.

Использование подвижных игр формирует выдержку, дисциплинированность, самостоятельность.

Пришла к выводу, что игры оказывают влияние на развитие самостоятельности у детей, творческих способностей, вызывают стремление доводить начатое дело до конца, воспитывают умение продолжать деятельность даже при нежелании ею заниматься или при возникновении более интересной деятельности, то есть все виды игр формируют волевые качества личности.


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Воспитание нравственно-волевых качеств у детей»

А.С.Макаренко писал: «Мы не знаем, нужно ли воспитывать мужество. А вдруг это «непедагогично»? А вдруг это опасно для здоровья?»

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество - в сдержанности, в терпимости, в смелости».

Важным нравственно-волевым качеством является смелость, которая выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Ее формированию способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых часто ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность в подвижной игре, в сложных физических упражнениях.

Для воспитания смелости очень важны занятия физкультурой, спортом. Воспитывается бесстрашие не только в преодолении физических преград. Хороший спортсмен умеет не только выигрывать, но он умеет сохранять мужество при поражении. Это очень важно в жизни: не падать духом при неудачах, а бороться с ними и побеждать.

Особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста является недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью. Родители должны сообщить детям некоторые правила предосторожности. Важно не запугивать детей, а приучать их обдумывать свои действия.

Родители нередко сталкиваются с проявлением у детей страха: боязнью темноты, злых существ. Это следствие неправильного воспитания в семье, где пользуются запугиванием ребенка, добиваясь его послушания, разрешают детям смотреть ТВ без учета возрастных особенностей. Необходимо тактично, спокойно, разъяснять детям несостоятельность причин боязни, приводить примеры, убеждать, а в беседах со старшими дошкольниками использовать шутку, юмор. Не следует допускать насмешки, иронические замечания в адрес робких детей.

Вся обстановка в семье и в детском саду должна способствовать воспитанию у детей честности и правдивости. Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенной проступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Проявление лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослого. Маленькие дети по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Формированию у детей честности и правдивости способствует установление в семье обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Не следует обещать того, чего не может быть осуществлено. В то же время надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности. Для этого родителям нужно использовать литературные произведения, раскрывающие красоту честных, правдивых поступков, приводить известные детям примеры из жизни.

Большим достоинством человека является скромность. Это качество понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребенка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, особенности сложившейся ситуации, самокритично оценивать результаты своей работы, поступка. Такой ребенок не претендует на излишнее внимание к себе, признавая это право и за другими. Даже получив положительную оценку, он не делает это предметом обсуждения, хотя и испытывает эмоциональный подъем от похвалы. Проявления нескромности связаны с неправильными методами воспитания, чаще всего в семьях, где ребенок оказался центром внимания взрослых, когда даже незначительное достижение высоко оценивается, обсуждается, подчеркивается незаурядность ребенка. Воспитание в коллективе предупреждает такие нежелательные качества, как хвастовство, зазнайство. Этому помогает объективная оценка достижений каждого ребенка, учитывающая уровень развития способностей, положительных качеств личности (аккуратности, старательности, ответственности и др.). Очень важно учить детей быть объективными в самооценке, замечать достоинства товарищей, тактично порицать нескромность. Недопустимо захваливание отдельных детей, особенно способных, для которых выполнение физических упражнений или заданий взрослого не представляет особых трудностей.


Вот и пришло лето!

2013-06-25

Спортивная игра «Бадминтон»

Хорошая, но забытая спортивная игра в детском саду. В эту игру играли наши родители, дедушки и бабушки.

Так почему же эта игра так полезна, и почему в неё нужно играть в ДОУ?

Спортивная игра «Бадминтон» - правила и методы обучения

Бадминтон - спортивная игра с воланом и ракетками, насыщенная разнообразными движениями и комбинациями.

В ДОУ знакомство и обучение с элементами спортивной игры «Бадминтон» , начинается со старшего дошкольного возраста. На начальном этапе обучения проводятся упражнения и игры с ракеткой и воланом.

Цель игры - не допускать падения волана на своей площадке и приземлять его на стороне противника. Простота правил, даёт возможность играть на любой небольшой площадке, лужайке, пляже и т. п.

Перед проведением игры дошкольника знакомят и учат: с воланом; как держать ракетку; со стойками и перемещением; с подачей; с ударами.

Ознакомление с воланом. Дошкольника знакомят с качествами волана: его весом, размером, учат определять скорость волана после удара, зависимость быстроты полёта от силы удара. Для этого проводятся упражнения и игры с воланом, а также с ракеткой и воланом. далее...

Подвижные игры для детей на свежем воздухе летом

2013-07-25

Весной, летом и осенью очень удобно организовывать проведение различных подвижных игр и упражнений на свежем воздухе. Физические упражнения на природе чрезвычайно благоприятны для совершенствования многих движений детей, развития их двигательных качеств. Широкий простор позволяет двигаться активно, свободно, непринужденно, что способствует развитию сноровки, ловкости, выносливости ребенка. На открытых лужайках дети могут свободно двигаться.

Алена Гусева

Подготовка к занятию :

Воспитатель должен проследить за формой одежды, в которой ребенок идет на занятие. На занятия по физкультуре в помещении дети должны быть одеты в футболку без майки, шорты, носки или гольфы, спортивную обувь. Волосы у девочек должны быть убраны в аккуратную прическу.

На физкультуру на прогулке дети одеваются в соответствии с погодными условиями, обувь должна быть удобной для занятий.

На занятие являться в строго обозначенное в расписании время!

Сам воспитатель должен быть в спортивной форме и спортивной обуви :

Спортивные брюки, футболка, спортивная обувь – для занятий в помещении;

Одежда по сезону и удобная обувь – для занятий на площадке.

Построение на занятие

Дети заходят в зал организованно (в колонне по одному) и сразу проходят на место построения, указанное инструктором по физической культуре.

Во время занятия

Дети выполняют строевые упражнения по команде инструктора по физической культуре. В младшей и средней (по необходимости) группах воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми, в старших - оказывает помощь в организации и качестве выполнения строевых упражнений. Следит за дисциплиной детей. Оказывает помощь в перестроении на ОРУ.

Инструктор по физической культуре называет, показывает и объясняет

ОРУ. Во время их выполнения воспитатель младших групп (средняя по необходимости) должен выполнять все задания вместе с детьми. Если у детей не получается то или иное движение воспитатель помогает ему справиться с заданием.

После выполнения комплекса ОРУ инструктор по физической культуре дает команду к перестроению на выполнение ОВД. Воспитатель помогает организовать детей.

Инструктор по физической культуре и воспитатель совместно готовят

оборудование для выполнения ОВД. В старшей группе к подготовке оборудования можно привлекать дежурных, заранее назначенных воспитателем. Во время выполнения основных видов движения (ОВД) воспитатель выполняет задание с той подгруппой, где задание уже знакомое детям (повторение или закрепление изученного материала) . Воспитатель обращает внимание на качество выполнения упражнения, предупреждает ошибки детей, следит за поведением воспитанников.

Воспитатель отвечает за безопасность детей в ходе выполнения упражнений. Должен знать правила страховки детей в ходе выполнения упражнений.

Инструктор по физической культуре работает с подгруппой, выполняющей

новое или более сложное по технике упражнение. Воспитатель помогает организовать смену подгрупп в ходе выполнения ОВД.

группах привлекаются к посильному труду дежурные, даются поручения).

Воспитатель помогает построить детей для проведения подвижной игры.

Инструктор по физической культуре объясняет правила подвижной игры (или спрашивает детей, если игра знакомая) .

В ходе проведения подвижной игры воспитатель следит за дисциплиной, безопасностью детей, выполнением правил игры детьми. Игра малой подвижности или упражнения в заключительной части также требуют внимания воспитателя. Воспитатель следит за качеством выполнения упражнений, контролирует состояние воспитанников, не допуская их перевозбуждения.

В конце занятия инструктор по физической культуре проводит анализ

занятия. Воспитатель также может отметить детей, похвалить их за достижения, или

высказать свои замечания в тактичной форме.

Воспитатели всех возрастных групп следят за безопасностью выполнения

упражнений, страхуют детей. Ответственность за жизнь и здоровье детей на

занятиях по физической культуре несут оба педагога .

После занятия :

После занятия воспитатель помогает детям переодеться, организует уборку

физкультурной формы и обуви . После занятий по физкультуре организует спокойную

деятельность с детьми.

Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.

Гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 4 – 12 минут. Комплекс утренней гимнастики планируется на две недели и состоит из трех частей : вводной, основной и заключительной.

Для младшей группы – 4-5 минут,

Для средней группы – 5-6 минут,

Для старшей группы – 8-10 минут,

Для подготовительной группы – 10-12 минут.

Средняя группа

Количество ОРУ увеличивается до 4-5, повторяются 5-6 раз. Ходьба и бег дополняются также другими упражнениями. Дети работают с инвентарем : обручем, кубиками, ленточками, мячом и другими.

В начале утренней гимнастики дается кратковременная ходьба разными способами. Дети самостоятельно изменяют темп ходьбы согласно ударам в бубен, например. То есть учатся выполнять движения четко согласно заданию.

Старшая группа

В старшей группе дети уже переодеваются на утреннюю гимнастику. Она проводится в физкультурном или музыкальном залах. Зал до начала занятия проветривают.

Зарядка включает в себя 5-6 ОРУ, активно используется инвентарь : шнур-косичка, гимнастическая палка, мяч и другие.

Комплекс состоит из последовательности упражнений, которые выполняются в заданном счетом темпе или в соответствии с музыкальным рисунком. Дети разучивают танцевальные движения, учатся ходить приставным и переменным шагом, делать подскоки.

У детей старшего дошкольного возраста хороша развита память, поэтому они могут повторить комплекс упражнений самостоятельно, без помощи воспитателя.

Подготовительная группа

Комплекс упражнений для подготовительной группы существенно не отличается от утренней зарядки, проводимой в старшей группе. Количество повторений ОРУ - 6-8 раз. Широко применяются упражнения с разнообразным инвентарем, оборудованием : детскими гантелями, скакалками, воздушными или надувными мячами, прыгунками. Кроме этого, включаются задания со «шведской стенкой» .

План зарядки

Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания) . Это небольшая разминка.

Основная часть – ОРУ с предметами (флажки, платочки, кегли, кубики, обручи, мячи и т. п.) Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. При выполнении гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине и животе, так как статическая поза отрицательно сказывается на осанке в целом и на формировании свода стопы ребенка.

В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию :

1. Упражнения на восстановление дыхания

2. Пальчиковые гимнастики,

3. Упражнения для глаз,

4. Упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж и другие.

Методика проведения гимнастики после сна

Гимнастика после дневного сна должна помочь ребенку проснуться и вернуться в рабочий ритм дня.

Чтобы пробуждение было быстрым, но не резким, используйте некоторые простые принципы :

Не нужно будить ребенка специально. Он должен просыпаться сам, под спокойную музыку и тихий голос воспитателя;

Начинать лучше с пальчиковой гимнастики, самомассажа, простых упражнений в кроватях;

Перед занятиями хорошо проветрите комнату;

Гимнастика не должна быть утомительной, дети должны заканчивать ее в хорошем настроении. Но и толку от занятий, которые длятся менее 15-ти минут, не будет;

Заканчивать упражнения лучше всего закаливающими процедурами. Здоровые дети могут обтереться прохладной водой, дети после болезни - просто умыться;

Гимнастику следует проводить в игровой форме, а упражнения подбирать так, чтобы ребенок мог с ними справиться. Если малышу трудно выполнять те или иные упражнения, помогите ему, и уж, конечно, ни в коем случае не ругайте.

Екатерина Багарьян
Консультация для воспитателей «Формы взаимодействия детского сада и семьи по физическому воспитанию детей»

выявить место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста;

изучить формы взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях;

описать формы взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по физическому воспитанию детей .

Предполагаемый результат :

активное взаимодействие семьи и инструктора физического воспитания ДОУ содействует процессу правильного физического развития и воспитания ребенка .

Актуальность :

В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом , является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье .

Движения - естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка всех его систем и органов.

Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности.

Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений, в процессе, которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу всех органов и систем.

Осуществлять физическое воспитание детей , это значит :

1. уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей ;

2. формулировать задачи физического воспитания на определенный период (например, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей ;

3. организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;

4. проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей;

5. сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;

6. владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

Целью физического воспитания является формирование у детей

Организованные физкультурные занятия (как в детских садах , так и семье , свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т. п., улучшают деятельность сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ; повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

В процессе физического воспитания осуществляются следующие задачи :

оздоровительная;

образовательная;

воспитательная .

Таким образом, хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении должна быть нацелена на поиск резервов полноценного физического развития детей и формирование основ здорового образа жизни.

Таким образом, в общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма , интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества , необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

В целях просвещения родителей, повышения их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников хорошо используются :

информация детского сада ;

различные консультации физическому образованию , а также родителей с опытом семейного воспитания ;

семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми;

«открытые дни» родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур;

совместные физкультурные досуги, праздники;

анкетирование и тестирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка .

Воспитание и физическое развитие детей в детском саду тесно связаны с целями и устремлениями родителей и зависят от них. А так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье , развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи , и родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка , занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни.

Совместная работа руководителя физического воспитания ДОУ с семьей должна строиться на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику :

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю , но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду , а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания . 2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду . 3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей. 4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье , а родителей в детском саду .

Основные положения системы работы с семьей :

Ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка ;- ознакомление родителей с подвижными играми, в этих целях используются информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада ;- помощь в составлении индивидуальных занятий с подвижными играми в условиях семьи , с учетом физического развития детей ;- обучение конкретным подвижным играм, приемам и методам игровых упражнений;- различные консультации , устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию , а также родителей с опытом по организации игр с детьми;- семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с просмотром видео-уроков;- «открытые дни» родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе и т. д. ;- совместные физкультурные досуги, праздники;- анкетирование родителей по данному вопросу.

Наблюдения показывают, что использование различных форм работы с родителями эффективны, в результате чего :

повышается ответственность родителей за воспитание детей в семье ;постоянно совершенствуются знания родителей;создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми;происходит обмен опытом между родителями;обеспечивается совместный успех в деле обучения детей подвижным играм в условиях семьи .

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй .

Публикации по теме:

Акция по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в процессе взаимодействия детского сада с ГИБДД «АКЦИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С ГИБДД». С развитием техники.

«Сила традиций и сила творчества В их сочетании – животворящий источник всякой культуры». П. Н. Савицкий В ДОУ традиционно прошел конкурс.

Конспект открытого занятия по физическому воспитанию (нетрадиционные формы обучения) в старшей группе конспект спортивного занятия для детей старшей группы детского сада «Гуси лебеди» Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными.

Консультация для воспитателей «Формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи» «Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности» В тоже время это.

Организация мини- музея в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм.

Народные подвижные игры как метод взаимодействия детского сада и семьи в процессе физкультурно–оздоровительной деятельности Народные подвижные игры как метод взаимодействия детского сада и семьи в процессе физкультурно – оздоровительной деятельности В детском.

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства.

Проект программы по совместной работе детского сада и семьи по воспитанию у детей экологической культуры. Проект программы по совместной работе детского сада и семьи по воспитанию у детей экологической культуры и развитию исследовательской активности.

Эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни С каждым годом возрастает актуальность вопросов связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного.

Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. Бойчук И. А. Федеральный государственный.

Библиотека изображений: