Как улучшить память взрослому человеку: советы и способы, препараты и продукты, оптимизирующие мозговую деятельность. Развитие памяти у взрослых Развитие зрительной памяти у взрослых

Эффективность любой деятельности, решение проблем и развитие личности зависят от тех знаний и умений, что хранятся в нашей памяти. Это основа житейского и профессионального опыта, способности к освоению нового и даже интеллекта. Ведь от объема и разнообразия имеющейся информации зависит, насколько будет продуктивным и творческим наше мышление. Люди прекрасно осознают важность процессов запоминания, сохранения и воспроизводства информации, поэтому вопрос, как улучшить память, всегда остается актуальным.

Психологи определяют память как способность живого организма сохранять и потом использовать результаты своего опыта. У человека этот процесс может быть как непроизвольным, непреднамеренным, так и целенаправленным, произвольным и осознанным. Память включает в себя 4 взаимосвязанных процесса:

  • запоминание,
  • сохранение,
  • воспроизводство,
  • забывание.

Да-да, забывание тоже относится к памяти, и согласитесь, не всегда оценивается как зло – бывают в жизни такие ситуации, о которых хотелось бы поскорее забыть.

Качество нашей памяти зависит от всех процессов, и сбой, произошедший на любом из ее уровней, может создать серьезные проблемы. Поэтому упражнения по развитию памяти касаются как запоминания, так и сохранения и воспроизводства информации.

Запоминание

Это основной процесс, который обеспечивает закрепление поступающий в головной мозг информации. Когда люди говорят о своем желании улучшить память, то имеют в виду именно процесс запоминания. Его успех обеспечивают несколько факторов.

  1. Связь новой информации с уже имеющейся. Наша память во многом носит ассоциативный характер – мы лучше и быстрее запоминаем то, что вызывает у нас какие-то ассоциации, то есть новое знание как крючочками цепляется за хранящееся в опыте. Получается, чем больше человек знает, тем легче он запоминает новое.
  2. Включение информации в деятельность. При запоминании информации в коре головного мозга возникают связи между нейронами, и если мы постоянно пользуемся новым знанием, эти связи закрепляются, а новые данные или навыки быстрее запоминаются и дольше сохраняются. Причем имеется в виду не только внешняя, предметная деятельность, но и мыслительная, поэтому смысловое запоминание текста намного эффективнее, чем механическое многократное повторение.
  3. Значимость информации. Осознание важности нового знания создает установку на необходимость его сохранения. Поэтому если вы, стараясь что-то запомнить, ворчите про себя, что это вам никогда не понадобится, то, сами же и мешаете сохранению информации.
  4. Эмоциональная окраска. Лучше всего запоминаются события и информация, связанная с яркими переживаниями, причем не только с положительными, но и с негативными. Всплеск эмоций создает сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, в результате чего происходит концентрация внимания, способствующая более успешному запоминанию.

От этих же факторов во многом зависит и сохранение информации, ведь, согласитесь, так хочется все нужное запомнить надолго. Но сам процесс сохранения отличается рядом особенностей, о которых следует помнить.

Сохранение

Сохранение информации не менее важно, чем запоминание, но нередко об этом забывают. Так, студент перед экзаменом нацелен именно на запоминание, а не на долгосрочное сохранение материала, в результате новое знание быстро «выветривается» из головы. Хорошо, если его удается донести до экзаменатора. Проблемы с сохранением информации связаны с тем, что у человека есть несколько уровней памяти, различающихся именно по длительности хранения информации.

  • Оперативная память – самая короткая, она обслуживает деятельность человека и нужна для сохранения информации об операциях. Например, читая текст, мы должны некоторое время удерживать в памяти слова предложения, иначе мы его просто не поймем. Но к длительному сохранению информации этот вид памяти отношения не имеет.
  • Кратковременная память обеспечивает непродолжительное, до нескольких секунд сохранение информации, поступающей в мозг от органов чувств. Это время для того, чтобы оценить нужность информации и начать ее обработку. Если данные не рассматриваются как необходимые, и вы не начали их обдумывать, осмысливать, анализировать, то они не задерживаются в памяти.
  • Долговременная память отвечает за длительное сохранение информации. Если поступившие в мозг данные включаются в мыслительную деятельность, а движения, которые нужно запомнить, начинают повторяться, отрабатываться, то они отправляются на долговременное хранение.

Развивать и улучшать следует именно процессы обработки информации и ее сохранение в длительной памяти. Об этом мы и поговорим.

Приемы мнемотехники и упражнения по развитию памяти

Если вы думаете, что у вас проблемы с памятью (а так, к сожалению, считают очень многие), то, скорее всего, вы ошибаетесь. У психически здорового человека нарушения памяти встречаются редко, а ваши проблемы с запоминанием информации связаны с банальным неумением организовать этот процесс.

Большинство людей еще со школы уверены, что запоминание сводится к многократному повторению информации. И если несколько фраз или стихотворение таким способом запомнить можно, то попытка сохранить в голове, например, материал целого учебника за несколько дней до экзамена становится практически невыполнимой задачей.

Многократное повторение – это самый трудоемкий и наименее эффективный прием запоминания, хоть в ряде случаев его можно использовать и для сохранения информации, и для развития мнемических способностей – Мнемозина считалась в Древней Греции музой памяти.

Тогда же, в эпоху Античности возникло и целое искусство запоминания – мнемоника, и были разработаны первые приемы мнемотехники, облегчающие работу нашей памяти.

Ассоциативно-образное запоминание

Наша память имеет ассоциативный характер, поэтому чтобы что-то запомнить, нужно позаботиться о ярких ассоциациях. Лучше всего запоминаются ассоциации-образы, так как операции с образами – это очень древняя форма мышления. Так, у многих есть проблемы запоминания цифр, например, номер телефона, пароль в интернете и т. д.

Запоминание цифр

С этой проблемой можно справиться, заменив цифры на образы.

  • Например, число 2882199 можно запомнить как: «Два веселых гуся жили у бабуси». «Два» - 2; две «восьмерки» - «два веселых», «двойка» - гусь, 199 – бабуся с хворостиной.
  • Или другой пример. Номер телефона 324-17-05 можно превратить в веселую картинку: три гуся сидели на стуле, и сгорбленная бабуся с палочкой принесла им блюдо и ковш.

Главное, чтобы образы были яркими и запоминающимися. Такой способ, на первый взгляд, кажется сложным, но он не только помогает запоминать не связанные смыслом цифры и стимулирует память, но и развивает ее. А еще его можно использовать как упражнение по развитию образного мышления и воображения.

Если у человека преобладает не образное, а логическое мышление, то ему можно порекомендовать прием, в котором цифры заменяются не образами, а словами. Подбирать слова нужно в зависимости от:

  • своих индивидуальных особенностей;
  • интересов;
  • профессиональной деятельности.

Так, чтобы они были близки вам, а фраза в целом имела смысл.

Один из вариантов: выбор слов, начинающихся на ту же букву, что и цифра. Например, число 25709 можно запомнить с помощью фразы: «Давай, пойдем, Семен, на дело».

В мнемотехнике слова имеют большое значение, так как в силу особенностей человеческой психики являются универсальными средствами кодирования.

Существует множество специальных формул для запоминания, например, общеизвестная фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», предназначенная для сохранения в памяти порядка цветов спектра или радуги.

Запоминание текста или смысловое запоминание

Большой объем информации лучше запоминать по смыслу, то есть предварительно его обработав, проанализировав и поняв. Чаще всего проблемы возникают именно на уровне понимания, так как это кажется довольно трудоемким делом, требующим напряженной мыслительной деятельности. Это так, но вы же помните: любая обработка информации способствует ее лучшему запоминанию и сохранению. Поэтому, запоминая сложный текстовый материал, нужно выполнить ряд условий.

  • Настройтесь на важность и нужность информации, которую хотите запомнить.
  • Читая сложный текст, «переводите» его на более понятный язык. Можете даже заменять научные термины просторечными словами и жаргонизмами, если вам это удастся, значит, вы их поняли.
  • Разделите текст на смысловые кусочки, определив в каждом из них основную идею.
  • Дополните сухой теоретический материал своими примерами, особенно хорошо, если они будут связаны с вашей профессиональной деятельностью или житейским опытом.
  • Задавайте вопросы себе, воображаемому собеседнику, автору и старайтесь на них отвечать. Спорьте с автором, высказывайте свою точку зрения, старайтесь найти какие-то новые мысли-ассоциации, которых нет в авторском тексте.

Записывайте основные идеи теста и свои мысли, резюме, ремарки. Это не только дополнительная обработка информации – записи помогут вам освежить информацию и вспомнить материал. Недаром же опытные преподаватели говорят, что качественно написанная шпаргалка обеспечивает запоминание материала. Только шпаргалка должна быть написана самостоятельно.

Такая мыслительная работа не только позволит понять и сохранить информацию, но и сделает процесс запоминания увлекательным и интересным, чего не скажешь о бестолковой, бессмысленной зубрежке.

Важно помнить, что мнемоника – именно искусство, и основана она не столько на знании техники запоминания, сколько на активной работе мысли, заинтересованности и подключении к процессу запоминания воображения и творчества.

Старайтесь использовать эти приемы постоянно, чтобы осмысленное запоминание вошло в привычку, стало частью вашей работы с информацией. И вы очень быстро поймете, насколько легче вам стало запоминать даже самый сложный материал, а ваша память стала более развитой и организованной.

Чтобы стать умнее и улучшить работу мозга, стоит воспользоваться следующими советами, которые обязательно помогут улучшить память взрослому человеку . Сегодня мы пройдемся по самым эффективным способам улучшения памяти благодаря активизации мозговой деятельности. А после того, как вы выберете подходящие способы именно для вас, — следует найти полную информацию конкретно о данном способе, чтобы применять его на практике полноценно.

Из статьи вы узнаете следующую информацию:
— Самые действенные способы как улучшить память взрослому человеку;

Итак, 15 способов как улучшить память и работу мозга взрослому человеку.

1. Постарайтесь тренировать кратковременную память , заучиванием на память номеров телефонов.
Это хорошее и простое упражнение помогает тренировать кратковременную память, которая является первым двигателем интеллекта. Многие предприниматели и руководители компаний тренируют память именно таким незатейливым способом.

2. Хотите запоминать большое количество информации, — старайтесь высыпаться . Здоровый сон очень важен для полноценного функционирования организма.
Если с вечера тяжело что-либо запомнить, раньше ложитесь спать . Проснувшись утром, вы с удивлением заметите, что вся нужная информация уже «записана» в мозгу. Исследования доказали, что память продолжает работать и во время сна. Но когда тело устало, не следует его перегружать. Урегулируйте режим дня.


3. Движения — двигатель развития не только всего организма, а и мозга.
Новые клетки гиппокампа (участка мозга) растут тогда, когда человек находится в движении, причем движение способствует защите и уже имеющихся клеток. Исследования показали, что получасовая пробежка каждый день способствует увеличению концентрации элементарного внимания втрое.

4. Изучение иностранных языков.
Когда вы владеете несколькими языками, мозг начинает думать, выбирая уместные слова, тем самым активизируя корковые связи. Последние отвечают за все языки, которыми владеет человек. После этого в работу включается управленческий участок (предлобная кора мозга), который непосредственно и отвечает за выбор нужного слова. Разговаривая на разных языках, человек волей-неволей заставляет себя постоянно тренировать мозг . Это улучшает память любому взрослому человеку.

5. Решение логических ребусов и задач.
Учеными давно доказано, что решения логических упражнений, кроссвордов и ребусов способствуют снижению вероятности развития возрастного слабоумия. Вот почему врачи всегда советуют людям в возрасте уделять время разгадыванию кроссвордов и ребусов. Собирая пазл, вы тренируете участки мозга. При этом мозг не загружен полностью и способен думать параллельно о чем-то другом.

6. Интересно и полезно: занимайтесь рукоделием.
Вы увеличиваете мозговую активность и тогда, когда вы тренируете мелкую моторику рук, тренируется и умственное развитие. Так что смело беритесь за рукоделие: бисер, вязание, вышивка, шитье - положительно влияют на интеллект. Такое развитие памяти широко используется для развития детей в дошкольном и школьном возрасте.

7. Воздвижение «дворца».
Для того, чтобы происходящие факты хорошо запомнились, необходимо провести ассоциативный ряд мыслей, возвести своеобразный «дворец памяти» - методика для лучшего запоминания информации. Ознакомиться подробнее с этой методикой можно в книге Брайена «Как развивать абсолютную память». Она основана на умственной деятельности, направленной на стратегическое обдумывание и построение чего-бы то ни было.

8. Исследование «новых путей».
Ученые предлагают делать зарядку для ума, цель которой - изменить ход и порядок вещей, течение событий. Для ее выполнения достаточно пойти на работу иным маршрутом, использовать в качестве главной руки левую, принять душ в темноте и так далее. Эти действия лишают отростки нервных клеток возможности атрофироваться.

9. Наслаждение кофе.
Говоря о способах как улучшить память взрослому человеку, следует помнить о пище, способной стимулировать мозговую активность. С помощью экспериментов установлено, что люди, которые выпивают ежедневно несколько чашечек кофе, меньше подвержены депрессии. Кофе способствует улучшению состояния кратковременной памяти в результате воздействия кофеина на нейронные связи. Однако этот способ можно применять в случае отсутствия противопоказаний, так как кофеин активно действует на сердце.

10. Выполнение «экзамена сознания» (упражнение Пифагора).
Ежедневно, перед тем как уснуть, анализируйте детально весь день: что вы сделали хорошего, за что вам стыдно, что бы вы хотели изменить и так далее. Постепенно усложните «упражнение Пифагора»: возвратитесь в прошлый день, в позапрошлый. Восстанавливайте в памяти любые нюансы, все подробности. Этот способ подходит тем, кто любит вспоминать и мечтать, как например, рассматривая старые фотографии.

11. Игры с детьми (малышами).
Непосредственность детей способна активизировать у взрослого творческое начало. Игра с детьми тренирует часть мозга, которая отвечает за эмоции (миндалевидная железа). Возьмите за правило подобно ребенку задавать вопросы, проявлять любопытство - так вы откроете для себя много нового и познавательного.

12. Черчение и рисование.
Чтобы активизировать внимание и повысить память, во время разговоров или размышления старайтесь что-либо рисовать или чертить. Этот способ подходит не для всех, но он очень способствует сосредоточению человеку на конкретной вещи, что тренирует мозг.

13. Общительность.
Самая простая тренировка памяти, — общение с разными людьми.
Будьте открытым человеком, разговаривайте с другими людьми, интересуйтесь их новостями. Человек, который ведет замкнутый образ жизни, перестает развиваться.

14. Целебная сила классического искусства, музыки.
Для развития памяти, концентрации внимания полюбите классическую музыку. Музыка других направлений воздействует на организм либо отрицательно, либо нейтрально.

15. Ароматерапия.
Вдыхайте запах розмарина, его аромат способен усилить концентрацию внимания. Запахи розы и герани успокаивают и оказывают благотворный эффект на память. А запахи кипариса, лимона и мяты являются для памяти ароматическими энергетиками.

Вам осталось выбрать подходящие способы тренировки памяти и улучшения работы мозга. А потом узнать о подходящем для вас способе более конкретно.

В этой статье мы постарались раскрыть для вас тему:

Надеемся, информация была для вас полезной и актуальной для того, чтобы использовать её в своей жизни. Оставайтесь всегда на высоте, спасибо за ваше внимание, женский онлайн-журнал сайт

Улучшение памяти происходит в результате постоянных тренировок работы мозга. Важно не только много читать, но и извлекать из литературы максимум информации с деталями, то есть пользы. Как удержать в памяти массивы информации? Предлагаем использовать технику под названием АДВ. С ее помощью можно быстро проанализировать новую информацию, отделить главное от второстепенного и упростить запоминание текста.

Что такое техника АДВ?

Техника АДВ – это надежный способ проанализировать текст и запомнить из него самую важную информацию. Техника основана на выделении краткого содержания текста и его оценке. Ее составные части: А – аннотация, Д – доминанта, В – вывод. Рассмотрим эти элементы подробнее.

Аннотация

Это краткий пересказ текста, состоящий из 1–3 абзацев. Аннотация статьи объемом 10 000–15 000 знаков может быть из одного абзаца. Краткий пересказ книги содержит 2–3 абзаца.

Если не привыкли конспектировать, поначалу испытаете трудности. Поэтому для тренировки в первый раз сделайте подробный пересказ прочитанного, а затем сокращайте его до тех пор, пока в аннотации не останется лишней информации

Доминанта

Это ответ в одном предложении на вопрос, о чем текст. Стремитесь к тому, чтобы доминанта подсказывала главную мысль автора, опираясь на которую можно легко вспомнить нужную информацию из текста.

Вывод

Аннотации и доминанта отражают задумку автора. Сюда мы не вносим оценочных суждений. В выводе, наоборот, выражается отношение к прочитанному. В идеале давайте в выводе не только оценку («нравится/не нравится», «полезно/бесполезно»), но и описывайте план дальнейших действий.

Как избежать ошибок в запоминании

Хотя АДВ – простая техника, которую может освоить и успешно применять любой человек, при ее использовании все же допускают ошибки. Приведем распространенные, чтобы можно было их избежать.

Частые ошибки в аннотациях

  1. Не используйте общие фразы. Они засоряют память и мешают запомнить информацию. Используйте в аннотации конкретику.
  2. Не оценивайте и не интерпретируйте текст автора.

Частые ошибки в доминантах

  1. Слишком короткая доминанта. Короткая доминанта не показывает отличие данного текста от других на эту же тему. Не сокращайте ее до пары слов, а формулируйте развернуто.
  2. Доминанта дублирует название текста.
  3. Оценочная доминанта. Ваша задача сформулировать суть книги, а не дать ей оценку.

Частые ошибки в выводах

В выводах встречаются следующие ошибки:

  1. Вывод отсутствует или сформулирован формально.
  2. В выводе нет анализа, преобладают эмоции. Это недостаточно для дальнейшего использования в работе.

Теперь вас не испугает даже сложный текст, который надо проработать в сжатые сроки. Ведь вы владеете техникой АДВ. Введите ее использование в привычку. Когда читаете значимый для вас текст, формулируйте аннотацию, доминанту и вывод. При желании запишите их в отдельный файл или блокнот. Это очень удобно.

Принцип работает и в отношении любой другой информации, когда по запросу руководителя нужно сделать краткий анализ коммерческого предложения, информационных статей или отчетов.

Упражнения для улучшения памяти

Чтобы иметь хорошую память, нужно тренировать её постоянно. В этом помогут простые упражнения.

  • Наблюдение . Наблюдая за каким-либо явлением, старайтесь запоминать звуки, явления, запахи. Важно акцентировать свое внимание на деталях. Сначала постарайтесь запомнить какое-то происшествие, даже обычную прогулку или встречу, а потом постарайтесь всё вспомнить в деталях. Повторите произошедшее в обратном порядке.
  • Заучивание и пересказывание . Каждый день необходимо заучивать небольшие части текста. Нужно придумывая ассоциации, воображая картину. Как известно, легче всего учить отрывками, а не весь текст сразу. После пересказывайте заученное в деталях.
  • Придумывайте . Придумывайте истории, события или рассказы. Рассказывайте придуманное нескольким знакомым, стараясь придерживаться одного сюжета.
  • Запоминайте расположение предметов . Запоминайте список предметов, мысленно представьте их, а затем постарайтесь собрать, как пазл, воедино всю картину.
  • Заучите номера телефонов всех друзей, родственников и знакомых.
    Заучите телефонные номера и старайтесь, чтобы они ассоциировались с тем местом или человеком куда звоните.

Человеческую память можно сравнить с кладовой, хранящей ту обширную информацию, которая открывает людям потенциал для творчества в различных направлениях. Но с возрастом с памятью и вниманием появляются проблемы. Избежать этого позволит регулярная работа над собой. Таким образом, развитие запоминания у взрослых приобретает важное значение. Что же предпринимать, чтобы сберечь свою память как можно дольше?

Главное – тренировка

Несмотря на обилие трудов на данную тему, память продолжает оставаться загадочным явлением. Традиционно считается, что пожилые люди с легкостью забывают новую информацию из-за того, что способность к запоминанию с течением времени теряется. Однако известно, что состояние памяти напрямую зависит от самочувствия человека. При переутомлениях, стрессах, недосыпаниях теряется большое количество нервных клеток, что естественно влияет на возможности запоминания. Однако приходить в уныние от этого не следует. Ученые считают, что память необходимо тренировать, это позволит даже в преклонных летах сберечь и усовершенствовать способность к запоминанию.

Развитие памяти и здоровые привычки

Память непосредственно зависит от работы человеческого мозга, для полноценного функционирования которого необходимо непрерывное насыщение его кислородом . Это активизирует умственную деятельность и, следовательно, . Вам помогут регулярные проветривания помещения и так называемые «кислородные паузы», когда человек спустя час работы выходит на свежий воздух, чтобы подышать.

Необходимо отказаться от вредных привычек - курения, употребления алкогольных напитков (пиво не исключение), ненормированного рабочего дня, ведущего к переутомлению. Ведь они затормаживают деятельность мозга, который не получает возможности трудиться в полную силу.

В противовес этому регулярные занятия физкультурой и спортом, здоровый восьмичасовой сон, рациональное питание формируют хорошие возможности для раскрытия умственного потенциала, а значит, и для укрепления памяти.

Простые упражнения развития памяти

Ответ на вопрос о том, как развить память у взрослого человека, лежит в области постоянного ее совершенствования. Это же касается внимания и интеллекта. В основе тренировок памяти лежат следующие закономерности:

  • интерес к запоминаемому объекту и его значимость;
  • погружение в информацию, сосредоточенность и концентрация внимания;
  • последовательное воспроизведение, постепенное запоминание.

Неоценимую помощь в развитии памяти оказывают интеллектуальные игровые задания для взрослых. Выполнять их несложно, важно делать это регулярно, а не от случая к случаю. Вот некоторые из них.

  1. Назовите пару слов, к каждому из них должны подходить, например, такие прилагательные: съедобный, белый, мягкий.
  2. Выложите на поверхность стола несколько костяшек домино. Внимательно в продолжение 10 секунд посмотрите на них. Отвернитесь и назовите общую сумму на костяшках.
  3. Человек обычно сам в состоянии придумывать и тесно связанного с ней внимания. Например, понюхайте разные вещи: духи, цветы, блюда или другие предметы. Сравните запахи между собой, постарайтесь описать их словами.
  4. Во время приема пищи не торопитесь. Посмакуйте любимое блюдо или напиток, ощутите вкус. Если делать это постоянно, то происходит запоминание того, что ешь. Память сохранит вкус употребляемых продуктов и это впоследствии станет одним из многочисленных воспоминаний. Эффективным упражнением является дегустация вин, однако усердствовать в его выполнении не стоит.
  5. Прислушайтесь к окружающим звукам, постарайтесь проанализировать их. К примеру, можно определять музыкальные инструменты, слушая симфонический или духовой оркестр. Если услышите вдалеке звучание песни, то постарайтесь разобрать доносящиеся слова.
  6. Тренируйте память, запоминая человеческие лица, часто встречающиеся на пути. При рассматривании отмечайте нечто особенное, доминирующее во внешности: губы, нос, глаза, пышную шевелюру и т. д. Однако делайте это ненавязчиво, не привлекая внимания человека.
  7. Находясь в дороге, наблюдайте за происходящим, не цепляясь на посторонние мысли. После этого, закрыв глаза, постарайтесь припомнить то, что увидели и услышали.
  8. Заучивайте любимые стихотворения, крылатые выражения, медленно читая, выделяя в них значимые слова, воссоздавая образы в своем сознании.
  9. Запоминайте номера телефонов, тренируя память на цифры. Добавьте сюда образное мышление, ассоциируя цифру с чем-то: 1 – со спичкой, 2 – с лебедем и так далее.
  10. Закройте глаза и мысленно воспроизведите страничку рабочего блокнота, не забывая о сокращениях и помарках. Спустя неделю можно порадоваться успехам своей памяти.

Отличная память - большое преимущество человека любого возраста, помогающее и в повседневной жизни, и в успешной работе. Однако развивать ее взрослым людям нужно постоянно.

Автор статьи: Сазонов Михаил

Память — важнейшая составляющая психики и любых видов деятельности человека: от привычной ходьбы и письма до познания нового, интеллектуальной и физической работы. Нарушения в функционировании памяти приводит к различным проблемам во всей жизнедеятельности. Быстрое забывание или, наоборот, не восприятие, не запоминание нужной информации — совсем необязательно, что это патологические нарушения в нейронах головного мозга, ответственных за память.

Частая причина «отсутствия памяти» (забывание, не запоминание) — это рассеянность, невнимательность, и главное — нет эмоциональной вовлеченности и заинтересованности в объекте запоминания.


Чтобы понять как развить, улучшить и тренировать память , неважно, ребенка или уже взрослого человека, нужно знать, что память человека работает вместе с вниманием и восприятием, поэтому, нужно развивать и улучшать и память и внимание.

Как улучшить, развить память и внимание у ребенка и взрослого

Какие бывают виды памяти и как она работает, вы можете узнать из статьи: Как быстро запомнить информацию …
В этой статье мы рассмотрим как улучшить и развить память и внимание у ребенка и у взрослого, используя некоторые психологические приемы, техники и тренировки, а главное — ваши новые знания о развитии памяти, внимания и восприятия.

Немного знаний о памяти и внимании: Для того чтобы хорошо воспринимать, внимать информацию и надолго запоминать, а потом легко припоминать (вспоминать) ее, в первую очередь, нужно избавиться от сопутствующих невнимательности (рассеянности) и забыванию факторов, таких как постоянные и накопленные стрессы, особенно перешедшие в дистрессы, депрессивные состояния и апатии, сохраненные психологические травмы, незавершенные ситуации из прошлого и накопленные негативные эмоции (типа обыды, чувство вины и т.д.) — я уже не говорю о психологических и личностных расстройствах (неврозы, фобии, зависимости…) — они серьезно могут мешать как восприятию и вниманию, так и улучшению памяти (запоминанию).

Например: Если вы собрались улучшить свою память, запоминая новую информацию, но ваше сознание занято автоматическими (иногда навязчивыми) мыслями и образами из подсознания (страхами, переживаниями, эмоциональным «дожиганием» прошлого и т.п.), то ваше внимание будет сосредоточено на этих подсознательных иллюзиях и фантазиях, а не на запоминаемом материале, который, кстати, будет очень плохо восприниматься.

У вас не будет ни настроения, ни интереса и мотивации, ни эмоциональной вовлеченности в процесс запоминания (улучшения памяти), т.к. ваша психическая энергия будет тратиться не на созидание (в данном контексте — развитие и улучшение памяти), а на борьбу со своими автомыслями, автообразами и с другими внутренними негативами, т.е. на саморазрушение.

Итак, главное, что необходимо для развития и улучшения памяти и внимания, как взрослым, так и детям — это хорошее настроение, интерес, мотивация и эмоциональная вовлеченность.

Как развить память, используя настроение, интерес, мотивацию и вовлеченность

Всем людям необходимо развивать свою память, начиная с возраста ребенка. Однако развить память можно и взрослому, который не очень усердно занимался в детстве.

Многие наверное скажут, что если бы были перечисленные составляющие (настроение, интерес, мотивация, эмоциональная вовлеченность), то развить и улучшить память и внимание — не проблема… Проблема в том, что обычно нет этих составляющих…
Например: Какое может быть настроение учить уроки? Или, какой интерес готовиться к экзаменам? Какая мотивация учиться и развиваться сейчас, если результат может быть будет (а может, нет) в будущем? Какая эмоциональная вовлеченность в нудный учебный процесс?

С одной стороны, может показаться, что вы правы, если так думаете. Но с другой — человек для того и «Человек разумный», чтобы решать любые проблемы, а точнее, что чаще бывает в жизни — не создавать их себе и другим…

Так вот, «Разум» Хомо сапиенса подскажет вам, как развить свою память, после того, как вы вникните в прочитанное в данной статье.
Всем нам «человекам разумным» приходится учиться практически всю жизнь, от рождения до «конца»… Чему-то мы учимся автоматически, неосознанно и непроизвольно, например ходьбе, подсознательно копируя поведение других людей, а чему-то обучаемся осознанно, целенаправленно и произвольно… И везде, при любом виде деятельности, учебе или работе, используется наша память и внимание — в первом случае мы внимаем, воспринимаем и запоминаем, во втором — внимаем, припоминаем и воспроизводим…

Как улучшить память взрослому и ребенку в домашних условиях

Каждый может «въехать», как улучшить память в домашних условиях, не прибегая к помощи специалиста-психолога, при условии, что человек будет достаточно мотивирован на саму работу по улучшению своей памяти, а не только на конечный результат. А также, как уже было сказано выше, у ребенка или взрослого будет настроение, интерес и эмоциональная вовлеченность в сам процесс улучшения памяти.

Взрослый может мотивировать, заинтересовать и вовлечь себя сам, а ребенку должен помочь, опять же, заинтересованный и мотивированный родитель (воспитатель, педагог…).

Возьмем в пример любой вид обучения, детского или взрослого — не важно… Допустим, вам или вашему ребенку нужно научиться работать над собой, улучшать свою память, но нет особого рвения и желания, т.е. нет ни мотивации, ни интереса, ни, тем более, вовлеченности…что делать?

Как повысить мотивацию на улучшение памяти? (запомните — мотивацию не на результат, а на сам процесс по обучению себя и работе над памятью) — проще «пареной репы»…нужно внушить себе (дать внутреннюю установку) на то, что вам жизненно, биологически необходима хорошая память (если мотивируете себя на занятия с ребенком по улучшению его памяти, то внушить, что вам жизненно необходимо помочь ребенку).

Если в голове зафиксируется эта установка, то мотивация будет «включаться» автоматом — не нужно прибегать постоянно к силе воли и постоянно себя мотивировать…(можете забыть, что хотели улучшить память:-)

Для этого можно использовать методы самогипноза или позитивные аффирмации , ну или простое повторение (например, несколько раз читать эту статью и другие материалы по работе с памятью и пользы от нее…, но так дольше фиксировать установку).

«Что-то с памятью моей стало». Если это для вас не просто слова известной песни, а актуальная проблема длительного времени, то пора задуматься о том, как улучшить память. Взрослому человеку, воспринимающему ежедневно большие потоки информации, приходится искать способы борьбы с забывчивостью.

Почему мы стали всё забывать?

Прежде чем начинать штудировать справочники и поисковые системы по «рецептам» для улучшения памяти, стоит разобраться с причиной возникновения этого явления. Здоровье человека психическое и физическое неразрывно в своем взаимодействии. Если появляется сбой в одном звене, то последствия обязательно отразятся на другом.

Поэтому к могут привести и серьёзные заболевания организма:

  • Травмы мозга и черепа;
  • Заболевания или ослабление жизнедеятельности важных органов организма.

Недобросовестное отношение к своему здоровью выраженное в злоупотреблении алкоголем, энергетическими и стимулирующими напитками и препаратами, курением, несбалансированным - все это пагубно сказывается на активной деятельности мозга. Ухудшение которой, следовательно, приводит к плачевному состоянию всех психических процессов.

Человек сам зачастую становится главной причиной «провалов» в памяти. Позволяя себе недооценивать степень важности полноценного сна и чередования активной деятельности с отдыхом, вгоняет себя в нервные срывы и депрессии. А это непосредственно провоцирует сбои в памяти.

Определить уровень глобальности проблемы с запоминанием, сохранением и воспроизведением информации помогает осознанная оценка своего образа жизни и консультация специалистов.

В этом видео будет показано 6 задач, решив которые вы сможете оценить, насколько развит ваш мозг:

Препараты, улучшающие память

Ситуация самостоятельного диагностирования и назначения лечения приводит к плачевным последствиям. Даже опытный фармацевт не будет абсолютно компетентен в этом вопросе и не назначит адекватного лечения. Не говоря уже о случаях самолечения по совету друзей и знакомых.

Если человек чувствует серьёзные деструктивные изменения в операциях памяти (частые и глобальные ухудшения в процессе запоминания элементарных и недавних явлений, событий, информаций), тогда самым оптимальным и верным способом становится помощь врача.

Для начала - обращение к терапевту, который определит дальнейшую траекторию борьбы с проблемой.

В большинстве случаев назначают препараты двух типов:

  1. Отпускаемые по рецепту - ноотропил , церебролизин , пикамилон ;
  2. Безрецептурные - билобил , Гинго Билоба , .

Даже если препарат доступен в аптеке без рецепта врача, употребление его начинать следует только после тщательного знакомства со всеми пунктами инструкции по применению.

Народные способы лечения

Если, оценив критично ситуацию, человек выявил некатастрофичный уровень забывчивости (элементарная рассеянность, переутомление, недостаток полезных веществ в рационе), то существуют проверенные временем и опытом средства народной медицины , способные помочь в борьбе с этим явлением:

  1. Корень девясила;
  2. Болотный аир;
  3. Смесь мяты и шалфея;
  4. Рябиновая кора;
  5. Сосновые почки;
  6. Клевер;
  7. Смесь из душицы, бадана и листьев малины.

На каждой упаковке лечебных трав указывается способ заваривания и противопоказания. На последние стоит особо обратить внимание - достигая улучшения памяти и внимания, можно спровоцировать некоторые заболевания и нанести вред здоровью.

Дополнительным вариантом упекающего и благотворного влияния на деятельность мозга оказывает ароматерапия .

  1. Для спальни уместнее использовать смесь из можжевельника, эвкалипта и кедра;
  2. В рабочей зоне (даже офисе) эффективнее применять состав из трав эвкалипта, лавра с добавлением специй - кориандр и гвоздика.

Для обоих сборов подойдёт полотняный мешочек, расположенный вблизи человека.

Какие продукты улучшают память и работу мозга?

Акцентированное внимание в борьбе за улучшение функций памяти отводится сбалансированному рациону и пищевой ценности продуктов в составе блюд.

Несправедливо забытая по степени значимости для здоровья вода стоит на первом месте в списке важных составляющих здорового питания. В чистом виде и нормированном суточной потребностью (из расчёта 40 мл на 1 кг. веса) количестве, вода обеспечивает активизацию деятельности мозга.

В списке полезных для процессов памяти и работы мозга находятся продукты содержащие:

  • витамины группы В и витамин С (для укрепления сосудов мозга);
  • микроэлементы (селен, цинк, фосфор, йод);
  • полиненасыщенные кислоты (омега-3).

Исходя из этих составляющих можно образовать перечень продуктов, которые богаты их содержанием:

  • Орехи и семечки;
  • Овощи и фрукты (чеснок, баклажаны, морковь, свекла, зелёные овощи, лимон, виноград, гранат, киви, апельсин);
  • Льняное масло;
  • Рыба (анчоусы, лосось, треска, скумбрия, тунец);
  • Ягоды (смородина, шиповник, черника);
  • Зелёный чай, кофе;
  • Отруби;
  • Субпродукты;
  • Крупы (гречневая, овсяная, пшённая);
  • Морская капуста;
  • Молочные продукты.

Вариативность списка обеспечивает доступность многих продуктов для включения их в ежедневный рацион.

Секреты запоминания великих людей

Ни для кого не секрет, что человек из 100% возможности памяти использует только 10%. Люди, причисленные к гениям и великим личностям истории человечества, увеличили показатели реализации умственных способностей до значительно больших процентов.

Из придуманных ими способов запоминания информации можно почерпнуть интересные методики себе в копилку знаний и практик.

  • Теодор Рузвельт . Его секрет в полной сосредоточенности и концентрации внимания на необходимой информации, без лишних размышлений и отвлечений;
  • Наполеон . Чтобы запомнить всех солдат в строю по имени и фамилии составлял для себя яркое впечатление от каждого.
  • Авраам Линкольн . Для запоминания важной информации читал её вслух.
  • Марк Твен . Сначала фиксировал несколькими словами начало и конец абзаца длинного текста, а потом делал записи с помощью ассоциативных рисунков необходимой информации.

Даже для обычного человека с незаурядными способностями существует множество методов, упражнений и тренингов для развития возможностей памяти. Об это узнаем ниже.

Как улучшить память и внимание?

Все методологии запоминания основаны на 3 законах фиксирования информации:

  1. Путём ассоциаций;
  2. Эмоциональным откликом;
  3. Повторение.

В этом видео Аркадий Шувалов расскажет про 12 лайфхаков для развития мозга и улучшения запоминаемости:

Использование их варьируется в зависимости от формы техник по улучшению памяти и степени концентрации внимания. Неразрывная взаимосвязь памяти и внимания обуславливается невозможностью запоминать то, на что не обращено внимание человека.

Отсутствие элементарного интереса к объекту не оставит информационный отпечаток в памяти.

Варианты способов улучшить память:

  • Упражнения для ума (в день запомнить 5 телефонных номеров, несколько детских стишков, разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, настольные игры и т.д.);
  • Изменение привычного маршрута и последовательности действий;
  • Развитие всех органов чувств путём внесения нового элемента восприятия;
  • Расширение круга общения, знакомство с новыми людьми;
  • Изучение иностранных языков;
  • Освоение любого вида рукоделия;
  • Чтение и рисование;
  • Полноценный сон;
  • Физическая активность и прогулки на свежем воздухе.

И наконец, самое важное напоминание для тех, кто заботится о том, как улучшить память. Взрослому человеку успех результата окажется доступнее при качественном изменении привычного образа жизни на здоровый.

Видео: как улучшить запоминание при помощи медитации

В этом ролике Кирилл Жевакин расскажет, как при помощи правильного дыхания и медитации можно тренировать и развивать свой мозг: