Федеральная служба по мониторингу. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Что делать, если операция была успешно проведена

Финмониторинг - это наблюдение со стороны государственных структур за экономической деятельностью компаний и бизнесменов, их денежными потоками, контроль и надзор за проведением определенных финансовых операций.

Проводится финмониторинг для того, чтобы противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство в этой сфере, осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу - Росфинмониторинг (п. п. 1 и 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808).

Функции Росфинмониторинга

Росфинмониторинг осуществляет следующие функции:

    Осуществляет контроль над деятельностью граждан и организаций в части соблюдения законов РФ о противодействии операций по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений.

    Привлекает данных лиц к ответственности, при обнаружении таковых правонарушений в соответствии с законодательством России.

    Собирает, обрабатывает и анализирует данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю.

    Выявляет операции, свидетельствующие о незаконности осуществления сделок с имуществом или операций с денежными средствами, связанных с террористической деятельностью и отмыванием доходов.

    Ведет учет организаций, реализующих сделки с имуществом или операции с денежными средствами в сфере деятельности которых нет органов надзора.

    Разрабатывает и осуществляет разнообразные меры по предотвращению нарушений законов РФ о противодействии легализации доходов, которые получены противозаконным способом.

    Взаимодействует и производит обмен информацией с международными организациями, компетентными службами иностранных государств.

    Направляет полученные данные в правоохранительные органы по их запросам части противодействия легализации доходов и финансированию террористической деятельности.

    Поддерживает в рабочем состоянии единую информационную базу.

    Хранит в режиме повышенной секретности информацию, составляющую банковскую, государственную, коммерческую тайну и другие конфиденциальные сведения.

    Осуществлять иные мероприятия.

Полномочия Росфинмониторинга

В своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:

    Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.

    Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.

    Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.

    Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.

    Организовывать рабочие группы и комиссии.

    Проводить расследования и проверки.

    Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать на учет в подразделения Росфинмониторинга

Встать на учет в подразделения Росфинмониторинга нужно отдельным организациям и предпринимателям, которые осуществляют операции с деньгами или иным ценным имуществом и деятельность которых не контролирует конкретная надзорная служба (ст. 5 и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").

Конкретно речь идет о лизинговых компаниях, операторах по приему платежей.

Кроме того, Росфинмониторинг контролирует организации и предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, а также коммерческие фирмы, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Для организаций и бизнесменов, в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановки на учет в Росфинмониторинг не требуется.

Какие сведения о сделках необходимо представить в Росфинмониторинг

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более.

Например, если покупатель - физическое или приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан представить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Например, сведения об этом подает фирма, оказывающая посреднические услуги по купле-продаже недвижимости, попросту говоря, риелторская компания.

Обязанность банков предоставлять сведения в Росфинмониторинг

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Ответственность за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю

За непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, положен административный штраф.

Для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., для юрлиц - от 200 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (п. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).


Росфинмониторинг: подробности для бухгалтера

  • Блокировка по 115-ФЗ. Практические рекомендации

    Сразу же направляется в службу Росфинмониторинга и юридическое лицо попадает в... , банк должен направить: Клиенту; в Росфинмониторинг. Если полученные от вас документы... состоит из сотрудников ЦБ и Росфинмониторинга. Причем обратиться в межведомственную комиссию... терроризму можно посмотреть на сайте Росфинмониторинга.

  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год

    Размещенных на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга www.fedsfm.ru . Методическими... путем, и финансированию терроризма»). Уведомление Росфинмониторинга о подозрительных сделках В соответствии... организация (индивидуальный аудитор) обязана уведомлять Росфинмониторинг о возникновении любых оснований полагать... аудитор принимает решение об уведомлении Росфинмониторинга о соответствующих сделках и... о своих подозрениях. Факт уведомления Росфинмониторинга не подлежит разглашению. Рассмотрение...

  • Правовой статус криптовалюты

    За товары, работы, услуги. Росфинмониторинг почти пять лет назад говорил... за товары, работы, услуги. Росфинмониторинг почти пять лет назад говорил... начале 2014 года на сайте Росфинмониторинга, а также Информацию ЦБ... примеру, говорится в информационном сообщении Росфинмониторинга. Процесс выпуска и обращения... , обеспечивающего их условную платежеспособность. Росфинмониторинг также информирует, что использование криптовалют... . Последняя фраза из сообщения Росфинмониторинга упомянута в Письме ФНС России...

  • Как составить беспроцентный договор займа с учредителем

    Займа подлежит контролю со стороны Росфинмониторинга В соответствии со ст.6 ...) подлежит обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга. Контроль осуществляется обслуживающим банком путем...

  • ГИД по налоговым и другим поправкам. Лето 2017 года

    Может поступить от ФНС или Росфинмониторинга. На ответ отводится 5 рабочих... такой срок отведён ФНС и Росфинмониторингу на создание инструментов для совместной...

4 июня 2018 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о контроле за отдельными операциями с платёжными картами иностранных банков Законопроектом предлагается наделить Росфинмониторинг правом определять перечни иностранных государств, операции по платёжным картам которых будут подлежать обязательному контролю. Это позволит оперативно включать платёжные карты таких государств в зону повышенного внимания или снимать их с усиленного мониторинга.

26 декабря 2017 , Поправки Правительства к законопроекту о некоторых вопросах деятельности аудиторов Законопроектом предлагается установить для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов обязанность уведомлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о сделках или финансовых операциях аудируемого лица при наличии оснований полагать, что операции могли быть совершены в целях легализации доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма. В целях информатизации процессов взаимодействия граждан и организаций, правоохранительных и надзорных органов с уполномоченным органом поправками к законопроекту предлагается дополнить Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» новым понятием – «личный кабинет». Определены случаи использования личного кабинета, перечень граждан и организаций, которые должны пользоваться личным кабинетом.

30 октября 2017 , Финансовый мониторинг. Регулирование трансграничного движения финансов О внесении в Госдуму законопроекта о совершенствовании законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма Распоряжение от 27 октября 2017 года №2365-р. Законопроектом предлагается исключить в федеральных законах «О центральном депозитарии» и «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» требование о согласовании центральным депозитарием и оператором по приёму платежей с Банком России и Росфинмониторингом правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

24 октября 2017 , Финансовый мониторинг. Регулирование трансграничного движения финансов О внесении в Госдуму законопроекта о вопросах противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения Распоряжение от 23 октября 2017 года №2318-р. Цель законопроекта – приведение российского законодательства в соответствие с международными правовыми нормами в сфере противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.

16 октября 2017 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект о совершенствовании законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма Законопроектом предлагается исключить в федеральных законах «О центральном депозитарии» и «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» требование о согласовании центральным депозитарием и оператором по приёму платежей с Банком России и Росфинмониторингом правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

16 октября 2017 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о вопросах противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения Цель законопроекта – приведение российского законодательства в соответствие с международными правовыми нормами в сфере противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.

10 августа 2017 , Финансовый мониторинг. Регулирование трансграничного движения финансов О представлении юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах Постановление от 31 июля 2017 года №913. Утверждён порядок и сроки информационного взаимодействия уполномоченных органов государственной власти и юридических лиц в рамках направления ими запросов и представления по ним юридическими лицами соответствующей документально подтверждённой информации о своих бенефициарных владельцах или о мерах, принятых в целях установления сведений о своих бенефициарных владельцах. Решение принято в рамках работы по совершенствованию национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путём.

1 августа 2017 , Финансовый мониторинг. Регулирование трансграничного движения финансов О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на совершенствование механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке Распоряжение от 28 июля 2017 года №1616-р. В рамках плана мероприятий («дорожной карты») по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке. Законопроектом закрепляется возможность обеспечения обмена и использования информации, полученной при проведении идентификации клиентов, для организаций, входящих в банковскую группу (банковский холдинг), являющихся субъектами исполнения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Законопроектом, в частности, предлагается установить, что при проведении упрощённой идентификации клиента – физического лица идентификация представителя клиента, выгодоприобретателя клиента и бенефициарного владельца не проводится. Принятие законопроекта будет способствовать регулированию отношений в сфере противодействия отмыванию преступных доходов.

24 июля 2017 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект, направленный на совершенствование механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке В рамках плана мероприятий («дорожной карты») по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке. Законопроектом закрепляется возможность обеспечения обмена и использования информации, полученной при проведении идентификации клиентов, для организаций, входящих в банковскую группу (банковский холдинг), являющихся субъектами исполнения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Законопроектом, в частности, предлагается установить, что при проведении упрощённой идентификации клиента – физического лица идентификация представителя клиента, выгодоприобретателя клиента и бенефициарного владельца не проводится. Принятие законопроекта будет способствовать регулированию отношений в сфере противодействия отмыванию преступных доходов.

28 марта 2017 , Финансовый мониторинг. Регулирование трансграничного движения финансов О внесении в Госдуму законопроекта о совершенствовании правового регулирования в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путём Распоряжение от 25 марта 2017 года №540-р. Законопроектом предлагается установить для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов обязанность уведомлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о сделках или финансовых операциях аудируемого лица при наличии оснований полагать, что операции могли быть совершены в целях легализации доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма.

20 марта 2017 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о совершенствовании правового регулирования в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путём Законопроектом предлагается установить для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов обязанность уведомлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о сделках или финансовых операциях аудируемого лица при наличии оснований полагать, что операции могли быть совершены в целях легализации доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма.

12 декабря 2016 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об уточнении порядка раскрытия юридическими лицами информации о бенефициарных владельцах Законопроектом предлагается установить, что только ФНС России и Росфинмониторинг вправе запрашивать у юридических лиц имеющуюся информацию об их бенефициарных владельцах.

25 февраля 2016 Поручение Росфинмониторингу по итогам совещания о повышении эффективности бюджетных расходов

28 декабря 2015 , Финансовый мониторинг. Регулирование трансграничного движения финансов О внесении в Госдуму законопроекта о представлении юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах Распоряжение от 25 декабря 2015 года №2684-р. Национальным планом по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний предусматривается внесение изменений в российское законодательство в части повышения прозрачности деятельности юридических лиц с учётом рекомендаций ФАТФ. Законопроектом, в частности, предлагается установить обязанность юридических лиц получать, хранить и обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах, документально подтверждать достоверность такой информации и представлять её по запросам федеральных органов исполнительной власти, перечень которых устанавливается Правительством России. Это будет способствовать повышению прозрачности деятельности юридических лиц, снижению рисков вовлечения их в противоправную деятельность, в том числе связанную с легализацией доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма.

13 октября 2015 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила в целом законопроект о представлении юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах Национальным планом по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний предусматривается внесение изменений в российское законодательство в части повышения прозрачности деятельности юридических лиц с учётом рекомендаций ФАТФ. Законопроектом, в частности, предлагается установить обязанность юридических лиц получать, хранить и обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах, документально подтверждать достоверность такой информации и представлять её по запросам федеральных органов исполнительной власти, перечень которых устанавливается Правительством России. Это будет способствовать повышению прозрачности деятельности юридических лиц, снижению рисков вовлечения их в противоправную деятельность, в том числе связанную с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

11 августа 2015 , Финансовый мониторинг. Регулирование трансграничного движения финансов О порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму Постановление от 6 августа 2015 года №804. Позволит устранить пробелы в правовом регулировании вопросов определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

23 июня 2015 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учетом состоявшегося обсуждения законопроект о совершенствовании национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем Законопроектом предлагается распространить нормы Федерального закона «О противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на отношения, предусматривающие участие иностранных юридических образований, в том числе трастов, в целях выявления их бенефициарных владельцев.

1

Федеральная служба по финансовому мониторингу является финансовым органом, помимо налоговых органов.

Правовую основу организации и деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу составляют Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов , полученных преступным путем», с последующими изменениями и дополнениями; постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу» от 26 ноября 2001 г. и постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу».

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти (Указ Президента рФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти »), уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти .

Основными задачами Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

  • сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством России;
  • создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
  • осуществление в соответствии с международными договорами России взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
  • представление России в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Федеральная служба по финансовому мониторингу подотчетна Министерству финансов Российской Федерации и ежегодно представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет о своей деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Федеральную службу по финансовому мониторингу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации № 127н от 30 декабря 2004 г. во всех семи федеральных округах Российской Федерации образованы территориальные органы Федеральной службы по финансовому мониторингу по федеральному округу(Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу).

Указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808
"Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу"

2. Разрешить иметь в Федеральной службе по финансовому мониторингу одного первого заместителя и пять заместителей директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, в том числе одного статс-секретаря - заместителя директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также до 16 управлений по основным направлениям деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу.

3. Установить:

а) предельную штатную численность работников центрального аппарата Федеральной службы по финансовому мониторингу в количестве 467 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников (в расчете на год) в размере 355 588,8 тыс. рублей;

б) предельную штатную численность работников территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу в количестве 461 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников (в расчете на год) в размере 225 620,2 тыс. рублей.

4. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок:

а) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;

б) представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Положение
о Федеральной службе по финансовому мониторингу
(утв. Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.

2. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации.

3. Росфинмониторинг руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность:

1) непосредственно и (или) через свои территориальные органы;

2) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

II. Полномочия

5. Росфинмониторинг осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 1.1

1.1) выдает организациям, осуществляющим операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, указанным в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - индивидуальные предприниматели), в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

2) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

3) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

4) осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 4.1

4.1) участвует в противодействии коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществляет в установленном им порядке проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 5.1

5.1) запрашивает и получает в установленном порядке информацию об операциях (сделках) клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;

6) выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

7) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

8) получает в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;

9) осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 9.1

9.1) разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение незаконных финансовых операций;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 9.2

9.2) информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 9.3

9.3) разрабатывает самостоятельно и (или) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами и организациями меры по нейтрализации угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и организует реализацию таких мер;

10) ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

11) издает в соответствии с законодательством Российской Федерации постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

12) разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 12.1

12.1) проводит в целях осуществления контроля в установленной сфере деятельности анализ и прогнозирование состояния исполнения организациями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

13) координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности;

14) взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

15) взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности;

16) взаимодействует от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями и гражданами иностранных государств;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 16.1

16.1) организует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями, Центральным банком Российской Федерации и с участием организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, регулярное проведение национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 16.2

16.2) разрабатывает и утверждает:

формы документов, необходимых для проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также рекомендации по их заполнению;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 16.3

16.3) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") доклад о результатах проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

Информация об изменениях:

Пункт 5 дополнен подпунктом 16.4 с 24 июня 2019 г. - Указ

16.4) разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями, а также с участием организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, меры, направленные на нейтрализацию выявленных рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

17) направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 17.1

17.1) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о запрете направления информации в иностранный налоговый орган и (или) иностранному налоговому агенту, уполномоченному иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов, и информирует о принятом решении организацию финансового рынка;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 17.2

17.2) размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию об организациях и лицах, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 17.3

17.3) размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" в установленном им порядке решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 17.4

17.4) сообщает в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы по их запросу или по собственной инициативе о некоммерческой организации, в отношении которой имеются сведения, свидетельствующие о неполноте и (или) недостоверности полученной в установленном порядке информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом либо неисполнении ею требований законодательства Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 17.5

17.5) предоставляет в целях противодействия коррупции определенным Президентом Российской Федерации должностным лицам имеющуюся информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, а также иную информацию, полученную в установленном порядке;

Информация об изменениях:

Пункт 5 дополнен подпунктом 17.6 с 24 июня 2019 г. - Указ Президента России от 24 июня 2019 г. N 289

17.6) разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями меры, направленные на профилактику преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

18) создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

19) формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

21) участвует в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

22) привлекает в установленном порядке и при условии соблюдения государственной

23) осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

24) осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Росфинмониторингу;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 24.1

24.1) организует и проводит проверки деятельности территориальных органов Росфинмониторинга;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 24.2

24.2) организует и (или) обеспечивает научную и научно-исследовательскую деятельность в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также подготовку кадров в этой области путем реализации основных профессиональных образовательных и дополнительных профессиональных программ;

25) обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление им ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

26) обеспечивает мобилизационную подготовку в Росфинмониторинге;

28) организует подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга;

29) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Росфинмониторинга;

30) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

6. Росфинмониторинг в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) привлекать в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

2) запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 6 дополнен подпунктом 2.1

2.1) запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, информацию о совершаемых ими операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, характере и целях этих операций (сделок);

3) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

4) проводить в пределах своих полномочий мероприятия в целях проверки исполнения юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, касающейся соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также в целях организации внутреннего контроля;

5) вносить руководителям соответствующих государственных органов предложения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлекать их в установленном порядке к административной ответственности;

6) создавать в установленном порядке межведомственные комиссии , рабочие и экспертные группы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности;

7) разрабатывать и утверждать в пределах своих полномочий методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий;

8) создавать совещательные и экспертные органы (советы, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

9) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры предупредительного, ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) устранение последствий нарушений в установленной сфере деятельности;

10) пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 6 дополнен подпунктом 10.1

10.1) заключать с федеральными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями соглашения о взаимодействии;

11) создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Росфинмониторинга;

13) учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания Росфинмониторинга.

7. Росфинмониторинг не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, предусмотренных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

8. Ограничения полномочий, указанных в пункте 7 настоящего Положения, не распространяются на полномочия директора Росфинмониторинга по управлению имуществом, закрепленным за Росфинмониторингом на праве оперативного управления, по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Росфинмониторинга.

9. Росфинмониторинг на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

III. Организация деятельности

10. Росфинмониторинг возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Директор Росфинмониторинга несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Росфинмониторинг полномочий.

Директор Росфинмониторинга имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению директора Росфинмониторинга.

Количество заместителей директора Росфинмониторинга устанавливается Президентом Российской Федерации.

11. Директор Росфинмониторинга:

1) распределяет обязанности между своими заместителями;

2) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Росфинмониторинга и его территориальных органах;

3) представляет Президенту Российской Федерации:

проект положения о Росфинмониторинге;

предложения о предельной штатной численности центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга;

предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей директора Росфинмониторинга;

ежегодный отчет о деятельности Росфинмониторинга;

представления о присвоении почетных званий Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим и работникам Росфинмониторинга, награждении их государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, а также об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации;

4) присваивает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, классные чины федеральной государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Росфинмониторинга;

5) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации представления о присвоении федеральным государственным гражданским служащим Росфинмониторинга классных чинов федеральной государственной гражданской службы, присвоение которых относится к компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

6) назначает на должность и освобождает от должности федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Росфинмониторинга, руководителей и заместителей руководителей его территориальных органов;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 11 дополнен подпунктом 6.1

6.1) отменяет в пределах своей компетенции противоречащие Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Росфинмониторинга решения должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, его федеральных государственных учреждений, если иной порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом;

7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате и территориальных органах Росфинмониторинга;

8) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Росфинмониторинга в пределах установленных Президентом Российской Федерации штатной численности и фонда оплаты труда работников Росфинмониторинга, смету расходов на содержание центрального аппарата Росфинмониторинга в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год;

9) утверждает структуру и штатное расписание территориальных органов Росфинмониторинга в пределах установленных Президентом Российской Федерации штатной численности и фонда оплаты труда работников территориальных органов Росфинмониторинга, смету расходов на содержание этих органов в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год;

10) утверждает штатную численность и фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 11 дополнен подпунктом 10.1

10.1) определяет перечень должностей в территориальных органах Росфинмониторинга, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителями этих органов по согласованию с директором Росфинмониторинга;

11) вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования деятельности центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга;

12) издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Росфинмониторинга;

13) имеет право обращаться по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, к руководителям иных федеральных органов исполнительной власти;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 11 дополнен подпунктом 14

14) утверждает порядок приема в Росфинмониторинге иностранных делегаций и иностранных граждан, а также нормы расходования денежных средств, необходимых для организации такого приема.

12. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением Росфинмониторингом полномочий в установленной сфере деятельности, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год.

13. Росфинмониторинг является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также лицевые счета, открываемые в установленном порядке в органах федерального казначейства.

14. Росфинмониторинг имеет геральдический знак - эмблему и флаг, утверждаемые Президентом Российской Федерации.

15. Местонахождение Росфинмониторинга - г. Москва.

Росфинмониторинг

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) – орган федеральной власти, созданный для противодействия легализации (отмыванию) доходов , полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Первоначальное название структуры – Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), он был создан указом президента от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». К работе организация приступила с 1 февраля 2002 года.

9 марта 2004 года КФМ был преобразован в Росфинмониторинг в соответствии с указом президента № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

До 2009 года он был в ведении Министерства финансов , а после - подчинен непосредственно правительству РФ.

Росфинмониторинг не предпринимает собственных действий против подозреваемых в отмывании денежных средств , его сфера – прежде всего сбор информации, которая в дальнейшем может передаваться в правоохранительные органы.

Для реализации своих функций Росфинмониторниг получает сведения о совершаемых операциях от организаций. Согласно Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года, уведомлению подлежат все сделки, если их сумма выше 600 тыс. рублей, операции с недвижимостью на 3 млн рублей и более.

В обязательном порядке в Росфинмониторинге должны зарегистрироваться следующие организации:

  • лизинговые компании;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие или проводящие лотереи, тотализаторы, взаимное пари и иные основанные на риске игры, в т. ч. в электронной форме;
  • операторы приема платежей;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Все они согласовывают с Росфинмониторингом свои правила внутреннего контроля. Причем на официальном сайте ведомства есть рекомендации по составлению данного документа. Также там размещены перечень операций, которые, с точки зрения Росфинмониторинга, должны вызывать подозрения, и, в закрытом доступе, перечень организаций и частных лиц, в отношении коих уже имеются сведения об их причастности к отмыванию денег.

Росфинмониторинг осуществляет проверки зарегистрированных организаций на предмет соответствия их деятельности действующему законодательству об отмывании денежных средств, участвует в разработке этого законодательства, сотрудничает с международными организациями в своей сфере, такими как