Ворота Иштар: история шедевра Вавилонской архитектуры. Ворота Иштар в Вавилоне – что известно истории о старейшем сооружении Голубые ворота иштар

Стены Вавилона с внутренней стороны были облицованы поясами фресок из голубых и зеленых глазурованных плиток, орнаментом и мно­гочисленными фигурами львов, газелей, драконов и воинов с оружием в руках. Наиболее богатую декоративную отделку имели, вероятно, двойные ворота богини любви и плодородия Иштар, расположенные в северной части города между царским дворцом и храмом Нин-Мах. Вы­сота ворот – 26 метров. Сверху донизу они покрыты голубыми, синими и зелеными глазурованными плитками (рис. 8.6).

Рис. 8.6. Ворота богини Иштар. Макет


Рис. 8.7. Бык (рими ) и дракон (сиррух, мушруш ) с ворот богини Иштар (эмалированный кирпич)

Такое цветовое сочета­ние вызывало визуальный эффект «муарового мерцания» – при ярком солнечном освещении стена начинала «дышать», распространяя иллюзор­ные волны из нагретых Солнцем воздушных потоков.

Рис. 8.8. Ворота богини Иштар. Государственный музей, Берлин

Широкая арка ворот окантована традиционными розетками, орна­ментом. Поверхность башен украшена также желтовато-оранжевыми фи­гурами быков и драконов – рогатых полукрокодилов, полупсов (мушрушей ) с чешуйчатыми туловищами и огромными птичьими когтями вме­сто лап (рис. 8.7). Всего на рельефах Вавилона обнаружено 575 таких животных. Они считались свя­щенными животными Бела-Мардука, верховного бога Вавилона, и Иштар. Рядом с изображениями были помещены клинописные строки, оставлен­ные Навуходоносором II: «Я поместил ужасных рими (быков) и страш­ных сиррухов (драконов) на стенах портика и оставляю эти ворота во всем их блеске человечеству, чтобы оно взирало на них с удивлением...».

В конце XIX века рельефы ворот богини Иштар были демонтированы и перевезены германски­ми археологами в Берлинский государственный музей, где хранятся и поныне (рис. 8.8).

3. Дорога процессий Мардука

От ворот богини Иштар начинает свой путь на юг, к храму Мардука, знаменитая «Дорога процессий Мардука». Она шла также cзапада на восток от берега Евфрата к главному святилищу Вавилона – Эсагиле. Общая ширина дороги – 24 метра. Из них 7,5 метра вымощено белыми плитами известняка и окантовано бордюром из темно-розовой брекчии. Пространство между мощеной частью дороги и стенами было залито черным асфальтом. На нижней грани каждой пли­ты можно прочесть надпись: «Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу паломников замос­тил я для процессий великого владыки Мардука каменными плитами. О, Мардук! О, великий владыка! Даруй вечную жизнь!…».

Рис. 8.9. Дорога процессий Мардука. Фрагмент

Дорога проходила как бы через каменный канал-шлюз. По обе ее стороны высились семиметровые стены, равномерно расчлененные баш­нями. По верху стен проходил массивный карниз с зубцами и полосы из покрытых многоцветными глазурями рельефных розеток.

Нижняя часть стен по обе стороны дороги украшена двумя ярко-синими лентами керамических панно. По ним разворачивалось шествие ста двадцати львов-охранителей – по 60 с каждой стороны дороги (рис. 8.9). Звери были двух расцветок – бело-желтые с темно-желтыми гривами и желтые с гривами красно-коричневого оттенка. Размеры оскаленных хищников близки к натуральным – более двух метров в длину. Наибо­лее вероятным прототипом этих животных можно считать персидского льва, ныне истребленного, – зверя бледно-желтого цвета с бурой или черной пушистой гривой. Фигуры шагающих хищников полны силы и экс­прессии. Они выполнены в лучших традициях ассирийского искусства (Нимруд, Ниневия, Дур-Шаррукин). Вполне возможно, что эти фрески исполнены пленными мастерами из побежденной Ассирии.

На Вавилон много раз нападали завоеватели соседних стран, и разоряли город — но он несколько раз отстраивался заново. Здания возводились из обожженного кирпича, который не боялся ни воды, ни солнца. Главные ворота Иштар были облицованы цветным глазурованным кирпичом, на фоне которого были изображены фигуры животных.

Культ богов в Вавилоне был связан с почитанием Солнца, Луны, Марса, Юпитера и других планет. Вавилоняне представляли землю диском, а небо — куполом. Из наблюдений за движением Солнца родилось представление об окружности, круге, которое способствовало изобретению колеса.

Ворота богини Иштар.

Знаменитый памятник Вавилона — ворота богини Иштар представляют собой восьмые по счету ворота внутреннего города. Этот шедевр был построен в 575 году до нашей эры в северной части города по приказу царя Навуходоносора.

Ворота Иштар имеют вид арки полукруглой формы огромных размеров. С обеих сторон арка окружана громадными стенами, которые тянутся вдоль ритуальной Дороги Процессий. Арочные ворота, возведенные в честь богини Иштар были построены из , который сверху был покрыт ярко — голубой глазурью и расписан рисунками с использованием белой, желтой и черной глазури.

На стенах, ведущих к воротам Иштар можно было видеть великолепные барельефные изображения животных в наиболее близких к естественным позах. Так, было изображено около 120 барельефов львов. Есть также объемные изображения быков и сиррушей — мифических существ, похожих одновременно на драконов и грифонов, тело которых покрыто чешуей, а на змеиной голове красуются рога.

В общей сложности, на воротах богини Иштар насчитывалось 575 барельефных изображений животных. Сами ворота закрывались дверями, изготовленными из древесины кедра. Крыша ворот также была сделана из дерева чрезвычайно крепкой породы — ливанского кедра.

Ворота Иштар имели чрезвычайно важное ритуально — культовое значение — через них в день празднования наступления Нового года торжественно проносили статуи богов. Шествие проходило по Дороге Процессий.

В настоящий момент различные фрагменты знаменитых ворот Иштар хранятся в музеях всего мира: в Стамбуле, в Лувре, в Нью — Йорке, в Детройте и Чикаго. Максимально точную копию ворот Иштар построили в Ираке у входа в исторический музей.

Падение Вавилона.

В 539 году до нашей эры Вавилон пал. Вавилонское государство существовало 88 лет, и стало частью Персидской державы. Персы переняли у вавилонян клинопись, астрономические познания и искусство счета.

В 331 году до нашей эры распалась под ударом армии Александра Македонского. В 323 году до нашей эры, когда Александр умер Двуречье стало частью государства Селевкидов. В этот период Вавилон становится центром астрономических, астрологических и математических знаний.

В конце II века до нашей эры Вавилон оказался под властью Нарфянских царей, которые в 126 году до нашей эры разрушили и опустошили город. Этот период стал окончательным падением Вавилона.

Исследования Вавилона.

В 1876 году английский археолог Джордж Смит обнаружил три тысячи клинописных табличек. Их расшифровка показала, что они входили в состав вавилонской библиотеки. Эта находка стала очень ценным для науки открытием.

В 1908 году правительство Германии ведет археологические раскопки под руководством Роберта Кольдевея. Была найдена дорога процессий, которая привела ученых к воротам Иштар. После смерти Кольдевея появилось множество исследований, посвященных письменности, мифологии, хозяйственному устройству и социальному строю Вавилона.

Иштар была богиней любви, страсти, плодородия, природы и часто изображалась в образе прекрасной женщины, тело которой поросло нежными, зелеными побегами.

В те далекие времена в 7-5-м веках до нашей эры, в Месопотамии находилось несколько царств: Ассирийское, Шумерское, Аккадское и Вавилонское. Влияние культа Иштар быстро распространилось на всех ближневосточных землях.

Сведения о Иштар сохранились в самом древнем литературном произведении: эпосе о Гильгамеше, который писался на протяжении полутора тысяч лет.

Культ богини Иштар

Имя Иштар переводится как «Ясное небо». Голубой цвет – древний шумерский знак богини Инанны. Полный знак Иштар или Инанны состоял из с вплетенной в него лентой, которая образует два конца и шестилучевую звезду в центре. Иштар была также богиней неба.

В Вавилоне, Иштар считалась также покровительницей жриц любви и блудниц. Существовала даже храмовая проституция.
Ежедневно несколько женщин должны были садиться на специально отведенное место возле святилищ Астарты и за монету отдаваться проходившим мимо мужчинам. Только после такого своеобразного ритуала, женщины могли чувствовать себя полноправными хозяйками . На следующий год ритуал повторялся.

В 7-м веке до нашей эры в Вавилоне, да и на всей территории Малой Азии культ Иштар был самым главным.

Ворота Иштар

Впервые Вавилон упоминается еще в III тысячелетии до н.э. во время правления аккадского царя Саргона (2369-2314 гг. до н.э.). Оставили описания Вавилона Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон. Только Геродот застал Вавилон таким, каким он был при императоре Навуходоносоре II, который прославился тем, что много строил в Вавилоне.

Следует отметить, что для древнего мира Вавилон был сказочно богатым, населенным несметным количеством жителей царством. И это не удивительно. При императоре Навуходоносоре II Вавилон населяло около 360 тыс. жителей. Огромное для древнего мира.

В Вавилон вело восемь ворот, и все они назывались именами различных богов. Северо-западные ворота Иштар были построены в 575 г. до н. э. по приказу императора Навуходоносора II.

Это были грандиозные, монументальные и очень красивые ворота. К сожалению, сейчас осталась только часть копии ворот. Сами ворота были вывезены еще в начале 20-го века.

Ворота Иштар представляют собой громадную, полукруглую арку, ограниченную по краям высокими стенами и выходившую на так называемую Дорогу Процессий. Древние жители Вавилона вносили через ворота Иштар статуи богов, праздновали израильский Новый год.

Этими же воротами был ввезен в город гроб с телом Великого Александра Македонского, который тоже считался любителем женщин.

Ворота, посвященные богине Иштар, были сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, желтой, белой и черной глазурью. Общий фон ворот был сине-голубой. Голубой цвет был символом Иштар.

Стены ворот и Дорога Процессий были украшены барельефами удивительной красоты, поразительно напоминавших живых животных в различных позах. Стены дорожки украшали около 120 барельефов львов.

Стены ворот Иштар были покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах, посвященных богине Иштар, около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были сделаны из кедра. Долгое время Иштар была главной богиней вавилонского пантеона. Ее отождествляли с планетой Венерой.

Ворота Иштар - восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по Дороге процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Описываются ворота Иштар так:

«Ряды кирпичей идут один над другим. Драконы и быки никогда не встречаются в одном горизонтальном ряду, но ряд быков следует за рядом сиррушей, и наоборот. Каждое отдельное изображение занимает по высоте 13 кирпичей, а промежуток между ними составляет 11 кирпичей. Таким образом, расстояние от низа одного изображения до низа другого равно 24 кирпичам, или почти точно двум метрам, то есть четырем вавилонским элам».

Когда работы по строительству ворот завершились, Навуходоносор составил надпись, которая была сделана клинописью и выставлена на всеобщее обозрение. Надпись начинается так:

Лев с Дороги Процессий, ведшей к воротам Иштар

«Я - Навуходоносор, царь вавилонский, благочестивый принц, правящий по воле и благоволению Мардука, высший правитель Города, любимец Неба, хитроумный и неутомимый… всегда пекущийся о благополучии Вавилона, мудрый первородный сын Набополассара, царя вавилонского…»

Табличка с этой надписью сейчас хранится в Пергамском музее.

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х гг. в Пергамском музее в Берлине из материала, найденного археологом Робертом Колдевейем. Размеры восстановленных ворот Иштар - 14 метров в высоту и 10 метров в длину.

Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков. В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша. Барельефы львов есть в Лувре, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Восточном Институте в Чикаго, Музее школы дизайна Род-Айлэнда и Музее изящных искусств в Бостоне.

Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа в музей, строительство которого так и не было завершено….

Примером может служить богиня Иштар ассирийская и связанное с ней клинописное письмо тель-амарнского архива, отправителем которого является митаннийский царь Тушратта, а получателем – Аменхотеп III (царственные корреспонденты состояли в родстве: сестра Тушратты Гилухипа была замужем за Аменхотепом III). На тридцать шестом году правления Аменхотеп III тяжело заболел и умер. В том же году, незадолго до его смерти, Тушратта послал ему письмо и “чудотворного” идола богини Иштар для излечения престарелого фараона. Из текста письма явствует, что богиня ранее уже бывала в Египте и пользовалась там популярностью: “Так говорит Истар Ниневийская, владычица всех стран: “В Египет, в страну, которую я люблю, иду я”. Я посылаю ее тебе, она отправилась. Уже во дни моего отца владычица ходила в эту землю, и, как тогда ее чтили, так да почтит ее теперь мой брат в десять крат больше, и да отошлет и вернет ее в радости. Да сохранит Истар, владычица небесная, моего брата и меня на сто тысяч лет, и да подаст она нам обоим великую радость . Да живем мы в согласии – Истар для меня – моя богиня, а для моего брата она не его божество”. X. Ранке отмечает, что в Ниневии Иштар почиталась как богиня войны, в Египте же она выступает как божество, помогающее больным. В подтверждение своего наблюдения ученый приводит два египетских памятника времени Нового царства. На одном из них изображен египтянин, молящийся о здравии богине Кадеш и богине Аштарте сирийской, на другом – также египтянин, молящийся о здравии богине Иштар. В представлении египтян, сирийская Аштарта и ниневийская Иштар – одна и та же богиня. Ей поклонялись в особом храме, в Мемфисе, о чем сообщает Геродот (II, 112), называя богиню “чужеземной Афродитой”. Аштарту нередко отождествляли с богиней Сехмет. X. Ранке допускает, что прилагательное h; rw, которое обычно понимают как “сирийская”, предпочтительнее читать как “хурритская”.

Таким образом, проникновение чужеземных божеств (Анат, Аштарта, Кадеш, Решеп и др.) в египетский пантеон было вполне закономерно и понятно во времена Нового царства.

Аштарта проникла не только в культ, но и в мифологию. Уже почти 90 лет науке известен папирус, вернее, его многочисленные фрагменты, в котором рассказывается миф о богине Аштарте. Из-за фрагментарности текста невозможно сказать что-либо определенное о его содержании. А. Гардинеру удалось установить, что этот текст представляет собой не собственно миф об Аштарте, а миф, в котором богиня играла важную, но все же не первую роль. Главная роль принадлежит в нем не египетскому, а семитскому богу по имени Нам – богу морской стихии (египтяне не имели своего морского божества). Как явствует из фрагментов мифа, бог Нам отличался властным, деспотическим характером. Перипетии сюжета восстановить невозможно. Текст относится, вероятно, ко времени Харемхеба. Интересно, что несколько позже, во времена XIX династии, йам упоминается в папирусе Орбиней, в сказке о двух братьях.

Наличие сиро-палестинских и других азиатских божеств в египетских религиозных представлениях, несомненно, вполне закономерное историческое явление, обусловленное связями Египта с этими странами. Следует подчеркнуть, однако, что чужеземные божества в Египте очень быстро приобретали черты египетских божеств, вживались в египетский пантеон, одним словом, египтизировались.

В северной части города.

Внешний вид

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью . Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов . Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков . Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра . Через ворота Иштар по Дороге процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Реконструкция

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х гг. в Пергамском музее в Берлине из материала, найденного археологом Робертом Колдевеем. Размеры восстановленных ворот Иштар - 14 метров в высоту и 10 метров в длину.

Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа в музей, строительство которого так и не было завершено.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ворота Иштар" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Иштар (значения). Царица ночи, Британский музей … Википедия

    ВОРОТА - архитектурный символ перехода из одного качества и состояния в другое. Еще до возникновения храмов сакральный аспект придавался воротам посредством двух столбов с соединяющей их перекладиной. К такого рода сооружениям относились финикийские… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    Восстановленные ворота Иштар в берлинском музее Пергамон Ворота Иштар восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города. Внешний вид Ворота Иштар представляют собой… … Википедия

    Феодосийские ворота в Стамбуле Городские ворота фортификационный элемент, получивший наибольшее распространение в период Средних веков. Традиционно городские ворота строили … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вавилон (значения). Древний город Вавилон аккад. Bāb ili(m), Babilla; шум. KÁ.DINGIR.RAKI … Википедия

    Координаты: 32°32′30″ с. ш. 44°25′24″ в. д. / 32.541667° с. ш. 44.423333° в. д. … Википедия