Практическая подготовка студентов. Соотношение теоретической и практической подготовки. Руководитель практики от предприятия обязан

1

В статье рассматриваются методологические аспекты организации междисциплинарного исследования проблемы практической подготовки студентов-бакалавров в условиях педвуза. Охарактеризованы основные направления решения данной проблемы в контексте повышения качества высшего педагогического образования. Анализируются условия, обусловливающие интеграцию различных методологических подходов в осмыслении динамики данной проблемы с позиций истории, теории и практики высшего педагогического образования. Представлена модель практической подготовки студентов-бакалавров педагогического вуза в контексте междисциплинарного подхода и ее основные компоненты. Акцентировано внимание на понятии практической подготовки, различных связях между компонентами практической подготовки и ее субъектами, динамике процесса практической подготовки студентов в вузе, использовании инновационных технологий в практической подготовке бакалавров. Рассматриваются виды деятельности педагога и обучающихся при реализации проектного подхода. Материалы статьи могут быть использованы педагогами, студентами-бакалаврами психолого-педагогических направлений педагогических вузов.

практическая подготовка

методология

междисциплинарное исследование

проектный подход.

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 2000. – 288 с.

2. Декина Е.В. Приоритетные направления научно-исследовательской деятельности студентов в условиях реализации ФГОС нового поколения / Е.В. Декина // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С.44-48.

3. Исаев Е.И. Психологическая антропология как составляющая педагогического образования / Е.И. Исаев // Антропологические перспективы психологического образования: сборник научных трудов, посвященный 65-летнему юбилею доктора психологических наук, профессора Евгения Ивановича Исаева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2017. – 178 с. – С. 5-18.

4. Комптентностный подход в высшем профессиональном образовании: монография / под ред. А.А. Орлова, В.В. Грачева. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012. – 261 с.

5. Кувырталова М.А. Методологические основы междисциплинарного исследования проблемы практической подготовки будущего учителя / М.А. Кувырталова, К.Ю. Брешковская // Методологические проблемы междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании. Сборник материалов Всероссийской сетевой научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 90-летию академика РАО В.В. Краевского. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2016. – С. 206-211.

6. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы формирования личности студента / А.Н. Леонтьев // Психология в вузе. – 2003. – № 1-2. – С. 232-241.

7. Методология педагогики в контексте современного научного знания // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения В.В. Краевского (22 сентября 2016 г.). Редактор-составитель А.А. Мамченко. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – 382 с.

8. Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 432 с.

Происходящие в обществе социальные, экономические, политические и кросс-культурные изменения актуализировали проблему подготовки специалистов, проявляющих социальную активность, инициативность, способных к самостоятельным действиям, индивидуализации и организации своей жизнедеятельности, основанному на ценностно-целевых установках современного образования. Данные процессы обусловливают такие тенденции развития отечественного образования, как непрерывность и фундаментальность, вариативность, гуманизация, гуманитаризация, демократизация, что обеспечивает развитие требуемых качеств новой модели подготовки специалиста. Процессы познания и практического преобразования действительности, адаптация к новым социокультурным условиям формируют понимание целостности личности, способной к свободному творчеству и самораскрытию, развитию своей индивидуальности, в том числе в будущей профессии.

Постановка проблемы и цели исследования. Обучение будущих специалистов в условиях вуза предполагает необходимость разработки теоретико-методологических основ проблемы практической подготовки. Высшее учебное заведение можно рассматривать как пространство интенсивной социализации, социокультурного погружения будущего специалиста, интеллектуального, духовного, нравственного, гражданского роста студентов.

Методология. Методологической основой исследования являются:

На философском уровне: философская и психологическая теории деятельности, положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов);

На общенаучном уровне: работы, связанные с системным (И.В. Блауберг, А.Н. Аверьянов) и междисциплинарным (И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, В.С. Безрукова, О.Д. Листунов) подходами;

На конкретно-научном уровне: антропологический (Б.М. Бим-Бад, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков), личностно-ориентированный подход (В.В. Сериков, И.С. Якиманская); работы в области методологии педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский).

Основное содержание. Учитывая, что методология педагогических исследований предполагает обоснование, прежде всего, научных подходов, методов и средств самой исследовательской деятельности в области педагогики , особенное значение имеют исследования, направленные на осмысление проблемы междисциплинарного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов-бакалавров с целью совершенствования его организации.

По мнению В.М. Полонского, А.А. Орлова, А.П. Тряпицыной, междисциплинарные исследования могут осуществляться в достаточно широком диапазоне - от выбора междисциплинарных подходов и адекватных им методов до построения междисциплинарных исследовательских программ . Психологические и педагогические исследования того или иного явления могут представлять проблемное поле для изучения других наук, целесообразность которых обусловлена характером самого психолого-педагогического знания как разновидности гуманитарной парадигмы .

Первая попытка комплексного междисциплинарного исследования принадлежит американскому психологу С. Холлу, который выдвинул идею о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих учёных - психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Но принцип интеграции знаний, представленный в работах С. Холла, так и не был положен в основу целостного исследования.

Следующее системное обращение к попытке провести междисциплинарное комплексное исследование принадлежало отечественному психологу Б.Г. Ананьеву, который выстроил систему связей психологии с другими науками . Весьма значимыми были его утверждения о том, что современные науки (не только социальные), «поворачиваются» к проблемам человека, но именно психология должна занимать среди них ведущую позицию. Очень важно, чтобы психология имела особую предметность, которой, по мнению автора, может быть связь между предметами и объектами наук - междисциплинарное исследование, направленное на изучение человека.

Практическую подготовку студентов вуза к профессионально-педагогической деятельности в контексте современной точки зрения можно рассматривать в качестве междисциплинарного предмета исследования при относительной его цельности, самостоятельности и замкнутости внутри границ объекта, представленного процессом подготовки психолого-педагогических кадров.

Анализ современных исследований в сфере философии, социологии образования, педагогики высшей школы, практического опыта педагогических вузов позволил выделить ряд основных методологических ориентиров, позволяющих рассмотреть общую концепцию подготовки студента к его будущей практической деятельности:

Соотнесение ценностно-целевых аспектов подготовки с формированием личностной и профессиональной готовности выпускников педвуза реализовывать основные функции по видам деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВО;

Разработка и развитие содержательных и технологических аспектов, обеспечивающих студентов умением грамотно осуществлять психолого-педагогический процесс, исходя из особенностей и специфики направлений образовательных учреждений и ее субъектов;

Установку на непрерывность и преемственность в условиях многоуровневой организации образовательного процесса;

Достижение качества образовательных результатов и др.

Исходя из изложенной выше концепции практической подготовки студентов-бакалавров, представим ее основные компоненты, в качестве таковых могут выступать: понятие практической подготовки, ее целей и структуры; практическая подготовка как система и подсистема в образовательной среде вуза; различные связи между компонентами практической подготовки и ее субъектами; динамика процесса практической подготовки студентов в вузе; использование инновационных технологий в практической подготовке бакалавров.

Проведенный анализ позволяет констатировать многоаспектность трактовки понятия практической подготовки. Под практической подготовкой мы понимаем деятельность, направленную на углубление и систематизацию предметных знаний, на приобретение практических навыков в процессе прохождения различных видов практик, выполнения практических заданий, курсовых проектов и включение студентов во внеучебную деятельность. Такой подход представляется нам несколько расширенным, в отличие от другого подхода, который имел место в истории высшего педагогического образования и предполагал под практической подготовкой только участие студентов в различных видах практики.

Междисциплинарный подход позволяет выстроить целостное видение основных принципов практической подготовки, сформулированных исследователями в контексте философского, педагогического и психологического знания: связь теории и практики; последовательное и системное развитие профессиональных умений и навыков; непрерывности; самостоятельности и активности, ориентированных на освоение основных функций и видов будущей деятельности; ответственности за результаты практической деятельности; рефлексии и профессионального саморазвития и самообразования др.

Не менее важным является вопрос о целях и задачах практической подготовки студентов-бакалавров, которые нуждаются в уточнении. Если в основу целеполагания положить личностный, деятельностный и системный подходы, то и формулировка целей практической подготовки студентов будет включать соответствующие компоненты, представленные в системе горизонтальных и вертикальных (по видам практик) связей. Также необходимо учитывать иерархичность целей и задач, принимая во внимание точку зрения психолога А.Н. Леонтьева на задачу, как цель, данную в конкретной ситуации. Если учитывать, что основной целью профессиональной подготовки студентов в педвузе является становление психолого-педагогической направленности их личности, готовности к работе в социально-образовательной среде, то общими задачами практической подготовки могут стать: становление ценностного отношения к избранной профессии, учащимся в ходе ознакомления с реальной образовательной средой; развитие педагогического мышления посредством решения педагогических задач, возникающих в образовательно-воспитательном процессе; формирование основных умений и навыков в соответствующих видах практической психолого-педагогической деятельности; развитие профессионально-личностных качеств, становление субъектности на основе рефлексии результатов практической деятельности, формирования потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.

Практическая подготовка обучающегося обусловлена потребностью обеспечения высокой эффективности обучения, воспитания и развития личности и индивидуальности студента посредством внедрения инновационных форм и методов организации их образовательной деятельности, позволяющей проектировать и самостоятельно решать профессиональные задачи.

В рамках практического компонента осуществляется интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей, развитие инновационных форм участия студентов в индивидуальных, групповых и коллективных формах НИР, развитие системы научного руководства и наставничества научно-исследовательской работой студентов с привлечением ведущих ученых-исследователей. Научно-исследовательская деятельность способствует формированию профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач. Включение студентов в научно-исследовательскую работу целесообразно начинать с первого курса. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что «первокурсник вступает в вузовскую жизнь с ожиданием чего-то нового и если в дальнейшем мотивы его учебной деятельности не сдвигаются на содержание науки, то он может утратить свой первоначальный энтузиазм и овладение знаниями может превратиться для него только в средство для получения диплома» . На протяжении первого-второго курсов студентов знакомят с основами и элементами научных исследований психолого-педагогического направления, развивают навыки самостоятельной работы, профессиональные качества. Участие в проблемной группе на первом курсе позволяет определить сферу научных интересов, повысить уверенность студентов в своих способностях, развить профессиональную направленность. На втором-третьем курсе студенты включаются непосредственно в научно-исследовательскую работу, работая по индивидуальным научным темам, представляя результаты исследований на студенческих научно-практических конференциях, конкурсах и т.д. На третьем-четвертом курсах важна практическая работа на экспериментальной площадке, разработка проектов, грантов, участие в исследовательской работе по заказу определенной организации . Для более эффективной практической подготовки студентов в вузах функционируют студенческие научные общества. На протяжении обучения студент может принять участие в следующих индивидуальных, групповых и коллективных формах научно-исследовательской работы: предметные кружки и проблемные группы, семинары, конференции, «круглые столы», фестивали, форумы, олимпиады, выставки, конкурсы проектов и др.

Для углубления и систематизации практической подготовки важно, чтобы студент делал предметом усвоения содержание предстоящих видов деятельности. Волонтерская деятельность, стажировка, практика на базе психологической службы вуза, конкурс проектов способствуют введению студентов в сложности профессиональной ситуации, «погружая» их для пробы себя в будущей профессиональной деятельности.

Формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда осуществляется в процессе прохождения различных видов практик: учебной и производственной, позволяющих приобрести профессиональные умения и навыки с использованием междисциплинарного подхода, раскрывающего содержательные и организационные аспекты деятельности студентов по освоению средств изучения, понимания, проектирования и конструирования психолого-педагогических условий развития и образования детей и молодежи.

Данная ситуация обусловливает возможность междисциплинарного характера научных исследований процесса практической подготовки обучающихся с учетом различных направлений, уровней методологического знания и социально-возрастных особенностей студенческого периода жизни. С точки зрения психологии период обучения в вузе открывает ступень индивидуализации и совпадает с кризисом юности . Слободчиков В.И. отмечает, что центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени .

Особое внимание в контексте современного образования уделяется владению образовательными технологиями, такими как: информационно-коммуникационные - модульное и контекстное обучение, вебинар, видеоконференция, проблемно-развивающее обучение; проектировочные - мозговой штурм, case-stady, моделирование профессиональной деятельности, выбор оптимальных вариантов; организационно-деятельностные - деловые и ролевые игры; тренинги, мастер-классы, творческие задания и др.; рефлексивно-оценочные - дискуссия, «круглый стол», фокус-группа и др.

Методология проектирования актуальна не только в науке, но и в практической подготовке студентов-бакалавров. Поэтому современная сфера образования актуализирует проектное обучение, позволяющее создавать потребностное будущее, которое помогает прогнозировать его результаты, основанные на интеграции разных знаний, умений и навыков. Потенциал проектной деятельности позволяет реализовать инновационное содержания образования, развитие индивидуальности студентов, их профессионально важных качеств, практическую отработку и реализацию полученных знаний и умений, модели будущей профессиональной деятельности.

Результаты исследования. Анализ представленных методологических подходов к проблеме практической подготовки студентов-бакалавров в педвузе позволяет рассматривать её в структуре следующих составляющих:

Понятие практической подготовки, ее целей и структуры, которая может рассматриваться как система и подсистема в образовательной среде вуза;

Различные связи между компонентами практической подготовки и ее субъектами, что позволяет осуществлять интеграцию учебной, внеучебной и научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей, развитие инновационных форм их взаимодействия;

Динамика процесса практической подготовки студентов в вузе, заключающаяся в прохождении обучающимися различного вида и типа практик, позволяющих приобрести профессиональные умения и навыки по освоению средств изучения, понимания, проектирования и конструирования психолого-педагогических условий развития и образования детей и молодежи на основе междисциплинарного подхода;

Использование инновационных технологий в практической подготовке бакалавров: информационно-коммуникационные; организационно-деятельностные; рефлексивно-оценочные и др.

Заключение. Практическая подготовка студентов-бакалавров в педвузе в контексте междисциплинарного подхода, на наш взгляд, углубляет понимание студентов специфики своей будущей профессиональной деятельности, особенностей работы в учреждениях образования. Поэтому особую роль в успешности практической подготовки будущих специалистов играет комплекс профессиональных и творческих заданий, которые в зависимости от ступени обучения с разной полнотой отражают структуру будущей профессиональной деятельности. В процессе практической подготовки именно навыки исследования, формируемые в процессе реального изучения объекта и профессиональных ситуаций будущих специалистов, служат важнейшим этапом на пути становления профессионала-практика. Погруженность в ситуацию действительности учреждений образования наряду с осмысленными попытками применения и углубления теоретических знаний, полученных в процессе обучения в вузе, полученным заданиям различных видов и типов практик на основе междисциплинарного подхода, обеспечивает эффективность переноса теоретических знаний в практикоориентированную деятельность будущего специалиста. Профессиональная подготовка обучающихся с учетом различных направлений, уровней методологического знания, социально-возрастных особенностей студенческого периода жизни может стать проблемным полем междисциплинарного исследования различных аспектов практической подготовки студентов-бакалавров.

Библиографическая ссылка

Брешковская К.Ю., Декина Е.В., Кувырталова М.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В ПЕДВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27163 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Практическое обучение студентов как фактор подготовки профессиональных молодых кадров

«Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика»

Томас Фуллер

Проблема подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях относится к числу весьма актуальных. Особенно остро она встала с началом постперестроечного процесса, появлением современных технологий, широким применением средств вычислительной техники. Современному хозяйству потребовались такие кадры, которые способны решать новые задачи в сложных и постоянно меняющихся условиях. В системе профессионального образования в настоящее время происходит изменение государственной политики. Идет поиск форм и методов повышения качества образования. Возрастает роль инновационных и экспериментальных методов обучения, направленных на развитие творческих способностей личности, повышения ее активности, приспосабливаемости и адаптируемости к новым условиям.

12 февраля 2015 года на заседании Правительства РФ, посвященного совершенствованию системы среднего профессионального образования Д.А.Медведев озвучил основную цель совершенствования системы СПО так: «создать современную, эффективную систему профессионального образования, которая ориентирована на запросы предприятий, способна удовлетворять потребности нашей экономики».

Среди комплекса мер, который разработало Минобрнауки, одним из трех стратегических направлений обозначено: «сосредоточить ресурсы бизнеса, государства, образовательной сферы в целом на развитии системы среднего профессионального образования».

Здесь речь идет, прежде всего, о том, чтобы студенты совмещали теоретическую подготовку в колледже с практическим обучением на предприятии. При этом работодатели могут активнее участвовать в планировании и реализации программ обучения – это так называемая дуальная система образования.

С этим есть пока проблемы.

Ситуация современного рынка требует новых методов работы образовательных организаций и работодателей. Работодатели, как потенциальные заказчики, должны активно включаться в процесс формирования государственного заказа, определения профессиональных компетенций, участвовать в профессиональной подготовке студента. В данный момент времени в профессиональных образовательных организациях Тюменской области активно внедряются элементы дуального обучения. Действует Центр непрерывного аграрного образования. Начиная с обучения школьников в агроклассах и заканчивая обучением в колледже или ВУЗе.

Учеба в агроклассе – это первый этап аграрного образования, задачи которого заключаются не только в выработке набора жизненно необходимых в современной рыночной среде навыков, но и в эффективной профориентационной работе, к осознанному выбору профессий агропромышленного комплекса, ведению собственного бизнеса.

Одной из важнейших составляющих процесса обучения является практика: учебная, проводимая, как правило, в лабораториях колледжа, а также производственная – вне стен образовательной организации. К числу основных задач практики мы относим не только закрепление и развитие знаний и умений студентов, но и развитие общих и формирование профессиональных компетенций, заложенных ФГОС, приобретение навыков осуществления трудовых функций, упоминаемых в соответствующих профессиональных стандартах.

Системный подход к организации практического обучения в нашем случае заключается в следующем:

Теория и практика увязываются между собой таким образом, что без усвоения знаний, полученных на занятиях, практически невозможно качественно выполнить практическую работу, и, параллельно, весьма сложно осознать и запомнить весь выдаваемый на занятиях и приобретаемый в ходе выполнения самостоятельной работы теоретический материал, если не закрепить его на практических занятиях;

Чтобы на самом высоком уровне справиться с поставленными во время прохождения практики задачами, необходимо использовать знания и умения не только по междисциплинарным курсам, входящим в конкретный профессиональный модуль, но и по предшествующим по учебному плану дисциплинам общеобразовательного, общего гуманитарного и социально-экономического, а также математического и общего естественнонаучного циклов, например, частые затруднения у студентов, пренебрегающих изучением норм русского языка, вызывают задания, связанные с корректным составлением текстов документов и даже отчетной документации по итогам практики;

Изучение конкретного профессионального модуля завершается, как правило, учебной и производственной практиками, а затем – квалификационным экзаменом. От результатов практик напрямую будет зависеть успешность сдачи квалификационного экзамена;

По завершении производственной практики работодатель составляет характеристику на студента, выдает заключение и заполняется аттестационный лист, тем самым, по сути, осуществляет независимую экспертизу профессионального уровня будущего специалиста, и только после этого студент защищает свой отчет по практике и получает за нее итоговую оценку;

У колледжа есть ряд организаций – социальных партнеров, представители которых приглашаются в качестве руководителей комиссий на квалификационные экзамены. Благодаря таким партнерским связям работодатели получают возможность познакомиться с будущими специалистами, оценить их уровень подготовки, профессиональные качества и в дальнейшем пригласить понравившихся студентов на последующие практики, а выпускников – на работу, вместе с тем обучающиеся, соответственно, получают возможность трудоустроиться по специальности.

Таким образом, практическое обучение в колледже является неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов, так как оно:

Повышает эффективность обучения, а значит и снижает в дальнейшем материальные затраты на переобучение, ликвидацию пробелов в знаниях, умениях;

Делает специалиста психологически адаптированным к работе в коллективе;

Позволяет соблюдать баланс между наполнением образовательных программ и современными требованиями рынка труда.

В соответствии с «Комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы» предусмотрено последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в субъектах Российской Федерации.

Цель дуального обучения - обеспечение качества профессиональной подготовки рабочих кадров для базовых отраслей производства в условиях развития социального партнерства.

При реализации дуального обучения большое внимание уделяется прохождению производственной практики, в связи с этим возникает необходимость более тесного сотрудничества с работодателями.

Нами были проведены переговоры с работодателями района с/х направления в результате были заключены договора о дуальном обучении с пятью предприятиями: ИП Бобров, ИП Девятьяров, ООО «Турай», ООО «ПК «Молоко», ИП ГКФХ Шармазанов.

С 5 мая группа по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» находится на прохождении производственной практики.

В целом между колледжем и организациями, предоставляющими базы практики, выполняется двусторонне сотрудничество, в результате чего мы получаем возможность привлекать для практической и учебной работы со студентами высококвалифицированных специалистов, вырабатывать общие требования к компетентности специалистов, облегчить процесс профессиональной адаптации выпускников и трудоустройство. Организации и предприятия, в свою очередь, получают специалиста, соответствующего их потребностям, могут осуществлять работу по непрерывному образованию своих сотрудников, получают возможность быстро адаптировать молодых специалистов. Результаты совместной деятельности обсуждаются на встречах, тематика которых касается качества образования, качества выполнения работ в профессиональной деятельности. Такие встречи помогают осознать потребности как учебной организации со стороны предприятий и организаций, так и учесть требования работодателей при подготовке специалиста. Без конструктивного диалога невозможно определить направления совершенствования профессионального образования.

В колледже постоянно проводится оценка степени готовности студентов к профессиональной деятельности, по результатам анкетирования социальных партнеров. Из полученных ответов наставники определяют работу студентов как успешную и дают положительную оценку качества профессиональной готовности своих практикантов. Они отмечают такие качества студентов как компетентность, достаточный уровень профессиональной подготовки, активность и заинтересованность в работе, дисциплинированность и исполнительность. Анализ полученных характеристик после прохождения производственных практик позволяет проследить динамику профессиональной компетенции студентов колледжа. Такой подход повышает профессиональный уровень выпускника и сокращает время и затраты предприятия на адаптацию молодого специалиста.

В настоящее время проблема трудоустройства выпускников колледжа достаточно остро стоит в условиях современных тенденций развития рыночной экономики. Каждый выпускник рассчитывает найти работу по профилю полученной специальности, получать достойную заработную плату и видеть перспективу карьерного роста.

Работать по своей специальности – это залог профессионализма.

Полученные знания являются стартовой площадкой для дальнейшего профессионального роста выпускников. Некоторые студенты устраиваются на предприятия, где проходили производственную практику. Все специальности, по которым ведется обучение в нашем колледже, перспективные и, несмотря на, сегодняшний кризис, хочется верить, что наши выпускники станут востребованными специалистами, профессионалами своего дела.

    Практика и стажировка для студентов - отличный способ попробовать себя и поближе познакомиться с будущим работодателем, понять, на какие профессиональные цели ориентироваться в будущем.

    Стажировки для работодателя – это одна из стратегий формирования кадрового резерва, формирования позитивного имиджа в студенческой среде, а также стратегия постоянного обеспечения потока студентов в компанию.

    В зависимости от направления подготовки, студенты могут проходить практику на различных предприятиях. С некоторыми организациями заключены договоры. Реестр договоров с предприятиями При желании студентов, данный список может пополняться интересующими предприятиями.

    Сроки проведения практики устанавливаются университетом на основе ФГОС специальности (направления) с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей учебно-производственной базы университета и сторонних организаций, являющихся базами практик, в соответствии с учебным планом, годовым календарным планом учебного процесса, программами по специальностям.

    Практическую подготовку студент ПВГУС может осуществлять по согласованию с деканом факультета и заведующим кафедрой по индивидуальному графику.

    При самостоятельном поиске места прохождения практики студенту необходимо:

  • предоставить на выпускающую кафедру, либо в отдел мониторинга, практической подготовки и трудоустройства (ОМППиТ) с предприятия;

На основании поданных документов выпускающая кафедра формирует приказ о распределении студентов по базам практики.

В случае прохождения практики студентом по индивидуальному графику:

  • предоставить ;
  • предоставить на выпускающую кафедру, либо в ОМППиТ Единовременный договор на проведение практики с предприятия.

При положительном решении ректора о прохождении практики по индивидуальному графику, необходимо получить индивидуальное задание на практику у руководителя практики на выпускающей кафедре. Затем нужно получить направление на практику в ОМППиТ, согласно приказа о распределении студентов на практику.

В случае, когда студент осваивает основную образовательную программу по индивидуальному плану, для прохождения практики студенту необходимо:

  • составить согласованный с ведущими преподавателями ;
  • получить разрешение на индивидуальный график обучения;
  • получить индивидуальное задание на практику у руководителя практики на выпускающей кафедре;
  • получить направление на практику, согласно приказа.

По окончании практики студент составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики от университета. Отчет должен быть подписан руководителем практики от предприятия и заверен печатью предприятия. Руководитель практики от предприятия выставляет оценку работы студента во время практики. Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период практики.

Отчет по практике должен соответствовать месту практики по приказу о распределении студентов на практику.

Для оформления отчета студенту выделяется от 2 до 10 дней. После проверки и предварительной оценки руководителя, отчет защищается на кафедре руководителю практики.

Студент, не выполнивший программу практики по уважительной причине, направляется на практику вторично, в свободное от учебы время.

Невыполнение программы практики без уважительной причины или неудовлетворительная оценка при защите отчета является академической задолженностью, которую студент обязан ликвидировать в установленном порядке.

Программа по практики, объединяющая весь комплекс задач практической подготовки будущих бакалавров и специалистов, разрабатывается ведущим преподавателем выпускающей кафедры, хорошо знающим производство и учебный процесс и принимается учебно-методическим советом специальности (направления) в соответствии с компетенциями, указанными в ФГОС ВО и ФГОС СПО. В сквозной программе практики определяется содержание каждого вида практики, направленное на создание преемственности теоретической и практической подготовки, обеспечивающей качественную подготовку бакалавров и специалистов.

Практическая подготовка студентов является обязательным компонентом образовательно-профессиональной программы для получения квалификационного уровня и имеет целью приобретения ими профессиональных навыков и умений. Целью практики является овладение студентами современными методами, формами, средствами будущей профессиональной деятельности, ее организации, формирование профессиональных умений и навыков, воспитание потребности систематического обновления.

Практика студентов:

¨ является составной частью процесса подготовки специалистов в высших учебных заведениях;

¨ предусматривает непрерывность и последовательность ее проведения при получении нужного достаточного объема практических знаний и умений в соответствии с различных образовательных и квалификационных уровней: младший специалист, бакалавр, специалист, магистр

¨ проводится, в первую очередь, на базе учебных заведений, научных учреждений, юридических объединений, правоохранительных органов и органов государственного управления, а также на предприятиях и в организациях, учреждениях различных отраслей хозяйства.

Перечень видов практик для каждой специальности или специализации, их формы, продолжительность и сроки проведения определяются в учебных планах.

Основными видами практики в высших учебных юридического образования являются:

¨ внеучебная, проводимой в форме привлечения студентов в свободное от плановых занятий время к работе в юридических учреждениях и объединениях, мероприятиях по охране общественного порядка, профилактики правонарушений среди молодежи и тому подобное. Данный вид практики предполагается в годовых планах и графиках прохождения учебного процесса высшего учебного заведения по представлению соответствующих кафедр;

¨ ознакомительная, которая предназначена для первичного ознакомления студентов с различными видами юридической деятельности, формирования профессиональных ценностных ориентаций, улучшение профессионального отбора;

¨ стажировки - является завершающим этапом обучения и проводится после освоения его теоретической части и перед выполнением квалификационной работы или дипломного проекта, с целью подготовки будущих специалистов-юристов к самостоятельному выполнению профессиональных функций на определенной должности или сфере профессиональной деятельности, приобретение ими необходимых профессиональных навыков и умений, сбора фактического материала для выполнения квалификационной и дипломной работы, сдачи государственных экзаменов. Во время этой практики усугубляются и закрепляются теоретические знания по всем дисциплинам учебного плана.

¨ сквозной программой практики, которая должна соответствовать нормативным документам Министерства образования Украины, других министерств и ведомств, требованиям заказчиков, учебному плану, образовательно-профессиональной программе специальности, квалификационной характеристике специалистов;

¨ рабочие программы соответствующих видов практики, которые в частности содержат рекомендации по видов, форм, тестов проверки уровня знаний, умений, навыков, которые студенты должны достичь.

Практика студентов проводится на базах практики, которые должны отвечать требованиям программы, определяются высшим учебным заведением и заказчиками на подготовку специалистов. Студенты могут самостоятельно с разрешения соответствующих кафедр или цикловых (предметных) комиссий подбирать для себя место прохождения практики и предлагать его для использования.

Организация, проведение, руководство и контроль за прохождением практики студентами осуществляется руководителями высших учебных заведений, соответствующими кафедрами или предметными (цикловыми) комиссиями, в отдельных высших учебных заведениях - руководителями практики (заведующими отделами практики), а в техникумах, колледжах и других учебных заведениях эквивалентного уровня - заместителем директора по практическому обучению.

Организация, проведение, руководство и контроль за прохождением практики предусматривает:

¨ контроль за подготовленностью баз практики;

¨ распределение студентов на практику с учетом заказов на подготовку специалистов и их будущего места работы после окончания обучения;

¨ проведения перед началом практики организационных мероприятий: инструктажей о порядке прохождения практики и по технике безопасности, предоставление студентам-практикантам необходимых документов (направление, программы, дневника, календарного плана, индивидуального задания, тем курсовых и дипломных работ, методических рекомендаций и других);

¨ информирование студентов об установленной системе отчетности по практике, а именно: письменного отчета, выполнение квалификационной работы, порядок оформления выполненного индивидуального задания, подготовка доклады, сообщения, выступления и тому подобное;

¨ назначения базами практики руководителей практики, определение их обязанностей;

¨ контроль за обеспечением нормальных условий труда и быта студентов и проведения с ними обязательных инструктажей по охране труда и техники безопасности;

¨ контроль выполнения студентами-практикантами правил внутреннего распорядка, ведение табеля посещения студентами базы практики;

¨ сдачи зачетов по практике и тому подобное.

Для студентов, обучающихся без отрыва от производства, может предусматриваться практика продолжительностью до одного месяца.

При наличии вакантных мест студенты могут быть зачислены на штатные должности, если работа на них соответствует требованиям программ практики. При этом не менее 50 процентов времени отводится на общих профессиональную подготовку по программе практики. После окончания срока практики студенты отчитываются о выполнении программы и индивидуального задания, как правило, в форме письменного отчета, подписанного и оцененного непосредственно руководителем от базы практики, а также сдают зачет. Письменный отчет вместе с другими документами, установленными учебным заведением (дневник, характеристика и т.д.), подается студентом на рецензирование руководителю практики от учебного заведения.

Зачет принимается студентов комиссией на базах практики в последние дни ее прохождения, или в высшем учебном заведении в течение первых десяти дней семестра, начинается после практики.

Студенту, который не выполнил программу практики без уважительных причин, может быть предоставлено право прохождения практики повторно при выполнении условий, определенных высшим учебным заведением. Студент, получивший от комиссии негативную оценку по практике, исчисляется из высшего учебного заведения.

Во время практики в период работы на рабочих местах и должностях с выплатой заработной платы, за студентами сохраняется право на получение стипендии по результатам итогового контроля. Всем студентам-практикантам государственных высших учебных заведений на период практики, проводимой за пределами места нахождения высших учебных выплачиваются суточные за счет расходов на практическую подготовку, а также их проезд железнодорожным, водным и автомобильным транспортом к месту нахождения баз практики и обратно, проживание в общежитиях баз практик или в арендованных для этого жилых помещениях.

Подготовка студентов к практике предполагает:

1) разработку программы по каждому виду практики, форм и методов ее проведения; составление единого графика прохождения практик;

2) организацию учебной и учебно-методической работы (подготовка пакетов заданий и рекомендаций для студентов, обновление учебно-методических материалов и т. п.);

3) проведение установочных и итоговых конференций для студен­тов, совещаний профессорско-преподавательского состава и сотрудников, отвечающих за организацию и проведение практик, заключение договоров с базовыми учреждениями, проведение координационных совещаний с их представителями, контроль прохождения практик студентами и т. п.

Важнейшим условием, обеспечивающим эффективное использо­вание учебного времени, отводимого на практику, является подготовка студента к данному виду деятельности в течение всего периода обуче­ния. Она должна проводиться в следующих направлениях:

Собственно профессиональное обучение, реализуемое через теоретические и практические курсы;

Профессиональное воспитание личности, которое выступает как специально организованный процесс приобщения студента к профессиональной деятельности и формирования у него профессионально важных качеств личности специалиста.

Первое направление, прежде всего, связано с усвоением студента­ми системы теоретических знаний. Такая подготовка осуществляется на лекционных и практических занятиях, которые могут проходить в виде семинаров, тренингов, иммитационно-ролевых и деловых игр.

На семинарах предполагается предварительная защита проектов деятельности, что помогает студенту совершенствовать свои методи­ческие умения и навыки. Проигрывание различных ситуаций, прове­дение фрагментов занятий, бесед, мероприятий по организации досуговой деятельности детей и т.д. Это способствует успешной практической деятельности, придает уверенность в собственных силах, позволяет заранее увидеть просчеты и ошибки в своих действиях. Кроме того, еще до выхода студентов на практику у них должны быть сформированы, по крайней мере, две группы умений, а именно:

Аналитические (способность выделять главное, ставить пробле­му выдвигать гипотезу, собирать нужную информацию, подбирать методы и способы решения проблемы, разрабатывать план действий, оценивать его результаты);

Коммуникативные (способность входить в контакт с человеком, поддерживать общение с ним, решать в общении конкретные задачи).

Аналитические умения вырабатываются у студента в результате наблюдения за действиями опытных педагогов, анализа собственной деятельности, совместного обсуждения проблем в ходе лекционных и семинарских занятий и т. д.

Коммуникативные умения реализуются через групповые и кол­лективные методы обучения: тренинги, моделирование ситуаций, иг­ровые модели, групповые дискуссии.

Второе направление - профессиональное воспитание. Этот про­цесс очень трудоемкий, занимает много времени и, в конечном счете, позволяет сформировать у студентов такие профессионально значимые личностные качества, как гуманность, альтруизм, эмпатия, чувство собственного достоинства, рефлексию, аутентичность и конгруэнт­ность. Для формирования таких качеств необходимо выстраивать в вузе гуманистические отношения, развивать стремление у студентов к взаимопомощи.